Греческие колонии в малой азии.

Расположение

Милет (Miletos) - это один из древнейших ионийских городов, расположившихся на территории Турции. В древности Милет являлся богатым и могущественным полисом, чья власть признавалась на всем средиземноморском побережье. В своих рукописях Геродот упоминает об этом городе, как о "жемчужине Инонии". Милет находится в западной части страны, в нескольких километрах от Эгейского моря. В античные времена город возвышался на полуострове, омываемом Латмийским заливом. С материком он был соединен лишь узкой полоской суши, что делало его неприступным для врагов. На сегодняшний день Милет известен как крупнейших археологический центр, а также одна из самых любимых туристических достопримечательностей.

Как добраться

Удобнее всего посещать Милет в рамках экскурсионных маршрутов, но, при желании, до города можно добраться и самостоятельно. Ближайший аэропорт, расстояние до которого составляет 95 км, находится в Бодруме. Оттуда вам на рейсовом автобусе необходимо добраться до Дидима, где пересесть на маршрутное такси. Также вполне подойдет долмуш, курсирующий от Сёке до Балата.

История

Как свидетельствуют исторические документы, Милет был основан в IV тыс. до н.э. карийцами. Удобное географические положение и благоприятные климатические условия в скором времени превратили его в крупнейший торговый центр Средиземноморского побережья. В VII веке до нашей эры город переживает эпоху своего расцвета. Жители Милета основывают свои колонии вдоль берегов Черного и Мраморного морей, в Египте.

На этот же период приходиться необычайный культурный подъем Милета. Именно в те времена в нем жили и творили великий Геродот, Пифагор, Фалес Милетский, Анаксимандр. Город превратился в крупнейший научный центр, где развивались такие науки как философия, математика, астрономия, физика.

В V ст. нашей эры город оказывается во власти персов, которые практически полностью уничтожают его. Вновь получить свободу Милету удается через пятнадцать лет, благодаря победе греческого флота над персам. По окончанию войны греки берутся за восстановление города. Однако спустя столетие он вновь оказывается в руках персов во главе с Александром Македонским.

В эпоху римских завоеваний город становится частью Римской империи. Этот период называют вторым рождением Милета. Он снова приобретает статус крупного торгового порта и экономического центра. Но постепенное изменение береговой линии приводит к тому, что город оказывается в нескольких километрах от моря и утрачивает свое значение. Жители начинают покидать город, и уже в Византийские времена Милет приходит в упадок.

Сейчас на месте античного города находится небольшой поселок Палатия.

Достопримечательности

Экскурсия по древнему Милету традиционно начинается с торговых рядов, расположенных недалеко от Львиной бухты (Lion Bay). Рядом с ними находятся руины здания Городского Совета и Булевтерий (Bouleuterion).

Наиболее примечательным сооружением в городе считается огромный Театр, рассчитанный на 15 тыс. зрителей. Он был возведен во II веке н.э. на склоне холма. Высота этого сооружения составляет 30 метров, а диаметр - 140 метров. В результате раскопок стало известно, что Римский театр был возведен на фундаменте античного греческого театра. Здесь же рядом можно увидеть остатки стен византийского замка, построенного в VIII ст. н.э.

Также стоит обязательно взглянуть на храм Аполлона Дельфийского (Deophinion), который за время своего существования пережил несколько реконструкций, объединив в себе черты эллинской и римской культур.

Ближе к центру города находятся знаменитые термы Фаустины (Baths of Faustina), названные так в честь жены Марка Аврелия. В их дворе все еще можно рассмотреть остатки колоннады и фонтанов. В былые времена здание включало в себя гимнастический зал, аподитерим, бассейн.

К югу от устья реки Большой Мендерес, которая в древности называлась Меандр, находятся руины одного из некогда самых могущественных и богатых ионийских городов. Милетус или Милет был основан во второй половине четвертого тысячелетия до нашей эры, примерно к 3500 – 3000 годам до н.э. Расположенный на западном побережье Анатолии в Турции, город считался важным центром философии и точных наук того времени. Геродот назвал его «жемчужиной Ионии». Греческие ученые создали здесь школу философии, а научными трудами в городе занимались такие великие умы человечества как Талес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен проводили здесь лекции об устройстве мира, бытии, занимались астрономией и геометрией.

Город находился в северо-западной части полуострова, и его естественной границей была Гераклейская бухта, в которую и впадал Меандр - самая полноводная река Малой Азии, впадающая в Эгейское море. С отрогами Карийских гор полуостров граничил на востоке. На юге полис омывался бухтой Менделии, а на западе граничил с Эгейским морем. В этой местности небольшие долины сменялись гористыми плато, а по оврагам текли речушки, орошающие поля и пастбища. Благодаря такому обилию горных источников жители полиса с успехом занимались земледелием, садоводством и виноделием.

