Идеологии революции в 1860 годы были. Социально демократические движения

Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной организации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного «Земля и воля». В его состав входили несколько сотен членов, а отделения существовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

Однако крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля» оказалась не в состоянии организовать революционное выступление.

Уже летом 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский,

Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смягчению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма напряженной.

Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановлению независимого государства, при этом значительная часть поместной шляхты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав.

Радикально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифестаций в Варшаве и других польских городах.

Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на русские гарнизоны.

Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководимое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд литовских и белорусских губерний.

Однако охвачено им было преимущественно городское население (определенные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабочие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на радикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправдались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить вооруженное вмешательство извне в польские события.

К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внутриполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки местным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользовании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишутиным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вместе с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка ДА Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II.

Неприятие радикально настроенной интеллигенции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так называемого нигилизма Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма «Русские нигилисты 60-х годов- - отмечал НЛ. Бердяев, - были русскими просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали «разум», существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого- Материализм превратился (у нигилистов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию- Наука, под которой понимались главным образом естественные науки- стала предметом веры, она была превращена в идол». Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на страницах романа «Отцы и дети» в образе Базарова.

Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярностью пользовались произведения ДИ. Писарева. Талантливый критик и публицист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание «нового человека» - «мыслящего реалиста». Писарев искренне сочувствовал «униженным и оскорбленным», утверждая, что вне вопроса «о голодных и раздетых людях» нет «решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать». Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль которого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь «пассивный материал», подлежащий «переработке». В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли «разрушителя эстетики».

В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначилась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интеллигенции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые действовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала «нечае- вщина», связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации «Народная расправа». Нечаевский «Катехизис революционера» призывал применять любые средства для торжества революции, которая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство одного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реализацией на практике принципов «нечаевщины». Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судебного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика «нечаевщины» вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине провидческого романа «Бесы».

Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева Однако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях «нечаевщина» заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, получив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тоталитарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

Революционное народничество 1870-х гг. Преемниками ре- волюционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга «культурных классов» народу, тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовности пострадать за свои убеждения «стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века», а в представителях этого движения - преемников «мучеников двоеперстия», приверженцев неистового протопопа Аввакума, который, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал расшатывать основы созданной Петром I империи.

В рамках народнической идеологии существовали различные направления - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Их вдохновителями являлись соответственно МА. Бакунин, ПА. Лавров и П.Н. Ткачев.

Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста ПЖ Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное «исторически необходимое зло» в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом Бакунин отвергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет «свободная федерация» рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

Взгляды Бакунина, его призывы «идти в народ» находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса.

Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов («заговорщическое» направление) во главе с Ткачевым Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - «революционного меньшинства». По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реали- зовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце 1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок «чайковцев» (МА. Натансон, Н.В. Чайковский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, СМ. Крав- чинский, ПА. Кропоткин, Н.А. Морозов, СА Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи ПА Лазарева Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. «Большое общество пропаганды» воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ». Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Попытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не пожелали, однако, признать «своими» выходцев из «культурных классов». Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело ллассовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 193-х», центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.

«Хождение в народ» стало первой попыткой широкого непосредственного обц/ения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 1870-х гг.

Члены «Земли и"воли» ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (ОБ. Аптекман, ДА. Лизогуб, АД. Михайлов, ВА. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок «Земля и воля».

Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота». Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось- внимание и работе в «центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных». Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность землевольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

Главные силы и средства «Земли и воли» были направлены на создание «поселений» в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха Не дала результатов и попытка развернуть в деревне «аграрный террор», поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склонялась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу средствами индивидуального террора.

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает рос- сийская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные ва- рианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.


Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной органи- зации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышев- скому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного "Земля и воля". В его состав входили несколько сотен членов, а отделения су- ществовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и дру- гих городах.

По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления устав- ных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаган- ду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена неле- гальная издательская деятельность, создана типография в России, активно ис- пользовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

Однако крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже ле- том 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигриро- вала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были аресто- ваны (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскры- тое, самораспустилось.



Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смяг- чению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма на- пряженной.

Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановле- нию независимого государства, при этом значительная часть поместной шлях- ты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Ради- кально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифе- стаций в Варшаве и других польских городах.

Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на рус- ские гарнизоны.


Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководи- мое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд ли- товских и белорусских губерний.

Однако охвачено им было преимущественно городское население (опре- деленные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабо- чие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на ра- дикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправ- дались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить воору- женное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внут- риполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки мест- ным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользо- вании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишути- ным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вме- сте с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллиген- ции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так на- зываемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. "Русские нигилисты

60-х годов... - отмечал Н.А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объ- явили борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум",

существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого... Материализм превратился (у нигили- стов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию... Наука, под которой пони-

мались главным образом естественные науки... стала предметом веры, она была превращена в идол". Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на стра- ницах романа "Отцы и дети" в образе Базарова.

Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярно- стью пользовались произведения Д.И. Писарева. Талантливый критик и публи- цист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание "но- вого человека" - "мыслящего реалиста". Писарев искренне сочувствовал "уни-


женным и оскорбленным", утверждая, что вне вопроса "о голодных и раздетых людях" нет "решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать". Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль ко- торого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь "пассивный материал", подлежащий "переработке". В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли "разрушителя эстетики".

В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначи- лась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интелли- генции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые дейст- вовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала "нечаевщина", связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации "Народная расправа". Нечаевский "Катехизис револю- ционера" призывал применять любые средства для торжества революции, кото- рая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство од- ного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реа- лизацией на практике принципов "нечаевщины". Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судеб- ного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика "нечаевщины" вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине про- видческого романа "Бесы",

Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Од- нако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях "нечаевщина" заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, полу- чив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступ- ки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тотали- тарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

Революционное народничество 1870-х гг. Преемниками революционе-

ров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было харак- терно негативное отношение к капитализму, признание самобытности

исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды,

в общину как основу для переустройства общества на социалистических нача- лах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышев- ский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу,


тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовно- сти пострадать за свои убеждения "стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века", а в представителях этого движения - преемников "мучеников двоеперстия", приверженцев неистового протопопа Аввакума, ко- торый, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал рас- шатывать основы созданной Петром I империи.

В рамках народнической идеологии существовали различные направле- ния - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланки- стское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой изменен- ные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной вла- сти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин от- вергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет "свобод- ная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично- ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководи- телей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая "критически мыслящую личность" дви- гателем общественного прогресса.

Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во гла- ве с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи соци- альной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заго-


ворщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захва- ченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сто- ронники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социа- листические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую стра- ну.

Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце

1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайков-

ский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских го- родов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся

молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельно- стью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое

общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров- народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и проклама- ции для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хож- дение в народ". Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. По- пытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестья- нами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не по- желали, однако, признать "своими" выходцев из "культурных классов". Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участ- ников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длитель- ное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в кото- рой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.


"Хождение в народ" стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего круп- нейшей организацией народников 1870-х гг.

Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения револю-

ционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Бело- руссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо

организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Ми- хайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколь-

ко групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".

Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требо- ваний, добиться которых можно было "только путем насильственного перево- рота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, спо- собная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность земле- вольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и дру- гих губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и по- пытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых полити- ческих процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склоня- лась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу сред- ствами индивидуального террора.

Основные даты и события: 1875 г. - образование «Южнороссийского союза рабочих»; 1878 г. - образование «Северного союза русских рабочих»; 1876-1879 гг. - «Земля и воля»; 1879- 1886 гг. - «Народная воля»; 1 марта 1881 г. - убийство Александра II народовольцами.

Исторические деятели: А.М. Унковский; М.Н. Катков; Н.Г. Чернышевский; М.А. Бакунин; П.Л. Лавров; П.Н. Ткачев; М.А. Натансон; А.Д. Михайлов; Г.В. Плеханов; А.И. Желябов; С.Л. Перовская; В.Н. Фигнер.

Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; народничество; террор.

План ответа:

  • 1) исторические условия и особенности общественного движения 60-70-х гг.;
  • 2) либеральное движение;
  • 3) консервативное движение;
  • 4) революционное движение;
  • 5) народничество;
  • 6) хождение в народ;
  • 7) «Земля и воля»;
  • 8) «Народная воля»;
  • 9) первые рабочие организации;
  • 10) значение общественного движения 60-70-х годов.

Материал к ответу: Общественное движение 1860-70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического реформирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60-70-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. Один из них - предводитель тверского дворянства А.М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представителей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской ре- формы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.

Реформы вызвали противодействие у консерваторов, стремившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М.Н. Катков - редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».

Реформы вызвали бурный рост революционных настроений в обществе. Представители революционного лагеря считали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие вопросы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редактор журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский. Развивая идеи А.И. Герцена об общинном социализме, он был сторонником и теоретиком крестьянской революции в России и призывал к созданию революционной организации. Эти идеи нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.

Теоретические воззрения Чернышевского стали основой для формирования нового политического течения радикальной интеллигенции - народничества. Полагая, что главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мнению, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организациями. Теоретиком пропагандистского направления выступал П.Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. Донести до него азы просвещения (как общеобразовательного, так и политического) должна интеллигенция. П.Н. Ткачев известен как лидер заговорщического течения в народничестве. Он считал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х - начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874-1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен народовольцев разошлись по деревням и селам с целью политического просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массовым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом - крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.

В 1876 г. была создана централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля» (М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др.). Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. За короткий срок была совершена серия покушений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических репрессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вызвала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г.В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индивидуальный террор (ее лидерами стали А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60-70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.

Консерваторы (Победоносцев, Катков, Толстой) Журнал «Московские ведомости» В идеологических рамках теории «официальной народности» Требования: сохранение самодержавия, помещичьего землевладение, свертывание реформ, за патриархальный образ жизни. идеи панславизма во внешней политике

В 1860 -е годы Михаил Катков - известный публицист и политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в частности, нацеленных на утверждение так называемого «классического» образования (с преподаванием древних языков и главным образом гуманитарных предметов). С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея Цесаревича Николая при Московском университете («катковский лицей»). По замыслу основателей лицей должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и университетов. Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что дорого каждому образованному и культурному человеку. Видя в классическом образовании своеобразную прививку от увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что в результате падения образовательного уровня аудитории вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически, неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в своей голове…»

l l l С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна без «власти» , поскольку только власть способна защитить личную свободу людей. Люди обретают в лице государства высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и «только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же деле она обеспечивает ее более, чем всякий конституционализм» . Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не потворства их порокам и недостаткам, а решительного противодействия тому, что их губит. Ослабление власти, отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства появляются тайные. В качестве силы, удерживающей государство и народ от падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”. Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек. Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого движения в государственной жизни.

либералы Журналы «Русская мысль» , «Вестник Европы» Требования: продолжение реформ Демократические свободы За конституционную монархию За свободу предпринимательства За реформы, против революции Основной вид деятельности – подача адресов на имя царя

Радикалы (революционеры) Вели активную антиправительственную деятельность Создавали тайные организации, действовали в России и за пределами России Издавали и распространяли прокламации За насильственные методы преобразований в России

Причины распространения радикальных идей l l Реформы 1860 -1870 -х гг. , хотя и внесли существенные изменения в жизнь России, все же имели незавершенный и во многом непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков прошлого. Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от помещика, и от государства. Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян. Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной структуре общества, стал питательной почвой для революционного движения, которое набрало значительную силу в период правления Александра II. Так возникло народничество. Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860- 1910 х годах. Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной мудростью» , «народной правдой» .

Основные идеи народничества l l l Сторонники идей утопического социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского Основа социализма в России – община. Путь к социализму лежит через революцию Организатор и вдохновитель революции – интеллигенция. Капитализм в России - привнесенное из вне явление, считали капитализм регрессом в общественном развитии. Россия минует капитализм благодаря общине. Боролись против самодержавия и остатков крепостничества.

