Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв.

Россия оставалась аграрной страной – сельским хозяйством было занято 80 процентов населения; в этой сфере производилось 2/3 ВВП. Преодоление разрыва с развитыми странами требовало превращения российской промышленности в доминирующий сектор экономики. Российская индустриализация имела ряд важных особенностей. Во-первых, государство должно было обеспечить концентрацию ресурсов в передовых отраслях – посредством налоговой системы, государственного спроса. (прежде всего на продукцию военной промышленности и железные дороги), а так же путем создания государственных институтов, гарантирующих сохранность частного капитала (например, госбанков для аккумулирования капитала традиционных сословий – дворянства и крестьянства). Во-вторых, необходимо было активное привлечение иностранного капитала в форме государственных займов и прямых инвестиций. В-третьих, важным источником капитала для индустриализации были доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции. В-четвертых, основной промышленного роста России стало формирование крупных монополистических объединений.Существенную роль в индустриализации играло железнодорожное строительство, стимулировавшее развитие многих сопряженных отраслей. За 1861-1891 протяженность железных дорог возросла в 1.5 до 28 тысяч верст, а в 1899 составила уже 58 тысяч верст. В 1890-е года Россия смогла отказаться от импорта паровозов. Появились и начали быстро развиваться такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и другое. В годы нового подъема (1909-1913) по темпам среднегодового прироста стоимости фабрично-заводской продукции, составлявшим 10.1%, Россия опередила не только Великобританию и Францию, но и Германию и США. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса. В 1887-1900 промышленное производство увеличилось в 2.5 раза, тогда как численность промышленных рабочих – только в 1.8 раза, что свидетельствовало о росте производительности туда. Индустриальный бум позволил России заметно сократить отставание от ведущих западноевропейских стран и США по общему уровню промышленного развития.Однако это было только начало модернизации. Хотя Россия и занимала 5-е место в мире и 4-е в Европе по объему промышленного производства, 2/3 продукции экономики создавались в сельском хозяйстве; не было собственного станкостроения, тракторостроения и так далее, слабо развита химическая промышленность.



Столыпинская реформа.

Столыпинская аграрная реформа - обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью - устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель - процветание - сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществполноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.

Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.

Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.

Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.

Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).

Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).

Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

Военный коммунизм.

Политика, проводившаяся советским государством в годы гражданской войны 1918–1920, вошла в историю под названием «военный коммунизм». Ее характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой (главкизм), национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб имногие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда. Эти особенности экономической политики соответствовали принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество. Все эти «коммунистические» начала в годы гражданской войны насаждались советской властью административно-приказными методами. Отсюда и появившееся уже после окончания гражданской войны название этого периода - "военный коммунизм».В историографии имеются различные мнения по вопросу о необходимости перехода к этой политике. Одни авторы оценивают этот переход как попытку сразу и непосредственно «ввести» коммунизм, другие объясняют необходимость «военного коммунизма» обстоятельствами гражданской войны, вынуждавшими превратить Россию в военный лагерь и разрешать все вопросы хозяйства с точки зрения требований фронта.Эти противоречивые оценки первоначально давались самими вождями правившей партии, возглавлявшими страну в годы гражданской войны – В.И.Лениным и Л.Д.Троцким, а затем были восприняты историками.Объясняя необходимость "военного коммунизма", Ленин в 1921 говорил: «у нас тогда был единственный расчет – победить врага». Троцкий в начале 20-х также заявлял, что все составные части «военного коммунизма» определялись необходимостью отстоять советскую власть, но не обошел и вопрос об имевшихся иллюзиях, связанных с перспективами «военного коммунизма». В 1923, отвечая на вопрос, не надеялись ли большевики перейти от «военного коммунизма» к социализму "без больших хозяйственных поворотов, потрясений и отступлений, т.е. по более или менее восходящей линии», Троцкий утверждал: «да, в тот период мы действительно твердо рассчитывали, что революционное развитие в Западной Европе пойдет более быстрым темпом. И это дает нам возможность путем исправления и изменения методов нашего «военного коммунизма» придти к действительно социалистическому хозяйству».В годы «военного коммунизма» произошло сращивание аппарата коммунистической партии с государственными советскими органами. Провозглашенная большевиками «диктатура пролетариата»реализовалась в виде власти партии: от ее высшего органа, Политбюро, до нижних – местных партийных комитетов. Эти органы осуществляли диктатуру от имени пролетариата, который в действительности был отделен от власти и собственности, превратившейся в результате национализации крупной, средней и отчасти мелкой промышленности в монопольно-государственную. Такая направленность процесса формирования советской военно-коммунистической политической системы определялась идеологическими постулатами большевиков о строительстве социализма, диктатуре пролетариата, монопольно-государственной собственности, руководящей роли партии. Созданный отлаженный механизм управления и принуждения, беспощадный в достижении своих целей, помог большевикам победить в гражданской войне.Но к концу периода "военного коммунизма" советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Экономика была в катастрофическом состоянии: промышленное производство в 1920 сократилось по сравнению с 1913 в 7 раз, угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1890-х, производительные силы страны были подорваны. «Военный коммунизм» лишил власти и экономической роли буржуазно-помещичьи классы, но и рабочий класс был обескровлен и деклассирован. Значительная его часть, бросив остановившиеся предприятия, ушла в деревни, спасаясь от голода. Недовольство «военным коммунизмом» охватило рабочий класс и крестьянство, которые чувствовали себя обманутыми советской властью. Получив после Октябрьской революции дополнительные наделы земли, крестьяне в годы «военного коммунизма» по продразверстке вынуждены были отдавать государству выращенный ими хлеб почти без вознаграждения. Возмущение крестьян вылилось в массовые восстания в конце 1920 – начале 1921; все требовали отмены «военного коммунизма». Поиски выхода из тупика, в котором оказалась страна, привели ее к новой экономической политике – НЭПу.

1. Промышленность и ремесла в XVI-XVII вв.

В эпоху Ивана Грозного Россия имела довольно развитую промышленность и ремесла. Особенно большой прогресс был достигнут в оружейном и артиллерийском деле. По объему производства пушек и иных орудий, их качеству, разнообразию и свойствам Россия в ту эпоху была, возможно, европейским лидером. По размерам артиллерийского парка (2 тысячи орудий) Россия превосходила другие европейские страны, причем все орудия были отечественного производства . Значительная часть армии (около 12 тысяч) на конец XVI в. также была вооружена стрелковым оружием отечественного производства . Ряд побед, одержанных в тот период (взятие Казани, завоевание Сибири и т.д.) во многом обязан качеству и успешному применению огнестрельного оружия.

Как указывал историк Н.А.Рожков, в России в ту эпоху были развиты многие другие виды промышленного или ремесленного производства, в том числе металлообработка, производство мебели, посуды, льняного масла и т.д., некоторые из этих видов промышленной продукции шли на экспорт . При Иване Грозном была построена и первая фабрика в стране по производству бумаги .

