Храмы-памятники воинских побед. Александровская триумфальная арка в Краснодаре

8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700-1721 годов — Полтавская битва. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII (Karl XII). Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.
В честь этой победы установлен День воинской славы России, который отмечается 10 июля . Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" был принят в 1995 году. В нем указано, что 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

После поражения русской армии Петр I в 1700-1702 годах осуществил грандиозную военную реформу — фактически заново создал армию и Балтийский флот. Весной 1703 года в устье Невы Петр I основал город и крепость Санкт-Петербург, а позже — морскую цитадель Кронштадт. Летом 1704 года русские захватили Дерпт (Тарту) и Нарву и таким образом закрепились на побережье Финского залива. В то время Петр I был готов заключить мирный договор со Швецией. Но Карл ХII решил продолжать войну до полной победы , чтобы полностью отрезать Россию от морских торговых путей.

Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короля Карла ХII осадило Полтаву, в которой предполагалось пополнить запасы, а затем продолжить путь в направлении Харькова, Белгорода и далее на Москву. В апреле‑июне 1709 года гарнизон Полтавы в составе 4,2 тысячи солдат и 2,6 тысячи вооруженных горожан во главе с комендантом полковником Алексеем Келиным, поддержанный подошедшей на подмогу конницей генерала Александра Меншикова и украинских казаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря ей Русская армия получила возможность в конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к битве с врагом.

В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I. На военном совете 27 июня (16 июня по старому стилю) было решено дать генеральное сражение . К 6 июля (25 июня по старому стилю) русская армия, численностью в 42 тысячи человек и имевшая 72 орудия, расположилась в созданном ею укрепленном лагере в 5 километрах севернее Полтавы.

Поле перед лагерем шириной около 2,5 километра, прикрытое с флангов густым лесом и зарослями, было укреплено системой полевых инженерных сооружений из шести фронтальных и четырех перпендикулярных им четырехугольных редутов. Редуты находились друг от друга на расстоянии ружейного выстрела, чем обеспечивалось тактическое взаимодействие между ними. В редутах разместились два батальона солдат и гренадеров, за редутами — 17 кавалерийских полков под командованием Александра Меншикова. Замысел Петра I заключался в том, чтобы измотать противника на передовой позиции (линии редутов), а затем разбить его в открытом полевом бою.

Полтавская битва - переломный момент Северной войны Летом 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700-1721 годов – Полтавская битва. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.

В ночь на 8 июля (27 июня по старому стилю) шведское войско под командованием фельдмаршала Карла Реншильда (Carl Rehnskild, Карл ХII на рекогносцировке был ранен) численностью около 20 тысяч солдат и с четырьмя орудиями — четырьмя колоннами пехоты и шестью колоннами конницы — двинулось к позиции русских . Остальные войска — до 10 тысяч солдат находились в резерве и на охране шведских коммуникаций.

Могучий патриотический настрой вызвали у русских воинов обращенные к ним перед началом сражения слова Петра: "Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь…. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего".

"И грянул бой! Полтавский бой!": помочь русской армии одолеть шведов 24 июля 1687 года Иван Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины. Он долгое время оставался одним из ближайших сподвижников Петра I, однако в 1708 году перешел на сторону шведского короля Карла XII, поддержал его в генеральном сражении Северной войны 1700-1721 годов – Полтавской битве. Вы тоже можете принять участие в историческом бою!

В 3 часа ночи 8 июля (27 июня по старому стилю) русская и шведская конницы завязали упорный бой у редутов. К 5 часам утра шведская конница была опрокинута, но следовавшая за ней пехота овладела первыми двумя русскими редутами. В шестом часу утра шведы, наступая за отходившей русской конницей, попали своим правым флангом под перекрестный ружейный и пушечный огонь из русского укрепленного лагеря, понесли большие потери и в панике отошли к лесу. В это же время правофланговые шведские колонны, отрезанные в ходе боев за редуты от своих главных сил, отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей Меншикова и сдались.

Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил ее в две линии, где в центре разместил пехоту, а на флангах конницу Меншикова и Боура. В лагере был оставлен резерв (девять батальонов). Главные силы шведов выстроились напротив русских войск. В 9 часов утра завязался рукопашный бой. В это время конница Русской армии стала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до берега реки, где остатки шведской армии сдались в плен.

Полтавская битва закончилась убедительной победой русской армии. Противник потерял свыше 9 тысяч убитыми, 19 тысяч пленными. Потери русских — 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сам Карл был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.

