Истоки российской цивилизации. Киевская Русь

Славянские племена появились довольно поздно на исторической арене. Это нашло своё отражение на особенностях их расселения. Благоприятные для земледелия районы Западной и Центральной Европы были заняты романскими племенами. На территории Южной Европы формировались первые государственные образования. Славяне расселяются в местах, более им доступных - в Центральной и Восточной Европе. Эти регионы были не так пригодны для земледелия в сравнении с Южной Европой. Хозяйственная деятельность, особенно в Восточной Европе, сопряжена с большими трудовыми затратами. Сама природа как бы цементировала родовые отношения, побуждая к коллективному бытию, основанному на естественных кровно-родственных связях. Всё это не могло не сказаться на темпах исторического развития.

Круг замыкался: природно-географические факторы замедляли этническое обособление и развитие – замедленные темпы развития определяли пути миграции славянских племён, оттесненных от центров цивилизации. Настоящий прорыв здесь – распространение железных орудий труда, более эффективных для земледелия в лесостепных и лесных регионах.

Географическая «открытость» восточнославянского мира, на который обрушивались удары кочевых народов, резко отличных по своему быту, культуре, этнической принадлежности, отразится на всей истории. Эта постоянная угроза придаст славянской истории свои неповторимые черты, способность и привычку жертвовать многим ради сохранения самобытности.

Первые известия о племенах, которые относятся к славянам, донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет и о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей. Некоторые историки склонны видеть в скифах-пахарях предков славян – ведь сами скифы, в отличие от славян, не занимались земледелием. К тому же скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена – в бассейне Днепра.

Середина I тыс. н.э. в истории славянства была временем переломным. Славянские племена осознали себя как этническое целое. Соответственно строилось поведение, формировалось сознание. Именно поэтому и древние авторы стали писать о славянах как о самостоятельной этнической группе.

Признак этнического самоопределения славян – интенсивное формирование общеславянского языка, того самого, про который «Повесть временных лет» скажет: «Род един – и язык един». Позднее, после создания в IX веке Кириллом и Мефодием славянской письменности, на его основе сложится старославянский литературный язык, общий для всех славян.

Вовлечённые в миграционные потоки, славяне расселялись в разных направлениях. Освоение земель Центральной Европы, медленное, но настойчивое движение на восток, стремительное расселение на Балканах – всё это расширяло ареал распространение славян, но одновременно и отделяло их друг от друга. Огромные расстояния, уже определившиеся различия в культуре, языке, самих путях исторического развития вели к обособлению. Некогда единое славянство разделилось на три ветви: западные (поляки, чехи, словаки), южные (болгары, македонцы, сербы, хорваты) и восточные славяне (русские украинцы, белорусы).

Восточнославянские племена изначально вошли в контакты с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Численно преобладавшие земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население – финно-угорские и иранские племена. Географическая открытость, таким образом, дополнялась своеобразной этнической открытостью, столь характерной для всей последующей истории.

Хозяйство восточных славян велось на основе четырёх отраслей – земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Доля каждой из отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших плохой урожай.

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге с VIII века широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому что здешние племена в силу «отсталости» не могли перенять более совершенный плуг: она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.

Рис. Соха

Природно-географический фактор определял системы земледелия. Жителя Поднепровья использовали перелог : усвоенный участок земли интенсивно эксплуатировался до истощения, затем забрасывался до восстановления – появления дерна.

Позднее, VII – VIII веках, появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трёхпольем . Двуполье – способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли оставалась под паром. Трёхполье – система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.

Севернее была широко распространена подсечно-огневая система земледелия. Неисчерпаемое обилие земли и леса позволяло использовать освоенный участок до полного истощения, а затем не восстанавливать его плодородие, а бросать и поднимать – выжигать, выкорчёвывать, рыхлить – новый. В результате, хозяйственная деятельность изначально приняла экстенсивное направление.

Основные сельскохозяйственные культуры славян: пшеница, ячмень, просо. По мере продвижения на север, пшеницу теснили овёс и рожь, культуры более выносливые и приспособленные к континентальному климату. Из домашних животных были лошади, свиньи, овцы и коровы.

Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4 – 5 месяцев. В сравнении с жителями Центральной Европы земледельцы Восточно-Европейской равнины вынуждены были выполнять весь объём необходимых сельскохозяйственных работ за менее короткое время. Зато долгие снежные зимы побуждали славян к иным занятиям. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался неритмичностью: то напряжённейшая, от зари до зари, работа, когда «один день год кормит», то невольное освобождение от сельских работ, что, по мнению историков, могло сказаться на национальном характере великороссов.

Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мёд (бортничество), пушнину, что было особо ценным при торговых обменах.

Изобилие рек и озёр позволяло заниматься рыболовством. Плюс ко всему реки ещё служили и главными торговыми артериями. Разветвлённая система рек несколько компенсировала необъятные пространства, облегчала контакты.

Через Восточно-Европейскую равнину протянулся знаменитый торговый путь, который «Повесть временных лет» (далее «ПВЛ») назвала «путь из варяг в греки».

Начинался он в Византии, от стен Константинополя, шёл по Чёрному морю и затем вверх по Днепру; перетащив ладьи волоком в реку Ловать, купцы попадали в Ильменское, а затем в Ладожское озеро; полноводная Нева выносила корабли в Варяжское – Балтийское – море.

«Путь из варяг в греки» был очень важен не только для торгово-экономического развития, он влиял и на общественное развитие. Именно на протяжении всего этого пути возникали племенные центры, превратившиеся со временем в крупные города, среди которых главные – Киев и Новгород.

Тысячелетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать все споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный оградить род от посягательства чужеродцев, т.е. обеспечить его сохранение и выживание. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени играли народное собрание – вече, и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.

Со второй половины I тысячелетия родовой строй вступил в период разложения. Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение всей структуры общественных отношений внутри и между племенами ведут к упадку родовых отношений. Кровно-родственные связи уже не могут служить первоосновой общества. Родовая община постепенно сменятся территориальной или соседской общиной.

Разложение родового строя находит своё выражение в изменении положения племенных вождей. Они возвышаются над своими сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники – воины, составляющие дружину. Дружинники начинают ориентироваться на удачливых военных предводителей, утрачивают прежние племенные связи. Всё большее значение приобретает военная добыча. Она являлась своеобразным тараном, разрушающим старые отношения, убедительным аргументом для расширения власти князя.

Ещё одно проявление кризиса родового строя – появление у восточных славян союзов племён, призванных защищать свою территорию или организовывать военные походы. Картина расселения восточных славян:

1. По берегам Днепра, недалеко от устья Десны, жили поляне .

2. В бассейнах реки Десны и Сейма – северяне .

3. На верхних притоках Днепра – радимичи.

4. По Припяти – древляне.

5. Между Припятью и Западной Двиной – дреговичи.

6. По Полоте – полочане.

7. Вдоль Волхова, Шелони, Ловати и Мсты – ильменские словене.

8. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи.

9. По Оке – вятичи.

10. По Западному и отчасти Южному Бугу – бужане.

11. Южнее, к Дунаю – тиверцы и уличи.

В Причерноморье жили печенеги и другие кочевые тюркские племена. На Средней и Нижней Волге – булгары и хазары. Отношения с последними были несколько враждебными. Опираясь на мощь государства – каганат, хазары ходили походами на славянские племена, подчиняли и облагали их данью. Несколько иначе строились взаимоотношения с финно-угорскими и балтскими племенами – весью, чудью, муромой, корелой, мордвой. Диапазон взаимоотношений простирался от столкновений до взаимного проникновения, ассимиляции.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Роль великого переселения народов в становлении государственности в европе и России.. социально экономические изменения в недрах славянского общества на рубеже.. особенности социально политического развития древнерусского государства..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

##### # ##### ##### #####
# ## # # #
# # # # # # ##
## # # ## ## ## #
# ##### # # #
# # # # # # # # #
### # ### ### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Восточнославянские племена перед образованием Киевского государства. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в Древней Руси. Теории возникновения древнерусского государства. Государственный и общественный строй.

