Индивидуальная гармония. Характеристики гармоничной личности

Невысокое, тонкое деревце стало новым объектом для практики. Я медленным шагом приблизился к нему. Осознавая напряжение мышц и встречный воздушный поток, протянул руку. Глаза закрыты, дыхание спокойное с четким ритмом. Выдох. Мгновение, когда воздух покинул легкие, совпало с моментом соприкосновения с гладкой, слегка прохладной корой дерева. Несколько следующих секунд я не дышал. В ушах появился, совершенно внезапно, глухой, настойчиво требующий внимания, звук работающего сердца. Я отдал себе отчет, что внимание переключилось на сердцебиение и позволил ему оставаться там. Через некоторое время интерес к звуку растворился, и внимание без каких-либо усилий вернулось к фиксации ощущений от контакта с корой. Когда рука скользнула вдоль поверхности дерева, я, синхронно с движением, сделал протяжный вдох. Вместе с воздухом я будто втянул в себя энергию деревца, его жизненную силу. Осязание обострилось, и я почувствовал насыщенную оттенками, бугристую фактуру ствола, несмотря на то что при первом прикосновении дерево казалось абсолютно гладким. Выдох - и я отдаю энергию растению, насыщая его своей волей. Затем опять следовал вдох, и вся последовательность повторялась.

Прошло минут двадцать, а может и больше, трудно сказать точно. Я открыл глаза, и теперь все окружающее предстало передо мной в новом обличии. Я осматривал мир с живым интересом, который был специально создан при помощи «игры». "Я вижу все это в первый и последний раз. Каждая секунда, каждое впечатление бесценно," — обычно я мысленно произносил нечто подобное, чтобы усилить все еще нестабильные, легко теряемые в шуме повседневности, чувства уникальности каждой секунды жизни.

Краем глаза я заметил мерно плывущие облака. Их густые, скроенные словно из белоснежного пуха, тела изредка заслоняли собой солнце. Но сейчас, сквозь прорехи в воздушной броне пробились кроткие лучи света. Они искрились и переливались, ни на миг не оставаясь в покое. Стая каких-то мелких птиц, нежданно возникших из облаков, быстро промчалась, не оставив никакого следа. Завораживающее зрелище.

Я совместил практику созерцания с осязанием. Дыхание поддерживает все тот же ритм: четыре — восемь. Но минут через пятнадцать я почувствовал, что желание ощупывать дерево истощилось, и решил заканчивать упражнение. Снова закрыл глаза, задержал дыхание после полного выдоха. Затем медленно прервал контакт с деревом, фиксируя в этот момент любые, самые тонкие ощущения.

Не успел я отойти и на десять шагов, как меня захлестнуло какое-то необыкновенное чувство. Я внезапно понял или, лучше сказать, - ощутил, что мир совершенен и прекрасен. Осознание этого факта буквально затопило все мое существо теплотой и радостью, наполнило его приятным уютом. Я ощущал, словно природа мой прекрасный, живой дом, созданный специально для меня. Каждому здесь был предназначен свой путь, которым можно было следовать с открытыми глазами, либо неистово его искать, блуждая в потемках эгоистичных желаний. Сейчас я точно знал, что иду в правильном направлении. Через секунду мое тело растворилось, исчезло без остатка, а сознание заполнило собой окружающее пространство. Очень странное и волнующее чувство, тела словно вообще нет. Нет границ между мной и миром вокруг. Не было «я» и «не-я». Все было Я. Позже я понял, что эти приятные, удивительные чувства были первыми ростками пятого круга.

Однажды, прогуливаясь со мной по парку, Старик завел разговор о высших кругах.

— Если человек хоть раз ощутит на себе влияние высших кругов, он уже никогда об этом не забудет. Начинается все с пятого круга, — сказал Старик, присев прямо на траву под ветвистым деревом с густой листвой. — Вот ты, тренируешься, тренируешься, а затем раз — и что-то проникает в тебя. Какое-то чувство, сладкий вкус жизни. Мир начинает меняться. Он становится для тебя так красив, что дыхание захватывает. Притом не важно, что перед глазами: прекрасный пейзаж или горы из мусора. Везде для тебя одного играет волшебная музыка жизни. В такие моменты человек может разговаривать только возвышенным слогом. Он еще не может справиться с переполняющей его радостью и восторгом. Затем, конечно, нужно научиться это скрывать. Ведь другим твое счастье будет как кость в горле. Они будут страдать, видя твою необъяснимую радость. — Учитель прервался и огляделся вокруг.

Я последовал его примеру и осмотрел место, где мы находились. Осмотрел его так, будто от этого зависела моя жизнь — пристально и с огромным интересом. Это тоже была одна из практик созерцания. Прервать какое-то действие, в данном случае разговор, и окинуть взглядом окружающее пространство, одновременно ощущая свое тело.

— Пятый круг — это центр высшей синхронизации. Здесь человек впервые испытывает настоящую любовь ко всему живому. И неживому, — с усмешкой добавил учитель. — Это круг, который позволяет пережить слияние с миром, ощутить его гармоничность и великолепие. Как только в тебе проявятся первые проблески этого круга, ты ощутишь такие приятные и прекрасные переживания, которые ни с чем не спутаешь. Но не буду пускаться в длительные описания, сам скоро поймешь, о чем речь, — сказал Старик и снова осмотрелся.

