Игра по русскому языку "Под водой" (3 класс, любой УМК).

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Конспект урока игры по русскому языку для 3 класса. Имя существительное

Леденева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа
Описание материала: предлагаю вам конспект познавательно – игрового занятия для младших школьников по русскому языку по теме «Имя существительное как часть речи». Это материал будет интересен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, родителям. Мероприятие направлено на развитие познавательных интересов школьников в области русского языка и формирование коммуникативных, познавательных, личностных УУД.

Игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 3 класса

(Познавательно – игровое занятие по русскому языку (УМК «Перспектива»))

Тема: Имя существительное как часть речи.
Цель: закрепление знаний учащихся об именах существительных, формирование положительного отношения к изучению русского языка, формирование стремления к приобретению знаний, развивать речь, мышление, любознательность, коммуникативные навыки.
Формируемые УУД: умение анализировать материал, установление причинно – следственных связей, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу в соответствии с заданием, умение работать в группе, уважение к мнению одноклассников, понимание значимости выполняемой работы.
Оборудование: карточки для работы в группе, рисунки с изображением сказочных героев, конверты с заданиями, призы для поощрения участников игры и награждения победителей.

Ход урока.

1. Оргмомент
Начинаем наш урок.
Он вам пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать
И на уроке не зевать.
Учитель. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. К нам в гости придут герои любимых книг со своими заданиями и вопросами. Я предлагаю вам посоревноваться с ними в знании русского языка и постараться выполнить все задания. Итак, наша игра «что? Где? Когда»» начинается. У нас играют 3 команды знатоков против героев сказок.
2. Сообщение темы игры.
Учитель. Отгадайте тему нашей игры. Для этого вам надо прочитать слова в филворде и назвать, что объединяет все эти слова.
Ч П Р Ж О И Е
И О О Е К Н Р
С В С Д О А О
Л О П А Н Ч Д
- Что объединяет эти слова?(относятся к именам существительным)
Тема игры: Имя существительное как часть речи.
- Против команд играют герои сказок. Они приготовили для вас интересные задания. Команда, которая первой справилась с заданием, поднимает зеленый сигнал светофора, четко отвечает на поставленный вопрос. Остальные – проверяют правильность ответа. Если допущена ошибка, результат не засчитывается. За правильный ответ начисляется 5 баллов. За добавление к ответу другой команде могут добавляться баллы.
3. Представление жюри.
4. 1 раунд игры.

Учитель. Отгадайте, кто играет против вас в 1 раунде.
- Найдите закономерность и прочитайте слово.
ААЧММЕННБУССРАТТШУУКА
Ответ: Чебурашка.
Задание: из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте как можно больше имен существительных. Распределите их по родам.
Время выполнения задания – 5 минут. Выигрывает та команда, которая больше подберет имен существительных.
- Слово предоставляется жюри.
5. 2 раунд.
Против знатоков играет герой сказки А. Н. Толстого. Отгадайте загадку, и узнаете его имя.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы

В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Задание: Соберите пословицы и определите падеж имен существительных.
Собирай по ягодке - только небо коптить.
Без дела жить - мастера хвалит.
Всякая работа наберешь кузовок.

Учитель: какая тема объединяет все эти пословицы? Какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?
- Слово жюри.
6. 3 раунд.
Имя следующего сказочного героя вы прочитаете, разгадав шараду.
Первый слог – в слове небо,
Слог второй найдете в школе,
Третий слог – в слове – белка.
А вместе – герой любимой сказки.
Ответ: Незнайка.
Задание: Составить 2 предложения, используя как можно большее количество данных слов. Подчеркнуть главные члены, указать известные части речи.
Снег, тропинки, зима, мороз, метель, холод, деревья, воробей.
- Слово жюри.
7. 4 раунд. «Блицтурнир»
Против знатоков играет веселый Карандаш. Приглашаются капитаны команд. Они вытягивают вопросы, и отвечают на них. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы от Карандаша:
- Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?
- Какой падеж не может обойтись без предлогов?
- Как отличить существительные И. п. от существительных В. П.?
- Как изменяются имена существительные?
- Как определить род имен существительных?
- Как определить склонение имен существительных?
Слово жюри.
8. Физкультминутка.
Имена существительные бывают трех родов: мужского, женского, среднего. Определите род имен существительных. Если существительное женского рода – хлопайте в ладоши, мужского рода – топайте ногами, среднего рода – приседание.
Слова: ветер, печь, книга, небо, цветок, окно, брошь, учитель, мозоль (ж. р.), ягода, полынь, повидло, шампунь (м. р.), кенгуру (м. р.), диво, кофе.
9. 5 раунд.
Против знатоков играет герой известной сказки. Отгадайте имя сказочного героя.
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
Ответ: Золушка.
Задание: К каждому слову мужского рода добавьте только одну букву, чтобы получилось имя существительное женского рода. За каждое правильно составленное слово – по 1 баллу.
Рак - __________ (рамка)
Мел - ___________ (мель)
Полк - _____________ (полка)
Вол - ______________ (воля)
Гость - _____________(горсть)
- Слово жюри.
10. 6 раунд.
Против знатоков играет героиня сказки А. Н. Толстого. Отгадайте её имя.
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Ответ: Мальвина.
Задание: разберите слова по составу. Назовите имена существительные с нулевым окончанием. За каждое слово – по 1 баллу.
Слова для разбора по составу: запах, поездка, окошко, смех.
- Слово жюри.
11. 7 раунд.
Против знатоков играет кот Матроскин. Он приготовил для вас кроссворд. Впишите слова – имена существительные и прочитайте ключевое слово. Определите род и склонение имен существительных. За каждое отгаданное слово – 1 балл.

