Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.
Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.
Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.
Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.
Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.
Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационная часть урока. Презентация
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)
II. Проверка домашнего задания.
Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).
Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).
III. Активизация знаний, умений.
Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).
Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).
Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).
Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).
И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.
Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).
Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).
А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).
Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности
населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).
Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).
Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.
2. Знакомство с историко-культурными районами.
Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).
Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.
Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.
По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).
V. Подведение итогов.
Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.
Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).
VI. Рефлексия.
Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).
VII. Домашнее задание.
Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Стр. 10
Вспомните
Вопрос 1. Что такое регион?
Ответ. Регион (лат. regio страна, область) - термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.
Регион, как и страна - многозначный термин. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.
Соответственно, если говорить о классификации регионов, то можно выделить «географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы». В целом же, ученые подразделяют регионы на две большие группы: однородные и функциональные.
Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России - как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.
Вопрос 2. Какие существуют виды регионов?
Ответ. В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.
1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам.
2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.).
3. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен, воеводство и др.).
4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.).
5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д.
6. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности.
7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений.
Как вы думаете
Вопрос. Почему возникла необходимость создания Организации Объединенных Наций?
Ответ. Организация Объединенных Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». С началом Второй мировой войны Лига Наций фактически перестала функционировать.
Возникла необходимость в создании новой международной организации, направленной на обеспечение «мирового порядка».
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.
Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что «Мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека».
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Вопрос 1. Что такое регион?
Ответ. В географии регионом (от англ. region) называют территорию, выделяющуюся по какому-либо признаку - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.
Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.
В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.
Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.
Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.
Вопрос 2. Какие существуют историко-географические регионы мира?
Ответ. Историко-географические регионы - это территории, образованные вследствие общности исторического развития народов, проживающих в их пределах. Общности географического положения приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения стран, образующих этот регион. Важно помнить, что историко-географические регионы не создаются, они складываются исторически.
Названия двух регионов планеты всем известны с детства: Европа и Азия, составляющие материк Евразия. Таким образом, наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы.
Так, Зарубежную Европу традиционно делят на Западную, Центральную и Восточную. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. При этом в самой Западной Европе можно выделить Северную, Среднюю и Южную Европу. Центральная, или Восточная, Европа представляет собой группу бывших социалистических стран, по современной классификации относимых к странам с переходной экономикой.
Зарубежную Азию принято подразделять на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную. Регион Юго-Западная Азия расположен между Аравийским и Средиземным морями. Южную Азию образуют Индия и прилегающие к ней страны. Юго-Восточная Азия охватывает страны, тяготеющие к полуострову Индокитай. К Центральной Азии относят страны, не располагающие выходом ни к одному из омывающих материк океанов: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Кореи, Китая, Монголии.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку. В свою очередь, в состав Латинской Америки входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия. Африку делят на Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.
И последний регион - Австралия и Океания, к которому относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.
Вопрос 3. Какие существуют виды международных организаций?
Ответ. При классификации международных организаций можно применять различные критерии.
1. По характеру членов в них можно выделить:
1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства
1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.
2.По кругу членов международные организации подразделяются на:
2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской обороны и др.),
2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).
3.По объектам деятельности можно говорить:
3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Организация африканского единства, Содружество Независимых Государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)
3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.
Вопрос 4. Как называется международная организация, объединяющая около 200 суверенных стран мира?
Ответ. Крупнейшее мировое международное объединение государств - Организация Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все независимые государства мира (около 200). Созданная сразу по окончании Второй мировой войны, эта организация объявила своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.
Вопрос 5. Как называется экологическая неправительственная организация?
Ответ. Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос 1. В чем отличие неправительственных организаций от правительственных?
Ответ. Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами международного права, неправительственные - субъектами национального права.
Неправительственные организации - организация, учрежденная частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства.
Вопрос 2. Содружество Независимых Государств является регионом или международной организацией? Почему?
Ответ. Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
Азербайджан
Белоруссия
Казахстан
Киргизия
Молдавия
Таджикистан
Туркмения
Узбекистан
Вопрос 3. Почему количество регионов в различных частях света неодинаково?
Ответ. Это вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально-экономическими.
Природные. Являлись определяющими в расселении людей до перехода человечества к земледелию и животноводству. Из наиболее важных здесь можно выделить абсолютную высоту, рельеф, климат, наличие водных объектов, природную зональность как комплексный фактор.
Исторические. Исторически сложилось так, что большая часть населения проживает в Азии. В настоящее время в этой части света насчитывается более 3,8 млрд. человек (2003 г.), что составляет свыше 60,6% населения нашей планеты. Практически сравнялись по численности населения Америка и Африка (приблизительно по 860 млн. человек, или по 13,7%), существенно отстают от остальных Австралия с Океанией (32 млн. человек, 0,5% от численности населения мира.
