Интересная викторина по истории. Раздел iii

К сожалению, очень часто в школе складывается такая ситуация, что учащимся не нравится тот или иной предмет. Иногда причина бывает в том, что материал преподносится недостаточно интересно. Это можно легко исправить. Ведь многие дети и подростки очень любят участвовать в различных викторинах. К тому же они помогают закреплять пройденный материал. Предлагаем вам исторические Для удобства пользования правильные ответы также будут указаны. Думаем, что данные викторины будут интересны не только школьникам, но и людям более старшего возраста.

В помощь усвоения школьной программы

История - очень увлекательный предмет. Но запомнить огромное количество различных дат и фактов порой бывает очень сложно. В таком случае на помощь придут исторические викторины с ответами по различным периодам. Так легче запоминать и усваивать пройденный материал, а также проверять уровень знаний. В данной статье вы сможете найти несколько интересных викторин. Надеемся, что они обязательно помогут вам при усвоении трудного, но необыкновенно интересного предмета - истории. Ведь, как известно, без знания прошлого нет настоящего.

Историческая викторина

Для удобства освоения школьной программы и проверки своих знаний предлагаем разбить ее на несколько периодов, которые мы все легко вспомним:

  • Первобытно-общинный.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшая история.

Примитивное общество

Так мы назвали первобытно-общинный период. Давайте с вами его немного вспомним. Историческая викторина будет интересна не только школьникам, но и взрослым:

  1. Согласно некоторым историческим документам и археологическим находкам, первые древнейшие люди появились именно в этих странах. Где это произошло? (Африка и Юго-Восточная Азия.)
  2. Какие предметы первыми стал использовать человек в качестве орудий труда? (Камень и палку.)
  3. Животное, которое человек приручил первым. На сегодняшний день его далекие потомки преданно и верно служат людям, оберегая не только их жизнь, но также имущество и жилье. Назовите его. (Волк.)
  4. Первое механическое средство, которое повысило продуктивность охоты первобытного человека, называлось... Закончите предложение. (Копьеметалка.)
  5. Как называлось одно из первых занятий людей, с помощью которого они добывали себе пищу? (Собирательство.)

Поляне, кривичи, древляне

Трудный период становления древнего государства. С приходом Рюрика начинается подъем и зарождение великой империи. Давайте вспомним некоторые моменты, которые имели отношение к этому периоду:

  1. Как называется документ, в котором находятся различные данные о восточно-славянских племенах. ("Повесть временных лет".)
  2. В древние времена так называлось собрание, на котором решались важные вопросы. Назовите это слово. (Вече.)
  3. Специальное место, в котором приносились жертвы языческим богам на Руси. (Капище.)
  4. Известный монах, который вел летопись о восточнославянских племенах. (Нестор.)
  5. Как звали языческих жрецов на Руси, которые всеми силами боролись с зарождением христианства? (Волхвы.)
  6. Как называлось основное занятие восточных славян? (Земледелие.)

Древнерусское государство

В истории России период Средневековья охватывает достаточно большие временные рамки, с V века до конца VII. Историческая викторина для детей и взрослых поможет вам его вспомнить:

  1. Один из русских князей захватил Киев и сделал его столицей. Как его звали? (Олег.)
  2. Как звали русского князя, который способствовал появлению христианства на Руси? (Владимир Красное Солнышко.)
  3. Название самого первого свода законов древнерусского государства. ("Русская правда".)
  4. Как звали князя, который ослабил тяготы татаро-монгольского ига и проявил себя как мудрый правитель и полководец? (Александр Невский.)
  5. Название войска в Древней Руси, которым командовал князь. (Дружина.)

Эпоха дворцовых переворотов

Исторический период, охватывающий время правления шести разных императоров. Дворцовые тайны, интриги, перевороты, водоворот самых различных событий начиная со смерти Петра I и до воцарения на престоле императрицы Екатерины II.

  1. Назовите фамилию знаменитого дворянского рода, к которому принадлежала жена Петра Великого. (Долгоруковы.)
  2. Мастер барокко, по проектам которого был воздвигнут знаменитый Зимний дворец. (Растрелли.)
  3. В какой стране родилась великая императрица Екатерина II? (Германия.)
  4. Как звали императрицу, которая практически не занималась государственными делами, а любимым фаворитом у нее был Бирон? (Анна Иоанновна.)
  5. Как звали императрицу, которая способствовала открытию Московского университета и Академии художеств? (Елизавета.)

Жизнь в СССР

Простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые стремились к светлому будущему и безмерно гордились своей родиной. Нам не забыть эту великую эпоху, которая тоже стала историей.

  1. Как назывались большие собрания, на которых решались все государственные вопросы? (Съезды.)
  2. Назовите фамилию советского политического лидера, который имел большое пристрастие к кукурузе, приказав выращивать ее повсеместно. (Никита Хрущев.)
  3. Правление какого вождя вошло в историю как период "застоя"? Назовите его фамилию. (Леонид Брежнев.)
  4. Как назывался процесс ограничения в области политических и гуманитарных контактов со странами Запада? ("Железный занавес".)
  5. Инициатор политики перестройки, последний президент СССР. (Михаил Горбачев.)

