Использование восклицательных предложений риторических вопросов обращений. Риторическое обращение

, притчах , моралите . Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве . Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время , когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений [ ] . Заметнее её господство в Риме . Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века , в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так - у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте . «Feuerdank», греческая поэма XVI века , в которой описывается жизнь императора Максимилиана , может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе . Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну », притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Курбе, "Мастерская художника: реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой

    Аллегория: Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына

    метафора о трубе, аллегория о мужчине, почему мужчину можно сравнить с трубой? консультация

    Субтитры

    Мы находимся в музее д’Орсе, и перед нами одна из самых известных, самых сложных и наименее понятных картин Густава Курбе - «Мастерская художника». У неё есть и второе название - «Мастерская художника: реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни». Верно. «Семилетний период моей творческой жизни». Могу предположить, что это название Курбе дал своей картине, когда выставлял её. Он организовал персональную выставку неподалеку от места, где в 1855 году проходила официальная выставка, и для участия в которой эта картина допущена не была, поскольку отличалась слишком свободным стилем. Взгляды Курбе шли против взглядов правительства, против установленных правил и законов, он всегда стремился жить по своим собственным правилам, что доказал, организовав «Салон Реализма» и выставив свои работы на этой территории. Прежде, чем мы перейдем к дальнейшему обсуждению картины, мне кажется, стоит зачитать небольшую цитату Густава Курбе. Он писал: «Меня прозвали «реалистом», как называли «романтиком» любого человека в 30-х годах 19-го века. Работая вне какой-либо системы и не имея предрассудков, я изучил искусство мастеров прошлого и искусство современных мастеров. Я просто хочу рисовать, имея полное представление о традициях, и с чувством собственной индивидуальности. Таково было мое намерение: быть способным передать традиции, идеи, взгляд на наше время, какими их видел я - быть не просто художником, но ещё и человеком. Одним словом, создавать живое искусство - такова моя цель». Мне кажется, это высказывание объясняет многое, по крайней мере, для меня. Каким образом? Курбе говорил, «Я изучил искусство прошлых лет. Я знаю, каково современнее искусство. Я копировал работы мастеров в Лувре. Но чего хочу я - так это быть честным с самим собой, как любая личность моего времени». Это весьма радикальный взгляд, это даёт представление о силе личности. Мы принимаем это без доказательств на заре 21-го века. Курбе не прибегает к общей иконографии. Он не заимствует черты иконографии Древней Греции и Рима. Или христианства. Он создает свою собственную иконографию. Он говорит: «Я хочу показать, что я не только художник, но я еще и человек» Да, я соглашусь с этим. Это его собственная иконография. Он изучал старых мастеров, и их искусство отражено здесь, но с большими изменениями. Он внёс большие изменения. Давайте посмотрим на картину и поговорим о ней. В центре изображен за рисованием сам Курбе, в руках у него палитра. Прямо перед ним - маленький мальчик. Прошу прощения. Прежде чем мы продолжим, хотелось бы остановиться подробнее на том, как Курбе изображает себя. Он сидит. Как вы уже сказали, он в центре. Эта картина как будто обрамляет его. Мальчик и обнажённая женщина также обрамляют художника. Он откинулся назад. Его борода выступает вперёд. Это говорит о неком высокомерии. Да, его поза, определённо, говорит о высокомерии. Как вы помните, в названии картины есть такие слова, как «реальная аллегория» - можно предположить, что это не просто люди, которые бывали у него в мастерской. Они имеют значение. Все они имеют символическое значение. Каждый персонаж был изображен с определённой целью. В картине Курбе повествует о работе художника. Прежде всего, он говорит нам о том, что рисует пейзаж, и это немаловажно, так как в середине 19-го столетия пейзажи имели весьма специфическое значение. К 50-м годам 19-го столетия города существенно выросли, и природа стала чем-то особенным. Это говорило о подлинности, об истине. А также означало некое бегство от городской вычурности. В некотором смысле, здесь говорится об истинности природы и об истинности Бога. Но с обеих сторон изображены люди, много. Картина огромна. С левой стороны изображены персонажи из повседневной жизни, политические деятели, люди, на жизни которых оставила свой отпечаток бедность. Здесь также изображен император Наполеон III. Мы видим его слева, в образе художника. А с правой стороны изображены персонажи из жизни искусства. Сзади мы видим Альфреда Брюйя, покровителя Курбе, в правом углу мы можем видеть Бодлера. В нижней части картины, прямо в центре, изображён белый кот, который, по-видимому, играет. Вероятно, он символизирует свободу и независимость, и, возможно, выражает идею республики. Некоторые детали картины имеют вполне конкретное символическое значение. Но есть целый ряд неясных символов, которые никому пока разгадать так и не удалось. Но нам это и не нужно. Было бы несправедливо разгадать все эти загадки. Что важно в первую очередь - так это идея субъективности художника, искусство как средство самовыражения. Можно либо наслаждаться картиной, либо пытаться разгадать её значение. Курбе сам сказал: «Пусть они сделают из этого то, что могут». Subtitles by the Amara.org community

Красивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово - «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

Что такое аллегория

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта , средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория - это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

Чудеса маскировки

Самым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как . Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий , и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Традиция Эзопа

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев . Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как , примеры преувеличений.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях , сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова - это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации - некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями» . Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве - инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов - революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Аллегории в сказках и народном эпосе

Короткое определение аллегории в сказках: слово - его завуалированное значение (предмет - его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

  1. Лиса - хитрость, волк - злоба, медведь - простодушие и сила, заяц - трусость, осел - глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
  2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе - трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
  3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень - вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

Аллегории в жизни

Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями . Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность - использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

Значение РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
    Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, …
  • ОБРАЩЕНИЕ
    ЦЕННЫХ БУМАГ - заключение граж-данско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРОВ -товарооборот, обмен посредством купли-продажи, движение товаров от производителей к потребителям через торговую сеть. О.Т. является фазой воспроизводственного …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    СВОБОДНОЕ -см. СВОБОДНОЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ДЕНЕЖНОЕ - см ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО - в гражданском праве - выявление, арест, продажа имущества должника с целью передачи вырученных от продажи средств …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ВЕКСЕЛЬНОЕ - см ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    БАНКНОТНОЕ - см. БАНКНОТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Кратком церковнославянском словаре:
    - возвращение из рабства греху и восстановление общения с Богом через …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    в экономике - характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. обратить, -ся и обращаться. 2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. …
  • ОБРАЩЕНИЕ
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ, получение позитивного изображения объекта съёмки (позитива) на том же фото- или киноматериале (плёнке, пластинке, бумаге), на к-ром производилась …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВРЕМЕНИ, операция замены знака времени в ур-ниях движения, описывающих эволюцию физ. системы. Для всех фундаментальных взаимодействий элементарных частиц (за …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВОЛНОВОГО ФРОНТА, преобразование одной волны в другую с идентичным распределением амплитуды и фазы и с противоположным направлением распространения. При …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО, один из способов принудит. исполнения суд. решений, касающихся имуществ. ответственности. Осуществляется только на основании исполнит. док-тов. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ (экон.), характерная для товарного произ-ва форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ (лингв.), слово или сочетание слов, используемые для называния лиц или предметов, к к-рым обращена речь. О. может быть употреблено …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ, принятие определ. (религ. или философско-моралистич.) доктрины и вытекающих из неё норм …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    обраще"ние, обраще"ния, обраще"ния, обраще"ний, обраще"нию, обраще"ниям, обраще"ние, обраще"ния, обраще"нием, обраще"ниями, обраще"нии, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре эпитетов:
