Иностранная Интервенция: Причины, Формы, Масштаб. Иностранная интервенция как средство воздействия на внутриполитические конфликты: опыт и перспективы использования

В - I


а) присутствие иностр. войск в крупнейших промышленных центрах страны

  1. Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922г.? а) Великобритании б) США в) Японии

  2. Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
а) П.Н.Краснов б) А.М.Каледин в) Г.А.Семёнов

^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - II


  1. Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители Антанты?
а) необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии Германии

Б) необходимостью предотвратить распространение большевизма по Европе

В) желанием предотвратить гражданскую войну в России


  1. Какое событие стало первым актом вооружённого вторжения в Россию?
а) оккупация немецкими войсками Украины

Б) оккупация румынскими войсками Бесарабии

В) оккупация турецкими войсками Закавказья


  1. Кто стоял у истоков создания Добровольческой белой армии?
а) М.В.Алексеев б) А.И.Дутов в) Н.Н.Духонин

Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - III


  1. Что такое интервенция? Какие страны Антанты участвовали в интервенции?

  2. По случаю омского переворота генерал А.И.Деникин писал адмиралу А.В.Колчаку: «Признаём верховную власть , принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии».
Определите 3 политических принципа, перечисленных далее Деникиным:

А) восстановление единой и неделимой России

Б) восстановление монархии

В) восстановление в полном объёме законов, действовавших до февраля 1917 г.

Г) борьба против большевиков до полного их уничтожения

^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - IV


  1. Кому из белых правителей России принадлежат слова:
«Не триумфальным шествием на Москву можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все силы и помыслы, стонущего под красным игом народа». а) П.Н.Врангелю б) А.И.Деникину в) А.В.Колчаку

  1. Что такое гражданская война?

  2. В чём заключались особенности иностранной интервенции?
а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах страны

Б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны

В) невмешательство во внутренние дела России

Г) активная материальная и финансовая помощь белому движению

^ Тема «Гражданская: красные» В - I


  1. Кто лишний, почему?
а) М.В.Алексеев б) В.К.Блюхер в) С.М.Будённый г) Г.И.Котовский

Д) А.Я.Пархоменко е) М.В.Фрунзе ж) В.И.Чапаев


  1. Кто возглавлял Революционный военный совет республики?
а) В.И.Ленин; б) С.С.Каменев; в) Л.Д.Троцкий;

  1. С какой целью в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
а) для координации действий между регулярными частями Красной Армии

И народными повстанческими частями;

Б) для оперативного руководства войсками

В) для надзора за военспецами (бывшими царскими офицерами)

Г) для политического воспитания бойцов

^ Тема «Гражданская: красные» В - II


  1. Выберите причины победы красных в гражданской войне:
а) организованная, дееспособная армия б) поддержка большинством населения

Б) продуманная идеология в) центральное положение РСФСР


  1. Какое событие стало причиной массового красного террора?
а) анафема патриарха Тихона советской власти в январе 1918 г.

Б) деятельность боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы» в марте – июле 1918 г.

В) убийство в августе 1918 г. председателя Петроградского ВЧК М.С.Урицкого и покушение на В.И.Ленина.


  1. По какому принципу составлены ряды?
а) С.М.Будённый, М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, В.К.Блюхер, Г.И.Котовский, А.Я.Пархоменко;

Б) П.Н.Врангель, А.М.Каледин, Л.Г.Корнилов, Н.Н.Юденич, А.И.Деникин, А.В.Колчак;

^ Тема «Гражданская: красные» В - III


  1. Когда в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
а) апрель 1918 г. б) ноябрь 1918 г. в) май 1919 г.

  1. Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии, в соответствии с декретом от 15 января 1918 г.?
а) добровольность б) классовый подход

В) всеобщая воинская повинность в) всеобщее вооружение народа


  1. Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?
а) введение продналога

Б) поголовная национализация промышленности

В) натурализация заработной платы

Г) развитие товарно-денежных отношений

Д) введение продразвёрстки

Е) принудительный труд

^ Объясни термины, расшифруй сокращения:

РСФСР, РКП (б), ВЦИК, СНК, ВРК, РВС, ВЧК, РККА, ВСНХ;

конституция , декрет, комбед, сепаратный мир, комиссар, террор, продразвёрстка.

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 1


1. К.С.Петров-Водкин а) «Оборона Петрограда» 1927 г.

2. М.Б.Греков б) «Новая планета» 1921 г.

3. А.А.Дейнека в) «Тачанка» 1925 г.

4. К.Ф.Юон г) «Большевик» 1919 – 1920 г.

5.Б.М.Кустодиев д) «1918 год в Петрограде» 1920 г.


  1. Выберите принципы большевистской политики в области культуры в 20-е годы:
А) оценка творчества художника по его отношению к революции

Б) полная свобода творчества

В) больше памятников революционной тематики

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 2


  1. Определите, кому из указанных поэтов принадлежат следующие строки:

    1. И там, и здесь между рядами 3. Тот, кто выпил полной чашей
Звучит один и тот же глас: Нашей прошлой правды муть, -

«Кто не за нас – тот против нас, Без притворства может к нашей

Нет безразличных: правда с нами». Новой вольности примкнуть!

2. Стоит буржуй, как пёс голодный, 4. Ещё не все сломали мы преграды,

Стоит безмолвный, как вопрос , Ещё гадать нам рано о конце.

И старый мир, как пёс безродный, Со всех сторон теснят нас злые гады.

Стоит за ним, поджавши хвост. Товарищи, мы в огненном кольце!

^ А) Д.Бедный Б) А.Блок В) В.Брюсов Г) М.Волошин Д) О.Мандельштам


  1. Выберите принципы большевистской политики в области образования:
А) обязательное образование для всех с 18 до 50 лет

Б) элитарное образование

В) бесплатное

Г) платное, в зависимости от ступени образования

Д) равное для всех

Е) сословное

^ Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 3


  1. Подберите фамилии писателей по кратким характеристикам:
А) последний певец дворянской усадьбы

Б) несравненный живописец исчезнувшего быта

Г) старший символист

Д) глава футуристов, самый «кричащий» поэт

Е) поэт - революционный романтик


  1. Расшифруйте сокращения:
А) РАПП

Б) Пролеткульт

Д) ликбез

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 4


А) А.Куприн, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин, К.Коровин, М.Шагал, И.Стравинский

Б) А.Ахматова, М.Волошин, В.Короленко, М.Пришвин, М.Булгаков, Е.Замятин

В) А.Блок, В.Маяковский, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, К.Малевич


  1. Соотнесите произведения и фамилии авторов:
А) А.Серафимович 1. плакат «Ты записался добровольцем?»