Так как в городе были найдены тексты линейного письма и фрагменты фресок минойского стиля, считается, что первые поселения здесь возникли к неолитическому периоду. По легенде город был основан героем по имени Милет, который переселился сюда с Крита. В одно время с Милетусом были основаны или заселены и одиннадцать других ионийских городов, а также 12 полисов Эолии. Вместе с этими городами полис входил в так называемый Панионийский религиозный союз, который образовался около 700 г. до нашей эры, и был признан главой союза.

Благодаря удачному местоположению, в городе были развиты торговля и судоходство. Торговые суда Милета пересекали все Средиземное море, и часто заходили в Понт Эвксинский (Чёрное море), до устья реки Танаис (Дон). По берегам Понта Милет во время своего расцвета владел 80-90 колониями. Милетская колония была даже в Древнем Египте.

Полис делился на внешнюю и внутреннюю части. Последняя из них имела особую крепость, обе части которой были окружены одной стеной. В городе было четыре гавани, защищенные с моря Трагасайскими островами.

Милету неоднократно приходилось отстаивать свою независимость. Он боролся против лидийских царей и персидских владык. Четвертый век до нашей эры был периодом высшего расцвета науки и культуры полиса. Тираны города в этот период поддерживали дружественные отношения с персидскими царями. Но уже в 494 году до нашей эры город был захвачен персами и разрушен. Вскоре здесь вновь поселились греки. Блестящий период расцвета Милета приходится на Римскую эпоху, но в Византийские времена город пришел в упадок и утратил свою былую значимость в результате затопления порта. Значение его катастрофически уменьшилось со времени его вторичного разрушения Александром Македонским. Теперь на месте города стоит бедная деревушка Палатия, а античный город Милет представляет собой хорошо сохранившиеся руины.

В городе можно осмотреть хорошо сохранившиеся руины древнего театра, когда-то вмещавшего 15 тысяч зрителей. Это самое величественное сооружение Милета относится в римскому периоду и находится сразу же у входа за билетной кассой. Театр был построен во втором веке на фундаменте более древнего греческого театра. Он расположен на склоне единственного в городе холма. Размеры сооружения впечатляют: диаметр его амфитеатра составляет 140 метров, а высота равна 30 метрам.

Над театром сохранились руины византийского замка, датируемого VIII веком, и фрагменты когда-то довольно протяженных городских стен, которые огораживали двойным кольцом обе части города. Отсюда открывается отличный вид на весь полис.

Если спускаться с этой смотровой площадки к центру города, дорога пройдет мимо эллинистических гробниц, за которыми расположен небольшой круглый фундамент. В первом веке до нашей эры на нем стоял памятник в честь победы в морском сражении. В то время он находился на берегу бухты «Львиный залив», на берегу которой были найдены каменные львы. Расположенная здесь колоннада вела к храму Аполлона Дельфийского, покровителя судов, портов и мореплавателей. Это святилище было основано еще в древние времена, но дважды подвергалось реконструкции. В эпоху эллинизма сооружение было отреставрировано в дорическом стиле, а в римский период портики храма были переделаны на коринфские.

В Милете хорошо сохранились знаменитые термы Фаустины, построенные примерно в 150 году. Они посвящались сумасбродной жене Марка Аврелия и были подарком императора городу. Термы копировали римские, так сказать, предтечу турецких бань (хамам). Их центральный двор был окружен коринфскими колоннами, а в гимнастический зал можно было пройти через аподитериум, зал для раздевания, где стояли статуи Муз (сейчас они находятся в Музее Стамбула). Скульптурами, которые раньше были фонтанами центрального бассейна, был украшен и фригидарий бань. Одна из них представляла собой местное божество Меандр, а другая была выполнена в виде львиной головы.

Самым неожиданным на территории Милета является здание мечети, образец ранней турецко-османской архитектуры, восхищающий туристов искусной резьбой по камню. Мечеть была построена в начале XV века эмиром Ментеше Ильяс-беем в благодарность за свое благополучное возвращение из плена у Тамерлана. Это небольшое сооружение украшено мраморными плитами, а венчает его изящный купол. В здании был один минарет, который разрушился во время землетрясения в 1958 году. Ранее при храме существовали караван-сарай и медресе, но сейчас на заросшем травой дворе можно увидеть только стоящие и лежащие в беспорядке надгробные плиты.

