История возникновения государства древний египет. Земледелие на реке Нил

На берегах Нила – священной реки для египтян около шести тысяч лет назад на Африканском континенте началась история существования древней цивилизации Египет, возраст которого не уступал Шумерийскому государству.

Возникновение Древнего Египта и его население

Древние говорили, что без Нила Египет был не смог существовать. Он является единственным источником пресной воды, жизни и продородия в стране. Русло Нила наполняется чистейшей родниковой водой сотни ручейков с гор Центральной части Африки. Течение его, если смотреть на географическую карту, происходит снизу вверх, к Средиземному морю.

Именно поэтому разделение страны, принятое в истории древних времен, на Верхний Египет (южная нижняя часть) и Нижний Египет (северная верхняя часть), объяснялось не географическим положением государства, а течением реки.

В верхней части континента Нил образует разветвленную дельту и впадает в Средиземное море. Погодные условия со времен древнего царства не изменился: лето и зима в Египте солнечные и жаркие. Осадки выпадают крайне редко, случится кратковременный дождик может один раз в четыре-пять лет. 95 процентов территории страны предствляют собой пустыни. И только 5 процентов, в основном рядом с плодородными землями возле Нила, заселены. Ежегодно воды реки выходили из берегов, оставляя после разлива илистый осадок, который означал богатый урожай для египтян. Если этого не случалось, люди Египта страдали от недостатка пропитания и это порой служило причиной народных восстаний, поскольку считалось, что фараон не справлялся со своими обязанностями как всемогущий наместник на земле.

На берегах Нила возникла культура Древнего Египта. Местные жители перевозили по Нилу продовольствие и материалы для строительства. Они научились строить корабли, небольшие лодки из тростника – папируса, который рос на реке, так зародилось ремесло. Затем нильский папирус стали использовать для написания . Так на берегах Нила возникла история древней египетской письменности.

Имя «Египет» стране дали греки. Еще в древнем мире цивилизация прославилась как страна загадок и сокровищницы тайных знаний всего человечества. Культура и традиции Древнего Египта вызывали интерес у таких крупных держав того времени как Римская империя и Древняя Греция. Первая археологическая экспедиция была проведена в Египте в начале XIX века. В их составе участвовали исследовали с Франции, Англии. Первая русская книга об истории Древнего Египта была написана ученым-путешественником Б.Тураевым.


Земледелие на реке Нил

Искусство древних египтян ведения сельского хозяйства вызывает восхищение и у современников. Они делили год на три сезона в зависимости от времени разлива реки. С июля по ноябрь Нил выходил из берегов. К этому времени все должно было быть готовым для посадки урожая: выстраивались специальные каналы с насыпями, которые позволяли удерживать воду. В другое время, свободное от работ на Ниле, местное население было занято в строительстве. История жизни местного населения в Древнем Египте, написанная на стенах архитектурных памятников, повествует о том, что по приказу фараона мужчины устремлялись на заработки: возведение , дорог, гробниц.

Середина ноября была отмечена как сезон пахоты. Землю бороздили при помощи плуга, в который запрягали животных – волов или вручную. Примечательно то, что местные жители долгое время не использовали в хозяйстве как рабочую силу лошадей. В Африке они появились только спустя полторы тысячи лет с приходом иноземных завоевателей.

Основными сельско-хозяйственными культурами в Древнем Египте были ячмень и пшеница. Также они выращивали фасоль, огурцы, горох, оливки, финики, гранаты, инжир, рис. Сезон урожая наступал весной, с марта по апрель месяцы. В Ниле было также полно рыбы, которую ловили при помощи сетей. Древние египтяне производили лен и являлись основными его поставщиками в другие страны.

История зарождение государства Древний Египет. Зарождение государственного устройства на берегах Нила за счет объединения многочисленных разрозненных племен началось около 6000 г. до н.э. Сначала они образовали города-поселения, которые называли «номы». Всего их насчитывалось около сорока. Единства между ними не было, каждый пытался занять б’ольшую территорию. В результате многочисленных междоусобных войн они разделились на Верхний и Нижний Египет, окончательная победа досталась государству, находящемуся в центре Африканского континента. Около третьего тысячелетия до н.э. первый царь объединенного государства Древний Египет по имени Мина взял руководство над всей страной. Столицей цивилизации был провозглашен . Глава государства получил наследственный титул фараона, который сопровождает всю историю Древнего Египта.