Полтавская победа определила исход Северной войны. Русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм, а Петр I и его военачальники — выдающиеся полководческие способности. Русские первыми в военной науке той эпохи применили полевые земляные укрепления, а также быстро перемещающуюся конную артиллерию. В 1721 году Северная война закончилась полной победой Петра I. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Судьбоносное значение «преславной виктории» было с самого начала в полной мере осознано как в России, так и в Европе. «Немного таковых побед в памятях народных и в книгах исторических обретается» (Феофан Прокопович).«Достопамятное событие в истории и полезный урок для позднейших поколений» (Лейбниц). «Битва за существование целого народа, за будущность целого государства» (Белинский). «День воскресения для России» (Петр I). «Под Полтавой Россия добилась права называться великой европейской державой» (немецкий генерал времен Великой Отечественной войны Ганс Дёрр). Подобных высказываний можно привести множество.
Прославление Полтавской виктории началось еще при жизни ее творцов. В честь победы над шведами, одержанной в день памяти Сампсона странноприимца 27 июня (8 июля) 1709 года, в Петербурге на Выборгской стороне строится деревянная церковь (1710), а позднее — каменный Сампсониевский собор (1728). На одной из фресок храма-памятника был изображен державный полководец в боевых доспехах и мантии, в окружении атрибутов царской власти — короны, скипетра, державы — и воинской «арматуры» — барабанов, знамен, пушек, ядер. Главный вход украшала надпись: «Святый храм сей построен повелением
благочестивейшего государяимператора Петра Великого в воспоминание победы над шведскими войсками поПолтавою лета 1709 июня 27-го дня». К 200-летию сражения (1909) перед собором потомки фельдмаршала Б. П. Шереметева установили памятник Петру I, простоявший до 1934 года.
В 1709-1717 годах в Москве на Якиманке, как говорит предание, по собственноручному чертежу императора возводится храм мученика Иоанна Воина, также посвященный Полтавской победе. На его строительство государь пожертвовал 300 рублей, а к освящению храма прислал в дар золотые церковные сосуды (утрачены во время наполеоновского нашествия).
К 1709 году относится и указ о сооружении на поле битвы мужского монастыря, Сампсониевской церкви и конного памятника Петру I. В 1720-х годах задуман был «триумфальный столп» в честь побед петровской армии и флота с надписью на одном из барельефов: «Российский Сампсон шведского при Полтаве льва растерза». Однако этой мечте Петра не суждено было осуществиться при его жизни. Намерение Екатерины II, посетившей Полтаву в июне 1787 года, соорудить там монумент со статуей Петра Великого постигла та же участь.
Накануне 100-летнего юбилея «преславной виктории» (1809) жители Полтавы в своих ходатайствах перед правительством просили установить два памятника — на поле битвы огромную пирамиду из обломков скалы и обелиск в самом городе. Архивные документы подтверждают, что над проектами монументов на поле битвы в начале XIX века работали известнейшие архитекторы — В. П. Стасов, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин и другие. В 1778 году появляется первый кирпичный обелиск, сооруженный на средства полтавчанина П. Я. Руденко. В основании обелиска находился медный барельеф с изображением баталии и преподобного Сампсона странноприимца, молящегося о победе. 27 июня 1811 года в центре Полтавы торжественно открыли монумент Славы, увенчанный бронзовым имперским орлом. В основании памятника, созданного по проекту Ж. Ф. Тома де Томона, покоятся 18 чугунных пушек — 10 с бастионов Полтавской крепости и 8 трофейных шведских. Монумент был сооружен на месте триумфальной арки, где 28 июня 1709 года произошла торжественная встреча победителей с полтавчанами и воинами гарнизона, выдержавшими вражескую осаду. В 1817 году на месте отдыха Петра I пос-ле сражения устанавливают простой кирпичный обелиск, в 1849-м — к 140-летию битвы — его заменяют новым памятником (архитектор А. П. Брюллов).
Братская могила русских воинов… Здесь 28 июня 1709 года в присутствии Петра Великого были погребены павшие в бою и умершие от ран солдаты и офицеры числом 1345 человек. Над могилой насыпали высокий холм. Государь собственноручно водрузил на нем большой деревянный крест с надписью: «Вои-ны благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709 июня 27 дня». В 1894 году на Братской могиле устанавливают гранитный крест и устраивают в склепе часовню святых апостолов
Петра и Павла, в которой размещают знамена и мраморные доски с наименованиями участвовавших в сражении российских полков.
В 1856 году был освящен построенный возле Братской могилы по проекту архитектора А. И. Шарлемана храм преподобного Сампсона странноприимца. Деньги на его возведение, а также на богадельню для больных и увечных воинов завещал в 1811 году тайный советник И. С. Судиенко. Исполненный первоначально в древнерусском стиле небольшой храм позднее дважды перестраивался. В 1909-1918 годах в одном из храмовых зданий располагался первый Музей истории Полтавской битвы (в годы гражданской войны подвергся разорению).
В 1909 году к 200-летию «преславной виктории» в городе устанавливают памятник защитникам Полтавы и коменданту крепости полковнику А. С. Келину (о нем речь пойдет в статье, посвященной обороне Полтавы. — Ред.). Здесь, на месте Мазуровских крепостных ворот, были отбиты наиболее ожесточенные атаки шведов.
Спасская церковь — единственный уцелевший свидетель героических дней обороны Полтавы. Помнит она яростные штурмы, грохот орудий, политые кровью крепостные валы, самопожертвование полтавчан. Долгое время в церкви хранилось знамя Тверского полка, защищавшего крепость, и шпага полковника Келина. На собранные по всей России деньги в 1845 году над обветшавшей церковью по проекту архитектора К. А. Тона соорудили каменный шатер.
«Памятник шведам от русских», установленный к 200-летию битвы (1909), — символ великодушия и благородстварусских по отношению к поверженному противнику. Надпись на русском и шведском языках красноречива: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 года».
В 1909 году на полтавской земле появились и другие символы исторического сражения — обелиски на месте десяти петровских редутов и переправы русской армии через Ворсклу, а также «Памятник шведам от шведов», сооруженный по инициативе шведской общественности.
После революции наследие Полтавы на какое-то время предали забвению. В годы Великой Отечественной войны началось новое осмысление нашей героической истории. «В суровый час мы вспоминали все, чем Родина наша законно может гордиться. Вспоминали имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого», — отмечал маршал Победы Георгий Жуков. Вспоминали не только мы, но и противник. Приведем полностью уже частично цитированное выше высказывание генерала Ганса Дёрра: «Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России — ее величайшей победой. Под Полтавой Россия добилась права называться великой европейской державой. Сталинград явился началом ее превращения в одну из величайших мировых держав».
Потомки героев Полтавы — солдаты и офицеры Красной Армии — оказались достойными славы своих предков. 23 сентября 1943 года Москва салютовала освободителям Полтавы. Двенадцать особо отличившихся в этих боях частей и соединений получили наименование Полтавских. Знаменуя собой преемственность ратного подвига, на высоком правом берегу Ворсклы, где переправлялась петровская, а через два с лишним века — Красная Армия, застыли каменные стражи-обелиски.

В 1950 году рядом с Братской могилой открылся воссозданный Музей истории Полтавской битвы, перед которым установили памятник Петру I и боевые петровские пушки. В 1973-м на месте командного пункта русской армии — царского походного шатра — была установлена глыба розового гранита с мемориальной надписью на украинском языке.
Среди архитектурных, художественных, религиозных памятников в честь «преславной виктории» — Борисовская Тихвинская пус-тынь в Курской губернии (сегодня это территория Белгородской области), московские «триумфальные врата» 1709 года, мозаичная «Полтавская баталия» М. В. Ломоносова, поэма А. С. Пушкина «Полтава», бронзовая фигура «Самсон, раздирающий пасть льву» в Петергофе — аллегория победы России над Швецией.

Для жителя исторической части Петербурга арки — такая же рутинная деталь городского ландшафта, как светофоры. Арками привычно называют любые домовые подворотни, и свежий человек, увидев «парадную у арки», может сильно удивиться: так вот они какие, «арка» и «парадная»… Если же без шуток, то искателей торжественной красоты Петербург порадует, как мало какой другой город: за три века в разных его частях вырос десяток великолепных парадных арок и ворот. Одни знаменуют военные победы, другие просто организуют пространство, причем первая триумфальная арка появилась при царе-основателе, а последняя — пару лет назад.

Петровские ворота Петропавловской крепости

Как ни странно, подлинных памятников времен Петра Великого в городе Святого Петра осталось совсем мало. Точнее, это не странно — это нормально: живая столица не консервировалась, а развивалась, и классический образ «Петра творенья» сложился в XIX веке. Петр, естественно, нашего города не видел, за исключением отдельных точек. Важнейшая из них — Петровские ворота Петропавловской крепости , единственное сохранившееся триумфальное сооружение XVIII века.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Фото: Евгений Птушка / сайт

Это парадные ворота на великом туристическом пути в крепость, к полдневной пушке и царским могилам. Перед ними есть еще Иоанновские ворота за деревянным мостом, у которого стоит обстреливаемый монетками героический заяц. Дальше — Иоанновский равелин и искомые триумфальные ворота Петровской куртины. Чувствительный человек поневоле замедляет шаг перед этой старинной красотой, пышной и немного наивной. В общем, образцовое петровское барокко.

