Использование материалов работы в школьной географии. Масштаб карты Величина масштаба Название карты

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Савинская средняя общеобразовательная школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области.

«География родного края»

Март 2013 года

Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

учитель географии первой категории МКОУ «Савинская СОШ»

Палласовского района Волгоградской области.

Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план в рамках учебного учреждения. Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но, к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся, порой, знают природу и быт людей других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа факультативного курса « География родного края» (Комплексная характеристика природы Палласовского района), которая прошла процедуру рецензирования в ГБОУ ДПО Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).

Новизна программы - на данный момент впервые представлена программа по изучению Палласовского района, содержащая комплексный подход.

Цель курса - практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.

Задачи курса: углубление знаний учащихся о природе родного края, вооружение учащихся специальными метапредметными – общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам; развитие умений творческого, исследовательского характера на основе изучения краеведческого материала; привитие любви к своей малой родине; развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам; воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.

В основу построения содержания курса положены следующие принципы: принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные); принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации (природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека; краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе; личностно-деятельностный принцип базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

Основными методами освоение курса являются: наблюдение и исследование территории, анализ статистических данных и различных источников информации, создание проектов. Активизации познавательной деятельности способствуют экскурсионные занятия, демонстрация презентаций и видеофильмов, встречи с интересными людьми района, выполнение учебных проектов как формой итоговой работы.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Курс включает в себя 34 часа учебных занятий, из них 13 часов теоретических занятий; 12 часов практических работ (4 практические работы на местности); 9 часов экскурсий различной направленности. Количество часов, отводимых на изучение тем, может варьироваться. Практические работы могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от местных условий и краеведческой составляющей своей местности.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «экологическая ситуация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

В целом программа курса включает вводную часть и четыре раздела: вводная часть -2 часа; I раздел «История исследования и освоения степного Заволжья» - 6 часа, II раздел «Географическое положение Палласовского муниципального района» -2 часа; III «Общая характеристика природы Палласовского района» - 20 часов; IV «Экологическая ситуация Палласовского района» - 4 часа.

Первые два занятия вводные, целью которых является рассмотрение вопросов школьного краеведения (направления краеведения, цели, задачи и предмет исследования), а также практическое знакомство с различными источниками информации о родном крае. Цель в первом разделе данного курса -рассмотреть историю исследования и последовательного освоения степного Заволжья. Второй раздел помогает оценить экономико-географическое и геополитическое положение родного края на карте мира, страны, региона и своей области. Самым содержательным является третий раздел, который ориентирован на комплексное, изучение природы своей малой родины. В четвертом разделе рассматриваются различные вопросы экологической направленности, и дается оценка экологической ситуации местности.

Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат – расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить географические знания и навыки на практике, бережное отношение к природе родного края.

Учебно-тематический план занятий.




Тема занятий

Кол-во часов

Введение

2

1.

Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

1

2.

Практическая работа . Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.

1

I Раздел. История исследования и освоения степного Заволжья.

6

3.

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

4.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

5.

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Палласовского района.

2

6.

Экскурсия в школьный музей. Основание села Савинка.

2

II Раздел. Географическое положение Палласовского муниципального района.

2

7.

Палласовский район – Малая родина. Географическое положение и границы района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

8.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

III Раздел. Общая характеристика природы Палласовского района.

20

9.

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

1

10.

. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.

1

11.

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. Общая характеристика климата.

1

12.

Практическая работа . Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов.

1

13.

Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Палласовского района и области. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения района.

1

14.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов.

1

15.

Характеристика речной системы Торгуна. Легенда реки.Практическая работа на местности . Комплексное описание реки Торгун на местности. Выявление источников загрязнения водоема.

2

16.

Дар природы – озеро Эльтон.

1

17.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод.

1

18.

Характеристика основных типов почв района. Условия формирования почв и проблемы их использования.

1

19.

Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов.

1

20.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека.

1

21.

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных видов растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями.

2

22.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области».

1

23.

Практическая работа. Проектная деятельность. Создание гербария и фотоальбома по биоразнообразию Палласовского района.

