1. Какие слова называются омонимами?
2. Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
3. Чем отличаются способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковых словарях?
Как известно, внешний облик слов различается набором звуков, их последовательностью.
Но есть слова, у которых звуковой состав, в том числе ударение, полностью совпадает. Совпадает и написание таких слов, например: переводить (кого-то через улицу) и переводить (с одного языка на другой); худой (тощий) и худой (дырявый); мотив (мелодия) и мотив (причина).
Такие слова являются в языке омонимами. Термин омоним восходит к греческим элементам: омос – одинаковый и онима – имя. Они внешне совпадают с многозначными словами, но существенно отличаются от них. Омонимы – разные слова, которые обозначают разные, ни в чем не сходные предметы, признаки, действия; между лексическими значениями этих слов нет общих элементов смысла.
Многозначное слово тоже обозначает разные предметы, признаки, действия, но сходные в каком-либо отношении; между лексическими значениями многозначных слов имеется общий элемент смысла.
Омонимы как явление словаря языка, кроме того, характеризуются следующими обязательными признаками: принадлежностью к одной и той же части речи, одинаковостью произношения и написания, например: заводить (дело) и заводить (какое-то животное); лихой (год) и лихой (всадник); ток (электрический) и ток (площадка для молотьбы). Если отсутствует хотя бы один из этих признаков, слова не могут называться омонимами. Так, слова печь (сооружение для отапливания помещения и приготовления пищи) и печь (приготовление пищи на жару) не являются омонимами, так как относятся к разным частям речи.
От омонимов необходимо отличать омографы, омофоны и омофоры.
Омонимы, как известно, появляются в языке разными путями: а) в результате заимствования слов из разных языков, например: блок (союз государств, партия) из французского языка и блок (механизм) из английского языка, заимствования чужого слова при наличии исконно русского слова (например: клуб – помещение из английского языка и клуб (дыма) – русское слово); б) в результате образования с помощью различных или одинаковых суффиксов новых слов от однокоренных слов (например: бумажник – кошелек для бумажных денег и бумажник – работник бумажной промышленности).
Вместе с тем язык во многих случаях избегает образования омонимов, если в нем уже есть одинаковые по звучанию и написанию слова. Так, мужчин – жителей долины реки Кубани – называют кубанцами, а для параллельного названия женщин – жительниц Кубани – отсутствует аналогичное слово, так как есть слово кубанка в значении «особый головной убор».
Омонимы в речи, как и многозначные слова, различаются по контексту, то есть по словесному окружению.
В толковых словарях омонимы обозначаются цифрами вверху справа. Существуют специальные словари омонимов.
Упражнение 276.
Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы.
1. В поле чистом, луны при свете серебристом в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. (А.Пушкин). 2. Я по свету немало хаживал (из песни). 3. Лисичка легла на спину и играет, словно собачка. (А.
Чехов). 4. Жареные лисички вкусны. 5. Маленькие деревца мандаринов приносят каждый год до четырех тысяч плодов. (К. Паустовский). 6. Губернатор послал к ним девять чиновников, или мандаринов, со свитой. (И. Гончаров). 7. В целом мире нет красивее города, в котором родился и живешь. 8. Мир победит войну.
Упражнение 277.
Объясните разный смысл одинаково звучащих существительных.
1. Обстановка требовала большой выдержки. Обстановка квартиры располагала к душевной беседе.
2. Спортсмен во время тренировки повредил колено. Танцовщица виртуозно исполнила колено в танце.
3. Слоны хоботом выполняют полезную работу. Во время артиллерийской стрельбы был поврежден хобот орудия.
Упражнение 278.
Найдите каламбуры. Объясните, как они построены: на употреблении омонимов или на использовании одного и того же слова в разных значениях.
1. Область рифм моя стихия, и легко пишу стихи я, без раздумья, без отсрочки я бегу к строке от строчки. Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром…
2. Поэзия всегда была моя стихия, свободно, правдою звучал мой первый стих, но, не уверенный цензурой, я стих и только для друзей пишу теперь стихи я.
3. Однажды медник, таз куя, сказал жене тоскуя: задам же детям таску я и разгоню тоску я.
Упражнение 279.
Прочитайте статью об омонимах. Составьте предложения, содержащие омонимы.