1. Рыжий зверек, живет в дупле, ловко скачет по веткам.
2. Оно умоет чисто и нас, и трубочиста.
3. Красивые движения под музыку.
4. Самое жаркое время года, время походов и купания в речке.
5. Ласково сияет, всех нас согревает.

12. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Учитель: наша игра закончена. Оцените свою работу по системе «Светофор» (если все задания выполнил без ошибок – зеленый цвет, если были трудности – желтый, если совсем ничего не получилось – красный сигнал) предоставляется жюри.
Выступление жюри. Наша игра окончена со счетом …. .
Учитель: спасибо вам за игру. Успехов вам! До новых встреч в нашем клубе знатоков русского языка.

Игры с буквами «Превращения»

Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,

Букву в слове заменяй - другое слово получай!

1. Может и тазик песиком стать,

Проще простого эта задача:

Ежели «У» вместо «А» написать -

Выйдет в итоге кличка собачья. (Тазик - Тузик.)

2. Как время года превратить

В настольную игру?

Отброшу гласную одну,

Другую - подберу. (Лето - лото.)

3. Сам царь зверей - моя родня,

Сумеешь отгадать меня?

Начало «К» смени на «М» -

Увидишь, из чего я ем. (Киска — миска.)

4. Сумей решить задачу эту:

Одну лишь букву замени -

И месяц превратишь в планету. (Март - Марс.)

5. Всего одной лишь буквы

изменение —

И лодочка бесследно уплывает,

Вернее превращается в растение,

Которое микробов убивает. (Челнок - чеснок.)

6. Я с «Л» смягченным - под землей

Бываю каменным и бурым,

А с твердым - в комнате любой,

В геометрический фигуре. (Уголь -угол.)

7. С твердым «Л» я на стене.

Книги, например, на мне.

Но только «Л» смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка - полька.)

8. Без «М» - в лесу мне красоваться,

А с «М» - суда меня боятся. (Ель — мель.)

9. С «Ы» - мы мчим вас, что есть мочи,

С «У» — мы ноги вам промочим. (Лыжи — лужи.)

10. В тропиках чудес так много,

Что верится порой с трудом.

Пример: союз и три предлога

Растут на дереве одном. (А-на-на-с.)

11. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом — на горох похоже. (Фа-соль.)

12. Три простеньких слова -

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а.)

13. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А в целом — это вкусный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-Блок-о.)

14. В океане я бываю.

Корабли там разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать. (Риф — гриф.)

15. Могучая река

Средь берегов струится,

Но «И» к реке прибавь -

Вспорхнет над нею птица. (Волга - иволга.)

16. Траве, конечно, я сродни,

Себя в конюшне часто вижу,

Но «О» на «А» перемени -

И потеку я по Парижу. (Сено - Сена.)

17. Я старика сопровождаю,

Ему в пути помочь хочу.

Но если «П» на «Г» сменяю,

То от него я улечу. (Палка — галка.)

18. Такое время года

Вы любите не зря,

Хорошая погода.

Походы, лагеря.

Но букву замените -

И смысл уже другой,

И станет время года

Известною игрой. (Лето - лото.)

19. С «П» - весною у растения,

С «Т» - в конце я предложения. (Почка - точка.)

20. Мне не долго измениться:

С «С» - животное, с «Р» - птица. (Осёл - орёл.)

21. Я с «П» - кругла, желта,

на вкус приятна

И прячусь под поверхностью

А с «К» я - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли. (Репа - река.)

22. Три буквы двигают машины,

Две - на лице найдешь

А целое порой белеет

В тумане моря голубом. (Пар-ус.)

23. Первый слог мой каждый знает -

В классе он всегда бывает.

Мы к нему союз приставим,

Рядом дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать. (Мел-и-тополь.)

24. Без «О» измеряют

материю мною,

А с «О» я дорогой служу

под землею. (Метр -метро.)

