Игры для детей для профилактики конфликтов. Материал (старшая группа) на тему: блок игр направленных на снятие конфликтности

Педагогический проект о весне с презентацией на тему: «Весна идёт, весне дорогу!» в средней группе детского сада

Педагогический проект: Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»
Название проекта: «Весна идёт, весне дорогу!»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: апрель - май 2016 год.
Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Обоснование выбора темы:
Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка. Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия воспитателя в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить интерес к внутреннему миру человека.
Задача воспитателя найти что-то важное, значимое для ребёнка. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на занятиях была разнообразной, содержательной. Именно поэтому на своей работе мы используем различные формы занятий.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков.
И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Проблема:
-У детей не сформированы знаний о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе.
- Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
- Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построений развернутого высказывания.
Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделялось этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о весеннем времени года, стимулирование поисковой деятельности в процессе сбора информации по данной теме.
Задачи проекта:
-учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего года и поведением животных, состоянием растительности;
-развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;
-воспитывать творческую инициативу, бережное отношения к окружающей среде.
Гипотеза:
Процесс освоения представление о весне у дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным, если:
-работа по ознакомлению проводится систематически;
-подобраны адекватные возрасту формы и методы обучения дошкольников;
-созданы специальные условия;
-разработан механизм, объединяющий усилия детского сада и семьи по ознакомлению с весенними явлениями.
Предполагаемые результаты
-Создание общей композиции по теме проекта.
-Проведение воспитательного мероприятия: «Здравствуй, весна» с участниками проекта.
-Обогащение речевого словаря детей;
-Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
-Развитие у детей наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.
Этапы проекта

Содержание
1-й этап.
Подготовительный
-Постановка цели и формулирование задач.
-Определение форм и методов работы
-Подбор методической литературы
-Выбор оборудования и материалов (дидактических игр, игровых упражнений, литературно-художественного материала)
-Разработка календарно-тематического плана проекта
2-й этап.
Практический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием:
Непосредственно организованная образовательная деятельность;
Изготовление дидактических игр по теме проекта;
Игры;
Продуктивная деятельность детей;
Чтение художественной литературы;
Создание альбомов, книжек;
Создание детских проектов;
Выставки детского творчества;
Организация работы с родителями:
--Беседы, встречи, консультации;
- Оформление стендовой информации, папок-передвижек для родителей;
- Выставки совместного творчества детей и родителей;
- Создание книжки-копилки стихотворений, загадок;
- Проведение досугов, праздников, развлечений, викторин
3-й этап.
Итоговый
1.Итоговый мониторинг знаний детей.
2.Итоговое мероприятие проекта:
Развлечение «Здравствуй, весна»
Содержание работы в ходе реализации тематического планирования
На подготовительном этапе проекта были изучены материалы периодической печати, опыт работы других дошкольных учреждений, задействованы ресурсы Интернета.
Работу начали с подбора методической литературы, дидактического и информационного обеспечения проекта.
Грамотно организовали предметно-развивающую среду.
Группу наполнили практическим материалом. Игротеку оборудовали дидактическими играми.
В центре книги создали мини-библиотеку, в которой разместили художественную и познавательную литературу, иллюстрации для рассматривания о весенних явлениях.
Далее был составлен план работы по реализации проекта, на основе которого разработано календарно-тематическое планирование работы с детьми и родителями.
На практическом этапе начали работу с непосредственно организованной образовательной деятельности. Деятельность с детьми строили на основе развивающего обучения, используя различные формы организации обучения: коллективные, групповые, индивидуальные.
В образовательной области «Физическое развитие» использовались подвижные игры, физкультминутки.
Дошкольник познаёт жизнь через игру. Поэтому в работе использовали сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Особое внимание уделяли чтению художественной литературы. Загадывали загадки, читали сказки, рассказы.
Беседы с детьми сопровождали наглядностью, показом мультфильмов, познавательных презентаций проводились опыты. Тематика бесед, ситуативных разговоров разнообразна.
Полученные знания дети закрепляли в досугах.
В процессе деятельности у детей расширялся кругозор знаний об окружающем мире, обогащался словарный запас.
Самостоятельная деятельность детей была организована в мини – центрах.
Эффективным средством обучения является организация совместной деятельности родителей и детей. Поэтому работу вели в тесном взаимодействии с родителями.
На протяжении всего проекта для родителей обновлялась стендовая информация папки-передвижки « Весна идёт весне дорогу»
Итогом заключительного этапа по теме проекта «Весна идёт, весне дорогу!» стало развлечение «Здравствуй, весна!».
Анализируя работу над проектом и его результатами, пришли к выводу о его значимости и важности.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, проведенная работа по теме «Весна идёт, весне дорогу!» способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения и коммуникативных навыков.
Работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
Сформировались у детей элементарные знания о признаках весны.
Повысился уровень мотивации к занятиям.
У детей развились творческие способности.
Родители были вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитали заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках проекта, работа получилась познавательной.
Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогла детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей.
Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать.
Дети стали делиться полученной информацией из различных источников друг с другом.
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

ЛИТЕРАТУРА
1.Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2011г.
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М., 2010г.
3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М., 2007г.
4.Горькова. Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
5.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе. – М., 2010г.
7.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М., 2006г.
8.Моя первая энциклопедия.
9.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. – М., 2010г.
10.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М., 2009г.
11.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению по окружающему миру в средней группе – М., 2010г.
12.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – В., 2004г.

