История центра челябинска. Самые важные события в истории челябинской области

Из-за географического положения его часто называют воротами в Сибирь, что точно отражает его роль, как важного транспортного узла и связующего звена между российскими регионами. История создания Челябинска и его превращения в один из важнейших промышленных центров нашей страны интересна для каждого, кого интересует прошлое нашей Родины. Поэтому в статье мы расскажем о нем подробно.

История названия Челябинска

На данный момент самой правдоподобной считается версия, согласно которой топоним произошел от тюркского слова «челеби», которое переводится, как «царевич» или «образованный». Есть также мнение, основанное на рассказах потомков первопоселенцев, что крепости Челяба, назвали так из-за урочища, т. е. «силәбе» («впадина») на башкирском. Последняя версия косвенно подтверждается заметками известного средневекового немецкого путешественника Иоганна Гмелина, который побывал в Челябинской крепости в 1742 году.

Основание

Необходимость в крепости, расположенной на границе Урала и Сибири возникла еще в начале XIX века.

Официально принято считать, что год основания Челябинска — 1736-й. Именно тогда на месте крупной башкирской деревни Челябы полковник А. И. Тевкелев (Кутлу-Мухаммед) заложил русскую крепость. Она начала строиться с согласия владельца земли тархана Таймаса Шаимова. Это стало причиной того, что со временем башкиры были освобождены от податного обложения. Позже, руководство строительством Челябинской крепости было возложено на майора Я. Павлуцкого, который, по некоторым данным, несколькими годами ранее, по поручению командования, занимался поиском места для основания города.

В первой половине XVIII века

Как уже было сказано, в 1742 году Челябинск (история города содержит множество удивительных фактов) посетил И. Г. Гмелин. Он составил первое описание крепости. Согласно этому документу она находилась на южном берегу реки Миясс, и в фортификационном плане была похожа на Миясскую, однако, имела большие размеры. В то же время у нее были только деревянные стены из лежащих бревен, каждая из которых была длиной примерно в 60 саженей (160-170 м).

Весной 1748 года начали строительство первого каменного храма, ставшего главным собором Исетской провинции. Вскоре город стал активно расширяться, и там появились различные общественные учреждения.

Во второй половине XVIII века

Одно из самых значимых событий в его истории произошло в 1774-м году, когда воевода А. Веревкин смог выдержать осаду пугачевцев. Однако через несколько месяцев восставшие смогли войти в Челябинск и расправились с представителями властей. В освобождении города помог генерал И. А. Деколонг, прибывший с подкреплением.

Если вас интересует, какой год основания Челябинска, как города, то это 1781-й - через 45 лет после основания крепости. Именно столько времени понадобилось, чтобы башкирская деревня с фортом превратилась в крупный населенный пункт. Этот факт ознаменовался присвоением ему статуса уездного города. Кроме того, указом императрицы Екатерины Второй был утвержден герб Челябинска, на котором в нижней части губернского щита был изображен навьюченный верблюд.

В 1788 году в Челябинске произошло событие мирового масштаба: группа врачей, возглавляемая С. Андриевским, изучила симптомы сибирской язвы, дала название этому заболеванию и изобрела сыворотку способную защитить человека от смертоносной болезни.

В XIX веке

Новое столетие ознаменовалось развитием торговли и ремесел. Благодаря своему географическому положению и расположению на традиционных караванных путях (герб Челябинска является отражением этого обстоятельства) к середине XIX столетия город прочно занял одно из ведущих мест в ярмарочной торговле Урала. Однако его бурный рост произошел после 1892 года. Он был связан с завершением строительства железной дороги, соединившей Челябинск с европейскими губерниями Российской Империи. Известно, что в дело вмешался сам Александр Третий, отменивший ранее предложенный проект, предполагающий проведение железной дороги через Казань - Екатеринбург - Тюмень в обход города. С 1892 года Транссибирская магистраль была продолжена, далее, на восток. Запуск в эксплуатацию железной дороги на Екатеринбург в 1896 году еще более способствовал занятию Челябинском ведущих позиций в сфере межрегиональной торговли. Достаточно сказать, что за несколько лет местная биржа стала первой в России по объемам сделок купли/продажи хлеба и второй — по торговле импортным чаем.

Челябинск к началу XX века

В 1897 году население Челябинска составляло примерно 20 000 человек. При этом наблюдался его резкий рост, который был связан с появлением все новых поселков вокруг железнодорожной станции (подробную информацию об этом можно узнать, посетив музей истории города Челябинска).