Я знал, что он периодически осматривается, — специально, чтобы напомнить мне об упражнении. Я снова, повторяя за Стариком, оглядел окружающие предметы и природу. Мы сидели на мягкой зеленой траве. Вокруг нас под порывами теплого ветра покачивались высокие тополя и низенькие березки. Солнце пригревало со стороны спины. Моя тень почти целиком накрывала учителя и тем самым придавала ему немного странный и зловещий вид. Рядом, метрах в двадцати от нас, пролегала асфальтированная дорожка, по которой туда-сюда сновали жители моего родного города. Были и родители с детьми, и угрюмые одиночки, но все-таки чаще встречались небольшие, шумные группки студентов и школьников. Из многочисленных магазинчиков, забегаловок и аттракционов грохотала популярная среди местного населения музыка, которая нас, впрочем, совсем не отвлекала.

— Есть много способов для раскрытия высших кругов. Некоторые применяют сильнодействующие на сознание средства. Кто-то намеренно ставит свою жизнь под угрозу либо истязает тело. Мы же будем действовать по-другому. Все, что нам нужно, — развить баланс низших кругов. Путь этот один из самых сложных и медленных, зато без побочных эффектов, — с ухмылкой заметил Старик. - Первый круг развивается очень простыми упражнениями. Например длительной концентрацией внимания на осязании или на любом другом восприятии. Можно целый день все рассматривать или вслушиваться в окружающие звуки, пытаться почувствовать какие-то запахи или постоянно стремиться ощущать вкус на языке. Раньше мы развивали параллельное внимание, но в этих практиках нужна сильная концентрация. Если смотришь — смотри, все остальное нужно отбросить.

— То есть я могу забыть даже об осознании тела во время этих упражнений? — спросил я, чтобы прояснить все детали.

— Конечно. Но помни, что осознание тела — это, по сути, и есть практика первого круга. Практика осязания. И она является одной из самых важных в нашей работе. Поэтому ты так долго ею и занимался. Пока работай с каждым восприятием отдельно. Сейчас нам требуется не поверхностное, параллельное осознание, а сконцентрированное и, можно сказать, напряженное переживание каждого из чувств. Один день удели все внимание — смотрению. Другой — слушанию и так далее. Твоя задача добиться такого усиленного восприятия, от которого, как я уже говорил, будет захватывать дух.

— Так я должен бросить все остальные практики на это время? — проговорил я тихим голосом и вновь огляделся вокруг.

— Да, — сказал Старик и несколько раз кивнул головой. — Следующие недели три забудь обо всех практиках и сосредоточься на простом восприятии.

После этого разговора прошло десять дней. Я специально выбрался на природу, чтобы поработать с осязанием на свежем воздухе. Хотя можно было тренироваться и в квартире, ощупывая привычные предметы: столы, чашки, стены и тому подобное. Но сегодня я решил попробовать что-то новое и приехал на дачном автобусе в живописное место, недалеко от которого располагался маленький дачный участок моей семьи. Я проделал упражнение по осязанию дерева и пережил нечто невообразимое. В этот день я не стал больше выполнять никаких практик, дабы не спугнуть прекрасное чувство, которое неожиданно наполнило меня.

Прошло уже часа три, как я вернулся в город. Я медленно шагал по знакомым улицам и глядел на все новым взглядом. Состояние всеобщей любви и гармонии так и не проходило. Каждый человек испускал эманации доброты и тепла. Словно любой прохожий — мой старый друг. Воздух был пропитан очарованием и какой-то неуловимой, невидимой магией. Честно говоря, иногда на мгновение во мне возникал страх, что я когда-нибудь вернусь к своему старому восприятию. Несмотря на то, что буквально несколько месяцев назад я был вне себя от радости, осознавая себя. Теперь состояние чистого, безэмоционального состояния было для меня ужасно. Я не мог потерять эту любовь. Я не хотел этого. Но все меняется и ничего не остается неизменным. И уже к вечеру этого волшебного для меня дня чувства будто притихли и скрылись где-то в глубине подсознания. А вскоре, казалось, вообще исчезли, оставив меня наедине с самим собой.

Следующие дни я чувствовал необъяснимое и такое отчаянное одиночество, которого не испытывал никогда. Я мог находиться в шумной компании или в кругу семьи, но ничего не помогало. Одиночество незаметно, словно бледная тень, проникало в меня, а затем падало тяжким грузом, ослабляя и замедляя движения. Я понимал, что это чувство не подвластно эмоциональному контролю. Оно не было низшей эмоцией «круга собаки». В то время я еще не знал, что это за переживание, почему оно появляется и зачем оно вообще нужно. Я уже не бегал за помощью к Старику в подобных случаях и просто тихо страдал в своей комнатке, по большей части не выходя в эти дни из дома.

Когда мы встретились с учителем в следующий раз, я поведал ему о своих странных чувствах.

— Это одиночество — послевкусие от раскрытия пятого круга. Конечно, до окончательного его формирования еще очень далеко, но все, что с тобой приключилось, когда ты ощупывал то дерево, говорит о том, что лед явно тронулся, — с теплой улыбкой произнес Старик. — Дело вот в чем. Когда попадаешь под влияние пятого круга, ты ощущаешь единство со всем миром. Фактически ты остаешься один. Ведь ты и есть весь мир. Но в первые часы ты этого не осознаешь, так как тебя захлестывают сильнейшие волны любви и счастья, — старик ухмыльнулся и закатил глаза, добавляя в разговор веселые нотки. — А вот когда эти чувства стихают, остается осознание, что ты здесь совсем один. Оно настигает человека неожиданно и, как правило, захватывает мгновенно. Проблема усугубляется тем, что в такие моменты чрезвычайно активизируется ложная личность. Человек начинает думать, строить догадки, сожалеть, вспоминать о былых моментах наслаждения. Тем самым только усиливая свои страдания.