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу. Лук-оружие и лук-овощ – самый наглядный пример омонимов. Можно составить десятки шуточных фраз с применением различных омонимов. Ну хотя бы такие: На оконное стекло стекло несколько капель. Три раза я тебе сказал: три это стекло дочиста. Стащим эту балку в ту глубокую балку. Знать, не надо было лезть ему в знать. Некогда я говорил, что мне некогда, а теперь времени хоть отбавляй. На град Петра обрушился град. Я ей сказал, мол, приходи на мол.
Бывают целые цепочки омонимов. Например, слово коса имеет четыре значения. Можно составить фразу, где все они будут применены. «На речной косе девушка точила косу; все было хорошо в девушке: и лицо, и стан, и длинная коса, но, к сожалению, она была коса».
(С. Наровчатов)
Упражнение 280.
Составьте предложения со следующими словами.
1. Простой – несложный и простой – вынужденный перерыв в работе. 2. Мир – вселенная и мир – отсутствие вражды. 3) Перевести – переместить в другое место и перевести – истребить. 4) Горн – кузнечный очаг с мехами и поддувалом, для накаливания металла и горн – духовой медный инструмент, сигнальный рожок.
Упражнение 281.
Прочитайте отрывок из стихотворения Карола Корда, найдите омонимы, объясните их значение.
Странные вещи в природе бывают:
Ножка у стула, но стул не шагает,
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
Ключ, тот, что жажду в лесу утоляет,
Двери в квартиру не открывает,
Ключ от квартиры – обычный, дверной –
Не напоит нас водой ключевой.
наличие у языкового знака двух или более значений. Языковой знак это двусторонняя единица языка, представляющая собой единство плана содержания (означаемого) и плана выражения (означающего), но, несмотря на взаимообусловленность двух сторон знака, они подчиняются общему закону асимметрии в языке, частным случаем которого является неоднозначность.
Неоднозначность проявляется в том, что одному означающему соответствуют разные означаемые. Основные виды такого соответствия это полисемия (или многозначность) и омонимия. Полисемией называют наличие у единицы языка двух или большего числа значений, между которыми имеется связь; например, слово игла может обозначать инструмент для шитья (швейная игла ), металлический стержень с заостренным концом (патефонная игла ), лист хвойного дерева (сосновая игла ), колючее образование на теле некоторых животных (иглы ежа ), однако во всех случаях присутствует общий компонент значения: "нечто длинное и острое". Омонимия звуковое и графическое совпадение различных языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом, например брак "супружество" и брак "дефект изделия". Поскольку в языках, обладающих письменностью, означающее имеет устную (звуковую) и письменную (графическую) формы, помимо омонимии, выделяются еще омофония звуковое совпадение при различии написания языковых единиц (рог и рок ) и омография графическое совпадение при различии произношения языковых единиц (áтлас и атлáс ).
Виды неоднозначности знаков А и В можно схематично представить так:
написание | ____ № ____ | |||||||
звучание | ____ № ____ |
|||||||
значение | ____ № ____ | ____ № ____ | ____ № ____ |
|||||
полисемия | омонимия | омофония | омография |
Неоднозначность проявляется на всех языковых уровнях, где выделяются значимые единицы: на уровне морфем, форм слов, слов, фразеологических оборотов, словосочетаний и предложений.
Более того, термин «неоднозначность» используется также и в графике разделе языкознания, исследующем соотношения между фонемами и графемами одноплановыми (не имеющими плана содержания) языковыми единицами. Ни в одном письме нет взаимно-однозначного соответствия между фонемами и графемами, т.е. такого соотношения, когда каждая графема передает только одну фонему, а каждая фонема передается только одной графемой. Обычно одна графема может обозначать разные фонемы, и наоборот, одна фонема может обозначаться разными графемами.
Использование одной графемы для обозначения разных фонем называется полифонией (многозначностью) графемы. Так, в английском языке буква g перед гласными переднего ряда обозначает звук (pag e , G erman ), в других позициях [g] (g ood, bag ); во французском языке буква g перед гласными переднего ряда обозначает звук , перед гласными а , о и перед согласными [g] (g rand), в конечном положении вообще не произносится (sang ); в немецком языке буква s перед гласным обозначает звук [z] (S ack), перед согласными p и t [] (s pitz, s till ), перед другими согласными и в конце слова [s] (aus ); в русском языке одна и та же согласная буква может обозначать согласные звуки, парные по твердости/мягкости и звонкости/глухости, например буква з в словах з аря, з ерно , раз , рез ь обозначает звуки [с], [с"], [з] и [з"] соответственно. Полифония иногда приводит к омографии слов.
