Индия после 2 мировой войны кратко. Завоевание Индией независимости

В 1947 году наступил конец английскому правлению в Индии. В августе 1947 года страна была поделена на две части по религиозному признаку: на Индию, большую часть которой населяют индусы, и на Пакистан, население которого исповедует ислам. На севере дия полуострова Индостан, в Кашмире, который был передан Индии, хотя здесь живут мусульмане, в результате этого:

  1. Между Индией и Пакистаном возник территориальный спор. Начиная с 1948 года несколько раз происходили военные столкновения (1965, 1987, 1988, 1997 гг.) за овладение княжеством Кашмир. При этом Индия опиралась на помощь СССР.
  2. В свою очередь, Пакистан раскололся на Восточный и Западный Пакистан. В 1971 году в Восточном Па­кистане развернулось широкое движение за автономию. При вмешательстве индийских войск было образовано независимое государство Бангладеш. В 1974 году Пакистан признал суверенитет Бангладеша.

В 1950 году Индия была объявлена республикой. По конституции она стала федеративной, а по форме правления — парламентской республикой. Основные принципы внутренней и внешней политики Индии подготовил Дж. Неру. Основу «курса Неру» составили:

Индийскую Республику называют «самой большой демократией мира». Она многонациональна, поликонфессиональна, с большим количеством неграмотного сельского населения. Несмотря на то, что большая часть населения живет ниже уровня бедности, Индия уделяет большое внимание вооружению, и индийский ракетоноситель даже вывел на космическую орбиту спутник связи. С 90-х годов Индия производит тактические и баллистические ракеты.

Первая мировая война

Независимое развитие Индии

Мощный подъем национально-освободительного движения в Индии после окончания Второй мировой войны заставил англичан предоставить ей независимость. В 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984) и его внук Раджив Ганди (1984-1989). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.

Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В 80-90-е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

Развитие Индии и Паки­стана. После окончания Второй мировой войны Индия пережи­вала подъем национально-освободительного движения. Англий­ские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, со­четая методы его жестокого подавления выступлений с уступ­ками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других мень­шинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Централь­ное законодательное собрание по религиозным куриям, что обо­стрило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала тре­бования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддер­жала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противо­стояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в прави­тельство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в от­вет запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекину­лись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о на­мерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Паки­стан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они всту­пят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые усло­вия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвине­ния в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ган­ди был убит членом одной из религиозных индуистских органи­заций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусуль­манской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провоз­гласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни нацио­нальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная про­мышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Каш­мир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индий­ские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангла­деш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех вы­борах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные со­циальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стра­не начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в бло­ках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра пере­шел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, та­милы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял моно­полию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парла­мент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна неста­бильность. Большую роль в стране играла армия, часто совер­шавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны раз­вивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атом­ное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населе­ния продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни обще­ства.

Развитие Китая в 50 - 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Ки­тайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство со­циализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Ки­тай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые тем­пы развития. Начался «большой скачок», представлявший со­бой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда - и десять тысяч лет счастья». В результа­те в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда пар­тийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 - 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» - красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обостри­лись отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооружен­ные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы поли­тики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, по­страдавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматри­вала преобразования в области промышленности, сельского хо­зяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 - 90-х гг. в Китае под ру­ководством компартии проводились серьезные реформы, рази­тельно преобразившие облик страны. Реформы начались с сель­ского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась са­мостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экс­пансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производ­ства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельства­ми достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого ки­тайского космического корабля с космонавтом на борту и раз­работка планов полета на Луну. По уровню экономического по­тенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду по­казателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы на­глядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пе­кине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по ли­берализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строитель­стве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Ки­таю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дру­жественные отношения установились у Китая с Россией, други­ми постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

    Как была создана Китайская Народная Республика? В чем со­стояли особенности развития Китая в 50-70-е гг.?

    Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Ки­тае в конце XX - начале XXI в.?

    Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состоя­ли различия?