Параллельно с этим в городе модернизировались и открывались учебные заведения разного профиля, такие как духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа и пр. Были построены клуб железнодорожников и народный дом. Что касается сферы предпринимательства, то в Челябинске действовало около 1 500 торгово-промышленных заведений, общий годовой оборот которых составлял около 30 миллионов рублей. Постоянно открывались торговые конторы и десятки представительств иностранных компаний, занимающихся поставками в Российскую империю сверхсовременных по тем временам машин и оборудования.

За быструю динамику развития и ускоренный рост Челябинск (история города в XVIII-XIX веках представлена выше), даже стали называть Зауральским Чикаго. Уже к 1910-му году население города утроилось, а к 1917-му — возросло до 70 000 человек.

История Челябинска во время революционных событий и в первые годы Советской власти

После октября 1917 года город, как и вся Российская империя, оказалась в водовороте событий. Согласно сохранившимся историческим документам и воспоминаниям очевидцев власть советов рабочих и солдатских депутатов вводилась не только мирным, но и вооруженным путем.

Примечательно, что среди представителей исторической науки принято считать, что полномасштабная гражданская война началась 14 мая 1918 года после на ж/д. станции Челябинска. И даже в условиях политической нестабильности город продолжал развиваться. В частности, в 1918 году ввели в строй Челябинский элеватор, который должен был сыграть важнейшую роль в обеспечении региона зерном.

К середине 1919 года в Челябинске окончательно восстановили и создали новые органы власти, а с 3 сентября 1919 года он стал губернским центром, позже — окружным.

В довоенный период

В начале 1934 года постановлением ВЦИК была сформирована Челябинская область. Город стал ее административным центром, а в 1937 году чудом избежал переименования в Кагановичград.

В то же время ни на минуту не прекращалось промышленное развитие Челябинска. Достаточно сказать, что если к 1919 году в городе действовало только 2 предприятия, то с начала 1930-х там стали работать абразивный, тракторный, ферросплавный, станкостроительный и цинковый заводы.

Великая Отечественная война

В годы ВОВ Челябинск (история города в конце XX века будет рассказана далее) играл важную роль в деле обеспечения действующей армии бронетанковой техникой.

С самого начала войны город принял несколько сотен тысяч эвакуированных граждан. В результате население Челябинска выросло в 2,5 раза, достигнув 630 000 человек. На базе более 200 эвакуированных предприятий, путем слияния с местными производствами, были созданы индустриальные гиганты ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Кроме того, с 1941 по 1945 год Челябинск (история города в этот период — это рассказ о массовом трудовом подвиге советских людей) стал местом размещения наркомов танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения и электростанций.

В этот период произошло соединения мощностей местного тракторного завода с эвакуированными Харьковским моторостроительным и ленинградским Кировским заводами. Это позволило наладить выпуск танков Т-34 в рекордно короткие сроки. В течение ВОВ в Челябинске было выпущено 60 тысяч дизелей для боевых гусеничных бронемашин. Кроме того, на заводе имени Колющенко освоили производство знаменитых «Катюш». Предприятия Челябинска в 1941-1945-м годах производили также дизельные моторы, боеприпасы, электрооборудование для бронемашин, детали для автомобилей ЗИС и танков, а также другую продукцию, необходимую для победы.

После войны

После победы Челябинск стал поставщиком техники, оборудования и рабочей силы для восстановления Донбасса, Сталинграда, ДнепроГЭСа и других разрушенных населенных пунктов и важных промышленных и энергообъектов нашей страны.

В 1947 году был утвержден план развития города. В результате его реализации появились новые микрорайоны и промышленные предприятия.

К 1960 году в городе резко возросло и число высших учебных заведений, а в 1976 году там открылся ЧелГУ, ставший первым классическим университетом Южного Урала.

Особенно бурный промышленный рост в Челябинске был зафиксирован в начале 80-х, когда его предприятия заняли ведущие позиции в сфере производства нержавеющей стали, труб, ферросплавов и дорожных машин.

Город развивался и в культурном отношении. В частности, в 80-е там открылось новое здание драмтеатра на 1 200 мест, зал камерной и органной музыки, геологический музей, а также памятники «На новый путь» и И. Курчатову.