Тураева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Сказка"
Населённый пункт: Красноярский край г. Шарыпово п. Дубинино
Наименование материала: конспект
Тема: Проект "Весна идёт, весне дорогу!"
Дата публикации: 12.07.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида
Проект

«Весна идёт, весне

дорогу!»

(Старшая группа компенсирующей

направленности № 7 «Машенька»)
Разработали: воспитатели: Е.П. Тураева Г.С. Харисова учитель-логопед: Л.Г. Короткова г. Шарыпово 2016 г.
Проект «Весна идёт, весне дорогу!»
направлен на включение детей в активную исследовательскую, познавательную, творческую деятельность.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, исследовательско-творческий.
По числу участников: групповой. По времени проведения: долгосрочный
Сроки проведения: 1
марта – 30 мая 2016 года
Участники:
дети старшей группы компенсирующей направленности 5-6 лет, воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников
Цель проекта:
 формирование представлений о весне, сезонных изменениях в природе;  воспитание бережного отношения к пробуждению природы через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, продуктивной.
Задачи проекта:
 конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны, особенности жизни диких животных и птиц в период наступления весны;  учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего периода и поведением животных, состоянием растительности;  развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности;  развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;  р а з в и в а т ь п р о д у к т и в н у ю д е я т е л ь н о с т ь д е т е й, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;  воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.  активизировать родителей в совместной деятельности с детьми.
Актуальность проекта:
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические
представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи каждого педагога. Тема проекта была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля - начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена наша тема.
Предполагаемый результат:
В результате выполнения проекта: 1. У детей старшей группы сформируются первичные представления о сезонных изменениях в природе весной; 2. Дети будут использовать добытые знания, устанавливать связи между живой и неживой природой в весеннее время года; 3. Родители проявят заинтересованность в развитии познавательных интересах детей, окажут необходимую помощь для реализации проекта.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
 Примерная общеобразовательная программа под редакцией Е.Н. Вераксы «От рождения до школы»;  Художественная литература: рассказы, стихотворения, загадки о весне;  Наглядные пособия: репродукции картин, фотографии, презентации;  Дидактический материал;  Тематические беседы;  Художественное творчество: рисование, конструирование.
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:
Бумага, карандаши, краски, цветная бумага, гофрированная бумага, пластилин, кисти, клей, фломастеры, ножницы, принтер, ноутбук
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:  Выбор темы проекта,  Определение его целей и задач;  Составление плана основного этапа;
 Подборка необходимых материалов по теме. 2.Основной этап  Обобщение знаний детей о первых признаках весны;  Рассматривание иллюстраций, произведений художников и презентаций;  Чтение произведений различных авторов по теме;  Исследовательская работа детей дома;  Беседы с родителями;  Подготовка детско-родительских докладов на темы: «Как пробуждается природа?» «Почему набухают почки?» «Почему тает снег? Почему снег тает неравномерно?» «Почему одни птицы прилетают, другие улетают?» «Как изменяется жизнь животных весной?» «Какие цветы и почему называются первоцветами?»  Проведение дидактических игр;  Проведение подвижных игр;  Заучивание стихотворений о весне;  Продуктивная деятельность: рисование, работа с бумагой и пластилином по темам;  Поэтапное заполнение проекта элементами творческой деятельности;  Создание предметно-развивающей среды;  Организация наблюдений за растениями, животными, птицами, природными явлениями, трудом взрослых;  Организация экскурсий в лес;  Организация опытов и экспериментов. 3. Заключительный этап  Оформление проекта  Проведение обобщающего занятия  Проведение мероприятия: конкурс чтецов «Здравствуй, весна» с участниками проекта.  Организация выставки детских работ.  Проведение развлечения: «Прилетайте к нам скворцы»;  Презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.  Подготовка и показ презентации
Перспективное планирование работы по реализации

проекта.