Демографические. В Азии в основном находится большинство стран, имеющих самую большую численность населения. Среди них по этому показателю уже давно лидером является Китай (1289млн. человек, 2003 г.), далее идут Индия (1069 млн. чел.), США (291,5 млн.чел.), Индонезия (220,5 млн. чел.). Население свыше 100 млн. человек имеют еще семь государств: Бразилия (176,5 млн. чел.), Пакистан (149,1 млн. чел.),Бангладеш (146,7 млн. чел.), Россия (144,5 млн. чел.), Нигерия (133,8 млн.чел.), Япония (127,5 млн. чел.) и Мексика (104,9 млн. чел.). В то же время население Гренады, Доминики, Тонга, Кирибати, Маршалловых островов составляет всего было 0,1 млн. человек.
Социально-экономические. Эти факторы непосредственно связаны с развитием человеческой цивилизации и их влияние на размещение населения усиливалось по мере развития производительных сил. Несмотря на то, что человеческое общество никогда в полной мере не приобретет независимость от природы, в настоящее время именно факторы, относящиеся к этой группе, являются определяющими в формировании системы расселения Земли. К ним относится освоение новых территорий, разработка природных ресурсов, сооружение различных хозяйственных объектов, миграции населения и др.
Вопрос 4. Какова цель создания экономических международных организаций?
Ответ. Международные экономические организации - это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации - Международная торговая палата, а региональной - АСЕАН (Юго-Восточная Азия).
Основные цели международных экономических организаций - содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других - рекомендационный. В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.
Вопрос 5. Почему одна и та же страна может входить в состав разных международных организаций?
Ответ. Одна страна может входить в состав различных организаций, поскольку цели организаций различны. Вхождение в состав организаций расширяет интеграционные связи с другими государствами. Это позволяет решать вопросы безопасности, выхода на международные рынки, обеспечивает транспортные коридоры и пр.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Вопрос 1. Составьте схему классификации историко-географических регионов мира.
Вопрос 2. Обозначьте на контурной карте историко-географические регионы мира, перечисленные в тексте параграфа.
Вопрос 3. Используя дополнительные источники информации, составьте список стран, входящих в состав ЕС, НАТО. Выпишите те государства, которые одновременно являются участниками обеих международных организаций.
Вопрос 4. Определите города, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, перечисленных в тексте параграфа. Для выполнения работы используйте официальные сайты данных организаций. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетради)
1. Территориальными водами является
А – 12-мильная зона
2. Вторым названием колониального этапа формирования политической карты является
Б – средневековый
3. К какому этапу формирования политической карты относится образо¬вание и распад СССР?
Г – новейший
4. Какая из перечисленных стран входит в состав Западной Европы?
А – Нидерланды
5. Штаб-квартира ООН расположена в
В – Нью-Йорке
6. Выберите страны мира, появившиеся на политической карте в XXI в. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
Б, Д, Е – Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия
7. Какие из перечисленных стран входят в состав Латинской Америки? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
А, Б, Г – Аргентина, Парагвай, Чили
8. Расставьте регионы мира в порядке возрастания количества входящих в них стран, начиная с региона с наименьшим значением указанного показателя.
Б, В, Г, А, Д – Африка, Азия, Америка, Европа, Австралия и Окания
9. Установите соответствие между регионом и государством, входящим в его состав.
1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А
10. Установите соответствие между аббревиатурой международной правительственной организации и ее полным названием.
1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б.
Source: resheba.com
Цель:
- Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
- Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.
Ход урока
I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока
II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"
- :. (Старый Свет- Новый Свет)
- :. (Ойкумена-Неойкумена)
- :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
- :.(Исповедующих одну религию)
- :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)
III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)
Заполнить пропуски (запись на доске):
- :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
- Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
- Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)
(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)
IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:
- :. (Капиталистические страны)
- :. (Социалистические страны)
- :. (Развивающиеся страны).
Каков подход для такого деления? : (классовый)
V. А сейчас основа для деления?
Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)
ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.
Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)
Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов
VI. Некоторые историко-географические регионы мира:
Применить знания темы "Политическая карта мира"
Работа с атласом. Найти и назвать.
На каждом столе лист с вопросами.
Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.
- Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
- Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
- Обозначьте страны Азии относящиеся к
Ближневосточному Региону
Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир. - Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
- Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
- Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
- Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)
8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:
1) Турции;
4) Пакистан;
5) Шри-Ланка;
6) Малави;
7) Бахрейн;
8) Израиль;
9) Саудовская Аравия.
Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.
Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.
Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.
VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:
VIII. Домашнее задание.
В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".
Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)
Что такое регионы мира? По общему определению, понятие регион подразумевает какую-либо территорию, имеющую один или несколько общих признаков. Регион - синоним к словам район, область, континент . Регионы есть внутри каждого материка, страны, города. По какому принципу определяется отношение стран к тому или иному региону, рассмотрим подробнее.
Зачем делить мир?
Планета, на которой мы живем, огромна и разнообразна. Отдаленные ее части значительно отличаются по географическому положению, климатическим условиям, экономическому развитию, историческим, религиозным и культурным признакам. Специалисту в любом вопросе, выходящем за рамки одного государства, намного удобнее объединять регионы и страны мира с одинаковыми характерными чертами в одном названии. Общепринятые названия регионов известны широким слоям, и всем, кто знаком с географией, понятно, о чем идет речь.
Для изучения географии деление на регионы необходимо для удобства. Нет надобности подробно описывать каждую, отдельно взятую страну, если закономерности ее развития и геофизические условия схожи с соседними, тем более, что количественный состав и названия стран с течением истории меняются постоянно. Особенности регионов изучает отдельная наука - регионоведение.
