Интересное о местоимениях в русском языке. Многие иностранцы испытывают сложности в изучении русского языка

Перепишите предложения,заменяя прямую речь косвенной.

1."Я сказал ему:"Твой доклад оценили на "отлично"".2."Тебя зовут к телефону!"-крикнула мне сестра из коридора.3."Ваше лицо мне почему-то знакомо",-задумчиво произносит,обращаясь ко мне,мой спутник.4."Ты должен нас поддержать",-настойчиво повторял ему тренер.5."Решил ты эти задачи?"-спросил я товарища.6."Ребята,ктоиз вас дежурит?"-спросила учительница.7.Тренер мне посоветовал:"Ты глубже дыши".

Изложение,сократить текс,помагите пожалуйста 9 класс, Однажды Паустовский поехал рыбачить на Старую Канаву возвращаясь на

следуйщий день. Подошел маленький поезд весь из пустых товарных вагонов. Он влез в тот вагон где было пло больше народу. Женщины везли кошальки с брусникой и грибами. Два оборваных и небритых охотников сидели свесив ноги в открытых дверях вагона и курили. С начала женщины разговаривали о своих сельских делах но вскоре таинственная прелесть лесных сумерок вошла в вагон и женщины вздохнув замолчали.

Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелкования.

Тогда самая молодая женщина запела глядя на закат и глаза ее казались золочеными. Пела она простую рязанскую песню и кое кто из женщин начал ей подпевать.

Когда женщины замолкли охотник в обмотках из солдатской шинели сказал в полголоса своему спутнику Споем и мы Ваня.

У одного из них был густой мягкий бас. Он лился свободно широко и Паустовский и все сидящие в поезде быди поражены этим необыкноенным голосам.

Женщины слушали певцов покачивая головами от удавления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала но не кто даже не обернулся в ее сторону, потому что это были слезы не боли и горечи а переполнявшего сердце восхищение.

Слайд 1

Местоимения
Личные

Слайд 2

1 лицо 2 лицо 3 лицо
и. Я, ты Мы, вы Он (оно), она, они
р. Меня, тебя Нас, вас Его, её, их
д. Мне, тебе Нам, вам Ему, ей, им
в. Меня, тебя Нас, вас Его, её, их
т. Мной (-ю), тобой(-Ю) Нами, вами Им, ей(ею), ими
п. (Обо) мне, (о) тебе (О) нас, (о) вас (О) нём, (о) ней, (о) них
Склонение Личных Местоимений

Слайд 3

Интересные Факты
Личные местоимения можно считать специализированным видом указательных, выделяющихся тем, что они несут в себе грамматическое значение лица – 1-го, 2-го, 3-го или «того же» лица (выраженного местоимениями сам и свой). С указательными их роднит также возможность их употребления в сочетаниях с относительными: О ты, который сочетал | С глубоким чувством вкус толь верный... (А.С. Пушкин)

Слайд 4

Во вьетнамском языке существует восемь местоимений для первого лица в единственном числе, в то время как мы обходимся одним словом «я». Употребление этих местоимений зависит от пола и социального положения себя и своего собеседника. Кроме того, в повседневной речи вьетнамцы гораздо чаще называют себя или собеседника терминами родства, которых не меньше двадцати. Их использование также связано с большим количеством тонкостей, зависящих от пола, возраста и социального статуса, а некорректное употребление может быть воспринято как оскорбление.

Слайд 5

Местоимения появились еще в древнерусском языке. Ты - местоимение, с которым обращаются к собеседнику. Употребляется как семейное - в обществе чаще всего говорят Вы вместо ты. Ранее на Руси ко всем, даже к государю, относились на ты, так как слово Вы попало в русский язык из Древнего Рима - там так относились к императору. Вы - личное местоимение второго лица множественного или единственного числа. Служит для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, а также как форма вежливости для обозначения одного лица - собеседника. Использование уважительного «Вы» в единственном числе впервые отмечено в латыни для обращения к императору. Впоследствии распространилось в языках народов, испытавших влияние древнеримской и византийской культуры, в том числе в русском.

Слайд 6

В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «Вы» в единственном числе не существовало. Так, в «Повести временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы» Опричник Василий Грязной писал царю Ивану Грозному «Не твоя б государскоя милость, и яз бы што за человек? Ты, государь, аки бог - и мала и велика чинишь».

