Хорошая память что значит. Память

Отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны пророка Мухаммеда

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа бинт Хувайлид - первая жена пророка Мухаммеда, которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала свего мужа. Год её смерти назван «годом грусти».

Сауда бинт Зама

Хафса бинт Умар

Хафса бинт Умар - дочь его сподвижника Умара . Она была вдовой одного из мусульман, погибшего в битве при Бадре и, по свидетельствам, не отличалась большой красотой. Ей было 18 лет. Она и Аиша, будучи близки по возрасту, стали подругами. Хафса, порой, изрядно портила настроение пророку скандалами, так что тот ходил целый день сердитый.

Зейнаб бинт Хумайза

Сауда бинт Зама

Аиша бинт Абу Бакр

Хафса бинт Умар

Зайнаб бинт Хумайза

Зайнаб бинт Джахш

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Райхана бинт Зейд

Маймуна бинт Харис

Мария аль-Кибтия

Зейнаб бинт Джахш - бывшая жена приемного сына пророка Мухаммеда Зайда ибн Хариса. Зайд дал жене развод, а Мухаммад, женившись на ней, закатил грандиозный брачный пир. Арабы посчитали этот брак инцестом, но своевременное появление в Коране специального откровения по данному случаю оправдало действия Мухаммада (Сура 33:36-40). Аиша и Хафса тайно сговорились, пытаясь отвратить внимание пророка от Зейнаб. Повествует Аиша: «Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: „Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром“. Мы так и сделали, и он ответил: „Нет, но я пил мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом“» . По поводу козней молодых жён Мухаммеда имеется неодобрительное высказывание в Коране (сура 66:1-5).

Джувайрия бинт аль-Харис

Джувайрия бинт аль-Харис - дочь вождя Бану Мусталак, захваченная в плен. Ей было около 20 лет. После этой свадьбы мусульмане освободили всех пленников из племени Бану Мусталак, к которому она принадлежала, так как они породнились с пророком.

Внешние видеофайлы
Хадиджа бинту Хувейлид
Сауда бинту Зам"а
Аиша бинту Сыддик
Хавса бинту Умара
Зейнаб бинту Хузейм

Райхана бинт Зейд

Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян - дочь Абу-Суфиана, чья семья бежала в Эфиопию от преследований курайшитов. Там её муж перешёл из ислама в христианство. После смерти мужа также стала женой Мухаммада.

Мария аль-Кибтия

Маймуна бинт аль-Харис (араб. ميمونه بنت الحارث ‎‎ - Майму́нах бинту ль-Ха́рис ) (594 - 674) - бывшая свояченицей дяди Мухаммеда Аббаса . Мухаммед женился на ней во время Умрату Кисас (Восполняя Хадж который ему не дали выполнить)

Титул, которого удостоились все жёны пророка Мухаммеда.

Коран о жёнах пророка Мухаммеда

О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных[речей] - не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, - а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело. Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ.
О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий». Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже — сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми .

Хадисы о Хадидже

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] является Хадиджа, дочь Хувайлида» .

Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» .

‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» .

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы . Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой.

Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей. Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия.

Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.

Обращение, как и в других подобных случаях, к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

К таковым относятся Сафия и Джувейрия. В последующем обе стали мусульманками. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 384, 388; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 104.

В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

Важно отметить, что по последнему пункту к Пророку (да благословит его Творец и приветствует) поступало несколько предложений, но все они были им отклонены. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 389, 390, 394.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм П. человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды П. - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы П. оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе П. важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в П. человека.

Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Виды памяти

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
  • Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.
  • Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

  • Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  • Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.
  • Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.
  • Долговременная память подразделяется на:
    а) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.
    б) наследственную память - память ближайших родственников.

Работает беспрерывно. В нем постоянно происходят различные физиологические и химические процессы. Все события, переживания, движения оставляют свой след и воспроизводятся впоследствии в качестве воспоминаний. Это явление имеет свое название, а именно - память человека. Это понятие включает в себя несколько процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Существует много видов памяти. Основаниями для их выделения может служить следующее: характер психологической активности, характер связи с различными целями деятельности, степень осознанности запоминаемых образов (информации), период сохранения образов, цели исследования.

Классификация видов памяти:

1. Образная - фиксируются образы, сформировавшиеся посредством восприятия через сенсорные системы. При необходимости они воспроизводятся в форме представлений. Такая память подразделяется на подвиды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.

При использовании сразу всех описанных видов образной памяти, человек спустя некоторое время способен воспроизвести полученную информацию с высокой точностью. Если исключить одну либо несколько - результат значительно ухудшится.

2. Моторная (двигательная) - это память человека, проявляющаяся в способности запоминать, а затем воспроизводить двигательные операции. Например, езда на велосипеде, плавание. Такой помогает в освоении трудовых навыков и любых двигательных актов.

3. Эмоциональная - память на чувства. Ее называют самой надежной и долговечной. Благодаря ей человек способен воспроизводить пережитые ранее чувства, при этом они могут превосходить свои оригиналы по силе, а также изменяться на противоположные. Отсутствие делает человека непривлекательным для окружающих и неинтересным.

4. Оперативная память человека подобна кратковременной. Она позволяет сохранить информацию только для выполнения текущих операций.

5. Семантическая - это память человека на слова и мысли. Она бывает логической и механической.

6. Производственная - намеренное запоминание образов, которое связано с определенной целью и осуществляется при помощи специальных приемов.

7. Мгновенная - память, которая удерживает информацию без переработки. Управлять такой памятью почти невозможно. Она делится на подвиды: иконическая, эхоическая.

Человека - память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением.

9. Долговременная - память на образы, предполагающая их длительное хранение и многократное воспроизведение.

10. обуславливается механизмом наследственности. Она сохраняет склонности человека к определенным видам деятельности, к действиям в той или иной ситуации. К ней относятся рефлексы, инстинкты, элементы облика человека.

11. Репродуктивная память проявляется в воспроизведении оригинального, ранее сохраненного объекта. Например, рисование картин по памяти.

12. Ассоциативная память предполагает запоминание и установление функциональных связей между объектами. Например, проходя мимо магазина, человек вспомнил, что ему надо что-то купить.

13. Автобиографическая - это память на какие-либо события из собственной жизни, которые происходили в прошлом, независимо от давности.

Все виды памяти, независимо от того, к какой категории они относятся, тесно связано между собой. Пользуясь несколькими видами одновременно, мы улучшаем качество сохраненной и воспроизводимой информации.

Существуют специально разработанные методики Многие из них применяются к детям в учреждениях образования. Каждый человек при желании может улучшить свою память при помощи различных упражнений.

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!