Крупные регионы мира
Основное деление определено системой классификации ООН. Разделение мира на регионы проведено по территориальному признаку, по континентам, с целью статистики. Выглядит это так:
- Европа (Центральная, Северная, Южная, Восточная и Западная).
- Азия (Центральная, Западная, Южная, Восточная и Юго-Восточная, Северная).
- Африка (Центральная, Северная, Южная, Западная, Восточная).
- Америка (Северная или Англо-Америка; Центральная или Карибский бассейн, вместе с Северной Америкой объединяются в некоторых источниках в один регион - Латинская Америка; Южная)
- Австралия и Океания (Австралия - Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия).
Всего 23 региона. Это разделение обозначает регионы мира по параметрам физико-географического положения его территории, области этих районов совпадают с площадями материков и островов, имеют географическую границу.
Историко-культурное районирование
История развития народов, формирование их культурного наследия, сложившиеся группы языков и наречий также разнообразны на планете, как и климатические условия жизни. В то же время есть страны, для которых этот путь проходил идентично, некоторые государства распались на более мелкие, а другие объединились в одно. Историко-культурные регионы мира - это районы, в которых особенности религии, быта, культурного наследия, архитектуры, обычаев, способ ведения хозяйства, и даже основной набор продуктов питания, имеют схожие свойства, характерно отличающие этот район от других. Границы этих регионов могут совпадать с географическим районированием, но не обязательно.
Примеры регионов мира с общими историко-культурными традициями:
- Северная Африка и Средний Восток. Территория почитателей ислама, по которой проходили караваны торговцев со всех частей света.
- Северная Америка - район, в котором самобытная культура аборигенов уничтожена почти полностью, и сами ее представители тоже. Полностью сложилась новая общность из представителей народностей всех континентов.
- Океания - отдаленные от других цивилизаций, народности этого региона создали самобытную культуру, не похожую и не понятную другим народам.
Экорегионы
Экологические регионы мира, или природные зоны, - очень обширные территории, которые объединены схожим ландшафтом, климатическими условиями, представителями флоры и фауны. Экорегионы размещены по планете в основном по широтам, но имеют различное расположение и ширину, в зависимости от рельефа и близости к океану. Границы природных регионов в большинстве своем не совпадают с границами держав или исторических областей, они определяются под влиянием распределения теплого и холодного воздуха и отдаленности от океанов.
Примеры экорегионов: тропики, экваториальные леса, пустыни, степи, тайга, тундра, арктические пустыни.
Туристические регионы
Туристический бизнес также рассматривает в своей деятельности деление мира на регионы, учитывая рекреационные возможности места, предлагаемого отдыха для туриста: природа; историческое и культурное наследие; экологическая, социальная, инфраструктурная обстановка.
Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) приняла в своем обиходе 5 туристических регионов, которые, в свою очередь, подразделяются на 14 подрегионов.
Регионы мира по туристическим направлениям:
- Европа.
- Азия и Тихоокеанские страны.
- Америка.
- Африка.
- Ближний Восток.
Экономическое деление
Экономисты делят мир по-своему. Экономически регионы отличаются от географических, климатических или исторических регионов. Принцип их деления - уровень экономического развития государства. По данным ООН, Всемирного банка и Международного валютного фонда, страны делят по степени развития рыночной экономики, по социально-политическому строю, по уровню развития.
Как лучше изучать современный мир? На какие крупные территориальные единицы его можно «поделить»? От каких факторов зависит степень внутреннего единства территорий, населенных разными народами?
Что такое регион и региональная география. Слово «регион» чаще всего используется для обозначения обширных территорий, охватывающих континенты, их целостные части или страны 1 . Именно от него и происходит выражение региональная география. Она рассматривает все многообразие современного мира под региональным углом зрения, т. е. с учетом индивидуальности его крупных составных частей.
Поделить земной шар на регионы можно по-разному. Любое такое деление будет представлять продукт нашего мышления и носить условный характер. Вспомним, что еще в недалеком прошлом весь мир подразделялся просто – на Старый и Новый Свет. Под Старым Светом подразумевались три известные с древности части света – Европа, Азия и Африка, а название Новый Свет обозначало неизвестную вплоть доXVI в. четвертую часть света – Америку. Таким же чрезвычайно общим делением территории планеты на регионы могла бы явиться сегодня ее «разбивка» на освоенные и обжитые человеком регионы (Ойкумена), с одной стороны, и неосвоенные (Неойкумена), с другой.
Другое родственное слово «район» обычно связано с территориями конкретной страны.
В качестве особых регионов можно рассматривать также компактные территории проживания этнически родственных народов, конфессиональных (исповедующих одну религию) групп и даже отдельные страны. Еще совсем недавно широко практиковался метод изучения современного мира по общественно-экономическим регионам, т. е. раздельного изучения социалистических и капиталистических государств.
Можно предложить и другие признаки для выделения регионов.
Историко-географические регионы мира. Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с упоминанием своеобразных историко-географических регионов, таких как Тропическая Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Индокитай, Западная Европа и др. Такие регионы представляют собой либо целые континенты, либо их части, характеризующиеся, как правило, определенной схожестью исторических судеб населяющих их народов.
