Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота. Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте

«Жизнь и смерть одного человека ничего не значит», – отвечал Ямамото Исороку на предупреждения о готовящихся на него покушениях. До войны оставалось несколько лет, поток угроз в адрес вице-адмирала Ямамото исходил не из далекой Америки, а от японских националистов, имевших большой вес в принятии решений и требовавших новых завоеваний.

Последнее фото адмирала Ямамото

Ямамото Исороку, сын обнищавшего самурая, родился 4 апреля 1884 г. В Академии военно-морского флота Японии он был седьмым по успеваемости в своём классе. Поступив на службу во флот, Ямамото принял участие в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения будущему адмиралу оторвало взрывом два пальца.

В 1914 г. Ямамото получает звание лейтенанта и поступает в Морской штабной колледж в Токио. Спустя два года он отправляется на обучение в США, где изучает экономику в стенах Гарвардского университета. Во время пребывания в Америке у него появляется живой интерес к военной авиации.

После возвращения в Японию Ямамото Исороку становится заместителем командира нового авиакорпуса Касумигаура (1923–25 гг.), но вскоре отправляется в Вашингтон. Там он получает пост военно-морского атташе при посольстве Японии (1925–27 гг.). В 1930 г. Ямамото в звании контр-адмирала принимает участие в Лондонской конференции по морскому разоружению.

Милитаризм японского общества в то время неуклонно нарастал. Ямамото был одним из немногих офицеров, публично высказывавших своё неодобрение внешней политики Японии. Он осуждал вторжение в Маньчжурию в 1931 г. и последовавшую войну с Китаем. В декабре 1937 г. Ямамото принёс извинения послу США после нападения японской армии на американской боевой корабль «Панэй», стоявший на якоре близ Нанкина. Официальная позиция гласила, что солдаты не заметили развивавшийся над канонеркой американский флаг, однако по сути это был очередной опрометчивый шаг японцев навстречу катастрофе, которой для них стала Вторая мировая война.

Ямамото был также против подписания Тройственного пакта 1940 г., ибо опасался, что союз с нацистской Германией может привести к войне с США. Он осознавал, что американская экономика многократно превосходит японскую. Япония не была готова к длительному, истощающему и без того скудные внутренние ресурсы вооружённому конфликту. Америка же, наоборот, могла наращивать со временем военную мощь.

Опасения адмирала сбылись. В первые месяцы 1941 г. Ямамото поручили планирование нападения на Соединенные Штаты. Будучи безраздельно преданным императору, как и всё военное руководство Японии того времени, он разработал план стремительной атаки, за которую поплатился полтора года спустя. Уже тогда адмирал понимал: японский флот может вести наступление в течение шести месяцев, но проиграет, если война затянется.

Ямамото незадолго до Русско-японской войны, 1905 г.

Авторству Ямамото принадлежит план атаки на Пёрл-Харбор, развязавшей войну между Японией и США. Главным преимуществом нападавшей стороны была внезапность. Утром 7 декабря с шести японских авианосцев в сторону Гавайев вылетели 414 самолётов. Они атаковали американские аэродромы на острове Оаху и корабли, находившиеся на тот момент в гавани Пёрл-Харбор. В результате операции японцы потопили 4 американских линкора и 2 эсминца, уничтожили 188 самолётов, нанесли тяжёлые повреждения ещё четырём линкорам, убили более двух тысяч американских солдат. Тихоокеанский флот США на время был нейтрализован, что позволило Японии стремительно захватить большую часть Юго-Восточной Азии.

Затем Ямамото организовал вторжение на Соломоновы острова и в Новую Гвинею. Он также совершал рейды на британские колонии, такие как Цейлон. Летом 1942 г. Ямамото решил попробовать захватить военную базу США на острове Мидуэй. Он верил, что вооружённые силы Японии смогут повторить успех Пёрл-Харбора. Однако этим планам не суждено было сбыться: американская разведка взломала шифр японских радиопередач и проинформировала адмирала Честера Нимица о готовящейся атаке. В результате Японии было нанесено сокрушительное поражение: флот потерял 4 авианосца с 248 самолётами, один крейсер и 2500 человек убитыми. В августе 1942 г. американский десант высадился на Гуадалканале. Попытки японцев отбить остров не увенчались успехом, поражение в морском сражении 12–14 ноября дало понять это окончательно.

К началу 1943 г. японский флот был существенно истощён боями, боевой дух стремительно падал. Чтобы подбодрить солдат, адмирал Ямамото решил провести личную инспекцию воинских частей Японии, расположенных на островах Шортленд и Бугенвиль в южной части Тихого океана.

Американское командование желало отомстить адмиралу Ямамото за атаку на Пёрл-Харбор, вынудившую США вступить во Вторую мировую войну раньше намеченного плана. Тихоокеанская инспекция Ямамото была для этого хорошим шансом. 14 апреля 1943 г. в рамках операции «Мэджик» американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план его путешествия.

Ямамото собирался выдвинуться из Рабаула в 6:00 и приземлиться на острове Бугенвиль в 8:00. В 8:40 он прибывал на корабле в Шортленд, потом в 9:45 на том же корабле возвращался к Балале в 10:30. Оттуда в 11:00 он вылетал на бомбардировщике Мицубиси G4M «Бетти» и прибывал на аэродром Буин (Кахили) в 11:10. В 14:00 он вылетал с Буина обратно и прибывал в Рабаул в 15:40.

Секретный план американской операции «Месть» предусматривал атаку на бомбардировщик Ямамото. Для её проведения были выделены 18 истребителей Локхид P-38G «Лайтнинг» из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США. Они должны были пролететь 700 километров над морем, добравшись до цели с ближайшей американской базы. Это самая длинная миссия перехвата Второй мировой войны, осуществлённая береговой авиацией.

Роковой день настал. 18 апреля в 6:00 утра два японских бомбардировщика G4M «Бетти» взлетели с аэродрома Вунаканау рядом с Рабаулом и преодолели короткую дистанцию до аэродрома Лакунаи, чтобы подобрать пассажиров, в числе которых был адмирал Ямамото и его персонал. В 6:10 утра, согласно намеченному плану, они вылетели в сопровождении шести истребителей A6M «Зеро» из 204-й авиационной группы. Формация отправилась в сторону Бугенвиля строго по расписанию.

Тем временем американские P-38G «Лайтнинги» поднялись с аэропорта Кукум на Гуадалканале. Для преодоления столь длительного пути на них были установлены дополнительные топливные баки. Они засекли японскую формацию на юге залива Императрицы Августы на Бугенвиле. P-38G разделились, чтобы заняться эскортными «Зеро», пока атакующая группа нападает на главную цель миссии – два бомбардировщика, в одном из которых сидел Ямамото.