Первую деревянную арку в честь победы над шведами Доменико Трезини создал в 1708 году, когда городу Петербургу было всего пять лет. Через восемь лет ее перестроили в камне, повторив основные элементы богатого декора, переполненного символами. Количество статуй, украшавших деревянную арку, уменьшилось с семи до двух, помещенных в боковые ниши. По одной версии, это разные ипостаси одной богини: Афина Полиада, покровительница городов, и Афина Паллада, небесная воительница. По другой версии, это Минерва, богиня мудрости, и Беллона, богиня войны. По третьей — аллегории Благоразумия и Храбрости. «Благоразумная» фигура держит в руках змею, символ мудрости, и зеркало, назначение которого хорошо поймут автомобилисты: в нем отразятся приближающиеся к крепости корабли. «Храбрая» окружена укрощенными монстрами: на ее шлеме сидит саламандра, похожая на дракончика, на плече видна голова Медузы Горгоны, а латы на груди украшает поверженный шведский лев.

В центре аттика ворот, над кованым черно-золотым государственным орлом, помещен барельеф «Низвержение Симона Волхва». Он тоже насыщен символами победы и Северной войны, хотя забавен и просто так, сам по себе: тут тебе и летающие в облаках черти, и Господь бог Саваоф, и ажитация публики внизу, и дерзкий маг Симон, опрометчиво взлетевший в небеса и сброшенный оттуда головой вниз.

Невские ворота Невской куртины

Невские ворота крепости, через которые туристы выходят к прогулочным катерам на пристани, сегодня трудно признать за триумфальную арку, но они ею были. Через Невские ворота в крепость торжественно «вошел» ботик Петра — легендарное судно, с которого начался русский флот.

Невские ворота Петропавловской крепости. Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Как и Петровская арка, изначальные Невские ворота были созданы Трезини, но в конце XVIII века их перестроили, и мы видим строгий классицистский вариант Николая Львова. Морскую славу символизирует якорь на фронтоне, увенчанный пальмовыми ветвями. Пристань за воротами долгое время была местом мрачным: с нее увозили заключенных в Шлиссельбург. Теперь же каждый может парадно прошагать под аркой славы русского флота, вдохнуть балтийский ветер и ощутить, как раскрывается «простор меж небом и Невой».

Арка Главного штаба

Главная арка Петербурга — кто не проходил под ней на Дворцовую площадь , тот в городе не был. К тому же в арке расположен вход в реконструированное восточное крыло Главного штаба — самое интересное на сегодняшний день музейное пространство Петербурга.

Арку придумал Карло Росси, однако наиболее выразительная, в нашем восприятии, ее часть — колесница Славы — появилась сверх плана, как царское дополнение к первоначальному замыслу. Росси собирался увенчать арку четырьмя аллегорическими статуями с воинскими атрибутами в руках, по паре фигур в каждую сторону, к Невскому проспекту и к Дворцовой площади. Однако Николай I пожелал вместо них целую римскую колесницу, несущуюся к Зимнему дворцу . Проект оперативно доработали, и в результате возникла скрытая от глаз публики инженерно-техническая драма: вся композиция (колесница, шесть лошадей, богиня Славы и два возничих) оказывалась гораздо тяжелее, чем перекрытие арки могло выдержать без деформации.

Триумфальная арка Главного штаба. Фото: Евгений Птушка / сайт

Пришлось делать фигуры полыми, из очень тонкой медной фольги на металлическом каркасе. Такая конструкция роднит Колесницу Славы с мухинскими Рабочим и Колхозницей , причем несовершенство технологии и в этом случае чуть не погубило памятник. Фигуры не закреплялись неподвижно, колесница колебалась от ветра, теряя отдельные детали, и к началу XX века уже сильно нуждалась в ремонте. Богиня утратила лавровый венок и ногу, лошади — хвосты, государственный орел — одну голову; опись увечий, процитированная реставратором Владимиром Сориным уже в наши дни, рисует душераздирающую картину. В 1906–1907 годах колесницу отремонтировали, фактически пересоздав заново, с отступлениями от попорченного оригинала. После чего триумфальный кортеж Славы еще почти сто лет ждал новой научной реставрации, позволившей изучить и исправить ошибки прошлого.

Теперь фигуры на арке не рискуют потерять венок или оружие — накладных деталей больше нет, оболочки статуй созданы из единого медного листа, закреплены на усиленных стальных каркасах, заполнены специальной пеной для устойчивости и консервации, снабжены маятниками, которые гасят колебания, и громоотводом. Во всей красе колесница видна со стороны Дворцовой — кони несут Славу к Эрмитажу.

Нарвские ворота

Триумфальная арка на площади Стачек вписана в живое городское движение: проехать под ней, конечно, нельзя, но пройти пешком вполне можно. Ее можно считать обозначением южной границы исторического Петербурга. Главное — через эту арку и в начале XIX века, и в середине XX в город возвращались воины-победители.

Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Первая триумфальная арка, спроектированная Кваренги, была поставлена на Нарвской заставе у начала Петергофского шоссе еще в 1814 году, к возвращению русских полков из Европы. В 1927 году это значимое, но обветшавшее деревянное сооружение решено было перестроить в камне и передвинуть чуть южнее, к берегу речки Таракановки (сейчас она на две трети засыпана). Архитектор каменной Нарвской арки — Василий Стасов, а через скульпторов, создавших триумфальную колесницу, она породнилась с аркой Главного штаба — над композицией работали те же Пименов и Демут-Малиновский. Важное отличие: коней сотворил Петр Клодт, и это его первые монументальные кони.

В верхнем помещении Нарвских ворот, куда можно взобраться по двум винтовым лестницам, сейчас размещается Музей воинской славы. Надо сказать, что эта арка — ветеран войн и революций: рядом с ней начались события Кровавого воскресенья, она горела в 1917 году, выдержала артиллерийские обстрелы во время Великой Отечественной. Ворота выглядят строго и торжественно, они парадные и суровые: двенадцать колонн, четыре фигуры воинов, колесница Победы на 26-метровой высоте. Общее впечатление поддерживает и архитектура квартала — уже не петербургская, а ленинградская, советский классицизм Ноя Троцкого.

Московские ворота

Триумфальные ворота у Московской заставы были сооружены в честь успешного окончания Русско-турецкой войны 1828–29 годов, через пять лет после заключения Адрианопольского мира. К победам в Турции и Персии Николай I присовокупил еще и «усмирение Польши». Историческая надпись, составленная императором лично и сбитая в революционном 1918-м, была восстановлена только в 2003 году. Из-за этого многие подзабыли, в память чего, собственно, Московская арка была поставлена.

Московские Триумфальные ворота. Фото: Юрий Белинский/ТАСС

К тому же ставили ее дважды, потому что в 1936 году это творение Василия Стасова пало жертвой прогресса: ворота разобрали, следуя утопическому плану переустройства города, по которому центр Ленинграда переносился на юг. К счастью, ворота не разрушили, а именно разобрали, произведя перед этим тщательные обмеры сооружения и сохранив все детали уникальной конструкции. Помог и тот факт, что конструкция до сих пор остается уникальной: Нарвские ворота полностью сделаны из чугуна, это самый большой в мире чугунный монумент. Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки «работали»: их использовали для создания противотанковых заграждений на южных рубежах Ленинграда. После войны, когда реформаторские планы были забыты, ворота сложили заново. Правда, не стали восстанавливать весь комплекс — раньше по бокам стояли караульные будки-кордегардии.