Б) К.Тренёв 2. к/ф «Броненосец Потёмкин»

В) С.Эйзенштейн 3. скульптура «Булыжник – орудие пролетариата»

Г) Д.Моор 4. роман «Железный поток»

Е) И.Шадр 5. пьеса «Любовь Яровая»

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 1


  1. Соотнесите достижения советской науки и фамилии учёных:
А) Н.И.Вавилов 1. ядерная физика

Б) А.И.Иоффе 2. генетика

В) И.В.Курчатов 3. физика полупроводников

Г) С.В.Лебедев 4. микрофизика

Д) П.Л.Капица 5. синтетический каучук


  1. Какая фамилия выпадает из общего логического ряда, почему?
И.Бабель, Н.Клюев, О.Мандельштам, С.Михалков, В.Наседкин

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 2


  1. Соотнесите названия произведений и их авторов:
А) Г.Александров 1. роман «Тихий Дон»

Б) В.Мухина 2. кинокомедия «Весёлые ребята»

В) А.Гайдар 3. роман «Хождение по мукам»

Г) А.Толстой 4. скульптура «Рабочий и колхозница»

Д) М.Шолохов 5. повесть «Тимур и его команда»


  1. В чём смысл создания творческих союзов?

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 3


  1. Соотнесите названия произведений живописи и их авторов:
А) А.Дейнека 1. «Сбор винограда»

Б) Б.Иогансон 2. «Новая Москва»

В) И.Грабарь 3. «Допрос коммунистов»

Г) Ю.Пименов 4. «В.И.Ленин у прямого провода»

Д) М.Сарьян 5. «Будущие лётчики»


  1. Раскройте смысл понятия – соцреализм.

Тема «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 4


  1. Раскройте смысл понятия – культурная революция.
Объясните название заголовка «Наука в тисках идеологии» (стр. 187).

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -1

Что лишнее, почему?


  1. индустриализация, министерства, дефицит, теневая экономика;

  2. экспорт нефти , импорт зерна, кооперация, экстенсивное развитие.

Тема «СССР в 60 – 80 е годы» В – 2

Кто лишний, почему?


  1. А.Н.Косыгин, Л.П.Берия, Л.И.Брежнев, Ю.А.Андропов;

  2. С.Королёв, А.Туполев, В.Вернадский, А.Сахаров.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -3

По какому принципу составлены ряды?


  1. 50 % надбавка за сверхплановую продукцию, снятие запретов на ведение подсобного хозяйства, повышение закупочных цен;

  2. роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -4


  1. ЭВМ, НТП, ВАЗ, ГАЗ, БАМ;

  2. КПСС, КГБ, Совмин, ВЛКСМ, МВД.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -5

По какому принципу составлены ряды?


  1. экономическое стимулирование , отраслевые министерства, хозрасчёт;

  2. Байконур, «Восток», «Восход», «Союз».

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -6

Что лишнее, почему?


  1. реабилитация, химизация, мелиорация, интенсификация;

  2. соц.соревнование, экономическое стимулирование , неосталинизм, планирование.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -7

Расшифруй абревеатуру (сокращения).


  1. СССР, США, НАТО, ОВД;

  2. МВД, КГБ, ПВО, ПРО.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -8

Раскрой смысл терминов:


  1. «развитой социализм», неосталинизм, номенклатура;

  2. реформа, импорт, пятилетка.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -9

Раскрой смысл терминов:


  1. колхоз, совхоз, АПК;

  2. диктатура, директива, национальный доход.

последствия гражданской войны для России

^ ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ


  1. Гражданская война

  2. Красный террор, белый террор

  3. Продразверстка

  4. Комбеды

  5. Всеобщая трудовая повинность

  6. Продотряды

  7. Комуч

Руководители высших органов власти в Советской России в годы гражданской войны (установить соответствие).

1. Совет рабочей и крестьянской обороны

2. Совет народных комиссаров (СНК)

3. Революционный военный Совет Республики

4. ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией)

А) Л.Д.Троцкий б) В.И.Ленин в) Ф.Э.Дзержинский г) Я.Х.Петерс

События 1918-1919 гг. в Советской России (установить соответствие).

1. Покушение на В.И. Ленина

2. Постановление СНК "О красном терроре"

3. Убийство в Екатеринбурге царской семьи

4. Принятие Конституции РСФСР

5. Начало политики продовольственной диктатуры

6. Введение продразверстки

Самодержавие: кризис власти

Исходные данные

Проанализируйте события, связанные со свержением Николая II: от первых волнений на Путиловском заводе в феврале 1917 до подписания царем акта об отречении от престола. Выясните, какие политические силы (и стоящие за ними группы общества) выступали против монархии, какие – "за", а какие просто занимали позицию невмешательства и почему.

Задание:

1. Ответьте: что такое "кризис власти" вообще, в чем он может проявляться?

2. Из любого кризиса теоретически можно найти выход. Более того, именно в период кризисов восходят новые политические звезды! Вы – заместитель министра внутренних дел (на тогдашнем языке – товарищ министра). По убеждениям Вы – монархист. На дворе 24 февраля 1917 года. Контроль над ситуацией потерян: армия вышла из повиновения, а полиция слишком малочисленна. Правительство в панике, оно готово на все , но ничего придумать не может – ситуация нестандартная, а министры - стандартные. У вас есть шанс стать новой политической звездой, "спасителем Престола и Отечества": Составьте (в виде тезисов или блок-схемы) план действий по подавлению революции.