Также в Милете можно осмотреть оставшуюся половину некогда огромного фонтана, частично восстановленный ионический портик, северную Агору (рыночную площадь). К западу от нее сохранились руины храма Серапия, датируемого III веком.

Большая же часть остальных зданий эллинской и римской эры скрыта за густыми зарослями колючего кустарника или под землей. Лучшее время посещения Милета - весна, когда развалины окружают свежая зелень и цветы. Интересным является факт, что имя милетцев у древних вошло в пословицу и употреблялось для обозначения счастливых и удачливых людей, так сказать «баловней счастья».

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Милет является одним из самых загадочных и древних античных городов . Он располагается к югу от устья реки Большой Мендерес, на территории Малой Азии. В древности, это был один из наиболее процветающих и могущественных центров региона, который населяли древнегреческие племена ионийцев. Сегодня же он представляет собой уникальный археологический комплекс, с несколько мистическим ореолом и богатым историческим наследием, в виде сохранившихся до наших дней античных строений, многие из которых появились на свет задолго до нашей эры.

Особенности

Одним из главных достоинств Милета является то обстоятельство, что спроектирован он был величайшим древнегреческим архитектором-градостроителем античного мира – Гипподамом Милетским. Его гениальные теории до сих пор используются современными дизайнерами при проектировке городов и жилых массивов. Задумка о прокладывании главных улиц таким образом, чтобы они перпендикулярно, под прямым углом пересекались вспомогательными улицами города, стала его своеобразным фирменным логотипом, который получил своё отражение и при планировке Милета. По своей дизайнерской структуре город был разделён на 3 внушительные зоны, две из которых представляли жилые кварталы, а одна предполагалась в качестве обширной торговой территории. В ходе процесса планировки Гипподам продумал все детали, связанные с водоснабжением улиц, корабельными доками, бухтой, условиями для строительства, местами для торжеств и многое другое. Сегодня, Милет находится в плачевном состоянии, и не слишком избалован туристическим вниманием, особенно весной, когда Большой Мендерес выходит из берегов, затапливая руины некогда величественного ионийского города.

Общая информация

Территория археологического комплекса составляет несколько кв. км. Для посетителей он открыт круглый год, а временные периоды варьируется в зависимости от сезона: с 08.30 утра до 18.30 с мая по октябрь и с 08.30 до 17.30 с ноября по апрель. Местное время отстаёт от московского на 1 час зимой и совпадает летом. Часовой пояс UTC+2 и UTC+3 в летние месяцы.

Краткий экскурс в историю

Согласно историческим данным, Милет основали выходцы из Аттики, примерно в X веке до нашей эры, а этнический состав был представлен греками в процессе ранней ионийской колонизации. VII век до н. э, сначала ознаменовался для города ожесточёнными сражениями с вторгшимися на эти земли киммерийцами, а затем экономическим подъёмом, связанным с успешной торговлей на Средиземноморье. Окрестности Милета изобиловали тогда плодородными равнинами, и многие жители активно занимались сельским хозяйством и виноделием. В годы своего расцвета символ могущества Ионии, делился на внешний и внутренний город, окружённый крепостной стеной и имевший 4 гавани. Трагасайские острова Ладе, Дромиск, Перне, защищали его с воды. Тогда, в Милете жили такие известные древнегреческие философы, как Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен и Аспасия – жена известного государственного деятеля, Перикла. Именно с греческим периодом владычества связаны наиболее славные страницы истории Милета.

С приходом нашей эры город уже начал терять былое величие, в особенности после 494 года, когда был разрушен персами. Вскоре его восстановили, но после повторного разрушения армией Александра Македонского, он окончательно утратил своё значение. В 1328 году власть в данном регионе захватили турки, а через некоторое время, после того, как Эгейское море отступило от берегов Милета на несколько километров, его покинули местные жители. Тольку спустя столетия, рядом с античными руинами выросла маленькая деревушка Палатия, а один из некогда величественных культурных и политических центров древнегреческой цивилизации, превратился в архитектурный комплекс.

Климат

В регионе главенствует мягкий средиземноморский климат, с тёплой зимой и жарким летом. С мая по октябрь тут довольно жарко и душно, а средняя температура воздуха составляет около +30 градусов. Этот временной промежуток считается в Турции купальным сезоном, поэтому с близлежащих курортов Эгейского побережья сюда съезжаются любители древностей, хотя в целом их количество очень не значительно.

Как добраться

Милет находится недалеко от , откуда до античного города можно доехать с пересадкой через посёлок Сёке. Оттуда, до места курсируют долмуши. На шоссе хорошо видны указатели в сторону комплекса, поэтому можно выйти прямо на нужной развилке и дойти пешком. Благо путь составляет не более 1 км. Впрочем, для надёжности, лучше воспользоваться такси, которые доставляют туристов прямо от дверей отеля до руин.