1

24.

Комплексная экскурсия в Природный парк «Эльтонский». Подготовка отчета по экскурсии.

3

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района.

4

25.

Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации.

1

26.

Практическая работа . Проектная деятельность. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района.

1

27.

Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные природно-территориальные комплексы Палласовского района». Практическая работа.

2

Итого

34

Содержание программы.

Введение (2 ч.) Основные направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Школьное географическое краеведение. Его цели, задачи и предмет исследования. Значимость краеведческой работы по географии. Виды источников информации. Источники знаний о родном крае.

Практическая работа . Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. Практическая отработка навыков по работе с различными источниками знаний (работа с книгой, библиографией, энциклопедиями, справочниками, газетными публикациями; Интернет – ресурсами).

Раздел I . История исследования и освоения степного Заволжья (6 ч.)

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями. Первое упоминание о территории в районе озера Эльтон в Книге Большой Чертеж», изданной в 1627г. Описание местности историком – краеведом В.Н. Татищевым. Академические экспедиции И.И. Лепехина и П. С. Палласа. Результаты исследований А. Гумбольдта и К.М. Берга.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями. (Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей (Основные этапы заселение Палласовского района. Время сарматов.Ранние украинские поселения в Нижнем Поволжье. Освоение Заволжья немецкими переселенцами).

Экскурсия в школьный музей. (Основание села Савинки. Жизнь селян до начала XX века. Послереволюционный этап развития села. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Современный облик села).

Раздел II . Географическое положение Палласовского

муниципального района (2 ч.)

Географическое положение Палласовского района на карте Волгоградской области, России и мира. Пограничные территории, их протяженность. Размеры и площадь Палласовского района и с. Савинки, сравнение с другими географическими объектами. Анализ и оценка географического, геополитического, этнокультурного положения Палласовского района по картам и типовому плану.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира. Определение географических координат г. Палласовки, г. Волгограда; протяженности района с севера на юг, с запада на восток.

Раздел III . Общая характеристика природы Палласовского района (20ч.)

Основные формы рельефа, их происхождение. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района, их месторождения. Самая высокая точка Палласовского района - гора Улаган с абсолютной высотой 69 м., самая низкая точка оз. Эльтон -16м. Влияние рельефа на особенности природы, условия жизни, хозяйственную деятельность людей.

Практическая работа на местности . Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту. Характеристика обнажения горных пород берега р. Торгун (вертикальный разрез обнажения; толщина и состав каждого слоя горных пород; цвет и структура каждого слоя; основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения).

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности (географическая широта; воздушные массы и преобладающие ветры; влияние Атлантики, арктических и тропических воздушных масс; микроклимат) . Действие и режим циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Сезоны года. Оценка агроклиматических ресурсов. Климатические рекорды Палласовского района. Неблагоприятные погодные явления: суховеи, пыльные бури, заморозки, гололед, шквальные ветры и ураганы. Меры борьбы со стихийными бедствиями и охрана воздуха. Влияние климата на жизнь и деятельность людей.

Практическая работа . Наблюдения за погодой, описание климата и погоды по сезонам года. Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для с. Савинки. Построение розы ветров. Народные приметы изменения погоды.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов. Гидросеть Палласовского района: реки, озера, пруды, лиманы, водоканалы, подземные воды. Подземные воды: грунтовые и межпластовые, пресные линзы. Сморогдинский минеральный источник. Питание и водный режим объектов, их хозяйственное использование. Легенда реки Торгун. Характеристика речной системы Торгуна по типовому плану с использованием карт и дополнительной литературы.

Практическая работа на местности . Определение крутизны берегового склона; прозрачности и химического состава воды. Изучение прибрежного биоценоза. Выявление источников загрязнения водоема.

