Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003.
Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 1981.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. М., 2001.
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I–II. М.: Учпедгиз, 1973.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1999.
Русский язык. Учебник для студ. пед. ин-тов по спец. 2121. В 2-х ч. / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.
Современный русский язык: В 3 ч. / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М.: Просвещение, 1987.
Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковй. М.: Азбуковник, 1999.
Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1996.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч. I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование; Ч. II. Морфология; Ч. III. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Лексикография. Ч. II. Словообразование. Морфология. Синтаксис. М.: Просвещение, 2001.
Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. СПб.: Лань, 2001.
Современный русский литературный язык / Под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1988.
Шанский М.Н., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. Ч. 2. Словообразование. Морфология. Ч. 3. Синтаксис. М.: Просвещение, 1981.
Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3-х ч. М.: Просвещение, 1981 (и послед. изд.).
РАЗДЕЛЫ КУРСА
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»
ФОНЕТИКА
Основная литература
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984.
Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998.
Буланин Л.А. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970.
Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Князев С.В. Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005.
Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1976.
Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1979.
Трубецкой Н.С. Основы фонология. М.: Аспект Пресс, 2000.
Бархударова Е.Л. Русский консонантизм. Типологический и структурный анализ. М.: Наука, 1999.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонема. Фонология // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избр. труды по общему языкознанию. М., 1963.
Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: Учебно-методическое пособие по современному русскому литературному языку. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.
Богданова Н.В. Произношение и транскрипция: Учебно-методическое пособие по современному русскому литературному языку. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.
Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. М., Высшая школа, 1977.
Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1983.
Воронин СВ. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Воронин СВ. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. (Очерки и извлечения). Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.
Златоустова Л.В. и др. Общая и прикладная фонетика. М.: Изд-во МГУ, 1997.
Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во МГУ, 1981.
Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М.: Высшая школа, 1976.
Кондратов A.M. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978.
Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. Орфография в ее отношении к фонетике и фонологии. М., Высшая школа, 1981.
Левицкий В.В. Звуковой символизм: закономерности функционирования и источники порождения // Проблемы фоносемантики. М.: ИЯ АН СССР, 1989.
Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. М.: Высшая школа, 1980.
Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. В 2-х т./ Под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Сепир Э. Об одном исследовании в области фонетического символизма // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1994.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М.: Флинта; Наука, 1999.
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Наука, 1982.
Якобсон P.O. Звук и значение // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Основная литература
Жуков В.П. Русская фразеология: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986.
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Кронгауз М.А. Семантика: задачи, задания, тесты: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., Высшая школа, 1982.
Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Наука», 1977.
Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Новиков Л.А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982.
Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык: Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): Учебник для студентов филологических факультетов и факультетов иностранных языков. М.: Флинта: Наука, 2002.
Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики. М.: Едиториал УРСС, 2002.
Фомина М.Н. Современный русский язык: Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1964.
Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Просвещение, 1985.
Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.: Просвещение, 1977.
Дополнительная литература
Алиференко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. М.: Гнозис, 2005.
Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2 т. Т.1. Синонимические средства языка. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995.
Бельчиков Ю.А. Русский литературный язык: стилистика, лексика, история. М., 2001.
Бязева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизьявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие для студентов. М.: Логос, 2001.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // В.В. Виноградов. Избр. труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.
Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке // В.В. Виноградов. Избр. труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.
Винокур Г.О. О славянизмах в русском языке // Г.О. Винокур. Избр. работы. М.: Учпедгиз, 1959.
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002.
Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980.
Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления. М., 2006.
Звегинцев В.А. Семасиология. М.: Наука, 1957.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002.
Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004.
Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова // Методы изучения лексики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб.: «Златоуст», 1999.
Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М.: Знак, 2008.
Кузнецов А.М. Проблемы компонентного анализа в лексике: Науч. аналит. обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.
Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М., 2004.
Михайлова Е.Е. Современная русская идиоматика: Учеб. пособие. М.: Русский язык, 2005.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии, СПб.: Фолио-Пресс, 1999.
Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, Синто, 1993.
Русский язык конца 20 столетия (1985–1995) / Отв. ред. Е.А. Земская. М.: Языки русской культуры, 2000.
Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.
Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Языки славянский культуры, 2003.
Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, Из-во Воронежского государственного университета, 2003.