Российская революция от февраля к октябрю: периодизация

Февраль 1917 – захват восставшими рабочими и солдатами власти в Петрограде

Март – отречение Николая II, создание Временного правительства (кадеты) и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (умеренные социалисты – меньшевики и эсеры), соглашение между ними о признании Советами Временного правительства формальной властью

Апрель – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, вызванный неспособностью кабинета контролировать стихию массового движения создание нового, коалиционного кабинета (кадеты плюс умеренные левые) с целью повышения его авторитета в массах

Июль – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, создание нового коалиционного кабинета (увеличение числа меньшевиков и эсеров в кабинете)

Август – консолидация правых: созыв Государственного совещания, натиск правых на Правительство и Советы: Корниловский мятеж и его подавление, переход кадетов в лагерь правых сил: их выход из Временного правительства. Рост авторитета крайне левых в массах.

Сентябрь – созыв Демократического совещания (от кадетов до большевиков): попытка консолидации политического "центра" и ее провал. Политическая изоляция Временного правительства, окончательная потеря контроля над ситуацией в стране, усиление анархии

25-26 октября – большевистский переворот: свержение Временного правительства при опоре на немногочисленные отряды матросов и красногвардейцев и "нейтралитете" большинства рабочих и солдат.

Октябрь – Создание нового "советского" правительства – Совета Народных комиссаров, принятие первых большевистских декретов

Если признать эти события главными, определяющими содержание этого процесса, а их характеристику исчерпывающей, то:

1. Какое название наиболее точно отразит содержание данного процесса?

1. свержение самодержавия

2. становление российского парламентаризма

3. развитие революционного процесса: эволюция двоевластия

4. смена кабинетов Временного правительства

5. возникновение социально-политических противоречий в российском обществе

2. Какие периоды в нем можно выделить в данном процессе

1. с февраля по март , с марта по август, с августа по октябрь

3. Что в этом случае будет критерием периодизации (если не один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)

1. степень организованности массовых выступлений

2.степень политической энтропии (консолидации – поляризации) общества

3.динамика численности участников массовых антиправительственных выступлений

4.формы политической борьбы.

5.расширение территории, охваченной революционным движением

4. Какмогут называться выделенные периоды

1.Петроградский период – общероссийский период – большевистский период.

2.период открытого политического противостояния – период парламентских форм политического противостояния)

3.формирование двоевластия – кризис и крушение двоевластия

4.назревание предпосылок революции – начало революции – конец революции

5.период массового движения – период фракционной борьбы

Кризисы Временного правительства: политический аспект

Кризисы Временного правительства проявились в обострениях борьбы между тремя основными силами, действующими в русской революции.

1. Заполните Таблицу X, где охарактеризуйте эти силы , используя термины: радикалы, консерваторы, либералы, демократы, левые, правые, центр, социалисты. укажите, какие партии и группы составляли каждую из этих сил, кто являлся их лидерами

Таблица X Расстановка сил с февраля по октябрь 1917

2. Заполните Таблицу XI «Кризисы Временного правительства», где укажите:· причину кризиса: обострение борьбы между какими силами (лагерями) революции послужило причиной каждого кризиса (например: А-Б или В-А и т.п.), повод для кризиса (событие, непосредственно вызвавшее кризис)

Таблица XI. «Кризисы Временного правительства»


Кризисы Временного правительства

I

II

III

IV

Партийный состав (%)

Количество "министров-капиталистов"

Количество "министров-социалистов

Причина кризиса

Повод для кризиса

Особенностью гражданской войны в России было переплетение внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией.

Причины иностранной интервенции:

1. западные державы стремились предотвратить расползание социалистической революции по всему миру;

2. избежать многомиллиардных потерь от национализации имущества иностранных граждан, проведенной Советской властью, и отказа выплачивать долги царского и Временного правительства;

3. ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире.

Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния.

Иностранная интервенция началась весной 1918 г. Германские войска по Брестскому миру оккупировали Украину, Крым, часть Северного Кавказа. Румыния захватила Бессарабию. В начале марта 1918 г. в Мурманске высадился 2-тыс. десант английский войск, а к середине месяца туда прибыли французские и американские войска. В апреле во Владивостоке высадились японские войска. Турция, союзница Германии, ввела свои войска в Армению, Азербайджан. Англия захватила часть Туркмении, заняла Баку. Захват больших территорий иностранными интервентами сопровождался уничтожением органов Советской власти, восстановлением прежних порядков, разграблением материальных ценностей.

В конце лета 1918 г. характер интервенции изменился. Войска получили распоряжения поддерживать антибольшевистские движения. В августе смешанные части англичан и канадцев вступили в Закавказье, заняли Баку, где свергли Советскую власть, потом отступили под натиском Турции. Высадившиеся в августе в Архангельске англо-французские войска, свергли там Советскую власть, а позднее поддержали омское правительство адмирала А.В. Колчака. В Одессе расположились французские войска, которые обеспечивали службы тыла армии А.И. Деникина, ведущей боевые действия на Дону.

К осени 1918 г. произошли серьезные изменения в международном положении. Первая мировая война закончилась. Германия и ее союзники потерпели полное поражение. В Германии и Австро-Венгрии произошли революции. Советское руководство аннулировало Брестский договор, и новое германское правительство было вынуждено вывести свои войска из России. В Польше, Прибалтике, на Украине возникли буржуазно - националистические правительства, которые тут же приняли сторону Антанты.

Поражение Германии высвободило значительные воинские контингенты Антанты и одновременно открыло для нее короткую и удобную дорогу к Москве с юга. В этих условиях руководство Антанты склонилось к мысли разгромить Советскую Россию силами собственных армий. В конце ноября 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе - французские. Общая численность войск интервентов, сосредоточенных на юге, была доведена к февралю 1919 г. до 130 тыс. чел. Значительно увеличились контингенты Антанты на Дальнем Востоке (до 150 тыс. чел.), на севере (до 20 тыс. чел.).


В то же время общественные круги европейских стран и США выступали за возвращение своих воинов домой. В этих странах развернулось демократическое движение под лозунгами “Руки прочь от Советской России!”

В 1919 г. в оккупационных частях Антанты началось брожение. Опасаясь большевизации своих войск, руководство Антанты весной 1919 г. начало выводить свои войска из территории России.