Судя по всему, значительная часть промышленности и ремесел прекратила свое существование в период Смуты (начало XVII в.), сопровождавшейся экономическим упадком и резким сокращением городского и сельского населения страны.

В середине-конце XVII в. возник ряд новых предприятий: несколько железоделательных заводов, текстильная фабрика, стеклянные, бумажные фабрики и т.д. Большинство из них были частными предприятиями и использовали свободный наемный труд . Кроме этого получило большое развитие производство кожаных изделий, которые в большом количестве шли на экспорт, в т.ч. в европейские страны . Было также широко распространено ткачество. Некоторые из предприятий той эпохи были довольно крупными: так, одна из ткацких мануфактур в 1630 г. располагалась в большом двухэтажном здании, где находились станки для 140 с лишним работников .

2. Попытка индустриализации при Петре I

Поскольку в течение XVII в. наметилось отставание России по уровню развития промышленности от Западной Европы, то несколько дворян и чиновников (Иван Посошков, Даниил Воронов, Федор Салтыков, барон Люберас) около 1710 г. представили Петру I свои предложения и проекты по развитие промышленности . В эти же годы Петр I начал проведение политики, которые некоторые историки называют меркантилизмом .

Меры Петра I по проведению индустриализации включали повышение импортных пошлин, которые в 1723 г. достигли 50-75% на изделия конкурирующего импорта . Но их основное содержание состояло в использовании командно-административных и принудительных методов. Среди них - широкое применение труда приписных крестьян (крепостных крестьян, «приписанных» к заводу и обязанных там работать) и труда заключенных, уничтожение ремесленных производств в стране (кожевенных, текстильных, мелких металлургических предприятий и т.д.), конкурировавших с петровскими мануфактурами, а также строительство новых заводов в приказном порядке . Наиболее крупные мануфактуры строились за счет казны, и работали в основном на заказы от государства . Некоторые заводы передавались от государства в частные руки (как начинали свое дело, например, Демидовы на Урале), и их развитие обеспечивалось «приписыванием» крепостных и предоставлением субсидий и кредитов.

Производство чугуна в течение царствования Петра выросло многократно и к его концу достигло 1073 тыс. пудов (17,2 тыс.т.) в год. Львиная доля чугуна использовалась для производства пушек. Уже в 1722 в военном арсенале имелось 15 тыс. пушек и иных орудий, не считая корабельных .

Однако эта индустриализация в основном была неудачной, большинство созданных Петром I предприятий оказались нежизнеспособными. По словам историка М.Н.Покровского, «Крах петровской крупной промышленности – несомненный факт… Основанные при Петре мануфактуры лопнули одна за другой, и едва ли десятая часть их довлачила свое существование до второй половины XVIII века» . Некоторые, как например, 5 мануфактур в производстве шелка, были закрыты вскоре после их основания ввиду низкого качества продукции и отсутствия рвения со стороны петровских вельмож. Другим примером может служить упадок и закрытие ряда металлургических заводов юга России после смерти Петра I . Некоторые авторы указывают, что количество пушек, произведенных при Петре I, многократно превосходило потребности армии, поэтому такое массовое производство чугуна было попросту ненужно.

Кроме того, качество продукции петровских мануфактур было низким, а ее цена была, как правило, намного выше цены товаров ремесленного и импортного производства, чему имеется ряд свидетельств. Так, мундиры, изготовленные из сукна петровских мануфактур, приходили в негодность с поразительной быстротой. Правительственная комиссия, проводившая позднее инспекцию на одной из суконных мануфактур, обнаружила, что она находилась в крайне неудовлетворительном (аварийном) состоянии, которое делало невозможным производить сукно нормального качества .

Как было подсчитано в специальном исследовании, посвященном петровской промышленности, к 1786 году из построенных при Петре 98 мануфактур сохранилось только 11. «Таким образом, - говорилось в исследовании, - то, что было создано волею Петра поспешно и без соображения с внутренними потребностями народа и отсутствием необходимых элементов производства, не смогло долго существовать» .

3. В эпоху Екатерины II

После Петра I развитие промышленности продолжалось, но уже без столь активного вмешательства государства. Новая волна индустриализации началась при Екатерине II. Развитие промышленности носило однобокий характер: непропорционально большое развитие получила металлургия , в то же время большинство отраслей перерабатывающей промышленности не развивалось, и Россия закупала все большее количество «мануфактурных товаров» за границей.

Очевидно, причина заключалась в открывшихся возможностях по экспорту чугуна, с одной стороны, и в конкуренции со стороны более развитой западноевропейской промышленности, с другой. В результате Россия вышла на первое место в мире по производству чугуна и стала его основным экспортером в Европу. Среднегодовой объем экспорта чугуна в последние годы царствования Екатерины II (в 1793-1795 гг.) составлял около 3 млн. пудов (48 тыс. т); а общее число заводов к концу эпохи Екатерины (1796 г.), по официальным данным того времени, превысило 3 тысячи . По данным академика С.Г.Струмилина, эта цифра сильно завышала действительное число фабрик и заводов, поскольку в нее, «лишь для пущего прославления этой царицы», были включены даже кумысные «фабрики» и овчарные «заводы» .

Применявшийся в ту эпоху металлургический процесс по своей технологии практически не изменился с древнейших времен и по своему характеру представлял собой скорее ремесленное, нежели промышленное, производство. Историк Т.Гуськова характеризует его даже применительно к началу XIX в. как «индивидуальный труд ремесленного типа» или «простую кооперацию с неполным и неустойчивым разделением труда», и констатирует также «почти полное отсутствие технического прогресса» на металлургических заводах в течение XVIII в. Плавка железной руды производилась в небольших печах высотой несколько метров с использованием древесного угля, считавшегося в Европе чрезвычайно дорогим топливом. К тому времени данный процесс был уже устаревшим, поскольку с начала XVIII века в Англии был запатентован и начал внедряться значительно более дешевый и производительный процесс, основанный на применении каменного угля (кокса). Поэтому массовое строительство в России ремесленных по своему характеру металлургических производств с маленькими доменными печами на полтора столетия вперед предопределило технологическое отставание русской металлургии от западноевропейской и в целом технологическую отсталость русской тяжелой промышленности .

Билимбаевский чугуноплавильный завод вблизи Екатеринбурга: основан в 1734 г., фото конца XIX в.
На переднем плане - 1-2-этажный корпус XVIII в., на заднем плане справа - новое доменное производство, построенное в 1840-х гг.