Сулименко Е.Н. Современный русский язык (слово в курсе лексикологии). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1980.
Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Шк.: «Языки русской культуры», 1996.
Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., Едиториал УРСС, 2003.
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основная литература
Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1972.
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О. Винокур. Избр. работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.
Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. 3-е изд. М.: Флинта, 2009.
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973.
Зубкова Л. Г., Иванов В. В., Новикова Л.А., Новикова Л. А., Новиков Л. И. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. М.: Издательство ЛАНЬ, 2003.
Калечиц Е.П. Взаимодействие слов в системе частей речи. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.
Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Институт языкознания Российской Академии наук, 1997.
Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М.: Наука, 1978.
Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1989.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: Курс лекций. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.
Немченко В.М. Современный русский язык: Словообразование: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1984.
Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой: В 2 тт. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 1990 (вступительная статья).
Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М.: Высшая школа, 1991.
Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. М.: Русский язык, 2001.
Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Л.В. Щерба. Избр. работы по русскому языку. М., 1957.
Шуба П. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Морфонология. М.: Попурри, 2002.
Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. М.: Русский язык, 1982.
Дополнительная литература (морфология)
Богданов С.И., Смирнов Ю.Б. Переходность в системе частей речи. Субстантивация: Учеб. пособие. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004.
Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. М., 1967.
Бондарко А.В. Вид и время русского языка. М., 1971.
Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л., 1984.
Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. М., 1976.
Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974.
Кубрякова Е.С. Панкрац Ю.Г. Морфология в описании языков. М., 1983.
Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1945.
Мещанинов И.И. Глагол. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1949.
Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971.
Поспелов Н.С. Учение о частях речи в русской грамматической традиции. М., 1954.
Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. 1., М., 1962; Ч. 2. М., 1964.
Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Под ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1990.
Чепасова А.М., Чередниченко А.П. Современный русский язык. Таблицы по грамматике: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч.2. М., 1980.
Дополнительная литература (словообразование)
Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // В.В. Виноградов. Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.
Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // В.В. Виноградов. Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.
Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.
Винокур Г.О. Форма слова и части в русском языке // Г.О. Винокур. Избр. труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.
Гейгер Р.М. Проблема анализа словообразовательной структуры и семантики в синхронии и диахронии. Омск, 1986.
Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 90–141.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.
Лопатин В.В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке // Русский язык. Грамматические исследования. М., 1967.
Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. М., 1977.
Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.
Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М., 1980.
Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.
СИНТАКСИС
Основная литература
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Высшая школа, 2000.
Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.
Современный русский язык: Учебник для вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; Под ред. Н.С. Валгиной. М.: Логос, 2008.
Грамматика русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1952.
Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Наука, 1970.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1988.
Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988 (вступительная статья).
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова Н.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998.
Золотова Г.А. Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М.: Русский язык, 1989.
Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005.
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. М.: Просвещение, 1977.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 1986.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. М., 1990.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994.
Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой: В 2 тт. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.
Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М. Высшая школа, 1980.
Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.
Фортунатов Ф.Ф. Словосочетания и их части // Ф.Ф. Фортунатов. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1958.
Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.
Дополнительная литература
Ахманова О.С., Микаэлян Г.Б. Современные синтаксические теории. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979.
Бровко А.С. Трудности синтаксического анализа: Пособие для учителя. Киев: Освита, 1991.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1981.
Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. М., 1989.
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1994.
Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1978.
Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М., 1958.
Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 254–294.
Гаврилова Г.Ф. Усложненное сложное предложение в русском языке. Ростов н/Д: Феникс, 1980.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1990.
Дерибас Л.А., Мишина К.И. Типы предложений в русском языке: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1981.
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.
Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение: система языка и обучение иностранцев русской речи. М.: Русский язык, 1990.
Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в школе. Л., 1989.
Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. М., 1988.
Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса: Учеб. пособие. М.: КомКнига, 2005.
Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976.
Пешковский А.М. Интонация и грамматика. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // А.М. Пешковский. Избр. труды. М., 1959.
Пешковский А.М. О грамматическом разборе // А.М. Пешковский. Избр. труды. М., 1959.
Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка. М., 1974.
Распопов И.П. Актуальное членение предложения. Уфа, 1961.
Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.
Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. М., 1968.
