Характеристика правления ольги кратко. Государственная деятельность княгини ольги

Правление княгини Ольги (кратко)

Правление княгини Ольги – краткая характеристика

Мнения исследователей расходятся, когда дело касается даты, а также места рождения княгини Ольги. Древние летописи не дают нам точной информации, была ли она из знатного рода или же из простой семьи. Некоторые склоняются к тому, что Ольга была дочерью великого князя Вещего Олега, другие же, утверждают, что род её идёт от болгарского князя Бориса. Автор летописи «Повесть временных лет» прямо говорит, что родина Ольги – это небольшая деревня под Псковом и что она «из рода простого».

По одной из версий князь Игорь Рюрикович увидел Ольгу в лесу, где он охотился на дичь. Решив переправиться через небольшую реку, князь попросил помощи у проходящей на лодке девушки, которую он принял вначале за юношу. Девушка же оказалась чистой помыслами, красивой и умной. Позже князь решил взять её в жёны.

Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини.

После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.

После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.

Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией. Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией.

Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир.

Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.

Княгиня Ольга (945-957? гг.). Правила за сына Игоря Святополка, так как тот был малолетним. Как только начала править отправилась к древлянам, чтобы отомстить им за мужа (946 г.). В летописи это событие описывают так: «первых послов древлян заживо похоронили в ладье, кинув ее в заранее вырытую яму. Вторых – сожгли в бане. Затем Ольга отправилась к древлянам, сказала, что простила их, велела готовить тризну по убитому Игорю, а когда те напились, приказала перебить их. На следующий год отправилась в поход с малолетним Святославом, осаждала Корсунь (главный город древлян) в течение года, но те не сдавались. Тогда она попросила в качестве откупа голубей, те с радость согласились, но Ольга, подвязав к ним бумажки с серой, которые подожгли, выпустила их на волю – сгорел весь город» В 946-947 гг. Ольга провела реформы. Княгиня понимала, что предотвратить новое восстание покоренных племен можно только одним путем - упорядочить размер дани, собираемой с зависимого населения. Для этого по реформе система полюдья заменяется новым порядком взимания дани. Создавались специальные укрепленные пункты - погосты , на которые были посланы представители княжеской администрации, которые и принимали от населения свозимую сюда дань. Ее размеры точно устанавливались заранее уставами (определённые правила установления размеров дани) и уроками. Эти реформы имели очень большое значения для укрепления гос-ва Киевской Руси. Устанавливая уставы и уроки, Ольга подчинила древлян Киеву и укрепила власть, устанавливая дань и погосты в Новгородской земле и других землях.

В 955 г. – поездка Ольги в Царьград, её крещение и принятие имя Елена. Отнесена к лику святых.

Внутренняя и внешняя политика Святослава

Святослав родился в 940 г. В 945 г. Стал князем, но вместо него правила Ольга. Всю свою дальнейшую жизнь провёл в походах. В 964 г. Летопись рассказывает, как он вырос, как пошёл в поход на реку Десну, встретил вятичей и сказал «Дайте дань», а те ответили, что платят её хазарам.

В 965 г. Святослав идёт на хазар и захватывает их город - Белую Вежу. В 966 г. Он идет на вятичей и подчиняет их Киеву. Позже Святослав участвует в Болгарских войнах. В Киев отправляют послов, которые просят Святослава напасть на болгар. Это было выгодно Византии, так как это ослабило бы Русь и уничтожило болгар, их врагов, одновременно. В 968 г. Святослав идёт на болгар и основывается в городе Переяславец. В это же время на Киев нападают печенеги, поэтому Святослав покидает болгар и идёт на защиту столицы. В это же время умирает Ольга, поэтому Святослав на киевский престол садит Ярополка, новгородский – Владимира, а сам отправляется в Переяславец и воюет против Византии (970-971 гг.). Войны закончились мирным договором.

В 972 г. Святослав умер в бою против печенегов.

Религиозная языческая реформа киевского князя Владимира

Под 980г. в летописи описаны такие события: «Начата къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, И Хърса, И Дажьбога, И Стрибога, И Семарьгла, И Макошъ…» Описанная летописцем установка идолов в Киеве не являлась обычным делом или только обновлением старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, стало два: культ Перуна и культ Волоса. Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Даждьбог, почитание которого было повсеместным, попал в пантеон лишь как второстепенный бог. Новые идолы поставлены не в отдалении «на холме», как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а «вне двора теремного», в самом центре киевской крепости. Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых - укрепляла положение великого князя, главного военачальника страны, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов, покровительствующий воинам.

Принятие христианства

В 988 г. на Руси, князем Владимиром было принято христианство по восточному образцу. Летопись так описывает момент принятия христианства: к нему приехали послы разных вероисповеданий, но Владимир выбрал христианство. В целом Русь уже была до этого знакома с христианством - это сказания о апостоле Андрее, войны с Византией, принятие христианства в высших кругах (например Ольга крестилась в 955 г.).С 988 г. христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла. Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей. Христианство на Руси сочеталось с язычеством, т.е было двоеверие.