1919 г. был самым тяжелым для большевиков. Решалась судьба Советского государства. Командование Антанты разработало новый план борьбы с Россией. На этот раз борьба против большевиков должна была выражаться в комбинированных военных действиях белых армий и армий соседних с Россией государств. В этом плане ведущая роль отводилась белым армиях, а вспомогательная - войсками малых государств (Финляндии и Польши), а также вооруженным формированиям буржуазных правительств Латвии, Литвы, Эстонии, сохранивших контроль над частью своих территорий.

Англия, Франция, США усилили военную и экономическую помощь всем антибольшевистским силам. За зимний период 1918-1919 гг. только войска А.В. Колчака и А.И. Деникина получили около миллиона винтовок, несколько тысяч пулеметов, около 1200 орудий, танки, самолеты, боеприпасы, обмундирование на сотни тысяч человек.

В конце 1919 г. победа большевиков становилась все более очевидной. Страны Антанты стали ускорять вывод из России своих войск.

К весне 1920 г. Красная Армия с боями вышла к Забайкалью. Дальний Восток был оккупирован японцами. Чтобы избежать столкновения с ними, правительство РСФСР способствовало образованию формально независимого “буферного” государства - Дальневосточной республики (ДРВ) со столицей в Чите. С ноября 1920 г. армия ДРВ приступила к боевым действиям против остатков белых армий, поддерживаемых японцами, а в октябре 1922 г. заняла Владивосток. Дальний Восток был очищен от белогвардейцев и интервентов. После этого ДРВ была ликвидирована и вошла в состав РСФСР.

Таким образом, на территории бывшей Российской империи, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии, победила Советская власть.


Гражданская война – это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны. Применительно к России - гражданская война гг. - это обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими, национальными и другими противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения страны, проходившая при активном вмешательстве иностранных государств и включавшая военные операции регулярных армий, восстания, мятежи, партизанские и диверсионно-террористические действия и др.формы.


3.Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство. 2.Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия. Борьба за армию в условиях продолжавшейся войны вела к ее развалу. 4.Противоречия в лагере социалистических партий, которые на выборах в Учредительное собрание получили более 80% голосов, но не сумели обеспечить согласие, ценой взаимных уступок. 5.Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Интервенция стала катализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейских войск и правительств во многом обусловила длительность этой войны. 6.Грубейшие ошибки и просчеты большевиков, советского правительства в целом ряде важных вопросов внутренней политики (Раскол деревни летом 1918 г., расказачивание, политика "военного коммунизма" и др.). 1.Обострение социальных противоречий в Российском обществе, нежелание самодержавия проводить существенные реформы политического и экономического строя. Конфликт власти и общества был настолько глубоким, что защитников у самодержавия в феврале- марте 1917 г. не оказалось, их просто не было в многомиллионной стране. Причины Гражданской войны: Причины Гражданской войны: 7.Психология и психопатология революционной эпохи во многом предопределяли поведение каждого человека и больших социальных групп людей в годы войны. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем.


Неприятие большевистского лозунга мировой революции. Недовольство выходом России из первой мировой войны Протест против национализации иностранной собственности и отказа от выплаты долгов. Непризнание странами новой формы политической власти. Особенности Гражданской войны в России: Особенности Гражданской войны в России: Причины иностранной интервенции: Причины иностранной интервенции: -сопровождалась интервенцией и террором; -не имела чётких границ и враждующих групп; -отсутствие временных рамок; -характеризовалась классовым противостоянием граждан, сменой взглядов, распадом семейных уз


Октябрь 1917 г.- март 1918 г. - свержение большевиками Временного правительства, установление Советской власти, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы (в т. ч. и Брестский мир как один из факторов раскола); март-октябрь 1917 г. - неудача российской демократии в попытке установить гражданский мир, усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия; март-июнь 1918 г. - локальные военные действия, формирование белых и красных вооруженных сил, террор с обеих сторон, дальнейшая эскалация насилия; лето 1918 г.- конец 1920 г. - "большая гражданская война между массовыми регулярными армиями, иностранная интервенция, партизанская борьба в тылах, милитаризация экономики и т.д. (это собственно гражданская война в полном смысле этих слов, хотя точнее называть это время - этапом "большой" гражданской войны) гг. - постепенное затухание гражданской войны, ее локализация на окраинах и полное окончание февраль-март 1917 г. - насильственное свержение самодержавия, открытый раскол общества главным образом по социальному признаку; Периодизация Гражданской войны Периодизация Гражданской войны


Социальная основа офицерство, чиновничество, дворянство, буржуазия, отдельные представители рабочих и крестьян. Партийный состав разнороден: черносотенно-монархические, либеральные, социалистические партии. Программа белого движения свержение советской власти, власти большевиков, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права для определения будущего страны, признание права частной собственности, проведение земельной реформы, гарантию основных прав и свобод граждан. Белое движение Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка и державной идеи в противопоставлении разрушительной «красной». Белый цвет использовался в политике ещё со времён «белых лилий Бурбонов» и символизировал чистоту и благородство устремлений. Социальная основа часть раб. класса и беднейшее крестьянство (часть интеллигенции. военных). Партийный состав Революционные (левые) партии прежде всего РСДРП (б). Программа красного движения право нации на самоопределение, общенародная собственность на средства производства, создание справедливого общества, власть рабочих и крестьян. Красное движение




Англия Япония, США, Англия Франция Англия Греция Англия США Канада Франция США Всего среди участников интервенции в РСФСР и Закавказье, насчитывают 14 государств. Среди интервентов были Франция, США, Великобритания, Япония,Польша, Румыния и др. Интервенты либо стремились захватить часть российской территории (Румыния, Япония, Турция), либо получить от поддерживаемых ими белогвардейцев значительные экономические привилегии (Англия, США, Франция и др.). Англия Франция Канада США Польша Япония


Потери Красной Армии в боях составили чел.примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать неродившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение.. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в млн. чел Итоги Гражданской войны Итоги Гражданской войны


Промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Народ был измучен. Не хватало одежды, обуви, медикаментов. Весной и летом 1921г. в Поволжье разразился страшный голод, погибло более 5 млн. человек. В феврале 1921 г. Остановились 64 завода. Рабочие оказались на улице. Ъ Резко возросла детская беспризорность. К итогам…


Первый сохранение советской власти и распространение ее на всю территорию бывшей Российской империи, подавление всех сил, не согласных с политикой большевистского руководства. Этот путь означал создание социалистического государства, государства диктатуры пролетариата. В ходе Гражданской войны борьба шла за пути дальнейшего развития страны. Второй путь это попытка сохранения в России буржуазно-демократической республики и продолжение той политики, которая декларировалась Временным правительством и Советами веснойлетом 1917 г.: дальнейшее развитие демократии, свободного предпринимательства. За этот путь в основном выступали партии революционной демократии, участники Временного правительства и Советов меньшевики, эсеры (с осени правые эсеры), левое крыло кадетов. Третий путь отвечал интересам крупной буржуазии, дворянства, верховного руководства царской армии и означал попытку сохранения ограниченной монархии и России как единой и неделимой страны, верной союзническим обязательствам.


У российского общества существуют два полюса стабильности: или "народ безмолвствует", или "бунт решительный и беспощадный". Причем переход от одного к другому занимает немного времени. В таком ментальном поле особая ответственность ложится на современную политическую элиту страны. Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Уроки гражданской войны.

Урок 19. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ

Цель урока: уяснить причины победы красных в вооруженном противостоянии с белыми.

Основные знания: эволюция взглядов В. И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил; основные мероприятия и суть «военного коммунизма»; сущность «красного террора»; специфика войны Советской России с Польшей; причины победы красных над белыми.

Основные понятия: «военный коммунизм»; продразверстка; «красный террор».

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 18); хрестоматия; таблицы; карта «Гражданская война и интервенция в России»; на доске - формулировка проблемно-познавательной задачи.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 10 (вып. 1, с. 73) в рабочей тетради, а также провести проверочное тестирование.

В чем заключались особенности иностранной интервенции (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;
б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;
в) невмешательство во внутренние дела России;
г) активная материальная и финансовая помощь белому движению.

Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители стран Антанты?
а) Необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии;
б) необходимостью предотвратить «расползание» большевизма по всей Европе;
в) желанием предотвратить Гражданскую войну в России.

Какое событие стало первым актом вооруженного вторжения в Советскую Россию, в результате которого была аннексирована часть территории бывшей Российской империи?
а) Оккупация немецкими войсками Украины;
б) оккупация румынскими войсками Бессарабии;
в) оккупация турецкими войсками Закавказья.

Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922 г.?
а) Великобритании; б) США; в) Японии.

Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
а) П. Н. Краснов; б) А. М. Каледин; в) Г. А. Семенов.

Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?
а) М. В. Алексеев; б) А. И. Дутов; в) Н. Н. Духонин.

По случаю омского переворота генерал А. И. Деникин писал адмиралу А. В. Колчаку: «Признаем верховную власть, принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии». Определите три политических принципа, перечисленных далее Деникиным:
а) восстановление единой и неделимой России;
б) восстановление монархической формы правления;
в) непредрешение будущей окончательной формы правления;
г) восстановление в полном объеме законов, действовавших до Февральской революции;
д) борьба против большевиков до полного их уничтожения.

В каком году А. И. Деникин сложил с себя обязанности командующего Вооруженными силами Юга России?
а) 1919 г.; б) 1920 г.; в) 1921 г.

Кто возглавил Вооруженные силы Юга России после отставки А. И. Деникина?
а) П. Н. Врангель; б) П. Н. Краснов; в) А. В. Колчак.

Кому из белых правителей России принадлежат следующие слова: «Не триумфальным шествием на Москву можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа»?
а) П. Н. Врангелю; б) А. И. Деникину; в) А. В. Колчаку.

1. Создание Красной Армии. 2. «Военный коммунизм». 3. «Красный террор». Ликвидация дома Романовых. 4. Решающие победы красных. 5. Война с Польшей. 6. Окончание вооруженного противостояния белых и красных. Причины победы большевиков.

1. Перед объяснением нового материала учитель ставит проблемно-познавательную задачу, на которую необходимо дать ответ в конце урока: определить, почему красные одержали победу над белым движением.

Рассказывая об эволюции взглядов В. И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, учитель может провести сравнительный анализ двух документов, помещенных в хрестоматии: декрета Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 г. «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и постановления ВЦИК от 29 мая 1918 г. «О мобилизации трудящихся в Красную Армию». В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют схему в рабочей тетради (вып. 1, с. 74, задание 1).

Сюжет о привлечении в Красную Армию военспецов целесообразно рассмотреть в процессе выполнения задания 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 75).

2. Второй вопрос учитель излагает сам. В ходе изложения учащиеся заполняют таблицу «Политика военного коммунизма»:

3. Рассказывая о сущности «красного террора», можно использовать документы, помещенные в хрестоматии: приказ Председателя РВСР по войскам и советским учреждениям Южного фронта о дезертирах от 24 ноября 1919 г. и приказ Народного Комиссариата внутренних дел о заложниках от 4 сентября 1918 г. Можно также организовать коллективное обсуждение задания 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 76).

Рассказ об убийстве царской семьи можно проиллюстрировать отрывком из мемуаров Я. Юровского, помещенным в хрестоматии. Затем учитель создает проблемную ситуацию: согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая II была выгодна всем политическим силам, участвовавшим в вооруженном противоборстве: и красным, и белым, и руководителям Антанты?

4. Четвертый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника и историческую карту. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Решающие победы красных»:

5. Пятый вопрос учитель излагает, используя приказ Председателя РВСР от 14 августа 1920 г. («Герои, на Варшаву!»), помещенный в конце § 18, и историческую карту.

Для закрепления нового материала учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы: каковы причины Русско-польской войны 1920 г.? В чем заключалась ее специфика? Каковы были итоги? Почему В. И. Ленин назвал войну с Польшей «политической ошибкой»?