    реферат , добавлен 21.03.2015

    Социально-экономические, политические и внешнеполитические предпосылки возникновения Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории возникновения Древнерусского государства. Основные этапы становления Древнерусского государства.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Причины возникновения Древнерусского государства, норманская теория его происхождения, анализ летописи. Взаимоотношения славян с их соседями. Развитие народности и торговли. Структура древнерусского государства. Становление древнерусской народности.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Восточные славяне в период, предшествовавший образованию государственности. Предпосылки образования древнерусского государства. Принятие Русью христианства. Развитие феодальных отношений, сельского хозяйства, ремесел, городских поселений, торговых связей.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2015

    Возникновение российской цивилизации и предпосылки образования Древнерусского государства. Принятие христианства как важнейший фактор укрепления Киевского государства. Кризис древнерусской государственности, причины ослабления и распада Киевской Руси.

    реферат , добавлен 06.04.2012

    Могущество Древнерусского государства. Этапы развития византийско-русских отношений. Заключение Доростольского договора. Русско-Византийские отношения в XI-XII вв. Проблемы культурных отношений Древней Руси и Византии. Принятие христианства на Руси.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Образование древнерусского государства в IX веке. Древняя Русь конца IX – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Развитие феодальных отношений на Руси. Проблемы государственного единства Руси. Культура Древней Руси.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2003

Низшим звеном социальной организации славянского общества была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной).

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.



Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

13. Согласно норманнской теории Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами), которых в 862 году пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменскиесловене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии были многие дореволю-ционные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». С изложения «норманнской версии» начинаются разделы о Древней (Киевской) Руси в школьных и большинстве вузовских учебников.

Первым антинорманистом еще в XVIII в. был М. В. Ломоносов. Он и другие сто-ронники «славянской теории» доказывали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. Некоторые советские академикисчитали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, не нуждались в их услугах. Среди современных историков немало сторонников этой более «патриотической» версии.



На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, падающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

Согласно «карельской версии» современного историка В. И. Паранина государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Эта территория к северу от современного Санкт-Петербурга автором ото-ждествляется с островом Рус, упоминаемым в арабских, византийских и других источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга рекой Невой, с запада Финским заливом, а с севера – сплошной в то время водной системой реки Вуоксы. «Ка-рельские» русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.

15) В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.

17) В XII веке монгольские племена занимали степную территорию в долинах рек Онон и Керулен.

Они были охотниками и скотоводами, разводили овец и лошадей. Монгольское общество переживало распад родовых отношений. Выделялась родоплеменная знать: нойоны и багатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Рядовые монголы (кара-чу, черные люди) работали на знатных: пасли скот, катали войлок, делали кумыс и т.д. У монголов складывался ""кочевой феодализм"", при котором главным богатством был скот и пастбища. Для феодально-кочевых обществ характерно сохранение патриархальных отношений.

С увеличением поголовья скота между отдельными монгольскими родами начинались столкновения из-за пастбищ, переросшие в кровавые войны. В ходе этих столкновений выдвинулся выходец из нойонского войска Темучин. Его отец был убит представителями племени татар, сам Темучин долгое время пробыл в рабстве. Объединив вокруг себя старых друзей отца, Темучин полностью вырезал татар, а затем расправился и со своими соратниками, стоявшими на пути к единоличной власти. В 1206 году съезд монгольской знати (курултай) провозгласил Темучина великим каганом (повелителем) всех монголов и присвоил ему имя Чингисхан. он был высокого роста и крепкого телосложения. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью - на лисицу, злобой - на змею, стремительностью - на барса, неутомимостью - не верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить, -на кровожадную тигрицу. У него высокий лоб, длинная узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара, а если он прикажет напасть десяти воинам на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят, - Чингиз-хан всегда одерживает победу... С 1206 по 1211 годы Чингисхан вел завоевательные войны в Северной Азии. Он подчинил бурят, якутов, киргизов, тангутов, уйгуров, покорил Приморье.

В 1211-1218 гг. монголы завоевали Северный Китай (империю Цзинь), Корею. В многонаселенный и переувлажненный Южный Китай (империя Сун) монголы тогда не пошли. В Китае монголы овладели военной техникой (умение применять осадные машины). В ходе его завоевания окончательно сформировались принципы построения монгольского войска, зафиксированные в законе Чингисхана - ясе. Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены (десятки тысяч). Десяток составляли воины из одного аула (рода). Действовала жесткая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем. Каждый воин имел двух лошадей, кожаные доспехи, два лука со стрелами, саблю, боевой топор, легкое копье, а в тяжелой коннице - еще тяжелое копье и меч.