Сегодня Московские ворота, как и Нарвские, вписаны в живой пейзаж современного города. Они стоят на одной из главных магистралей Петербурга — на Московском проспекте у пересечения с Лиговским проспектом — и обозначают границу старого города для тех, кто едет к центру из Пулкова.

Арка Победы в Красном Селе

Арка Победы — самое свежее и неоднозначное триумфальное сооружение Петербурга. Она появилась в 2015 году на новой площади южного пригорода Петербурга, но сама идея ее не нова. Красносельские триумфальные ворота воссоздают одну из трех арок Победы, стоявших в Ленинграде летом 1945 года.

Арка Победы в Красном Селе. Фото: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Войска Ленинградского гвардейского корпуса входили в город тремя колоннами, и для каждой колонны построили свою триумфальную арку. Арки были деревянные и буквально импровизированные — их спроектировали за сутки и возвели за неделю. Наиболее оригинальной с архитектурной точки зрения признана арка, стоявшая на Средней Рогатке — нынешней площади Победы, где находится монумент Героическим защитникам Ленинграда. Автор этой арки — Александр Гегелло, именитый советский архитектор (он проектировал и «Большой Дом» на Литейном проспекте, и гранитный «Шалаш» в Разливе).

Арку Гегелло решили воссоздать в граните к 70-летию Победы, однако место для этого выбрали спорное. Прежде всего потому, что ее не так просто увидеть: поездка в Красное Село, которое административно является частью Петербурга, — целая отдельная экспедиция. Кроме расположения, вопросы вызывает и воплощение проекта Гегелло. Если посмотреть на фотографии 1945 года, даже далекий от зодчества человек заметит, что новая арка — не воссоздание, а фантазия на тему старой арки. Триумфальные ворота стали проще, естественный пафос победных лет стих. Теперь декоративные мечи на одной стороне ворот превращаются в кресты, усиливая тему памяти и примирения.

Арка Новой Голландии

Арка, поставленная над каналом Новой Голландии, не знаменует никакого триумфа, кроме победы вечной гармонии и красоты. Пожалуй, это самое загадочное место города, что чувствуют даже катера с туристами, которые как-то стихают, приближаясь к заросшим берегам искусственного острова. Торжественную таинственность и некоторую сумеречную жуть сооружения до сих пор не перебило ничто — даже большие перемены на самом острове, который сейчас пытаются превратить в хипстерский рай.

Арка Новой Голландии. Фото: Юлия Тэммо

Удивительно, но прекрасная арка, напоминающая то ли сон, то ли вечный классический Рим, - часть совершенно прозаических рабочих строений, памятник промышленной архитектуры XVIII столетия. В Новой Голландии были обустроены склады бревен для нужд адмиралтейства, создан опытный («опытовый») бассейн Ковш и морская тюрьма «Бутылка». Арка соединяет берега канала, ведущего к Ковшу из Мойки. Ее автор — Жан-Батист Валлен-Деламот, мастер раннего классицизма, создатель Большого Гостиного Двора и Малого Эрмитажа, оформлявший фасады Новой Голландии. Возможно, секрет загадочной красоты его творения — как раз в соединении несоединимого: гранит и голый кирпич, изысканное палладианство и чисто практическое назначение. Ведь арка не просто украшала фасады острова, но выполняла важную техническую функцию: сдерживала внутреннее давление на стены складов, где тяжелые корабельные бревна хранились стоймя. К тому же она всегда обозначала границу недоступного — ведь Новая Голландия и при царях, и при Советах была режимной территорией военно-морского министерства.

Прогулочные катера плывут мимо арки Деламота, но путь под ней по-прежнему закрыт, и это, возможно, даже хорошо. Потому что в белую ночь у Новой Голландии, глядя с воды на темный канал между тосканских колонн, можно ясно почувствовать: «тайна Петербурга» не придумана, она существует.

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Невская битва. 1240 г.

НЕВСКАЯ БИТВА - сражение русской рати под командованием князя новгородского Александра Ярославича с шведским отрядом 15 июля 1240 г. на р. Нева у впадения в неё Ижоры.

Конец 30 - начало 40-х гг. XIII в. - один из самых тяжелых периодов в истории Русской земли. Нашествие монгольского хана Батыя превратило Русь из цветущей страны в огромное пепелище.

Воспользовавшись этим в северо-западные пределы Руси вторглись войска крестоносцев и шведских феодалов. Их натиск на восток начался давно.

Расширение влияния Новгорода в Карелии и Финляндии вызвало широкое недовольство папской курии, которая огнем и мечом насаждала католицизм в Прибалтике. Католическая церковь уже с конца ХII века внимательно и с нарастающим беспокойством следила за продвижением сюда православия и в противовес этому оказывала всемерную помощь продвижению на восток немецким и шведским завоевателям.

Особенно выросла активность Рима с избранием на папский престол Григория IХ, одержимого идеей мирового господства. Уже в 1229 году при его непосредственном участии была организована торговая блокада Новгорода. Таким образом папа пытался порвать издавна существующие торговые связи Новгорода с северо-западной Европой и лишить его поставок оружия и металлов. А в ноябре 1232 года Григорий IX обратился с посланием к ливонским рыцарям-меченосцам, призывая их к крестовому походу в Финляндию для защиты ее жителей от неверных русских. В его очередном послании от 27 февраля 1233 г. русские (Rutheni) прямо называются «врагами» (inimici).

K середине ХIII века, при активном участии католического Рима, между тремя феодально-католическими силами - Ливонским (Немецким) орденом, датчанами и шведами, было достигнуто соглашение о совместном выступлении против Новгорода с целью завоевания северо-западных русских земель и насаждения там католицизма. По мнению папской курии, после «Батыевого разорения» обескровленная и разграбленная Русь не могла оказать какого-либо сопротивления. Это и явилось главной побудительной причиной выступления шведов, тевтонцев и датчан в 1240 году. Немецкие и датские рыцари должны были нанести удар по Новгороду с суши, из своих ливонских владений, а шведы собирались поддержать их с моря через Финский залив.


Схема сражения на Неве. 15 июля 1240 г.

В первых числах июля 1240 г. большой шведский отряд на шнеках вошел в устье Невы. О прибытии врага почти сразу стало известно в Новгороде, где постоянно несла ратную службу лишь небольшая дружина. Но продвижение неприятеля следовало остановить как можно скорее, и поэтому молодой новгородский князь Александр Ярославич поспешил выступить немедленно. Им был сформирован отряд из 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и стольких же пеших ополченцев. По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от новгородского архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, одна из фраз которой в наши дни стала крылатой: «Братья! Не в силах Бог, а в правде!... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог» . Затем они быстрым ходом направились в сторону Ладоги, где к отряду присоединилось 150 конных воинов-ладожан.


Невская битва. Начало сражения. Лицевой летописный свод XVI в.