Идеологи народничества П. Л. Лавров (1823 -1900) М. А. Бакунин (1814 -1876) П. Н. Ткачев (1844 -1886)

Организации революционеров В 1861 г. возникает первая революционная организация «Земля и воля» . В названии организации были заключены ее главные идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли»: братья А. А. Серно-Соловьевич и Н. А. Серно-Соловьевич Н. Н. Обручев А. А. Слепцов Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские волнения, которые возглавит «Земля и воля» . Волнения перерастут в революцию. Но надежды не сбылись. Руководители были арестованы, не успев развернуть активную деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860 -х гг. Организация Н. А. Ишутина (18631866) Вели революционную пропаганду среди студентов, организовали небольшую коммуну, имевшую свою кассу взаимопомощи, переплётную и швейную мастерскую, бесплатную библиотеку и школу. В своей деятельности Ишутин сочетал пропаганду в народе идей утопического социализма с заговорщической и террористической тактикой. Группа «Ад» (Д. Каракозов) 4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет покушениям революционеров на Александра II

Реакция правительства l l После покушения Каракозова военный министр Д. А. Милютин пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы способны предотвратить рост революционного движения. Но возобладала иная политическая линия. Были закрыты «Современник» и «Русское слово» . Значительно сузились права земств. Решения земских собраний подлежали теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел. Губернаторы получили право отстранять от должности земских деятелей, признанных «неблагонадежными» . Земствам разных губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка городской реформы. Либерального министра просвещения А. В. Головнина сменил граф Д. А. Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры перегружены древними языками, что должно было, по странному замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной общественной жизни. Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в армию, но против этого выступил военный министр Д. А. Милютин.

Реакция правительства l Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III отделения Его Императорского Величества канцелярии П. А. Шувалов. Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники именовали его «Петром IV» . Он даже требовал предоставить ему право увольнять чиновников любых ведомств. По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор, являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений» . Над Россией распростертой Встал внезапною грозой Петр по прозвищу четвертый, Аракчеев же второй l (Ф. И. Тютчев)

«Народная расправа» С. Г. Нечаев Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. «Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность» . Стал прототипом Петра Верховенского – героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

«Хождение в народ» 1874 -1876 l l Весной и летом 1874 «чайковцы» , а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции» , а позже - «первого хождения в народ» . Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя» . Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу - «Процессу 193 -х» .

Консерваторы(Победоносцев, Катков, Толстой)
Журнал «Московские ведомости»
В идеологических рамках теории
«официальной народности»
Требования: сохранение самодержавия,
помещичьего землевладение,
свертывание реформ,
за патриархальный образ жизни.
идеи панславизма во внешней политике

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) -редактор «Московских ведомостей»

Михаил
Никифорович
Катков (18181887)
-редактор
«Московских
ведомостей»

В 1860-е годы Михаил Катков - известный публицист и
политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в
частности, нацеленных на утверждение так называемого
«классического» образования (с преподаванием древних
языков и главным образом гуманитарных предметов).
С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея
Цесаревича Николая при Московском университете
(«катковский лицей»). По замыслу основателей лицей
должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и
университетов.
Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как
обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди
разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что
дорого каждому образованному и культурному человеку.
Видя в классическом образовании своеобразную прививку от
увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что
в результате падения образовательного уровня аудитории
вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных
мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически,
неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в
своей голове…»

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна
без «власти», поскольку только власть способна защитить
личную свободу людей. Люди обретают в лице государства
высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и
«только по недоразумению думают, что монархия и
самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же
деле она обеспечивает ее более, чем всякий
конституционализм».
Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не
потворства их порокам и недостаткам, а решительного
противодействия тому, что их губит. Ослабление власти,
отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства
появляются тайные.
В качестве силы, удерживающей государство и народ от
падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть
только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”.
Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек.
Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого
движения в государственной жизни.

