Интересные факты из истории мореплавания. Интересные факты про мореплавателей

Пожалуй, самый известный человек из эпохи Великих Географических Открытий. Прославился Христофор Колумб тем, что подарил миру целый неизведанный материк. Со школьной скамьи каждый знает ответ на вопрос «Кто открыл Америку?». Многая информация о нём до сих пор под вопросом, ведь первооткрыватель жил более 500 лет назад, но существуют довольно интересные достоверные факты.

Происхождение Колумба

Большинство источников позиционирует его как «испанского мореплавателя» . Однако, судя по сохранившимся документам семьи, родился и рос он в Генуе – городок на Итальянском побережье в Лигурии. Там остался дом, где жил и творил отец Христофора – Доминико Коломбо. Он был ткачом-суконщиком, хранителем городских ворот, поэтому о нём достаточно известно историкам. Отсюда следует, что скорее всего путешественник был итальянцем.

Откуда такая вариация национальностей?

Точные свидетельства найдены только об одной, но причисляют его и к португальцам, и к испанцам (в основном), и к грекам, а иногда и к иудеям. По поводу последних существуют только догадки, кроме наличия евреев в экспедиции и переноса плавания со дня иудейского праздника доказательств нет.

По-испански Колумб говорил и писал, но имел характерный для португальцев диалект. Учил латынь и греческий, на которых вёл дневники. Но всё это просто разносторонность – никаких загадок происхождения.

Свидетельства внешности

В большинстве учебников и энциклопедий представлено изображение Христофора Колумба, где читатели видят серьёзное лицо с большими глазами и удлинённую причёску. Интересно то, что все портреты были написаны после ухода мореплавателя из жизни. Они созданы по словам друзей и оставшейся экспедиционной команды: огромные голубые глаза, нос с горбинкой, рыжие волосы, которые рано поседели на почве частых перемещений и стрессов.

«Птичья» фамилия

В первом факте было сказано о фамилии отца – Коломбо, нестыковка! На самом деле это итальянская вариация привычного нам «Колумб». Колон – в Испании, Колом – в Португалии, всё это обозначает «голубь» и происходит от названия Columbus на латыни. Практически Голубев в русской вариации.

Цель экспедиций

На самом деле открытие нового материка никогда не было целью плаваний Колумба. Поскольку уже были подтверждены теории того, что Земля не плоская, географ составил проект самой быстрой дороги до юга Азии. Если быть точнее – Индии. Это подтвердил картограф Паоло Тосканелли, по чьей карте от Канарских островов до Японии было не более 5000 километров . Продвинутые для того времени расчёты оказались неверными, никто не предположил, что на пути через Атлантику кораблям помешает необъятный кусок суши.

Американская земля

Сойдя с судна, Христофор Колумб всё ещё был уверен, что достиг Азии. Новая территория была признана частью Китая, Японии или Индии. Эти страны, именуемые раньше восточными, стали западными на довольно большой срок. Факт в том, что на известный нам материк нога Колумба не ступала. Максимум, что ему удалось исследовать – нынешние Багамские острова. Первый открытый получил имя Сан-Сальвадор, открыт 12 октября 1492 года, что и признано датой прибытия европейцев в Америку. В этой же экспедиции были исследованы несколько других Багамских островов.

Чрезмерное упорство

Одной своей самой известной экспедицией адмирал не ограничился. В поисках Индии было совершено 4 масштабных плавания. Планировалось создание постоянной колонии, с собой повезли скот и семена культурных растений. Индейцев даже пытались закрепостить для работы на Испанскую казну, но большого дохода работа не принесла.

Колумб – обманщик?

С таким заявлением выступил португалец Васко да Гама , который действительно доплыл до Индии и привёз в доказательство специи и индийские ткани. Власти Испании признали, что достигнутые Колумбом земли – вовсе не «Западная Индия», а значит почести за эти земли для Колумба были отменены. И это после трёх экспедиций! Однако, он смог получить разрешение на четвёртую. Слишком сильна была уверенность в расчётах и гипотезах. Вернувшись он признал, что между Атлантикой и Индией есть «непреодолимый барьер», который переплыть не удалось.

