История 3 века нашей эры. Хронология событий мировой истории

Медицина эпохи эллинизма вобрала в себя, с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство, а с другой - тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические познания народов Востока.

Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий.

В этот период центры греческой науки переместились на Восток-в Александрию, Пергам, Антиохию, Селевкию, Тир. Ведущее место среди них занимала Александрия. Птолемеи приглашали в свою столицу греческих ученых, писателей и поэтов из всех стран эллинистического мира. В эпоху эллинизма на семь миллионов коренных жителей Египта приходилось около одного миллиона греков (греческий язык был официальным языком эллинистического Египта).

Учитывая экономические и политические запросы государства, Птолемеи покровительствовали развитию различных областей знания. При них были основаны александрийский Мусейон (греч. museion - место пребывания муз; отсюда термин «музей») и знаменитое александрийское хранилище рукописей, самое большое в древности (еж. с. 100): как уже отмечалось, в начале I в. до н. э. в нем было более 700 тысяч папирусных свитков. Хранились рукописи в храме Сараписа {греч. sarapeion), который неоднократно подвергался пожарам, а в 391 г. н. э. был окончательно сожжен во время столкновений между язычниками и христианами.

Александрийский Мусейон был одним из главных научных и культурных центров античного мира. Помимо хранилища рукописей при нем имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. Он объединял в себе и исследовательскую академию, и высшую школу, и пансион для ученых, которые жили там на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботаники, зоологии, медицины, филологии и других наук. Каждая отрасль знания того времени имела в александрийском Мусейоне своих выдающихся представителей. Среди них - математик Евклид, механик и математик Архимед из Сиракуз, астрономы Аристарх с о. Самос и Птолемей родом из Птолемиады в Египте, грамматик Зенодот из Эфеса, первым возглавивший александрийское хранилище рукописей, и врачеватели Геро-фил из Халкидона в Малой Азии и Эразистрат из Кеоса.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется прежде всего бурным развитием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы.

Анатомия (от греч. anatome- рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. По мнению С. Г. Ковнера, ее развитию в Александрии в немалой степени способствовали древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни. По описанию А. К. Цельса, Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н. э.) отдавал ученым для вивисекции осужденных преступников: сначала вскрывалась брюшная полость, потом рассекалась диафрагма (после чего сразу же наступала смерть), затем открывалась грудная клетка и исследовалось расположение и строение органов.

Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона (греч. Негор-hilos, ок. 335-280 гг. до н. э.), живший при Птолемее I Сотере (323-282 гг. до н. э.). Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы (рис. 48). Будучи учёником Праксагора с о. Кос, Геро-фил был сторонником гуморального учения и развивал традиции косской врачебной школы.

В труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (четвертый из которых он считал местом пребывания души), проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, которой он впервые дал это название, и др. По его мнению, четырем важнейшим органам - печени, кишечнику, сердцу и легким - соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая. Многие из этих положений в последующем получили развитие в трудах Галена, который несколько столетий спустя также работал в Александрии.

Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофи-лом названия: Calamus Scriptorius, Torcular Herophili, Plexus chorioidei, Sinus Venosi.

В сочинении «О глазах» он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца. Это важное открытке (намеченное еще Аристотелем) впоследствии было забыто на долгие века. (Заметим, что в древнем Китае самое раннее упоминание о пульсе содержится в трактате «Нэй цзин», который датируется приблизительно тем же временем - III в. до н. э.)

Преемником Герофила был Эразистрат (греч. Erasistratos, ок. 300 -■ ок. 240 гг. до н. э.).Согласно Плинию родился он на о. Кеос, медицине обучался у Хризиппа и Метрадора^-известных врачевателей книдской лы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора. Долгое время Эразистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селев-ка I Никатора (323-281 гг. до н. э.), а во времена Птолемея II Филадель-фа жил и работал в Александрии.

Эразистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные (полагая, что по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге) и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище душевной пневмы, а сердце - центром жизненной пневмы. Впоследствии эти представления закрепились в трудах Галена. Эразистрат впервые описал лимфатические сосуды брыжейки (повторно открытые Г. Азелли (Q. Asel-li) в 1622 г.) и так тщательно исследовал строение сердца и его клапанов, которым дал названия, что Гален практически уже ничего не добавил к его описанию.

Эразистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий; причем полагал, что в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях - жизненная пневма, которая в легких контактирует с кровью. Заключив, что артерии и вены соединены между собой мелкими сосудами «синанастомо-зами», он весьма близко подошел к идее циркуляции крови (ее логическому завершению, по всей вероятности, мешало убеждение Эразистрата о том, что артерии заполнены воздухом; эта точка зрения, которой придерживался и Гален, существовала в медицине в течение почти 20 столетий).