6. Учитель рассказывает о разгроме войск Врангеля. Учащиеся продолжают заполнять таблицу. В дополнение к материалу учебника можно привести сведения о разгроме белого движения на Дальнем Востоке.

После разгрома Врангеля и захвата красными войсками Крыма последней опорой белого движения оставался Дальний Восток. Здесь находилась 100-тысячная японская армия. Под ее покровительством действовали остатки колчаковских войск (каппелевцы) и белоказаки, которыми командовал преемник Колчака атаман Г. Семенов, проводивший политику жестокого террора.

Преследуя остатки колчаковских войск, Красная Армия вышла к Байкалу. Дальнейшее ее продвижение могло привести к нежелательному столкновению с Японией. 6 апреля в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) было принято решение об образовании Дальневосточной республики (ДВР) по форме демократического государства с многопартийным парламентом, но фактически руководимой Дальневосточным бюро ЦК РКП(б), которому отводилась роль буфера между РСФСР и Японией. Япония официально признала ДВР.

Однако в конце 1921 г. белогвардейцы при поддержке японцев перешли в наступление и овладели Хабаровском. В феврале 1922 г., опираясь на помощь РСФСР, армия ДВР (командующий В. Блюхер) перешла в контрнаступление. На подступах к Хабаровску у станции Волочаевка за три дня боев красные разбили основные силы белых и 14 февраля 1922 г. вошли в Хабаровск. Остатки белых войск отступили в Приморье, затем в Маньчжурию.

Япония была вынуждена вывести свои войска из Приморья. 25 октября во Владивосток вступили войска ДВР и партизанские отряды. Буферная Дальневосточная республика, выполнив свою дипломатическую и военную задачу, воссоединилась с РСФСР.

В заключение учащиеся обсуждают проблемное задание. Необходимо выделить такой фактор, как энергичные и последовательные действия большевистского руководства по организации Красной Армии и мобилизации всех сил на отпор врагу. В ходе обсуждения проблемного задания учитель может привести слова из речи Л. Д. Троцкого: «Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых». Объясните слова Троцкого. Можно ли считать эти слова обобщенной формулой победы большевиков над белым движением?

Подведя итог ответам учащихся, учитель констатирует: разгром белого движения еще не означал конец Гражданской войны.

Задание на дом. § 18 и вопросы к нему. Задания 5 (с. 77), 7 (с. 78), 9 (с. 79) в рабочей тетради (вып. 1).

Урок 20. между белыми и красными

Цель урока: сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.

Основные знания: позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; позиция крестьянства в Гражданской войне; причины и требования крестьянских восстаний в 1920-1921 гг.; сущность и характер Кронштадтского восстания.

Основные понятия: «демократическая контрреволюция»; махновщина; «малая» гражданская война; Кронштадтское восстание.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 19); хрестоматия; таблица; карта «Гражданская война в России».

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 75), 6 (с. 77-78), 8 (с. 79), 10 (с. 80) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии в соответствии с декретом от 15 января 1918 г. (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Добровольность;
б) классовый подход;
в) всеобщая воинская повинность;
г) всеобщее вооружение народа.

Кто возглавлял Революционный военный совет республики в годы Гражданской войны?
а) В. И. Ленин; б) С. С. Каменев; в) Л. Д. Троцкий.

Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:
а) апрель 1918 г.; б) ноябрь 1918 г.; в) май 1919 г.

С какой целью в Красной Армии был введен институт военных комиссаров (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Для оперативного руководства войсками;
б) для координации действий между регулярными частями Красной Армии и народными повстанческими частями;
в) для надзора за военспецами;
г) для политического воспитания бойцов.

Какие события стали причиной начала массового «красного террора»?
а) Провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;
б) деятельность в марте - июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;
в) убийство в августе руководителя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.

Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест-Литовский договор с Германией?
а) 6 июля 1918 г., после убийства немецкого посла Мирбаха;
б) 17 июля 1918 г., после расстрела царской семьи;
в) 13 ноября 1918 г., после поражения Германии в войне.

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный; г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.

Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?
а) Введение продналога;
б) поголовная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы;
г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки;
е) принудительный труд.

План изучения нового материала

1. «Демократическая контрреволюция». Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне. 2. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. 3. Позиция крестьянства в Гражданской войне. 4. Махновское движение. 5. «Малая» гражданская война. 6. Кронштадтское восстание.

1. Первый вопрос можно изучить путем эвристической беседы. Учитель просит вспомнить, каковы особенности формирования Восточного фронта; какие политические силы первыми начали здесь вооруженную борьбу с большевиками; какие события способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооруженной борьбы с большевиками и почему. Далее учитель рассказывает о формировании «демократических» правительств в поволжско-сибирском и северном регионах. Как вы думаете, под какими лозунгами вели демократические правительства вооруженную борьбу с большевиками? Почему они объявили себя «демократической контрреволюцией»? Далее учитель отмечает, что наиболее сложной для демократических правительств проблемой был вопрос об отношении к Декрету о земле, который уже стал претворяться в жизнь. Как вы думаете, какую позицию заняли эсеровские правительства? Могли ли они рассчитывать на поддержку населения? Но для того чтобы вести вооруженную борьбу с большевиками, необходимо иметь собственные вооруженные силы. Как попытались решить эту проблему демократические правительства? В чем заключалась непоследовательность позиции этих правительств? Какова судьба Уфимской директории? Далее учитель анализирует постановление ВЦИК от 14 июня 1918 г., отмечая, что левые эсеры голосовали против этого решения, считая, что подобный вопрос является компетенцией съезда Советов.

Далее учитель зачитывает выдержку из резолюции IX совета партии эсеров «О прекращении вооруженной борьбы против большевиков» (июнь 1919 г.), помещенной в хрестоматии. Почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооруженной борьбы против большевиков? Изменилось ли их отношение к большевистской власти? Учитель констатирует, что меньшевики и правые эсеры продолжали считать себя оппозиционными по отношению к большевикам партиями, рассматривая себя в качестве «третьей силы». В чем суть этого понятия? Как вы думаете, насколько был реален «третий путь», предложенный эсерами и меньшевиками?

2. Перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу: вспомните, какова была позиция левых эсеров в период подготовки вооруженного выступления большевиков в октябре 1917 г.; какую позицию они занимали на II съезде Советов; когда и почему левые эсеры вошли в состав СНК; каково было их отношение к разгону Учредительного собрания. По итогам беседы учащиеся начинают заполнять таблицу «История коалиции большевиков и левых эсеров» (в классах с высоким уровнем подготовки учащиеся могут начать заполнение таблицы самостоятельно) и продолжают работу в ходе изложения нового материала. При этом учитель акцентирует внимание на событиях, которые должны быть записаны в первой колонке.

Основные политические события

Позиция левых эсеров

Образование военно-революционных комитетов
в октябре 1917 г.

II съезд Советов

Создание первого Советского правительства

Образование коалиционного Советского
правительства (ноябрь - декабрь 1917 г.)

Создание ВЧК (декабрь 1917 г.)

Роспуск Учредительного собрания (январь 1918 г.)

Брестский мир (март 1918 г.)

Чрезвычайные меры в деревне (май - июнь 1918 г.)

3. Вопрос о позиции крестьянства в Гражданской войне учитель излагает, предварительно сформулировав проблемное задание: почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

В классах с высоким уровнем подготовки учащиеся изучают этот вопрос самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5 (с. 82-84) и 6 (с. 84-85) в рабочей тетради (вып. 1).

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам. Он может использовать документы, помещенные в хрестоматии: информацию Особого отдела Штаба Главнокомандующего вооруженными силами Юга России о настроении крестьянских масс от 10 июня 1919 г. и резолюцию III съезда участников махновского движения от 10 апреля 1919 г. Проблему взаимоотношений между руководством Красной Армии и махновским движением можно раскрыть, выполняя задание 8 (вып. 1, с. 86-87) в рабочей тетради.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задание 10 (вып. 1, с. 88) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: какие события были названы современниками «малой» гражданской войной? Каковы причины крестьянских восстаний? Какие районы были охвачены крестьянскими волнениями в 1920-1921 гг.? Какие требования выдвигали крестьяне в своей борьбе против сложившегося в стране режима? Можно ли квалифицировать крестьянские восстания как антисоветские? Какие методы подавления крестьянского движения использовались государством? Чем «малая» гражданская война отличалась от «фронтовой» войны между красными и белыми?

6. Шестой вопрос можно разобрать, сочетая рассказ учителя с работой над документом, помещенным в конце § 19, и заполнением схемы в рабочей тетради: задание 9 (вып. 1, с. 87). Рассказывая о требованиях восставших, учитель предлагает учащимся прочитать выдержки из резолюции участников митинга на Якорной площади и ответить на вопросы: какие экономические требования выдвигали участники митинга? В чем суть выдвинутых политических требований? Можно ли охарактеризовать их как антисоветские?

Россией , в результате... ...Между тем , величайшая несправедливость... -турецкого флота на российские порты 16 ...

  • Мартик Гаспарян Тучи не могут долго скрывать солнечный свет Москва 2010

    Документ

    ... -1916гг ... уроки* ... 1900 г. за изобретение трактора - механического плуга - на ... на тему "Армяне в России" . РЕСКРИПТЫ ГОСУДАРЕЙ ИМПЕРАТОРОВ РОССИИ ... России , но и направить курдов на резню армян. 162 С приближением к границам Курдистана владений Российской империи ...

  • Во время иностранной интервенции 1918-1921 годов Россия была поделена на зоны влияния. Если бы планы интервентов осуществились, нашей страны в нынешних границах просто бы не было.

    Начало интервенции

    Сразу после «Декрета о мире» и перемирия Советской России с Германией на Восточном фронте, 3 декабря 1917 года США, Франция, Англия и союзные им страны приняли решение о разделе бывшей Российской империи на зоны интересов.

    Речь шла об установлении связей с местными национальными правительствами и объявлении независимости Украины, Белоруссии, Кавказа, Польши, Финляндии и других стран Прибалтики, а также Дальнего Востока. Спустя месяц на специальной конвенции Англия и Франция разделили Россию на сферы вторжения.

    Французская зона должна была состоять из Бессарабии, Украины и Крыма, а английская – из территорий казаков, Кавказа, Армении, Грузии и Курдистана. Американское правительство, оставаясь в тени, приняло доклад госсекретаря Лэнсинга о предоставления тайной поддержки британским и французским инициативам.

    Как пишет историк Кирмель, в приложении к карте «Новой России», составленной государственным департаментом США, говорилось: «Всю Россию следует разделить на большие естественные области, каждая со своей особой экономической жизнью. При этом ни одна область не должна быть достаточно самостоятельной, чтобы образовать сильное государство».

    Угроза целостности России шла не только с Запада, но и с Востока. 26 февраля 1918 года союзный главнокомандующий маршал Фош заявил, что «Америка и Япония должны встретить Германию в Сибири – они имеют возможность это сделать». Это стало началом агитации за военную интервенцию Японии на Дальнем Востоке. Уже 5 марта газета Daily mail настаивала на необходимости приглашения Японии в Сибирь и создания «Азиатской России», в противовес Европейской, под властью Советов.

    Разлад в лагере союзников

    И все же долгое время войска союзников не решались вторгаться в Россию. Во-первых, неоконченная война с Германией создавала слишком большие риски для рассредоточения людским ресурсов. Во-вторых, октябрьский переворот и большевиков долгое время никто не воспринимал всерьез, ожидая, что последние падут после проигрыша Германии.

    По словам американского историка Ричарда Пайпса, Ленин и его партия были неизвестными величинами, и никто не воспринял всерьез их утопические планы и заявления. Преобладающим, особенно после Брест-Литовска, было мнение, что большевики являются ставленниками Германии и исчезнут с политической арены одновременно с окончанием войны.

    Поэтому, в конце 1917 – начале 1918 года, «союзники» придерживались осторожного курса и предпочитали, по большей части, держаться в стороне. Кроме того, долгое время среди стран Антанты не было единого мнения по поводу открытой интервенции. В частности, против нее выступал американский президент Вильсон, который считал первостепенным лишь образование независимых государств в пограничных районах России, а интервенцию рассматривал как излишнее вмешательство в дела другой страны.