Шведы после длительного морского перехода остановились на отдых и разбили лагерь на левом берегу Невы, чуть выше впадения в нее реки Ижоры. Сюда причалили шведские корабли, а с них на сушу были переброшены сходни. Часть войска оставалась на шнеках, наиболее знатные воины расположились в наспех сооруженном лагере. Шведы выставили посты, которые контролировали невский водный путь. Боевые кони паслись в прибрежных лугах. Нападения с суши противник не ожидал.

В летописном рассказе о Невской битве отчетливо воссоздается замысел Александра. Удар пешей дружины вдоль берега Невы отрезал бы шведов от кораблей, а конница, действуя со стороны суши через центр лагеря, должна была загнать неприятеля в угол, образуемый берегами Ижоры и Невы, замкнуть окружение и уничтожить противника.

Молодой полководец блестяще реализовал смелый план. Рано утром 15 июля, скрытно подобравшись к лагерю, новгородская дружина напала на неприятеля. Захваченные врасплох шведы были полностью деморализованы и не способны дать должный отпор. Дружинник Савва пробился к центру их лагеря и подрубил столб, поддерживавший златоверхий шатер шведского предводителя. Падение шатра еще больше воодушевило русских ратников. Новгородец Збыслав Якунович, «наеждая многажды, бьешется единым топором, не имея страха в сердци» . Герой битвы Гаврило Олексич, преследуя отступающих шведов, на коне по сходням ворвался на шнеку и там рубился с врагами. Сброшенный в реку, он вновь выбрался на берег и вступил в бой с «самим воеводою посреди полку их, и убьен бысть воевода их» . Одновременно с конной дружиной мужественно сражалось и пешее ополчение новгородца Миши. Напав на вражеские корабли, пешцы потопили три из них.


Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо шведскому предводителю. 1240 г. Художник А.Д. Кившенко

В гуще боя находился и князь Александр: он распоряжался как полководец и дрался как простой воин. Летопись отмечает, что князь сражался с самим ярлом и «возложи печать на лицо его острым своим копьем» .

По числу потерь - со стороны русских погибло 20 человек - видно, что сражение нельзя отнести к числу крупномасштабных, хотя шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла» .


Невская битва. Окончание битвы. Шведы собрали убитых и раненых и погрузили их на шнеки. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.

Значимость победы на Неве состояла в другом, - успех подобных вылазок скандинавов мог открыть дорогу широким захватническим действиям шведов. За эту победу юный князь Александр получил почетное прозвище Невский.

Невская победа предотвратила утрату Новгородом берегов Финского залива и не дала прервать торговый обмен Руси с Западом. В момент всеобщей подавленности и смятения русский народ в победе Александра Невского увидел отсвет былой славы русского оружия и предзнаменование своего будущего освобождения.


Вид Невского монастыря (Александро-Невская лавра). Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. 1815.

В память этой победы Петр I в 1710 г. в Петербурге основал Александро-Невский монастырь (ныне лавра).


Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре - действующий православный храм в Усть-Ижоре близ Санкт-Петербурга. По преданию сооружена на месте древней часовни в 1798-1799 годах на средства жителей Усть-Ижоры и казённых кирпичных заводов.

_________________________________________________

Шнек - парусно-гребное судно. Имело 15-20 пар весел и вмещало от 50 до 80 воинов. На шнеке можно было разместить 8 боевых коней для рыцарей.

Цит. по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950. С. 291.

Там же. С. 449.

Там же.

Там же. С. 293.

Там же. Таким образом общее число погибших шведов измерялось десятками, либо даже сотнями.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных сил
Российской Федерации


11 мая 2013 года

"> постоянный участник Рождественских Чтений; ведёт рубрику "Восстановление, строительство и сохранение храма" православного экономического вестника "Приход", опубликовал свыше 50 статей по вопросам храмовой архитектуры. Имеет пятеро детей, которые также участвуют в возрождении традиций русского храмового зодчества.

Представляем статью Михаила Юрьевича, дающую исторический обзор строительства храмов-памятников защитникам нашего Отечества. К статье мы добавили иллюстрации описываемых храмов и памятников. На жаль много храмов были варварски разрушены в советский период и только сейчас с разной степенью успешности восстанавливаются.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

">

От редакции РН: автор Михаил Юрьевич Кеслер — архитектор, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), крупный ученый в области храмостроительства. В Союзе архитекторов России является председателем комиссии по архитектуре культовых зданий, представляет Россию в программе международного союза архитекторов "Места культа", в рамках которой инициировал создание Братства православных архитекторов, а также провёл ряд международных конференций и обучающих семинаров для архитекторов-храмоздателей. М. Кеслер постоянный участник Рождественских Чтений; ведёт рубрику "Восстановление, строительство и сохранение храма" православного экономического вестника "Приход", опубликовал свыше 50 статей по вопросам храмовой архитектуры. Имеет пятеро детей, которые также участвуют в возрождении традиций русского храмового зодчества.

Представляем статью Михаила Юрьевича, дающую исторический обзор строительства храмов-памятников защитникам нашего Отечества. К статье мы добавили иллюстрации описываемых храмов и памятников. На жаль много храмов были варварски разрушены в советский период и только сейчас с разной степенью успешности восстанавливаются.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли , построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках" .

В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году строится Сампсоновская церковь . На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы. На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.

Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макет (фото: Юрий Гончаренко)


Сампсониевский собор, современный вид.


Первая чугунная мемориальная доска Сампсониевского собора

Памятник Петру Первому у Самсониевского собора

В честь победы русского флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) в Петербурге построена Пантелеймоновская церковь (1735-1739).

Санкт-Петербург. Пантелеймоновская церковь

На фасадах установлены памятные доски в память героических защитников полуострова Ханко (Гангут).

Мемориальная доска на фасаде здания Пантелеймоновской церкви в Петербурге

Памятник русским морякам , погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790 годов, установлен в 1988 году в Финляндии на острове Куусинен на гряде скал, спускающихся к Роченсальмскому рейду, где в 1789 году российский флот разбил шведов, а годом позже потерпел от них поражение. Памятник является даром России Финляндии.

Памятник русским морякам (фигура скорбящей женщины, простершей к морю руки с венками), погибшим во время русско-шведской войны 1789-1790гг., работы Михаила Аникушина (фото)

Идея воздвигнуть монумент в честь россиян, погибших в обоих сражениях, возникла еще в 1975 году, когда со дна моря финнами были извлечены и погребены в Котке, у стен православного Николаевского храма, останки моряков с корабля "Святой Николай".

Рядом с Храмом, с алтарной стороны, сохранилось старое кладбище, на котором захоронены останки русских моряков фрегата "Николай", погибшего в сражении в 1790 году. Стоит особо отметить, что стараниями финнов останки моряков были перезахоронены на этом кладбище в 1975 году и на церемонии присутствовало высшее руководство Финляндии (фото ).

Казанский собор в Петербурге , построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.

Казанский собор в Петербурге

В нем хранятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. В 1813 году в соборе похоронен главнокомандующий русскими войсками фельдмаршал М.И.Кутузов.

Могила М.И.Кутузова в Казанском соборе

Перед собором установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли.

Памятник М.И.Кутузову

Фрагмент памятника М.Б.Барклаю де Толли у Казанского собора. Б.И.Смирнов

Казанский собор. Панорама

В Новочеркасске в день закладки города в 1805 году был заложен храм-памятник донским казакам .

