Римская история составляет заключительное звено древней истории Средиземноморья, завершая иторию античности. В восточной половине Средиземноморья очень рано возникли классовые образования и были заложены основы античной культуры.
Следующий этап развития античного мира связан с побережьем Эгейского моря. Благоприятное сочетание географических условий, с одной стороны, и сильного влияния близлежащих восточных государств - с другой, создали предпосылки для расцвета древнегреческих полисов. Здесь сложилась античная демократия, в рамках которой, особенно в Афинах, в У-IV вв. до н.э. были созданы величайшие культурные ценности, легшие в основу культурного развития Европы.
Однако тесные границы эгейского мира и его политическая раздробленность ускорили кризис всей системы классической Греции. В узких рамках полисов дальнейшее развитие стало невозможным. Это вызвало переход к новому этапу исторического развития - эллинизму. Завоевания Александра Македонского и дальнейшая колонизация Востока греками и македонянами создали предпосылки для возникновения более высокой стадии развития общества в странах восточного Средиземноморья. Эллинистические государства на некоторое время стали ведущими силами исторического процесса, подготовляя переход к последней эпохе древней истории.
Еще задолго до этого в Италии, на Нижнем Тибре, возник маленький город-государство - Рим. До поры до времени он оставался в системе Средиземноморья самостоятельным и относительно изолированным очагом исторического развития. Однако это был очаг большой социальной мощи, центр скрещения разнообразных этнических, хозяйственных и культурных взаимодействий в Средней Италии. Параллельно с развитием римской экспансии в Италии (V-III вв.), а затем вне ее - в западном и восточном Средиземноморье (III-I вв.) Рим втягивался в систему средиземноморских хозяйственных и культурных связей и, в свою очередь, стал оказывать на нее сильное влияние. К концу I в. до н.э. сформировалась в основных чертах Римская мировая держава, включившая в себя все предшествовавшие ей государственные образования в районе Средиземного моря. Древняя история вступила в свою последнюю фазу.
Рим, как было сказано, вошел в сложившуюся систему эллинистического мира. Но, входя в нее, он начал ее преобразовывать. Рабовладельческие общества Средиземноморья, в первую очередь сама Италия, в ходе римских завоеваний испытали ряд глубоких изменений: значительный рост денежного хозяйства, огромное развитие рабства, концентрацию земли, обнищание мелких свободных производителей. Все эти изменения явились специфическими чертами римской хозяйственной системы, которая стала самой высокой формой античного общества.
Весь район Средиземного моря с прилегающей к нему широкой периферией был охвачен экономическими связями, достаточно тесными для того, чтобы говорить о зародышах единого средиземноморского рынка и о некоторых экономических явлениях, общих для всего района, - колебаниях цен, кризисах. Поэтому Римская держава, созданная рабовладельческой экспансией, опиралась не только на силу римского оружия, но и на некоторое хозяйственное единство средиземноморского района. И по форме своей эта держава, оставаясь федерацией автономных полисов, приближалась к территориальным государствам эллинистического типа.
В области культуры Рим в основном использовал достижения предшествующих эпох, особенно эллинизма. Однако он создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.
Под воздействием этих факторов складывались идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному «предками» обычаю в мирное время, чтить богов - покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима. Когда в Риме стало распространяться рабство, достигшее здесь наивысшего для древности развития, немалую роль в идеологии начала играть противоположность между рабом и свободнорожденным гражданином, для которого стало считаться позорным быть заподозренным в «рабских пороках» (ложь, нечестность, лесть) или в «рабских занятиях», включавших здесь в отличие от Греции не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца.
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались только политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального), историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, издавна проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с нею. В свою очередь, и Рим, подчинив себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так формировался синтез греческой и римской культур. Римляне осваивали греческую философию, формы и стили греческой литературы, искусства, но вкладывали в них свое содержание, развивали в этих новых формах свои идеи и мировосприятие.
А уроженцы эллинских и эллинизированных провинций Римской державы воспринимали римскую политическую мысль, римские представления о долге гражданина, политика, правителя, о значении закона. Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой оба компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной, и в западной половине империи. Именно она легла в основу цивилизации Византии, славянских государств, Западной Европы.
Но, доведя свою общественную систему, основанную на рабовладении, до полного развития, Рим тем самым довел до максимального напряжения и все ее социальные противоречия. Внутренняя неустойчивость римского общества в последние годы существования империи вместе с варварскими завоеваниями разрушили античное общество Средиземноморья и положили начало европейскому средневековью.
ВОПРОСЫ
1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?
Первые древние цивилизации зародились в V – IV тыс. до н. э. на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III – II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.
Первые цивилизации называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии, и вся хозяйственная жизнь протекала вокруг них.
2. Каковы причины возникновения первых государств?