Непризнанный гений

При жизни идеи Христофора Колумба во многом высмеивались, а власти не пытались финансировать экспедиции. Добиваться их было сложно, а малая результативность только раззадоривала общество.

Первые его возвращения были триумфальны: в Европе с почестями встретили корабли полные каучука, табака, картофеля и кукурузы. Только золота и пряностей не нашлось в «псевдо-Индии», поэтому позже адмирал был лишён прав на свои открытия, даже считался шарлатаном. Испании были нужны колонии и драгоценности, которые она всё-таки получила после смерти Колумба. Его труд был признан, когда с открытых территорий повезли серебро и золото.

Последнее желание мореплавателя

В последние годы жизни Колумб сильно болел, ударом стал и полный отказ властей дать ему привилегии за путешествия. В 1506 году он скончался почти незамеченным, но было задокументировано последнее его желание: быть похороненным в «Вест-Индии», куда из Севильи его останки повезли на нынешний о. Гаити (тогда – Эспаньола) в 1540 году.

Исторический анекдот

Когда во время последней экспедиции команда Колумба наткнулась на агрессивно настроенных индейцев, которые зареклись больше не отдавать европейцам свои ресурсы и природные богатства, адмирал прибег к хитрости. Путём простых расчётов на 29 февраля 1504 года было прогнозировано лунное затмение, которое для туземцев было ужасным небесным знамением. Когда Колумб предостерёг аборигенов и сказал, что помолится за них, только в случае продолжения снабжения продовольствием. План сработал – экспедиция спасена.

Несколько других кратких фактов

  • Первый раз на борт корабля юный любитель моря попал в 14 лет.
  • Условия для экспедиций будущий первооткрыватель поставил чрезмерные: назначить его вице-королём открытых земель, а также присвоить звание «главный адмирал моря-океана». Король Фердинанд назвал его нахалом.
  • Колумб первым использовал гамак в качестве спального места. Перенял тенденцию он у тех же аборигенов.
  • Несмотря на свою любовь к золоту, умер путешественник почти нищим. Всё нажитое отдал в помощь команде, на год застрявшей в море после крушения корабля.
  • Христофор Колумб так и не узнал, что открыл Америку. Только после его смерти стало известно, что это – не Восточная Азия. Прорыв совершил Америго Веспуччи, в честь которого материк и назван.
  • В честь великого мореплавателя назван округ Колумбия в США, река, Колумбийское плато и множество городов. Наследие его колоссально!

Человек, открывший Америку для европейцев, умер в забвении, лишённый прав на свои открытия…

1. Спор о дате и месте рождения Христофора Колумба продолжается до сих пор. Согласно наиболее распространенной версии, он родился в Генуэзской республике в небогатой семье Доменико Коломбо и Сузанны Фонтанароссы в период между 26 августа и 31 октября 1451 года.

2. Не существует ни одного прижизненного портрета Христофора Колумба. Его изображения, которые известны сегодня, были созданы после его смерти на основании словесных портретов, составленных современниками мореплавателя:

«Ростом был высок, выше среднего, лицо имел длинное и внушающее уважение, нос орлиный, глаза синевато-серые, кожу белую, с краснотой, борода и усы в молодости были рыжеватые, но в трудах поседели».



Художник Д. Вандерлин . Высадка Колумба в Америке.

3. В 1474 году Христофор Колумб, уже имевший опыт морских торговых экспедиций, получил письмо от астронома и географа Паоло Тосканелли, в котором тот доказывал, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Именно тогда у Колумба появились первые намётки плана будущей экспедиции.

4. С 1476 года Христофор Колумб в течение девяти лет жил в Португалии. В этот период он предлагал план экспедиции в Индию «западным путем» правительству Генуэской республики и королю Португалии Жуану II. Поддержки Колумб не получил.