  1. 1. В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, поз- волившая британскому парламенту принять Закон о независимости Ин- дии, который вступил в силу 15 ав- густа 1947. В этом документе изла- гались принципы раздела, согласно ко- торым ряду областей предоставля- лась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Па- кистан и декларировалось право каж- дого из этих доминионов на само- управление с правом выхода из Содру- жества. Прекращался также сюзе- ренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними догово- ров. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Запад- ной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.
  2. 2. Сразу после обретения незави- симости в Индии было сформи- ровано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедент- ные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происхо- дило массовое переселение мусуль- ман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столк- новениям добавились экономиче- ские и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были пере- резаны государственными грани- цами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управле- ния страной и безопасности граж- дан. 30 января 1948, когда нару- шения общественного порядка пош- ли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.
  3. 3. Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в сос- тав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего боль- шинства малых княжеств не вызва- ла осложнений. Но мусульманинни- зам, стоявший во главе самого бо- гатого и многонаселенного княже- ства Хайдарабад, где численно пре- обладали индусы, заявил о своем желании править независимой суве- ренной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индий- ские войска, и под давлением цент- рального индийского правитель- ства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.
  4. 4. Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преиму- щественно мусульманским населени- ем, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его при- соединения. В октябре 1947 около 5000 вооруженных мусульман всту- пили в пределы Кашмира. Остро нуж- давшийся в помощи магараджа под- писал документ о включении кня- жества в состав Индии. Индия обви- нила пакистанскую сторону в агрес- сии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения ог- ня по ее состоянию на 1 января 1949. 17 ноября 1956 Учредительным соб- ранием Кашмира была принята Кон- ституция, в соответствии с кото- рой штат Джамму и Кашмир объяв- лялся составной частью Индии.
  5. 5. Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспан- сией, американцы заключили военный союз с Пакистаном. Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. Индий- ско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгово- го договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на огра- ничение влияния США в Афро-Азиат- ском регионе.
  6. 6. 26 января 1950 Индия была провоз- глашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигну- тые успехи за время независимого раз- вития страны. Относительно прос- тая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений боль- шинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осущест- вления реформ. При Дж. Неру, кото- рый был также главой плановой ко- миссии, были осуществлены три пя- тилетних плана. Промышленная поли- тика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в ведущих отраслях допускалась только госу- дарственная собственность. Это правило коснулось предприятий обо- ронной промышленности, черной ме- таллургии, тяжелого машинострое- ния, добычи полезных ископаемых и др.
  7. 7. Курс на стимулирование развития промышленности сочеталась с поли- тикой осторожных реформ в аграр- ном секторе. Плановая комиссия нас- тоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать за- щиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки аренд- ной платы, установить «потолок» для площади индивидуальных земле- владений и реорганизовать на коопе- ративной основе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном буду- щем, возможно, и агропроизводство. С 1953 началась реализация програм- мы общинного развития, ставившей, в частности, задачу организации се- ти учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйст- венного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов.
  8. 8. Правительство откладывало дости- жение компромисса в вопросе о ре- организации территориально-адми- нистративного деления на лингвис- тической основе, а когда в 1956 на базе доминирующих языков были об- разованы 14 штатов, проявилось не- довольство других этнических общин. В 1960 серьезные волнения в штате Бомбей заставили центральные влас- ти пойти навстречу требованиям о его разделении на два новых штата – Гуджарат и Махараштру. Сикхам уда- лось добиться успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен на штат Пен- джаб, в котором сикхи составили большинство, и штат Харьяна с пре- имущественно индусским населением. Еще резче встала этническая проб- лема в северо-восточной пограничной полосе, где некоторые местные пле- мена требовали независимости и поднимали с этой целью вооруженные восстания.
  9. 9. Компромисс с ведущими кастами серь- езно ограничил возможности прави- тельства в проведении социальных преобразований в деревне. Законы об аграрной реформе, получившие одоб- рение в штатах, содержали значи- тельные пробелы, позволявшие, с од- ной стороны, вгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положе- ние о верхнем пределе площади земле- владений. Медленное развертывание преобразований обусловило хрониче- скую нехватку аграрной продукции, по- вышение цен на продовольствие и сок- ращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финан- совый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК.
  10. 10. Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после втор- жения китайских войск на терри- торию Северо-Восточного погранич- ного агентства и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспе- чить связи между Синьцзян-Уйгур- ским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заста- вить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Каш- мире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площа- дью 37,5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обра- титься за военной помощью к США. Ладакх
  11. 11. Пришедший на смену Неру в качестве премьер-министра Шастри был выд- винут на этот пост группой партий- ных лидеров под названием «синди- кат», которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. В 1965 эксперты Всемирного банка обусловили предоставление финан- совой помощи проведением комплекса экономических реформ. За полтора го- да пребывания на посту премьер-ми- нистра Шастри принял решения о переориентации главного потока госу- дарственных инвестиций с тяжелой индустрии на сельское хозяйство; ак- цент на интенсивное земледелие и мелиорацию; стимулирование с по- мощью системы цен и выделения суб- сидий деревенским хозяйствам, спо- собным модернизировать производ- ство; повышение роли частных и иностранных инвестиций в промыш- ленности. Экономика стала особенно зависимой от финансовых поступ- лений из-за рубежа, когда на страну легло дополнительное бремя военных расходов во время второй войны с Па- кистаном в 1965.