    Проявление отношения к кому-либо; характер обхождения с кем-либо; манера держаться в обществе. Бесцеремонное, важное, вежливое, галантерейное (устар.), галантное, грубое, гуманное, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, к-рому адресована речь. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) только ед. Поведение, действия по отношению к кому-л. или чему-л.; манера держаться. Изысканность обращения. Небрежное обращение с …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: воззвание, призыв, заявление, просьба, требование, заявка, запрос 2. Syn: метаморфоза (кн.) превращение, преобразование, перевоплощение 3. Syn: оборот 4. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: воззвание, призыв, заявление, просьба, требование, заявка, запрос 2. Syn: метаморфоза (кн.) превращение, преобразование, перевоплощение 3. Syn: …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    адресование, апелляция, апострофа, верчение, воззвание, вращение, высокопревосходительство, заявка, заявление, инверсия, квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд, концентрирование, кружение, куртуазия, лимфообращение, лозунг, манифест, мисс, миссис, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: обратить, обращать, обратиться, обращаться (1,2). 2) Состояние по знач. глаг.: обратиться, обращаться …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    обращ`ение, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    обращение, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    процесс обмена, оборота, участие в употреблении О. товаров. Вошло в о. новое слово. обращение проявление отношения к кому-чему-нибудь в поведении, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в экономике - характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством купли-продажи. - в …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    обращения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. обратить-обращать (книжн.). Обращение язычников. Обращение в простые дроби. 2. только ед. Действие …
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
    - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь). Р. в. …
  • ТЕРТУЛЛИАН в Новейшем философском словаре:
    (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье (сын …
  • СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    ("Force et signification") - одна из ранних работ Деррида, опубликованная в "Письменности и различии" (1967). Обозначила сразу несколько важных тем …
  • БЛАНШО в Словаре постмодернизма:
    (Blanchot) Морис (р. в 1907) - французский философ, писатель, литературовед. Основные сочинения: "Пространство литературы" (1955), "Лотреамон и Сад" (1963), "Бесконечный …
  • ДЕРРИДА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Derrida) Жак (p. 1930) Французский философ и эстетик, один из интеллектуальных лидеров 80-90 гг., чьи постструктуралистские (см.: Постструктурализм) идеи …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ок. 315 - 367), епископ Пуатье. Память 13 января. Происходил …
  • АПОЛОГИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Апология (греч. apologia «защитительная речь на суде»), один из классических жанров античной и последующей риторики, использованный …
  • АВИТ ВЬЕННСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авит Вьеннский (Alcimus Ecdicius Avitus) (ок. 460 - после 518), епископ, святитель. Один …
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 49-44 гг. до Р.Х. Родоначальник Юлиев-Клавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х. Умер 15 марта 44 г. …
  • ТИМОФЕЕВ ИВАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Тимофеев (Иван) - дьяк, автор "Временника" о событиях Смутного времени. Впервые мы встречаем имя Тимофеева в 1598 г. среди подписей …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ в Литературной энциклопедии:
    1. герой литературных памятников Древней Руси. Д.Д.- реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, …
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС в Литературной энциклопедии:
    так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, — так наз. фигуры (…
  • РЕЧЬ ОРАТОРСКАЯ в Литературной энциклопедии:
    разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или …

Риторический вопрос – эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?» (М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

«Да так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» (С.Есенин);

«Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать…» (С.Есенин)

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение поэтической речи становится содержанием предложения:

«Солдатский сын, что вырос без отца

И раньше срока возмужал заметно,

Ты памятью героя и отца

Не отлучён от радостей земных…» (А.Твардовский)

В поэтической речи риторические обращения могут выстраиваться в однородный ряд: «Пойте, люди, города и реки, пойте горы, степи и моря!» (А.Сурков); «Услышь меня, хорошая, услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая…» (М.Исаковский); «Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса» (А.С.Пушкин);

«О, город! О, ветер! О, снежные бури!

О, бездна разорванной в клочья лазури!

Я здесь! Я невинен. Я с вами! Я с вами!..» (А.Блок)

Хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.

Удачное применение тропов и фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение таких приёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальному стилю написания.

Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.