Групповая работа с родителями детей с овз. Организация работы лекотеки с родителями и детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова"

Работа с родителями детей с ОВЗ

Выполнил а: Сергеева А.А.

Учитель коррекционных классов VIII вида

г. Вилюйск

Организационные формы помощи родителям

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

Индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;

Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

Этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование .

Первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап провожу по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

Октябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

Ноябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для бабушки)

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.

Введение

Проект относится к области коррекционной работы.

Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.

Актуальность: дети с ОВЗ с «благополучным» диагнозом часто получают образование в общеобразовательных учреждениях, всё чаще заходит речь об интегративном обучении.

Новизна: данная программа коррекции детско-родительских отношений позволит обучить семьи детей с ОВЗ навыкам общения с семьями здоровых детей, что значительно улучшит процесс адаптации и повысит эффект образовательного процесса.

Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Участники:

Целевая аудитория - дети с ОВЗ 11-14 лет, получающие образование в общеобразовательной школе; родители детей в ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

Помощники - педагоги-психологи, классные руководители, здоровые дети и их родители из интегрированных классов общеобразовательных школ, администрация.

Сроки - 2014-2015 учебный год.

Этапы:

Диагностика детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ и контрольной группе - 1-2 недели сентября.

Подведение итогов диагностики - 3-4 неделя сентября.

Составление программы коррекции - 1-я неделя октября.

Проведение курса коррекционных занятий (1 раз в неделю в учебное время) - октябрь-апрель.

Проведение итогового мероприятия (соревнование между группой семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и семей из контрольной группы) - 3я неделя мая.

Повторная диагностика - 3-4 недели мая.

Корректировка программы - июнь.

Профилактическая работа с семьями из основной группы, коррекционная работа в семьях вновь поступивших (если таковые будут) - 2013-2014 учебный год.

Основная часть

История проблемы и пути её решения

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.

Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.

Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Однако, Проект стандарта общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования. Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т.к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально- психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.

Для семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя прежде всего дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. В настоящее время в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Томская области, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек. При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Ресурсный обзор

В единстве с концепцией общего стандарта и с целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем, данная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ и каждой категории, в отдельности.

При отсутствии Закона о специальном образовании РФ на первый план выходит правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. В соответствии с этим необходима разработка правового механизма адекватного и ответственного выбора варианта специального стандарта для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования. Следует подчеркнуть необходимость описания квалификации и специальной подготовки специалистов в общей педагогике и психологии, вовлеченных в процесс образования ребенка с ОВЗ (все варианты стандарта).

Финансово-экономическое обеспечение - возможность пригласить для участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за пределы школы (нанять спецтранспорт, арендовать помещение)

Материально-техническое обеспечение - оргтехника, актовый зал, учебный кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника, канцтовары, столовая.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Последнее должно быть продумано особенно тщательно, поскольку даже в системе специального образования в настоящее время лишь десятая часть специалистов имеет профильное высшее образование. Кроме того, разрабатываемый стандарт во всех его вариантах предполагает ту или иную форму обязательной интеграции детей, что требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. И те, и другие специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

Аналитическое обеспечение - статистика по городу и школе.

Кадровое обеспечение - здоровые дети 11-14 лет, их родители, педагоги, психологи.

Научно-методическое обеспечение - уже разработанные программы коррекции детско-родительских отношений, специальная литература по различным категориям детей с ОВЗ.

Направления работы

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в следующих направлениях:

1. Диагностика детско-родительских отношений.

Для составления чёткой, ориентированной на решение конкретных задач программы необходимо пройти диагностический этап: наблюдение за семьями в неформальной обстановке, беседа с детьми и родителями, тестирование (определение стиля воспитания, отношения к семейным обязанностям, отношения ребёнка к родителям и наоборот, выполнения традиционных функций мужчины, женщины и ребёнка в семье).

Диагностический этап разбивается на 2 ступени:

1. До прохождения программы проходят тестирование как дети с ОВЗ (совместно с родителями), так и здоровые дети тех же классов (совместно с родителями).

2. После прохождения программы тестирование проходит только основная группа.