Учитель, наверное впервые, положил мне руку на плечо и тихо сказал:

— Нужно просто подождать и одиночество пройдет, уступив место «более приятным» ощущениям.

— А что происходит, когда человек полностью сформировал пятый круг? — высказал я вопрос, который внезапно вспыхнул в уме.

— Много чего хорошего, — быстро ответил Старик. — Во-первых, человек пятого круга постоянно ощущает фоновое чувство любви и счастья. Каждую секунду своей жизни он живет, наслаждаясь. К тому же такой человек находится в гармонии с миром и, соответственно, может легко его изменять, воздействуя в слабых точках. Правда, пятый круг не позволяет этим пользоваться. Ведь если ты постоянно испытываешь удовольствие просто от того, что живешь. Если ты всегда счастлив и тебе ничего не нужно, то зачем что-то менять. Вот и получается, что человек пятого круга может значительно изменить мир, но не пользуется этим, — старик говорил и загибал пальцы.

— Во-вторых, если ты постоянно чувствуешь любовь и радость, что становится нормой при сформированном пятом круге, то получаешь огромную силу и энергию. А энергия нужна для формирования следующих высших кругов. Ну а в-третьих, жизнь человека полностью изменяется в лучшую сторону, влияя на всех окружающих его людей. Таким образом, помогая себе, ты помогаешь и другим. А это очень важный аспект нашего пути, — закончил Старик и принялся пристально разглядывать ближайшее дерево.

Отрывок из книги "Обучение тишиной".

Евгений Трубицин

Баланс между внутренним и внешним – мир с самим собой – стремление каждого человека. Именно эти качества соответствуют определению «гармоничная личность», а также понятию «конгруэнтность».

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» не синонимичны. Личность, нашедшая гармонию, баланс, – это не обязательно гармонично развитая личность.

Второе понятие в каждой культуре и эпохе наполнено своим смыслом, но в общем можно сказать, что оно соответствует физической, нравственной, эстетической и интеллектуальной развитости индивида. Очевидно, что не каждый человек, обретший баланс, развит во всем одинаково. Создание условий гармоничного развития – цель воспитания.

История и значение

«Гармоничными» называют процессы или объекты, находящиеся в соответствии, согласии, создающие приятный эффект. Сам термин «гармония», происходящий от древнегреческих корней и имеющий дословный перевод «связь», «согласованность», сначала употреблялся только в музыке, а затем стал использоваться и в переносном значении – упорядоченности, согласованности в отношениях между любыми объектами.

Что такое гармония в жизни, как она проявляется в общении и в людях? В общем смысле, это согласованность внутреннего и внешнего. Гармоничная личность отличается равновесием в действиях и мыслях, их непротиворечивостью.

Обретение внутренней гармонии – процесс, сопряженный с раскрытием себя, с формированием особого взгляда на мир и людей. Следуя за А. Н. Леонтьевым, стоит признать существование противоречий, внутренней борьбы и у личностей, которых можно охарактеризовать как гармоничных, хотя здесь следует ремарка. А. Н. Леонтьев выделил два понятия:

  • Гармоническая личность.
  • Трагическая личность.

У гармонической личности случаются и моменты противоречивости, борьбы, однако они не захватывают её полностью, не перетягивают акцент на себя. Между тем у трагической личности внутренняя борьба становится единственным компонентом, определяющим все поведение человека.

Гармонический склад обычно формируется еще в детстве, когда ребенок не испытывает сильных стрессов. Психологическая травма ведет к дисгармонии и нарушениям в будущем.

Условия и пути

Гармоничное развитие – оптимальный путь не только для обретения гармонии, но и для раскрытия своего потенциала в полной мере. Но в каких условиях происходит формирование гармонично развитой личности, сложно ответить однозначно.

Для гармоничного развития необходимо обогащение разума и чувства, формирование . Воспитание гармонично развитой личности не должно зацикливаться ни на одной способности индивида, а скорее, охватывать весь его внутренний мир.

Во-первых, у человека уже должна быть сформирована способность к самоконтролю. Иначе он просто не сможет соотносить социальные требования со своими желаниями. Эта способность развивается через подкрепляющие действия (похвалу, награды) значимых взрослых. Подчинение внешним требованиям, умение смирить свои сиюминутные желания – необходимое условие развития.

Относительно самоконтроля можно привести результаты исследований Мишела, а именно известные маршмеллоу-тесты, которые в некотором роде позволили продвинуться в нашем понимании успеха и его критериев. Суть эксперимента заключалась в следующем: ребенка оставляли одного в комнате вместе с зефиркой или конфетой, попросив не есть её определенное количество времени за награду – удвоенную порцию сладости.

Исследователи наблюдали за тем, как ребенок справляется со своим желанием и как долго он способен держаться. В результате тестов те дети, что справлялись с ожиданием, вырастая, имели лучшее качество жизни.

Во-вторых, гармонично развитая личность не может сформироваться без обогащенной среды. Стимулирующим фактором для активности мыслей и чувств выступает разнообразие.

В-третьих, важна самостоятельность и осмысленность. Чем больше вызовов решает человек сам, тем быстрее он развивается и с большей увлеченностью устанавливает связи с миром. В этом случае у него формируется убежденность в том, что он сам несет ответственность за свою судьбу.

Мир в уме

Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:

1. Быть самим собой.

Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.

2. Научиться легко относиться к изменениям.

Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.

3. Отпускать плохое.

То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):

«Проблема имеет решение? – Решайте. — Проблема решения не имеет? — Это не проблема, это факт, который можно только принять и жить с ним».

4. Находить в каждом моменте уникальное.

Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.

В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.

5. Смеяться.

Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.

Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:

  • Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
  • Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
  • Рефлексия – анализ собственных мыслей.

Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.

Мыслители прошлого положили начало гуманистической модели, преобладающей теперь во всех развитых странах. Гармоничное развитие личности, включающее обретение внутренней свободы, стремление к самосовершенствованию и самореализации, является тем состоянием, к которому стоит стремиться для наиболее полной и счастливой жизни. Автор: Екатерина Волкова

Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста» отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом
  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех — оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже.

Какая личность является гармоничной?

Нам думается, что гармоничная личность — это личность, у которой внешняя сторона полностью соответствует внутренней. Как говорит знаменитая Вирджинии Сатир, — конгруэнтный тип.
Иначе говоря, такой человек ведёт себя в соответствии со своими чувствами, то есть, если ему весело, то он искренне улыбается, идёт, расправив плечи, и совсем не похож на ослика Иа.

Такой человек не станет яростно кричать на кого-то: «Я же тебя люблю!», он скажет это ласково и спокойно, а если уж сердится, так и скажет, что сердит. Всё: и жесты, и мимика, и поза, и голос с интонацией — всё у него соответствует тому, что он переживает в данный момент. Например: когда человек заявляет, что всё у него хорошо, то вы скорее ему поверите, когда:
а) он при этом тайком утирает слёзы и забивается в дальний угол комнаты или же
б) комфортно сидит в кресле, с приветливым взглядом и улыбкой?
Конечно же — вариант б)! А про первый вариант Вы можете сказать, что человек, вероятно, не хочет никого «грузить» своими проблемами. И тут мы с Вами не согласимся — если он не хочет, то этой его слезы и понурых плеч никто не увидит. И в расписываемом нами примере в пункте а) действия совершенно не согласованы со словами, иначе говоря, неконгруэнтны.
А ещё гармонично развитый человек не строит никаких ожиданий, и потому он всегда спокоен и готов к любым результатам и последствиям взаимодействия с миром. Он открыт для общения, но всегда выбирает — сам продолжать это общение или закончить: он не будет страдать от невозможности покинуть неприятную компанию только потому, что она нравится кому-то из его друзей или родственников. Иначе говоря, гармоничная личность — это личность зрелая, духовно и психически.

Как достигается гармония жизни

Живите сегодняшним днем . Все самое лучшее и самое интересное происходит сейчас, а не вчера или завтра. Действительность лучше, чем воспоминание или туманная мечта (если плохие воспоминания «убивают»,Техники Модификации Опыта).

Прекратите ругать себя за прежние ошибки и бояться будущих неудач . Однако это не значит, что нужно продолжать «наступать на одни и те же грабли».

Решайте проблемы по мере их поступления . Волна должна подниматься после падения камня в воду, а не наоборот.

Каждый день делайте полезное дело . Это может быть отремонтированный водопроводный кран, забитый в стену гвоздь или проведанный старый родственник.

Станьте добрее и внимательнее к людям . Через других людей вы проявите свою любовь к окружающему, а мир любит добрых, поэтому вам воздастся (как полюбить себя).

Займитесь саморазвитием . Тренируйте мозг и тело. Много читайте хорошей литературы, занимайтесь спортом, придумайте себе хобби.

Чрезмерная работа не менее вредна, чем безделье . Поэтому чередуйте труд с отдыхом.

В нашей жизни нет ничего лишнего. Если вы когда-либо совершили ошибку, достигли чего-либо, встретили кого-либо, значит, так было надо для вас.

  • ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД.

    ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    Его 2 основные проблемы:

    1) хроническое неудовлетворение потребностей,

    2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

    Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

    Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

    На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

    Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…

    Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

    Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

    1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.

    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

    ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

    Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

    Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?

1

В данной статье с учетом проведенного теоретико-методологического анализа научной литературы рассмотрен вопрос гармонии личности как психологического феномена. Понятие гармонии как обобщенного понятия представлено в разных аспектах внешнего и внутреннего пространства личности: физическом, природном, предметном, социальном не как разделенные, а пересекающиеся пространства. Расставлены акценты не на различных элементах личностного пространства, а на множестве его измерений. Показан подход российских психологов к проблеме гармонии и гармонизации личности и её взаимосвязи с проблемой динамики развития и качественных новообразований личности. Показана актуальность изучения гармонии личности; научный анализ природы дисгармонии личности осуществлен в сопоставлении с гармонией. Определена характеристика личностной гармонии как оптимальное совершенство конфигурации личности и ее образа жизни, проявленное как самоосуществление личности; предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности.

внешнее и внутреннее пространство личности

психологическая гармония личности

синергия

интегрированность личности

системная модель психологической организации личности

1. Андреев В.И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. – 2007. – № 2. – С. 3–9.

2. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. – М.: ИП РАН, 1993.

3. Богданчиков С.А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып.7. / под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А. – Ярославль. – Минск: МАПН, ЯрГУ, 2010 – С. 82–87.

4. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре. – М.: Владос, 2005. – 480 с.

6. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1987. – 234с.

7. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром. / О.И. Мотков // Школьный психолог. – 1998. – № 21–22. – С. 28–32.