Викторина "Исторические личности"

Во все времена в России было огромное количество людей, на которых хотелось равняться. Они совершали различные подвиги и открывали неизведанные тайны. Среди них есть и ученые, и поэты, и писатели, а также военачальники и полководцы. Давайте вспомним некоторые имена, а также с чем они связаны:

  1. Один из самых справедливых правителей на Руси. Он успешно противостоял Золотой Орде и является основателем Московского Кремля. Его имя? (Дмитрий Донской.)
  2. Его имя вспоминают не только в связи с варварскими методами правления, но также и потому, что он почти в два раза увеличил территорию Руси. Имя этого царя. (Иван Грозный.)
  3. Какой великий русский полководец относился к солдатам, как к равным себе? (Александр Васильевич Суворов.)
  4. Они являются освободителями русских земель от польских захватчиков. Памятник этим двум героическим людям стоит на Красной площади. Назовите их фамилии. (Дмитрий Пожарский и
  5. Он одержал много побед над врагами русской земли. Но свое прозвище получил лишь в честь одной. Кто этот человек? (Александр Невский.)
  6. Этому выдающемуся человеку, который управлял Россией на протяжении несколько десятков лет, принадлежит огромное количество заслуг. Одна из них - основание великого города, который по праву занимает место одного из прекрасных в мире. Как его имя? (Петр I.)
  7. Армии под руководством этого великого полководца удавалось одерживать победы даже в тех случаях, когда силы противника были значительно больше. Назовите его фамилию. (Суворов.)
  8. Об этом выдающемся полководце можно прочитать в романе великого русского писателя. Назовите литературное произведение, автора и военачальника. ("Война и мир", Л. Толстой, Михаил Кутузов.)
  9. Он родился в крестьянской семье и окончил всего лишь три класса церковно-приходской школы. Тем не менее в дальнейшем это не помешало ему стать Маршалом Советского Союза. А о его великих заслугах написано немало исторических книг и снято фильмов. Кто это? (Георгий Константинович Жуков.)
  10. Его государственная деятельность воспринимается весьма неоднозначно. С одной стороны, он смог сделать из СССР сильную и мощную державу, но с другой - его правление отмечено огромным количеством смертей ни в чем не повинных людей. Назовите имя диктатора. (Иосиф Виссарионович Сталин.)

О войнах и не только

Как известно, мальчишки любят играть в различные сражения. А как насчет того, чтобы вспомнить самые известные войны из истории России? Приступим:

  1. Россию пытались захватить самые разные народы, но удалось это сделать лишь одним. Назовите их. (Татаро-монголы.)
  2. Под руководством этого князя была одержана первая победа над татаро-монгольскими войсками. Как его имя? (Дмитрий Донской.)
  3. Назовите одно из величайших сражений в истории Киевской Руси под предводительством Александра Невского. (Ледовое побоище.)
  4. Кто организовал и возглавил одно из самых крупных восстаний крестьян в истории России? (Емельян Пугачев.)
  5. Он был одним из самых знаменитых предводителей партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года. Назовите его имя и фамилию. (Денис Давыдов.)

Катапульта, шлем, кольчуга

Предлагаем вам еще одну интересную тему - о разных видах оружия. Думаем, что этот опросник исторической викторины будет интересен даже тем, кто еще не учится в школе:

  1. Как называлась старинная воинская одежда, которая была сделана из металла? (Кольчуга.)
  2. Этот предмет одежды защищал голову воина в бою. Самые первые делались из дерева, а впоследствии из металла. Что это такое? (Шлем.)
  3. С помощью этого оружия можно было пробивать воинскую защиту на расстоянии. Как оно называлось? (Катапульта.)
  4. Название орудия, которое использовалось в древние времена. По внешнему виду этот предмет напоминал дубинку. Его название? (Палица.)
  5. Холодное оружие, которое упоминается даже в русских былинах и народных сказках. (Меч.)

В заключение

Надеемся, что предложенные вопросы исторических викторин окажутся вам по силам. Ну а если вы что-то подзабыли, то расстраиваться тоже не стоит. Ведь всегда можно посмотреть правильный ответ и вспомнить. Историческая викторина - это не только возможность узнать что-то новое, но и увлекательный способ провести свободное время. А возможно, понять, что наша страна имеет богатое историческое прошлое, которое мы не только должны знать, но и гордиться им!

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

    В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

    Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

    Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

    Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

    Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

    Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

    Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

    Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

    Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

    О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

    Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).

    Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

    Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

    При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

    Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

    Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

    Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

    Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

    Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

    Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

    Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

    Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

    Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

Цели : приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование : рисунки к конкурсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1 . «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»... Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом...

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2 . Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом...

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2 . Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1 . Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2 . Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1 . А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2 . Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1 . Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1 . Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1 . Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2 . Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка . Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок . Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1 . А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2 . Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос — ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Ведущий 1 . Вопросы 1-й команде.

— Что такое герб? (Символ государства)

— Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

— От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем — святого Георгия)

— Что такое аз, буки, веди и т. д.? (Буквы славянской азбуки)

— Что такое скипетр? (Украшенный жезл — символ власти, одна из регалий монарха)

— Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

— Закончите пословицу: «При солнышке — тепло, при матери... — (добро)».

Ведущий 2 . А теперь вопросы 2-й команде.

— Что такое флаг? (Символ государства)

— Кто изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

— Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху — символ власти, одна из регалий монарха)

— Какими были первые книги? (Рукописными)

— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни)».

Ведущий 1 (на фоне марша).

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Подведение итогов, награждение.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.