История сухаревская. Большая сухаревская площадь и малая

На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок - в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую.

, CC BY-SA 3.0

Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № ½ - Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас - «Медицинская газета»;
  • № 3 - (1792-1810 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Д. Кваренги (В. И. Баженов?), А.Миронов, Г. Дикушин; горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева. Живопись в куполе церкви художник Д. Скотти), объект культурного наследия федерального значения. Ныне - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

NVO , GNU 1.2
  • № 3, стр. 1 - Главный корпус. Центральный корпус Шереметьевской больницы.
  • № 3, стр. 6 - Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 3, стр. 7 - Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского;
  • № 3, стр. 9 - Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 5 - Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 9 - Жилой дом (конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения.

По чётной стороне:

  • № 12 - Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908-1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 - Жилой дом «Заводстроя» (Наркомтяжпрома) (нач. XX в., перевоначальный проект - архитектор Г. Ремеле; 1934-1936 - реконструкция и завершение строительства по проекту архитектора Д. Д. Булгакова). Ныне в здании размещаются Мособлспецстрой, кафе «Виллаж».
  • № 16/18, стр. 1 - Жилой дом. Здесь жил кинооператор и режиссёр Александр Гинцбург. Ранее на этом месте стоял доходный дом В. И. Канановой (1894, архитектор А. Ф. Мейснер).
  • № 16/18, стр. 2 - Жилой дом. В здании находится Стромынское отделение Сбербанка РФ № 5281/08.

Основан: в XVIII веке.

Полезная информация

Больша́я Су́харевская площадь
С 1939 - по 1994 год - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934-1939 годах - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью).

Расположение

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает Странноприимный дом, где расположен Институт скорой помощи.

Движение транспорта

Автомобильное движение по площади - двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

Если внимательно почитать историю Сухаревской площади, то выяснится, что она возникла в конце XVII - начале XVIII веков, и ей дала название Здесь в те давние времена стоял стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева. Он охранял Земляной город, которым была обнесена часть Москвы. Перед башней раскинулась Сухаревская площадь, на которой устроили бойкое торжище.

Примечательное место

Сухаревская башня была высоким монументальным зданием. Ее верхушка со шпилем просматривалась с дальнего расстояния. Она напоминала ратуши в западных городах, которые царь видел во время своего Великого посольства.

На ней были даже часы. В ней Петр I устроил математическую и навигационную школы. Это было первое в России техническое учебное заведение, которое готовило инженеров. Здесь же оборудовали обсерваторию, а народ продолжал обживать свободное пространство перед ней, называя его «Сухаревская площадь».

Популярный рынок

В 1780 году на площади бойко шла торговля различными продуктами, которые привозили крестьяне. Позже на ней можно было купить старые вещи, очень часто - антиквариат, а также потрепанные, иногда очень ценные рукописи и книги. Этот рынок посетил Пьер Безухов, чтобы купить пистолет и застрелить из него Наполеона. Лет сто сорок назад его часто навещали любители старины. Сухаревская площадь с ее рынком была популярным местом.

Перенесемся в первую треть XX века

По решению Моссовета сначала закрыли рынок. Потом решили, что башня мешает движению, и это красивое и древнее сооружение, несмотря на протесты, снесли. Две площади назвали Большая и Малая Колхозные. Там, конечно, никто не торговал, но название закрепилось с 1936 по 1990 годы. Им вернули историческое название, но оставили старое деление на две площади и старое название, хотя они фактически объединились.

Большая площадь

Отличается одной удивительной достопримечательностью Сухаревская площадь. Фотография показывает парадный вход в Институт скорой помощи им. Склифосовского.

До революции это был Странноприимный дом, или Шереметьевская больница, рассчитанная на двести человек. Она украшена двойной колоннадой и большим куполом. Это величественное здание в стиле классицизма похоже на дворец и построено в 1810 году. Оно находится в глубине двора и полукругом его охватывает. По преданию, граф Шереметьев построил его по просьбе любимой актрисы Параши Жемчуговой. Укоры совести не давали им, невенчанным, спокойно жить, и они как-то пытались смягчить свои грехи благотворительностью. Они обвенчались за год до смерти Параши. Она умерла, по одним сведениям, от чахотки, по другим - в родах. В 1812 году французы не тронули великолепное здание, а размещали своих раненых. Принимал раненых Странноприимный дом во время русско-турецкой, русско-японской и мировой войны.

Большая Сухаревская площадь отличается еще одним красивым зданием. Это бывший доходный дом, который построил архитектор С. К. Родионов для торговца обувью Гутмана.