25. Один вначале взятый слог

Есть однобуквенный предлог,

Жилье людей - два остальных.

В одних мы были, а иных

Не знаем даже, как зовут.

Все - встретите то там, то тут -

В нем овощи всегда растут. (О-город.)

26. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану я тогда пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня. (Клён — лён.)

27. Известное я блюдо,

Когда ж приставишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - муха.)

28. Летом и весной меня

Слышать часто можешь.

«Г» на «X» смени - и я

Стану сортом кожи. (Гром -хром.)

29. Без «И» я - злак,

Полезный людям,

А с «И» - цветком

Пушистым буду. (Рис - ирис.)

30. С «3» - пахучая, красивая,

С «Щ» — зеленая, шумливая. (Роза - роща.)

31. Во мне и стены, и углы,

Жилищем я твоим являюсь.

Но если сменишь «О» на «Ы»,

То сразу вверх я устремляюсь. (Дом - дым.)

32. Рождаюсь на мебельной

фабрике я,

И в каждом жилище

нельзя без меня.

Отбросишь последнюю

букву мою —

Названье большому числу я даю. (Стол - сто.)

33. С буквой «Т» его все знают -

Он с собой весну несет.

С буквой «Ш» всегда шагают,

Коль в строю отряд идет. (Март - марш.)

34. На мне, качаясь, птичка весела,

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «В» для птички

А с «С» я для нее опасна. (Ветка - сетка.)

35. Во мне плохая кровь струится,

Но вставишь в середину «С», -

И зацветет все, зарезвится,

Зазеленеет луг и лес. (Вена - весна.)

36. С первой буквой я трава,

Но меня не косят.

Без нее - меня больной

Часто произносит. (Мох- ох.)

37. Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «Г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - гроза.)

войдите -

Вспорхнет пред вами сразу

Но только ноту отнимите -

И птица в золу превратится. (Перепер - пепел.)

39. Остров я на Средиземном море,

Но попробуй букву «Р» отнять,

Интеллектуальная игра по русскому языку 3 класс. Тема: «Имя существительное».

Класс разделен на 2 команды. Выбраны заранее капитаны команд, названия команд и девиз, расставлены стулья и столы для соревнующихся. Выбрано жюри.

1. Слово ведущего.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре по русскому языку. Сегодня в ней участвуют 2 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает части речи. А вот какой именно части речи будет посвящена игра мы узнаем, отгадав загадку.

Все что существует оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.

Дети. Имя существительное.

Ведущий . Знаю я теперь отныне –

Есть одно такое имя –

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи.
Обозначает все на свете.

Без нее никак нельзя,

Существительным УРА!

Итак, мы посвящаем нашу игру имени существительному.

Команда победительница в качестве приза получит торт. Победителя игры определит компетентное жюри в составе… Представляются члены жюри.

2.Первый тур. Команды рассказывают о себе, защищают свое название, девиз.

3. Второй тур

Ведущий. Все вы знаете, что наша речь бывает устной и письменной. Что слышим мы в устной речи?

Дети. Звуки.

Ведущий. Какие они бывают?

Дети. Гласные и согласные.

Ведущий. Сейчас мы проверим, как хорошо вы ориентируетесь в них. Я загадываю загадки, а вы должны отгадать их и определить, какие согласные меняют значение слова.

Со звуком «с» я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С «м» берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

Дети. Соль, моль.

Ведущий . Хоть и мала я, но взгляни –

Весь мир в себе я отражаю.

Но «к» на «ц» перемени –

Я по болоту зашагаю.

Дети. Капля, цапля.

Ведущий . С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С «п», от вас не утаю, -

Тоже в классе я стою.

Дети. Карта, парта.

Ведущий. С «б» мучительной бываю, с «м» одежду пожираю,

С «р» актеру я нужна,

С «с» для повара важна.

Дети. Боль, моль, роль, соль.

Ведущий. Какой частью речи являются все отгадки?

Дети. Это имена существительные.

Третий тур.

Ведущий. Я вижу, что согласные вы знаете хорошо. Теперь проверим, так ли хорошо вы знаете гласные. Каждой команде нужно быстрее соперника выписать все слова, где попарно стоят гласные буквы.

Компания, филиал, майонез, георгин, мозаика, геолог, стадион, расстояние.

Ведущий. Определите, что общего в этих существительных и какое «лишнее».

Дети. Общее - все имена существительные, отвечают на вопрос что? и являются неодушевленными. «Лишнее» слово « геолог», потому что оно отвечает на вопрос кто? и является одушевленным именем существительным.

5 Четвертый тур.

Ведущий. Ученику было дано задание подобрать проверочные слова на безударную гласную в именах существительных. Он добросовестно выполнил эту работу; подобрал проверочное слово, подчеркнул безударную гласную, поставил ударение. Верно ли выполнил задание ученик?