Города Древнего Египта

С возникновенем государственного строя стали образовываться административные единицы – города. Фараоны устраивали в крупнейших из них резиденции, украшенные красивейшими садами Древнего Египта, где нередко водились дикие животные и росли прекрасные цветы. Залы дворцов были расписаны талантливыми художниками.

Дома местные жители строили из сырцового кирпича. Мебели в их домах почти не было. Одежду хранили в сундуках.

Состоятельные граждане отличались одеждой из дорогих тканей и многочисленными украшениями. Как для мужчин, так и женщин было принято одевать парики и ярко подкрашивать глаза.

Денежных единиц и монет в Древнем Египте не было, оценка осуществлялась согласно товарного обмена и в соотношение к количеству зерна. Ремесленник менял предмет мебели на продовольствие торговца.

На столе у древних египтян был хлеб, суп из зерна, мясо, птица, овощи, фрукты и напитки, вино и пиво. Традиция варения пива зародилась впервые в истории Древнего Египта. С помощью него местные жители утоляли жажду и поправляли здоровье: хмель способствовал выведению из почек известняка, который содержится в больших количествах в воде Нила.

Институт семьи в древнеегипетском обществе

Во времена существования древней цивилизации Египет семья являлась основной составляющей общества и высоко ценилась. Женщины обладали имущественными и гражданскими правами: они имели право на собственность, могли обращаться с заявлениями в суд.

Для мальчиков были организованы школы, где они изучали ремесло, религию, получали навыки письменности. Самые талантливые из них имели возможность получить высокое положение в обществе на службе во дворе фараона Древнего Египта.

Конспект урока.

Тема: «Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

  1. выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
  2. показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
  3. познакомить с понятием «разлив Нила»
  4. рассмотреть, как образовалось единое государство
  5. развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
  6. развивать устную монологическую речь
  7. воспитывать интерес к истории

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Местоположение и природа Египта .

Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?

Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (слайд №:6)

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. (работа и заучивание термина)

Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б ) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

  1. Разливы Нила

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ » (слайд № 11). Как вы думаете почему?

А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

  1. Объединение Египта.

Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

  1. Первичное закрепление.

Тест.

  1. Д/З.

Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?


МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

Открытый урок по истории 5 класс по теме

«Государство на берегах Нила»

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Открытый урок по истории 5 класс

Дата проведения: 27.10.16 год

Тема урока: « Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.

    О рганизацио н ный момент .

    Изучение нового материала.

    Местоположение и природа Египта .

Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?

Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (слайд №:6)

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. (работа и заучивание термина)

Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б ) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

    Разливы Нила

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ » (слайд № 11). Как вы думаете почему?

А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

    Объединение Египта.

Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

    Первичное закрепление.

Тест.

    Д / З.

Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: « Государство на берегах Нила» .

Тип урока:

Оборудование

Урок окружающего мира по теме « Государство на берегах Нила » в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели : знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:

    выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта

    показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации

    познакомить с понятием «разлив Нила»

    рассмотреть, как образовалось единое государство

    развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал

    развивать устную монологическую речь

    воспитывать интерес к истории

В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».

Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.

В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.

Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.

В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.

Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.

Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС

Выводы:

    Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.

    Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.

    Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории

    Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.

Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Дата проведения: 27.10.2016 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема:" Государство на берегах Нила" .

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.

Оборудование : цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:

Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.

Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.