Достопримечательности и развлечения

Главным объектом археологического комплекса выступает внушительных размеров эллинистический театр, возраст которого насчитывает около 6000 лет. На живописном холме, прямо за ним, обращают на себя внимание руины древней византийской крепости, откуда открывается изумительная панорама на Милет и его окрестности. Неподалёку от крепостных стен располагаются термы Фаустины, возведённые в 164 году нашей эры по приказу супруги римского императора Марка Аврелия. Не меньшего внимания достойно Святилище Аполлона Дельфийского, появившееся на свет в эпоху эллинизма и от которого к храму Аполлона в Дидимах, ведёт знаменитая Священная дорога. На некотором отдалении от руин храма Сераписа, датированного III веком нашей эры, возвышается памятник посвящённый Августу в честь его победы в битве при Акции. Непременно стоит прогуляться по Северной Агоре, с реконструированной колоннадой, развалинами эллинистической гимназии и Булевтерием. Рядом, находятся стадион с вместительностью до 15000 мест, построенный ещё древними греками, мечеть Ильяс-Бея, созданная в 1404 году и руины римских бань, позволяющие оценить крепость и надёжность сооружений возводимых римлянами. Сегодня, археологами обнаружена лишь треть всего античного города, в то время как остальная территория всё ещё размещается под землёй.

В силу того, что никакой инфраструктуры рядом с комплексом нет, всё самое необходимое следует брать с собой. Несмотря на значительные разрушения, бывший торговый и культурный центр Ионии производит сильное впечатление и для истинных любителей древностей служит настоящим проводником в прошлое, поверхностно знакомя их с культурой и образом жизни людей античной эпохи.

Имеет смысл взглянуть на Милет более пристально, так как интереснейшие находки, обнаруженные там в начале прошлого века, были в основном уничтожены до публикации результатов исследований. Кроме того, нет и общего отчета о последних открытиях на «микенской» стене.

Из всех поселений на побережье Малой Азии Милет производит наиболее сильное впечатление на современного посетителя. Когда-то называвший себя «первоосновой Ионии», «столицей Азии» и «матерью бесчисленных городов во многих частях света», Милет сейчас расположен в 4 милях от моря, оказавшись на возвышенности и без воды из-за ила, нанесенного рекой Меандр. Можно пройти пешком по занесенному песком и заросшему чахлым кустарником входу в его гавань. Необъятные руины античного города простираются вдоль того, что было когда-то мысом длиной примерно в милю и шириной от 1200 ярдов в самом широком месте до 200 ярдов у северной оконечности. Мыс имел три главных выступа, образуя естественные гавани, смотрящие в сторону Эгейского моря. В самой южной и мелкой, напротив большого театра, немецкие археологи после Второй мировой войны раскопали замечательные остатки времен бронзового века. Похоже, что Милет первоначально был критским поселением, захваченным микенцами в XV в. до н. э. Впоследствии оно было уничтожено сильным пожаром около 1320 г. до н. э. и вновь отстроено и окружено системой укреплений. Длина стены превышала 1100 ярдов, площадь, огороженная стеной, составляла 50 000 кв. ярдов (сравните, к примеру, с 38 500 кв. ярдами в Микенах, 22 000 - в Тиринфе и 20 000 - в Трое VI). Это был уже достаточно большой город. Стена имела одну замечательную особенность - квадратные бастионы шли через каждые 15 ярдов, что не имеет аналогов в хеттской, позднемикенской и кипрской архитектуре, и вполне возможно, что Милет был связующим звеном между анатолийской и Эгейской культурами. О внутренней планировке города мы знаем мало, но там были печи для обжига и сушки глиняной посуды, дома, а на невысоком холме - что-то вроде жилого комплекса, сконцентрированного вокруг площади - возможно, «дворец». Эти раскопки прерваны, хотя была надежда найти таблички. Керамика, связанная с этими остатками, включает множество микенских изделий, и не было особых сомнений относительно греческого присутствия в городе. Это подтвердилось после открытия в 1907 г. кладбища в миле на юго-запад от города. До сегодняшнего дня сохранилась дюжина высеченных в скале микенских гробниц с характерной круглой камерой и узким входом. К сожалению, их содержимое было уничтожено в Берлине во время Второй мировой войны, но та керамика, которая экспонировалась на выставках, была XIII в. до н. э. Вполне вероятно, что впереди находки других захоронений, относящихся к минойскому поселению.