17. Этапы христианизации древнерусских земель. Влияние «крещения» Руси на исторические судьбы восточного славянства

X–XI вв. - Крещение князей и их приближенных. Захват христианами городов - основных сакральных центров. Разгром открытого и организованного противодействия насаждению христианства, удаление волхвов с политической арены.

ХI–ХIII вв. - Крещение городских общин. Прекращение конкуренции волхвов и князей и утрата последними интереса к насаждению христианства. Переход религиозной войны в "холодную" фазу. Поучения против язычества. Параллельное существование двух культов в городской среде (при господстве язычества в сельской округе).

XIII–XIVвв. - Ликвидация церковью (при поддержке татар) городского язычества. Прекращение языческих обрядов в городах, прекращение функционирования крупных святилищ. Начало проникновения христианства в сельскую округу. Отмирание обряда кремации.

XIV–XVI вв. - Христианизация сельских жителей. Возникновение синкретического "народного православия". Угасание язычества, как самостоятельного культа.

XVII–XVIII вв. - Последние упоминания о русских язычниках.

XVIII–XIX вв. - Евангелизация русской деревни, искоренение "обрядоверия" и "пережитков язычества" в православном крестьянстве.

XX в. - Падение Российской империи и православной церкви.

20 ноября 2014

Великая княгиня Ольга Александровна правила в Киевской Руси после кончины своего мужа Игоря Рюриковича и до совершеннолетия сына Святослава. Приняла христианство с именем Елена. История не сохранила информацию о дате рождения княгини, но в Степенной книге сообщается, что умерла она предположительно в восемьдесят лет. Безупречная и мудрая политика княгини Ольги сделала ее известной исторической личностью практически по всему миру.

Жизненный путь

Достоверной информации о месте ее рождения нет. Летописцы и современные историки выдвигают разнообразные предположения на этот счет. Максимально приближенным к правде является утверждение Нестора Летописца в «Повести временных лет», что она родом из простой семьи, которая проживала в небольшой деревне Выбуты, расположенной на Псковской земле. Но где бы Ольга ни родилась и к какому бы племени она ни принадлежала, мудрость ее политики и деяний являются неотъемлемой частью славянской истории.

До смерти Игоря практически никакой информации о княгине нет. Кончина мужа выдвинула ее на первое место в жизни Киевской Руси, потому как Святославу было три года, и в князья он, разумеется, не годился. Она приняла на себя управление государством, находившимся в то время в крайне трудном положении, и на протяжении 19 лет полностью справлялась со всеми проблемами. Внешняя и внутренняя политика Ольги создала единую державу с международным авторитетом.

Месть древлянам

Началом ее правления можно считать отмщение убийцам Игоря, которое состояло из четырех частей. Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего князя Мала. После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми. В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», - так говорили о женщинах в те времена. Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Видео по теме

Реформы и внедрение христианства

После мести древлянам княгиня установила четкие правила для сбора дани. Это способствовало предотвращению вспышек недовольства, в результате одной из которых убили ее мужа. Рядом с большими городами были введены погосты. Именно в этих административно-хозяйственных ячейках власти и собирали дань.

Внешняя и внутренняя политика Ольги всегда была нацелена на централизацию управления государством, а также объединение и укрепление русских земель.

С именем Ольги связывают строительство не только церкви Святого Николая, но и Софийского храма в Киеве. Хотя она первая приняла христианство, почитать ее святой стали предположительно не раньше, чем с XIII века.

Внешняя и внутренняя политика Ольги характеризует ее не как беззащитную женщину, а как сильного и разумного правителя, который твердо и уверенно держит в своих руках власть над целой страной. Она мудро обороняла свой народ от недоброжелателей, за что люди ее любили и уважали. Кроме того, что властительница обладала большим количеством уже названных положительных качеств, она еще была внимательна и щедра к малоимущим людям.

Внутренняя политика

Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок. Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.

Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.

Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Попытки установления взаимоотношений с Германской империей

Со временем дружеские отношения с Византией стали ослабевать, и Ольга решила найти сильного союзника. Свой выбор она остановила на Германии.

В 959 году княгиня отправила русское посольство к Оттону I с прошением предоставить священников для внедрения христианства на киевских землях, а также с предложением дружбы и мира.

Он откликнулся на призывы Ольги, и в 961 году к ней прибыли несколько священнослужителей во главе с Адальбертом. Правда, свою деятельность развернуть на киевской территории им так и не удалось, так как в конце своей жизни Ольга уже не имела такого влияния, как раньше.

В 964 году власть перешла к Святославу, который кардинально изменил тактику государственной политики. Причем, нужно сказать, не в лучшую сторону.

Согласно сохранившимся данным, каждый раз покидая Киев, великий князь Игорь оставлял управление новым славянским государством на свою жену Ольгу. Именно она в данный период вела переговоры с наместниками, принимала послов и занималась другими политическими делами. Основываясь на данных фактах, можно смело утверждать, что уже тогда Ольга смогла изучить азы управления страной, ещё до гибели мужа.