Историко-географические регионы отличаются различной степенью внутреннего единства. Одни из них (например, Западная Европа) давно уже представляют собой более или менее целостные в политическом, культурном и хозяйственном отношении организмы, в то время как другие (например, Африка) из-за огромных различий в путях культурного и социально-экономического развития между странами (Северной Африки и государствами южнее Сахары) таковыми не являются.
От чего же зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов? От множества факторов, и прежде всего от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и даже расположения природных барьеров (высоких гор, морей и т. д.).
Особо важное значение для внутреннего «цементирования» таких регионов имеет внутренний рынок. Его формирование способствует активизации территориального разделения труда между странами региона и представляет собой яркий пример экономико-географического процесса. Важно знать, в каких территориальных рамках складывается внутренний рынок, какие страны и территории охвачены товарными связями. Например, отсутствие общего внутреннего рынка в той же Африке лишний раз подтверждает географическую разобщенность народов этого континента.
Бывает, что некоторые страны одновременно относятся к двум и более регионам. Так, широко известным историко-географическим регионом мира является Ближний Восток, расположенный на стыке Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы. Традиционно к нему относят Египет, Судан, Израиль и Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Кипр, а также страны Аравийского полуострова и небольшие государства в зоне Персидского залива. Страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном входят в иногда употребляемое более широкое понятие «Средний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет одновременно североафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.
Среди других широко упоминаемых в литературе регионов назовем Скандинавский регион в Европе (Дания, Норвегия, Швеция и Исландия); регион Большого Магриба (или Арабский Запад) в Африке, охватывающий Тунис, Алжир, Марокко, Ливию, Мавританию и Западную Сахару; Туркестан – сложное историко-географическое образование в центре Азии и др.
Многие историко-географические регионы отличаются сложной многоступенчатой структурой, что хорошо видно на примере Западной Европы.
По каким регионам лучше изучать мир. При изучении региональной географии неизбежно возникает вопрос: по каким регионам следует изучать современный мир – историко-географическим или общественно-экономическим?
Думается, что в наше сложное время, когда общечеловеческие интересы стали цениться выше классовых, наиболее подходящей основой для изучения мира являются историко-географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики регионов с учетом их природной, исторической, культурной и иной специфики.
В зарубежной Европе до последнего времени выделяли два крупных региона: Западную Европу и Восточную Европу. В связи с распадом СССР контуры Восточно-Европейского региона подверглись коррекции: присоединились традиционно тяготевшие к нему государства Балтии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белоруссии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.
Зарубежную Азию чаще всего изучают сквозь призму таких ее слагающих историко-географических регионов, как Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтеграция Советского Союза закономерно привела к «появлению» (в учебниках) и Центральной Азии – давно известного историко-географического региона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркменистан.
Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее целостных регионов, как англоязычная Америка (США и Канада) и Латинская Америка (в составе Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран и государств бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности).
Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Североафриканский регион (тяготеющий скорее к исламской Юго-Западной Азии, чем к остальным странам континента) и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки).
Итак, всю сушу планеты мы можем представить в виде крупных историко-географических регионов – тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более подробное представление о мире.
Вопросы и задания. 1. В чем различие между региональной физической географией и региональной экономической географией? 2. Почему историко-географические регионы мира могут служить основой для изучения мира? 3. Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить? 4. Назовите и покажите на карте: а) страны Средиземноморского региона; б) страны Балканского региона; в) государства Карибского региона; г) государства Персидского залива; д) страны Гвинейского залива; е) страны Тропической Африки. 5. Каким образом историко-географические (или культурно-исторические) регионы соотносятся с мировыми цивилизациями?
Развитые страны
Есть ли четкая грань между развитыми и развивающимися странами? Где в современном мире находятся «полюсы» бедности и богатства? Каково место государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в мировом хозяйстве? Что представляют собой так называемые новые индустриальные страны?
Социально-экономические контрасты в современном мире. Мир по
своей социально-экономической природе крайне неоднороден. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа высокоразвитых государств, образующих как бы «каркас» мирового хозяйства, с другой – это большое число развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, уровень социально-экономического развития которых в большинстве случаев очень низок.
Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между развитыми и развивающимися странами. Наиболее богатые (США, Япония, страны Западной Европы, Канада и др.) и наиболее бедные страны (Буркина-Фасо, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.) – это всего лишь своеобразные социально-экономические «полюсы», которые окружены «переходным» фоном из десятков других стран. Уже сегодня целую группу развивающихся стран (особенно латиноамериканских) по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако из-за ряда других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) их чаще относят к группе развивающихся стран.
В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественным преобразованием национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда (в странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР она составляет лишь около 50% к уровню стран Западной Европы).
В соответствии с методологией ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны является произведенный ею валовой внутренний продукт (ВВП), и в первую очередь в расчете на душу населения.
Различия между странами мира в ВВП на душу населения весьма велики. Так, разрыв между США, занимающими первое место в мире по абсолютному объему ВВП, и Буркина-Фасо достигает почти 80-кратной величины. Имеются и другие показатели уровня социально-экономического развития государств (доля в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции и в мировой торговле, уровень образования населения и т. п.).
Государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, в мировом хозяйстве. По абсолютным размерам ВВП СССР был одним из мировых лидеров. Однако в расчете на душу населения он «пропустил» вперед себя практически все основные развитые государства, а также такие страны, как Кувейт, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и др.
Сильной стороной СССР на протяжении многих лет были более высокие, чем на Западе, темпы экономического роста. К сожалению, они во многом достигались за счет экстенсивного вовлечения в производство растущих объемов сырья, материалов, земли, рабочей силы. Это способствовало отставанию в темпах научно-технического прогресса и роста общественной производительности труда.
Производя 1/7 часть мировой промышленной продукции, СССР в то же время занимал слишком скромное место в международном разделении труда, в мировой торговле (3–4%). Таким образом, высокий удельный вес страны в мировом хозяйстве не всегда свидетельствовал о высокой степени ее влияния на общемировые экономические процессы. Развитие центробежных тенденций в Союзе и последовавший за этим его распад привели к тому, что большинство новых государств как бы потускнели на мировом экономическом фоне, не идя ни в какое сравнение с гигантами современного мира. Только отбросив изжившие
себя формы хозяйствования, осуществив технологическую и структурную перестройку промышленности, приняв законы о свободе предпринимательства и частной собственности, новые государства смогут занять достойные места в мировой экономике, повысить жизненный уровень населения.
США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в «треугольнике силы». США, страны Западной Европы и Япония составляют своеобразный «треугольник» в современном зарубежном мире. Соотношение между этими центрами в послевоенный период отличалось непостоянством. В первые послевоенные годы превосходство США над Западной Европой и Японией было явным: их доля в промышленном производстве капиталистических стран в 1946 г. составляла 56% (упав до 22% в конце 90-х гг.). Однако затем произошло заметное усиление позиции западноевропейского и японского центров.
И хотя впоследствии США удалось несколько упрочить свои позиции (путем глубокой перестройки на-
Циональной экономики, выдвижения на первый план науко- и техноемких отраслей), их экономическое, финансовое и технологическое превосходство оказалось поколебленным. И все-таки географическим центром «номер один» зарубежного мира по-прежнему остаются США (рис. 65). Это государство остается своего рода «генератором» новых веяний в современном процессе интернационализации экономической жизни в зарубежном мире. Утратив прежние позиции в мировой торговле, США остаются безусловным лидером в области вывоза за границу капитала. Передовые позиции они занимают и во многих других областях, в частности в осуществлении НТР. Так, расходы США на научные исследования составляют около половины всех затрат на эти цели в странах Запада. По производству электроэнергии они превосходят все остальные страны, входящие в «большую семерку», а по стоимости выпускаемого электронного оборудования опережают Японию, Германию, Великобританию,
Францию, вместе взятые. Эта страна не имеет себе равных по технической оснащенности научных лабораторий и исследовательских центров, многообразию форм соединения науки с производством и т. д.
Второй географический центр экономического соперничества – Западная Европа. В отличие от США и Японии Западно-Европейский регион имеет многонациональный характер. Положение его в мировом хозяйстве двойственное. С одной стороны – это крупнейший центр мировой торговли: его удельный вес в мировом экспорте более чем в 2 раза превышает уровень США. С другой – позиции Западной Европы ослабевают в мировом промышленном экспорте науко- и техноемкой продукции. Здесь преобладает продукция «среднетехнологического» уровня, тогда как промышленность США и Японии господствует на рынках роботостроения, гибких автоматизированных систем, новых материалов, биотехнологии и т. д. Наряду со странами «большой семерки» Германией, Францией, Великобританией и Италией важную роль в Западно-Европейском регионе играют малые страны: Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария и др. В конкурентной борьбе на мировом рынке сложился особый тип их участия в международном разделении труда – специализация на немногих видах продукции. Ряд этих стран, не обладая крупными минеральными ресурсами, были вынуждены искать свободные «ниши» на мировом рынке, еще не захваченные монополиями более мощных стран. Они создавали такие отрасли, которые требовали больших затрат на науку, высококвалифицированных кадров, давали бы дорогостоящую продукцию. При узости внутреннего рынка каждой из стран эти отрасли, естественно, должны были работать на «весь мир». Не случайно доля экспорта в некоторых из них достигает 40–50% производимой продукции. Такими отраслями стали фармацевтическая промышленность в Нидерландах и Швейцарии, производство оборудования для молочной промышленности и пивоварения в Дании (она – крупнейший экспортер пива в мире), всемирно известное производство часов и пищевых концентратов в Швейцарии и т.д.Характерна также специализация малых стран на различного рода услугах. Это услуги в финансовой сфере (знаменитые швейцарские банки), транспортной (один из крупнейших портов мира – Роттердам – обслуживает внешние связи внутренних районов Европы). Это также предоставление места международным организациям (в Женеве находится ряд комиссий ООН и проходят международные переговоры по разоружению и т. д.). Удельный вес Японии – третьего центра экономической мощи – в сравнении с США и Западной Европой более скромен. Однако экономический скачок Японии в первые послевоенные десятилетия оказался поистине головокружительным. Она стала мировым банкиром, финансовой супердержавой. По выпуску целого ряда важнейших видов продукции (стали, чугуна, судов, синтетических волокон, телевизоров, видеомагнитофонов и др.) Япония превзошла США. Эти успехи кажутся еще более поразительными с учетом ее колоссальной зависимости от импорта сырья.