Современный период

Первая половина «лихих» 90-х годов стала сложным периодом для Челябинска, так как ознаменовалась банкротством предприятий, невыплатами зарплат и недофинансированием программ социальной сферы. К счастью, такая ситуация продлилась сравнительно недолго, и уже к концу этого десятилетия в городе возобновила работу промышленность, а многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. Стало наблюдаться оживление и в других сферах. В частности, в 1996 году был открыт зоопарк. В 2004 году история улиц Челябинска пополнилась новой страницей, так как знаменитая Кировка стала пешеходной и превратилась в любимое место прогулок туристов и горожан. Еще через два года переехал в новое здание ГИМ Южного Урала открыто новое здание, а в 2009 году — ледовая арена «Трактор», которая вмещает 7 500 зрителей.

Из известных событий, произошедших в Челябинске в последнее десятилетие, можно отметить падение метеорита, когда от взрывной волны пострадало 7 320 зданий.

День города Челябинска

В 2016 году этот праздник был особенным. Ведь городу исполнилось 280 лет! День города Челябинск отметил 10 сентября пышными торжествами и народными гуляниями. Всего состоялось 60 мероприятий. Так как уместить их все в 24 часа было невозможно, празднество растянулось на несколько дней и в нем приняли участие многие столичные звезды.

Теперь вы знаете, какие интересные события происходили в городе Челябинске. Сегодня он относится к числу промышленных гигантов нашей страны и уверенно смотрит в будущее.

Если вас заинтересовали история и традиции Челябинска, обязательно посетите этот город, где ваше любопытство можно будет удовлетворить, побывав в музеях и пообщавшись с местными жителями.

Город Челябинск был основан более 260 лет назад (в сентябре 1736 года) на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром крупной Исетской провинции. С февраля по апрель 1774 год Челябинская крепость перешла на сторону Пугачевцев. До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки.

Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского края. Казаки выехали из него, основав неподалеку небольшие станицы. Некоторые из них позже вошли в городскую черту. В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи участвовали в составе 3-го Оренбургского полка. Они участвовали в битвах под Лейпцигом, сражались за Париж и принимали участие в других сражениях.

В этот период Челябинск был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные в последствии большевики: И. Сталин, А. Бубнов, Е. Преображенский и др.

Известность Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

В 1896 году была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. За несколько лет население города выросло в несколько раз. Вокруг станции появилось много поселков, площадь города увеличилась на треть.

Вокруг железнодорожного вокзала в это время возник переселенческий городок. В нем была построена собственная церковь, больница, жилые бараки и другие необходимые сооружения. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения населения, своеобразными воротами Сибири. Стремительно начали развиваться промышленность и образование.

Стала действовать женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и Клуб железнодорожного собрания.

Во время Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) Челябинск играл большую роль в обслуживании воинских частей. В период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) Челябинск был одним из центров подготовки армейских резервов: в трех военных городках шло обучение и формирование воинских частей.

В ходе гражданской войны недалеко от города между частями 3-й Красной Армии под командованием Тухачевского и армией адмирала Колчака произошло сражение, которое закончилось победой красных.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния, преобразованная в 1924 году в Челябинский округ Уральской области. В последствии губерния была укрупнена, в связи с чем, 17 января 1934 года была образована Челябинская область. В нынешних границах область существует с 6 февраля 1943 года, после того, как из ее состава была выделена Курганская область.

В период первых пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало лишь два предприятия, то в течение нескольких лет вступили в действие заводы: тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый.

В 30-е годы Челябинск был известен всей стране строительством гигантов индустрии. За этот период в городе побывали многие именитые люди, в их числе: Молотов, Ворошилов, Каганович, Бубнов. К 40-ым годам в Челябинске продукцию выпускали уже десятки предприятий.

Большое значение имел Челябинск во время Великой Отечественной войны, как тыловой город. В этот период Урал был опорой действующей армии. Сюда были эвакуированы многие заводы из центра страны. В Челябинске выпускали, ставшие в последствии известными всему миру, Катюши и танки Т-34.

В первых боях под Гродно (июнь 1941 г.) погибла вся 85-я Челябинская дивизия. Осенью на фронт вылетело несколько полков ночных бомбардировщиков, сформированных в Челябинске.

В 1943 году в городе и области из числа добровольцев были сформированы 4 артиллерийские дивизии прорыва, 6 артиллерийских бригад, несколько артиллерийских полков; 4 тяжелых самоходных артиллерийских полка, укомплектованных выпускниками Челябинского танкотехнического училища.

В послевоенное время Челябинская область также имела неоценимое значение для страны, так в феврале 1954 года на целину был отправлен первый отряд комсомольцев области.