С другой стороны, возможность обозначения одной и той же фонемы или дифференциального признака фонемы разными графемами называется полиграфемностью. Так, в английском языке фонема [s] может быть передана буквами c (c inema) и s (s inger); во французском языке фонема [v] обозначается и буквой v (v oyage), и буквой w (w agon); в немецком языке для обозначения фонемы [f] используются буквы f (F abrik), v (v ier) и буквосочетание ph (Ph oto); в русских словах кас ка и указ ка буквы с и з передают одинаковый глухой звук. Полиграфемность может приводить к омофонии слов.
Маслов Ю.С. Омонимы в словаре и омонимия в языке
. В кн.: Вопросы теории и истории языка. Ленинград, 1963
Иорданская Л.Н. Синтаксическая омонимия в русском языке
(с точки зрения автоматического анализа и синтеза
). НТИ, 1967, № 5
Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике
. М., 1975
Ким О.М. Транспозиция на уровне частей речи и явление омонимии в современном русском языке
. Ташкент, 1978
Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия
. М., 1980
Гладкий А.В. Синтаксические структуры естественного языка в автоматизированных системах общения
. М., 1985
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка
, 3 изд. М., 1986
Дрейзин Ф.А. Синтаксическая омонимия
. В кн.: Машинный перевод и прикладная лингвистика. М., 1988
Малаховский Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии
. Ленинград, 1990
Найти "НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ " на
Камкина Ольга
В работе дается четкое понятие категории омонимов в русском языке, их видов, классификации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Ингалинская средняя общеобразовательная школа»
НОУ « Рассвет»
Учебно-исследовательская работа по русскому языку
Омонимы и их виды
Руководитель Сысова Валентина
Александровна учитель
Русского языка и литературы
Ингалы 2012
Введение 3
§ 1. История вопроса. 5
§ 2. Понятие омонимии. Лексическая омонимия 6
§ 3.Языковые явления, сходные с лексической омонимией 10
§ 4. Возникновение омонимов в русском языке…………………………….12
§ 5. Использование в речи………………………………………....................15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20
Приложение 1………………………………………………………………….21
Приложение 2………………………………………………………………….23
Введение
Между словами, образующими словарный состав русского языка, обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, то есть сходству их звукового состава.
В словарном составе русского языка наблюдается три типа отношений между словами:
- омонимичные (по звуковому соответствию)
- синонимичные (по близости выражаемых значений)
- антонимичные (по противопоставленности выражаемых значений)
Наличие этих отношений позволяет говорить об определенной организации слов в словарном составе, о существовании лексической системы языка. Сущность явлений омонимии, синонимии и антонимии состоит в следующем: при омонимии имеет место тождество (то есть совпадение) звучания при различии значения слов, при синонимии – тождество или сходство значения при полном различии звучания (то есть звукового состава), при антонимии – противоположное значение при различии звучания слов.
В данной работе рассматривается явление омонимии . Явление омонимии – это тема, которая освещается в лингвистической литературе очень давно. Она рассматривается такими учеными как В.В. Виноградов, Фомина М.И., Попов Р.Н., Ахманова О.С., Липатов А.Т., Рахманова Л.И. и др. Их споры касаются понимания сущности омонимии, ее возникновения в русском языке, использования в речи, разграничения омонимии и полисемии, омонимии и смежных с ней явлений. Исходя из вышесказанного, считаем, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Цель данной работы – на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление омонимии. Руководствуясь данной целью, перед нами стоят следующие задачи:
Проанализировать разные подходы в определении омонимии;
Познакомиться с историей освещения данного вопроса;
Создать дидактический материал к урокам русского языка по омонимии.
Предмет исследования : лексико-лингвистический анализ категории слов.
Объект исследования : явление омонимии.
Методы исследования : анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений; методы сплошной выборки наблюдения и анализа.