По-видимому, важной причиной указанного феномена, наряду с открывшимися экспортными возможностями, было наличие бесплатного крепостного труда, что позволяло не учитывать большие затраты на подготовку дров и древесного угля и транспортировку чугуна. Как указывает историк Д.Блюм, транспортировка чугуна до портов Балтики была настолько медленной, что занимала 2 года, и обходилась так дорого, что чугун на побережье Балтийского моря стоил в 2,5 раза дороже, чем на Урале .

Роль и значение крепостного труда в течение второй половины XVIII в. значительно увеличились. Так, численность приписных (посессионных) крестьян увеличилась с 30 тысяч человек в 1719 г. до 312 тысяч в 1796 г. Удельный вес крепостных среди работников Тагильских металлургических заводов вырос с 24% в 1747 г. до 54,3% в 1795 г., а к 1811 г уже «все люди при тагильских заводах» попали в общий разряд «крепостных заводских господ Демидовых». Продолжительность работы достигала 14 часов в день и более . Известно о ряде бунтов уральских рабочих, которые приняли активное участие и в восстании Пугачева.

Как пишет И.Валлерстайн, в связи с бурным развитием западноевропейской металлургической промышленности, основанной на более передовых и эффективных технологиях, в первой половине XIX в. экспорт русского чугуна практически прекратился и произошел крах русской металлургии . Т.Гуськова отмечает сокращения производства чугуна и железа на Тагильских заводах, происходившие в течение 1801-1815, 1826-1830 и 1840-1849 гг. , что свидетельствует о затяжной депрессии в отрасли.

В каком-то смысле можно говорить о полной деиндустриализации страны, произошедшей к началу XIX в. Н.А.Рожков указывает, что в начале XIX в. у России был самый «отсталый» экспорт: в нем практически не было промышленной продукции, только сырье , а в импорте преобладали промышленные изделия. С.Г.Струмилин отмечает, что процесс машинизации в русской промышленности в XVIII – начале XIX вв. шел «черепашьими темпами», и потому отставание от Запада к началу XIX в. достигло максимума, указывая на использование крепостного труда как на основную причину такого положения .

Преобладание крепостного труда и командно-административных методов управления мануфактурами, с эпохи Петра I до эпохи Александра I, стали причиной не только отставания в техническом развитии, но и неспособности наладить нормальное мануфактурное производство. Как писал в своем исследовании М.И.Туган-Барановский, вплоть до начала-середины XIX вв. «русские фабрики не могли удовлетворить потребности армии в сукнах, несмотря на все усилия правительства расширить суконное производство в России. Сукна выделывались крайне низкого качества и в недостаточном количестве, так что приходилось покупать иногда мундирное сукно за границей, чаще всего в Англии». При Екатерине II, Павле I и в начале эпохи Александра I продолжали существовать запреты на продажу сукна «на сторону», распространявшиеся сначала на большинство, а затем уже и на все суконные фабрики, которые были обязаны все сукно продавать государству. Однако это ничуть не помогало. Только в 1816 г. суконные фабрики были освобождены от обязательства продавать все сукно государству и «с этого момента, - писал Туган-Барановский, - суконное производство получило возможность развиваться…»; в 1822 г. государство впервые смогло полностью разместить среди фабрик свой заказ на производство сукна для армии. Помимо господства командно-административных методов, главную причину медленного прогресса и неудовлетворительного состояния русской промышленности экономический историк видел в преобладании принудительного крепостного труда .

Типичными фабриками той эпохи были дворянско-помещичьи, расположенные прямо в деревнях, куда помещик насильно сгонял своих крестьян и где не было ни нормальных условий производства, ни заинтересованности работников в своем труде. Как писал Николай Тургенев, «Помещики помещали сотни крепостных, преимущественно молодых девушек и мужчин, в жалкие лачуги и силой заставляли работать… Я вспоминаю, с каким ужасом говорили крестьяне об этих заведениях; они говорили: “В этой деревне есть фабрика” с таким выражением, как если бы они хотели сказать: “В этой деревне чума”» .

4. Развитие промышленности при Николае I

Как полагает И.Валлерстайн, действительное развитие промышленности в России началось при Николае I, чему по его мнению способствовала система протекционизма , введенная в 1822 г. (в конце царствования Александра I) и сохранявшаяся до конца 1850-х гг. Согласно этой системе, высокие пошлины взимались по импорту около 1200 различных видов товаров, а импорт некоторых товаров (хлопчатобумажные и льняные ткани и изделия, сахар, ряд металлических изделий и т.д.) был фактически запрещен . Именно благодаря высоким таможенным тарифам, по мнению И.Валлерстайна и Д.Блюма, в России в этот период была создана достаточно развитая и конкурентоспособная текстильная и сахарная промышленность . М.И.Туган-Барановский тоже указывал на важную роль протекционистской политики, начиная с 1822 г., в становлении текстильной и других отраслей промышленности .

Другой причиной, очевидно, было предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности в начале царствования Николая I. Ранее, при Петре I, крестьянам было запрещено совершать сделки и введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства (паспорта) от помещика, считался беглым и подлежал наказанию. Как писал историк Н.И.Павленко, «Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы» . Эти строгие ограничения сохранились до XIX в. и были отменены в течение первых 10-15 лет царствования Николая I , что способствовало появлению массового феномена крестьян-предпринимателей и крестьян-наемных рабочих.

В связи с бурным развитием хлопчатобумажной промышленности ввоз хлопка в Россию (в целях его переработки) вырос с 1,62 тыс. т. в 1819 г. до 48 тыс.т. в 1859 г., т.е. почти в 30 раз, причем особенно быстро хлопчатобумажное производство росло в 1840-е гг. Как писал С.Г.Струмилин, «таких темпов, как за 40-е годы, с учетверением за одно лишь десятилетие, не знала даже Англия в свои лучшие годы промышленного переворота XVIII в.» .

В роли сахарозаводчиков чаще всего выступали помещики, а в качестве предпринимателей в текстильной отрасли – в подавляющем большинстве крестьяне, крепостные или бывшие крепостные. Например, по данным историка Д.Блюма, все или почти все из 130 хлопчатобумажных фабрик города Иваново в 1840-е годы принадлежали крестьянам, ставшим предпринимателями . Все рабочие хлопчатобумажных фабрик были вольнонаемными.

Происходило развитие и других отраслей. Как указывает Н.А.Рожков, в течение 1835-1855 гг. произошел «необычный расцвет промышленности и производства», в том числе производства хлопчатобумажных изделий, изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий. Он также пишет о сокращении в этот период импорта готовых изделий, а также машин и инструментов, что свидетельствует о развитии соответствующих русских производств .

В 1830 г. в России было лишь 7 машиностроительных (механических) заводов, производивших продукции на 240 тыс. руб., а в 1860 г. – уже 99 заводов, производивших продукции на 8 млн. руб. – таким образом, машиностроительное производство за указанный период выросло в 33 раза .

