Учебник охватывает историю мировой экономической мысли с древнейших времен до настоящего времени. В нем рассмотрена эволюция реальной экономики и теоретических представлений экономистов разных исторических эпох о характере, динамике и перспективах экономического развития. Издание позволит студентам грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем, находить их разрешение, а также осуществлять поиск информации по получен- ному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач. После каждой главы есть краткие выводы, контрольные вопросы и задания.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX - начала XX в.
В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.
История экономических учений - это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12
§ 1. Почему изучают историю экономических учений 12
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли 17
Приложение 23
Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы 32
§ 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке 34
§ 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе 40
Приложение 45
Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 48
§ 1. Экономические учения древнего мира 48
§ 2. Экономические учения средневековья 54
Глава 4. Меркантилизм - первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов 62
§ 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма 65
§ 3. Историческое значение меркантилизма 68
Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия
Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71
§ 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода 71
§ 2. Общие признаки классической политической экономии 73
§ 3. Основные этапы развития классической школы 80
Глава 6. Зарождение классической политической экономии 85
§ 1. Экономическое учение У. Петти 85
§ 2. Экономическое учение П. Буагильбера 89
Глава 7. Физиократия - специфическое течение классической политической экономии 94
§ 1. Экономическое учение Ф. Кенэ 94
§ 2. Экономическое учение А. Тюрго 99
Глава 8. Адам Смит - центральная фигура классической политической экономии 104
§ 1. Предмет и метод изучения 106
§ 2. Особенности теоретических разработок 110
Приложение 117
Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев постмануфактурного периода 131
§ 1. Экономическое учение Д. Рикардо 132
§ 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя 141
§ 3. Экономическое учение Т. Мальтуса 148
Приложение 1 57
Глава 10. Завершение классической политической экономии 166
§ 1. Экономическое учение Дж.С. Милля 166
§ 2. Экономическое учение К. Маркса 172
Приложение 1 89
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208
§ 1. Экономическое учение С. Сисмонди 210
§ 2. Экономическое учение П. Прудона 219
§ 3. Историческое значение экономического романтизма 227
Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма 233
§ 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода 233
§ 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье 235
§ 3. Историческое значение утопического социализма 241
Приложение 244
Глава 13. Немецкая историческая школа 252
§ 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников 252
§ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы 255
Приложение 260
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности 272
§ 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 272
§ 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена» 275
§ 3. Особенности этапов «маржинальной революции» 278
Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как первый этап «маржинальной революции» 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера 284
§ 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера 291
§ 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 298
Приложение 304
Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла 310
§ 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 316
§ 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 322
Приложение 329
Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 332
§ 1. Предпосылки зарождения и общие признаки и нституционализма 332
§ 2. Концепции реформ основоположников и нституционализма 335
Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 343
§ 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 344
§ 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 352
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство 355
§ 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса 356
§ 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики 363
Глава 20. Неолиберализм 367
§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства 368
§ 2. Чикагская школа монетаризма 371
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза 375
§ 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 375
§ 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза» 376
Глава 22. Олимп современной экономической мысли 380
§ 1. О лауреатах Нобелевской премии по экономике 380
§ 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона 387
§ 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона 388
ПРИМЕЧАНИЯ 392
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 423
1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 423
2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 441
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ 454
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 458
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 462
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 471
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям
В подготовке учебника приняли участие
к. э.н., доц. М.А. Аверченко –
к. э.н., доц. Е.Г. Лисовская – совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., доц. В.А. Щеголевский – глава 2, совместно с автором учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., В.Р. Цеханович – глава 12 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 10, 12;
к. э.н. K.P. Цеханович – глава 11 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 13,15;
аспирант А.Ю. Станкевич – совместно с автором приложения к главам 8, 16, учебно-методические материалы (п. 2).
В подготовке рукописи и в составлении именного указателя принимал участие Г.И. Грозинский.