Русский язык. Синтаксис сложноподчиненного предложения / М.Н. Аникина, Н.В. Кутукова, Л.Н. Ольхова и др.; Под ред. М.Н. Аникиной. М.: Русский язык, 2000.
Скобликова Е.С. Согласование и управление в современном русском языке. М., 1971.
Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. Самара, 1993.
Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учеб. пособие / Е.С. Скобликова. М.: Флинта: Наука, 2006.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М.: Высшая школа, 1991.
Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. 2-е изд., испр. М., 1974.
Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: Система и функционирование. М., 1988.
Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.: Русский язык, 1986.
ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Основная литература
Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. М.: Просвещение, 1953.
Горшков К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Ворковский В.И., Кузницов В.С. Историческая грамматика русского языка. М: Просвещение, 1965.
Галинская Е.А. Историческая фонетика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004.
Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1990.
Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка Морфология. М.: Просвещение, 1973.
Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1992.
Ефимов. А.И. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1967.
Ремнева М.Л. Старославянский язык. М.: Изд-во МГУ, 2004.
Судавичене Л. В. История русского литературного языка. Л.: Просвещение, 1990.
Успенский Б.А, Краткий очерк истории русского литературного языка (ХI ХIХ вв.). М.: Гнозис, 1994.
Черных. П.Е. Историческая грамматика русского языка. М.: Высшая школа, 1949.
Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М.: Высшая школа, 1957.
Якубинский Л.П. История русского языка. М.: Наука, 1953.
Дополнительная литература.
Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М.: Высшая школа, 1961.
Виноградов В.В. История русского литературного языка. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XV11-X1X веков: Учебник. М.: Высшая школа, 1982.
Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2006.
Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. М.: Просвещение, 1968.
Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. СПб.: Издательство СПб, 2006.
Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1999.
Предисловие к первому изданию | |||
Предисловие ко второму изданию | |||
Предисловие к пятому изданию | |||
Задачи синтаксиса | |||
Предложение и его структура | |||
Основные средства выражения синтаксических отношений | |||
Словосочетание | |||
Согласование, управление, примыкание | |||
Согласование | |||
Управление | |||
Совмещение управления и согласования | |||
Примыкание | |||
Синтагмы | |||
Виды предложений | |||
Утвердительные и отрицательные предложения | |||
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения | |||
Восклицательные предложения | |||
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||
Понятие о простом двусоставном предложении | |||
Выражение подлежащего | |||
Выражение сказуемого | |||
Именное составное сказуемое | |||
Глагольное составное сказуемое | |||
Осложненные типы составного сказуемого | |||
Сложное сказуемое | |||
Согласование сказуемого с подлежащим | |||
Частицы, выражающие отношения между подлежащим и сказуемым | |||
Односоставные предложения | |||
Определенно-личные предложения | |||
Обобщенно-личные предложения | |||
Неопределенно-личные предложения | |||
Безличные предложения | |||
Инфинитивные предложения | |||
Назывные предложения | |||
Второстепенные члены предложения | |||
Разработка вопроса о второстепенных членах предложения | |||
Состав и определение второстепенных членов | |||
Дополнение | |||
Определение | |||
Приложение | |||
Обстоятельства | |||
Обстоятельство времени | |||
Обстоятельство места | |||
Обстоятельство причины | |||
Обстоятельство цели | |||
Обстоятельства условия и уступительности | |||
Обстоятельства образа действия | |||
Обстоятельства меры и степени | |||
Однородные члены предложения | |||
Соединительные отношения | |||
Противительные отношения | |||
Разделительные отношения | |||
Обобщающие слова | |||
Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом | |||
Употребление предлогов при однородных членах | |||
Обособленные второстепенные члены предложения | |||
Обособленные определения | |||
Обособленные приложения | |||
Обособленные обстоятельства | |||
Обособленные дополнения | |||
Порядок слов в простом предложении | |||
Порядок слов в словосочетаниях | |||
Порядок слов в предложении | |||
Неполные предложения | |||
Междометные предложения | |||
Побудительные междометные предложения | |||
Восклицательные междометные предложения | |||
Утвердительные и отрицательные междометные предложения | |||
Междометные предложения, являющиеся выражением речевого этикета | |||
Вокативные предложения | |||
Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением | |||
Вводные слова | |||
Вводные и вставные предложения | |||
Обращения | |||
Междометия | |||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||
Понятие о сложном предложении | |||