Новочеркасск. Свято- Вознесенский Войсковой Кафедральный собор. 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. К постройке каменного соборного храма войска Донского приступили в октябре 1811г. (фото)

На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.

Один из сюжетов из истории Войска Донского в Войсковом храме Новочеркасска (фото)

В 1911 году в храм были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения.

Платов М.И., Бакланов Л.П., Ефремов Н.Г., Орлов-Денисов В.В.

Храм в Новочеркасске. Мемориальная доска

М.М.Тучковой, вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели был основан сначала небольшой каменный храм Спаса Нерукотворного - мавзолей в память павших воинов в Бородинском сражении.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Бородинского монастыря, Семеновское (Бородинского с/о) (фото)

Прежде перед входом в мавзолей лежали пирамиды из ядер. Сейчас здесь находится обелиск в честь 3-й дивизии Коновницына, поставленный к столетнему юбилею Бородинской битвы.

Спасо-Бородинского монастырь

Ныне на Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, первой настоятельницей которого была М.М.Тучкова, организован мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах.

Бородинское поле. Мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах (2010)

Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы.

Церковь Елисаветы преподобной на Дорогомиловском кладбище в Москве. Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне Кутузовский проспект) и Москва-рекой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Мы считаем, что снимок сделан между 1945-1950 годами (направление съемки — запад) (фото)

На кладбище находился памятник над могилой 300 воинов, павших в Бородинском бою. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х годах.

Для увековечивания памяти исторической победы в войне 1812 года в Москве по указу императора Александра II был возведен храм Христа Спасителя . Храм был построен в 1839-1883 годах по проекту архитектора К.Тона в русско-византийском стиле.

Архивное фото, первоначальный вид Храма Христа-Спасителя, взорванного в 1931 году

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях. По замыслу автора проекта здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии. Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000гг.

Восстановленный Храм Христа-Спасителя

Храм Христа-спасителя (вид с берега реки Москвы)

К 100-летию победы над французами в память русских воинов, павших на поле сражения под Лейпцигом в 1813 году, там построен храм-памятник , в нижней церкви которого на стенах помещены доски с именами погибших гренадеров.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Мемориальная доска из Храма-памятника в Лейпциге (фото)

В 1902 году по инициативе военного атташе России в Голландии и Бельгии подполковника де Мюллера в Бергене установлен мраморный Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами. С 1999 года российское посольство ежегодно проводит церемонию возложения цветов к памятнику.

Крест в память русских солдат, погибших в 1799 году в боях с французами в Бергене улице Русенвег (Русской) (фото)

Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году в сражении при Мормане (Франция), сооружен в 1999 году.

Франция. Морман. Памятник русским солдатам, павшим в 1814 году (фото)

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя, созданного по инициативе участника сражения на Малаховом кургане — П.В.Алабина.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".

Севастополь. Владимирский собор усыпальница адмиралов (фото)

В нем захоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Шестаков, Карпов, Перелешин. В наружные стены храма заделаны мраморные доски, свидетельствующие о том, что здесь похоронены эти адмиралы. Внутри верхней церкви на мраморных досках высечены имена всех морских офицеров, павших во время обороны Севастополя.

Другой храм-памятник посвящен святителю Николаю — покровителю мореплавателей.

Свято-Никольский храм (Севастополь)

Перед входом в храм, построенный в виде пирамиды, на боковых выступах вырезаны на камне названия всех частей, участвовавших в обороне Севастополя, время участия и понесенные потери, а перед храмом установлено 7 крепостных орудий. В интерьере храма на 38 черных мраморных досках поименованы убитые генералы, адмиралы, штаб и обер-офицеры числом 943 человека. Комплекс включает разветвленную подземную систему переходов из Свято-Никольского во Владимирский храм под дном Севастопольской бухты, имеющих оборонное значение, построенных архитектором А.А.Авдеевым по повелению императора Александра II.

В память умерших от ранений и болезней 36 тысяч воинов русской армии времен Крымской войны (1853-1856) по инициативе императрицы Марии Александровны и императора Александра ΙΙΙ в Симферополе на кладбище была сооружена часовня во имя святой Марии Магдалины и около часовни в 1887 году установлен обелиск. К 30-м годам прошлого века некрополь был фактически уничтожен. После Великой Отечественной войны здесь находилась трасса мотодрома ДОСААФ.

Восстановление кладбища русских воинов, в котором приняли участие Украина и Россия, началось в 1994 году. К Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября 2004 г.) мемориальный комплекс, включающий храм святой Марии Магдалины, полностью восстановлен и передан Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.

Восстановленная часовня Св.Магдалины. На Петровских высотах восстановлено и открыто для посещения братское кладбище русских воинов времен Крымской войны! На топографической съемке Симферополя 70-х годов это кладбище ввобще не указано. А вот в 2004 году его восстановили, облагородили и построили храм-памятник, часовню св. Марии Магдалины. И памятный знак от жителей Симферополя (фото)

В 2004 году Республиканский комитет по охране культурного наследия в рамках юбилейных мероприятий установил пять мемориальных досок (четыре в Симферополе, одна в с. Каштановом Симферопольского района). Все они посвящены госпиталям, в которых в годы Крымской войны находились на излечении воины Русской армии.

Памяти погибших воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 годов посвящена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского , построенная в 1883 году в Москве на Манежной (бывшей Моисеевской) площади.

Слева угол гостиницы "Националь", пожалуй единственный якорь, соединяющий этот вид с современной ситуацией. На первом плане часовня Александра Невского в память побед русского оружия в русско-турецкой войне, далее церковь Параскевы-Пятницы в Охотном ряду (17-18 вв.). 1910-ые гг. (фото из колл. Готье-Дюфайе)

Часовня была выполнена в виде чугунной пирамиды, украшенной изображениями воинских доспехов и увенчанная крестом. По обе стороны стояли каменные столбы с двуглавыми орлами. Внутри часовни был помещен образ святого благоверного князя Александра Невского - покровителя воинства. Доход от часовни шел на содержание приюта увечных воинов, находившегося во Всехсвятском. Часовня была разрушена в 1922 году, однако сегодня ставится вопрос ее воссоздания.

Церковь Николы Мокрого, восстанавливаемая на своём историческом месте. На заднем плане: восстанавливаемая часовня Александра Невского, располагавшаяся ранее на Манежной площади (фото)

Подвигу русских воинов-освободителей Болгарии посвящен собор святого Александра Невско го , построенный в 1880-1890 годах в Софии. На мемориальных плитах перед входом в собор находится надпись: "знак братской любви и признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году".

Собор Александра Невского в Софии

В память павших воинов в русско-турецкой войне построены также монументы в Пловдиве (1881), Софии (1884), селе Гармен (Румыния, 1888), храм-памятник на Шипке и церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя.

Пловдив. Холм Освободителей. Монумент героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов, воинам генерала Гурко, разбившим турецкое войско близ города и освободившим Пловдив в 1878г.