Используемая учителем групповая форма работы способствовала:

    повышению учебной и познавательной мотивации учеников;

    снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;

    содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;

Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./

ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА План урока. 1. 2. 3. 4. От первобытности к цивилизации. Страна Египет. Разливы Нила. Объединение Египта. Задание на урок. Можно ли назвать Египет «Даром Нила»? Почему? Новые термины Цивилизация Папирус Дельта Оазис Фараон  Цивилизация – это такой период развития людей (общества), когда существует государство, города, письменность. Люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богатые, другие – бедные. Страна Египет. Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему первое государство образовалось именно здесь? Египтом называют государство, расположенное на берегах Нила от устья до первого порога.  Огромная, каменистая пустыня покрывает северовосточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих краях благодаря реке Нил, которая берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю.  Впадая в Средиземное море, река разделяется на несколько рукавов. Они образуют огромный треугольник – дельту.  Течение Нила встречает на своем пути пороги – опасные каменистые преграды.   . Вдали от Нила среди песков пустыни встречаются островки зелени – оазисы. Там, вокруг воды, бьющей ключом из-под земли, растут пальмы и кустарник. Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы  В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов.  Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога.  Нил связывал людей, живших вдоль его течения. Очень рано они научились строить лодки из тростника, на которых переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Кроме того, на берегах чудесной реки росло удивительное растение папирус. Из папируса египтяне строили лодки, а позднее из него научились делать материал для письма.  Если бы Нил высох или перестал разливаться, в Египте умерла бы вся жизнь, и цветущая страна превратилась бы в пустыню. Даже в дельте, на самом побережье Средиземного моря, бывает всего двадцать пять - тридцать дождливых дней в году. В Верхнем Египте так сухо, что дождь выпадает раз в несколько лет. Поэтому весь урожай в Египте зависит от высоты подъема Нила.   Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля". Позднее древние греки дали стране на берегах Нила имя “Египет”, что переводится как "загадка", "тайна". Так мы называем ее и теперь.   Много веков спустя древнегреческий историк говорил, что египтяне были самым счастливым народом, потому, что их "отец" - Нил - делал все за них сам: орошал, разливаясь, поля, удобрял илом, делая их плодородными. Египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его. Вся жизнь египетского земледельца была связана с разливами Нила. Время засухи, когда все растения гибли от знойного ветра - хамсина, называлось "шему" - безводие. Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны: ГИМН Нил на закате солнца. Проанализируйте документ. Какую роль играл Нил в жизни Древнего Египта? Слава тебе, Нил приходящий чтобы оживить Египет. Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц, и травы для скота, приносящий всякую пищу и хлеб. Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.  Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей. Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску. Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. В квадратах между насыпями вода надолго задерживалась после разлива. А чтобы она не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные “воротца” в насыпях. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Болота осушали посредством каналов.  Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля. А воды земледельцам требовалось много: чтобы оросить один гектар, приходилось расходовать в день три тысячи ведер воды. Чем выше был уровень воды в Ниле во время разлива, тем больше было воды в каналах. От этого зависел урожай.   У южных границ Египта, где пороги пересекают течение Нила, устроили "ниломер" измеритель уровня воды в реке. На отвесной скале, спускающейся прямо в реку, отмечали высоту воды во время наводнения. Когда вода поднималась высоко, об этом давали знать по всей стране, тогда открывались плотины, чтобы река не смыла все на своем пути. Когда же Нил входил в свои берега, плотины закрывались, и часть воды задерживалась в каналах. Ее пускали на поля, когда начиналась засуха. Так тяжелым трудом превратили египтяне болота Нила в цветущие поля и сады. Объединение Египта. Египетское государство возникло не сразу. Сначала в долине Нила возникло около 40 царств. Затем они объединились в Северный Египет и в Южный Египет, постоянно враждовавшие между собой. Статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.   На севере государство - Нижний Египет - во главе с царем. Он носил на голове корону красного цвета. Столицей Нижнего или Северного Египта был город Буто.  Одновременно на юге образовалось другое государство - Верхний Египет со столицей Нехен. Там был тоже царь, называвшийся владыкой Южного Египта. Он носил высокую белую корону. Объединение Египта. За три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта Менес окончательно подчинил Северный Египет и объединил страну. Он стал носить двойную корону - одна как бы вставлена в другую. Повелителей Египта стали называть фараонами. . Столицей государства стал город Мемфис. ДОМА  Можно ли назвать Египет «Даром Нила»?