5. В 1485 году Христофор Колумб переехал в Испанию, и в течение семи лет пытался добиться поддержки проекта своей экспедиции. В итоге решающее слово оказалось за королевой Изабеллой Кастильской, заявившей о готовности заложить ради экспедиции собственные драгоценности.

Согласно договору, восьмую часть расходов на экспедицию Колумб должен был нести сам, однако таких средств у него не было, и деньги пришлось занимать в долг.

Вступление Колумба на землю Майя. Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля.

6. В период с 1492 по 1504 годы Христофор Колумб совершил четыре экспедиции «в Индию». В их ходе было положено начало изучению Южной и Центральной Америки, включая континентальную часть и архипелаги.

Колумб был уверен, что ему удалось открыть окраины Восточной Азии: окрестности Китая, Японии или Индии. Именно в силу этого открытые территории в Европе в течение долгого времени называли «Вест-Индией».

7. До 1499 года Христофор Колумб имел монопольное право на открытие новых земель в Вест-Индии. Но в этот период новые земли, ставшие колониями Испании, дохода практически не приносили.

Открытый в 1498 году Васко да Гамой восточный путь в настоящую Индию окончательно подорвал позиции Колумба, который не только лишился предоставленных ранее прав, но даже подвергся аресту.

«Пинта», «Нинья» и «Санта Мария» - корабли Колумба.

8. К своей цели - достижению западным путём Индии и Японии - Колумб ближе всего подошёл в 1503 году, во время своей последней экспедиции. Он добрался до бухты, столетия спустя ставшей входом в Панамский канал, и установил, что Тихий и Атлантический океаны разделены узкой горной полоской земли.

От Тихого океана Колумба отделяли 65 километров, но возможность преодолеть их на корабле появится только в XX веке, после строительства Панамского канала.

9. Христофор Колумб скончался 20 мая 1506 года в Севилье, лишившись практических всех финансовых средств и прав на свои открытия. Смерть первооткрывателя осталась практически незамеченной.

Всего через несколько лет после кончины Колумба в Испанию потоком стали поступать золото и другие ценности из Вест-Индии. Сыновья Колумба благодаря этому в скором времени стали очень состоятельными людьми. Старший сын, Диего, в 1511-1518 годах носил титул вице-короля Новой Испании.

Христофор Колумб. Посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо.

10. Как нет абсолютно точной информации о месте рождения Христофора Колумба, так нет и сведений и о том, где он нашел последний приют. После первого захоронения в 1506 году в Севилье он, во исполнение завещания, в 1540 был перезахоронен в городе Санто-Доминго на острове Гаити.

После перехода Гаити в руки испанцев, прах Колумба перевезли на Кубу, в Гавану. В 1898 году останки Колумба вернули в Санто-Доминго, а затем ещё раз перезахоронили в Севилье. Есть подозрение, что в процессе многочисленных перезахоронений останки человека, открывшего Америку для европейцев, могли быть окончательно утеряны.

25 июня отмечается день мореплавателя. Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице - Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков

Несколько интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий - торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo» (на таитянском диалекте обохначает рисунок) , но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства»(во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе). о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн (крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.) , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра(от лат. rostrum - клюв, носовая часть корабля.) изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле - к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Оригинал взят у dymontiger в


Вода всегда играла важнейшую роль в развитии общества. История человечества полна лодок, кораблей и дальних плаваний. В наши дни пиратство переместилось в интернет, а путешествовать люди предпочитают на самолётах. Но и корабли никуда не делись. Океаны бороздят военные и торговые суда, а отпуск на круизном лайнере может стать незабываемым впечатлением.

Роберт Смоллс был рабом во время Гражданской войны в США. Он сумел угнать корабль и привести его северянам, которые поручили ему управление этим кораблём. После войны он стал конгрессменом и выкупил дом, где когда-то служил в качестве раба.