    Его ярыми оппонентами были Черчилль, который после принятия генеральным штабом главного командования армиями Антанты резолюции «О необходимости интервенции союзников в Россию» и оккупации Мурманска Британией, видел в ослабленной России, в частности, прекрасный рынок сбыта и дешевый источник сырья.

    Это давало возможность свободно конкурировать с Германией, чья промышленность была лучше. За ввод войск и расчленение России активно выступали и многие американские политики. В частности, американский посол провоцировал своего президента заявлениями, что Белое движение теряет терпение, ожидая союзнической интервенции, и может договориться с Германией.

    Надо сказать, Германия тоже не обещала долголетия своему новому союзнику. Немецкий посол Мирбах писал, что он не видит дальнейшего смысла поддержания большевиков: «Мы, безусловно, стоим у постели безнадежно больного человека. Большевизм скоро падет... В час падения большевиков германские войска должны быть готовы захватить обе столицы и приступить к формированию новой власти». Ядро прогерманского правительства, по мнению Мирбаха, должны были составить умеренные октябристы, кадеты и крупные предприниматели.

    27 августа в Берлине были заключены новые договоры Германии с обессилевшей Россией. Согласно им, Советское правительство обязывалось сражаться против Антанты на европейской и северной части России. Германии передавался контроль над остатками Черноморского флота и портовым оборудованием на Черном море. Было также решено, что в случае, если Баку будет возвращен России, то треть добычи нефти пойдет Германии. Кроме того, к договору добавлялись секретные статьи, по которым советское правительство обещало вытеснить с территории страны войска Запада с помощью германских и финских войск. Договор от 27 августа стал последней каплей в отношениях Советской власти и Запада. Широкомасштабная интервенция началась.

    Во имя демократии

    Запад находил все новые и новые поводы для продолжения интервенции. Сначала это были лозунги Черчилля: «Во имя победы в этой великой войне». Потом они превратились в громкие призывы: «Во имя демократии», «помощи в восстановлении конституционного строя в России» и так далее. При этом союзники отнюдь не торопились оказывать активную помощь Белому движению и освобождать своего «близкого соседа» от «открыто признанных врагов», по словам Черчилля. Как пишет историк Кимель, основная сложность состояла в том, что в результате установления плотных взаимоотношений между белыми правительствами и Антантой, сразу же стали видны различные цели белогвардейцев и европейских стран. Основным камнем преткновение было стремление царских генералов восстановить «Единую и неделимую Россию», в которой Запад, особенно Великобритания, видел потенциальную угрозу ее колониальным землям.

    В отчете парламентского заседания английского парламента 8 и 17 ноября указано следующее мнение: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является спорной, поскольку они «борются за Единую Россию»… Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании… Один из наших великих людей, лорд Биконсфильд, видел в огромной, могучей и великой России, катящейся подобно глетчеру по направлению к Персии, Афганистану и Индии, самую грозную опасность для Великобританской империи». «Политика двойных стандартов» союзников даже без донесений разведки не была секретом для белых генералов. По словам генерала-майора Батюшина, достаточно было лишь ежедневно читать иностранную прессу, чтобы понимать истинные цели Запада. Сам Деникин с возмущением вспоминал в своих дневниках: «Из Парижа нам писали часто: помощь союзников недостаточна потому, что борьба Юга и Востока непопулярна среди европейских демократий; что для приобретения их симпатий необходимо сказать два слова: Республика и Федерация. Этих слов мы не сказали».

    Движение солидарности

    Помимо бескомпромиссной позиции лидеров Белого движения в вопросах целостности России, интервенцию изрядно усложняло и движение солидарности в странах Антанты по отношению к Советской России. Рабочий класс сочувствовал Советам и их поддержка вылилась в массовые выступления на всей территории Европы с лозунгами: «Руки прочь от Советской России». Они отказывались снаряжать военные суда для интервенции, препятствовали работе фабрик, что в военных и послевоенных условиях грозило крупным экономическим кризисом, который поставил бы Англию в зависимость от США. Большую проблему представляли собой и солдатские бунты. В 1919 году под Тирасполем восстали 55-пехотный полк и французский флот на Черном море. Война в революционной стране грозилась перерасти в революцию в странах-интервентах.

    Компромисс с большевиками

    Завершение Первой мировой войны окончательно определили дальнейшую судьбу интервенции. По условиям Версальского мирного договора на границах РСФСР создавалось множество независимых политических образований: Украинская народная республика, Белоруссия, Польша, Литва, Латвия, Финляндия, Эстонская республика, что являлось первоначальной целью стран Антанты. Поэтому в январе 1919 года на Парижской мирной конференции было принято решение отказаться от дальнейшего вторжения на территорию России, ограничив свою помощь Белому движению лишь военными поставками. Последнее решение тоже не было щедрым даром. За вооружение приходилось расплачиваться золотым запасом и зерном, в результате чего страдали крестьяне и популярность движения за восстановления «прежней» России во главе с белыми генералами неуклонно падала.

    На этом этапе «союзнических отношений» между белыми и Западом никакой помощи от последних, можно сказать, не было. Шла обычная торговля – продавали избытки оружия союзнических армий по невыгодным контрактам. И то в недостаточном количестве: Деникину, например, англичане поставили всего несколько десятков танков, хотя у них после Первой мировой на вооружении стояли тысячи.

    Существует еще одна версия, что после окончания Первой мировой войны и создания так называемого «санитарного кордона» вокруг РСФСР, союзникам, вопреки своей неприязни новому советскому правительству, было проще найти язык именно с большевиками, которые готовы были идти на многие компромиссы. Кроме того, послевоенная экономика требовала восстановления прежних экономических связей с Россией во избежание крупных кризисов и социальной напряженности. Поэтому, несмотря на то, что последние военные формирования были вытеснены с территории СССР (на Дальнем Востоке) в 1925 году, фактически весь смысл интервенции для стран Антанты изжил себя после подписания Версальского договора. Что касается Белого движения, то находясь на окраинах бывшей империи, без помощи извне и поставок оружия, они были обречены.