В 1219 г. монголы вторглись в крупнейшее среднеазиатское государство - Хорезм. Хорезм-шах Мухаммед не пользовался поддержкой духовенства и местных ханов. Он не решился на открытое сражение, а предпочел оборону крепостей. Монголы, численно уступавшие хорезмийцам, разбили их по частям. Многие города добровольно открыли ворота, поверив обещаниям пощадить жителей. Повсеместно монголы угоняли в рабство ремесленников и молодых женщин, а остальных убивали.

Монгольское завоевание привело цветущую Среднюю Азию к длительному упадку. Была разрушена ирригационная система, произошло опустынивание местности. Земледелие было вытеснено кочевым скотоводством.

Передовые войска монголов (туменыСубудай-багатура и Джебе-нойона) обошли с юга Каспийское море и вторглись в Закавказье, где встретились с половцами и аланами (предки осетин). Уверив половцев, что воюют лишь против алан, монголы разбили сначала алан, а затем и половцев. После этого они вступили в Причерноморье, овладели Судаком (Сурожем) в Крыму.

Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община -- мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка». Веревкой измеряли землю при ее распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной.)

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили от леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности -- личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до XX в. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

      Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII - IX вв. (Черныш Максим)

Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной).

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

1.2. Восточные славяне в древности. (Рудометова Яна)

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков. Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

К концу I. в н.э. относятся сообщения о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э.

Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя - венды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI - VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.Информацию о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX - X вв.: Ибн - Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др.

Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI в. сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX в.. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения - летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных, самой ранней является «Повесть временных лет» - летописный свод, составленный на рубеже XI и XII вв. и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы.Культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Согласно материалам археологии, население культуры подклешевых погребений соседствовало и тесно взаимодействовало на северо-востоке с западными балтами (культура западнобалтских курганов), на северо-западе с германцами (ясторфская культура) и на юго-востоке со скифскими племенами. Это же подтверждают и данные лингвистики.Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.В римское время славяне расширили свою территорию еще в южном и юго-восточном направлениях. В конце II в. н.э. носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам Карпатские горы, расселились в северных окраинных регионах среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.Славяне, как и прочее население готской державы тесно контактирует с римскими провинциями. Об этом говорят данные лингвистики. Славянам уже были знакомы водяные мельницы, хорошо известные в провинциально-римском мире; бороны, приспособленные для обработки пахотных полей на равнинной местности (до этого греки знали иной тип бороны, более пригодный для работ на предгорных и гористых землях); косы, серпы и мотыги тех типов, которые были свойственны провинциально-римским культурам.Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность была низкой, по причине резко-континентального климата. Другие промыслы славян: рыболовство, охота, также было очень распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.Среди восточных славян укрепленные города раньше всего, по-видимому, появились у полян и северян. Их первые городища возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII-VIII в., что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII-IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время, как только на Левобережье Днепра их было около сотни.Общественный строй славян

Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю - лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь - это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.

1.3. Предпосылки образования государства; появление княжеств. (Каюмов Ильдус)

Образование древнерусского государства рассматривается большинством исследователей как закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности.

Три группы предпосылок:

1) Родоплеменной строй. Племена были объединены в роды по отцовской крови. Несколько соседних родов объединялись в племена. Появились старейшины – наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивалась их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев. Старейшины руководили хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешали споры внутри рода. Формировался совет старейшин, в котором решались различные вопросы племени(споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание). Вскоре, появилось Вече. Народное собрание для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Вече возникло из племенных собраний славян.

2) Экономические и социальные предпосылки

Увеличение производительных сил, за счет объединения родов в племена и совершенствования орудий труда. Более успешные роды концентрировали у себя все больше богатства, подчиняя разорившихся общинников. Шел процесс расслоения среди общинников.

Появились вожди, и вместе с ними дружины, под руководством вождя. Они нападали на другие племена. Получая некоторые богатства после нашествий, они получали «весомое» положение в племени, что давало им власть. Завоевав власть, они хотели передать её по наследству. Появляется племенное княжение.

3) Внешнеполитические.

Вокруг Славян жили другие народы, которые претендовали на богатства славян. Основными противниками были Варяг, Тюркские племена, Хазарский каганат-государство. Хазарский каганат претендовал не только на богатства славян, но и на их территорию.