Наряду с соперничеством три центра экономической мощи прилагают усилия и по координации действий на международной арене.
Общей чертой хозяйства трех центров экономической мощи является господство в их экономике монополий, особенно транснациональных корпораций (ТНК) – крупнейших промышленных монополий мира, имеющих филиалы за пределами своих стран.
Другие страны и регионы. К про-мышленно развитым странам относятся бывшие британские доминионы х Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, а также Израиль. Эти государства отличаются высоким уровнем социально-экономического развития, заметной ролью в мировой торговле. Хозяйство каждого из них имеет свою специализацию. Канада – самый крупный в мире экспортер минерального сырья. Австралия также выступает в качестве крупного поставщика на мировой рынок минерального сырья (железной руды, бокситов, угля) и, как Новая Зеландия, шерсти, мяса и зерна, ЮАР – золота и алмазов, Израиль – текстиля.
Примечательным событием конца XX в. стал стремительный взлет экономики Китая. Годовой прирост его ВВП в 90-е гг. достигал 10–12%, т. е. был выше, чем у лидировавших ранее по темпам новых индустриальных стран. Китай стал крупнейшим магнитом для иностранных инвестиций, привлеченных сюда гигантскими масштабами рынка и льготными условиями свободных экономических зон на всем морском побережье страны.
Выйдя еще в 80-е гг. на первое место по многим «рядовым» отраслям (добыча угля, выплавка чугуна, производство минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей), к концу XX века КНР вышла в космос, завоевала лидерство в производстве телевизоров и стиральных машин, а по улову рыбы в 3 раза превзошла недавних лидеров рыболовства – Японию и Перу. При этом в экспорте страны явно доминирует (80%) продукция обрабатывающей промышленности. В 1997 г. произошло важное событие, усилившее вес Китая в мировой экономике и финансах, – присоединение Гонконга (его ВВП – около 150 млрд. долл. – больше, чем у Финляндии); в 1999 г. частью КНР стала и португальская колония Макао. Есть все основания говорить о трансформации «треугольника силы» (США – Западная Европа – Япония) в «четырехугольник» с учетом возросшей мощи Китая.
Мир начала XXI в. сложен и многогранен. Все более активно заявляют о себе на мировой арене новые индустриальные страны. К ним относят прежде всего азиатские государства: Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Малайзию и Таиланд. Почти все они – бывшие колониальные владения. Еще совсем недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладав сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны им мизерный доход на душу населения. неразвитый внутренний рынок, сталкивались с острыми валютно-финансовыми проблемами. К концу 80-х гг. картина резко изменилась.
Доминион – самоуправляющаяся колония в составе Британской империи.
Новые индустриальные страны Азии по среднегодовым темпам прироста ВВП стали опережать ведущие державы мира. Стремительно развивается их внешняя торговля.
При этом около 80% экспорта этих стран приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (особенно продукцию электронной промышленности).
Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту обуви, мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, контейнеров, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью, которая достигается за счет высокой производительности труда и сравнительно низкой заработной платы рабочих.
В последние годы термин «новые индустриальные страны» все чаще используется и по отношению к Аргентине, Бразилии, Мексике.
Итак, четкой грани между развитыми и развивающимися странами не существует. Можно лишь говорить о своеобразных «полюсах» богатства и бедности в современном мире. В числе наиболее преуспевающих в социально-экономическом развитии такие страны и регионы, как США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия, Китай и др. О развивающихся странах и регионах речь пойдет ниже.
Вопросы и задания. 1. Почему нельзя провести четкую границу между развитыми и развивающимися странами? 2. По каким показателям можно судить об уровне социально-экономического развития страны в первую очередь? 3. Чем характеризуется экономика стран «большой семерки»? 4. Какие исторические факторы сказались на успехах малых стран Западной Европы в их социально-экономическом развитии? 5. Совместимы ли такие две точки зрения: а) гегемонии США в мировой экономике больше не существует; б) географическим центром «номер один» современного капитализма по-прежнему остаются США? Свой ответ аргументируйте.
Развивающиеся страны
Что объединяет эту группу стран? Какие внутренние и внешние причины тормозят их социально-экономическое развитие? Чем характеризуются особенности географии их хозяйства? Как можно сгруппировать эти государства?
Сходство и различие. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – это развивающиеся страны 1 . Они представляют со бой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.
В качестве синонимов термина «развивающиеся страны» используются также выражения «слаборазвитые страны», «освободившиеся страны» и др.
Говоря об их сходстве, ученые чаще всего отмечают их колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Подчеркивают также аграрно-минерально-сырьевую специализацию экономики и, соответственно, слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства.