Основной причиной возникновения первых государств была необходимость следить за созданием и использованием системы ирригационных сооружений. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства.
3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?
Деспотия – это особая форма государства, где власть и собственность были неразделимы и правитель обладает абсолютной властью и является верховным собственником всей земли.
Черты деспотии:
Неограниченная власть правителя;
Отсутствие частной собственности;
Передача по наследству государственной должности с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).
Обожествление правителя;
Наличие централизованного аппарата управления, который контролировал всю жизнь страны;
Отношения между государством и человеком складывались на основании законов и традиций, которые определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?
При аристократической форме правления знатные и богатые получали большие возможности в управлении государством. Аристократы уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Как результат знатных людей избирали и военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.
При демократической форме правления в управлении государством принимали все граждане вне зависимости от происхождения и богатства. Демократический строй сложился в Афинах и для него были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.
5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?
Греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи были восприняты следующие черты восточного общества:
Система управления, во главе государств стояли цари, управление стало напоминать восточную деспотию;
Элементы культуры.
ЗАДАНИЯ
1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах Греко-Римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?
В древневосточных обществах взаимоотношения государства и человека строились на принципе полного подчинения и отсутствия каких-либо прав у жителей государства. Правитель обладал абсолютной властью, являлся верховным собственником всей земли. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями.
В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
В полисах Греко-Римского мира отношения между человеком и государством строилось на наличии прав граждан, их участии в государственном управлении. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей - царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.
В становлении и развитии античной демократии были заинтересованы ремесленники и торговцы, которые составляли значительную часть жителей полиса. Они выступали против того, чтобы вся власть в государстве принадлежала земледельческой знати и боролись за свое право на участие в управлении государством.
2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?
Потому что Рим стал владыкой не только Италии, но и всего Средиземноморья. В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства были расположены в трех частях света. Рим захватил земли таких древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция.
Сегодня на этих землях расположены государства: Италия, Греция, Македония, Испания, Британия, Египет, Франция, Германия, Израиль, Палестина и т.д.
«Презентация на тему: «ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР» подготовлена учителями истории Жуковским В.Д., Симкиной А.А. План урока: Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций. ...»
г.Санкт-Петербург
ГБОУ СОШ № 355
Презентация
«ДРЕВНИЙ ВОСТОК И
АНТИЧНЫЙ МИР»
подготовлена учителями
истории Жуковским В.Д.,
Симкиной А.А.
План урока:
Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.
Государство на Востоке.
Эллинизм: государство и общество.
Средства обучения: учебник §1, историческая карта №1 «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.», схемы «Присваивающее и производящее хозяйства» и «Цивилизации Востока и античная цивилизация».
Основные понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие монархия, централизованное государство, деспотия, частная собственность, привилегии, античная цивилизация, полис, демократия, гражданская война, эллинизм.
Основные даты:
VIII – VII тыс. до н.э. – неолитическая революция.
V – II тыс. до н.э. – возникновение ранних цивилизаций.
753 г. до н.э. – легендарное основание Рима.
Первобытным людям было тяжело конкурировать с хищниками.
Присваивающее хозяйство не гарантировало стабильного пропитания.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР.
Первобытный человек присваивал продукты природы путём охоты и собирательства. Такое хозяйство называется присваивающим. Десять тысяч лет назад человек изобрёл земледелие.Теперь он не только присваивал продукты, но и производил пищу и вещи.
человек Когда получает от природы все необходимое для жизни в готовом виде - это присваивающее хозяйство.
Присваивающим Производящим называется называется хозяйство, когда хозяйство, при сам человек стал котором человек выращивать присваивал, забирал растения и у природы то, что она животных, давала: растения, изготовлять животных, ягоды, многие предметы плоды, рыбу и т.п. быта (земледелие, (собирательство, скотоводство, охота, ремесло) рыболовство) Постепенно охота становится вспомогательным занятием.
Технологическая революция Переход от присваивающего к производящему хозяйству получило название неолитической революции.
Собака@ Кошка Подумайте!
С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождалочеловека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка.
Приручение какого из животных характерно для присваивающего хозяйства, а какого и для производящего?
Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли кошку и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был "домом богини-кошки Баст".
Собака@ Кошка Неолитическая революция VIII – VII тыс. до н. э.
Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство
–  –  –
Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Почему их называют «речными»?
Какие причины привели к возникновению государств на Востоке? Дайте определение понятию государство. Выделите из текста учебника основные признаки государства.
Благоприятные природные условия Пятое - второе тысячелетие до нашей эры - возникновение ранних цивилизаций. Прибавочный продукт позволял содержать неработающих.
Возникают первые государства.
Цивилизации возникают в долинах рек.
Называются речными. На востоке появление государства тесно связано с ирригацией. Требовался аппарат принуждения.
Государство – это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Земледелие зарождается в Азии, на побережье Средиземного моря и в бассейнах полноводных рек, где были плодородные почвы.