Дар природы – озеро Эльтон. Геолого-географические исследования озера. История формирования озера Эльтон. Притоки и режим питания бессточного бассейна озера. Состав рапы и иловой грязи, их уникальные целебные свойства. Биоразнообразие и экологические проблемы Приэльтонской зоны. Хозяйственное использование вод своей местности. Проблемы рационального использования водных ресурсов родного края. Экологическая ситуация водных объектов, причины загрязнения. Проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

Типы почв степной зоны, условия их образования. Изучение основных типов почв района по механическому составу. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ. Мероприятия по улучшению плодородия почв. Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Механический состав и структура почв. Описание почвенного разреза (определение горизонтов, их характеристика; построение почвенного профиля). Составление картосхемы размещения солонцов.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Главные зональные типы растительности родного края, особенности их размещения. Разнообразие животного мира степной зоны, приспособленность к среде обитания. Палласовский район – место пересечения миграций перелетных птиц. Составление картосхемы «Животный и растительный мир родного края».

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных жизненных форм растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями. Определение экологических групп растений. Заготовка материала для гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области». Определение местонахождения краснокнижных видов. Практическая работа. Проектная деятельность. Составление фотоальбома « Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района». Оформление гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Комплексная экскурсия одного дня в Природный парк «Эльтонский».Посещение г. Улаган, Сморогдинского минерального источника, озера Эльтон, краеведческого музея в Эльтонской школе. Подготовка отчета по экскурсии.

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района (4ч.)

Воздействие человека на степные просторы (распашка целинных степей, использование удобрений и ядохимикатов, бесконтрольный выпас скота, пожары). Опустынивание степной зоны. Прогнозирование дальнейшего изменения природы района под влиянием деятельности человека. Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации. Составление карты «Экологическая ситуация Палласовского района».

Практическая работа . Проектная деятельность. Разработка и защита проектов по решению экологических проблем. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района (очистка береговой зоны р. Торгун). Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные ландшафтные уголки Палласовского района». Природный парк «Эльтонский»: г. Улаган, озеро Эльтон, пруд Чапаевский, река Большая Сморогда, Сморогдинский минеральный источник, «Биологическая» балка. Береговая зона реки Торгун и заливные лиманы. Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

Средства обучения


  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Портреты путешественников

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

  • Архивные материалы школьного музея
Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка


  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего района;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать

Географическое положение Палласовского района на картах Волгоградской области, Российской Федерации, мира;

Имена известных путешественников и исследователей изучавших Заволжье;

Историю возникновения своей Малой Родины и села Савинка;

Влияние рельефа территории на хозяйственную жизнь людей;

Факторы, формирующие климат своей территории, тип климата и его особенности;

Режим питания основных водных объектов;

Экологически проблемы своего района;

Значение видового разнообразия Палласовского района федерального и Мирового уровня;

Значимость наиболее важных объектов природы своей местности;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований.
Учащиеся должны уметь

Давать характеристику географическому положению своей местности и делать его сравнение с другими территориями области;

Делать описание ландшафта на местности и оценивать его;

Вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать полученные данные, составлять прогноз;

Выполнять комплексное описание реки;

Выполнять описание почвенного разреза, определять виды почв по механическому составу;

Оформлять гербарии и коллекции;

Работать с различными источниками информации, использование Интернет ресурсов;

Создавать компьютерные презентации и комплексные карты по темам курса;

Проводить исследования и выполнять творческие работы по изучению природы родного края;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Список литературы.


  1. Атлас – справочник. Волгоградская область. Планета. – 2012.

  2. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. Планета. – 2012.

  3. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград. – 2007.

  4. Брылев В. А. Памятники Волгоградской области. -1987.

  5. Воробьев А.В. Поселения Волгоградской области -2-е изд. Волгоград: стр. -2, 2002.

  6. Дроздов С.М., Ляхова А.Г. Сталинградская область. Сталинград. 1958.

  7. Дегтярева Е.Т. Почвы Волгоградской области. - 1970.

  8. Красная книга. Редкие и охраняемые виды растений и животных Волгоградской области. Волгоград. - 1992.

  9. Курсовая работа по теме «Физико-географическая характеристика Палласовского района». Утропова Е.В.

  10. Савельева Л.Ф. Палласовский район: Эльтон. «Ковчег» август-сентябрь 1998г.

