Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя. ИКТ-компетентность – актуальное требование к педагогу Икт компетенции учителя

На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.

Понятие

Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.

Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.

В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.

Базовая структура

В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.

Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:

  • достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
  • обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
  • ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.

Цели педагога

За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:

  • Новые образовательные цели.
  • Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
  • Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
  • Содержание в рамках современной образовательной деятельности.

Понятия грамотности и компетенции

Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.

Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.

При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.

Особенности

Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.

Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.

Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.

В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.

Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава

Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.

Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.

Реальная структура

При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:

  • понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
  • внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
  • управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
  • постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.

Компоненты компетентности педагога

Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:

  1. Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
  2. Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
  3. Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
  4. Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
  5. Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
  6. Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
  7. Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
  8. Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
  9. Формирование цифрового портфолио.
  10. Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.

Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.

Важность компетенции участников образовательного процесса

На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.

Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.

Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.

Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.

Необходимость

Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.

Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.

За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:

  1. Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
  2. Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
  3. Мобилизация внимания учеников.
  4. Воспроизведение и комментирование потока информации.
  5. Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
  6. Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
  7. Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
  8. Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
  9. Усиление мотивации учеников.

Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.

Особенности компетенции

На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.

Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.

Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.

В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.

Татьяна Рындина
Статья «ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»

Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»

Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Информатизация способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.

Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.

В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

Общепользовательская ИКТ-компетентность;

Общепедагогическая ИКТ-компетентность;

Предметно-педагогическая компетентность.

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.

ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:

В организации образовательного процесса с детьми;

Организации методической работы с педагогами;

В процессе взаимодействия с родителями.

Использование ИКТ:

Дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;

Способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;

Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

Активизируется познавательная активность.

1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми

Использование сети Интернет:

Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);

Обмен опытом, распространение идей и пособий.

Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.

Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.

Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.

Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.

2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.

Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.

Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно-развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.

3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:

Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.

Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.

Литература

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5

3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

6.. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности учителей-предметников.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, математикой «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Использование компьютера в преподавании математики, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.

Программы MS PowerPoint, MS Excel, Живая математика и использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10) стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Например, при изучении темы «Графики функций» в алгебре не надо рисовать заново для каждого задания систему координат. Это экономит время. Обеспечивается хороший темп урока. Появляется возможность решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения, делая его более наглядным для той или иной цели. Когда график функции учащиеся строят на бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, ведь, как правило, график изображается лишь в окрестности начала системы координат и в область ближайшей бесконечности должен продолжаться учащимися мысленно. Поскольку далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате формируются поверхностные знания по такой важной математической теме, как графики.

Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится хорошим помощником.

Программы, строящие графики на экране дисплея, позволяют рассмотреть чертеж для произвольных значений аргумента функции, масштабируя его различным образом, как уменьшая, так и увеличивая единицу измерения. Ученики могут видеть простейшие преобразования графиков функций в динамике.

Кроме того, на обычной классной доске графики получаются нечеткие, громоздкие, даже с использованием цветного мела трудно добиться желаемой четкости и наглядности. Интерактивная доска позволяет избежать этих неудобств. Хорошо просматривается весь процесс преобразования графика, его движение относительно осей координат, а не только начальный и конечный результат.

Можно быстро проводить проверку домашнего задания, например, демонстрируя отсканированное решение учащихся на интерактивной доске. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил, или не вполне хорошо освоил тему.

Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном журнале на компьютере учителя. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым учеником. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей компьютера.

Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики.

Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, мною проводятся различные викторины по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

Мониторинг среди моих учеников разных классов с целью выявления заинтересованности их в использовании ИКТ при обучении показал следующее: 87 % считают интересным, 5 % считают неинтересным и 8 % затруднились ответить.

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»

(Соловей Е.А.)

ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:

Один из основных показателей профессионализма;

Ключевая компетентность для решения современных задач образования;

Новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе

(с использованием) уже имеющейся.

Учитель-предметник - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области.

Учитель-тьютор - владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.

Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.

2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.

4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:

* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

* приёмами работы с электронной почтой;

* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.

Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Требования к педагогу
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:

Умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;

Умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;

Применять на практике современные образовательные технологии.

Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.
Компетентностный подход
Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Что такое «компетенция»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
ИКТ - компетентность
ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ – компетентность педагога
Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).
Преимущества ИКТ-технологий
Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:

активизирует познавательную деятельность учащихся;

повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;

экономит время на объяснение материала;

позволяет выйти за рамки школьных учебников,

дополнить и углубить их содержание;

позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;

даёт возможность увеличить накопляемость оценок;

создаёт комфортность на уроках.
Познавательная деятельность
Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:

высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;

подбора интересного материала;

более высокого темпа работы учащихся.
Повышение мотивации к предмету
Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.
Экономия учебного времени
Экономия времени на объяснение материала достигается путём:

повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;

от причины к следствию;

от простого к сложному;

от известного к неизвестному;

от интересного к ещё более интересному;

увеличения темпа работы;

повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);

активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
Накопляемость оценок
Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех учащихся на уроке;

Применению учащимися ИКТ в домашней работе;

Выполнению учащимися творческих заданий;

Самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.
Комфортность на уроках
Комфортность на уроках увеличивается из-за:

Учёта возрастных особенностей учащихся;

Создания творческой атмосферы;

Создания ситуаций успеха;

Использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

Использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

Привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;

Установления связей урока с уроками по другим предметам.
Психологический фактор
Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Диагностика знаний
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:

Контрольно-обобщающих уроков,

Фронтальных опросов,

Поурочных опросов,

Программированных опросов.

Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:

    содержание образования и воспитания,

    деятельность педагогических и вспомогательных кадров,

    решение финансово-хозяйственных вопросов,

    определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.

Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации .

В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.

Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Цели создания

единого информационного пространства:

    организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

    интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения

- это система, которая:

    включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

    обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

    предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Информационная инфраструктура , объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя:

    программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

    программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);

    программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

    информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).

Информационно-коммуникативная компетентность учителя

в рамках современного урока

(Размышления на тему…)

Р.О.Калошина

Заместитель директора по ИТ

Сегодня каждый знает, что такое информатизация.

· Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,написанных и разработанных для учителей и учителями.

· Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.

· В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.

Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации».

Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка.

Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.

НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!

Бытует мнение, что

· учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам;

· кабинеты информатики и ИЦ должны работать до 17.00, чтобы учителя-предметники имели доступ к компьютерам.

Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.

Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.

Следовательно, выход один – научиться самим!

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.


Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

· Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

· Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

· Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

· Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

· Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash )) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

o материалы для урока,

o тематическое планирование,

o мониторинги по своему предмету,

o различные отчеты по предмету,

o анализ процесса обучения, и т.д.

· Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

· Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

· Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

· Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

o школьная сеть,

o электронная почта,

o сайт (раздел сайта),

o форум,

o W iki-среда (Ви́ки (Wiki ) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации ),

o блог (сетевой журнал или дневник событий),

o RSS -поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

· Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

На портале «Сеть творческих учителей» , созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:

«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»

Результаты опроса

Как видно, мнения разделились…

Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.

Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:

· Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.

· Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».

· Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

· Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

· Лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)

В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

· Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.

· Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.

· Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.

· Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.

· Методически гибок»

Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?

16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания – «Как учить учителей?».

Было отмечено, что: необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение.

Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко: «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям».

По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!