Характеристика согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных по месту и способу образования

Классификация согласных по способу образования предполагает учёт характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные) - [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)];

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) - [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [х], [(х’)] ,[(γ)], [ј], [(i)];

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию - [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)];

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-шелевых, аффрикат; воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые - [н], [н’], [м], [м’], но боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые - [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию, кончика языка, образуя дрожащие, вибранты - [р], [р’].

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пас-сивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются пе-редненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные-средненёбными, заднея-зычные-задненёбными.

По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Авансесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные - на зубные и нёбно-зубные.

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например [п’о’тр], в начале слова перед глухим согласным, например [рта’], и в некоторых других позициях.

По наличию-отсутствию голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Такое деление, но классификации Р.И. Аванесова, касается как шумных, так и сонорных согласных, которые в конце слова после глухих могут утрачивать голос, например, [д] - шумный, звонкий, [т] -шумный, глухой; [л] - сонорный, звонкий, [л] - сонорный, глухой.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся [дз], [дж’], [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских но происхождению словах (Бог, Господь и др.); при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.


По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие [ж’], [ш’] в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук [ж’] соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать - [в’иж’а’т’]); жж (вожжи - [во’ж’и]), но в последнее время он всё чаще произносится твердо.

На стыке морфем может быть только твердый [ж] (разжать - [р^жа’т’]). Звук [ш’] соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье - [ш’а’с’т’iь]), зч (перевозчик - [п’ър’иэво’ш’ик]), жд (дождь - [до’ш’]), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой; ленинградский произносительный вариант - [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’а’сiiъ], [до’ш’т’], [п’ър’иэво’ш’ч’ик]); он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик - п’ър’иэво’ш’ч’ик). Звук [ш] произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный - [б’иэшу’мнъii]) и зш (без шапки - [б’иэша’пк’и]).

Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо, анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не на её письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный [ј(i)] мягкий уже по самому месту своего образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице (частично измененная таблица Р.И. Аванесова).

Кроме согласных, представленных в таблице, в потоке речи встречаются и другие согласные, некоторые особенности которых в артикуляции и звучании обусловлены влиянием звуков, находящихся рядом с ними. Например, согласные перед лабиализованными гласными приобретают оттенок лабиализованности, так как артикуляция согласного дополняется округлением губ; ср.: как [ка’к] и кот [к°о’т], медь [м’э’т’] и мёд [м’°о’т].

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Другие статьи по теме:

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации :

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).


При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил — [в]ыл, [п"]ил — [п]ыл, [л"]ёг — [л]ог, [р"]яд — [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б"], [п] — [п"], [в] — [в"], [ф] — [ф"] , [з] — [з"], [с] — [с"], [д] — [д"], [т] — [т"], [м] — [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими - [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1) согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Таблица артикуляции согласных звуков

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. - лабиализованными (или огубленными).

Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:" ч"]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок - мя´[х"к"]ий мягкий , где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый , т.е. [т"] // ;

стн: мéс[т]о места - мéсный местный , т.е. [т] // ;
здн: уéз[д]а уезда - уéзный уéздный , т.е.[д] // ;

здц: уз[д]á узда - под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;

голлáн[д"]ец голландец - голлáнцы голландцы , т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]éчко сердечко - сéрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]éчко сердечко - сéрчишко сердчишко , т.е. [д"] // ;

лнц: сó[л]нышко солнышко - сóнце солнце , т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маи´] мои , т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,

смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).

А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,

заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

  • губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
  • язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
  • язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
  • язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
  • язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными

органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.

Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку

другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по

месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).

В основание классификации согласных звуков положены четыре признака:

· место образования преграды;

· способ образования;

· твёрдость/мягкость.

При образовании гласных звуков воздушная струя, поступая в артикуляционный отдел, не встречает препятствий. Для образования же согласных звуков наличие преграды является необходимым условием. Во время преодоления воздушной струёй преграды в артикуляционном отделе возникает шум. Сонорные и звонкие согласные состоят из голоса и шума (в сонорных шума значительно меньше, чем голоса), глухие – только из шума. Кроме того, при образовании глухих согласных органы артикуляционного отдела больше напряжены, поэтому глухие называют также напряжёнными. Звонкие согласные – ненапряжённые.