Слово «карантин» происходит от латинского слова, означающего «сорок». Такое количество дней корабль должен был ожидать в доках во время чумы.

В британских королевских ВМС бытовало суеверие, что свист на борту вызывает плохую погоду. Единственным человеком, кому дозволялось свистеть, был судовой кок (потому что свист означал, что он не ест).

Во время Второй мировой войны в битве у острова Самар американский эсминец «Джонстон» столкнулся с превосходящими силами японцев. Он так яростно защищался, что когда всё-таки пошёл ко дну, некоторые японские корабли салютовали ему.

В 1784 году японский моряк Чуносуке Мацуяма отправил с тонущего корабля бутылку с посланием. Волны вынесли её на берег в 1935 году недалеко от его родной деревни.

В 2013 году во время кораблекрушения повару Харрисону Окину повезло найти воздушный карман на тонувшем судне. Он прожил под водой три дня, прежде чем его спасли.

Француженка Жанна де Клиссон, в 14 веке пиратствовала вдоль побережья Франции, мстя за смерть мужа. Она продала своё поместье и купила три корабля, после чего долгое время наводила ужас на всех мореплавателей, особенно знатных.

При захвате пиратами торгового судна моряки частенько присоединялись к команде пиратов.

В 1961 году подняли со дна шведский корабль «Васа», затонувший в 1628. Он оказался практически нетронут временем и природой. Это единственный имеющийся корабль родом из 17 века.

Рамон Артагавейта выжил во время кораблекрушения в 1871 году. После этого он 41 год набирался храбрости, чтобы снова взойти на борт корабля. К несчастью, этот корабль носил имя Титаник.

В 1597 году корейский адмирал Ли Сун Син, имея в активе лишь 13 кораблей, выиграл сражение с 333 японскими кораблями.

Однажды у учёных из Техасского университета кончились финансы на изучение истории пирата Капитана Моргана. Их выручила компания «Ром Капитана Моргана», дав деньги на продолжение исследований.

Китаянка Чжэн Ши сделала карьеру от проститутки до могущественной пиратки. Она командовала почти двумя тысячами кораблей.

Паром «Эстония» затонул в Балтийском море в 1994 году и все 854 пассажира по сей день находятся на дне. Нырять в этом месте запрещено законом.

В войне с римлянами греки использовали оружие под названием Коготь Архимеда. С его помощью они могли поднимать корабли и бросать их обратно в воду.

Охотник за сокровищами Томми Томпсон был одержим идеей поиска затонувшего корабля «SS Central America». В 1987 году он поднял со дна почти миллиард долларов и исчез.

В 1969 году в Арктике был замечен дрейфующий корабль « Бэйчимо» . Команда покинула его в 1931 году на Аляске, и с тех пор корабль-призрак почти сорок лет путешествовал сам по себе.

Во время Второй мировой войны голландцы, чтобы обмануть японцев, замаскировали корабль «Абрахам Гринссен» под тропический остров.

В 2012 году самолёт компании «Air Canada» собирался приземлиться в Австралии, однако ему пришлось принять участие в поиске пропавшей яхты. Спустя 30 минут пассажиры заметили дрейфующую яхту « Glenn Ey of Queensland».

Посмотревшие фильм «Капитан Филиппс» участники реальных событий заявляют, что фильм не соответствует истине, а настоящий капитан — мошенник, подвергший их жизнь опасности.

В 1969 году Франция отказалась передать Израилю пять из двенадцати купленных им военных кораблей. Израиль выкрал их, организовав Шербурский проект.

В 1988 был выкопан из-под земли пароход «Арабия», лежавший на глубине 15 метров на месте бывшего русла реки Миссури. И знаете что? Некоторые продукты остались съедобными!

Согласно исследованиям, проведённым американским Национальным институтом здоровья, провести остаток жизни на круизном корабле часто дешевле и приятнее, чем в доме престарелых.


10 место: Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место: Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место: В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место: А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место: А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".

5 место: Термин "небоскреб" – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место: Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место: Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место: Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место: И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.