ЛИБЕРАЛЫ
Журналы «Русская мысль»,
«Вестник Европы»
Борис Николаевич Чичерин
Константин Дмитриевич Кавелин

либералы

Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»
Требования: продолжение реформ
Демократические свободы
За конституционную монархию
За свободу предпринимательства
За реформы, против революции
Основной вид деятельности – подача адресов
на имя царя

Радикалы
Журналы «Колокол»
«Современник»
Александр Иванович Герцен
Николай Гаврилович Чернышевский
1812 -1870
1828-1889

Радикалы (революционеры)

Вели активную антиправительственную
деятельность
Создавали тайные организации,
действовали в России и за пределами
России
Издавали и распространяли прокламации
За насильственные методы преобразований
в России

Причины распространения радикальных идей

Реформы 1860 -1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в
жизнь России, все же имели незавершенный и во многом
непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков
прошлого.
Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную
свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от
помещика, и от государства.
Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту
радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся
молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев
из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды
разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян.
Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной
структуре общества, стал питательной почвой для революционного
движения, которое набрало значительную силу в период правления
Александра II.
Так возникло народничество.
Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860-1910х годах.
Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих
корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с
ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной
мудростью», «народной правдой».

Основные идеи народничества

Сторонники идей утопического социализма А.И.
Герцена и Н.Г. Чернышевского
Основа социализма в России – община.
Путь к социализму лежит через революцию
Организатор и вдохновитель революции –
интеллигенция.
Капитализм в России - привнесенное из вне
явление, считали капитализм регрессом в
общественном развитии. Россия минует
капитализм благодаря общине.
Боролись против самодержавия и остатков
крепостничества.

Идеологи народничества

П.Л. Лавров (1823-1900) М.А. Бакунин (1814-1876)
П.Н. Ткачев (1844-1886)

Организации революционеров

В 1861г. возникает первая революционная организация «Земля и
воля». В названии организации были заключены ее главные
идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей
земли и ликвидация самодержавия, замена его
демократической республикой.
Лидеры «Земли и воли»:
братья А.А. Серно-Соловьевич и Н.А. Серно-Соловьевич
Н.Н. Обручев
А.А.Слепцов
Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские
волнения, которые возглавит «Земля и воля». Волнения
перерастут в революцию.
Но надежды не сбылись.
Руководители были арестованы, не успев развернуть активную
деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860-х гг.

Организация Н.А. Ишутина (18631866)
Вели революционную пропаганду среди
студентов, организовали небольшую коммуну,
имевшую свою кассу взаимопомощи,
переплётную и швейную мастерскую,
бесплатную библиотеку и школу. В своей
деятельности Ишутин сочетал пропаганду в
народе идей утопического социализма с
заговорщической и террористической
тактикой.
Группа «Ад» (Д.Каракозов)
4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в
Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет
покушениям революционеров на
Александра II

Реакция правительства

После покушения Каракозова военный министр Д.А.Милютин
пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы
способны предотвратить рост революционного движения. Но
возобладала иная политическая линия.
Были закрыты «Современник» и «Русское слово». Значительно
сузились права земств. Решения земских собраний подлежали
теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел.
Губернаторы получили право отстранять от должности земских
деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных
губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать
без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка
городской реформы.
Либерального министра просвещения А.В.Головнина сменил граф
Д.А.Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры
перегружены древними языками, что должно было, по странному
замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной
общественной жизни.
Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в
университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в
армию, но против этого выступил военный министр Д.А.Милютин.

Реакция правительства

Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III
отделения Его Императорского Величества канцелярии П.А.Шувалов.
Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми
покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники
именовали его «Петром IV». Он даже требовал предоставить ему
право увольнять чиновников любых ведомств.
По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор,
являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не
побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений».
Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй
(Ф.И. Тютчев)

«Народная расправа» С.Г. Нечаев
Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается
страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским
способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис
революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни
дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от
мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку
разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он
презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю
общественную нравственность».
Стал прототипом Петра
Верховенского – героя романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»