Так получилось, что внутренняя политика княгини Ольги после убийства князя Игоря древлянами, по большей части, касалась именно отмщения и усмирения этого племени. В 945 году древляне отправляют в первый раз к Ольге послов с предложением от их князя Мала стать его женой. Однако хитрая княгиня приказывает встретить гостей с честью, принеся к её терему в ладьях, после чего посольство было сброшено в яму и зарыто живьём.

После этого Ольга отправляет к Малу послов с просьбой прислать ей лучших мужей для её сопровождения. На этот раз воинов сожгли в бане. Однако, месть древлянам за смерть мужа только началась. Далее Ольга сообщила древлянам, что хочет справить тризну на месте смерти мужа, приготовив хмельной мёд. Во время тризны древляне опьянели и были легко перебиты малой дружиной Ольги.

Спустя год древляне были окончательно разбиты, а их столица сожжена. Удачное взятие мощного Коростеня также не обошлось без тонкой стратегии княгини. В качестве дани она потребовала с каждого жилья по три воробья и голубя. После выполнения приказа, княгиня повелела привязать к лапкам птиц дружинникам по кусочку трута, поджечь и отпустить птиц. Выбегающие из укреплённого города люди были тут же убиты, а на уцелевших возложена немалая дань.

На этом внутренняя политика Ольги не окончилась и она распорядилась заменить погостами полюдья. Для всякого погоста был установлен определённый урок с фиксированной суммой. Налоговые реформы княгини смогли упорядочить былую систему сбора податей, а также укрепить киевский авторитет.

Конечно же, особого внимания заслуживает и внешняя политика Ольги, осуществляемая при помощи дипломатии. Именно княгине удалось без военных конфликтов укрепить связь Киевской Руси и Византии (а также с Германией). Так в 957 году Ольга направляется в Константинополь, где позже и приняла христианство с именем Елена. Это существенно ускорило христианизацию Руси и её последующее единение с другими христианскими державами.

И до совершеннолетия сына Святослава. Приняла христианство с именем Елена. История не сохранила информацию о дате рождения княгини, но в Степенной книге сообщается, что умерла она предположительно в восемьдесят лет. Безупречная и мудрая политика княгини Ольги сделала ее известной исторической личностью практически по всему миру.

Жизненный путь

Достоверной информации о месте ее рождения нет. Летописцы и современные историки выдвигают разнообразные предположения на этот счет. Максимально приближенным к правде является утверждение в «Повести временных лет», что она родом из простой семьи, которая проживала в небольшой деревне Выбуты, расположенной на Псковской земле. Но где бы Ольга ни родилась и к какому бы племени она ни принадлежала, мудрость ее политики и деяний являются неотъемлемой частью славянской истории.

До смерти Игоря практически никакой информации о княгине нет. Кончина мужа выдвинула ее на первое место в жизни Киевской Руси, потому как Святославу было три года, и в князья он, разумеется, не годился. Она приняла на себя управление государством, находившимся в то время в крайне трудном положении, и на протяжении 19 лет полностью справлялась со всеми проблемами. Внешняя и Ольги создала единую державу с международным авторитетом.

Месть древлянам

Началом ее правления можно считать отмщение убийцам Игоря, которое состояло из четырех частей. Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми. В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», - так говорили о женщинах в те времена. Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Реформы и внедрение христианства

После мести древлянам княгиня установила четкие правила для сбора дани. Это способствовало предотвращению вспышек недовольства, в результате одной из которых убили ее мужа. Рядом с большими городами были введены погосты. Именно в этих административно-хозяйственных ячейках власти и собирали дань.

Внешняя и внутренняя политика Ольги всегда была нацелена на централизацию управления государством, а также объединение и укрепление русских земель.

С именем Ольги связывают строительство не только церкви Святого Николая, но и Софийского храма в Киеве. Хотя она первая приняла христианство, почитать ее святой стали предположительно не раньше, чем с XIII века.

Внешняя и внутренняя политика Ольги характеризует ее не как беззащитную женщину, а как сильного и разумного правителя, который твердо и уверенно держит в своих руках власть над целой страной. Она мудро обороняла свой народ от недоброжелателей, за что люди ее любили и уважали. Кроме того, что властительница обладала большим количеством уже названных положительных качеств, она еще была внимательна и щедра к малоимущим людям.

Внутренняя политика

Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок. Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.

Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.

Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Попытки установления взаимоотношений с Германской империей

Со временем дружеские отношения с Византией стали ослабевать, и Ольга решила найти сильного союзника. Свой выбор она остановила на Германии.

В 959 году княгиня отправила русское посольство к Оттону I с прошением предоставить священников для внедрения христианства на киевских землях, а также с предложением дружбы и мира.

Он откликнулся на призывы Ольги, и в 961 году к ней прибыли несколько священнослужителей во главе с Адальбертом. Правда, свою деятельность развернуть на киевской территории им так и не удалось, так как в конце своей жизни Ольга уже не имела такого влияния, как раньше.

В 964 году власть перешла к Святославу, который кардинально изменил тактику Причем, нужно сказать, не в лучшую сторону.