Оценить общественное положение людей, для которых делали эти гробницы, можно по кладбищу, обнаруженному к югу от Мюсгеби (XIV–XIII вв. до н. э.). Здесь, примерно в 50 камерах, найдено большое число стремянных кувшинов, больших и маленьких ваз, типичных паломнических фляжек, чашек, кувшинов с длинным горлышком (все из материковой Греции), а также веретен, ожерелий, курильниц, браслетов, горшочков для фимиама или мазей и коллекция великолепного качества бронзового оружия - наконечников копий, искривленных лезвий, кинжал с рукояткой и короткий меч. Эти находки, выставленные в Бодрумском музее, создают ощущение принадлежности зажиточным эмигрантам. К таковым относилась, по крайней мере, часть микенской прослойки в Милете. Среди них, очевидно, были мастера и мастерицы разных ремесел.

Хотя скептическое отношение к тому, чтобы считать Милет микенской «колонией», и справедливо, но все же на всем протяжении поры расцвета микенского могущества на материке этот город был центром греческих контактов с Анатолией. Приблизительно с 1300 г. до н. э. микенцы были заметной составляющей населения Милета. Однако захоронения на богатом кладбище еще не доказывают, что они правили городом. Примерно с этого времени в Милете была могущественная власть, сумевшая возвести мощную стену длиной более тысячи ярдов. Она наладила импорт микенских гончарных изделий и изготовление местных копий, установила связи с другими анатолийскими греческими поселениями, такими как Иасос, осуществляла торговлю с Угаритом в Сирии, а возможно, и с Кипром и Троей. Был найден один предмет, привезенный от хеттов, - паломническая фляжка. Вероятно, что из этих краев происходили рабыни, названные в табличках Milatiai, которых мы видели работающими на льняных плантациях на материке. С учетом размеров Милета и богатства его гробниц трудно не прийти к заключению, что это был крупнейший и богатейший центр микенского влияния в Малой Азии, в котором перемещались минойцы, греки, ликийцы и анатолийцы. Правда, на основании одних лишь археологических данных трудно сказать, имел ли он прямые политические сношения с какой-нибудь частью материковой Греции. Но как мы увидим дальше, если судить по хеттским табличкам, то, пожалуй, - имел.

Факел света в руке Аполлона,

Воздух полон богинь и богов.

Над Милетом кружатся фотоны,

Защищая его от врагов…

Легендарный Милет того времени - это богатейший ионический город, с населением более пятисот тысяч человек, который располагался на побережье Малой Азии недалеко от острова Самос. Город был населен эллинами с середины II тысячелетия до нашей эры, сначала критскими эолийцами (ахейцами), а позднее (с XI века до н.э.) аттическими ионийцами. В VIII веке до нашей эры Милет превратился в крупнейший ремесленный и торговый центр Эллады, богатевший на международной торговле. В этом древнем городе развивались текстильное и керамическое производства, кораблестроение, производство металлов, философов и деятелей искусств, а также монетное дело. В VII-VI веках до нашей эры милетянами было основано около 80 колоний на средиземноморских побережьях Азии, Африки и Европы. Дорогие мои, вы, наверное, еще не знаете, что многочисленные греческие колонии на берегах Черного моря были основаны милетянами. Одной из первых выходцами из Милета в Северном Причерноморье была основана Ольвия (возле современного города Николаева). Она стала крупным торговым и ремесленным центром. Здесь греки продавали скифам масло, вино, ремесленные изделия, а покупали у местного населения пшеницу, коней и рабов. Самым крупным городом-государством в Крыму был Пантикапей (современная Керчь). Он тоже был основан милетянами. В результате войн Пантикапей захватил береговые земли по обе стороны пролива Боспора Киммерийского и создал обширное Боспорское царство. В него вошли многие греческие города и местные племена. Другим сильным государством Причерноморья стал полис Херсонес (современный Севастополь), который также основали жители Милета.

Около 600 года до нашей эры при тиране Фрасибуле Милет достиг своего экономического и культурного расцвета. Цари Лидии неоднократно пытались силой захватить богатейший город Ионии, но их многотысячные армии были разбиты в сражениях войсками Милета. В этом славном городе жили и творили такие мудрецы и физиологи как Фалес, Анаксимандр, Ферекид, Анаксимен, логограф (географ и историк) Гекатей. Да, старый добрый Милет был главным городом всей Ионии, столицей Союза Двенадцати ионических городов. В то время Иония была густо заселена выходцами из Аттики и других областей Эллады, потомками Иона, внука Эллина. Поселенцы построили в Малой Азии 12 крупных городов: Хиос, Эритры, Теос, Колофон, Эфес, Самос, Приена, Милет, Фокея, Клазомены, Лебедос, Миунт. Позднее в ионийский союз вошла еще Смирна, эолийский город. Общеэллинским религиозным центром ионийского двенадцатиградья стало святилище Панионион на мысе Микале. Мыс Микале находится на побережье Малой Азии как раз напротив острова Самос.

Городская жизнь ионийцев, промышленное товарное хозяйство, строительство и торговля были немыслимы без системы мер и весов. Ее, как и письменность, древнегреческие жители полисов переняли с Востока, прежде всего из Вавилонии и Египта. Главной единицей веса служил фунт, состоявший в Милете, как и в Двуречье, из 60 мин. Во всем остальном жители Эллады воспользовались египетской десятичной системой.

В двенадцатиградье Ионии было что экспортировать в соседние страны. Прежде всего, везли продавать свои ткани, одежды и обувь, изготовленную в Лидии. Качественная лидийская обувь славилась по всему Средиземноморью. Основу ткачества составляла овечья шерсть, а ее было у ионийцев в достатке. Меди в Милете не хватало, и ее приходилось привозить с Кипра. А железную руду милетяне покупали, в основном - на Эвбее, в Кикладах и в Лаконии. Железной и другой руды привозили много, о чем свидетельствовали многочисленные предприятия тяжелой промышленности. Однако лучше всего в Милете развивалось ткачество. Здесь на частных фабриках многочисленные рабы ткали одежды из овечьей шерсти, добывали улиток в море и изготовляли из улиток пурпурную краску для тканей. Пурпурные ткани Милета в шестом веке до нашей эры заполнили собой все греческие и негреческие рынки Средиземноморья, вплоть до далекой страны этрусков, господствуя там безраздельно. В это время хиосский житель Главк, по сведениям античных авторов, изобрел сварку железа, а самосские мастера Ройк и Феодор научили греков искусству бронзового литья. В конце концов, купцы из Сирии, Вавилонии и Индии были вытеснены в основном со Средиземноморских рынков, сохранив монополию лишь на торговлю пряностями, благовониями, стеклом и коврами.

Для активной заморской торговли Милету необходимы были суда, способные перевозить большие грузы. Не удивительно, что в шестом веке до нашей эры было внесено немало усовершенствований в корабельное дело, в оснащение судов. Греки гомеровской эпохи, как и их эгейские и финикийские предшественники, пользовались беспалубными судами с высоким носом и низкой кормой, которыми управляли при помощи простейшего кормила, состоявшего из двух весел. В шестом веке корабли стали более грузоподъемными, появилась палуба. Нос и корма были сильно приподняты, а само судно оснащено парусами, дабы большое количество гребцов не отягощало транспортный корабль, предназначенный для перевозки товаров. Но и те суда, где гребцы оставались, а парус имел лишь вспомогательную функцию, также были усовершенствованы. На таких кораблях было увеличено число скамей для гребцов и скамьи помещались в два яруса. Наряду с 50-весельными финикийскими пентеконтерами в огромном порту Милета можно было увидеть корабли с двумя рядами весел - диеры. На диерах плавали герои «Одиссеи» и «Илиады». Потом появились трехрядные суда - триеры, изобретенные коринфянином Аминоклетом. Груженные товарами тяжелые корабли уже нельзя было вытащить на берег, поэтому с седьмого века до нашей эры греки стали применять якоря и все лучше оборудовать пристани и порты.

Мне все здесь мило, все здесь нравится.

Я даже думаю, что я

Обязан был, чтобы исправиться,

Воспеть милетские края…

Утром Пифагор и Гермодас, уставшие работать веслами, на своей лодке поставили парус. Гонимые попутным ветром, они проплыли мимо каменной набережной города Приены, мимо дельты реки Меандр и, наконец, увидели на высокой горе изумительный по красоте акрополь Милета. Потом у них было время восхититься красотой уютной гавани, заполненной заморскими кораблями, каменной набережной с фонтанами и мраморными беседками вокруг морского порта.

Из соображений безопасности беглецы не стали плыть к причалам милетского порта, а вышли на каменистый берег чуть раньше. Дорогие мои друзья, берега Милета напоминают нам изрезанные берега Крыма. Такие же огромные, как в Ялте, облизанные прибоем камни высовываются наполовину из воды. Эти большущие глыбы, снизу скользкие, черные и обросшие водорослями, были сверху горячими и шершавыми от соли. Стайка древнегреческих мальчишек шлепала по этим камням босыми загорелыми пятками. Гермодас окликнул сорванцов и спросил, кто из мальчишек сможет препроводить путешественников в дом Ферекида. Один из подростков за небольшую плату согласился провести их через город к дверям мудреца. И вот Пифагор с двумя попутчиками медленно побрел по извилистой каменистой тропе, осматривая яркие картины окраин Милета.