В последующие годы Челябинск продолжал хорошеть и разрастаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, в частности, в 1984 году был выпущен миллионный трактор на Челябинском тракторном заводе. Произошли изменения и в культурной жизни области: открылись новые кинотеатры, музеи, развилась целая сеть образовательных учреждений искусства и культуры. Из провинциального городка Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Урала.

В 1987 году археологами было сделано историческое открытие: на раскопках в южной части области был обнаружен уникальный памятник бронзового века Аркаим. Он представляет собой крепость так называемой Страны Городов (состоящей из двадцати крепостей) и относится к временам Месопотамской и Египетской цивилизаций. Раскопками на территории Челябинской области еще в начале ХХ века занимался Н.К. Минко. В окрестностях Челябинска им было открыто и частично изучено несколько сотен сарматских курганов бронзового века. На берегах озер Смолино, Исаково и Синеглазово Н.К. Минко и его последователями было обнаружено большее число курганов. Археологическая находка 1987 года и другие находки лишь доказывают, что еще в глубокой древности территория современного Челябинска и области была обжита древними людьми.

Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. И если первыми жителями сторожевой крепости были казаки, то к XXl веку - город населен представителями около ста национальностей.

Челябинская область в древние века

Во XVIII-XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры — палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.
В 1 тыс. н. э. здесь проживали тюркские и угро-финские племена. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Челябинская область в XIII-XVII вв.

В XVIII в. началась русская колонизация края. Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.
Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность, вокруг заводов возникают новые города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Здесь разворачивались события крестьянского восстания 1773-75 гг. В феврале 1774 армия Е. Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам.
В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др.
В середине XIX в. Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией). После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.

Челябинская область во время Гражданской войны

Губерния была создана на части территории Оренбургской губернии и Тургайской области постановлением ВЦИК от 3 сент. 1919 об образовании Челябинского районного управления на правах губернского органа. Первоначально состояла из Курганского, Троицкого, Златоустовского, Кустанайского и Челябинского уездов. Согласно постановлению, Челябинский ревком преобразовывался в Челябинский губернский ревком, а Челябинск становился губернским городом. На момент образования Челябинским ревкомом руководили М. Х. Поляков (предс.), А. Я. Бакаев (зам.), Е. В. Плотников и И. А. Медведев.
Границы и состав губернии несколько раз менялись: Кустанайский уезд стал частью Киргизской АССР, Верхнеуральский уезд — частью Челябинской губернии и пр.
Гражданская война и политика военного коммунизма, проводившаяся советским правительством в 1919—1921, вызвала голод 1921—1922 и разруху в промышленности. Числ. населения Ч. г. за 1920—1923 сократилась на 423 803 человек, в том числе в Челябинске — на 6479. С 1920 по 1923 произошло уменьшение количества сельсоветов (с 1425 до 830) и волостей (с 227 до 90) при неизменном количестве населённых пунктов (3268).
С введением НЭПа экономика губернии стала постепенно налаживаться. В 1923 году сельскохозяйственное производство достигло уровня 1916, но показатели промышленности оставались крайне низкими. В 1923 площадь Челябинской губернии составляла 119 066 км², численность населения — 1 млн 279 тыс. человек.
3 ноября 1923 Челябинская губерния вошла в состав вновь образованной Уральской области.
17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов. После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Челябинская область в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область в буквальном смысле слова стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой.
22 июня 1941 года о вероломном нападении фашистской Германии на Южном Урале узнали днем: в городах завыли заводские сирены, раздались паровозные гудки.
На Магнитогорском металлургическом комбинате уже через два часа после сообщения о начале войны, не дожидаясь указаний из центра, принимается решение о переводе ряда печей на выпуск специального металла. В магнитогорскую броню были одеты десятки тысяч советских танков, ведущих военные действия против войск неприятеля. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был сделан из магнитогорской стали.
В первые месяцы Великой отечественной войны Челябинский тракторный завод перешел на выпуск танков. Уже осенью 1941 года челябинские танки участвовали в тяжелых боях под Москвой. Летом 1942 года Танкоград перестроил конвейер и за 33 дня наладил выпуск танка Т-34, признанного лучшим танком II мировой войны.
Но южноуральцы не только строили боевые машины. Из Челябинской области на фронт ушли более 60-ти соединений разных родов войск. Особую гордость составил Уральский добровольческий танковый корпус. Проводы танкистов состоялись 9 мая 1943 года. Добровольческий танковый корпус участвовал в освобождении Украины, земель Польши, штурмовал Берлин и первым вошел на помощь восставшей Праге.
В годы войны Южный Урал оказался в центре грандиозного передвижения людей и промышленности в восточную часть страны. Ценой величайших усилий к середине 1942 года эвакуированные предприятия были восстановлены. К станкам встали все, от мала до велика. Подростки, старики и женщины Южного Урала наравне с мужчинами разделили тяготы и лишения военного времени.