Вместе с тем страны эти очень разные. Так, среди них есть страны-гиганты, на долю которых приходится свыше 40% населения развивающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия), и небольшие государства, насчитывающие от силы несколько десятков и сотен тысяч жителей (Багамские острова, Гренада, Сент-Люсия и др.)- Государства, в которых среднедушевой уровень национального дохода сопоставим с размерами доходов в США (Кувейт, Катар и др.), и страны, где соотношение таких уровней примерно 1: 100 (Бенин, Чад, Эфиопия, Непал и др.). Страны, обладающие крупными запасами ископаемых ресурсов экспортного значения (Индонезия, Замбия, Заир и др.) и бедные ими (Парагвай, Судан, Шри-Ланка и др.). Развивающиеся страны сильно различаются также по своим историческим судьбам, культуре и национальным традициям, языку и т. д. В целом среди развивающихся стран более ощутимых успехов в социально-экономическом развитии добились государства Азии (рис. 66). Общепризнанным «полюсом» бедности остается Африканский регион.
Корни отсталости. Одна из причин социально-экономической отсталости развивающихся стран кроется в историческом запаздывании их развития.
Другая причина связана с их колониальным прошлым.
Хотя колониализм и ускорил развитие товарно-денежных отношений в этих странах, заложил в них материальные основы капиталистического общества и вовлек в орбиту мировых экономических отношений, вместе с тем он затормозил на многие десятилетия развитие прогрессивных форм общественной организации, удушил местные ремесла, подверг население жестокой эксплуатации, лишив его традиционных средств существования. Прибыли текли в карманы колонизаторов, а не шли на развитие национальной экономики.
Характер и результаты воздействия колонизации на развитие различных стран зависели от многих факторов: и от стадии развития капитализма в метрополии, типа цивилизации, существовавшей на захваченной территории, и даже от природных условий той или иной колонии. Но ответственность колониализма за нынешние трудности стран третьего мира бесспорна.
Однако, получив политическую независимость несколько десятилетий назад, многие из развивающихся стран (прежде всего африканских)
добились слишком малых успехов в своем развитии. Что этому мешало?
Преград экономическому и социальному прогрессу освободившихся стран все еще много. Одни из них – внутренние, другие – внешние. Первые из них связаны с недостатком средств, отсутствием должного опыта ведения хозяйства и кадров нужной квалификации. Вторые обусловлены сильной экономической зависимостью этих стран от Запада, основными элементами которой являются неравноправная торговля, их долговая «петля», вовлечение в гонку вооружений и т. д.
Население. На долю развивающихся стран приходится около 3/4 населения земного шара (см. раздел «Население»), и оно продолжает быстро расти. В условиях слаборазвитости такая ситуация влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Во-первых, ухудшается социальное положение многодетных семей из-за роста числа иждивенцев и недостатка товаров широкого потребления, школ и больниц. Во-вторых, проявляется избыток трудовых ресурсов, который приводит к хронической безработице и недоиспользованию рабочей силы. В-третьих, обостряется продовольственная проблема.
Большинство развивающихся стран еще слабо урбанизировано: здесь преобладает сельское население. В то же время городское население растет быстрее, чем промышленность. Особенно «разбухают» столичные города и порты, которые не в состоянии обеспечить растущее население ни жильем, ни работой. Как правило, половина прироста городского населения приходится на выходцев из деревни.
Для социально-классовой структуры населения развивающихся
стран характерен высокий удельный вес крестьянства (60% и более), которое состоит из владельцев натуральных хозяйств, мелких товарных производителей, капиталистических фермеров, крестьян-кооператоров.
Развивающиеся страны (в частности, Индия, Индонезия, Нигерия, Камерун и др.) отличаются большой сложностью этнического состава населения.
Хозяйство. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки обладают огромными трудовыми и природными ресурсами. Так, на их долю приходится не менее 50% мировых запасов минерального сырья. Но, несмотря на такой высокий производственный потенциал, для них характерны: 1) низкий уровень развития производительных сил, в структуре которых резко преобладают сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, в то время как обрабатывающая промышленность представлена преимущественно легкой и пищевой отраслями; 2) сосуществование нескольких социально-экономических укладов (т. е. общественных форм производства), часто относящихся к различным общественно-экономическим формациям; 3) типичный товарообмен на мировом рынке – сельскохозяйственное и минеральное сырье на промышленные изделия; 4) острый недостаток финансовых средств.
География хозяйства развивающихся стран формировалась в процессе неравноправного международного разделения труда, определявшегося интересами колониальных держав. Отрасли колониальной экономики были больше связаны с мировым капиталистическим рынком, чем с национальным хозяйством.
Поэтому возникавшие изолированные очаги горнодобывающей промышленности и товарного сельского хозяйства часто образовывали как бы инородные тела в хозяйственном организме колониальных стран.
Типичное проявление колониальной географии – чрезмерный рост одного порта в странах, имеющих выход к морю (рис. 67). Чаще всего таким портом являлась столица страны (Дакар в Сенегале, Лагос в Нигерии и т. д.). Обширные внутренние территории многих молодых суверенных государств до настоящего времени остаются крайне отсталыми или неосвоенными вовсе. Об этом свидетельствует конфигурация автодорожной и особенно железнодорожной сети, для которой характерны дороги, связывающие районы добычи полезных ископаемых и плантационного сельского хозяйства с портами вывоза.