8. Пазекова Г.Е., Холодова А.Ф., Повлюкова О.В. Духовность как фактор формирования индивидуально – психологического портрета личности // Причинность и экология / под ред. В.П. Гоча. – Турция, Кемер, 2006. – С. 211–213.

Жизнь человека в современных условиях социально-экономического переустройства характеризуется кризисом представлений, духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Обострение противоречий между потребностью реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения, потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации, потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы, неспособностью разрешать свои внутренние конфликты неизбежно приводит к необходимости поиска путей гармонизации внешнего, внутреннего пространства личности и управления саморазвитием личности.

Понятие гармонии как обобщенного понятия необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: существование личности в разных средах - природной, предметной, социальной; пропорциональность внешнего и внутреннего пространства личности; соразмерность соматического (организмического), психического и духовного (ценностно-смыслового) бытия. Гармония - это отношения и связи и в материальном, вещественном мире, и в идеальном, духовном, субъективном мире человека как определенной целостности. В первом случае гармония реализуется в пространстве и времени, во втором - как гармония смыслов, идей, настроений. Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними выступали и выступают предметом психологических исследований (П.К. Анохин, 1975, А.Н. Ануашвили, 2001, В.М. Бехтерев, 1974, А.В. Лурия, 1975, Н.В. Тарабрина, 2008 и др.).

Стремясь определить суть происходящего в современном мире, мы выбираем в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный), мир духовный (метаиндивидный, ценностно-смысловой).

Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности - это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении отражается внутренняя жизнь личности. Именно по этой причине мы говорим не о различных элементах личностного пространства, но о множестве его измерений.

З. Фрейд и другие ученые (Фрейд, 1909, Фромм, 1958) считали основой удовольствия чувство, сопровождающее снятие болезненного напряжения. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении голода, жажды, сна, сексуальном удовлетворении ощущается субъективно как желание, и если какое-то время эти желания остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается как удовольствие, удовлетворение. Существуют удовольствия, получаемые в результате снятия психического напряжения. Эти желания схожи с нормальными физиологическими потребностями, поскольку и те и другие происходят из некоего дефицита, нехватки чего-то.

Но кроме «сферы дефицита» существует, по выражению Э. Фромма, «сфера излишка» - феномен, присущий исключительно человеку. Это сфера внутренней деятельности, которая возможна лишь при условии, что человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и действовать только с целью снятия болезненного напряжения. Излишек энергии, как пишет Э. Фромм, человек расходует на достижение чего-то большего, чем простое выживание. На этом основании Э. Фромм делает различия между удовлетворением, радостью и счастьем.

Таким образом, очерчивая внешнее пространство, социальное не обостряет противоречие природного и духовного, а определяет способы гармонии противоположностей, устанавливая синергию трех форм бытия человека: природной, социальной и духовной.

Проблема гармонии и гармонизации личности неразрывно связаны с проблемой динамики развития личности, ее качественных новообразований. В отечественной психологии причины развития личности связаны с представлением о функциональной тенденции как источнике развития.

В.Г. Асеев предполагает, что условием инициации развития является наличие неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источники развития личности. Эта резервная зона формируется в результате противоречия между сложившимися у человека функциональными возможностями, способностями и содержанием его деятельности .

В.А. Петровским вводится понятие о «надситуативной активности» как источнике зарождения новой деятельности личности. Человеку присуща явно неадекватная по своей природе тенденция постановки сверхзадач. Возникающие противоречия между уже сложившимися установками и «надситуативной активностью» выступают в качестве одного из механизмов развития личности .

Структура личности, по В.Н. Мясищеву, это соотношение «содержательных тенденций», реализованных в различных видах деятельности . Присущая человеку активность может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру.

Л.И. Анцыферова определяет личностную, высшую форму саморегуляции как процесс созидания себя. В психологическом плане изменение личности предполагает: личностное новообразование, перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей, поддержание целостности, стабильности образа «Я», качественное преобразование понимания своей сущности. Развитие личности рассматривается через становление, рост психологических функциональных систем, ментальных образований, доминант, акцентуаций, новообразований и др. .

Поиск внутренних механизмов регуляции человеческого поведения в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе - ветвь актуальных научных психологических исследований (Е.Н. Киселева, В.И. Моросанова, Н.В. Тарабрина, О.В. Ольвинская, А.А. Милтс, О.И. Мотков и др.).

С точки зрения неопсихоанализа здоровая, нормально развивающаяся личность характеризуется движением роста, в то время как дезадаптированная личность характеризуется синдромом распада . В реальности личность балансирует между этими тенденциями, стремясь выработать оптимальный в данных общественно-исторических условиях способ самовоспроизводства (автопоэзис) и приходит в антагонистическое противоречие со своей сущностью, испытывает дистресс самоотчуждения, сопровождающий синдром распада, или, если она пытается не изменять своей истинной природе, входит в конфликт с социально одобренным способом существования и также испытывает дистресс социального отчуждения.

Карен Хорни рассматривала блокировку реализации личностного потенциала как важнейший фактор образования невротического конфликта, где наиболее распространенные и значимые формы неврозов - невроз привязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); невроз покорности (автоматический конформизм); невроизоляция (бегство от общества).

Таким образом, психологическая гармония понимается нами как оптимальная соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни. Она выражается в оптимальной психологической организации и функционировании индивида, является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни - с наличием своего творческого дела, с функционально разнообразным образом жизни, с достаточным самопринятием и принятием в целом окружающего природного и социального мира. При этом важно понять, что человеческая гармония - не абсолютное, а оптимальное совершенство, предполагающее наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности. В связи с вышеуказанными постулатами мы считаем, что личностная гармония - реально достижимый в жизни идеал оптимальной конфигурации личности и ее образа жизни, проявленный как самоосуществление личности.