Пловдив. Холм Освободителей. В нескольких метрах от монумента героям русско-турецкой войны находится монумент героям Великой Отечественной войны памятник "Алеша" (фото)


"Большой" русский памятник на Шипке


Памятник Свободы. Шипка


Болгария. София. Докторский памятник . Памятник этот посвящен россиянам-медикам, участвовавшим в русско-турецкой войне и погибшим на территории Болгарии в 1877-1878 годах. Фамилии врачей написаны с двумя инициалами, фамилии фельдшеров с одним, а сестры и санитары просто по фамилии, без имени-отчества. Этот монумент построил итальянец Луиджи Фарабоско по проекту архитектора А. И. Томишко в 1884 году. Монумент выполнен из гранита и песчаника. Это четырехугольная пирамида из белых каменных блоков, на которых написаны имена русских медицинских чинов. Сверху на четырех гранях написаны названия болгарских населенных пунктов, где было много жертв: Плевна, Мечка, Пловдив и Шипка. (фото)

Церковь-усыпальница в Сан-Стефано близ Константинополя. Близ местечка Сан-Стефано, на месте бывшего лазарета, и в 17 верстах от Константинополя, 6 декабря 1899 г. был открыт грандиозный храм-усыпальница русским воинам, сооруженный из гранита, имеющий более двадцати двух саженей в вышину и занимающий площадь до двадцати квадратных саженей, в три яруса, с часовней. Купол напоминал собор Василия Блаженного в Москве. Под сводами храма находилась усыпальница 5000 павших на поле брани русских офицеров и нижних чинов. 14 ноября 1914 года в 8 часов 30 минут вечера, через три дня после вступления Османской империи в Великую войну, русский Мемориал-усыпальница был взорван при большом стечении местного населения. По-видимому, взрыв планировался задолго до этого. Исторический момент подготовки и сам взрыв был заснят в первом турецком документальном фильме, который был показан в Турции в 2004 г. После Октябрьской революции турецкая сторона неоднократно предпринимала попытки исправить ситуацию. С.Капустин пишет, что в последующие годы турецкое правительство предлагало обсудить вопрос о Мемориале: сначала с Фрунзе, а затем с Ворошиловым, но ответа не последовало. Удастся ли сегодня восстановить этот исторический памятник? (фото)

Гренадерам, павшим в бою под Плевной, посвящена часовня-памятник , установленная в Москве в 1887 году. Снаружи на стенах установлены горельефы и слова Спасителя.

Москва. Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной (фото)

Внутри на памятных досках выбиты имена 18 офицеров и 542 солдат, павших под Плевной и имена жертвователей на сооружение памятника.

Для гвардейцев Преображенского полка в Москве в 1743-1750 годах был построен Преображенский храм .

Московский храм в честь Преображения Господня на Преображенской площади (фото). Церковь Спаса Преображения в подмосковном селе Преображенском была построена в 1768 г. и стала преемницей деревянного храма петровского времени. Исторически она являлась главным храмом Преображенского полка - первого полка русской гвардии, созданного Петром I. При советской власти Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих церквей в Москве и до 1960 г. служила кафедральным храмом популярного в народе митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). В 1964 г. Преображенская церковь была закрыта и подготовлена к сносу под предлогом создания условий для прокладки линии метрополитена. Прихожане храма отчаянно боролись за его сохранение - обращались с письмами в ЦК КПСС и в Моссовет и даже пытались выстраивать вокруг обреченного здания живое кольцо. В ночь с 17 на 18 июля 1964 г. церковь была взорвана. В начале 2010 года начались работы по восстановлению храма.

В храме хранились древние знамена полка. У стен храма располагалось кладбище офицеров полка. В Петербурге также был Преображенский полковой храм. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны в 1829-1830 годах вокруг него была выполнена ограда из трофейных турецких пушек, соединенных цепями, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В 1916 году с восточной стороны храма предполагалось начать постройку усыпальницы для офицеров полка, павших в Первую мировую войну. Храм взорван в 1964 году.

Для Измайловского полка в Петербурге построен Троицкий Измайловский собор (1828-1835).

Петербург. Троицкий Измайловский собор

Полк особо отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и на стенах собора были укреплены трофейные турецкие знамена и ключи от взятых городов, а на мраморных досках выбиты имена павших офицеров. В 1886 году около собора был открыт памятник в виде колонны из 108 турецких пушек с фигурой Славы на вершине. На пьедестале помещены мемориальные доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне.

Для военных моряков в Петербурге был построен Никольский собор (1753-1762).

Собор во имя святителя Николая, Санкт-Петербург (Никольский морской собор) (фото)

В 1907 году в память о моряках, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов, в южной стене собора установлены мраморные доски. Перед храмом установлен гранитный обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибшего в Цусимском сражении 1905 года.

Другой храм-памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, построен на берегу Ново-Адмиралтейского канала во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая "Спас на водах" (1910-1911). В закладной камень был положен солдатский Георгиевский крест, а в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах храма высечены названия погибших кораблей. Рядом помещались уцелевшие иконы с погибших кораблей. Ниже были высечены даты их гибели, число погибших и их имена. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. Храм крытой галереей был соединен с настоящим музеем, где были собраны фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства об их подвигах и о событиях русско-японской войны. После гибели фрегата Паллада в 1914-1915 гг. в храм помещена мраморная доска в его память.

Петербург. Храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах). Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль. В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря. Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви". В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога (фото)

Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г. на месте восстанавливаемого храма (фото)

Военно-морской собор, посвященный русскому флоту и погибшим его членам, построен в 1903-1913 годах в Кронштадте.

Мо́рской собо́р святителя Нико́ла́я Чудотво́рца в Кронштадте (фото)

Как и в храме Христа Спасителя, в стенах обходной галереи собора заделаны мраморные плиты, повествующие о событиях военно-морской истории России.

Храмы-памятники строились в память защитников Отечества не только от внешних врагов, но и внутренних. Так, в память жертв революции 1905 года на Ходынском поле в 1907-1909 годах построен храм-памятник в честь Ватопедской иконы Божьей Матери, именуемой "Отрада и утешение" .

Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" (фото)

На внутренних стенах храма, на мраморных досках высечены 2000 имен жертв революции 1905 года.

В память погибших в германскую войну в 1915 году в районе Сокола Москвы построен кладбищенский храм в честь Преображения Господня на Братском кладбище, основанном преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

В 1920-х годах кладбище сохранялось как воинский мемориал. Здесь хоронили погибших при испытаниях летчиков. Ныне, на месте разоренного кладбища поставлены памятники русским воинам, погибшим за веру и Отечество в разных войнах.

Современная часовня на месте разрушенного Храма

Символическая надгробная плита "Воинам Российской армии и войск МВД, павшим в Чечне за единую и неделимую Россию", воздвигнутая в июне 1995 года на территории Братского кладбища, при участии представителей генерала Льва Рохлина перенесена к Храму Всех Святых на Соколе в 1998 году.