Тема занятий

Примечание


1 Беседа: «Весна, пришла!» Рисование на тему: «Деревья весной» Беседа с родителями: «О первых признаках весны» Домашнее задание детям «Признаки весны, приметы» Организация опытов и экспериментов: «Опыт со снегом», «Измерение уровня снега в тени и на солнце», «Сила ветра», «Зависимость состояния воды от температуры», «Почему растет трава?». Рисование цветными карандашами. Исследовательская деятельность детей. 2 Занятия по темам: «Труд людей весной», Чтение художественной литературы: Рассказов В. Бианки «Март», «Апрель», «Май» («Синичкин календарь»), «Этажи леса», Н. Павловой «Ранней весной», «Весной», стихотворения В. Берестовой «Весенняя сказка», Изготовление различных видов домиков в технике оригами; рваная аппликация. 3 Занятия по темам: «Весенние ручьи», «Кораблики» Организация выставки детских работ: «Веселый ручеек»; Чтение художественной литературы: С. Аксакова «Ледоход на реке Белой», М. Пришвина «Светлая капель», Изготовление различных видов корабликов в технике оригами. Рисование цветными карандашами, акварельными красками; работа с бумагой – аппликация. 4 Беседа: «Первоцветы» Занятия по темам: «Подснежники», «Мать-и-мачеха», «Крокусы», «Чистяк» Рисование цветными карандашами, акварельными красками; работа с бумагой –
Беседа с родителями: «Весенние первоцветы» Домашнее задание детям «Первоцветы» аппликация. Исследовательская деятельность детей. 5 Беседа: «Перелётные птицы» Занятия по темам: «Грачи», «Скворцы», «Ласточки», «Дикие гуси», «Гнездование» Организация выставки детских работ: «Перелетные птицы», «Скворечник для скворца», Проведение развлечения: «Прилетайте к нам скворцы»; Оригами; рисование гуашью в технике «тычкование», конструирование, работа с бумагой – рваная аппликация. 6 Беседа: «Цветущие деревья и кустарники» Занятия по темам: «Яблоня», «Берёза», «Сирень» Конструирование; работа с бумагой – рисование смятой бумагой. 7 Беседа: «Цветы весной» Занятия по темам: «Одуванчики», «Ландыши» «Тюльпаны» Рельефная лепка «подснежники». Организация выставки детских работ: «Первоцветы», Рисование кистью; рисование цветными карандашами; пластилинография; оригами. 8 Беседа: «Насекомые весной» Занятия по темам: «Бабочки», «Пчёлы» Работа в технике оригами; пластилинография. 9 Обобщающее занятие: «Весна идёт, весне дорога!» Демонстрация презентации 10 Итоговое мероприятие: «Здравствуй, весна!» Конкурс чтецов стихотворений о весне

Вывод:
Воспитанники старшей группы создали свой творческий проект, который доставлял радость и им, и всем окружающим. Они увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение. Они также открыли для себя: способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи, выяснили, что дружба помогает в работе, а самое главное, поняли, что каждый из них маленький-художник. Процесс создания творческих проектов увлекателен. Создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, воспитанники включились в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познают мир.

ИГРА «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки

По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.

После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.

Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

ЧЕРЕПАХА

Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений

Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.

Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)

И кусала всех от страха (легкие пощипывания)

Кусь, кусь, кусь, кусь –

Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)

Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.

Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧИК

Цель: коррекция эмоции гнева, тренировка снятия напряжения

На веревочке подвешен мяч. Надо подойти к нему на расстоянии вытянутой руки и сильно бить, вымещая на нем свой гнев, затем подходить все ближе и ближе, смягчая удары, потому что мячик может и ударить в ответ. В конце мячик можно погладить, «пожалеть».

РАЗГОВОР С РУКАМИ

Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.

Если ребенок подрался, сломал что-то, причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на листе его ладошки и предложить оживить их: нарисовать глазки, ротик. Затем затеять беседу с ними. Спросить «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом надо подчеркнуть, что ручки хорошие, много умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что сегодня они постараются делать только хорошие дела: мастерить, играть, здороваться и никого не обидят.

В течение дня надо с ребенком спросить у ручек, выполнили они свое обещание или нет. Обязательно похвалив их за соблюдение договора.

КОВРИК ЗЛОСТИ

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ

Цель: снятие психомышечного напряжения

Дети стоят в кругу, двое в центре лицом друг к другу, «бодаются» и выполняют указания остальных детей.

Раз, два, три – кулаки сожми.

На четыре покажи

Зубы крепкие свои.

Пять – сильней бодайся,

Только не кусайся.

А на шесть, и на семь

Подобрее стали все.

А на цифру восемь

Злюку с рук мы сбросим.

А на девять – улыбнись,

А на десять превратись

В куколку из тряпочки

И присядь на тапочки.

В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд.

КРУГ ПРИМИРЕНИЯ

Цель: снятие негативного настроения в результате конфликта, обучение ритуалу примирения

В случае конфликта между детьми, после «разбора полетов», предложить детям помириться. Дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться.

Надо помириться, и тогда не будет драки.

Надо помириться, чтобы игра продолжалась

Надо помириться, чтобы жить дружно.

«Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова примирялки.

ПУТАНИЦА

Цель: поддержать групповое единство, помочь преодолеть непринятие телесного контакта

Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук они начинают запутываться перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.

СБОРЩИКИ

Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы

По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3-4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа двумя свободным руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.

По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.

СПИНА К СПИНЕ

Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним

Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?»

Тренинг.

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА».

Цель : Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:

Организационный момент.

    Приветствие. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий : Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

    Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

    Было ли решения ситуации эффективным?

    Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности - само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал - актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

3. Практическая работа

В ваших рабочих тетрадях предлагаю определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте.

Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):

стили поведения в конфликте

самооценивание

результаты тестирования

сотрудничество

соперничество

компромисс

избегание

приспособление

5. Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

    Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

    Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

    Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?

6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.

Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Для этого вам необходимо определить собственную стратегию поведения в конфликте при помощи опросника Томаса. Провести анкетирование.

Прощание.