Тогда гармонизация личности - это процесс личностного развития, направленный на достижение психологической гармонии. К понятию «личностная гармония» приближаются понятия саморегуляции, саморазвития и самоактуализации. Однако последние не исключают однобокости, односторонности в самоизменении личности и всего живого организма. Тогда как гармонизация - это всегда стремление к увеличению целостности, полноты своего отношения и самопроявлений, стремление к их разносторонности и всеобщности, что, конечно, может сочетаться с образованием определенной временной иерархии предпочтений в отношениях и делах . Растущая постепенно гармония личности (спонтанная и произвольная) ведет к универсализации выражения ее потенциала и возможностей психики и организма в целом в переживаниях и поведении, к расширению рамок успешной адаптации отдельной личности и вида. Это творческий и никогда не завершающийся процесс поиска и достижения личностью самоосуществления.

Наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи (У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, П.В. Симонов и др.). Потребность в более гармоничном отношении к себе и миру и в более гармоничном функционировании является таким же базовым, фундаментальным стремлением организма, как и другие составляющие ядра личности. При этом психологическая гармония предполагает наличие у личности внутреннего компромисса и оптимального сочетания между стремлением к личной самореализации и стремлением к сотрудничеству с другими людьми .

Таким образом, существует множество эталонов для оценки личности. На основе системного подхода к разработанным в психологической науке парадигмам, моделям о развитии личности могут быть сформулированы способы ее гармонического сочетания с окружающим миром.

Мы рассматриваем гармонию личности в рамках целостного, системного подходов как психологическую норму живой системы, имеющую подсистемы: «человек - среда» как внешнее пространство и «человек - человек» как внутреннее пространство личности.

Процесс гармонизации личности обеспечивается необходимым взаимодействием функции психического отражения и психического регулирования. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, получаемой в процессе отражения. Функцию отражения, как известно, выполняет сознание, функция регулирования осуществляется посредством деятельности, проявляющейся в поведении. Таким образом, взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность, интегрированность, единство внутреннего и внешнего пространства личности.

Структурный подход позволяет изучить состав компонентов личностной гармонии и отношения между компонентами. Целостный подход, кроме того, рассматривает отношения между компонентами и целым, примером чего могут служить отношения повторяемости, уравновешенности и единства в гармоничном целом (рис. 1, 2).

Другим аспектом понятия «гармонии» как системы является отношение. В содержание отношения входят оценка и действие.

Исследования и анализ литературы позволили выделить две группы общих критериев - признаков психологической гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:

1) экологичные отношения с собой и окружающим миром. Выражается как положительная Я-концепция и конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми, а также чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах;

2) полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие индивида, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах.

Системные модели психологической гармонии личности

Рис. 1. Модель ЖС «личность»

Рис. 2. Трехкомпонентная модель внутреннего пространства личности

Таким образом, личность - феномен одновременно индивидуального, социального и духовного бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. При этом следует отметить, что вопросы особенностей ценностно-смысловой сферы личности и ее влияния на гармоничность личности предметом психологического исследования до сих пор не являлись, и настоящее исследование нацелено на расширение психологических характеристик гармонии личности и выделение ее наиболее существенных особенностей.

Рецензенты:

Балыкин М.В., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;

Синягина Н.Ю., д.псх.н., профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 10.04.2015.

Библиографическая ссылка

Пазекова Г.Е., Пазеков Е.В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ ЛИЧНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-15. – С. 3399-3403;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37794 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Личностная психокоррекция предусматривает гармонизацию личности, которая охватывает, в частности, нивелирование внутренних зажимов и препятствий относительно овладения специальности практического психолога.
Э. Шостром указывает на важность помощи субъекту в развитии творческой и открытой личности.
Это развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, поэтому важным в психотерапевтическом процессе является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Человек заболевает, когда нет условий для ее развития, происходит задержка нормального процесса психологического становления. Разновидности проблем, отягощающих индивида, могут соответствовать или его реальном возрастном уровню, или более раннему периоду развития, если не произошло его преодоления должным образом... Если проблемы оказались слишком опасными или слишком сложными для решения, он либо останавливается в своем развитии, или наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал »
Такой человек оказывается неспособным к психологического роста, которое, по мнению А. Адлера, заключается в движении от центрированости на себе к кооперации с другими людьми и конструктивного овладения социально полезными навыками, развивающие потенциал субъекта и является показателем психологического здоровья.
Если обратимся к классическим исследований психоаналитического направления, то в З. Фрейда находим рассуждения о том, что профессия психоаналитика призвана осуществлять лечебно-педагогическое воздействие на субъекта. Это влияние предполагает преодоление психологических сопротивлений, является существенной частью аналитического лечения. Поэтому ни психоаналитик не продвинется в своей работе, если не преодолеет собственных комплексов и внутреннего сопротивления. К. Г. Юнг, развивая собственную теорию, замечал, что люди с неуравновешенной психикой часто хотят стать психиатрами, потому что такая деятельность дает возможность видеть других хуже себя, избавляться от комплекса неполноценности. Следовательно, психотерапевт может оказать профессиональную помощь другим людям, лишь преодолев собственные психологические трудности. Необходимость прохождения психоаналитиком курса психоаналитической терапии отмечал австрийский психоаналитик Ральф Р. Гринсон. Он замечал, что профессиональное мастерство охватывает способность познавать собственно бессознательное, а также предусматривает степень разрешимость внутренних конфликтов самого психоаналитика. Овладение навыками соотнесения сознательных мыслей, чувств, поведения с бессознательными аспектами психики, которые уже опознаны психоаналитиком, развитие и использование собственной интуиции, рефлексия личного жизненного опыта в сочетании с регулярным посещением терапевтических сессий позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности. При таких условиях достигается личностная открытость: «аналитик должен принимать незнакомое, странное и эксцентричное в пациенту с открытым умом, а не с тревогой или отвращением, иметь свободный и гибкий образ« Я »и долю дружественного скептицизму. Прежде всего он должен иметь жизненный интерес к людям, их образа жизни, эмоций, фантазий и мыслей... ». В. Франкл отмечал, что решение человеком внутренних психологических проблем ведет к осознанию уникальности, индивидуальной неповторимости и ответственности за содержание и смысл собственной жизни.