Моим родителям – Ядгаровым Семёну Михайловичу и Софии Николаевне – посвящается
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли
Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классово-формационному принципу (теория «буржуазная», «мелкобуржуазная», «пролетарская» либо «капиталистическая» и «социалистическая»), в том числе надуманную идею противопоставления экономической теории по географическому принципу («отечественная теория» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.
Предлагаемая в данном учебнике структура курса истории экономических учений состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.
Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:
1) раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
2) раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
3) раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.
Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношений. И во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не по тому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.
Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.
1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.
Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья,
в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассово-формационной позиции – это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом
и трактуется также двояко; в марксистском варианте – как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассово-формационному варианту – как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.
История экономических учений. Ядгаров Я.С.
4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. - 480 с.
В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX - начала XX в.
В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.
Формат: pdf
Размер: 6 Мб
Скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12
§ 1. Почему изучают историю экономических учений 12
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли 17
Приложение 23
Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы 32
§ 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в
экономической науке 34
§ 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе 40
Приложение 45
Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и
средневековья 48
§ 1. Экономические учения древнего мира 48
§ 2. Экономические учения средневековья 54
Глава 4. Меркантилизм - первая теоретическая школа периода зарождения
рыночных экономических отношений 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов 62
§ 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма 65
§ 3. Историческое значение меркантилизма 68
Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия
Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71
§ 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и
метода 71
§ 2. Общие признаки классической политической экономии 73
§ 3. Основные этапы развития классической школы 80
Глава 6. Зарождение классической политической экономии... 85
§ 1. Экономическое учение У. Петти 85
§ 2. Экономическое учение П. Буагильбера 89
Глава 7. Физиократия - специфическое течение классической политической
экономии 94
§ 1. Экономическое учение Ф. Кенэ 94
§ 2. Экономическое учение А. Тюрго 99
Глава 8. Адам Смит - центральная фигура классической политической экономии
104
§ 1. Предмет и метод изучения 106
§ 2. Особенности теоретических разработок 110
Приложение 117
Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев
постмануфактурного периода 131
§ 1. Экономическое учение Д. Рикардо 132
§ 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя 141
§ 3. Экономическое учение Т. Мальтуса 148
Приложение 1 57
Глава 10. Завершение классической политической экономии 166
§ 1. Экономическое учение Дж.С. Милля 166
§ 2. Экономическое учение К. Маркса 172
Приложение 1 89
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208
§ 1. Экономическое учение С. Сисмонди 210
§ 2. Экономическое учение П. Прудона 219
§ 3. Историческое значение экономического романтизма 227
Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического
социализма 233
§ 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода 233
§ 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье 235
§ 3. Историческое значение утопического социализма 241
Приложение 244
Глава 13. Немецкая историческая школа 252
§ 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее
предшественников и родоначальников 252
§ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы 255
Приложение 260
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления
экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности 272
§ 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 272
§ 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена» 275
§ 3. Особенности этапов «маржинальной революции» 278
Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как
первый этап «маржинальной революции» 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера 284
§ 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера 291
§ 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 298
Приложение 304
Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как
второй этап «маржинальной революции» 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла 310
§ 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 316
§ 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето...322
Приложение 329
Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и
рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической
мысли 332
§ 1. Предпосылки зарождения и общие признаки и нституционализма 332
§ 2. Концепции реформ основоположников и нституционализма 335
Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 343
§ 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 344
§ 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 352
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство 355
§ 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса 356
§ 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики 363
Глава 20. Неолиберализм 367
§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства 368
§ 2. Чикагская школа монетаризма 371
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза 375
§ 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 375
§ 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза» 376
Глава 22. Олимп современной экономической мысли 380
§1.0 лауреатах Нобелевской премии по экономике 380
§ 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П.
Самуэльсона 387
§ 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона 388
ПРИМЕЧАНИЯ 392
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 423
1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 423
2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 441
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ
РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ 454
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 458
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 462
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 471