Дорогие мои, и сейчас природа Ионии очень живописна. А в то благословенное время олимпийские боги написали розовыми кистями зари на гранитных холстах гор вечнозеленые кипарисы и лавры, цветущие дикие розы, которые обвивали мирт и олеандр. А чуть ниже зарослей орешника утопали в зеленой траве нарциссы и ирисы. Здесь, среди поющих птичьими голосами рощ, кустарников и ручьев, милетяне пасли свои стада белоснежных коз, серых овец и синих ветров. А внизу, в прогретой солнцем долине, коричневые крестьяне сеяли золотистую пшеницу, выращивали фиолетовый виноград и оливковые деревья. С вершины горы Пифагор увидел, как на картине Эгейского моря нескольких древнегреческих рыбаков забрасывали с лодок крупноячеистые сети в перевернутое небо. А внизу он увидел просоленный брызгами прибоя рыбацкий поселок, раскинувшийся у самой границы синего моря. Жизнь древних греков была нелегкой. Земля, на которой они сажали виноград и оливы, пасли коз и овец, не была плодородна. Как ни трудились земледельцы, но Ионии всегда не хватало своего хлеба. Хлеб приходилось покупать у других народов, у скифов и египтян, выменивать на продукты виноделия, на оливковое масло и изделия ремесленников. Поэтому здесь были развиты добыча всевозможной руды, тяжелая и легкая промышленность, торговля со многими заморскими странами, строительство судов и мореплавание. Неторопливо осматривая окрестности, путники вошли в город. Одноэтажные кирпичные дома бедняцкого пригорода сменили двухэтажные дома ремесленников, которые были построены из камня, дерева и глины. Узкие окна под самой крышей здания скрывали жизнь семьи простого ремесленника от непростых посторонних взглядов… Пройдя через площадь, Пифагор с Гермодасом попали на рынок - агору. Здесь на агоре всегда бурлило людское море. Продавцы криками и жестами зазывали к себе покупателей, расхваливая свой товар, а покупатели темпераментно и яростно торговались с хитрыми продавцами. Позади покупателей стояли молчаливые слуги, с раздутыми, как у хомяков, щеками. Кошельков в ту пору в Милете не было, и греческие монеты - оболы, драхмы, мины, - покупатели носили во ртах сопровождающих их слуг или рабов. Все монеты в Элладе были серебряными, поэтому никакого вреда для здоровья слуги деньги, хранимые за щеками, не приносили. Если, конечно, он их не глотал… На рынке были свои ряды ювелиров, обувщиков, продавцов тканей, овощей и других товаров. Но больше всего покупателей толпилось в рыбном ряду, - ведь рыба была основной пищей милетян, да и всех греков. Когда рыбу привозили на продажу, то в городе на центральной площади звонили в специальный колокол - и простолюдины бросали свои дела, спеша занять очередь за свежей рыбой. Благо, что цены на рыбу и основные продукты питания были крайне невысокими. Семья из шести человек могла прожить в день всего на два обола. Обол - это самая мелкая серебряная монета, весившая 0,73 грамма. Только предметы роскоши и рабы стоили на рынке дорого. Здесь же на агоре милетяне узнавали последние новости со всей Ионии, встречались с друзьями, делились мнениями и временем. В небольшом трактирчике на рынке, самосцы подкрепились вегетарианской пищей, и пошли далее.

За агорой Пифагор увидел красивое здание с мраморными колоннами и скульптурами богов и богинь по периметру колоннады. Это была школа для мальчиков. Школа была частная, но обучение детей в Милете стоило недорого. Все учились, так как полис частично оплачивал обучение детей из городской казны. Милету нужны были грамотные и всесторонне развитые граждане. Во всех древнегреческих школах обучались только мальчики, а девочек почему-то жалели. В семь лет упирающегося ребенка приводили радостные родители в частную школу и договаривались с директором об оплате. В начальных классах мальчика учили чтению, письму и арифметике. За партой первоклашки чертили буквы заостренной палочкой на дощечке, покрытой воском. Для своего алфавита жители Эллады заимствовали буквы финикийского письма, но добавили к знакам, обозначавшим только согласные звуки, еще и буквы для обозначения гласных звуков. А на классной доске загорелые мальчишки писали хорошие слова и предложения углем. В основе обучения младших школьников лежало чтение и заучивание наизусть поэм Гомера и других знаменитых авторов. Все мальчики обучались игре на струнных инструментах - лире и кифаре, а также пению и декламации стихов под их аккомпанемент. Во всей Элладе без музыкального сопровождения стихи никогда не читали. Поэтому все древнегреческие учащиеся обязательно должны были освоить игру на струнных инструментах. С двенадцати лет мальчишек приводили в гимнастический зал. Учитель физкультуры обучал их пяти видам упражнений. Это были бег, борьба, прыжки, метание диска и метание копья. В дополнение к этому в гимнастическом зале мальчишек обучали народным пляскам, наукам движения тела, кулачному бою и умению переносить боль, не избегая ударов и душевных ран… На занятиях по математике древнегреческие малыши изучали сложение, вычитание, умножение и деление. В старших классах их учили возводить числа в квадрат, в куб, производить алгебраические действия с дробями. При помощи алгебраических уравнений ученики решали многие геометрические задачи по вычислению площадей и объемов пересекающихся тел различной конфигурации. И еще: во всех древнегреческих школах не было каникул, поэтому, наверное, девочек и не брали в школу…