Сущность гармонического развития человека раскрыто в исследованиях гуманистического направления. Если психоаналитики изучали преимущественно симптоматические проявления невротических субъектов и особенности их бессознательной сферы, то исследователи экзистенциально-гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Ассаджоли, К. Роджерс) обратились к изучению психологически благополучных лиц, имеющих способность чувствовать счастье, удовольствие от процесса творческой самореализации, развития собственных ресурсов и потенциала. Э. Фромм называет одной из основных задач психоаналитической терапии выявления регрессивных тенденций психики для усиления любви к жизни, познание человеком своей природной сущности и открытие потенциала, существующего на латентном уровне. Согласно его гуманистической этики, цель развития зрелой личности - быть самим собой, а условие достижения этого - быть «человеком для себя», которая реализует свой жизненный интерес. Это не значит эгоистического и сугубо потребительского отношения к окружающей действительности, прежде всего это отсутствие равнодушия к собственному «Я» (следовательно, и к другим людям) и знание его истинных потребностей, принятие ответственности за свое существование и поведение. Такая позиция приводит достижения высшей степени «человечности» - состояния плодовитости, реализации возможностей, активизации потенциальных сил людини1. Социально успешный человек является психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способная создать или «оживить» внешний и внутренний мир благодаря спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективное и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкций. Если предприятие находится в плену деструктивности, то им «двигают ненависть, злость, ревность, зависть, иррациональные поезда», он «находится в полной зависимости от них и полностью покорен им». Поведение тогда не является свободной и умеренной, а противоречит собственному разуму, интересам субъекта, который незаметно для себя подавляет свою сущность, становится все жестче и подчиняется вредным стереотипам. Психологическая зрелость предполагает освобождение от стереотипности поведения и деструкций и неравнодушие к природе собственного «Я». Она дает возможность принимать и любить себя (без себялюбия и эгоизма), формировать гуманистические ценности и доверять им. Зрелая личность не ставит целью эксплуатацию другого человека, она способна воспринимать рациональную критику, идти на риск обнаружения собственной некомпетентности, быть ответственной и адаптированной относительно окружения с сохранением незыблемых свойств характера. Она умеет быть счастливой, обогащать мир своей энергией; сочетает в себе репродуктивную и творческую функции, взаимодействие которых создает благодатную характер; видит другого таким, какой он есть, уважает его индивидуальность и уникальность; умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу; верит в естественный положительный потенциал человека.