Синтаксические средства, служащие для выражения связи отдельных предложений внутри сложного | |||
Сочинение и подчинение предложений | |||
Сложносочиненные предложения | |||
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и присоединительные отношения | |||
Сложносочиненные предложения, выражающие противительные и сопоставительные отношения | |||
Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные отношения | |||
Сложноподчиненные предложения | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным подлежащим | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным сказуемым | |||
Сложноподчиненные предложения с дополнительным придаточным предложением | |||
Сложноподчиненные предложения с определительным придаточным предложением | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным времени | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным места | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным причины | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным цели | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным условным | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия | |||
Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным | |||
Бессоюзные сложноподчиненные предложения | |||
Сложные предложения с несколькими придаточными предложениями | |||
Сложные предложения с сочинением и подчинением | |||
Чужая речь | |||
Прямая речь | |||
Косвенная речь | |||
ПУНКТУАЦИЯ | |||
Основы пунктуации | |||
Обзор знаков препинания | |||
Приложение к разделу "Сложноподчиненные предложения" |
Раздел "Синтаксис" представляет вторую часть пособия "Современный русский литературный язык" и служит продолжением первой части, посвященной фонетике и морфологии. Обе части связаны общим пониманием целей курса и характера его построения. Основные устремления курса были коротко намечены в предисловии к первой части.
Дополнительно следует указать, что в области синтаксиса дискуссионных и нерешенных проблем значительно больше, чем в морфологии. Особенно остро стоит вопрос о второстепенных членах и их определении, о классификации придаточных предложений, о месте и группировке бессоюзных предложений. При изложении этих тем в пособии сохраняются традиционные подходы и классификации. В первую очередь это сделано по практическим соображениям, чтобы не разрывать со школьной практикой, а также с широко распространенными в науке традициями (например, учение о второстепенных членах и группировка придаточных предложений в соответствии с членами простого предложения в основном приняты в академической "Грамматике русского языка"). Уже эта "живучесть" традиционных концепций свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся в них недостатки, в них имеются и положительные стороны (это будет отмечено в соответствующих местах). К тому же взамен их не выработано новых решений о второстепенных членах и о классификации придаточных предложений, которые (решения) были бы настолько обстоятельно и конкретно разработаны, чтобы стать предметом изложения в учебном пособии.
Указанные синтаксические явления (второстепенные члены предложения, придаточные предложения) характеризуются сложностью, многообразием связей, переплетением и столкновением различных грамматических (а иногда и лексических) факторов.
В связи с этим задача их изучения состоит не в том, чтобы ограничиться распределением соответствующих синтаксических явлений по классификационным схемам или найти для них тот или иной терминологический ярлык, как это иногда делается, а в том, чтобы путем анализа выяснить их функции и присущие им грамматические средства, их соотношение с другими явлениями. Такая характеристика явлений и выдвигается на первый план. При этом обращается внимание на односторонность, схематичность традиционных трактовок проблем, а также выясняются связи между отдельными выделяемыми разрядами, отмечается наличие переходных явлений, условность отнесения к известным разрядам ряда стоящих особняком групп,
Необходимо сделать особое предупреждение относительно отмечаемых интонационных особенностей предложений разных типов. В устной речи они играют важную роль, и их изучение совершенно необходимо. Но письмо, включая и транскрипцию, не располагает средствами для сколько-нибудь точной передачи разновидностей интонаций. Следует поставить на очередь вопрос о сопровождении разделов, касающихся интонации и звуковой стороны речи вообще, воспроизведением устных иллюстраций средствами механической записи (пластинки, магнитофон, говорящее письмо). Это внесло бы полную четкость и уберегло бы от многих недоразумений. Пока этого не сделано, в настоящем курсе обычно внимание сосредоточивается на функциях интонаций и указываются лишь некоторые признаки их акустической характеристики. Предполагается, что владеющие русским языком студенты сами сумеют их воспроизводить, для чего все же требуется известная самостоятельность и внимание. Без такого активного отношения к произнесению приводимых примеров многое, касающееся интонаций, может оказаться неясным.
Выражаю благодарность проф. С.Е.Крючкову, проф. В.А.Малаховскому, читавшим рукопись и сделавшим ряд замечаний, способствовавших улучшению пособия.