Челябинская область в послевоенные годы

После 1945 года в СССР началась эпоха восстановления страны и разрушенного хозяйства. Челябинская область за годы войны стала одной из ведущих в промышленности страны. Повсеместно по стране и на Урале развернулось движение стахановцев и многостаночников. Каждый день приносил новые победы и новые имена героев труда.
Страна остро нуждалась в металле. Доменщики, сталевары и прокатчики Магнитки, Челябинска, Златоуста, Сатки и Уфалея включились в соревнование за выдачу сверхпланового металла.
Навсегда в истории Златоустовского металлургического завода будет вписано имя сталевара Василия Амосова. По его инициативе развернулось соревнование металлургов.
Мощное строительство развернулось в городах Южного Урала, устраивался быт, строились учреждения культуры и здравоохранения. На правом берегу реки Урал вырастал новый город - Магнитогорск.
Быстрыми темпами развивался и Челябинск. За 15 послевоенных лет жилой фонд города увеличился почти на три миллиона квадратных метров. Особенно остро проблема жилья стояла в первые послевоенные годы
Еще несколько событий послевоенной хроники:
Декабрь 1947 года - в городе Миассе Челябинской области основан Государственный ракетный центр имени академика Макеева.
В этом же 1947 году, в Челябинске при Дворце спорта ЧТЗ создана хоккейная команда «Трактор».
19 июня 1948 года в городе Озерске Челябинской области пущен первый атомный реактор на НПО «Маяк». Этот день стал датой рождения атомной промышленности в СССР и, в целом, в Евразии.

Этот российский город – особенный, это единственный в стране округ, который имеет внутригородское деление. Почему так получилось, история умалчивает, зато готова поведать множество сведений о других интересных событиях, имевших место.

Основание города

До сих пор не утихают споры ученых по поводу названия, которое получила крепость, основанная в 1736 году. Считается, что оно совпадает с названием деревни Челябы, в которой проживали башкиры. Башкирский тархан Таймас Шаимов, местный владелец земли, дал согласие на строительство оборонительного объекта на своей земле. Взамен башкиры были освобождены от податного обложения. С 1781 года Челябинск выступает в статусе уездного города, к тому же имеющего собственные официальные символы, в частности герб.

Первое описание крепости ученые нашли у И.Гмелина, немецкого путешественника, в его записях от 1742 года есть следующие сведения: крепость подобна Миясской, но больше по размеру; окружена стенами из лежащих бревен; название получила от ближайшего лесного массива Челябе-Карагай.

Активное развитие, если говорить об истории Челябинска кратко, началось в середине XVIII века. С 1743 года населенный пункт стал центром Исетской провинции, в 1748 году появился каменный храм, первый в городе. Это же время характеризуется активным изучением недр в окрестностях города, в результате чего была обнаружена золотоносная жила, открывшая новый период в истории.

Второе рождение

В XIX столетии Челябинск ничем особым не выделялся из массы других провинциальных российских городов. Все изменилось в 1892 году, когда завершилось строительство железной дороги, соединивший европейскую часть и этот уральский город, а в 1896 году был введен в эксплуатацию участок дороги, связавший Челябинск с Екатеринбургом.

Ученые утверждают, что такое резкого взлета не знал ни один из российских городов. Буквально за несколько лет город вышел на позиции лидера в торговле многими продуктами, например, Челябинская биржа по торговле хлебом занимала первое место, импортными сортами чая – второе. Как следствие, несколько народных прозвищ закрепилось за этим населенным пунктом, от красивого «Ворота в Сибирь», до опасного «Зауральский Чикаго».

Новая эра наступает после 1917 года, Челябинск прошел все стадии установления советской власти, и мирную, и военную. Гражданская война также затронула и город, и его жителей.

В годы Второй мировой войны этот населенный пункт играл важную роль как тыловой город, где работали эвакуированные предприятия, размещались военные наркоматы. И неофициальное прозвище, полученное Челябинском в годы военного лихолетья, – Танкоград, говорит о многом.