Он похож на русские хоромы семнадцатого века. Крыши у него четырехскатные с коньком, с башенкой, на которой имеется флюгер. Дом очень наряден, так как украшен белыми и ярко-зелеными изразцами.

Где находятся площади

Не очень сложно ответить, где расположена большая Сухаревская площадь. Какой это? Она органично вписалась в Мещанский и Красносельский районы. Вторая, Малая площадь, расположена только в На ней жил певец и актер М. Бернес. На нее есть выход из м. «Сухаревская». У этих площадей имеется небольшой парадокс: малая площадь больше большой на двадцать метров.

Как мы уже говорили, практически две площади слились в одну. Когда быстро проезжаешь мимо, то уже не отличаешь, как одна переходит в другую. Совсем иное дело - пешая прогулка.

Описание

Движение транспорта

Большая Сухаревская площадь - одна из центральных площадей Москвы, часть Садового кольца, расположена в Мещанском и Красносельском районах между проспектом Мира, Сретенкой и Садовой-Спасской улицами. На площадь выходит парадным фасадом Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи Склифосовского). На пересечении со Сретенкой находится станция метро «Сухаревская».

История

Название возникло в XVIII веке по Сухаревой башне, возведённой здесь в конце XVII - начале XVIII веков и снесённой в 1934 году. В XVII веке здесь была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л. П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок - в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. С 1939 - по 1994 год - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934-1939 годах - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью). При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую. Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Описание

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает Странноприимный дом, где расположен Институт скорой помощи.

Движение транспорта

Автомобильное движение по площади - двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 1/2 - Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас - «Медицинская газета»;
  • № 3 - Странноприимный дом (1792-1810 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Д. Кваренги (В. И. Баженов), А.Миронов, Г. Дикушин; горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева. Живопись в куполе церкви художник Д. Скотти), объект культурного наследия федерального значения. Ныне - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
  • № 3, стр. 1 - Главный корпус. Центральный корпус Шереметьевской больницы.
  • № 3, стр. 6 - Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 3, стр. 7 - Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского;
  • № 3, стр. 9 - Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 5 - Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 9 - Жилой дом (конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения.

По чётной стороне:

  • № 12 - Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908-1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 - Жилой дом «Заводстроя» (Наркомтяжпрома) (нач. XX в., первоначальный проект - архитектор Г. Ремеле; 1934-1936 - реконструкция и завершение строительства по проекту архитектора Д. Д. Булгакова). Ныне в здании размещаются Мособлспецстрой, кафе «Виллаж».
  • № 16/18, стр. 1 - Жилой дом. Здесь жил кинооператор и режиссёр Александр Гинцбург. Ранее на этом месте стоял доходный дом В. И. Канановой (1894, архитектор А. Ф. Мейснер).
  • № 16/18, стр. 2 - Жилой дом. В здании находится Стромынское отделение Сбербанка РФ № 5281/08.

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.


Сухаревская площадь.

В районе современной Сухаревской площади и одноименной станции метро — там, где кончается улица Сретенка, — располагалась стрелецкая слобода. Ранее это были две площади — Большая и Малая Сухаревские, которым в период с 1936 по 1990 год суждено было носить названия Большая Колхозная и Малая Колхозная. Чтобы найти связь топонима Сухаревская площадь с поселениями московских стрельцов, обратимся не только к истории московской топонимии и стрелецкого войска, но и к трагической истории уникального московского архитектурного памятника, бывшего вместе с Кремлем, храмами Василия Блаженного и Христа Спасителя своеобразным символом столицы, — знаменитой Сухаревой башни.

Поначалу в конце Сретенки стояла деревянная башня, возведенная в 1591-1592 годах как часть укреплений Скородома. Эта московская крепость сгорела в 1611 году. Вместо нее в конце 30-х годов XVII века был насыпан высокий земляной вал. Через два десятка лет — в 1659 году — на валу была выстроена деревянная ограда с проездными башнями. В самом конце XVII века (в 1692-1695 годах) молодой царь Петр I заменил деревянную башню и ворота при выезде со Сретенки на Троицкую дорогу новым каменным зданием — двухэтажными палатами со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними.

С 1698 по 1701 год здание это достраивалось — был возведен третий этаж, а башня увеличилась на два яруса. Постройка стала самым крупным светским зданием в России — высота этого величественного и неповторимого по очертаниям памятника архитектуры, который отчасти напоминал здание ратуши в западноевропейских городах (не зря башня достраивалась именно после поездки Петра Алексеевича за границу), составляла 60 метров!