Православный мемориал "Примирения народов России, Германии, Японии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии, США, Китая, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Венгрии, Италии, Финляндии, Турции, Греции, Болгарии и др. стран, воевавших в 2-х Мировых и Гражданских войнах", посвященный памяти 100 миллионов погибших воинов и мирных жителей, созданный в 1991-98 годах Общественным Советом и группой ветеранов ВОВ у Храма Всех Святых на Соколе. (фото)

В 1916 году в крепости Йозефов (Чехия) в лагере для русских военнопленных был возведен памятник умерших в плену .

Архивное фото памятника

В цементном блоке, напоминающим скалу, высечена голова Иисуса Христа в терновом венце. Монумент венчает крест. Перед скалой — фигура плачущей боярской дочери на коленях, символизирующая Россию. Рядом установлены фигуры витязя с мечом и двоих детей. Над головой Спасителя надпись: "Нет большей любви, неж положить душу свою за други своя". Над головами детей высечена надпись: "Да сохранится память вовеки в сердцах грядущих поколений о павших за царя и Родину русских воинах в великую европейскую войну".

Восстановленный памятник. 7 июня 2012 года в г. Яромерж Среднечешского края состоялась мемориальная акция, посвященная открытию восстановленного российского участка воинского кладбища времен Первой мировой войны. В 1914-1918 годах в местной военной крепости Йозефов располагался лагерь военнопленных Русской армии, через который прошли более 40 тысяч человек, полторы тысячи обрели здесь последнее пристанище. Выступавшие на открытии высказали благодарность всем, кто помог воссоздать мемориал; отмечали, что проводимые сейчас как в России, так и в Чехии мероприятия по восстановлению могил российских воинов и чехословацких легионеров символизируют утверждение исторической правды о тесном переплетении судеб двух дружественных народов. Многие годы российский участок на кладбище Йозефова находился в запущенном виде. О его существовании напоминал лишь памятник “Погибшим за Отечество”, построенный в 1916 году самими военнопленными под руководством скульптора (тоже военнопленного) Н.А.Сушкина. Благодаря усилиям Министерства обороны РФ, Посольства РФ в ЧР, властей г. Яромерж и Среднечешского края, российский участок был полностью восстановлен, включая имена всех 1524 российских солдат и унтер-офицеров. Об истории йозефовского лагеря рассказывает книга чешского очевидца тех событий К.Крацика “Из жизни пленных русских у нас”, изданная в 1930 году. В 2008 году по инициативе организаций российских соотечественников в Чехии она была переиздана с переводом на русский язык. (фото)

В 1935 году в Белграде (Сербия) на средства русских, проживающих в Югославии, на кладбище Ново-Гробле построен памятник-часовня, посвященная памяти русских солдат и офицеров, погибших в боях на Салоникском фронте в ходе первой мировой войны.

На постаменте пятиметровый Михаил Архангел, покровитель воинства. Между мировыми войнами прошло всего двадцать лет, а умирали люди уже за совсем разные идеалы. (фото)

Памятник-часовня представляет собой артиллерийский снаряд, увенчанный крылатым ангелом с мечом, ниже — герб Российской империи. У подножия — русский офицер, обнаживший шашку, защищает белое знамя. На постаменте выбиты дата "1914" и надпись: "Императору Николаю II и 2000000 русских солдат, отдавших жизнь за свободу Сербии".

Вторая мировая война унесла более 20 миллионов жизней людей многонационального Советского Союза. В память воинов, отстоявших 60 лет назад независимость Родины и победивших страшного врага ценой неимоверных жертв и подвигов, по всей территории России уже построено множество православных храмов, часовен, памятных знаков и целых мемориальных комплексов. Назовем лишь некоторые из них.

В составе мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", открытого в 1971 году на территории Брестской крепости, вошла Свято-Николаевская церковь , переданная в 1994 году Брестско-Кобринскому епархиальному управлению. Ежегодно 22 июня в ней служится литургия по убиенным на этой земле.

Разрушенная в войну Свято-Николаевская церковь

Восстановленный храм Брестской крепости-героя

На месте танкового сражения на Прохоровском поле в 1992-1995 годах построен мемориальный комплекс "Курская дуга" с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и храмом-звонницей во имя святого Георгия Победоносца .

Храмовый комплекс на Курской дуге в селе Прохоровка (фото)

На мраморных плитах внутри Петропавловского храма высечено 7000 имен павших воинов.

В состав мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде входит храм во имя Всех Святых , в стилобатной части которого разместится экспозиция мемориального назначения.

Храм во имя Всех Святых на Мамаевом кургане в Волгограде

В память обо всех погибших во время Великой Отечественной войны построены храмы-памятники во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в 1995 году и в 1993-1995 годах в Москве на Поклонной горе. В Парке Победы на Поклонной горе в составе мемориального комплекса водружен памятный Крест.

Петербург, Купчино. Церковь св. Георгия Победоносца и памятник погибшим в Афганистане (фото)

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе

Кроме этих широко известных мемориалов, в память жителей небольших городов и поселков, погибших в последних войнах, также строятся небольшие храмы-памятники и памятные часовни. Таков храм-памятник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского в поселке Снегири под Москвой.

Часовня-памятник Дмитрия Солунского в Снегирях арх. А.А. Анисимова (фото)

В наружной стене храма вделана белокаменная доска с памятной надписью.

В городе Балашиха Московской области построен храм-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского . Лаконичный внешний облик храма с узкими окнами-бойницами и шлемовидной главой как нельзя лучше соответствует его посвящению. Перед храмом поставлен памятный камень с надписью о посвящении погибшим жителям города.

Храм Александра Невского в Балашихе

В преддверии 60-летия Победы в столице Калмыкии Элисте построен храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского в память воинов-калмыков, погибших за Отечество во всех войнах, начиная с войны 1812 года. Внутри храма на стенах размещены списки воинов-калмыков, участвовавших в войне 1812 года и других войнах.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Элисте. Калмыкия


В 2004 году в мемориальном комплексе Дальней авиации ВВС России в Москве по инициативе и на средства личного состава Управления командующего построена часовня-памятник во имя святого Илии Пророка в память погибших летчиков, защищавших Отечество. Мемориальный комплекс, помимо часовни, включает мемориальный зал и музей управления командующего Дальней авиацией. Там находится "Книга памяти" Дальней авиации с именами воинов, погибших при исполнении долга, начиная с 1914 года. Святой пророк Илия является небесным покровителем авиаторов. По преданию, живым во плоти он был взят Богом на небо. Это чудесное восхождение пророка Илии на небо произошло на огненной колеснице, что для воинов-авиаторов имеет особый символический смысл.

Москва. Штаб Дальней авиации ВВС РФ. Часовня Илии Пророка

После афганской и двух чеченских войн наше Отечество потеряло множество воинов, память о которых еще предстоит традиционно запечатлеть в строительстве мемориальных храмов-памятников. Одним из них стал мемориал в храме во имя святого Георгия Победоносца в Вологде, состоящий из 12 мраморных плит со 176 фамилиями погибших вологжан на территории Чеченской республики и республики Афганистан.

Вологда. Военный храм Александра Невского на Кремлевской площади. В храме находится Мемориальный комплекс памяти погибших в Чеченской и Афганской войнах.