На расстоянии примерно полутора километров истребители P-38G были замечены японской формацией. Бомбардировщик Ямамото совершил защитный манёвр, нырнув на низкую высоту. За ним последовал второй G4M. «Бетти», в котором находился адмирал Ямамото, был подбит в районе 8:00 утра и упал в джунгли рядом с деревней Аку в южной части Бугенвиля. Атаку осуществили два истребителя P-38G, которыми управляли капитан Томас Ланфье и лейтенант Рекс Барбер. Последующие исследования атрибутировали роковой выстрел Барберу. Второй бомбардировщик G4M был атакован сзади тремя истребителями и упал в море у Мойла-Пойнт.

Картина "Смерть японского адмирала Исороку Ямамото" сержанта Вона А. Басса (Vaughn A. Bass)

Ближайший японский пост находился в Аку. Оттуда лейтенант Хамасуна увидел дым от крушения. Сперва он подумал, что это разбился американский аэроплан. Позже, с целью опознать тело погибшего адмирала, на место крушения был отправлен патруль японского флота. Тело Ямамото было доставлено на бывшую австралийскую заставу Буин, 20 апреля произвели вскрытие. Большинство опубликованных отчётов свидетельствуют, что он умер на своём сиденье, получив два пулевых ранения в спину. Однако было и другое врачебное заключение, согласно которому Ямамото не имел видимых ран кроме пореза над глазом. Это породило массу спекуляций о том, что адмирал мог выжить при крушении, а умер только спустя несколько часов. Причиной, согласно этой версии, могли послужить повреждения внутренних органов или шок.


Место крушения самолёта Ямамото, апрель 1943 г.

После вскрытия тело Ямамото было кремировано вместе с униформой и захоронено на Буине. Часть его пепла была отправлена в Японию. Сперва его доставили на борту G4M1 «Бетти» на остров Трук, там погрузили на линкор «Мусаси» , отбывавший в Токио 3 мая 1943 г. К этому моменту весть о кончине Ямамото Исороку была официально доведена до японской прессы в смягчённой формулировке «умер в бою на борту самолёта». 5 июня в Токио состоялись почётные государственные похороны адмирала. Ему посмертно присвоили звание Адмирала флота и наградили орденом Хризантемы первой степени. Останки Ямамото захоронены на кладбище Тама, небольшая их часть была передана его жене и покоится в их семейном святилище в городе Нагаока.


Прах Ямамото спускают с линкора "Мусаси", 23 мая 1943 г.

На протяжении войны Соединённые Штаты не сообщали новостей об атаке на самолёт Ямамото, чтобы не раскрыть таким образом факт взлома японских шифров. Сперва убийство Ямамото приписали пилоту Томасу Ланфье. Приземлившись первым, он немедленно заявил, что в одиночку сбил самолёт Ямамото. Не дожидаясь брифинга после миссии или опроса других пилотов, победу записали на его счёт. Официально ВВС США никогда это не опровергали.


Государственные похороны Ямамото, 5 июня 1943 г.

В ходе послевоенного расследования выяснилось, что Рекс Барбер на своём P-38G «Мисс Вирджиния» был единственным пилотом, сбившим G4M «Бетти» Ямамото. Это было результатом длительной полемики, породившей несколько наблюдательных советов ВВС США и «Ассоциации миссии Ямамото», посвящённой изучению миссии «Месть». Данная версия имеет ряд веских доказательств, среди которых показания единственного выжившего пилота «Зеро» и исследование обломков бомбардировщика. Сам Ланфье утверждал в письме, написанном генералу Кондону, что сбитый бомбардировщик Ямамото упал в море.


Лейтенант Рекс Барбер

Место крушения расположено в джунглях рядом с Мойла-Пойнт, в нескольких километрах от дороги Пангуна – Буин, рядом с деревней Аку. Сегодня обломки строго охраняются от воровства и растаскивания на сувениры. С 1960-х гг. японские делегации посещали место крушения и установили мемориальную табличку на сиденье адмирала. В 1970-х гг. дверь фюзеляжа, часть крыла, сиденье Ямамото и один из штурвалов самолёта были перемещены с места крушения в мемориальный музей.

Могила Ямамото

18 апреля 1943 года в ходе инспекционной поездки на остров Бугенвиль самолет с Главнокомандующим объединенным флотом Исороку Ямамото на борту был сбит американскими истребителями. Все члены экипажа и пассажиры, в том числе и легендарный адмирал, погибли...


Ямамото Исороку
4 апреля 1884 года - 18 апреля 1943 года

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года.
Образование получил в Военно-морской академии (1904), Военно-морском штабном колледже (1915) и Гарвардском университете (1916).

Забавный факт - при поступлении в военно-морскую академию Исороку, составляя прошение о зачисление, заявил своей целью, по получении офицерского звания, "ответить на визит коммодора Перри".
Как известно, в феврале 1854 года американская эскадра под командованием коммодора Перри зашла в японскую гавань Эдо флотом в девять военных кораблей, где Перри потребовал, чтобы Япония подписала с США договор о сотрудничестве в торговой сфере, пригрозив, в случае отказа, вернуться с еще более мощным флотом и предложеним куда более суровых условий...

Ямамото окончил военно-морскую академию в 1904 году, и почти сразу после выпуска оказался в центре Русско-Японской войны, приняв участие в знаменитом Цусимском сражении, где полностью была уничтожена и частью рассеяна русская 2-я Тихоокеанская эскадра. В этой битве молодой японский офицер потерял два пальца левой руки и получил тяжелое ранение в ногу.

По окончании первой мировой войны Ямамото был командирован в США в Гарвардский университет для изучения английского языка (с апреля 1919 по май 1921). Живя в Бостоне, он стал первоклассным игроком в покер. Эта увлекательная карточная игра, требующая знания психолога, вполне соответствовала его темпераменту. Кроме карт и языка японский офицер интересовался также проблемой бесперебойного обеспечения флота горючим, понимая, что грядущий конфликт неизбежно будет связан с возможностями экономик участвующих в нем держав.

По возвращении на родину Ямамото вскоре стал известен как эксперт в области строительства и применения морской авиации, которой предстояло сыграть решающую роль в следующей войне. В июне 1923 - марте 1924 совершил поездку по Европе и США.

Преподавал в Военно-морской академии, в 1925 командир учебного от ряда морской авиации.

С 1.12.1925 по 15.11.1927 военно-морской атташе в Вашингтоне. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил ВМФ США. Приговор его им был достаточно категоричен: "Это не военный флот, это – клуб любителей гольфа и бриджа", однако иллюзий относительно экономической мощи Америки он никогда не питал.

С 20.8.1928 командир легкого крейсера «Исудзу».
10.12.1928 - авианосца «Акаги».
В сентябре того же года Исороку Ямамото перевели в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом.

С 3.10.1933 командующий 1-м авианосным соединением, руководил созданием в Японии прекрасно подготовленной морской авиации. Добился принятия новой программы строительства самолетов для морской авиации (к 1940 их число достигло 4768 штук).

В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом. Через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

Один из инициаторов начала войны с США, однако настаивал, что война должна завершиться в течение двух-трех лет, поскольку, по его мнению, Япония не сможет выдержать более длительного конфликта. «В первые 6-12 месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится 2-3 года, у меня нет никакой уверенности в окончательной победе», - заявил Ямамото. Именно из этого Ямамото исходил, планируя уничтожение неожиданным ударом главных сил американского флота на базе в Пёрл-Харборе. В 1941-43, начиная с бомбардировки Пёрл-Харбора (7.12.1941), лично руководил действиями японского ВМФ (флагман - линейный корабль «Ямато»).

При Пёрл-Харборе США потеряли 6 линкоров, крейсер, 2 танкера, 13 кораблей получили повреждения, на аэродромах уничтожено ок. 300 самолетов, погибло ок. 1500 чел. Потери Японии составили 28 самолетов.

За победой в сражении на базе Перл-Харбор последовали успехи объединенного флота в операциях в Ост-Индии в январе-марте 1942 года и в Индийском океане в апреле 1942. В июне того же года Ямамото руководил операцией по захвату атолла Мидуэй, целью которой была попытка навязать американцам генеральное сражение. Японии выступила в нее с силами, невиданными доселе в военно- морской истории. Флот Ямамото состоял из восьми авианосцев, десяти линейных кораблей, двадцати одного крейсера, девяти миноносцев и пятнадцати крупных подводных лодок. На палубах авианосного соединения стояло 352 знаменитых истребителя "Зеро" и 277 бомбардировщиков.
Американцы располагали только тремя авианосцами (из них один как раз накануне был сильно поврежден), восемью крейсерами и четырнадцатью эсминцами. Соотношение сил было один к трем в пользу Японии, однако итогом его, в силу почти невероятного стечения обстоятельств, стала гибель цвета японской морской авиации и поспешное отступление японского флота. Это сражение предопределило грядущее поражение Японии, которое теперь, с понесенными ею невосполнимыми потерями стало делом времени. И все же Ямамото продолжил руководство морскими операциями на Тихом океане и оставался наиболее опасным для США флотоводцем.

Когда американские дешифровальщики сообщили о планируемой инспекционной поездке адмирала на обороняемый японцами остров Бугенвиль, американское командование отдало приказ уничтожить самолет японского адмирала силами истребительной авиации.

Дальнейшее - отрывок из дневника вице-адмирала Угаки Матомэ, начальника штаба Объединенного Флота, который был вместе с адмиралом в момент его гибели.

«В 6.00 адмирал Ямамото покинул аэродром Рабаула на головном самолете, бомбардировщике «Бетти». На втором самолете вместе со мной находились: контр-адмирал интендантской службы Китамура, капитан 2 ранга Иманака, флагманский связист, капитан 2 ранга Мурой из авиационного отдела штаба и наш метеоролог лейтенант Унно.

Я мог видеть наши истребители сопровождения, покачивающие крыльями. 3 истребителя летели слева от нас, 3 оставались вверху и чуть позади, еще 3 держались справа. Всего нас сопровождали 9 истребителей. Наши бомбардировщики летели совсем рядом, едва не касаясь крыльями. Мой самолет оставался слева и чуть сзади от головного. Мы летели на высоте примерно 5000 футов.

Мы достигли западного берега Бугенвилля, пролетая на высоте 2200 футов над джунглями. Один из летчиков передал мне записку: «Расчетное время прибытия в Баллале 7.45». Я невольно посмотрел на часы и отметил, что время было 7.30 ровно. До посадки оставалось 15 минут.

Без предупреждения взревели моторы, и бомбардировщик нырнул вниз к джунглям, держась за хвостом головного самолета. Мы выровнялись на высоте менее 200 футов. Никто не знал, что случилось. Мы с тревогой осматривали небо в поисках вражеских истребителей, которые пикируют, атакуя нас. Старший пилот ответил на наши вопросы: «Похоже, мы сделали ошибку. Нам не следовало пикировать». Он был, разумеется, прав. Нашим пилотам не следовало покидать первоначальную высоту.

Наши истребители заметили группу как минимум из 24 вражеских истребителей, приближающихся с юга. Они спикировали к бомбардировщикам, чтобы предупредить их о приближении противника. Однако в это время пилоты бомбардировщиков заметили противника и без приказа устремились вниз.

Уже когда мы вышли из пике и снова полетели горизонтально над самыми джунглями, наши истребители сопровождения бросились на самолеты противника. Это были большие истребители Локхид «Лайтнинг». Численно превосходящий противник прорвался мимо «Зеро» и обрушился на наши бомбардировщики. Мой самолет круто повернул на 90 градусов. Я увидел, как командир экипажа наклонился вперед и схватил пилота за плечо, предупреждая о приближающихся истребителях врага.

Наш самолет оторвался от головного бомбардировщика. На несколько мгновений я потерял из вида бомбардировщик Ямамото и наконец увидел его далеко справа. Я с ужасом увидел, что он медленно летит над самыми деревьями, направляясь на юг. Яркое оранжевое пламя быстро охватывает его крылья и фюзеляж. Примерно в 4 милях от нас бомбардировщик выпустил густой хвост густого черного дыма, спускаясь все ниже и ниже.

На следующий день разведывательный самолет обнаружил обломки головного бомбардировщика, в котором встретил смерть адмирал Ямамото. Армейский штаб немедленно отправил туда спасательную команду, которая 19 апреля нашла обломки. Они подобрал тела и отправились в обратный путь.

Армейские спасатели нашли тело адмирала Ямамото в кресле пилоты, выброшенном из самолета. В правом руке он крепко сжимал свой меч. Его тело совершенно не разложилось. Даже в смерти великий флотоводец не потерял величия. Для нас Ямамото Исороку был действительно богом.

Гибель Ямамото, пользовавшегося огромной популярностью в ВМФ, во многом отрицательно сказалась на общем уровне морального духа японской армии.
27.5.1943 он был посмертно награжден Рыцарским крестом с дубовыми ветвями и мечами - единственный иностранец, удостоенный этой германской награды.

История другого человека
Уоррент-офицер Кенжи Янагия

Кенжи Янагия был не самым плохим пилотом «Зеро», но на всю его жизнь пало пятно единственного оставшегося в живых летчика из со­провождения самолета адмирала Ямамото.

Янагия родился в марте 1919 г.. в январе 1940 г. добровольцем вступил в военно-морской флот, в марте 1942 г. на авиабазе Оита завершил обучение на летчика-истребителя, после чего получил назначение в 6-ю авиагруппу.
В октябре 1942 г. Янагия перевели в 204-ю авиагруппу, которая базировалась в Рабауле. Свои первые победы он одержал 5 января 1943 г., сбив над Бугенвиллем «Лайтнинг» и «Летающую Крепость». На самом деле американцы в том воз­душном бою потеряли два «Лайтнинга». Интересно, что «Лайтнинг» летчик идентифицировал как двухмоторный истребитель Грумман XF5F-1 «Скайрокет». Несомненно, японец серьезно интересовался новинками авиационной техники противника: экспериментальный «Скайрокет» никогда ни состоял на вооружении ВВС или флота США и не принимал участия в боях.
18 апреля Янагия и пять других летчиков получили задание сопровождать два бомбардировщика «Бетти», на одном из которых совершал инспекционный визит на театр военных действий командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото. Шестнадцать «Лайтнингов» с Гуадалканала перехватили японцев в районе юго-западного побережья Бугенвилля. Бомбардировщик, на борту которого находился адмирал Ямамото, сбил 1-й лейтенант Рекс Барбер. Атака Барбера была столь стремительной, что «Зеро» не успели ничего предпринять. Второй «Бетти» получил повреждения от огня ведомого Барбера.
В завязавшемся воздушном бою Янагия сбил один «Лайтнинг», но это уже ничего не меняло и не решало...
После гибели Ямамото летчики «Зеро» эскорта желали только одного - гибели в бою. В течение последующих трех месяцев они исполнили свое желание. Все, кроме Янагия.
8 июня 1943 г. Янагия получил тяжелое ранение в воздушном бою над Гуадалканалом. Ему пришлось ампутировать правую руку, после чего война для него завершилась. На счету пилота числилось восемь сбитых американских самолетов.

В апреле 1988 г. Янагия имел случай пожать руку Рексу Барберу. Событие произошло в музее адмирала Нимитца, город Фридриксбург, штат Техас. Вряд ли сам Янагия испытал от рукопожатия огромное удовлетворение...
Последние годы Янагия жил в Токио.

В апреле 1943 года американские истребители «Локхид Р-38 Молния» 339-й штурмовой эскадрильи, действующие на максимальном удалении от острова Гвадалканал, сбили над атоллом Кахили японский бомбардировщик «Мицубиси Бетти». На борту погибли все, включая одного очень важного пассажира — адмирала Исороку Ямамото, главнокомандующего Имперским флотом Японии и главнокомандующего всеми японскими вооруженными силами в Тихоокеанском регионе.

Ямамото был архитектором атаки на Пирл-Харбор, а также стратегом молниеносных завоеваний Японии в первые месяцы Тихоокеанской войны. Он оставил после себя тайну, которая до сих пор продолжает волновать историков: было ли планирование атак в Тихом океане его собственной работой или же он во многом полагался на стратегические военные планы, предложенные американскими и английскими военно-морскими специалистами до начала войны?
Когда японцы нанесли удар в Тихом океане, они сделали это безошибочно. Часть информации была явно предоставлена агентами, но большую часть разведывательных данных можно было получить только благодаря обширной разведке с воздуха. И только после войны, когда эксперты cоюзников смогли изучить японские военные архивы, они узнали правду. В течение многих месяцев перед началом наступления в Тихом океане секретное летное подразделение японского Имперского флота совершало тайные полеты над американскими базами и собирало детальную фотоинформацию. Секретное подразделение называлось 3-м воздушным корпусом, и в него входили три эскадрильи общим числом в тридцать шесть дальних разведывательных бомбардировщиков «Мицубиси G3M2 Нелл». В апреле 1941 года при соблюдении строгой секретности они были собраны в Такао на острове Формоза.


18 апреля 1941 года 3-й воздушный корпус осуществил свое первое задание. Это был полет длиной 1200 миль (с учетом обратного пути) с целью сфотографировать гавань, аэропорт и казармы в Легаспи на юго-восточной оконечности Лузона на Филиппинах. Самолеты совершили успешный облет цели на высоте 28 ООО футов и не были обнаружены.

23 апреля группа из двадцати одного самолета G3M2 совершила перелет через океан длиной 1400 миль на аэродром Пелелиу на островах Палау к востоку от Филиппин. Оттуда они совершали секретные разведывательные полеты над островом Джоло и некоторыми объектами на Минданао. Затем в июне часть третьего воздушного корпуса была перемещена в Тиниан, откуда она начала совершать очень осторожные вылеты на максимальной высоте 29 500 футов над стратегически важным островом Гуам. В течение трех дней самолеты сфотографировали весь остров в мельчайших деталях. Один из самолетов был, вероятно, замечен, потому что правительство Соединенных Штатов Америки выразило протест по поводу того, что самолет, предположительно японского происхождения, полетел над островом на очень большой высоте. Японцы, естественно, отрицали свою причастность Тем не менее они посчитали благоразумным прекратить секретные полеты над Тихим океаном, хотя и увеличили количество разведывательных миссий над Французским Индокитаем перед самым вторжением Японии в июле 1941 года После этого 3-й воздушный корпус был распущен и переформирован в боевое подразделение К этому времени он обеспечил командование японского флота всеми необходимыми фотоматериалами, адмирал Ямамото теперь мог претворить в жизнь свои планы.

Ямамото обладал двумя качествами, редкими для японских офицеров во первых, он в совершенстве понимал милитаристский менталитет Японии и, во-вторых, умел говорить и читать по-английски.

В начале 20-х годов он был военно-морским атташе Японии в Вашингтоне, и в течение этого времени у него была масса возможностей читать труды по военно-морской стратегии, написанные западными экспертами.
Одним из таких трудов был замечательный документ, озаглавленный «Морская мощь в Тихом океане», написанный британским военным корреспондентом и бывшим офицером разведки по имени Гектор Байуотер. Часть его труда была посвящена ходу будущей войны в Тихом океане и, как показали последующие события, предсказания оказались в высшей степени точными. Книга, впервые опубликованная в Лондоне в 1925 году, была переведена на несколько языков, включая японский. Ее стали рекомендовать для чтения в военно-морских колледжах ведущих держав. Вскоре после ее первого издания работа или, по крайней мере, та ее часть, в которой говорилось о ходе будущей войны в Тихом океане, была расширена и дополнена, став полноформатной книгой. У Байуотера гипотетическая война в Тихом океане начинается не с внезапного нападения на Пирл-Харбор, а с основного сражения между японским и американским флотами у Филиппин.
Байуотер предвидел, что главным оружием станут корабельные орудия, но бн также предсказывал использование авиации морского базирования. В этом не было ничего удивительного, так как в середине 20-х годов и британские, и американские флоты уже имели прообразы авианосцев, а эффектная демонстрация того, что самолет может сделать с военным кораблем, была проведена в июле 1921 года, когда совместные силы американской армии и военно-морских бомбардировщиков потопили несколько захваченных в плен германских кораблей, включая линейный корабль «Ост Фризлянд».
Удивительной была точность описания Байуотером будущих японских атак на Гуаме и Филиппинах. Гуам, предсказывал он, будет подвергнут бомбардировке с воздуха и с моря, после; чего японские войска высадятся на восточную и западную стороны острова, захватив его в клещи. Американцы не смогут организовать эффективное сопротивление и будут вскоре вынуждены сдаться. Почти точно так и случилось в декабре 1941 года.
Сходство между описанным Байуотером вторжением японцев на Филиппины и фактическими событиями по-настоящему изумляет. Он предсказывал, что наступление начнется с массированных воздушных атак, проводимых авиацией с авианосцев, идущих к За паду, — так оно и было; за этим последует вторжение в форме трезубца с высадкой японского десанта в заливе Лингайен и бухте Ламон, в Лузоне и в заливе Синданьган на Минданао.
Высадки в Лузоне происходили именно так, как было предсказано Байуотером: японцы продвигались вглубь и захватывали Манилу с обеих сторон. Только высадка в заливе Синданьган не была угадана: вместо того чтобы высадиться в этом месте, на западной стороне Минданао, японцы вторглись на берег со стороны залива Давао на юго-восточной оконечности острова в одном из мест, изученных авиацией 3-го воздушного корпуса. Байуотер предвидел, как американцы в конце концов вернут себе Тихоокеанский регион с помощью военно-морских сил, неуклонно продвигаясь в сторону Японии путем тщательно разработанной тактики «прыжков с острова на остров». Он также предвидел, как японцы перед лицом поражения бросят в бой все имеющиеся ресурсы, включая пилотов-самоубийц.
Как ни странно, он не смог оценить роли воздушных сил в этом решающем морском сражении. Когда оно действительно произошло в 1944 году, противостоящие стороны обменивались ударами подразделений морской авиации, тогда как корабли флота редко находились в пределах видимости друг друга.

В общем, кажется, что предсказания, сделанные Байуотером, и стратегия, принятая Ямамото в начале Тихоокеанской кампании, слишком похожи, чтобы быть случайным совпадением.
Байуотер также предсказал, что торпедные бомбардировщики станут главным типом авиации, используемой в морском бою, и в этом он оказался полностью прав. Если Ямамото нуждался в каких-либо доказательствах этой теории, то англичане их предоставили. В ноябре 1940 года, примерно за год до японской атаки на Пирл-Харбор, двадцать бипланов «свордфиш» военно-морского флота Великобритании, несущих на борту торпеды и бомбы, обрушились на итальянский флот в Таранто в ночной атаке и с блеском разбили самые современные линейные корабли Италии, а также два тяжелых крейсера. Линейные корабли и один из крейсеров были выведены из строя на многие месяцы, другой крейсер уже больше не выходил в море. Ямамото усвоил уроки Таранто при подготовке атаки на Пирл-Харбор. То же самое можно сказать об уроках, почерпнутых им из широко освещаемых прессой военно-морских маневров США на Гавайях в 1932 году, когда американцы сами показали, что несколько авианосцев могут подойти к Пирл-Харбору незамеченными и начать разрушительную атаку на рассвете.
Но была ли великая стратегия Ямамото в Тихоокеанской войне основана на трудах малоизвестного англичанина, так и останется навсегда самой интригующей загадкой войны.

Роберт ДЖЕКСОН

http://ruzikrus.ru/general-yamamoto.html#more-691

Выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919-1921).

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи, и провёл в нём ряд изменений и обновлений, особенно в развитии военно-морской авиации. Был главнокомандующим во время первых, довольно успешных для Японии, лет войны в Тихом океане, провёл такие битвы, как Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение . Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах , когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг» . Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Семейные корни

Подготовка к войне, 1920-1930-е годы

Адмирал флота Исороку Ямамото

В политическом отношении Ямамото был сторонником мирного решения всех конфликтов. Он был абсолютно против войны с Соединенными Штатами - эта позиция появилась в результате его обучения в Гарварде , службы помощником адмирала, и службы военно-морским атташе (два раза) в Вашингтоне . Он был продвинут по службе в звание капитана в 1923 году , а в 1924 году , когда ему исполнилось 40, он сменил специализацию с морской артиллерии на морскую авиацию. Первым кораблём под его командой стал крейсер «Исудзу» в 1923 году , а следующим - авианосец «Акаги ». Ямамото был большим сторонником военно-морской авиации, и в чине вице-адмирала , до принятия поста командующего Первым авианосным дивизионом, служил начальником отдела аэронавтики.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году , в звании контр-адмирала , и уже в звании вице-адмирала в Лондонской Мореходной Конференции 1934 года . Японское правительство считало, что кадровый военный специалист обязан сопровождать дипломатов во время обсуждения сокращения вооружений. Ямамото лично не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году , ни последующую войну с Китаем (1937 год), ни Берлинский пакт (1940 год) с нацистской Германией и фашистской Италией. Как заместитель министра военно-морских сил, он извинился перед послом Соединённых Штатов Джозефом К. Грю (англ. Joseph C. Grew ) за бомбардировку канонерской лодки «Панэй» (англ. USS Panay ) в декабре 1937 года . Все эти поступки сделали его мишенью провоенных милитаристов.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато » и «Мусаси», с его точки зрения это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов.

Ямамото провёл ряд обновлений в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на известность за его работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй , ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M . Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами , возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан . В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако, истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка» (англ. The Flying Cigarette Lighter ). Смерть настигнет Ямамото в одном из этих самых самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M подняла задачу для разработки дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро , который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции и легкой воспламеняемости - недостатки, которые дополнили высокие потери А6М в развивающейся войне.

Адмирал флота Ямамото, архивное фото США

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото двигался как к стратегическим так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда , Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый Воздушный Флот - кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также собирало авианосцы в одну компактную мишень - две стороны одной монеты, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на Первый Воздушный Флот, берегового 11-го Воздушного Флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года, Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Маана . Япония планировала боевые действия с использованием легких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее Сражение» в северном районе Филиппинского Моря (между островами Рюкю и Марианами), с линейными кораблями , вступившими в традиционную перестрелку.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона, вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне, и что они захотят дипломатически окончить этот конфликт. На самом деле, послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на это тему, годы спустя, были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора! ».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать с Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор . Элемент неожиданности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход - в случае успеха, атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии, без вмешательства американского флота.

Первый Воздушный Флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, решая множество технических недостатков по пути, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий. .

Атака на Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года

Как Ямамото и планировал, Первый Воздушный Флот в составе шести авианосцев с около 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года , выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была успешна, так как она выполнила все поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии, по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 5 американских линкоров были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей - крейсера , эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, и более чем 111 с повреждениями различной степени. Большинство повреждённых самолётов были пикирующими и торпедными бомбардировщиками - из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий Первым Воздушным Флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить. Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков. Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских, или даже топливных хранилищ, уничтожение которых могло нанести гораздо большие потери, чем бомбардировка самих кораблей. В любом случае, после двух волн атаки, уже не оставалось достаточно дневного света, что послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа. Многое из того, что мечтал сделать Ямамото, не случилось, но нужно принять к сведению, что Нагумо никоим образом не был наказан за его отступление, которое было также здоровой частью изначального плана и правильным решением в тот момент.

На политическом уровне, эта атака прошла полным провалом для Японии, возбудив американский гнев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но как должное, Япония начала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз - только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки), буквально взбурлили общественное мнение Америки - мстить без пощады. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ спросил Ямамото, о том что тот думает об исходе возможной войны с Соединенными Штатами, ответ Ямамото широко известен: Если поступит приказ вступить в бой

Это предсказание воплотилось в жизнь, когда Япония с лёгкостью захватывала территории и острова в первые шесть месяцев войны, а потом понесла огромное поражение в Мидуэйском сражении 4-7 июня 1942 года , в битве, которая сдвинула чашу весов в Тихом океане в сторону США, и позволила Америке начать наступательные действия против Японии в Гуадалканал.

Со стратегической точки зрения, атака удалась - американские силы были не способны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, он считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году (следуя за развитием военного плана «Орандж» (англ. War Plan Orange )). В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году , Главнокомандующий Морскими Операциями, американский адмирал Харольд Старк (англ. Harold Stark ) написал «План Дог» (англ. Plan Dog ), который делал ставку на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии , и предписал Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбэнда Киммеля (англ. Husband Kimmel ), просто удерживать японцев из восточной части океана, прочь от путей сообщения с Австралией .

И лишь как тактическая операция эта атака достигла полной победы, успешно выполнив поставленные задачи, при потере только 29 самолётов и пяти карликовых подводных лодок

Шесть месяцев побед. Декабрь 1941 - май 1942

Добившийся нейтрализации большинства американского флота в Пёрл-Харбор, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большего Японского стратегического плана, разработанного Армией Имперской Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. Первый Воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии к Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском Океане . 11-й Воздушный Флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-ой Воздушной Армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом, в открытом море, потопили британскую формировку Зет (линкор «Принц Уэльский » и линейный крейсер «Рипалс »).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы , Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси , японцы смели остатки американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии, с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском Море 27 февраля 1942 года . После оккупации Голландской Ост-Индии, и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную Зону Ресурсов» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальные цели с удивительной скоростью и лёгкостью (и также воюя с плохо подготовленным противником), Япония остановилась чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать как укрепить и удержать их новые территории, и также как покорить или выбить из войны одного или нескольких противников.

Различные планы были разработаны для этой стадии, включая бросок на запад к Индии , на юг к Австралии и на восток к США. Ямамото принимал горячее участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

Некоторые планы были довольно грандиозными, например оккупация Индии или Австралии, или захват Гавайских островов . Но все они были забракованы, так как армия не могла выделить достаточное количество формирований из Китая для первых двух планов, и средств перевозки для вторых двух. (Средства перевозки были распределены и цепко удерживались между флотом и авиацией. ) Вместо этого Имперский Генеральный Штаб поддержал бросок армии на Бирму , в надежде соединиться с индийскими националистами и начать там революцию против британского правительства, атаковать Новую Гвинею и Соломоновы Острова , чтобы перерезать морские пути сообщения между Австралией и Соединёнными Штатами. Ямамото настаивал на «Решающем Сражении», чтобы добить остатки американского флота, но более консервативные офицеры Генерального Штаба ВМФ не хотели рисковать.

В середине обсуждения планов, воздушный налёт Дулитла (англ. Dolittle Raid ) ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американским авианосцев, и здравость плана Ямамото. Генеральный Штаб согласился на Мидуэй Операцию Ямамото, идущую в ногу с планом захвата позиций на Алеутских островах , которая впоследствии стала первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Ямамото начал быструю разработку планов по Мидуэю и Алеутам и в то же время сформировал группировку под командованием контр-адмирала Такэо Такаги , включив в неё Пятый Авианосный Дивизион (новые крупные авианосцы Сёкаку и Дзуйкаку), для поддержки захвата островов Тулаги и Гуадалканал, которые были нужны для морских и авиационных плацдармов, а также города Порт-Морсби на южном берегу Папуа-Новой Гвинеи, для плацдарма в направлении Австралии.

Операция по захвату Порт-Морсби вышла совсем иначе, чем планировалось. Несмотря на то что острова Тулаги и Гуадалканал были взяты, флот на пути к Порт-Морсби был вынужден ретироваться, после того как Такаги столкнулся с американскими авианосцами, и вступил в Сражение в Коралловом море в начале мая. Японцы потопили американский авианосец «Лексингтон » (англ. Lexington ), в обмен на более малый авианосец, но «Сёкаку » был повреждён до такой степени, что нуждался в доковом ремонте. Американский зенитный огонь и истребители, а также и японские операционные неудачи, заметно потрепали пикирующие бомбардировщики и торпедоносные самолёты на «Сёкаку » и «Дзуйкаку ». Эти потери оставили «Дзуйкаку» без действия, пока не прибыли новые самолёты и не были обучены лётчики.

Мидуэйское сражение. Июнь 1942 г.

План Ямамото для Мидуэйской Операции, был продолжением его стараний для нейтрализации Тихоокеанского флота США на достаточно долгое время, чтобы укрепить японский периметр обороны на цепи Тихоокеанских островов.

Долгое время существовало мнение, что Япония собиралась выманить американские силы - и возможно даже и авианосцы - на север от Пёрл-Харбор, и, чтобы достичь этого, Пятый Флот (два лёгких авианосца, пять крейсеров, 13 эсминцев и четыре транспорта) был послан против Алеутов, с задачей атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка , а также захватить дальние острова Кыска и Атту . Но современные исследователи японских документов открыли , что эта авантюра была идеей одного лишь генерального штаба военно-морских сил, и что Ямамото согласился выполнить эту операцию, только лишь если его Мидуэйская операция будет одобрена.

Японский план заключался в том, что в то время, когда Пятый Флот продвигается на Алеуты, Первая Быстроходная Группа (4 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера и 12 эсминцев) должна атаковать остров Мидуэй и разгромить всю авиацию противника, находящуюся на нём. Когда авиация будет нейтрализована, Второй Флот (1 лёгкий авианосец, 2 линкора, 10 крейсеров, 21 эсминец, и 11 транспортёров) должны были высадить десант в размере 5000 бойцов, и выбить американских морских пехотинцев с атолла .

Ожидалось, что после захвата Мидуэя американские авианосцы повернут в приготовленную ловушку на западе, где Первая Быстроходная Группа вступит в бой и разгромит противника. После этого Первый Флот (1 лёгкий авианосец, 7 линкоров, 3 крейсера и 13 эсминцев), в содействии с элементами Второго флота, должен будет очистить этот сектор от остатков сил противника и завершить разгром Тихоокеанского флота США.

Чтобы предотвратить какие-либо неожиданности, Ямамото решил провести две операции для подстраховки. Первой стал воздушный разведочный вылет (Операция К) в Пёрл-Харбор, чтобы убедиться, что американские авианосцы находились именно там. Второй стала пикетная линия подводных лодок, чтобы заметить передвижение авианосцев противника к острову Мидуэй вовремя, и таким образом дать возможность Первой Быстроходной Группе, и Первому и Второму флотам сгруппироваться для атаки по ним. Но получилось, что первая операция была отменена, а вторая началась с опозданием, и авианосцы были упущены.

Подготовка плана была очень быстрой и полна компромиссов, но в результате, план вышел хорошо продуманным, организованным, и осуществлялся в самый удобный момент для Японии. Против четырёх авианосцев, двух лёгких авианосцев, 11 линкоров, 16 крейсеров и 46 эсминцев, которые должны были участвовать в сражении, американцы имели возможность выставить лишь три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Перевес в силах был просто огромным, только лишь по количеству самолётов и подлодок стороны были равны. Несмотря на все проблемы с планировкой, выглядело, что Ямамото держит все козырные карты.

Но ужасная катастрофа поджидала Ямамото, кошмар любого командира, когда враг узнаёт о планах операции до её исполнения - американские связисты сумели расшифровать японский военный код Д (ДжейЭн-25 в США). В результате американский адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом, сумел увильнуть от обеих мер подстраховки Ямамото, и сумел разместить свои меньшие силы, чтобы провести разрушительную для японцев засаду. По расчётам Нимица, три авианосца, плюс авиация на острове Мидуэй, давали ему достаточно сил для уничтожения Первой Быстроходной Группы Нагумо .

Война после Мидуэйского сражения

В 1976 году был снят фильм «Мидуэй» . Здесь описывается сражение, которое повернуло ход войны в Тихом океане, в роли Ямамото снялся Тосиро Мифунэ . Показано, как он планирует атаку на атолл и видит, как его планы рушатся, и четыре авианосца идут на дно 4-6 июля 1942 года . В отличие от «Тора! Тора! Тора!», все японские персонажи этого фильма говорят по-английски.

В 2001 году снят фильм «Пёрл-Харбор» продюсера Джерри Брукхаймера , в основном закрученный на любовном треугольнике американских персонажей. Несколько раз в нём показывают японцев, разрабатывающих атаку на Пёрл-Харбор. В роли Ямамото - актёр Ивамацу Мако , названный кандидатом на «Оскара», звезда картины «Горец: Последнее Измерение» . Одна из цитат Ямамото из этого фильма: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну».

В 2011 году был снят фильм, посвящённый адмиралу - Командующий Объединённым флотом Ямамото Исороку (яп. рэнго: кантай сирэй тё:кан ямамото исороку )

Источники

Литература

  • Agawa, Hiroyuki; Bester, John (trans.). The Reluctant Admiral . New York: Kodansha, 1979. ISBN 4-7700-2539-4 . A definitive biography of Yamamoto in English.
  • Хироюки Агава Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор Издательство - Центрполиграф Год издания - 2003 ISBN - 5-9524-0195-3
  • Davis, Donald A. Lightning Strike: The Secret Mission to Kill Admiral Yamamoto and Avenge Pearl Harbor . New York: St. Martin’s Press, 2005. ISBN 0-312-30906-6 .
  • Dull, Paul S. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1978. ISBN 0-87021-097-1 .
  • Evans, David C. and Mark R. Peattie. Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy 1887-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. ISBN 0-87021-192-7 .
  • Glines, Carroll V. Attack on Yamamoto (1st edition). New York: Crown, 1990. ISBN 0-517-57728-3 .
  • Hoyt, Edwin P. Yamamoto: The Man Who Planned Pearl Harbor . New York: McGraw-Hill, 1990. ISBN 1-58574-428-X .
  • Lundstrom, John B. The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1984. ISBN 0-87021-189-7 .
  • Miller, Edward S. War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1991. ISBN 0-87021-759-3 .
  • Peattie, Mark R. Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-432-6 .
  • Prados, John. Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2001. ISBN 1-55750-431-8 .
  • Ugaki, Matome; Chihaya, Masataka (trans.). Fading Victory: The Diary of Admiral Matome Ugaki, 1941-45 . Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1991. ISBN 0-8229-5462-1 .
  • Гордиенко А. Н. Командиры Второй мировой войны. Т. 1., Мн., 1997. ISBN 985-437-268-5

Ссылки

  • Биография Ямамото From Spartacus Educational (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Биография Исороку Ямамото (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Смерть Ямамото (англ.)
  • Адмирал Исороку Ямамото, Японский военно-морской флот US Naval Historical Center (англ.)
  • Крушения Тихого океана. Место, куда упал бомбардировщик с Ямамото на борту (англ.)
  • Великая тихоокеанская война (англ.)
  • Убийство Ямамото в 1943 году (яп.)
  • Гибель Ямамото Документальные кадры.

Передо мной выцветшая от времени групповая фотография. На ней Ямамото Исороку, в те времена капитан 1-го ранга, вместе с более чем двадцатью другими офицерами, окончившими в один год с ним Военно-морскую академию. Снимок сделан в середине или в конце 1920 года, у входа в клуб морских офицеров.

Кроме Ямамото, можно узнать и других - тогда в расцвете сил; позднее все они стали адмиралами, занимали ключевые посты в императорском флоте Японии и влияли на судьбу целой нации. У одного улыбка сорвиголовы; лицо другого, высокого, торчит над остальной группой как водосточная труба; большинство - типичные морские волки, половина с усами по моде того времени. Однако верхняя губа Ямамото чисто выбрита; он поменьше ростом, и, судя по выражению, пойманному камерой, это человек мягкий, почти жалкий. Фотографии адмирала Ямамото Исороку, главнокомандующего Объединенного флота, столь популярные в печати военного времени, оставляют несколько другое впечатление - отчасти, несомненно, благодаря усилиям тех, кто фотографировал и публиковал снимки. А на том, о котором речь, этакий коротышка: чуть наклонился, чем-то удручен.

Соберите нескольких, не знающих, как выглядел Ямамото, и спросите, о ком из этих двадцати с небольшим скажешь, что он разработал впоследствии план атаки на Пёрл-Харбор и командовал флотом, осуществившим этот план, - вряд ли кто-нибудь выберет нужное лицо.

Ямамото Исороку и в самом деле невысокого роста. 18 апреля 1943 года, когда он отправился в свой последний полет с восточной взлетной полосы на Рабаул, младший офицер Хайяси Хироси, командир истребителя, сопровождавшего его, впервые увидел Ямамото. Хайяси, сам по себе крупной комплекции, признался, что ему пришла мысль: «Почему это главнокомандующий раза в два меньше меня?»

Рост его 5 футов 3 дюйма (около 160 см), весил он примерно 125–130 фунтов (56–58 кг); сложения чуть не по-женски хрупкого; с пальцами пианиста (как утверждает, одна хорошо его знавшая хозяйка ресторана). Правда, в отличие от пианиста он имел лишь восемь пальцев. Общеизвестно, что во время Цусимского сражения в результате прямого попадания русского снаряда в корабль «Ниссин», на котором Ямамото служил кадетом, ему оторвало у самого основания средний и указательный пальцы левой руки. Сам Ямамото вспоминал:

«С оглушительным грохотом снаряд врезался в еще остававшуюся носовую 8-дюймовую пушку. Ядовитый дым окутал носовую часть корабля, а меня чуть не снесло силой жестокого взрыва. Я проковылял несколько шагов - и тут обнаружил, что таблицы, что висели у меня на шее, исчезли, а два пальца левой руки отхвачены и висят на одной коже».

Отсюда можно предположить, что он сам верил в это многие годы. Но кажется, истина состоит в том, что разорвало одну из собственных пушек «Ниссина», - это случается, когда ослабленная сталь ствола - после перегрева из-за непрерывной стрельбы на нее обрушиваются холодные волны - уже не способна сдерживать газы при выстреле. Вражеский ли снаряд тому причиной или несчастный случай на борту собственного корабля, только Ямамото знали в квартале гейш Симбаси как Восемьдесят Сен - такое он получил прозвище (обычная плата за маникюр гейши, всех десяти пальцев, - одна иена). Помимо потерянных пальцев, на теле его остались от того инцидента и другие примечательные шрамы…

Для Ямамото его физические данные не играли роли. На упомянутом фото мы видим гладко выбритого интеллигента, без особых внешних отличий. Ничего от облика жестокого военного лидера, - однако отсюда ни в коей мере не следует, что он не соответствовал посту главнокомандующего Объединенного флота.

Кроме того, разглядывание фотографии вызывает разнообразные чувства у тех, кто знает этот период истории. Известный своей прямотой адмирал Инуе Сигейоси, возглавлявший бюро по морским делам в то время, когда Ямамото был заместителем министра, делил адмиралов на первоклассных и второсортных. Из четырех (редкое число), произведенных в это конкретное звание, - Сиозава, Йосида, Ямамото и Симада - только Ямамото достиг первого класса.

Йосида Зенго, предшественник Ямамото на посту главнокомандующего Объединенного флота, вернулся министром в морское министерство, когда Ямамото оставил этот пост. Видимо, Ямамото чувствовал, что Иосиде можно доверить ту работу, которой он занимался вместе с министром Йонаи; но Йосида вскоре оставил этот пост.

В сформированном Тодзио правительстве Симада Сигетаро стал морским министром и оставался на этой должности с начала войны (Ямамото погиб в бою) до того момента, пока Тодзио неохотно расстался с властью - в июле 1944 года, после падения Сайпана. Он столь рабски исполнял распоряжения Тодзио, что за спиной его именовали «лакеем Тодзио».

Невозможно избавиться от ощущения - лучше бы Ямамото в какое-то подходящее время сам вернулся в правительство. Покинь он флот и стань морским министром, - Японию, возможно, ожидала бы другая судьба (хотя в этом случае какой-нибудь японский убийца избавил бы от хлопот того американского пилота, который покончил с Ямамото несколько позже). Действительно, чтобы изучить карьеру Ямамото и ее связь с последней войной, надо знать и это время, и, опять же, что случилось бы, если бы… И вот с одного маленького из этих «если бы», представленных жизнью Ямамото, хотелось бы начать всю историю.

Это случилось (или, более точно, не случилось) в тот самый день, когда император назначил Ямамото главнокомандующим Объединенного флота.

В Японии сегодня имя Соримачи Эйичи знакомо многим. Ходил в ту же среднюю школу в Нагаоке, что и Ямамото, и, хотя младше на пять лет, стал одним из его закадычных друзей в родном округе. Двухтомный труд Соримачи под названием «Ямамото Исороку. Мужчина» описывает до мельчайших деталей атмосферу семьи Ямамото, его рождение и воспитание; пусть вся история преподносится тенденциозно и оспины выдаются за милые ямочки, а многие касающиеся героя неблаговидные вещи опускаются - все равно в ней содержится материал, который нельзя найти в других источниках.

Утром 30 августа 1939 года Соримачи сел на станции Сибата главной магистрали Уетсу в экспресс, отбывающий в Токио. В вагоне второго класса заметил своего старого знакомого Исивару Кандзи, в форме генерал-майора. Приветствовал Исивару и поинтересовался, куда тот направляется. Исивара ответил, что его назначили командующим 16-м дивизионом и он едет в Токио. Ему назначена аудиенция императора, и он намерен дать совет в том плане, что нынешнюю войну («китайский инцидент») следует остановить; хотел бы заявить то же самое и принцам Чичибу и Такамацу.

Знаю, что в этом вагоне полным-полно переодетых полицейских и агентов политической полиции, - сказал он, - но это мне не помешает заявить, что подобное занятие погубит Японию, если мы вовремя не остановимся. В самом деле, - продолжал он, - я также надеюсь увидеться с заместителем министра Ямамото. Он единственный человек на флоте, который может остановить войну… Я хотел бы встретиться с ним 3 сентября, - может быть, ты ему попозже позвонишь и скажешь, что я собираюсь увидеться с ним?

Исивара, который какое-то время был на короткой ноге с Ямамото, воспринимался в армейских кругах как что-то вроде еретика. Ярый сторонник учения «Ничирен», он верил, где-то через 2500 лет после смерти Будды (примерно в 2000 году) создадут что-то вроде «всемирного правительства», но на пути к нему разгорится война в беспрецедентных масштабах. Именно он планировал «маньчжурский инцидент», имея идею создания в Маньчжурии некоего идеального государства, в котором «будут жить в гармонии пять рас». В этих аспектах могло быть некоторое несовпадение его и Ямамото точек зрения, но, как только был развязан «китайский инцидент», он немедленно выступил с призывом к его локализации. Считал, что войска не следует использовать до начала «последней войны» человечества и инцидент необходимо быстро урегулировать, с тем чтобы избежать немедленной конфронтации с Америкой и Британией. По крайней мере в этом он, вероятно, нашел бы в Ямамото симпатизирующего ему слушателя.