Омонимы - это слова, одинаковые по звуковому составу, но не связанные по смыслу: лезгинка (танец) — лезгинка (женщина); ладья (фигура в шахматах) — ладья (судно); посол (способ заготовки продуктов) — посол (дипломат). Одинаковая внешняя звукобуквенная и грамматическая форма омонимов затрудняет общение, так как различение их смысла возможно только в контексте, в сочетании с другими словами. Омонимы, примеры которых это показывают, невозможно понять без контекста: выгодное предложение — безличное предложение; почки распускаются — вылечить почки; правая рука — правый (невиноватый).
Виды и примеры омонимов в русском языке
Полная лексическая омонимия - это совпадение слов, относящихся к одной и той же части речи, во всех формах: месяц (календарный) — месяц (светило), сборка автомобиля (от глагола собирать) — сборка на ткани (складка), мотив (музыкальный) - мотив (поведение), почитать (книгу) — почитать (взрослых, родителей), наряд (распоряжение) - наряд (одежда), нота (дипломатическая) - нота (музыкальная). Неполная лексическая омонимия предполагает совпадение в написании и звучании у слов, относящихся к одной и той же части речи, не во всех формах: скат (колесо; неодушевленное) - скат (к реке; неодушевленное) — скат (рыба; одушевленное); закапывать яму (совершенный вид — закопать) — закапывать лекарство (совершенный вид — закапать); рак (речное животное) — рак (заболевание, имеет только единственное число).
Существуют омонимы, примеры которых можно увидеть далее, связанные с грамматическим и звуковым изменением: рот — род (произносится как [рот]); три (от глагола тереть) — три (цифра); пара (сапог) — (клубы) пара; печь (пирожки) — (русская) печь.
Омонимы: примеры и типы по структуре
- Корневые. Имеют непроизводную основу: брак (заводской) и брак (счастливый), мир (царит в семье и государстве) и мир (Вселенная).
- Производные омонимы - результат словообразования: строевой (песня строевая) и строевой лес.
Фонетические, грамматические и графические омонимы: примеры употребления
Омофоны (омонимы фонетические) — слова, которые одинаковы по звуковому составу, но различны по написанию (буквенному составу): гриб и грипп, код и кот, форт и «форд», осветить и освятить, люд и лют.
Омографы (буквенные, графические омонимы) — слова, которые имеют одинаковый буквенный состав, но различаются по произношению: полки — полки, рожки — рожки, атлас — атлас, парить — парить (ударения в данных словах падают на разные слоги).
Омоформы - совпадение грамматических форм одного слова или разных слов: стекло оконное (существительное) — стекло на пол (глагол в пора ехать — летняя пора; охота (на хищников) и охота (желание); мороженое эскимо — мороженое мясо (существительное и прилагательное); вернуться весной — наслаждаться весной (наречие и существительное); течь по полу — заделать течь (глагол и существительное).
Каламбур и омонимы: примеры слов и казусных высказываний
Нужно быть осторожными в употреблении омонимов, так как в некоторых ситуациях омонимия может исказить смысл высказывания и привести к комизму. Например, слова комментатора футбольного матча: «В сегодняшнем матче игроки покинули без голов» - можно понять двояко. И от таких речевых казусов не застрахованы даже писатели:
- "Слыхали ль вы?"
- "Нельзя быть равнодушным ко злу".
Термин орфоэпия (греческий orthos - прямой, правильный + epos - речь) употребляется в двух значениях: 1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения. Включаемые иногда в орфоэпию вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи, не являются объектом рассмотрения орфоэпии, так как непосредственно не относятся к произношению. Ударение относится к фонетике (служит для выделения слога в слове), к лексике (являясь признаком данного слова) или к грамматике (являясь признаком данной грамматической формы). Интонация служит важным выразительным средством устной речи, придающим ей эмоциональную окраску, но не связана с правилами произношения.
Формирование русской литературного произношения
Важнейшие черты русского литературного произношения сложились еще в первой половине XVIII в. на основе разговорного языка города Москвы. К этому времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались произносительные черты, не свойственные московском орфоэпической норме (наиболее четко были выражены особенности произношения в Петербурге - культурном центре и столице России XVIII-XIX вв.).
Произносительная система современного русского литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между одной и другой имеют частный характер (отпали отдельные черты произносительного просторечия, в ряде случаев произошло сближение произношения с написанием, появились новые произносительные варианты). Хотя полной унификации литературного произношения нет, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино, которые служат мощным средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков, проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире: государственных деятелей, лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.
Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.
Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.
Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.
Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:
Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;
Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;
Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;
Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;
Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.
Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.