Эразистрат частично отошел от широко распространенного в то время учения о преобладании роли соков в Организме (гуморализм) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по каналам тела; нарушение этого движение в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудов и их переполнение- плетора (греч. plethora - наполнение) являются причиной болезни. По его мнению, воспаление легких есть результат захождения крови в артерии и воспламенение находящейся там пневмы, иными словами - влаги вызывают болезни не в силу их изменений, а из-за засорения просвета каналов, в которые кровь попадает через синанастомозы при нарушениях.

Исходя из этих представлений, Эразистрат направлял лечение на устранение причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражнения, массаж, обливания; таким образом, была подготовлена почва для методической системы Асклепиада.

Согласно Цельсу, Эразистрат производил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эразистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Последователей Эразистрата называли эразистраторами; их учениками были видные врачи древнего Рима - Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были знакомы сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода--введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците. Так, Эразистрат делал дренирование при эмпиеме, при заболевании печени накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии, спускал асциты и т. п. Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней Греции (когда не производились вскрытия трупов и не делались полостные операции, а оперативные вмешательства практически сводились к лечению рая и травм).

Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в древней Греции. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Начатки точного исследования природы получили... развитие впервые лишь у греков александрийского периода...».

12) Особенности образования. Схоластика. Подготовка врачей. Университеты: Париж (XIII), Болон (XII), Оксфорд (XIII), Кембридж (XIII).

История

Началом истории средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи - Ромул Аугустул.

В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения."

В первые века нашей эры Евразию, охватило «великое переселение народов»: в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. Ослабевшая к тому времени Западная Римская империя не смогла сдержать натиска варваров; и в V в. они расселились по всей ее территории: вестготы- в Испании, остготы - в Италии, франки - в Галин, англы и саксы - в Британии, вандалы - в Северной Африке. Рабы и колоны (лат. colonus - земледелец, зависимый от своего хозяина) переходили на сторону завоевателей.

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств - процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантич-ных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества - западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых - с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Объединение Китая.

С середины первого тысячелетия до н. э. выделяется царство Цинь на северо-западе Китая. К III в. до н. э. оно становится наиболее могущественным из китайских государств. Царство Цинь занимало удобное положение. Ему менее, чем другим китайским государствам, угрожали набеги кочевников. В III в. до н. э. в царстве Цинь уже широко применялось железо. Плуг с железным лемехом, железный серп и лопата облегчили работу земледельца и повысили урожайность. Через циньские земли проходили важные торговые пути. Торговля также обогащала государство.
В царстве Цинь имелась армия, оснащенная железным оружием.

Тяжелые, неповоротливые боевые колесницы заменила подвижная конница. В упорной борьбе с другими царствами в IV—III вв. до н. э. Цинь присоединяет их земли и объединяет весь Китай.

Циньский царь Цинь Шихуанди объявил себя властителем всего Китая.
Цинь Шихуанди разделил всю страну на 36 областей, во главе каждой области поставил специальных чиновников. За ними следили люди, подчинявшиеся только императору. Стремясь прекратить междоусобную борьбу и обезоружить своих противников, Цинь Шихуанди приказал отобрать все оружие в стране и переселить 120 тысяч семей знати в столицу, где за ними был установлен надзор. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов.
Это способствовало развитию торговых связей. Люди, призывавшие к возврату прежних родовых порядков, подвергались преследованиям. Однажды царь приказал казнить 460 своих противников и сжечь все книги с записями древних сказаний и обычаев.
Цинь Шихуанди заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от участившихся набегов кочевников — гуннов — он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в IV в. до н. э. Создается Великая Китайская стена. Позднее ее длина достигла четырех тысяч километров.
На постройку Китайской стены, царских дворцов, дорог десятками тысяч сгонялись земледельцы и ремесленники. Спасаясь от повинностей и налогов,
многие крестьяне бежали в горы и степи, поднимали восстания. К свободным присоединялись рабы. Некоторые отряды повстанцев возглавлялись знатными людьми, стремившимися использовать движение народа в своих целях. Во время восстания преемник Цинь Шихуанди был свергнут. В 206 г. до н. э. установилась власть царей Хань.

Государство Хань.

Для упрочения своей власти цари Хань проводят ряд реформ. Ограничиваются права знати, расширяется строительство оросительных сооружений. Были сделаны также некоторые уступки земледельцам, при поддержке которых была свергнута старая династия Цинь. Земельный налог снижается до одной пятнадцатой части урожая, власть в деревнях передается выборным старейшинам, утверждаемым чиновниками.
При царях Хань устанавливается торговля Китая со многими народами. В страны, находившиеся западнее Китая, вывозились шелк, изделия из лака, ковры, железо. Путь, связывавший Китай со странами Запада, получил название Великий шелковый путь. По нему в Китай пригоняли табуны коней, гнали рабов.
Торговля приносила купцам большие доходы. Многие из купцов, ища приложения своим богатствам, покупали землю и становились крупными землевладельцами. Кроме того, они давали деньги в рост под большие проценты.
Во II в. до н. э. ханьские войска, после упорных сражений, отвоевали земли у гуннов, оттеснив последних на север.

Бесконечные войны требовали огромных расходов. Непрерывно росли налоги и повинности. Чтобы расплатиться с долгами, земледельцы вынуждены были продавать свои поля, дома и детей. Крестьянские земли стали переходить в руки ростовщиков и крупных землевладельцев. Развивается долговое рабство. Одновременно увеличивается количество рабов-чужеземцев. Их толпами пригоняли на специальные рынки и продавали в загонах для скота. Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, ремесле и торговле.

Восстание «желтых повязок» и его значение.

Борьба рабов и свободных бедняков против жестокой эксплуатации достигает в Китае огромной остроты. Она выливается в вооруженные восстания, народные войны угнетенных против угнетателей.
Такой народной войной было восстание, начавшееся в 184 г. и длившееся более двадцати лет. Оно получило название восстание «желтых повязок», потому что повстанцы носили на голове повязки желтого цвета. Во главе восстания стояли братья Чжан. Старший из них проповедовал учение, которое называлось «Путь к великому освобождению». Он призывал своих сторонников уничтожить существующий порядок и создать новый, справедливый и мирный. Повстанцы открывали тюрьмы, освобождали рабов, убивали чиновников, захватывали имущество богачей.
Царские войска были бессильны перед этим народным движением. Крупные рабовладельцы перестали считаться с царем. Они сами создавали вооруженные отряды для борьбы с восставшими. Знать старалась не допустить объединения повстанцев и разбивала их отряды поодиночке. Почти четверть века шла борьба восставшего народа против рабовладельцев.
Победители жестоко расправились с повстанцами. Из ста тысяч голов была сложена огромная пирамида, явившаяся беспримерным памятником кровавой победы эксплуататоров над побежденным народом.
Восстания свободной бедноты и рабов терпели поражения, потому что были недостаточно организованными. Отряды повстанцев были мало связаны друг с другом. Бедняки и рабы не знали, как организовать государственную власть после победы, и верили, что счастливую жизнь может дать добрый император.
Народные восстания ослабили рабовладельческий строй и рабовладельческое государство в Китае. В 220 г. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

Культура древнего Китая

В глубокой древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Иероглифов было несколько тысяч. Чтобы их свободно читать, нужно было долго учиться. Грамота была доступна только богатым.
Создание письменности сделало возможным запись замечательных произведений устного народного творчества. Народные песни, правдиво отражающие чувства и переживания простых людей, составили сборник «Книгу песен».
Сохранились стихи китайского поэта — Цюй Юаня (III в. до н. э.), разоблачавшего продажность и корыстолюбие чиновников, призывавшего к защите родины, к борьбе за справедливость.
Во втором тысячелетии до н. э. китайцы создали календарь. Во II в. до н. э. они изобрели прибор, отмечавший землетрясения. Китайские математики производили вычисления, необходимые для строительства плотин и других оросительных сооружений.
Китайцам был известен компас, помогавший караванам находить путь среди пустынь и степей.
Из многовекового опыта трудолюбивых китайских земледельцев выросла сельскохозяйственная наука. Из диких чайных кустов китайцы вывели сорта культурного чая. Заимствованная ими с юга культура риса получила широкое распространение. Китайцы использовали опыт народов Средней Азии по выращиванию винограда.
В Китае был получен шелк, нашедший впоследствии широкое применение.
Китайцы научились изготовлять бумагу из размельченной древесной коры, бамбука и тряпок. Бумага вытеснила неудобные для записей бамбуковые дощечки и дорогой шелк, на котором писали прежде.

Высшая власть принадлежала гражданам, собиравшимся на народные собрания. Эти собрания объявляли войну, принимали законы, выбирали должностных лиц и т. п.

Главную роль в управлении играли два консула, которых выбирали сроком на год. Оба консула обладали равной властью. Они по очереди председательствовали в Народном собрании, производили набор в войско, предлагали новые законы. Каждый из консулов мог отменить распоряжение другого. Поэтому прежде чем что-либо предпринять, консулы вынуждены были договариваться между собой, находить согласованное решение. Во время войны обычно один консул оставалсяв Риме, а другой во главе войска отправлялся в поход.

Еще с тех времен, когда шла борьба между плебеями и патрициями, плебеи добились права выбирать на плебейских сходках своих собственных должностных лиц - народных трибунов (постепенно число их возросло от двух до десяти). Трибуну принадлежало право вето (по-латински вето - "запрещаю"), т. е. право отменить распоряжение консула, решение сената, запретить голосовать закон. Личность трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением. После того как плебеи добились уравнения в правах с патрициями, народных трибунов продолжали выбирать, но уже не на плебейских сходках, а на общегражданских народных собраниях.

В ходе борьбы плебеев и патрициев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они до конца жизни являлись членами сената. Всего в сенате было 300 человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами.

Управление в Риме (Зв.дон.э.)и Афинах (5 в. до н. э.) имело общие черты. Оба древних государства были республиками (в наши дни под республикой понимают государство, в котором правителей выбирают на определенный срок); высшая власть принадлежала Собранию граждан. Рядовые римские граждане сравнительно с гражданами Афин играли в управлении меньшую роль.

В отличие от Афин в Риме:

за исполнение государственных должностей денег не платили;

с предложением нового закона не мог выступить любой гражданин, но лишь тот, кто занимал государственную должность - консула, народного трибуна и др.;

судьи не выбирались из числа граждан независимо отих знатности и богатства (судьями в Риме долгое время могли быть только сенаторы);

"почти все дела решались сенатом" (так считал древний историк Полибий); сенаторы не выбирались гражданами, заседали пожизненно и ни перед кем не несли ответственность за ошибочные решения (ничего подобного в Афинах не было).

Фактическая власть в Риме принадлежала группе знати, состоявшей из семей богатых патрициев и плебеев, породнившихся благодаря бракам. Они называли себя нобили (по-латински - "знатные"), поддерживали друг друга на выборах консулов, при принятии решений в сенате и народных собраниях.

1 е тысячелетие до н. э. V век до н. э. IV век до н. э. III век до н. э. II век до н. э. I век до н. э. 300 е до н. э. 309 … Википедия

Около 220. Конец династии Хань. Распад Китая на 3 царства Вэй, Хань или Шу, У. 220 265. Период «Троецарствия» в истории Китая. 218 222. Правление римского императора Авита Бассана (Элагабала). 222 235. Правление римского императора Александра… … Энциклопедический словарь

III римская цифра 3. III век столетие, длившееся от 201 года до 300. III век до н. э. столетие, длившееся от 300 года до 201 года до н. э.. III альбом группы Бумбокс III Августов легион III Галльский легион III… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Век (значения). Век (столетие) единица измерения времени, равная 100 (число) годам. Десять веков составляют тысячелетие. В более узком смысле веком называют не вообще столетний интервал времени, а … Википедия

I м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. 2. Исторический период в развитии природы и общества, характеризующиеся определённым жизненным укладом, условиями жизни и т.п. 3. перен. разг. Очень долгое время; вечность. II м. разг. 1. Жизнь,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

V тысячелетие до н. э. IV тысячелетие до н. э. III тысячелетие до н. э. II тысячелетие до н. э. I тысячелетие до н. э. XXX век до н. э. XXIX век… … Википедия

III. РОССИЯ. СССР. СНГ - 1) Украина и Белоруссия. Неолит. ок. 5500 4000 до Р. Х. Буго Днестровская культура. ок. 4000 2300 Трипольская культура (Зап. Украина). ок. 4000 2600 Днепро Донецкая культура (Вост. Украина). Бронзовый век. ок. 2200 1300 Среднеднепровская… … Правители Мира

I тысячелетие II тысячелетие III тысячелетие IV тысячелетие V тысячелетие XXI век XXII век XXIII век XXIV век XXV век … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Век перевода. Век перевода Обложка 2 го выпуска

Легион III «Парфика» Legio III Parthica Годы существования 197 год V век Страна Древний Рим Тип Пехота при поддержке кавалерии Численность В среднем 5000 пехоты и 300 кавалеристов Дислокация Резен, Ападна … Википедия

Книги

  • , Худяков Юлий Сергеевич, Эрдэнэ-Очир Насан-Очир. Монография посвящена исследованию военного дела древних кочевых народов, обитавших на территории Монголии и сопредельных районов Саяно-Алтая и Забайкалья в позднем бронзовом и раннем железном…
  • Военное дело древних кочевников Монголии (II тысячелетие - III век до н. э.) , Ю. С. Худяков, Н. Эрдэнэ-Очир. Монография посвящена исследованию военного дела древних кочевых народов, обитавших на территории Монголии и сопредельных районов Саяно-Алтая и Забайкалья в позднем бронзовом и раннем железном…

Нагуглил тут в интернетах бесконечных про батарейку возрастом 2300 лет:
т.е. возможно батарейку, а может и нет.

Перепост. Информационный мусор, порожденный журналистским бредовым сознанием повырезал по-возможности:

В 1936 году рабочие, которые подготавливали почву для монтирования железной дороги недалеко от Багдада, случайно натолкнулись на подземную гробницу, которая датируется серединой третьего века до нашей эры. В гробнице был обнаружен глиняный кувшин высотой 13 сантиметров. Внутри сосуда находились медный лист и железный стержень. Кувшин был запечатан битумом. Это дало исследователям находки повод предположить, что в кувшине когда-то была жидкость. Медный лист, расположенный внутри емкости, был поврежден коррозией, которая могла появиться под воздействием кислоты.

Подобные находки были обнаружены в районе городов Ктесифона и Селевкия. В одном из кувшинов находились свитки папируса, в другом скрученный лист бронзы.

Багдадская находка была доставлена в музей, где на нее два года спустя натолкнулся немецкий археолог В. Кениг. Он изучил кувшин в лаборатории и сделал вывод, что данный сосуд мог использоваться для выработки электрической энергии, то есть представлял собой прототип современных батареек. Кениг предположил, что с помощью небольшого электрического тока древние мастера наносили тонкий слой золота или серебра на сосуды и прочие изделия (метод гальванизации). Статья немецкого исследователя произвела фурор, так как до этого принято было считать, что первая батарея была изобретена А. Вольтом в 1800 году.

На уксусе напряжение в 1,5 В. Виноградный сок и раствор сульфата меди – напряжение до 2 В.

Для чего нужна была электрическая энергия в древности? Мнения ученых в данном вопросе разошлись. Версия Кенига о гальванизации металлов является самой распространенной. Ее подтверждает шумерская медная ваза, покрытая серебром. Но ваза датируется 2500 г. до н.э., а это означает, что электрические батареи были известны еще раньше, чем предположил Кениг.

Согласно другой версии, электричество могло использоваться в медицине. Соединенные вместе, несколько батарей могли дать достаточно мощный электрический заряд. Во время раскопок в Селевкии рядом с устройствами, похожими на батареи, археологи нашли железные и бронзовые иглы. Как предполагают историки, они могли использоваться для лечения больного методом, похожим на современную электроакупунктуру.

Скептически настроенные исследователи вообще отрицают тот факт, что сосуд, найденный в Багдаде, использовался в качестве электрической батарейки. В той местности, где был обнаружен загадочный кувшин, никогда не находили ни позолоченных сосудов, ни металлических статуй. А в кувшине могли храниться папирусы или пергаменты, выделяющие при разложении органические кислоты, которые могли оставить следы коррозии на медной пластине. Битумная пломба должна была обеспечить лучшую сохранность свитков.

В письменных источниках Древнего Египта сохранились сведения о том, что электричество в древнем мире существовало. Большинство археологов согласно с данным утверждением, и потому, несмотря на доводы скептиков, они склонны видеть в багдадском сосуде древний гальванический элемент.

мое мнение:

Может и не батарейка:

1. проводов найдено небыло, но они могли быть утеряны.
2. Элемент в данном варианте работает минут 20-30. (проверял в детстве). Кто хочет может сам проверить. Ничего сложного. Потом необходимо извлечь электроды и почистить от продуктов корозии. Соответственно зачем запечатывать битумом сосуд если это усложняет его экспуатацию?

Но для нанесения покрытия методом гальванизации собрать батарею из подобных элементов можно.
Лечебная гальванизация (есть такой метод физеотерапии тоже возможен).

3. Для нанесения покрытия методом гальванизации необходима идеальная чистота поверхности. В современной промышленности деталь перед гальванизацией “купают” в ацетоне.

Интересно чем 2300 лет назад можно было обезжирить поверхность сосуда сложной формы, чтобы легло покрытие нормально…

4. Батареи найдены небыли, что странно. Чтобы “шарахнуть молнию какую” или с гальванизацией поприкалываться надо батарею от 20 (30 вольт для гальванизации) до 500+ (мощьный разряд сделать) элементов.