2. Коррекционная работа. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель - формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

формирование группы как целое;

формирование положительного эмоционального настроя на занятие;

формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

снижение эмоционального напряжения участников группы;

активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

изменение родительских установок и позиций;

расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;

формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;

обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

3. Просвещение. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

Проект «Здоровая счастливая семья»

Проект рассчитан на реализацию в течение учебного года, в том числе в каникулярное время. Срок реализации собственно коррекционной программы - 9 месяцев.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.

Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.

Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы - свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, - это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Программа коррекции детско-родительских отношений

Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста: 11-12 и 13-14 лет.

Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем. Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек). Предпочтительны разнополые группы.

Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Каждое занятие длится 2 академических часа.

Примеры упражнений и техник, используемых в процессе коррекции можно посмотреть в приложении.

Завершает цикл коррекционных занятий большое мероприятие - семейный праздник-соревнование. Семьи детей из основной и контрольной группы участвуют в спортивном, интеллектуальном, артистическом, музыкальном конкурсах. Побеждает команда, которая делала всё дружно и правильно.

После заключительного мероприятия проводится анкетирование родителей и детей. Им предлагается оценить себя по ряду критериев до и после прохождения программы, а также поставить оценку занятиям и мероприятию. Оценочный опрос проводится анонимно.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ОВЗ, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

Оценка проекта

В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в классах (до 25%) и в семьях (до 20%), снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%), повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель.

Планируется обучить родителей некоторым техникам, чтобы использовать их во время летнего отдыха детей, а также использовать в качестве волонтёров детей старшего возраста для работы в младшей группе и в начальной школе.

Проект актуален в виду увеличения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и уменьшением количества здоровых детей. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи.

Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.

Ресурсы

Для реализации проекта необходимы:

Актовый зал.

Учебная аудитория с компьютерами.

Спортивная площадка.

Проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.

Психолог (2), юрист, классные руководители, повар, преподаватель физкультуры, звукорежиссёр.

База за пределами города 2 раза на 2 дня.

Заключение

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки - повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
  3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова - М.: Гардарики, 2005.-320с.
  4. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская - СПб: Речь, 2005.-150с.
  5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 160с.
  7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 336с.

Приложение.

Упражнение "Приветствие" Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Игра "Новая сказка" Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя - человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

Упражнение "Эмоции". На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

Беседа на тему "Семейный досуг" Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

ВАРИАНТ МЕТОДИКИ "СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА"

Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально, то какой они видят идеальную семью. Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители-дети, братья-сестры, с полной семьей. Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы -треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика "семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы и т.д.

Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

Метод "семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

"Экокарта" - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.
Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.
Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.
"Экокарта" представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые существуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.
Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся размера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, административными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.
Полученная информация заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники данной семьи.
Участие семьи в составлении "экокарты" стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, актуально для так называемых "закрытых семей", которые варятся в собственном соку и не могут использовать имеющиеся у них ресурсы для улучшения положения.
"Экокарта" особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В "экокарте" указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте
Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопоставления одних групп другими. Заполнение "экокарты" дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям которые имеют к ней отношение, получения дополнительной информации и эмоциональной поддержки. Для заполнения "экокарты" клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую поддержку, что способствует повышению эмоционального комфорта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.
10. "Соломенная башня" - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.
Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.
Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.
При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.
Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.
Для построения "соломенной башни" необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 мин".
Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8-15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяснять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса.
Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.
Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение 5-летнему малышу руководить конструированием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, в какой мере они дают своему ребенку возможность поступать так, как он хочет.
После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. После этого можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.
11. "Семейное пространство". Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.
Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:
· Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
· Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в этой комнате.
· Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?
· Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?
· Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
· Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
· Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.

· Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?

· Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.
· Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи.
Варианты использования данной методики

· Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.

· В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.
· Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Вопросы психолога направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.

Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.
Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант методики при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.
Методика "семейное пространство" может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

"Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.

Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.
Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Как специфический коррекционный метод "родительский семинар" состоит из следующих специальных приемов:

· Лекция.
· Групповая дискуссия.
· Библиотерапия.
· Анонимные трудные ситуации.