В основном пятое издание воспроизводит второе, третье и четвертое без изменений. Но рассмотрение классификации сложноподчиненных предложений сопровождается в конце книги кратким Приложением, составленным доктором филологических наук, профессором Самарского государственного университета Е.С.Скобликовой. В Приложении рассматривается вопрос о соотношении двух различных классификаций, принятых в современных школьных учебниках.
Александр Николаевич ГВОЗДЕВ (1892--1959)Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.
В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918-1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни - в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927-1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук.
В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка". В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.
С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не раз переиздававшиеся и после кончины автора.
Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988.
Мейеров В. Ф. Орфограммы, связанные с употреблением букв ь и ъ // Русск. яз. в школе. 1990. № 1.
Осипов Б. И. История русской графики // Фонетико -орфографический сборник. Барнаул, 1974.
Панов М. В. Теория письма: Графика // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.
Реформатский А. А. Буква ё // O современной русской орфографии. М., 1964.
Селезнева Л. Б. Современное русское письмо (Системный анализ). Томск, 1981.
Скобликова Е. С. Русская графика. Куйбышев, 1974.
Шубов Я. И. Употребление букв э, е после согласных в заимствованных словах // О современной русской орфографии.
Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983.
1 Щерба Л. В. Теория русского письма. С. 12-14.
1 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 32.
1 Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. М., 1961. Ч. 1. С. 87.
2 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. Барнаул, 1970. С. 4.
1 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. С. 4.
2 Маслов Ю. С. Заметки по теории графики // Филология : Исследования по языку и литературе. Л., 1973. С. 221.
3 Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. С. 426-427.
1 Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 69.
2 См.: Ушаков Д. Н. Русское правописание: Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе. М., 1911. С. 44.
3 Там же. С. 53.
1 См.: Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 34; то же в кн.: Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963. С. 33.
2 Этот путь был намечен еще Бодуэном де Куртенэ, давшим схему вариантно возможной графической передачи звуков одного четверостишия с чисто произносительно-слуховой точки зрения. См.: Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 79-81.
3 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. С. 33.
4 См.: Моисеев А. И. Буквы и звуки: О современном русском письме. М., 1969. С. 78.
1 Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 72.
1 См.: Мейеров В. Ф. Значение и функции русских букв. Иркутск, 1985. С. 11. То же в его кн.: Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988. С. 6.
1 См.: Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. С. 6.
1 Таблицу звуковых значений букв на фонемном уровне см. в кн.: Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130. Таблицу звуковых значений букв на фонетическом уровне см. в кн.: Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 277-328.
ОРФОГРАФИЯ КАК ОБЩЕПРИНЯТОЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
§ 12. ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАФИИ И ЕЕ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛАХ
Орфография - слово греческое по происхождению (ortos - прямой, правильный, gráphō - пишу) и означает "правописание", иначе говоря, правильное, соответствующее нормам письмо 1 .
Характерной чертой литературного языка, в отличие от диалектов, является наличие в нем кодифицированных норм. Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех "правила" произношения слов, образования их форм и построения предложений. Соблюдение определенных норм ведет к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи. Различают произносительные, лексические, грамматические, а также орфографические нормы. Орфографические нормы составляют специфику письменной формы речи.
Для полного овладения литературным языком необходимо знать и соблюдать языковые нормы. Соблюдение орфографических норм не менее важно, чем произносительных, лексических и грамматических. Малограмотное письмо неудобочитаемо, а это представляет собой прямой социальный вред. Вот почему книги, которые мы читаем, выверены с орфографической точки зрения.
Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:
1) правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем;
2) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;
3) правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв;
4) правила переноса слов с одной строки на другую; правила графического сокращения слов.
В истории и теории орфографии части (разделы) ее выделялись, разумеется, не всегда однозначно. Так, Я. К. Грот раздел об употреблении строчных и прописных букв не выделял особо из правил "об употреблении той или другой буквы"; в одном разделе значились также у него правила "о соединении двух слов в одно и о переносе частей слова из строки в строку" 1 .
Каждый из разделов представляет собой систему правил, покоящуюся на определенных принципах.
Центральным разделом орфографии является первый: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов в той или иной национальной орфографии, говорят о принципе той или иной орфографической системы.