  12. 12. Потери, понесенные ИНК на парла- ментских выборах в 1967, не лишили его победы с небольшим перевесом на общенациональном уровне, но приве- ли к поражению в 8 штатах. В шта- тах Керала и Западная Бенгалия ИНК был отстранен от власти коалицией во главе с Коммунистической партией Индии. В обоих штатах левые прави- тельства ограничили деятельность полиции, и там развернулись выступ- ления арендаторов и сельскохозяйст- венного пролетариата против поме- щиков и фабричных рабочих – против руководства предприятий. Револю- ционно настроенные коммунисты поддерживали вооруженные кресть- янские бунты в нескольких штатах, где действовала КПИ. В конце 1960-х годов они организовали выступления малых народов в штате Андхра-Пра- деша и членов зарегистрированных племен и каст в Западной Бенгалии, которые были подавлены армией.
  13. 13. Следующий премьер-министр страны Индира Ганди не могла более пола- гаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной моло- дежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации крупней- ших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентирован- ной на помощь бедным слоям населе- ния. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих по- зициях в Южно-азиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстри- ровавшие возросшую военную мощь страны.
  14. 14. В 1971 правительство восстановило право парламента вносить изменения в Конституцию, отмененное в 1967 постановлением Верховного суда. В принятой 26-й поправке указывалось, что любой закон должен соответ- ствовать основополагающим стать- ям Конституции, исходящим из прин- ципов социальной и экономической справедливости. Когда в апреле 1973 поправка была отвергнута Верховным судом, правительство сместило трех самых старых судей, голосовавших против нее, и назначило председате- лем суда одного из его членов, кото- рый высказался за принятие поправки. Лидеры всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели в этом акте угрозу установления авторитарного режи- ма. Лидером оппозиции стал Дж. Нара- ян, старейший последователь Махат- мы Ганди. Нараян развернул агита- ционную кампанию в Гуджарате, кото- рая привела в январе 1974 к отставке министров и роспуску законодатель- ного собрания штата. Столь же энер- гичная кампания была проведена в Би- харе.
  15. 15. Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положе- ние, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната, представлявшая собой блок оппози- ционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвы- чайном положении. Однако вскоре пра- вительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава М. Де- саи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парла- ментских выборах Ганди вновь пришла к власти.
  16. 16. Участие электората в выборах 1980 сократилось примерно до 55% при уве- личении числа конфликтов во время избирательной кампании. В Западной Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала КПИ. Центральное прави- тельство столкнулось с возрожде- нием сепаратистских движений на северо-востоке, с рядом религиозно- общинных волнений в Уттар-Прадеше. Во всех случаях для наведения порядка пришлось прибегать к военной силе. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен его привер- женцев, укрывшихся в храме. Реши- тельная акция Ганди была с одобре- нием встречена в других частях Ин- дии, но восстановила против премье- ра сикхов. 31 октября 1984 И. Ганди была убита двумя своими охранника- ми-сикхами. На посту главы прави- тельства и в качестве лидера ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убеди- тельную победу.
  17. 17. На выборах 1989 партии, высту- пившие против ИНК (И), объединились вокруг бывшего министра финансов В.П.Сингха, который затем возглавил правительство меньшинства. Прави- тельство Сингха опиралось на создан- ную в 1988 партию Джаната дал и поддерживалось индусской национа- листической Бхаратия джаната пар- ти (БДП) и двумя коммунистическими партиями. Коалиция распалась в нояб- ре 1990, когда из нее вышла БДП. Сле- дующее правительство Чандра Секха- ра ушло в отставку четырьмя месяца- ми позже, поскольку ИНК (И) не одоб- рил проект государственного бюдже- та.
  18. 18. Раджив Ганди погиб от бомбы, бро- шенной ланкийским террористом- тамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на се- вер Шри-Ланки в 1987 для проти- водействия тамильским сепаратис- там. Новый премьер-министр Нара- симха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Ме- нее успешной была деятельность пра- вительства Рао по предотвращению межобщинных столкновений, возник- ших после разрушения ортодоксальны- ми индусами мечети в Уттар-Праде- ше в декабре 1992.
  19. 19. Выборы в апреле-мае 1996 привели к распределению мест в парламенте между тремя главными фракциями: ИНК (136 депутатских мандатов), БДП (160) и коалицией левой ориентации, получившей название Объединенный фронт (111 мандатов). После того как БДП отказалась войти в правитель- ство большинства, новый премьер-ми- нистр Х.Д.Деве Говда привлек к учас- тию в нем ИНК. Основу правитель- ства составили представители регио- нальных и левых партий.
  20. 20. В апреле 1997 ИНК отказался поддер- живать коалицию, возглавляемую Гов- дой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утверж- денный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерали- зацию экономики и рост экономиче- ских показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отстав- ку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коали- ция, состоящая из 18 партий, в кото- рой лидирующее положение занимала БДП.
  21. 21. Главной задачей нового премьер- министра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правитель- ства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кри- зис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Ин- дийского национального конгресса, большинство в парламенте получил Национальный демократический аль- янс, возглавляемый БДП. Премьер-ми- нистром вновь стал Ваджпаи. Прове- денные Индией ядерные испытания ос- ложнили ее отношения с большин- ством государств мира. В современ- ной неустойчивой обстановке факто- ром стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран пред- ставитель бывшей касты «неприка- саемых» Кочерил Раман Нараянан, ра- нее занимавший пост вице-прези- дента при Ш.Д.Шарме, который при- надлежал к касте брахманов.