Пройдя мимо мраморной школы, Пифагор и Гермодас миновали здания суда и театрального училища, и затем поднялись к акрополю, окруженному неприступной стеной. Тут самосцы изъявили желание осмотреть храмовый комплекс акрополя, и за умеренную плату стражники пропустили туристов во внутренний двор.

Когда путники миновали входную колоннаду, то их встретила огромная бронзовая статуя бога Аполлона. В одной руке бог Солнца держал раскрытую книгу, а в другой, поднятой высоко к небу, - горящий факел. За удивительно красивой фигурой Аполлона стоял громадный храм, посвященный главному богу города Милета. Храм Аполлона - один из самых замечательных архитектурных ансамблей Ионии. Все его пропорции и формы столь совершенны и до такой степени тонко продуманы, что изменить их было невозможно - это нарушило бы прекрасную гармонию. Милетяне хотели, чтобы их здания были прекрасны со всех сторон. Поэтому они поставили храм Аполлона так, чтобы человек войдя на акрополь, увидел его с угла - сразу с двух сторон. Главный вход в храм находился не напротив входа в акрополь, а с противоположной стороны. Это было сделано для того, чтобы человек сначала обошел вокруг прекрасного здания, оценил его божественную красоту, и только после этого, вдохновленный гармонией, вошел в святилище бога Солнца. На первый взгляд здание храма казалось очень простым - это был мраморный четырехугольник, окруженный девятиметровыми колоннами. Древнегреческие зодчие считали, что колонны создают постепенный переход от пространства к замкнутому стенами объему храма. Такая форма, самая распространенная в греческой архитектуре, называется периптером. Колонны храма располагались друг от друга на разном расстоянии - пролеты между ними чуть-чуть увеличивались к центру. Но это было незаметно для глаза из-за эффекта «съедания» объема. По этой же причине угловые колонны храма были сделаны немного толще других. Величественное, тринадцатиметровое в высоту здание было построено целиком из мрамора. Оно было сложено из отдельных прямоугольных блоков, которые греки называли квадрами. Квадры между собой ничем не склеивались - греческие зодчие не признавали ни глины, ни извести, ни цемента. Каменщики скрепляли квадры, вырубая в мраморе пазы, соответствующие выступам в соседних плитах. Дорогие мои, древнегреческие строители так же «рубили» свои мраморные храмы, как в русских деревнях рубят избы хорошие плотники: без единого гвоздя. Прочность храмов Эллады достигалась безукоризненной подгонкой мраморных деталей. Только в особо ответственных местах квадры просверливались насквозь и соединяли железными прутьями. Таковы были девятиметровые колонны главного храма акрополя, состоящие из отдельных мраморных цилиндров, нанизанных на металлический прут. Строгость и простота архитектуры храма подчеркивалась богатством его скульптурного убранства. Лента барельефа над колоннадой рассказывала об истории милетян, о быте ионийцев и подвигах их героев. Здесь скульптура и архитектура как бы сливались в один художественный образ - простой, ясный и одновременно величественный…

Осмотрев все достопримечательности акрополя, Пифагор и Гермодас поспешили за своим провожатым в центр города. Любуясь радужными фонтанами, бронзовыми изваяниями богов и мраморными беседками, как бы парящими над кипарисовыми аллеями города, путники спустились по гранитной лестнице к ласковому морю. Затем вдоль каменной набережной порта они прошли к разыскиваемому особняку. Здесь путники рассчитались с провожатым мальчишкой серебряной монетой и позвонили в бронзовый колокольчик, висящий у двери двухэтажного здания. Дверь им открыл престарелый слуга и, выслушав Гермодаса, препроводил самосцев к Ферекиду…