По мнению С.Г.Струмилина, именно в период с 1830 по 1860 гг. в России произошел промышленный переворот, аналогичный тому, что происходил в Англии во второй половине XVIII в. Так, в начале этого периода в России были лишь единичные экземпляры механических ткацких станков и паровых машин, а к концу периода только в хлопчатобумажной промышленности было почти 16 тысяч механических ткацких станков, на которых производилось около 3/5 всей продукции данной отрасли, и имелось паровых машин (паровозы, пароходы, стационарные установки) общей мощностью порядка 200 тыс. л.с. В результате интенсивной машинизации производства резко выросла производительность труда, которая ранее либо не менялась, либо даже уменьшалась. Так, если с 1804 по 1825 г. годовая выработка продукции промышленности на одного рабочего снизилась с 264 до 223 серебряных рублей, то в 1863 г. она составляла уже 663 с.руб., то есть выросла в 3 раза. Как писал С.Г.Струмилин, таких высоких темпов роста производительности труда, какие были в указанный период, русская дореволюционная промышленность не знала за всю свою историю .

В связи с развитием промышленности доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза - с 4,5% в 1825 г. до 9,2% в 1858 г. - при том, что общий рост населения России также заметно ускорился.

Одновременно с созданием в 1830-1840-е гг., практически с нуля, новых отраслей – хлопчатобумажной, сахарной, машиностроительной и других - шел быстрый процесс вытеснения из промышленности крепостного труда: число фабрик, применявших труд крепостных, сократилось до 15% в 1830-е годы и продолжило уменьшаться в дальнейшем . В 1840 г. было принято решение Государственного совета, утвержденное Николаем I, о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840-1850 гг., по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 г. число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч .

Техническая реконструкции металлургии также началась при Николае I. Историк А.Бакшаев указывает, что на Гороблагодатских заводах на Урале в 1830-1850-е гг. был внедрен ряд новых технологий ; Т.Гуськова приводит длинный список инноваций, внедренных в Нижне-Тагильском округе в первой половине XIX в.

В течение долгого времени среди историков ведется спор о сроках и этапах «технической революции» в русской металлургии. Хотя ни у кого нет сомнения, что ее пик пришелся на 1890-е гг., но называется множество дат ее начала: 30-е, 40-50-е, 60-70-е годы XIX в. В этой связи неясно, насколько вообще можно говорить о «технической революции» или «техническом перевороте» применительно к периоду, предшествовавшему 1890-м гг. По данным Н.Рожкова, в 1880 г. с использованием древесного топлива все еще выплавлялось более 90% всего чугуна в стране. Но уже к 1903 г. эта доля сократилась до 30%, соответственно почти 70% чугуна в 1903 г. выплавлялось с использованием более современных технологий, преимущественно основанных на каменном угле (коксе) . Таким образом, имеет смысл говорить об очень медленной реконструкции старой металлургии, шедшей с 1830 г. до 1880-х гг., и о технической революции, произошедшей в 1890-е гг. По мнению М.И.Туган-Барановского, отсталость и медленный прогресс в русской металлургии в течение почти всего XIX в. были обусловлены тем, что с самого начала она полностью была основана на крепостном принудительном труде, что очень затруднило ее переход на «нормальные» условия работы .

5. Во второй половине XIX в.

В начале 1860-х гг. русская промышленность пережила серьезный кризис и в целом в 1860-1880-е гг. ее развитие резко замедлилось. Как указывал М.Н.Покровский, с 1860 по 1862 гг. выплавка чугуна упала с 20,5 до 15,3 млн. пудов, а переработка хлопка – с 2,8 до 0,8 млн. пудов . Соответственно, очень резко, почти в 1,5 раза, сократилось число рабочих в обрабатывающей промышленности - с 599 тыс. чел в 1858 г. до 422 тыс. в 1863 г. В последующие годы периоды роста перемежались с периодами спадов. В целом экономические историки характеризуют период с 1860 г. по 1885-1888 гг., пришедшийся в основном на царствование Александра II, как период экономической депрессии и промышленного спада . Хотя в целом за этот период объемы производства в текстильной промышленности, машиностроении и других отраслях выросли, но в намного меньшем размере, чем за предыдущие 30 лет, а в расчете на душу населения почти не изменились, ввиду быстрого демографического роста в стране. Так, производство чугуна (в европейской части страны) выросло с 20,5 млн. пудов в 1860 г. до 23, 9 млн. пудов в 1882 г. (всего лишь на 16%), т.е. в расчете на душу населения даже сократилось .

После прихода к власти Александра III, начиная с середины 1880-х гг., правительство вернулось к протекционистской политике, проводившейся при Николае I. В течение 1880-х гг. было несколько повышений импортных пошлин, а начиная с 1891 г. в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет. По мнению ученых той эпохи (М.М.Ковалевский]]) и современных экономических историков (Р.Портал, П.Байрох) проведение политики протекционизма сыграло важную роль в резком ускорении промышленного роста в России в конце XIX в. Всего лишь за 10 лет (1887-1897 гг.) промышленное производство в стране удвоилось. За 13 лет - с 1887 г. по 1900 г. - производство чугуна в России выросло почти в 5 раз, стали – также почти в 5 раз, нефти – в 4 раза, угля – в 3,5 раза, сахара – в 2 раза . Беспрецедентными темпами шло строительство железных дорог. В конце 1890-х гг. ежегодно вводилось в строй около 5 тысяч километров железнодорожного полотна .

Вместе с тем, экономические историки указывают на ряд недостатков протекционистской политики России в этот период. Так, импортные пошлины стимулировали производство не сложных промышленных изделий, а базовой продукции русской промышленности (чугун, сталь, нефть, уголь и т.д.). Необоснованно высокие пошлины и акцизы были установлены на ряд потребительских товаров, прежде всего на продовольствие (в среднем 70%). Импортные пошлины взимались только в европейской части страны, азиатская же граница почти на всем ее протяжении была фактически свободна от каких-либо пошлин и сборов, чем пользовались торговцы, ввозившие через нее львиную часть промышленного импорта .

Характерной чертой индустриализации 1890-х гг. стала быстрая монополизация ведущих отраслей промышленности. Например, синдикат Продамет в начале XX в. контролировал более 80% всего российского производства готовых металлических изделий, синдикат Кровля – более 50% всего выпуска листового железа, подобная же картина была в других отраслях, где были созданы Продвагон, Продуголь и другие монополистические объединения . В табачной отрасли был создан Табачный трест – его создали англичане, скупившие все русские табачные компании . Это приводило к все большей концентрации производства в промышленности, превосходившей даже тот уровень концентрации, который складывался в Западной Европе. Так, на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек в России в начале XX в. работало около половины всех промышленных рабочих, такой высокий показатель в Европе был лишь в Германии, в других странах этот показатель был намного ниже .