Особую область орфографии составляет передача средствами русской графики заимствованных слов, особенно географических названий (топонимика) и собственных имен (ономастика).
В заимствованных словах могут произноситься такие звуки, которых нет в русском языке. При передаче заимствованных слов используются два приема: транскрипция (передача при помощи букв русского алфавита звуков иноязычного слова) итранслитерация (передача соответственными русскими буквами букв иноязычного слова). Иногда при передаче иноязычных слов используется то один, то другой прием, в результате одни и те же слова передаются по-разному. Так, колеблющееся у нас написание итальянского по происхождению слова каприччио и каприччо (с и и без и ) объясняется наличием в итальянском написании графического и , которое служит показателем мягкости предшествующего согласного, но само не произносится. Следовательно, произношению этого слова в итальянском языке больше соответствует написание каприччо , а итальянской орфографии больше соответствует написание каприччио . Таким образом, написание в русском письме каприччо - отражает прием транскрипции, а написание каприччио - прием транслитерации.
Отдельные написания иноязычных слов упоминаются в общих сводах орфографических правил, однако они не должны и не могут охватить полностью весь круг этих сложных и специфических вопросов.
О написании иноязычных собственных имен и географических наименований существуют особые, но далеко не полные инструкции при Главном управлении геодезии и картографии при Совмине СССР, а также в редакциях энциклопедий и издательствах.
1 Слово правописание употребляется и в более широком значении: к правописанию относят не только общепринятую систему правил написания слов, но и правила употребления знаков препинания (пунктуацию).
1 См.: Грот Я. К. Русское правописание. Спб., 1898. С. 20.
§ 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ОРФОГРАММА"
И "ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ"
При обозначении на письме звуков речи пишущий не всегда затрудняется в выборе буквы. Так, при передаче на письме слов дом, трюм, пол, сразу, трон и т.п. затруднений не возникает. Здесь нет орфограмм, т.е. случаев, где пишущему предоставлялся бы выбор букв для орфографически правильного обозначения слышимых звуков. Наоборот, в слове еще на месте любой из трех букв может быть написана другая буква (ишчо, йэсчо, йэсчё и т.д.), а слово будет читаться (произноситься) так же (см. с. 7). Более часты при письме такие случаи, когда в слове чередуются орфограммы и неорфограммы, ср.: п е р е т я нул - здесь три орфограммы. В связном тексте соотношение орфограмм и неорфограмм примерно 1: 3 (орфограмм в три раза меньше, чем неорфограмм).
Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики - морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика.
Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОНЕМАХ.
Учение о фонемах ставит своей задачей разрешить вопрос о том, что такое простейшие, основные единицы внешней звуковой стороны речи. Обычно в практике речи встречаются разнообразные сочетания непрерывно следующих один за другим звуков в виде слов и предложений. Каких-нибудь четких границ между ними не имеется, а повторяющиеся в разных сочетаниях звуки далеко нс тождественны.
Изучение звуковой стороны, в частности с применением объективных методов исследования как со стороны физической (акустика), так и со стороны участия в произношении органов речи (физиология звуков речи), поколебало долго существовавший взгляд, что буквы соответствуют звукам и что состав букв в словах дает представление об их звуковом составе. Затем выяснилось, что в физическом отношении звуки нашей речи необычайно разнообразны и многочисленны, а, кроме того, их границы в цепи других звуков трудно определимы. В то же время встал вопрос, все ли эти многочисленные звуки в одинаковой степени важны для языка, для целей общения.
Привлечение внимания к этому вопросу привело к выводу о необходимости разграничивать разные аспекты изучения звуков, и определилось три таких аспекта: 1) физический, рассматривающий физические свойства звуков речи-состав входящих в них тонов и шумов; 2) физиологический, изучающий работу органов человеческого организма, участвующих в произношении слов; 3) социальный, изучающий звуки речи по их значению для целей общения, по их функциям для передачи мыслей.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современный русский литературный язык, Часть 1, Гвоздев А.Н., 1958 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
- Давайте поговорим по-русски, Русский как иностранный, Батищева Е., 2018
- Русский язык, 1 класс, Самые нужные правила и упражнения, Шевелёва Н.Н., 2018
Следующие учебники и книги.