Жители Москвы стали называть здание Сухаревой башней, поскольку сторожевую службу в этом районе Москвы нес стрелецкий полк под командованием полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Этот стрелецкий командир навсегда вошел в российскую историю, ибо в тяжелом для Петра августе 1689 года, ставшем месяцем противостояния молодого царя и его сводной сестры — тогдашней правительницы Софьи — именно полк Сухарева (единственный из девяти стрелецких полков, расквартированных тогда в Москве) остался верным царю Петру и пришел ему на защиту. Тогда все могло закончиться гибельно для Петра, вынужденного бежать ночью от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру.

Традиционно принято считать, что Сухарева башня была возведена Петром в благодарность за верную службу полковнику и его стрельцам. Однако справедливости ради следует сказать, что ныне это мнение разделяется не всеми московедами. Первые сомнения появились у П. В. Сытина, первоначально придерживавшегося традиционной версии. Однако затем он изменил свою точку зрения и уже в книге «История планировки и застройки Москвы» подчеркнул, что Сухарева башня не могла быть построена в честь или в память полковника Сухарева, поскольку это не следует из памятной надписи. П. В. Сытин упомянул и о том, что Сухарев был награжден Петром за Троицкий поход гораздо более скромно по сравнению с другими.

В наше время известный исследователь истории Москвы и ее памятников С. К. Романюк в своей книге «Москва. Утраты», изданной в 1992 году, также обращает внимание читателей на то, что никаких документальных свидетельств в пользу версии о возведении царем Сухаревой башни в благодарность полковнику Сухареву на самом деле нет. Действительно, на двух памятных досках, помещенных еще в петровские времена на стенах Сухаревой башни, мы не находим прямого свидетельства этому «Построены во второмъ Стрелецкомъ полку по Земляному городу Сретенскiя ворота, а над теми воротами палаты и шатры с часами, а подле воротъ по обе стороны малыя палаты, да казенный амбаръ, а позади воротъ къ новой Мещанской слободе часовня съ кельями къ Николаевскому монастырю, что на Перерве.

А начато то строенiе строить въ лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущаго у того полка стольника и полковника Лаврентiя Панкратьева Сухарева«. Но в любом случае здание Сухаревой башни стало одним из архитектурных символов Москвы. Ее название тесно связано с именами многих окрестных объектов (часть из которых не сохранилась) Большая и Малая Сухаревские площади, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок. Московский поэт Михаил Дмитриев посвятил башне такие строки, написанные 30 июля 1845 года.

Что за чудная, право, — это зеленая башня!
Высокая и тонкая; а под ней, как подножье, огромный;
Дом в три жилья, и примкнулось к нему, на откосе, под крышей,
Длинное сбоку крыльцо, как у птицы крыло на отлете!
Кажется, им вот сейчас и взмахнет! — Да нет! тяжеленька!
Сухарев строил ту башню, полковник стрелецкой! — Во время
Бунта стрельцов на юных царей Петра с Иоанном.
Верен с своим он полком двум братьям-царям оставался.
Именем верного, в память ему, Петр и прозвал ту башню...
... Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады!
Тот же народ простодушный любит веселую шутку!
Есть у него поговорка, что будто Иван наш Великой
Хочет жениться, и слышно, берет за себя он ту башню!

В Сухаревой башне в обширных палатах Петр устроил впервые в России математическую и навигацкую школы (где помимо заморских учителей преподавал и автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий), астрономическую обсерваторию и библиотеку. В советское время в 1926 году в Сухаревой башне был открыт знаменитый Московский Коммунальный музей, директором которого стал выдающийся историк Москвы Петр Васильевич Сытин, инициатор этого нового этапа в биографии Сухаревой башни. Но и этому памятнику московской архитектуры и культуры было суждено стать жертвой нового политического режима.

Несмотря на официальные протесты даже таких известных людей, как И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон, А. М. Эфрос, и других, высшее советское руководство приняло решение о демонтаже, а попросту — об уничтожении Сухаревой башни. Лишь недавно стали доступными документы, свидетельствующие, что в принятии решения о сносе Сухаревой башни непосредственно участвовал И. В. Сталин. В частности, в сентябре 1933 года он писал Л. М. Кагановичу «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны».

В июне 1934 года замысел властей свершился — Сухарева башня перестала существовать. Вот что писал о тех днях В. А. Гиляровский в письме, адресованном дочери «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом». Это описание В. А. Гиляровский дополнил собственными стихотворными строками

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Благодаря действиям нынешних московских властей, направленным на возрождение исторической памяти, запечатленной в старомосковских топонимах, на карте столицы и в нашем речевом обиходе вновь существует название Сухаревская площадь. За последние несколько лет в Москве были восстановлены архитектурные памятники, служившие украшением столицы и теснейшим образом связанные с самим понятием «Москва», — храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле.