Использование фонетической ритмики на разных этапах формирования. Предисловие

C лайд 1.

Слайд 2.

Фонетическая ритмика - здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность - это деятельность всего организма.

Слайд 3.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Слайд 4.

Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному». Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

Слайд 5.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух - трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движенияи речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогомнесколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детейк правильному естественному подражанию.Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Слайд 6.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.

Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.

Слайд 7.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

Слайд 8.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Слайд 9.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики.

Слайд 10.

На следующем видео вы увидите чередование ритмических движений и ритмичное проговаривание с плавными фразами на отработку плавности речи в ходе плавных движений.

Слайд 11

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные). Подробные описания движений содержатся в работах: Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт. «Фонетическая ритмика», А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», Н.Ю Костылевой «Покажи и расскажи».

Слайд 12.

Применяется фонетическая ритмика:

В процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или динамические паузы.
- на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
- во время экспериментариумов по формированию лексико - грамматического строя речи и развитию связной речи.

Упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Слайд 13.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

Слайд 14.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. На слайде вы видите звенья фонетической ритмики. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

Слайд 15.

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а ..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о …», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у …», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э… », дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и… », дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы… », дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

В формировании произносительной стороны устной речи у детей раннего возраста с нарушенным слухом, в том числе и после операции кохлеарной имплантации, важное место занимает речевая (фонетическая) ритмика, эффективность которой доказана многолетней практикой работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Речевая ритмика основана на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются и подражание движениям становится более точным, сюда входят не только крупные, но и мелкие движения, в том числе и артикуляционные. Движения ведут за собой произношение и многие звуки, которые до этого не встречались в речи ребенка, часто появляются благодаря фонетической ритмике.

Фонетическая ритмика используется на разных этапах обучения произношению детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушенным слухом, что зависит от степени нарушения слуха, произносительных и интеллектуальных возможностей ребенка. В данной статье мы описываем движения фонетической ритмики, которые используются на первоначальном этапе работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Упражнения речевой ритмики следует проводить каждый день по 3-5 минут, желательно несколько раз в день. Данные упражнения можно включать в режим дня ребенка, чтобы они стали ожидаемы и привычны для малыша.

В комплекс упражнений речевой ритмики включаются следующие:

  • Обучение отделению слога от ряда слогов;
  • Работа над темпом и громкостью звучаний;
  • Работа над долготой, слитностью, высотой звучаний;
  • Работа над ритмами;
  • Работа над интонационной стороной речи;
  • Работа над слогами, словами и фразами.

Занимаясь с ребеночком дома, родителям желательно учить отличать один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а так же разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит мама (папа и др. члены семьи), с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал. Материал сначала следует предъявлять слухо-зрительно, затем только на слух.

Некоторые упражнения речевой ритмики

Обучение отделению слога от ряда слогов

Учим ребенка произносить ряд слогов и один слог. Вначале, как правило, работа ведется на материале слога па. В дальнейшем, по мере появления в речи ребенка и других звуков, в работу включается новый речевой материал. Могут использоваться самые разнообразные движения, важно, чтобы они передавали характер звука (слога). При этом движения, предлагаемые на ряд слогов, должны отличаться от движений на один слог, например:

  • сидя на полу, стучать мячом о пол — папапа, вытянуть руки с мячом вперед — па;
  • выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак, произнося пупупу, выбрасывать вперед одну руку — пу;
  • шагать на месте — татата, топнуть ногой — та;
  • подпрыгивать на месте — тотото, прыгнуть вперед – то.

Работа над долготой звучаний

Учим ребенка долгому и краткому произнесению звуков и слогов, предлагаем разнообразные движения;
при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому — резкое, короткое. Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие — быстрыми, короткими, например:

Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.

Работа над слитностью звучаний

Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у ребенка. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т :

  • стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно);
  • хлопать в ладоши перед грудью — татата, хлопать в ладоши над головой — та та та;
  • покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то__; топать одной ногой — то то то.

В упражнения включаются и другие появившиеся у ребенка звуки. Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

Работа над темпом произнесения

Учим ребенка воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов.
Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та :

  • шагать на месте в быстром и медленном темпе, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
  • изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно — па___па___па___ (или та___та___та___) и бежит — папапапа (или татата).

Работа над изменением силы голоса

  • «Ляля спит» – ребенок тихо подходит к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке …), произнося тихим голосом папапа; предлагаем разбудить куклу (мишку, зайку …), малыш громко топает, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла (…) просыпается и пляшет;
  • изображать большую собаку, которая лает громко — АФ-АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо — аф-аф-аф;
  • изображать легкий ветерок — у___ и сильный ветер — У___ (связав с картинкой и наблюдениями за природой);
  • шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА), удары потише — шагать обычно, произнося ПАПАПА (…) голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.

Работа над высотой голоса

С того времени, как у ребенка уже вызван голос нормальной высоты, его учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:

  • изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А-А-А (низкий голос), маленький бежит — а-а-а (высокий голос);
  • изображать большую птицу и маленькую птичку — ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос).

Работа над ритмами

В начале ребенка учат отделять один слог от ряда слогов, определять количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как ребенок овладевают этими умениями, приступаем к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.

Сначала учим ребенка воспроизводить двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа ТАтата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых ребенок отхлопывает, отстукивает ритмы. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например:

  • сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог — та, вытягивать руки с мячом вперед — на ударный слог — ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы);
  • руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз — па, на ударный — отвести в стороны-вниз — ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов).

В случаях, когда ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, выполняем упражнение вместе с ним, его руками.

Работа над интонационной стороной речи

Побуждаем ребенка имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижениями, естественными жестами, учим обыгрывать повадки различных животных, характерные черты людей, передавать эмоциональные состояния.

Учим ребенка, подражая взрослому, изображать, например:

  • боль — а-а-а, бобо, (позже — больно, болит, у меня болит живот и т.п.);
  • радость — А__, ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла!);
  • вопрос — а? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?)

Постоянно разыгрываем разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п.

В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов ребенок изображает, например, — злую большую собаку, ласкового маленького щенка, дедушку, удивленную маму, кипящий чайник, горячий утюг, острый нож и т.п.

Инсценируются доступные сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п., каждый персонаж обыгрывается, сопровождается голосом разной силы и высоты.

Вместе с ребенком рассматриваем картинки, эмоционально оценивая изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо; ай-яй-яй, плохо, нельзя», говорим за персонажей.

Олешова Варвара,

сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»

Литература
1. Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Советский спорт, 2003.