Качество согласного зависит от того, какие органы артикуляционного отдела принимают участие в образовании преграды (место образования ), каков характер этой преграды и какими способами она преодолевается (способ образования ).

В классификации согласных звуков по месту образования важно учитывать работу активных и пассивных органов. По активному органу все согласные делятся на губные и язычные, последние подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. С учётом работы пассивных органов губные подразделяются на губно-губные (преграда образуется смыканием губ) и губно-зубные (нижняя губа образует преграду с верхними зубами). Переднеязычные согласные делятся на зубные и передненёбные, все среднеязычные являются средненёбными, заднеязычные – средненёбными и задненёбными.

Согласные по месту образования

губные язычные

переднеязычные среднеязычные заднеязычные

↙ ↘ ↙ ↘ ↘ ↙ ↘

губно-губные губно-зубные зубные передненёбныесредненёбные задненёбные

[б][б’][п][п’] [в][в’][ф][ф’] [д][д’][т][т’] [ж][ж’:][ш][ш’:] [ j] [г’][к’] [г][к][х]

[м][м’] [з][з’][с][с’] [р][р’][ч’][дж’] [х’] [γ]

[н][н’][л][л’][ц][дз]

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты, вибранты (дрожащие). Смычные, в свою очередь, могут быть взрывными, смычно-проходными (носовыми и боковыми):

1. Смычные:

1.1. взрывные;

1. 2. смычно-проходные;

1.2.1. носовые;

1.2.2. боковые.

2. Щелевые.

3. Слитные (аффрикаты).

4. Вибранты (дрожащие).

Для произнесения смычного согласного активный орган (язык или нижняя губа) должен соприкоснуться с пассивным – образуется смык. Если воздушная струя резко разрывает эту преграду и полностью освобождает проход для воздуха, то слышится характерный хлопок (взрыв). Так образуются взрывные согласные: [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]. Воздушная струя может обойти смык – образуется смычно-проходной согласный. Например, губы образуют смык, но воздушная струя проходит через нос, что характерно для носовых согласных: [м], [м’], [н], [н’]. При образовании боковых [л], [л’] кончик языка упирается в верхние зубы, а воздушная струя проходит по бокам языка. При произнесении щелевых согласных органы артикуляции сближаются, образуется узкая щель. От трения воздуха о края щели возникает звук, похожий на шорох. К щелевым относятся согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’]. При образовании аффрикат (смычно-щелевых, слитных) [ц], [ч’], [дз], [дж’:] образуется смык, который потом переходит в щель. Наконец, когда мы произносим [р], [р’], кончик языка вибрирует: он несколько раз прикасается к альвеолам и отходит от них.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых наличием дополнительной артикуляции – средняя часть спинки языка прогибается к твёрдому (среднему) нёбу. По-латыни нёбо – palatum, поэтому все мягкие согласные называются палатализованными , а их дополнительная артикуляция – палатализацией . Для средненёбного [j] продвижение спинки языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией, поэтому [j] называют палатальным, а дополнительную артикуляцию мягких – «йотовой » артикуляцией.

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные Средне Язычные Задне- язычные
Зубные Пере дне- нёбные Средне нёб ные Средне нёб ные Задненёб ные
Смы- чные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г’ к’ г к
Смы чно-проходные Носовые м м’ н н’ η
боковые л л’
Щелевые в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’: ш ш’: j й х’ х γ
Аффрикаты ц дз ч’ дж’
Вибранты р р’

1. Какие признаки положены в основу классификации согласных?

3. Почему глухие согласные называются напряжёнными, а звонкие – ненапряжёнными?

4. На какие подгруппы делятся согласные по месту образования?

5. Перечислите группы согласных по способу образования.

6. Чем отличаются в артикулировании твёрдые согласные от мягких? Почему мягкие называются палатализованными? Какой согласный называется палатальным?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь . Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6 . Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч , если бегло произносить отец бы, дочь бы ? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10 . Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14 . Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’:].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?