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.
15 августа 1947 года Индия получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, Выделение части индийских территорий в отдельное государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт.

Приход к власти так называемой национальной буржуазии в Индии способствовал выработке политической линии на развитие независимой национальной экономики, становлению демократических форм национальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 (вступила в действие в 1950 г.) г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов.

Джавахарлал Неру (14 ноября 1889 -27 мая 1964) - один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа1947. Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Он принимал экономическую помощь от СССР, выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования, на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения.

Двумя любимыми проектами Неру были: установление азиатской идентичности и неприсоединение.

В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

1975г- На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)

2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст

3. Отмена приданого

4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)

5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

1. Отступает от гандийского социализма

2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора

3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

1990-е – резкий рост и модернизация экономики

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса премьером становится индус - Манмохан Сингх.

Индия характеризуется высокими темпами экономического развития, растущим удельным весом в мировой экономике и большим авторитетом на мировой политической арене.

Занимая 7-е место в мире по территории, по численности населения Индия уступает только Китаю. Учитывая высокий прирост населения (1,5-2% в год), можно прогнозировать, что по этому показателю Индия способна обогнать Китай.

в рейтинге Всемирного банка страна занимает 12-е место, несколько уступая Бразилии. При расчете ВВП по паритету покупательной способности, по данным Международного банка реконструкции и развития, в 2006 г. Индия заняла 5-е место в списке крупнейших экономик мира после США, Китая, Японии и Германии.

Индии удалось нормализовать политические и экономические отношения с Китаем и Пакистаном. Конфликты, существовавшие между Индией и ее соседями, в том числе и территориальные, неоднократно приводившие к военным столкновениям, не ликвидированы полностью, но уже не стоят на первом плане в современной сложной международной обстановке. Индия обзавелась ядерным оружием.

В политическом плане Индия сохраняет дружественные отношения с современной Россией. Это взаимовыгодное экономическом сотрудничестве и совместных действиях на международной арене, когда интересы и внешнеэкономические концепции России и Индии совпадают.

Характерно, что и в отношениях с США индийские лидеры говорят о далеко идущем стратегическом партнерстве, при наличии интенсивного экономического сотрудничества.

Имея обширные экономические связи с Европейским союзом, странами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), участвуя во встречах "Группы-8", Содружества наций и других подобных организаций, Индия практически не входит ни в одну региональную интеграционную группировку. Некоторым исключением можно считать Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии, включающую, кроме Индии, ее соседей - Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланку и Мальдивскую республику. Эти государства некогда входили в орбиту бывшей Британской Индии. Фактически экономика Индии - это ядро всей экономки Южной Азии.

Индия как одна из крупнейших экономик мира была включена в "Большую двадцатку", призванную разработать стратегию выхода из мирового экономического кризиса. В то же время Индия вошла в группу БРИК вместе с Россией, Бразилией и Китаем. Страны этой неформальной организации обеспечивали в докризисный период не менее трети общего прироста мировой экономики.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

· Коммунистическая партия

· · Марксистская коммунистическая партия

· · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов

· · Марксистско-ленинская коммунистическая партия

· · Движение наксалитов