Исследователь-гуманист А. Маслоу отмечает, что вместо приближения к самоактуализации , раскрытие собственного потенциала люди часто предают себя, находясь в сплошном застое, регрессе «только от страха перед смертью, а не во имя развития». Переживанию тревоги, отчаяния, тоски, неумение радоваться жизни, неизменные чувства вины и пустоты, несамостоятельности уничтожают творческий потенциал. Человеку трудно преодолеть привычный образ жизни: «То, что сначала наполняет радости, потом может уже огорчать, ее импульсы, желания и удовольствия становятся для него плохими советчиками в жизни. Она вынуждена не доверять импульсам и удовольствием, бояться их, потому что они «сбивают его с пути». В результате лицо обречена стать жертвой конфликта, расстройства, нерешительности; коротко говоря, она становится «ареной гражданской войны».
Личность, способная к самоактуализации, является психологически здоровой .
Такие люди удовлетворяют базовые потребности (поскольку признают и принимают их), способные стремиться к высшим потребностям в самоактуализации, склоняются к ценностям темпами развития, чем регресса; характеризуются адекватной спонтанной реакцией в любых жизненных ситуациях, способностью делать правильный жизненный выбор; толерантны к разочарованиям и страданий, умеют рефлексировать в ситуации неудач, разграничивать психическую и объективную реальность; бескорыстно узнают других людей и мир; способны к здоровому развитию, предусматривающий формирование адекватной «системы координат», ценностей. Человек, находящийся на уровне самоактуализации, способная решать противоречия и внутренние конфликты (например, творческий зов и профессия сливаются в единое целое), она приобретает определенную автономности, разграничивая собственное «Я» и «Я» других людей; обладает способностью к эстетическому восприятия мира. Самоактуализации требует умения отказаться от детского желания центрации на себе всего мира и принять зрелую позицию осознание того, что ресурсы и возможности человека заложены в ней самой, взять на себя ответственность за их реализацию, интегрируя объективную и психическую реальность. Процесс самоактуализации характеризуется субъективным ощущением удовлетворенности жизнью, ценности эмоциональных переживаний и внутренней жизни.
Итальянский психоаналитик Р. Ассаджоли, анализируя достижения предыдущих исследователей (3. Фрейда, К. Юнга и др.) в теории психосинтеза, отмечает развития целостной и гармоничной личности в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов. Он считает, что незнание и непонимание себя нивелирует способность управлять собой, вызывает у человека самоощущение «единого целого» и одновременно «внутренней разобщенности». Познавая собственную бессознательную сферу с ее конфликтами, противоречиями, страхом, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страха, слабости, чувства вины и взять контроль над собой. Через познание бессознательной сфере происходит осознание центра личности - истинного «Я», высвобождение психической энергии, которая может быть направлена на перестройку, обновление личности. Этот путь, по мнению исследователя, предусматривает формирование представления о новой личность, которая соотносится с развитием и жизнью каждого конкретного субъекта. Такая трансформация требует напряжения душевных сил и проходит критические стадии, связанные с регрессом и даже деструктивными поведенческими проявлениями, характеризующие процесс объединения частей дезинтегрованных личности. Высокая степень самопонимания, представление о настоящей сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, превращению и сублимации энергии бессознательной сферы, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия к себе, самостоятельности.
К. Роджерс в своей теории клиент-центрированной психотерапии отмечал необходимость помочь субъекту раскрыть и реализовать потенциал, который является врожденным стремлением к самореализации. Поэтому важной является практика эмпатийных отношений, заботы и искреннего психологического климата, обуславливающей глубокие личностного изменения: субъект приближается к собственному идеалу «Я», его психика становится целостной, открываются возможности приобретения нового опыта и овладения приемлемых форм поведения.
Как видим, указанные выше характеристики успешной, самоактуализированных, обновленной личности подобны показателей психического здоровья, благополучия, на достижение которого направлена и на котором основывается личностная психокоррекция. Предполагается учета объективных характеристик психологического здоровья и субъективных индивидуально неповторимых аспектов, которые являются положительными, полезными, развивающими для конкретного лица. Как видно из рассматриваемых исследований, конструктивные изменения личности предполагают ее выход за пределы определенной «усереднености» в реализации потребностей развития творческого потенциала, а не только достижение психологического благополучия. Так, Р. Ассаджоли сосредоточивает внимание на том, что невротические субъекты стремятся приблизиться к «норме», приобрести оптимального психического состояния равновесия, не выделяться деструктивностью зпомиж других людей. Обновленная личность преодолевает этот этап и движется в направлении самореализации.
Согласно психодинамической теории психическая энергия, высвобождаемая путем познания бессознательного, может быть направлена на профессиональную самореализацию. Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, которая переходит в самокоррекции, обеспечивает психологу прозрачность профессионального взаимодействия: внутренний мир другого человека становится для него понятным, появляется возможность ценить текучесть момента, владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийное чувство эмоционального настроения человека. При этом нивелируется стереотипный подход к субъекту, что дает возможность корректировать его поведение в зависимости от индивидуально-неповторимых свойств психики. К тому же психолог обладает феноменом дистанции, может при необходимости сокращать или увеличивать ее, сохраняя оптимальные отношения с другими людьми на протяжении длительного времени.
В связи с этим возникает вопрос об определении критериев личностной откорректированности, которые не противоречили бы гуманистической ориентации развития индивидуальности, реализации потенциала каждой личности, однако открывали бы перед будущим психологом пути личностного роста. Они могут дать некоторое представление о «идеальную» модель практического психолога и психологически благополучной личности в целом.

Характеристики откорректированной личности, если их обобщить, не указывают на необходимость формирования личности «усредненной», не предусматривают определение степени психологической «завершенности», совершенства как границы личностного роста, однако могут служить ориентиром будущим практическим психологам в понимании сущности личностной откорректированности.
К таким общим характеристикам относятся:
1) глубинное познание собственной бессознательной сферы и личностных характеристик, принятие истинных потребностей и возможностей, понимание природы «Я»;
2) принятие мира и других людей такими, какие они есть, знание потребностей и возможностей людей, способность децентровать внимание и понимать интересы других;
3) формирование системы гуманистических ценностей, которая не противоречит индивидуальной неповторимости собственной психики и способствует творческой реализации в социуме;
4) достижение состояния психологической зрелости, предполагает способность брать на себя ответственность за собственные поступки, жизненную и профессиональную самореализацию,
5) интеграция и гармонизация рационального и эмоционального аспектов личности, открытость к приобретению нового опыта и познавательного его обработки;
6) склонность к объединению психической и объективной реальности, минимизация отступлений от реальности и искажений,
7) умение абстрагироваться от эмоций, чувство психологической слабости и превращать себя в объект исследования для самопознания и самокоррекции;
8) способность сублимировать психическую энергию в общественно полезный труд и умение испытывать удовольствие от процесса самореализации;
9) умение овладевать профессиональными знаниями в их целостности и взаимосвязях;
10) способность к конструктивному сотрудничеству и партнерских отношений с людьми при сохранении личной независимости и самоуважения;
11) комфортное самоощущение в ситуациях общения и профессионального взаимодействия в рамках психологической защищенности;
12) понимание собственного вклада в ситуацию общения;
13) выраженное чувство благодарности другим людям.

Личностная откорректированность - это не состояние совершенства, это процесс работы над собой, прежде всего - это обретение способности к децентрации внимания и самоанализа как анализа проблем других людей, гуманистическая настроенность, способность к самореализации. С точки зрения практической психологии, откорректированность предполагает понимание собственных защитных тенденций, осознание отступлений от реальности под влиянием болезненных точек «Я».