  11. Сагалаев В.А. Растения «красной книги» Волгоградской области. Научно популярные очерки. Глобус. -2008.

  12. Сагалаев В.А. Альт – нур. . Золотое озеро. Газета «Рассвет» 5 сентября 1997.

  13. Мишин Б.А. Палласовка. Волгоград. Ниж.- Волж. - 1979.

  14. Моников С.Н. Золотое озеро. Волгоград. – 2001.

  15. Поляков А. Н. «Край мой Заволжье. Волгоград.- 1987.

  16. Покровов В. И. Там, где течет Торгун. Москва. -1982.

Адреса Интернет-сайтов


В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного - к неизвестному, от близкого - к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи.

Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Воронежской области, учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал я применяю в разных формах и на разных этапах урока:

В начале урока, во вступлении;

При актуализации знаний;

При изучении нового материала;

При закреплении;

В домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

Социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

Воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Краеведческий материал на уроках географии призван сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.

Применение краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал я использую и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.

Донецкий край - наша Родина, родная земля. Здесь жили наши предки. Они защищали ее от врагов, чтобы передать нам. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. Эта земля кормит нас и согревает. Сюда мы возвращаемся из путешествий по другим странам и областям. Донецкий край... Для кого-то это родной дом, теплый майский ветерок, буйные травы степи и беззаботное детство. Для кого-то - лучи яркого солнца, режущего глаза после мрака забоя угольной шахты, а для кого-то -городской пейзаж с терриконами и заводскими трубами. Есть в нашем крае и множество живописных мест, где можно отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой. Нам выпало счастье жить на этой земле, любоваться ее красотой, пользоваться ее дарами. И в наших силах сделать ее еще прекраснее, сохранить ее для своих детей и внуков. Чтобы стать настоящим хозяином родной земли, нужно научиться понимать ее, узнать законы, обеспечивающие ее гармонию, и никогда не нарушать их. И поможет нам в этом наука о родной земле - география родного края, или краеведение.
Курс географии родного края состоит из таких разделов: «Донецкая область и ее географические исследователи», «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов», «Физико-географическое районирование», «Взаимодействие человека и природы». Эти разделы расскажут о прошлом и настоящем края, его географическом положении в природных условиях, ресурсах и влиянии человека на них.

Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения.
Изучая географию родного края, вы узнаете о размерах и географическом положении нашей области, о природе и ее огромной ценности для человека. Родина - это такое место на Земле, где ощущаешь себя дома, где окружающие люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Это место, которое вспоминаешь со щемящей тоской, находясь на чужбине, куда хочется вернуться, которому хочется поклониться.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Наш край - Донецкая область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Донецкая земля - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Краеведение - это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краеведы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной н духовной культуре народов.

Содержание
Вступление
§1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения
§2. Географическое положение Донецкой области
§3. Положение области в пределах часовых поясов
§4. Изображение Донецкой области на географических картах
§5. Использование топографии при изучении родного края
§6. История образования Донецкой области
§7. Исследование территории Донецкой области
§8. Основные формы рельефа
§9. Особенности тектонического и геологического строения
§10. Полезные ископаемые
§11. Развитие форм рельефа
§12. Основные климатообразующие факторы
§13. Характеристика климата Донецкой области
§14. Сезонные изменения погоды
§15. Неблагоприятные погодные явления
§16. Изменение климата. Климатические ресурсы
§17. Внутренние воды. Реки Донецкой области
§18. Озера. Водохранилище. Каналы. Болота
§19. Подземные воды
§20. Водные ресурсы
§21. Почва. Формирование почвы
§22. Типы почв Донецкой области
§23. Земельные ресурсы
§24. Растительный мир Донецкой области
§25. Животный мир Донецкой области
§26. Биологические ресурсы. Красная книга
§27. Природные комплексы Донецкой области
§28. Физико-географическое районирование Донецкой области
§29. Степная природная зона
§30. Азовское море
§31. Современные ландшафты
§32. Геоэкологическая ситуация в Донецкой области
§33. Охрана природы
§34. Природоохранные объекты.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физическая география родного края, Панкина В.Е. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97 Дзержинского района г.Волгограда» Программа внеурочной деятельности «
География родного края
» Автор-составитель: Подкуйко Г. Ф. учитель географии МОУ СШ № 97 г. Волгограда г. Волгоград. 2016