Сегодня развивающиеся страны переживают сложный этап своего развития. Одним из них удалось упрочить политическую и экономическу самостоятельность, добиться ощутимых успехов в социальном обеспечении своих граждан. Другие пока не преодолели трудности, поскольку слишком тяжел груз отсталости.
Типология развивающихся стран. Обычно развивающиеся страны подразделяют по историко-географическим регионам, например страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. Такой подход дает возможность изучения социально-экономического развития крупных массивов развивающихся стран. Однако подобная классификация нередко дает искаженную картину подлинных контрастов в развивающемся мире. Возьмем, к примеру, такие пары государств в названных регионах, как Индия и Бутан, Саудовская Аравия и Ливан, Сингапур и Мьянма. Так ли уж много общего между ними? При внимательном знакомстве с этими странами выясняется, что, несмотря на географическое соседство, социально-экономического сходства между ними действительно мало.
Поэтому при типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил молодых государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти показатели, можно выделить четыре группы среди развивающихся стран.
Первую группу образуют преимущественно нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами и, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: исключительно высокии доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, крупная роль на западном рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. К этой же группе можно
отнести небольшие (с числом жителей 0,5 млн. человек) государства, отличающиеся также высоким доходом на душу населения (Багамские острова, Фиджи и др.). По типу социального развития многие из них тяготеют к странам среднеразвитого капитализма. Им удалось глубоко «вмонтироваться» в международное разделение труда благодаря развитию плантационного хозяйства, туризма, транзита и т. д. Отдавая должное успехам этих стран в росте их благосостояния, отметим социальную отсталость некоторых из них и наличие феодальных пережитков, особенно в сельском хозяйстве. Вторая группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для развивающегося мира уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.). В сельском хозяйстве этих стран преобладают ^индустриальные формы труда, а предприятия обрабатывающей промышленности хотя и существуют, но немногочисленны и технически оснащены очень слабо. В социальном отношении страны, составляющие данную группу, очень неоднородны.
В особую, третью группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения заметно тормозят их социально-экономический прогресс.
И наконец, последняя, четвертая группа – наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Нигер, Сомали, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Бурунди и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения, повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно страны этой группы составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран мира.
Итак, развивающиеся страны – наиболее многочисленная группа стран мира; она отличается географическим своеобразием и ярко выраженными тенденциями к поляризации; от темпов и результатов социально-экономического прогресса в развивающихся странах во многом зависит благополучие всего человечества.
Вопросы и задания. 1. Какие из характерных черт развивающихся стран являются, по-вашему, наиболее важными? 2. Вспомните материал § 10 «Численность населения и его воспроизводство». Какими особенностями характеризуется процесс воспроизводства населения в развивающихся странах? Чем их можно объяснить? 3. Какие графические и картографические источники можно привлечь для раскрытия выделенных в тексте особенностей географии населения развивающихся стран? 4. Какие черты присущи географии хозяйства большинства развивающихся стран? Составьте логическую схему ответа. 5. Охарактеризуйте четыре наиболее ярко выраженные группы развивающихся стран по уровню развития и структуре производительных сил. Если бы возникла необходимость в учебных целях упростить данную типологию стран, какую бы схему вы предложил?
Соединенные Штаты Америки
Какова роль этой страны в мире? Чем можно объяснить ее могущество? Как и почему меняется вес США в мировом хозяйстве?
Географическое положение. Природные ресурсы. Соединенные Штаты Америки по многим экономическим показателям ведущая держава мира. Это, как известно, федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия (территории столицы Вашингтон). 48 штатов располагаются компактно, два – отдельно от основной территории: Аляска (купленная у царского правительства России в 1867 г.) и Гавайские острова (рис. 68).
«Заокеанское» положение и отдаленность от вспыхивавших в Европе и Азии очагов войны гарантировали этой стране в прошлом надежную безопасность, облегчали широкие торговые связи с государствами, расположенными как в зоне Атлантического, так и Тихого океанов.
Важную роль в нынешнем процветании Соединенных Штатов сыграло освоение их огромных природных богатств. Сегодня США занимают первое место в западном мире по запасам каменного и бурого угля, второе – по запасам меди, цинка, шестое – по запасам нефти, железной руды и т. д. В то же время многие разрабатываемые месторождения истощены (особенно газа, железной руды). Не хватает (или нет совсем) никеля, марганца, хромитов, кобальта и т. д.
Обильны и разнообразны водные ресурсы. Но они концентрируются преимущественно на Востоке страны. Здесь протекает главная речная артерия США – Миссисипи, которая вместе со своими притоками имеет крупное хозяйственное значение (транспортное, энергетическое, оросительное). На границе с Канадой находится самая большая озерная система в мире – Великие американские озера.
Большим естественным плодородием обладают почвы США, особенно черноземовидные почвы прерий и черноземы центральных частей страны, которые распаханы и превращены в главную житницу страны. Леса сильно вырублены и покрывают сегодня примерно четверть территории США, причем это преимущественно вторичные леса. Наиболее богаты лесами Аляска и Кордильеры.