Подумайте! Роль благоприятных природных условий.
Обратите внимание! Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет»
происходит от древнегреческого «Айгюптос», так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне называли свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».
Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?
Назовите, вокруг каких рек сложились земледельческие цивилизации.
Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили?
Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. (Задание №1. §1).
На Востоке государства возникали в форме централизованных монархий:
деспотий и тираний, где нет места личности, частной собственности; все подданные – рабы государя.
Права правителя закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями.
Иначе обстояло дело в античной цивилизации.
В полисах Древней Греции была демократия:
власть принадлежала народному собранию, была выборность должностных лиц, граждане могли влиять на принятия важнейших решений.
В античных цивилизациях личность не была растворена в людском половодье, она играла значимую роль.
Поэтому европейцы считают античные цивилизации своими предшественницами.
АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Полис - гражданская община.Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация Цивилизация Востока Античная цивилизация
–  –  –
СМЕСЬ ВОСТОЧНОЙ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ ЭЛЛИНСКОЙ.
Держава Александра Македонского Македонская фаланга.Эллинизм - это синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.
Возникший в Средиземноморье в 753 году один из много численных итальянских полисов - Древний Рим, в отличие от греков, основывал колонии исключительно путём завоеваний.
Он дал общие для всех завоеванных народов законы, позволил талантливым рабам становится вольноотпущенниками и вливаться в римское общество.
На обломках Римской империи возникла европейская цивилизация – единство стран, народов на определённом этапе развития.
Карта Римской империи
Задания:
дать сравнительную характеристику присваивающему хозяйству и производящему;
раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. для появления ранних цивилизаций;
выявить факторы, определивших места возникновения ранних цивилизаций и причины образования государства на Востоке;
проанализировать особенности полисной системы государств в Греции и Италии как основы развития демократической формы государственного строя;
охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;
провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства при восточных деспотиях и полисах грекоримского общества.
Вопросы и задания.
Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?
Каковы причины возникновения первых государств?
Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?
В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?
Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?
Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?
Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли.
Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?
Домашнее задание:
§ 1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ
МИР.Похожие работы:
«Филиппович Анна Юрьевна Лекционные материалы по дисциплине Компьютерная графика 2006-2007 уч. г. Лекция 3 (4 часа) Основы применения шрифтовых элементов и векторной графики. Основы растровой графики, представление цвета. Осн...»
«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Исторический факультет "Утверждаю" Директор Института истории и международных отношенгий " " 2014 года ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ По направлению под...»
«ритетный специалист по истории России XVIII в. А.А. Кизеветтер считал, что главное достоинство работы в том, что автор показал предпосылки губернской реформы Екатерины II 1775 г.1, тем самым проследив непрерывную цепь событий развития областного...»
«Пояснительная записка. Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 1...»
«Юрий Васильевич Емельянов Сталин. На вершине власти Серия "Сталин", книга 2 Zed Exmann, c777 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=157101 Сталин. На вершине власти: Вече; М.; 2002 ISBN 5-7838-1198-Х Аннотация В дилогии, состоящей из книг "Сталин. Путь к власт...»
«2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Б1 ГСЭ. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Б1.Б Базовая часть Б1.Б.1 История Планируемые результаты обучения по дисциплине Общекультурные компетенции: способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития совре...»
«БЛОК 1. Дисциплины (модули) Б1.Б. Базовая часть Б.1.Б.1. История и философия науки углубление знаний по философии и теоретическим Цель изучения дисциплины основам науки, освоение категориального аппарата принципов и методов философского анализа науки, овладение философско-мировоззренческой, методологической и на...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - онлайн материалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Характерные черты древневосточных государств
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы. То, что это произошло одновременно, до сих пор остается загадкой истории.
Что касается причин появления государственности, то с некоторой долей уверенности этот факт все же можно объяснить. Государства Древнего Востока возникли как раз на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людям возможность использования речной воды для индивидуального орошения земель и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.
Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма, равная +20°С. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру в +20°С называют комнатной - это температура максимального комфорта для тела человека.
Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человечеству осуществить прорыв в цивилизацию.
В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры.
Для восточного общества были характерны следующие черты:
1.патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2.коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3.общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4.традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5.религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6.пестрый социальный состав . Его можно дифференцировать в границах трех групп: господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники); различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.
До начала I тыс. до н.э. на Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя.
Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.
Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:
1.полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;
2.светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;
3.власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;
4.человек был рабом «порядка», веры, традиции.
Государственный аппарат был многочисленным. Выделялись
три уровня управления - центральный, региональный, местный (общинный ). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, приближенных правителя по его воле и выбору; предоставление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.
Во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции племенной демократии.
В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они сохранялись в секрете и становились достоянием только узкого круга жрецов, придворных, знати.
Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.