6. Развитие русской промышленности в начале XX века

Несомненным фактом является замедление промышленного роста России накануне Первой мировой войны по сравнению с концом XIX века. В 1901-1903 гг. произошло падение производства. Но даже в 1905-1914 гг. темпы увеличения промышленного производства были в несколько раз ниже, чем в 1890-е гг. . По данным историка Н.Рожкова, темпы роста промышленности в этот период лишь ненамного опережали темпы роста населения России.

Так, например, производство стали и железа с 1900 по 1913 гг. выросло на 51%, а население страны – на 27% (со 135 до 171 млн. человек). В предыдущие 13 лет при тех же темпах роста населения производство стали и железа выросло в 4,6 раза:

Производство основных видов промышленной продукции в 1887-1913 гг., млн. пудов

Источник: R.Portal. The Industrialization of Russia. Cambridge Economic History of Europe, Cambridge, 1965, Vol. VI, part 2, pp. 837, 844

Замедление промышленного роста в начале XX в. не означало, что отсутствовал спрос на продукцию промышленности, но значительная часть этого спроса покрывалась за счет импорта. Как указывала английский экономист М.Миллер, в течение всего этого периода происходило быстрое увеличение импорта машин и оборудования из Германии, в связи с чем только за период с 1902-1906 гг. по 1913 г. импорт из Германии вырос в 2 раза .

В начале XX в. продолжался процесс концентрации производства и монополизации. На 1 января 1910 года в России существовало уже 150 синдикатов и иных монополистических объединений в 50 отраслях страны, которые, как отмечал Н.А.Рожков, мало занимались техническим прогрессом, но способствовали росту цен на промышленные изделия, примеры которых он приводит .

Ряд отраслей промышленности в дореволюционной России был развит довольно хорошо: металлургия, паровозостроение, текстильная промышленность. Паровозостроение прошло в своем развитии несколько этапов – от первого русского паровоза Черепановых (1834 г.) до бронепоездов эпохи Первой мировой и Гражданской войн. Россия до революции имела самую большую в Европе сеть железных дорог (протяженность – 70,5 тыс. км в 1917 г.), и для ее эксплуатации был задействован большой парк паровозов и вагонов отечественного производства. Текстильная промышленность с самого начала возникла как конкурентоспособная отрасль, основанная на частной инициативе, и таковой оставалась в начале XX в.


Один из самых мощных паровозов дореволюционной постройки (серии Лп)

Вместе с тем, даже по развитию базовых отраслей Россия значительно отставала от ведущих европейских стран. Например, производство металла в России в 1912 г. составляло 28 кг на человека, а в Германии – 156 кг, то есть в 5,5 раз больше . Что касается более сложных и наукоемких отраслей, то там отставание было намного большим. Как указывал Н.А.Рожков, своего промышленного машиностроения и производства средств производства (станков и оборудования) в России в начале XX в. фактически не существовало .

Судостроительная промышленность была развита слабо: за рубежом закупалось порядка 80% всех судов; часть собственных судов производилась в районе Каспия, куда импортные суда попросту не могли дойти . Новые отрасли: авто- и авиастроение, - только начали развиваться незадолго до Первой мировой войны, но и здесь наметилось значительное отставание России от ведущих стран Запада. Так, в годы Первой мировой войны Россия выпускала в 4 раза меньше самолетов, чем Германия, Франция или Англия. Кроме того, почти 90% русских самолетов были оснащены импортными двигателями, при том что двигатель являлся самым наукоемким элементом конструкции, и его цена составляла более 50% стоимости самолета .


«Илья Муромец» И.Сикорского – лучший русский бомбардировщик времен Первой мировой войны.

От 70% до 100% производственных мощностей в большинстве отраслей промышленности накануне Первой мировой войны контролировал иностранный капитал, в значительной мере – французский .

Непропорционально большое развитие получила кустарная промышленность, которая занималась выпуском целого ряда промышленных изделий (например, самоваров, тканей, одежды и т.п.). По данным историка С.Г.Кара-Мурзы, число фабричных рабочих (взрослых мужчин) накануне революции составляло 1,8 млн. чел, а вместе с семьями - 7,2 млн. чел. , то есть всего лишь около 4% населения Российской империи. В то же время, число крестьян-кустарей на конец 1890-х гг., по данным М.М.Ковалевского, составляло порядка 7-8 миллионов или около 12% всего взрослого трудоспособного населения страны на конец XIX века .

По данным профессора Гарвардского университета Г.Гроссмана, объем промышленного производства в России в 1913 г. в расчете на душу населения составлял 1/10 от соответствующего показателя США . Отставание развития России от стран Запада в промышленности было более значительным, чем общее отставание экономического развития страны. Так, объем валового внутреннего продукта России на душу населения в 1913 г., по данным американского экономического историка П.Грегори, составлял 50% от соответствующего немецкого и французского, 1/5 - английского и 15% - от американского показателя .

Недостатки в развитии русской промышленности сыграли немалую роль в событиях Первой мировой войны, когда русская армия оказалась хуже оснащенной военной техникой, вооружением и боеприпасами, чем другие воюющие страны.

Экономисты начала XX в. и современные экономические историки приводили ряд причин, которые могли способствовать указанным недостаткам в развитии дореволюционной русской промышленности. Среди них – ошибки при проведении протекционистской политики правительства (см. выше) , высокая монополизация промышленности, неверные приоритеты государственной промышленной и транспортной стратегии, коррупция государственного аппарата .


Все войны мировой истории, по Харперской энциклопедии военной истории Р.Дюпюи и Т.Дюпюи с комментариями Н.Волковского и Д.Волковского. С-П., 2004, кн. 3, с. 142-143

Все войны мировой истории, по Харперской энциклопедии военной истории Р.Дюпюи и Т.Дюпюи с комментариями Н.Волковского и Д.Волковского. С-П., 2004, кн. 3, с. 136

Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград – Москва, 1928, т. 4, с. 24-29

Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. III, с. 117

Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. III, с. 117-122

Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России М. 1960, с. 297-298

Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград – Москва, 1928, т. 5, с. 130, 143

Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. III, с. 82

В качестве примера можно привести указ Петра I Сенату в январе 1712 г. о том, чтобы насильно заставлять торговых людей строить суконные и прочие заводы, если сами не захотят. Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. III, с. 124-125. Другим примером являются запретительные указы, приведшие к уничтожению мелкого ткачества в Псковской, Архангельской и других областях Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 19

Яцкевич М.В. Мануфактурное производство в России в период Северной войны 1700-1721 гг. Автореф. дисс… к.и.н., Майкоп, 2005, с. 25

Яцкевич М.В. Мануфактурное производство в России в период Северной войны 1700-1721 гг. Автореф. дисс… к.и.н., Майкоп, 2005, с. 17-19

Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России М. 1960, с. 348-357;Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград – Москва, 1928, т. 5, с. 150-154

Августин Е.А. Становление и развитие металлургической промышленности черноземного юга России в конце XVII - XVIII веках. Автореф. дисс… к.и.н., Воронеж, 2001, с.20

Яцкевич М.В. Мануфактурное производство в России в период Северной войны 1700-1721 гг. Автореф. дисс… к.и.н., Майкоп, 2005, с. 21, 17

Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. III, с. 123

Августин Е.А. Становление и развитие металлургической промышленности черноземного юга России в конце XVII - XVIII веках. Автореф. дисс… к.и.н., Воронеж, 2001, с. 16, 19

Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 19, 25-26

Д.И.Девятисильная. Фабрики и заводы в царствование императора Петра Великого. Историко-экономическое исследование. Киев, 1917, с. 72-75

Показательно, например, что население, приписанное к крупнейшим в отрасли Тагильским металлургическим заводам на Урале с 1757 г. по 1816 г. выросло более чем в 5 раз. Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX века. Автореф. дисс… к.и.н., М., 1996 с. 15

Покровский М. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. 4, с. 99

Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 412

Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX века. Автореф. дисс… к.и.н., М. 1996, с. 15, 22

Как указывает историк А.Бакшаев, уже в первой половине XIX в. максимальная высота печей выросла в 2 раза по сравнению с XVIII в. (см. фото), в дальнейшем размеры домен еще более выросли. Бакшаев А.А. Складывание и функционирование горнозаводского хозяйства Гороблагодатского округа Урала в XVIII – первой половине XIX вв. Автореф. дисс… к.и.н., Екатеринбург, 2006, с. 19

Историки полагают, что техническая реконструкция тяжелой промышленности, начавшаяся в XIX в., не закончилась даже к 1917 г. Бакшаев А.А. Складывание и функционирование горнозаводского хозяйства Гороблагодатского округа Урала в XVIII – первой половине XIX вв. Автореф. дисс… к.и.н., Екатеринбург, 2006, с. 6-7

N.Tourgeneff. La Russie et les Russes, цит. по Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 89 См. Кузовков Ю. История коррупции в России. М., 2010, п. 17.1

G.Grossman. Russia and the Soviet Union. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla, Glasgow, Vol. 4, part 2, p. 490

Пол Грегори. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.). Новые подсчеты и оценки. М, 2003, с. 21

Kahan A. Government Policies and the Industrialization of Russia. Journal of Economic History, Vol. 27, 1967, No. 4; Kirchner W. Russian Tariffs and Foreign Industries before 1914: the German Enterepreneures’ Perspective. Journal of Economic History, Vol. 41, 1981, No. 2

Miller M. The Economic Development of Russia, 1905-1914. With special reference to Trade, Industry and Finance. London, 1967; Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград – Москва, 1926-1928, т. 11-12; Кузовков Ю. История коррупции в России. М., 2010, пп. 17.1, 17.2, 18.5

Дальнейшее развитие технического прогресса в XIX в. и крупнейшие открытия в области естествознания - физике, математике, биологии, химии послужили основой для мощного толчка промышленности ведущих стран мира.

Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. В XIX в. проявилась тенденция к интеграции научных исследований, опережающему развитию естественных наук как основе развития техники и технологий. Новым явлением стало возникновение связей между научно-технической и производственной деятельностью.

В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер - вращающаяся печь для переработки чугуна в сталь. Француз Мартен сконструировал печь для выплавки стали более высокого качества. В конце XIX в. появились электропечи. Менялась энергетическая основа промышленности. Совершенствовалась паровая машина, был создан мощный тепловой двигатель - паровая турбина. Подлинную революцию в энергетике произвело использование электричества. Широко стала применяться энергия угля, торфа, сланца для выработки электрического тока, который можно передавать на расстояние. Решающее значение для технического прогресса имело создание динамо-машины, используемой в качестве электродвигателя.

Создание машин с помощью других машин привело к возникновению машиностроительных заводов, оснащаемых разнообразными станками. В конце XIX в. машиностроение располагало пятью типами станков - токарными, сверлильными, строгальными, фрезерными, шлифовальными. Основной линией развития машиностроения стал переход к специализированным станкам, предназначенным для одной или нескольких операций. Сужение функций станков вело к упрощению выполняемых операций и создавало условия для использования автоматических процессов. В 1873 г. американцем X. Спенсером был создан один из первых станков-автоматов.

В XIX в. в жизнь людей вошла железная дорога. Впервые железнодорожный транспорт появился в Англии в 1825 г. Во второй половине XIX в. наибольший размах железнодорожное строительство получило в США. Здесь в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Улучшались грунтовые дороги. После 1830 г. во Франции появилось первое шоссе. Происходили изменения во внутригородском транспорте. В 80-е гг. конка стала заменяться трамваем. Развивался морской транспорт. Появились пароходы. Миграция населения из Европы в Америку, Австралию, Новую Зеландию побуждала создавать новые объемные суда. На морские маршруты вышли и суда специального назначения. В 1886 г. англичане построили первый танкер. В 1864 г. был построен русскими первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта явилось толчком для строительства Суэцкого канала, продолжавшееся с 1859 по 1869 г.

Совершенствовались средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон, обеспечивающий слышимость на небольшое расстояние. Вскоре Э. Юз изобрел важнейшую часть телефона - микрофон, а затем Т. А. Эдисон разработал коммутационное оборудование. В 1887 г. немецкий физик Г. Герц открыл возможность искусственного возбуждения электромагнитных волн. Идея беспроводной связи материализовалась А. С. Поповым. В 1895 г. появилось радио.
Промышленная революция и ее особенности. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охвати-ла остальные страны Европы и Северную Америку. К середине XIX в. фабрика уже доминировала в Англии. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии увеличился в шесть раз. Во многих других странах все же мануфактура и мелкое ремесленное производство еще преобладали и, несмотря на ускорение, промышленный переворот здесь завершился в последней трети XIX в.

Во Франции переход к созданию фабрик начался прежде всего в текстильной промышленности. По производству шелка Франция вышла на первое место в мире, ее ткани находили сбыт внутри страны и на внешнем рынке. Предметы роскоши традиционно играли важную роль во французском экспорте. Фабричное производство постепенно утверждалось в металлургии и машиностроении. Париж в 1828 г. перешел к газовому освещению и к асфальтированию улиц. Особенно быстро развивалась экономика в годы Второй империи (1852 - 1870).

В германских государствах промышленная революция развернулась в 30-е гг. Она стала возможной благодаря появлению свободной рабочей силы вследствие разорения ремесленников и крестьян, накоплению крупных капиталов, росту городского населения и увеличению его покупательского спроса. Фабричное производство утверждалось прежде всего в хлопчатобумажной промышленности Саксонии, Рейнско-Вестфальского района, Силезии. После создания Таможенного союза в 1834 г. началось формирование экономического единства при сохранении государственной раздробленности Германии. Технический прогресс и железнодорожное строительство сыграли важную роль в промышленном перевороте. В Пруссии началось строительство шоссейных дорог. Формировались крупные центры машиностроения - Берлин, Рур.