Социальный ритуал - это система действий, совместно выработанных членами группы, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования группы, координируя поведение каждого для осуществления общей цели. Примерами культурных и семейных ритуалов могут быть похороны и траурные церемонии, дни рождения, свадьбы, годовщины, окончание института и другие события, особые для данной группы.
Повторяющиеся симптоматические стереотипы взаимодействия присутствуют как ритуальные формы поведения.

Методика семейного ритуала - это своеобразный ритуал, созданный психологом и предписанный семье без каких либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.

Достаточно трудно придумать подходящий для семейной системы ритуал, который бы дисфункционально заменил существующий. Поэтому психологу необходимо досконально разобраться в функционировании семейной системы, выявить все те мифы данной дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимы для ее сохранения. Если выживание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, способствующего ее сохранению. Для выявления семейного мифа и значений симптоматического поведения психолог вынужден исследовать несколько поколений семьи. После этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить существующую систему, вводить новые коллективные нормы. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ритуалом, она принимает новые нормы, изменяя, таким образом, функционирование своей семейной системы.

Методика "семейный ритуал" драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм, как заменителей дисфункциональных паттернов. Ритуал функционирует на уровне метакоммуникаций и аналогии и потому вызывает меньше сопротивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной методики психолог, следуя за семьей (а не противостоя ей), постепенно изменяет качество семейных отношений.
Методика особенно эффективна в работе с ригидными семьями, в которых семейные связи переплетены и запутанны, а также с такими семьями, одним из членов которой является носителем психической патологии. Ритуалы также могут быть предписаны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семье структуры и общих форм вербального поведения, что способствует внутрисемейной сплоченности. Например, установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жаловаться и т.д. За обедом семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и заранее подготовки к каждому такому событию. Развитие новых обычаев и традиций особенно важно для недавно созданных семей и семей, где имеются приемные дети.

После глубокого знакомства с семьей, ее динамикой, правилами, мифом и установлением доверительных отношений психолог разрабатывает ритуал, учитывающий потребности данной семьи.

Гаврилова Татьяна Ромовна Воспитатель БОУ «Чебоксарская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности воспитателя является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями?

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, однако главная роль в этом процессе принадлежит воспитателю, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями.

4. Принцип доступности

Концепция взаимодействия ОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания.

Задачи:

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями.

Задачи:

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

Знакомство со школой, направлениями и условиями её работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи:

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к жизни в социуме.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений.

Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:

Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час.

Задача:

Информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

Сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Определение оценки родителями работы школы

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах

Задача :

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Задачи:

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат

Появление интереса родителей к работе школы.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам.

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

МАДОУ «Детский сад № 3»

Г. Первоуральска

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Для скоординированной работы педагогов, работаюших с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и семьи ставится следующая задача:

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для этого используються такие активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые собрания
  • консультации и индивидуальные беседы
  • занятия и развлечения с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями
  • день добрых дел (помощь родителей)
  • день открытых дверей
  • привлечение родителей к подготовке и проведении праздников
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • работа с родительским комитетом
  • утренние приветствия
  • телефон доверия (наши номера есть почти у всех родителей)

В результате повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания нужно стараться проводить в нетрадиционной форме, и тщательно к ним готовиться. Готовить заранее фотовыставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые берутся в библиотеке и в методическом кабинете. Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить родителям откровенно о проблемах. В начале собрания проводить «зарядку для мозга»: задавать родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбирать педагогические ситуации, обсуждать интересные темы, предлагать нестандартные решения сложных вопросов. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету. Родительсий комитет избирать каждый год, по 3 человека, чтобы все мамы в течение дошкольного детства побывали активными.

Доверительные отношения с воспитателем устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Именно, так появились «Дни добрых дел» — это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д. Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

Досуговое направление кажется самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, День Матери, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность - организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах. Такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Праздники лучше проводить с привлечением родителей, чтобы они знали сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад».

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача - привлечь пап к педагогическому взаимодействию. Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, каждый год проводиться спортивный праздник к Дню защитника Отечества, где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Поделки из природного материала», «Зимушка-зима», «Город мастеров» и др. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установится атмосфера взаимоуважения. Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка..

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ, 2008.
  2. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. -М.: Теревинф, 2013.
  3. Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008
  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003.