Защититься он нашествий можно было создав Государство. В это время у славян уже существовали отдельные княжества.

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 Варяги наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны. Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшин решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях.

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились.

Вскоре славяне пожалели о "вхождении" варягов в славянский мир и некий Вадим "Храбрый" поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Братьев Рюрика убили, а сам Рюрик остался жив, подавил мятеж и казнил Вадима. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие.

Согласно летописи "Повесть Временных лет" Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

1.4. «Варяжский» вопрос и современные подходы к его решению. (Кочнев Александр)

Идут огромные споры по поводу происхождения Руси.

На данный момент существует несколько теорий: Норманская теория, Антинорманская теория (Славянская теория),Индо-Иранская теория. Но основные споры идут между Норманской и Антинорманской (Славянской) теориях.

Давайте рассмотрим все теории и приведём доказательства в каждой из них.

Норманская теория.

Норманская теория предполагает, что Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов. То есть мы стали развиваться не сами, а благодаря призваным нами варягами. Или если сказать по другому, то Русь обосновали Скандинавы.

Первый кто предположил, что варяги из Швеции(Скандинавии) был король Юхан 3 в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Потом эту мысль пытался развить шведский дипломат Пётр Петрей.

Широкую известность «Норманская теория» получила в первой половине 18 века благодаря немецким историкам в Российской академии наук.

Первый факт - это отрывок из повести временных лет. «Сказания о призвание варяг».

В нем говорится, что надо «искать себе князя, который владел бы нами и судил по праву». «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы.» (В других летописях указывается, что варяги переименованы в немцев).

В 862г. Для прекращения междоусобиц племена восточных славян(кривич и ильменские словене) и финно-угров(весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол.

Византийские и западноевропейские источники, в которых идентифицировали русь, как шведов и норманнов.

Рюрик был сам скандинавом. И когда он шел в Новгород, то взял с собой свой народ и войска. На самом деле Рюрик не знал Русский язык совсем.

Переломный момент случился в тот момент, когда царица Ольга назвала своего сына Святославом. Примерно в то время, скандинавский народ слился со славянами.

Археологические свидетельства:

В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позже ставшее символическим трезубцем – гербом Рюриковичей.

Антинорманская теория (Славянская).

Славянская теория подразумевает то, что Славяне сами развивались и создали Русь. А уже потом пригласили Рюрика править Новгородом.

Славянская теория была сформулирована В.Н.Татищевым и М.В. Ломоносовым, как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет».

В этом отрывке говорится, что прежде были славяне, хоть и звались они полянами, но речь была славянской.

Сильно критикует норманизм Д. И. Иловайский.

Он считал, что норманизм держится на следующих основаниях:

    Известие русской летописи (Рассказ о призвание варяг).

    Путь из Варяг в Греки и связанные имена.

    Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

    Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

    Финское название Шведов Руотсы.

    Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие о Руссах-Норманнах.

    Известия арабских писателей.

    Скандинавские саги.

    Позднейшие связи русских князей со Скандинавами.

Иловайский смог опровергнуть каждое основание.

    Он не мог представить, чтобы гордые славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Он считал, что малонаселенная Скандинавия не могла бы предоставить необходимое количество сил для такого предприятия. (Хотя на тот момент, она была 2-й по силе после Рима).

    Объяснил это тем, что перевод со Скандинавского на Славянский язык не точен.

    Имена никем не опровергнуты. То есть он считал, что имена Ольга и Игорь почти исключительно русские.

    Из анализа источников Иловайский вывел, что Русь, по мнению византийцев, туземный народ, а не пришлый.

    Слово Руотси, нисколько не указывает на то, что Шведы связаны с Русью. Физиологически слово Руотси и Рось не были тождественно доказаны.

    Если бы Шведы были на самом деле Руссами, то почему они звались Шведами? Сам текст летописи не говорит ясно и положительно о шведском происхождение.

    Из известий Арабов можно сказать только то, что упоминаний о Скандинавии там нету. Но можно сказать что к 10 веку, арабы знали Русь, как многочисленный и сильный народ.

    В скандинавских сагах совершенно не упоминается о каком-нибудь плавание по Днепру и его порогам.

    Слишком поздно Руссы стали общаться с Скандинавами. Примерно в такое же время, как с Греками, Поляками, Немцами, Половцами и т.д.