Более интенсивным становилось применение машин в Чехии, Нижней Австрии, итальянских землях, Испании. Переход от средневековых форм производства здесь проходил быстрее в текстильной промышленности, затем в металлургии.

Промышленная революция создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Капиталистические формы в сельском хозяйстве раньше всего были внедрены в Англии и Голландии. В начале XIX в. они вводились в некоторых районах Франции, на севере Италии. Прусские юнкеры (помещики) перестраивали свои имения на капиталистической основе при сохранении полуфеодальных порядков.

В сельскохозяйственном производстве стали шире применяться орудия из железа, расширялись посевные площади, улучшались севообороты, использовались удобрения, другие достижения агрономии, первые сельскохозяйственные машины. В целом же деревня медленнее переходила к новым формам хозяйствования.

Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся внезапным спадом, сокращением производства, ростом безработицы. Первый циклический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии. Кризисы повторялись каждое десятилетие. Они вызывались вытеснением ручного труда машинным, сокращением числа рабочих рук, что вело к падению покупательной способности населения. В результате внутренний рынок перенасыщался товарами, которые не раскупались, ибо основная масса покупателей состояла из людей, работавших по найму. В период кризисов падал объем производства, ухудшалось положение трудящихся, что обостряло социальные противоречия.

Расширение экономических и торговых связей привело к тому, что кризисы приобретали международный характер. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. Большой урон экономике Европы нанес мировой аграрный кризис начала 70-х гг., вызванный притоком в европейские страны дешевого американского хлеба.

Экономика европейских стран развивалась неравномерно. Стало меняться соотношение сил в группе наиболее развитых стран. Если в первой половине XIX в. Англия занимала первое место в мировом промышленном производстве, то к концу XIX в. она переместилась на третье место в мире, уступив США и Германии. Соответственно Франция переместилась со второго места на четвертое.

С завершением промышленного переворота в большинстве западных стран ускорился процесс концентрации производства и капиталов. Отдельное предприятие из-за ограниченности капиталов не могло выжить в ожесточенной конкурентной борьбе. Возникали акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, контролировавшие целые отрасли экономики.

В Германии Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат сконцентрировал в своих руках значительную часть добычи угля страны. «Всеобщая компания электричества» (АЭГ), «Сименс» стали монополистами в электротехнической промышленности, предприниматели Крупп и Штумм - в военном производстве.

Во Франции металлургическая промышленность оказалась в руках двух компаний - «Комите де форж» и Шнейдер-Крезо.

В Англии важную роль играли военные концерны Виккерса и Армстронга и Англо-иранская нефтяная компания. Стальная корпорация Моргана и нефтяной трест Рокфеллера подчинили себе значительную часть металлургии и нефтедобычи США. Эти монополии контролировали мелкие и средние предприятия, диктуя им свои условия.

Крупнейшие банки монополизировали финансовую сферу. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и образование на этой основе финансовой олигархии, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. Монополиям становилось тесно в национальных рамках, возникли международные монополии.

Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономичес­кой области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной револю­ции. Разрушение старых феодальных порядков, экономи­ческое и политическое укрепление буржуазных слоев об­щества, рост мануфактурного производства - все это сви­детельствовало о назревании глобальных изменений в сфе­ре производства. Большое значение для начала промыш­ленного переворота имели результаты аграрной револю­ции XVIII века, которая привела к интенсификации сель­скохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в го­род. Индустриализация, охватившая с конца XVHI - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промыш­ленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, фун­кционировавших на основе принципа разделения труда: орга­низация производства здесь достигает высокой степени раз­вития, что способствовало предельному упрощению и спе­циализации отдельных производственных операций. Заме­на и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происхо­дит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложе­ний и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в кото­рой одновременно работали 15-18 веретен. Это изобрете-


ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распрос­транилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усо­вершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать прак­тически во всех отраслях промышленности. Новая техни­ка потребовала иной организации производства. Мануфак­тура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от ману­фактуры, основанной на ручном труде, фабрика была круп­ным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспорт­ной инфраструктуры: осуществляется строительство но­вых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К се­редине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная тор­говля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышлен­ном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Промышленное развитие XIX в. характеризовалось рас­ширением машинного производства, передачей технологи-че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта От Англии к другим европейским странам и США. В конти­нентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благо­даря удобному географическому положению между Фран­цией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлоп­чатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была воз­ведена первая доменная печь в Льежском угольном бассей­не/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благо­приятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин уве­личилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные цен­тры, такие, как Париж и Лион, а также в районы разви-


тия текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышлен­ности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство но­вых предприятий и совершенствование технологий. Осо­бенно активно французская экономика развивается в эпо­ху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспор­та вырос в 400 раз, а производство энергии - в пять раз.

Значительным препятствием для процесса индустриа­лизации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим про­мышленным районом Германии становится Рурская об­ласть, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана ком­пания Круппа, являвшаяся ведущим производителем ста­ли в Германии. Другой"промышленный центр страны рас­полагался в долине реки Вуппер. В начале века он полу­чил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древес­ного угля впервые стал использоваться кокс.

Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенно­го влияния на экономическое развитие этих стран в целом.

В США промышленное производство начинает разви­ваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важ­нейшим промышленным районом страны были северо-вос­точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, ра­ботавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увели­чивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) спо­собствовали бурному развитию. средств коммуникации - железнодорожныл ^иний и шоссейных дорог. Промыш­ленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы - эмигрантов ид Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX


в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широ­ко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретен­ный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сель­скохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внут­ренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов).

Промышленный переворот имел значительные соци­альные последствия^ связанные с формированием двух ос­новных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным груп­пам предстояло найти точки соприкосновения и вырабо­тать эффективную систему взаимоотношений. Данный про­цесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустри­ального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабо­чих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличе­ния продолжительности рабочего дня. В условиях невысо­кой производительности труда, полного отсутствия элемен­тарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение пос­ледних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеоло­гических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и харак­тер взаимоотношений между промышленниками и государ­ственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, - они постепен­но начинают открыто претендовать на власть.

К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны кон­тинентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швей­цария) догнали Великобританию по основным экономиче­ским показателям. Период британского экономического пре­восходства постепенно подходил к завершению. Особенно


серьезным конкурентом Англии на европейском рынке ста­ла быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отрас­лей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новей­шие европей-ские технологии. Бурное развитие промыш­ленности начинает требовать дополнительных рынков сбы­та для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века ста­новятся все более серьезными и длительными. Постепен­но истощается и сырьевая база европейской промышлен­ности. Все это побуждает наиболее развитые индустриаль­ные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собствен­ной промышленности, но обладавшие значительными ма­териальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской ин­дустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониаль­ные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации ха­рактеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества евро­пейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, кото­рые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причи­нами нарастания международной напряженности.

Таким образом, к кбнцу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «пе­редового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система миро­вого хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайше­му перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат-


ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая по­ловина XIX века была временем преобладания оптимисти­ческих настроений в европейском обществе. Европейцы ве­рили в прогресс, во всемогущество техники и человеческо­го гения и с уверенностью смотрели в будущее.

Начало капиталистической индустриализации

Для утверждения капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. Промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, только в 1830-1840-е гг. Развитие капиталистической мануфактуры, связанное с заменой ручного труда мащинным, в России, как и во всех странах, прежде всего происходило в легкой промышленности.

На очереди встала следующая задача - капиталистическая индустриализация. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности в целом составлял 2,5-3% в год. Экономическая отсталость страны была серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог.

С середины 1890-х гг. Россия начала двигаться по пути индустриализации. Важнейшие мероприятия в этой области связанны с именем графа СЮ. Витте. Многие современники считали, что как государственный деятель СЮ. Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обостренным «чувством жизни и ее потребностей». СЮ. Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 г. Он стремился приблизительно за десять лет догнать в промышленном отношении развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного промышленного развития он предполагал достичь за счет трех основных источников: привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жесткой налоговой политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов.

«Открытие» России иностранным капиталом произошло в 50-е гг. XIX в., но тогда экономика России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объеме ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать огромные сырьевые ресурсы России, низкая конкуренция и дешевая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли.

Обращение СЮ. Витте к иностранному капиталу, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали с ино­странными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчиненное положение к иностранным вкладчикам и утратить национальную независимость, - с другой. Со своей стороны СЮ. Витте стремился ускорить процесс индустриали­зации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Огромные темпы промышленного роста - самые высокие в мире - были обусловлены тем, что Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь - капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой капиталистической индустриализации в России.

Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 1850-1870-е гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом. К 1892 г. государство находилось на грани финансового банкротства. Финансовая реформа СЮ. Витте 1897 г. по укреплению рубля позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют.

Еще одним препятствием вложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при котором стимул к развитию отечественной промышленности отсутствовал. В 1877 г. были введены «золотые» (в золотой валюте) пошлины, что увеличило их реальную стоимость вдвое, В 1891 г. вступили в силу новые таможенные правила, запретительные для про мышленных товаров иностранного производства.

Если в Западной Европе строительство железных дорог завершало индустриализацию, то в России оно послужило ее исходной точкой. О незамедлительном строительстве железных дорог впервые заявили в начале 60-х гг. XIX в. помещики - экспортеры хлеба и торгово-промышленная буржуазия. В 1865 г. в России насчитывалось всего 3,7 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии - 22 тыс. км, США - 56 тыс. км.

За период 1861 -1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причем 22 тыс. км из них в течение одного десятилетия (1890-1900 гг.) Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр - с окраинами.

К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской части России окончательно формируются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Большое значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны - Транссибирской магистрали, Среднеазиатской и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.

Создание в стране развитой транспортной сети позволяло нормаль но функционировать крупному машинному производству. Рельсовые дороги связывали.местные рынки в единый внутренний рынок, чтс способствовало дальнейшему развитию капиталистических отношений Благодаря железным дорогам были открыты новые ресурсы - земля лес, полезные ископаемые - в ранее неизвестных районах, а Росси: смогла выйти на мировой рынок зерна.

Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экс помики России. Ускорение грузоперевозок ускоряло и оборот кат талой Главная роль в строительстве железных дорог (70% вложеных српи-тв) принадлежала иностранному капиталу. Таким образол иностранный капитал опосредованно стимулировал развитие всей российской экономики.

В пореформенные десятилетия наибольшую сложность составляла техническая перестройка тяжелой индустрии.

В 1861 г. были приняты Правила для поощрения машиностроительного дела в России, затем в правительстве разработана новая система стимулирования роста собственного сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях. В 1878 г. была учреждена Особая комиссия для изучения причин, задерживающих развитие горного и механического дела в России. Одновременно Общество содействия русской промышленности и торговле внесло в правительство ходатайство о финансовой поддержке только самостоятельных заводов, изготавливавших стальные рельсы из металлов отечественного производства. Но результативность мер оказалась низкой. Внутренние потребности в машинах, металле и каменном угле в два-три раза превосходили производство в стране, недостатки покрывались соответствующей долей импорта, общая стоимость которого превышала гигантскую по тем временам сумму в 1 млрд руб. серебром. Таким образом, Россия дорогой ценой расплачивалась за свою техническую отсталость.

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для России. В развитии отраслей тяжелой промышленности - металлургической, каменноугольной, машиностроительной, электротехнической - его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причем на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, Германия, Бельгия. Результаты экономической политики СЮ. Витте были впечатляющими. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий.

В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивалась в нескольких районах: Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К концу XIX в. к ним добавились новые районы - Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Петербурга, представленный таким гигантом, как Путиловский завод. Урал же, напротив, пришел к тому времени в упадок из-за своей социальной и технической отсталости. Место Урала как ведущего промышленного района заняли Украина и Юг России.

Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия сразу создавалась как крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжелой индустрии была характерна высокая концентрация производства: на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 рабочих. К 1914 г. промышленный пролетариат в Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях.

В 1866 г. европейские финансисты основали «Общество взаимного поземельного кредита», выпускавшее свои закладные листы через крупнейшие европейские банки, в частности банк Ротшильда. Хотя первые коммерческие банки России создавались исключительно на русские деньги, в дальнейшем организацию коммерческого кредита взял на себя иностранный капитал. Если в 1860-1880-е гг. преобладает германский капитал, то в 1890-е гг. - французский. К концу 1913 г. из 19 крупнейших банков России 11 было основано на иностранные капиталы (пять из них - на французские).

Экономический подъем в 1890-е гг. был связан и с торгово-промышленной политикой самодержавия - развитием акционерного учредительства. Ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 г., когда были открыты 156 русских и 37 иностранных компаний.

К началу XX в. Россия по объему промышленного производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США. Доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1,72% в 1860 г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся в ее распоряжении возможностям и современ­ным задачам.

С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот - в четыре раза. Главными торговыми партнерами России были Англия и Германия. Российский экспорт составляли на 3/4 сельскохозяйственные продукты, а импорт - главным образом металл, уголь, машины, хлопок.

Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт вырос в 1860-1890-е гг. в пять раз. В конце XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объему сельско­хозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма: «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования с применением прогрессивного наемного труда, и «американский» с доминированием крестьянских хозяйств американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным: здесь шире применялся наемный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу XX в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Американский путь распространялся на окраинах, не знавших крепостного права: в Новороссии, Заволжье, Сибири.