З е леный – зе́лье, в о лна – во́л, л и нять – ли́ния, д е ньга – де́нь.

Пятый тур.

Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам за 1,5 минуты надо собрать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

кар га род

о лек даш

де ран тив

ма ти ный

ка жур зин

кол го на

суб пе нок

ап бо нер

ри ли дарь

сто же тит

ин су ца

ка лен та

во то тель

у ли бус

у ло ца

по ро дор

ав чи ток

мо ми на

Ведущий. Докажите, что найденные слова являются именами существительными.

Шестой тур.

Света пришла домой и после отдыха села выполнять упражнение по русскому языку. В упражнении было задание определить, к какому склонению относятся имена существительные. Задание показалось ей трудным, и она попросила помощи у наших команд. Помогите Свете определить склонения имен существительных.

Дети должны переписать слова в три столбика по склонениям.

Дочь, киоск, очередь, стена, ночь, ведро, моль, метро, степь, пальто, плащ, печь, печка, няня, дядя.

Седьмой тур.

Ведущий. Этот тур посвящен именам существительным общего рода. Мы часто произносим их очень ласково, а иногда в форме дразнилок.

Человек, который часто и много ест.

Дети. Обжора.

Ведущий . Человек, любящий лежать на диване, кровати.

Дети. Лежебока.

Ведущий. Кто рано ложится спать и поздно встает?

Дети. Соня

Ведущий. Задиристый, драчливый человек.

Дети. Забияка, задира.

Ведущий . Как называем того, кто любит лукавить?

Дети. Хитрюга.

Восьмой тур.

Ведущий. В этом туре вам потребуется внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом, причем это должно быть существительное. При задержке очки уменьшаются.

Ведущий называет слова. Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

Девятый тур.

Ведущий. Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у нее многое из ее словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имен существительных. Где он применил эти числа.

Десятый тур.

Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 1,5 минуты из слова «воспитание» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Можно использовать буквы, данные в слове, не более двух раз.

11. Итог .

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Я хочу поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри. Объявляется победитель. Каждой команде вручаются медали. Команде – победительнице – торт.

Игры. I. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.


II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

промока-ка

Задания:

    Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

    Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

    Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

    Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

    Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).


Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

РОМАШКА

РОЗА

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

    Заменить словосочетания одним словом:

    • Промежуток времени в 60 минут,

      Военнослужащий, стоящий на посту,

      Ребенок, любящий сладкое,

      Очень смешной фильм.

    Распредели слова на две группы.

    Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

    Составь рассказ по опорным словам:

    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

1: Назови слово, противоположное по значению

Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, нап...

2: Красный - белый

Учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии белый.

3: Кто назовет больше слов?

Учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово на одну букву

4: Купи цветок

На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Учитель обьясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которо...

5: Телеграф

Учитель говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно...

6: Продолжай!

Играют две команды. Учитель называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Побеждает та коман...

7: Найди свой квадрат

На прогулке учитель рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается поду...

8: Запомни слова!

Ведущий называет 5 - 6 слов, ученики должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. Независимо от речевых возможностей детей слова подбираются раз...

9: Загадка Петрушки

Учитель читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие...

10: Найди рифму

Учитель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать слова, которые рифмуются.

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.

11: Накорми животное

Перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.

12: Купи игрушку

Каждому из играющих дается задание "купить" игрушку, в названии которой два слога. Учитель первым "покупает" игрушку, он четко произносит слово (например, ма - ши - на), делит его на слоги, определяет...

13: Кто в каком домике будет жить?

Учитель чертит на доске квадраты. Сообщает, что в этих квадратах - домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, в третьем - из трех с...

14: Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?

Учитель показывает карточку с изображением животного и спрашивает: "Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?" За каждый правильный ответ ребенок получает цветной кружочек. В конце игры подводят...

15: Заблудился звук

Учитель говорит: "Вы уже знаете, что есть много слов, близких по звучанию. А теперь внимательно послушайте стихотворение и назовите звук, который "заблудился":

Неизвестно, как случилось,

16: Запомни букву

Играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки. В дальнейшем игру можно провести таким образом: учите...

17: Подберем кукла одежду

Учитель показывает детям куклы и говорит: "Ребята, давайте назовем этих кукол! Договоримся, что имя первой куклы состоит из двух слогов, например Нина, а имя второй - из трех слогов, например Марина. ...

18: Найди пару

Из каждой пары предметных картинок учитель выставляет по одной на наборное полотно. Остальные разложены у него на столе. Учитель вызывает учащихся по очереди к доске. Подобрав картинку (название изобр...

19: Где твой круг?

На перемене или на прогулке учитель предлагает учащимся начертить два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударени...

20: Подскажи Петрушке звук

Игрушка Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет называть слова, но в некоторых из них будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут лети. Лети должны быстро подсказать не произнес...