Программа курса «География родного края»
8 класс, 17 часов Пояснительная записка Программа «География России» предусматривает рассмотрение вопросов географии Волгоградской области в размере 12 – 13 часов после изучения: в 8 классе в рамках курса «Природа России» и в 9 классе – «Население и хозяйство России». Этого недостаточно для более подробного знакомства с особенностями природы Волгоградской области, условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения. Также недостаточно времени для комплексного знакомства с родным городом. .Поэтому есть необходимость в создании отдельной программы по изучению «Географии Волгоградской области». В основе лежит комплексный подход. Данная программа предусматривает изучение географии Волгограда, а также Волгоградской области. Формирование представления учащихся о территориальном разнообразии мира (природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных уровнях) на локальном уровне (свой город, своя область) позволит сделать обучение географии родного города, области более значимым для личности учащихся, расширить краеведческие знания о нем.
Основные цели курса:
- Расширить историко – географические представления школьников о Волгограде, Волгоградской области; - Способствовать развитию интереса к изучению родного края.
Задачи курса:

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по комплексному изучению родного края; - применение учащимися уже сформированных у них умений и навыков с целью получения новых знаний по географии своего края; - создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир. Требования к знаниям и умениям учащихся:
1.

Показывать:
- волгоградскую область и город Волгоград на карте, - реки, озера, водохранилища, канал, - природные зоны края, - охраняемые территории, - крупные населенные пункты, - основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
2.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития, -численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
3.

Определять:


4.

Описывать

5.

Объяснять:

6.

Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов.
Содержание курса

№ Название темы Количество часов 1. Введение 1 1. Природные особенности 8 2. Социально – экономическая характеристика Волгограда и Волгоградской области 8
Календарно -тематическое планирование «География в вопросах и ответах»
№ Название темы и разделов Кол- ко часо в Цели Форма учебной деятельности По плану фактич ески 1. Введение Географическое положение (ГП) Волгограда и Волгоградской области на карте: координаты, положение по отношению к природным объектам (рельефу, гидрологической сети) путям сообщения. 1 Познакомить об –ся с положением области на карте мира и карте России. Уметь определять координаты города. Лекция учителя ПР.№1: работа с контурной картой и атласом (оценка физико- и экономико- географического положения)
РАЗДЕЛ 1
. Природные особенности (10 часов) 2. Геологические и палеонтологические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. 1 Знать историю формирования рельефа Волгоградской Лекция учителя. Просмотр фильма «Куда ушло море».
области. 3. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф территории Волгограда и Волгоградской области. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства. 1 Знать основные формы рельефа области. Лекция учителя. Работа с картой. 4. Недра, полезные ископаемые и природные ресурсы Волгоградской области. 1 Знать полезные ископаемые области и места их залегания. Урок – диспут. «Чем богата и бедна Волгоградская область». 5. Факторы, формирующие климат. Климат Волгоградской области. Средние месячные величины температуры воздуха, кол –во осадков. Климатическая характеристика сезонов года. 1 Знать факторы влияющие на формирование климата области. Уметь характеризовать климатические области. Беседа. Составление климатических диаграмм.
6. Волга – главная водная артерия, ее правые и левые притоки, характер течения, гидрологический режим, качество воды. Донской бассейн.Озера, пруды, родники. Значение Волго – Донского канала. 1 Знать основные реки и озера области. Уметь показывать их по карте. Давать характеристику рек по плану. Выявлять источники загрязнения рек. Урок – диспут. «Загрязнение вод». Творческая работа: выявление источников загрязнения, влияние на здоровье человека; проекты решения проблем охраны водных ресурсов. 7. Положение Волгограда и Волгоградской области в зоне степей, полупустынь. Типичные ландшафты. Ресурсы Волгоградской области. 1 Знать природные зоны области. Уметь по плану давать характеристику природных зон. Творческая работа: научно – художественное описание природных зон. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах. 8. Охраняемые территории Волгоградской области. Памятники природы. Красная книга. Правила поведения в природной среде. 1 Знать особо охраняемые территории Волгоградской области. Лекция учителя. Просмотр фильма «Природные парки Волгоградской области». 9. Почвы и почвенные ресурсы Волгоградской области. Типы почв. Охрана почв. 1 Знать основные типы почв области. Уметь показывать их по карте Лекция учителя. Работа с картой.
РАЗДЕЛ 2.
Социально – экономическая характеристика города Волгограда и
Волгоградской области. 10. История заселения и освоения территории Волгограда и Волгоградской области. Историко –культурная справка. 1 Знать историю заселения и освоения территории Волгоградской области. Объяснять различия в заселении области Лекция учителя. Презентации учащихся. 11. ГП Волгограда. Герб города. Этапы развития города. Положение Волгограда на административной картах области и страны. Расстояния. Положение в часовых поясах. 1 Знать историю герба, города. Уметь положение города на картах мира и России. Лекция учителя. Доклады учащихся. 12. Национальный состав населения. Волгограда и Волгоградской области. Религии, исповедуемые населением Волгоградской области. 1 Знать особенности национального состава населения города и области. Диалог с учениками. Творческая работа: 13. История формирования городов Волгоградской области 1 Знать историю формирования городов области. Рефераты обучающихся. Посещение краеведческого музея. 14. Казачество. Традиции, быт, культура Донского казачества. 1 Знать историю казачества. Их традиции, быт. Лекция учителя, сообщения учащихся. 15. Народное хозяйство. Общая характеристика и особенности развития народохозяйственного комплекса Волгоградской области.Экономико – географическая характеристика отраслей 1 Знать особенности хозяйства области. Прогнозировать развитие экономики области. Лекция учителя. Экскурсия на предприятия города.
специализации: история формирования. Перспективы развития. 16. Сельское хозяйство Волгоградской области. Ведущие отрасли. Значение зернового хозяйства в экономике области. Развитие основных отраслей животноводства. Проблемы в сельском хозяйстве. 1 Знать основные отрасли с/х области, проблемы отрасли Диалог с учащимися 17. Экологическое состояние природной среды Волгограда и Волгоградской области. Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье населения. 1 Знать влияние экологического состояния окружающей среды на человека, антропогенные изменения природы. Урок - диспут Требования к знаниям и умениям учащихся:
7.

Показывать:
- Волгоградскую область и город Волгоград на карте, - Основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
8.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития,
-численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
9.

Определять:
- -координаты города Волгограда, поясное время, - основные климатические показатели,
10.Описывать
-географические явления, объекты, - природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей, - антропогенные изменения природы, - основные этапы становления города Волгограда, периоды формирования хозяйства Волгоградской области, - социально – экономические особенности города Волгограда.
11.Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, - опасные природные явления и правила поведения, - различия в освоении территории Волгоградской области - современные социально – экономические и экологические проблемы Волгограда и Волгоградской области.
12.Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов

Литература
1. Энциклопедия Волгоградской области / Гл. редактор О.В. Иншаков и др.; Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград: «Издатель», 2007. - 550 с. (соавторы: В.А. Брылёв, Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.М., Козина О.В.Трофимова И.С., Н.В., Славгородская Е.Н. и др.). 2. Энциклопедия Волгоградской области / под ред. О.В. Иншакова. 2-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2009. (соавторы: Брылев В.А., Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.П., Козина О.В., Корхова Ю.А., Мелихова Е.В., Пряхин С.И., Трофимова И.С., Славгородская Е.Н. и др.). 3. Во имя российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть 1 (с древнейших времен до конца XVIII века) / С.Н. Моников. – М.: Планета, 2011. 4. Волгоградская область: природные условия, ресурсы, хозяйство, население, геоэкологическое состояние: кол. монография / В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.П.Дьяченко и др. - Волгоград: Изд-во "Перемена" 2. Географический атлас-справочник Волгоградской области: учебное пособие / авторский коллектив: В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н.Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанов, А.Ф.Ширшов. - М.: Планета, 2012 3. Природные комплексы и биоразнообразия долины Нижней Волги: учебное пособие / пд ред. Г. Ю. Клинковой. В. А. Селищевой. - М. : Планета, 2011. (соавторы: В.А. Брылёв, Т.Н. Буруль, Н.П. Дьяченко, С.Н. Моников и др.). 4. Географический атлас-справочник Волгоградской области. 2-е изд., перераб. и исправл. / Под ред. В.А.Брылёва. - Москва: Планета, 2012. - . (соавторы: С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н. Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанова, А.Ф. Ширшов). 5. Интернет - ресурсы