Слайд 7

В Россию «вы» пришло относительно недавно, в петровские времена, как некая западная мода. Но в 1722 г Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которому ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы, и называть «Вашим благородием» и т. п. А за нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования, причем назначен оный мог как за тыкание вышестоящему, так и за выкание нижестоящему. А если учесть, что треть этих денег полагалась доносителю, то нарушать его было небезопасно. Таким образом в России под угрозой штрафа ввели западное «вы».

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей», – говорил Максим Горький. Действительно, богатство нашего языка огромное и таит в себе разные интересные факты, о которых будет рассказано в этой статье.
1.Русский язык относится к группе индоевропейских языков. Родственными языками являются украинский и белорусский.
2.Русским языком в своей речи пользуются около 200 миллионов . Это позволило ему войти в десятку распространенных языков.
3.Многие иностранцы испытывают сложности в изучении русского языка. Несмотря на то, что наш алфвавит похож на латинский, некоторые буквы совсем не похожи на него. И большое непонимание вызывают буквы ь и ъ, у которых нет звуков.
4.Большинство слов, начинающихся с буквы «ф», пришли к нам из других языков. Наверное поэтому А. гордился своим произведением «Сказка о царе Салтане», в которм не было ни одного слова на букву «ф», за исключением «флот».
5.Как мы знаем, бувы е и ё - разные. Но поскольку человек редко ставит две точки над е, это вызывает сложности у иностранцев.
6.У числительных «один» и «два» есть род (один кот, одна ). Кроме того, у числительного «один» есть еще и множественное число (одни).
7.В прошедшем времени глаголы имеют род, а в настоящем и будущем - нет (он бежал, она бежала; он бежит, она бежит).
8.Местоимение «себя» не имеет именительного падежа.
9.В русском языке 74 слова на букву «й». Но в повседневной жизни мы используем от силы несколько таких слов. Вот, что пришло мне на память: йод, йог, йорк, йошкар-ола.
10.Наш язык содершит слова на букву «ы». С этой буквы в основном начинаются названия населенных пунктов и названия некоторых рек (Ыгаытта – река на западе Якутии, Ыб – село в республике Коми).
11.Слово длинношеее (а также производные от них, например короткошеее) и «змееед» имеют три буквы «е».
12.Самые длинные существительные - «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы).

Местоимение - часть речи, которая указывает на лицо, предмет или признак, но не называет их. Местоимения делятся на:

    Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

    Возвратное : себя.

    Притяжательные : мой, наш, твой, ваш, свой.

    Вопросительно-относительные : кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

    Указательные : этот, тот, такой, таков, столько.

    Определительные : сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.

    Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.

    Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.

1. Личные местоимения - местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные. Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - первое лицо; ты, вы - 2-е лицо; он (она, оно, они) - 3-е лицо). Постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число). Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его); местоимение 3-го лица изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение - местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо. Это местоимение-существительное. Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения - указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их.

4. Вопросительные местоимения - употребляются в вопросительных предложениях. Кто? что? - местоимения-существительные. Они не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.). Какой? чей? который? - местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.). Сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.). Где? когда? куда? откуда? зачем? и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

5.Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, где, когда, сколько, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях (Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, где спрятаны деньги. ). Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Указательные местоимения - это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). Тот, этот, сей, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.). Столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.). Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие - местоименные наречия; неизменяемые слова.

7. Определительные местоимения - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.). Всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

8.Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

9. Неопределённые местоимения - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Так как урок-повторение "Путешествие в город Местоимёнск"(6 класс) имеет большой объём, выставляю приложения отдельно, видеоролик "В подводном царстве" тоже можно найти на сайте. Здесь же загружены маршрутные листы на 4 группы, презентация к уроку. Остальные материалы к уроку описаны и легко заменяемы. Можно обратиться к автору - вышлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист группы №1.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все

Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их. Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И

  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Выступление в конференц-зале.

Наша группа в ходе плавания провела эксперимент и хочет выступить с ознакомлением по итогам эксперимента.

Мы выдвинули предположение : местоимения имеют те же синтаксические свойства, что и части речи, с которыми они соотносятся. Проверим его экспериментально. Возьмем повествовательное предложение и будем заменять различные его члены местоимениями: (далее каждая строка произносится поочерёдно, получается как стихотворение. Ученик, называя местоимение, показывает написанный на листке разряд): Пушистая кошка мурлычет на крыльце.
Какая кошка мурлычет на крыльце?
Такая кошка мурлычет на крыльце.
Какая-то кошка мурлычет на крыльце.
Всякая кошка мурлычет на крыльце.
Никакая кошка не мурлычет на крыльце.

Кто мурлычет на крыльце?
Она мурлычет на крыльце.
Кто-то мурлычет на крыльце.
Все мурлычут на крыльце.
Никто не мурлычет на крыльце.
Некому мурлыкать на крыльце.

Пушистая кошка мурлычет где?
Пушистая кошка мурлычет где-то.
Пушистая кошка мурлычет там .
Пушистая кошка мурлычет везде.
Пушистая кошка не мурлычет нигде.
Пушистой кошке мурлыкать негде.

Как видим , личные и указательные местоимения свободно заменяют любой член предложения, не нарушая при этом его грамматическую структуру. Обобщительные местоимения также легко вписываются в предложение, за исключением местоимения все , которое требует при себе множественного числа (все мурлычут ). Вопросительные местоимения делают предложение вопросительным, также не меняя его структуру. А вот с отрицательными все сложнее. Никакой, никто и нигде требуют также отрицания при сказуемом (не мурлычет), а некому и негде коренным образом меняют структуру предложения, делая его безличным, что и послужило основным доводом для выделения их в свой разряд, наряду со смысловым отличием от обычных отрицательных местоимений.

Маршрутный лист группы №2.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Примите и наш небольшой вклад в изучение местоимений.

Известный советский лингвист А. А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета...» Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» К примеру, прослушайте следующее стихотворение поэта Б. Заходера: (читается наизусть по несколько строк каждым членом группы, получается групповой чтение с комментарием)

ВИННИ-ПУХ И МЕСТОИМЕНИЯ

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось

Кое с Кем Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!»

Спрашивается, в чем же ошибка Винни-Пуха , который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым?

Нам знакомы эти слова, здесь есть много местоимений, но Винни Пух забыл, что местоимения не говорят о конкретных предметах, а только указывают на них, на лица, события и их признаки, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или из предшествующего контекста.

Маршрутный лист группы №3.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш вклад в изучение местоимений не настолько глубок, но тоже по-своему интересен. (Текст делится на несколько человек по смыслу)

ТЫ И ВЕЖЛИВОЕ ВЫ

В употреблении 2-го лица местоимения, обращенного к собеседнику, в русском языке есть такая особенность: к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям нужно обращаться на «Вы». Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе, обусловленные социальным и семейным укладом, культурными традициями.

В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам - «ты». Поэтому первым приказом по армии после Великой Октябрьской революции был приказ об обращении к солдатам на «вы».

Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставши вмиг -

Спросить их не успела!»

Маршрутный лист группы №4.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш «улов» ещё скромнее, но тоже интересен. Послушайте интересные факты о местоимениях.

Мы знаем, что все языки мира взаимосвязаны. Значит, законы одного языка могут распространяться на законы другого. Примерьте эти знания к следующему сообщению.

Сколько разных слов могут использовать вьетнамцы для обозначения первого лица?

Во вьетнамском языке существует восемь местоимений для первого лица в единственном числе, в то время как мы обходимся одним словом «я». Употребление этих местоимений зависит от пола и социального положения себя и своего собеседника. Кроме того, в повседневной речи вьетнамцы гораздо чаще называют себя или собеседника терминами родства, которых не меньше двадцати. Их использование также связано с большим количеством тонкостей, зависящих от пола, возраста и социального статуса, а некорректное употребление может быть воспринято как оскорбление. Например, люди, любящие друг друга, называют друг друга «младшая сестра» и «старший брат».

Удачи! Знания Вам в помощь! Пока Вы вместе – Вы непобедимы!

Задание №1. Проверь себя! Для тебя, ты – личные; мой – притяжательные, вся, всё, всех – определительные, это – указательные, (в) себя - возвратное, кто, кого – вопросительное, что – относительное.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Чего ты делаешь сегодня вечером? Сколько много интересного вокруг? Какие твои планы на завтра? С какого ты года рождения? Сколько время?

Проверь себя! Что ты делаешь сегодня вечером? Как много интересного вокруг! Каковы твои планы на завтра? Какого ты года рождения? Который час?

Видеоролик «Подводный мир»

Домашнее задание по выбору: - написать грамматическую сказку «Путешествие в город местоимений» (можно работать в группе 2-3 человека); - проиллюстрируйте наше замечательное путешествие в город Местоимёнск.

"Мой университет - www.moi - amour.ru"