Тема занятий

Теорети-ческих

Введение. Основы краеведения.

Моя «малая родина»

География родного края

Топонимы родного края

Природа родного края

История родного края

Исторические и мемориальные памятники

Мои земляки

Архитектурные памятники

Маршруты родного края

Введение. Основы краеведения.

Тема I. Моя "малая родина."

Начальное представление о понятии "малая родина" (республика, область, город, район, село, деревня). Культурная ценность чувства

"малая подина". Определение границ "малой родины" для конкретного класса.

Практическая работа. Блиц-опрос на тему "что ты знаешь о своей

"малой родине". Викторина "Вот моя деревня".

Тема 2. География родного края.

Общая характеристика расположения "малой родины". Реки, водоемы, наличие лесов, ландшафт. Природные богатства края. Климат "малой родины" и его особенности. Проблема экологии родного края. Друзья и враги моей "малой родины". Практическая работа.

    Экскурсия на берег реки Реж, знакомство с природным ландшафтом.

    Экскурсия в музей в отдел "Природные богатства Урала и села".

    Экскурсия в Никоновский песчаный карьер, знакомство с промыш­ленной добычей леса.

Тема 3. Топонимы родного края

Выявление наиболее характерных названий речек, родников, населенных пунктов, улиц, определенных территорий. Практическая работа. Составление топонимической карты "малой ро­дины". Наименование населенных пунктов, водных артерий (Самой лов­ка, Нела, Ошкарка). Наименование территория (Паленина, Васин ка­мень, Ляга, Одина, Белый камень, Пузыриха, Кабаниха, Карасиха, Винный лог и т.д.). Наименование улиц, наличие и переименование

их, причина и смысл. Экскурсия по улицам села. Экскурсия в насе­ленные пункты (Таборы, Исаково, Ермаки, Никоново).

Тема 4. Природа родного края.

Растительный и животный мир "малой родины", его особенности. Наличие реликтовых растений и животных. Сосуществование человека в природе.

Практическая работа. Экскурсия "Природа - наш общий дом" (экология леса). Экскурсия в музей с.В.Синячиха в отдел природы. Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Охота и рыболовство". Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Лесные богатства и человек".

Тема 5. История родного края (все занятия проходят на базе музея).

Первые поселения на уральской земле в 16-17 вв. Иван Коп­те лов - основатель д.Коптеловской. История села. Упоминания род­ного края в исторических источниках. Славные страницы истории родного края 16-20 вв.

Первые поселенцы населенных пунктов Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново. Из истории хозяйственной деятельности крестьян (обра­ботка земли, сельскохозяйственные орудия и агрегаты). Технология обработки льна, ткачество. Народные ремесла и промыслы, бортни­чество, технология изготовления валенок, шорное и кузнечное про­изводство.

Первая сельская школа, первый медпункт в XIX в. XX век. Революционные события в селе. Гражданская война, отряд Красных Орлов.

Из истории коллективного ведения хозяйства. Коммуны, тозы, колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства. Репрессии. Торговля, цены, товары. Великая Отечественная война I94I-I945 гг. Село фронту. Солдаты-

Победы. Практическая работа.

    Экскурсия в одну из деревень (Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново)

    Экскурсия к одному из памятников времен Гражданской войны

    Фольклорный праздник "Масленица"

    Память-опрос, викторина "А что ты знаешь в войне?"