Актуальность педагогического метода исследования определяется тем, что он предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного урока. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Групповые исследования, особенно индуктивные, формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве;

- учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Групповое же исследование как форма коллективной деятельности включает каждого ученика в активную работу на весь урок;

- групповое исследование создает условия для живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;

На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На уроке, построенном как групповое исследование, все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

- на классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Групповое исследование превращает каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Исследование – метод, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе. Оно предполагает несколько планов действий:

Предметный план действий;

Внешнеречевой план действий;

Свернутый, или сокращенный, план действий, т.е. «про себя».

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, и это обстоятельство – один из источников формализма знаний учащихся. Чтобы организовать внешнеречевую деятельность учащихся, во время исследования предлагается проводить основную часть работы в группах по 4 – 5 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями. Действия «про себя» - это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий способствует оформление результатов работы в схемы, таблицы и т.п.

Грамотно проведенное исследование всегда обеспечивает не только приращение знаний, умений, навыков, но и приращение развития. Для этого учитель ищет возможность построить материал на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Через создание проблемной ситуации тема, выбранная для исследования, объективно возникает в сознании учащихся, оказывается личностно значимой. По существу, исследование строится на диалоговой основе: вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос.

Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную активность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, самостоятельную работу на уроке и др. Грамотно организованное и проведенное исследование отвечает всем этим требованиям к современному уроку.

Исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании. Ученик выступает в учебном исследовании как субъект, т.е. как активно, осознанно, избирательно, ответственно, самостоятельно действующий.

Источником исследовательской деятельности, механизмом её запуска является проблемная ситуация и содержащееся в ней противоречие, на разрешение которого и направлены усилия исследователя.

Самостоятельный поиск и построение новых знаний невозможны при отсутствии у ученика потребности в них. В рамках урока-исследования такая потребность актуализируется в специально созданной учителем проблемной ситуации. Однако не всякие способы создания проблемной ситуации оказываются достаточно эффективными. Если учитель сам формулирует проблему, мы имеем дело с навязыванием ученикам проблемы, которая может оказаться для них «чужой» и потому – неинтересной. Часто в работе учитель применяет способ «приглашения к решению проблемы». Но методический ход «Раз мы этого не знаем – так давайте изучать!» также может не обеспечить желаемой эффективности: «Ну и что с того, что не знаем! А зачем нам это знать? Всё знать всё равно невозможно!»

От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? Важно помнить, что актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности. Проблемная ситуация должна быть организована таким способом, при котором она не оставит детей равнодушными. Именно такой способ реализуется в технологии урока-исследования. Первый, мотивационный этап урока-исследования называется «Встреча с проблемой». Цель его – создать условия, чтобы у детей возник мотив. На первом этапе урока-исследования учитель организует встречу с проблемой путём создания контекстной задачи. Контекстная задача призвана преодолеть академическую абстрагированность, оторванность школьной премудрости от реалий жизни, помочь ученику найти своё собственное решение «задачи на смысл», осознать необходимость изучения родного языка и оценить его как непреходящую для себя ценность. Контекстная задача – один из способов пробуждения у школьников познавательного «аппетита». Контекстная задача – это задача мотивационного характера. Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока – её основное назначение. На уроке создаётся реальная или воображаемая жизненная ситуация, в которой «оказываются» ученики как её непосредственные участники. Необходимость действовать в ней требует от школьников применения соответствующих данной ситуации знаний и опыта. Однако в ходе деятельности ими обнаруживается недостаточность имеющихся знаний или их неадекватность. Наступает осознание проблемности сложившейся ситуации, что, в свою очередь, порождает вопросы. Это собственные вопросы ученика, на которые ему необходимо найти ответы, потому что без этого из проблемной ситуации просто не выбраться. Таким образом, с помощью контекстной задачи учитель организует «встречу» учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная.

Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания , сколько научить эти знания добывать . Дети приходят в школу учиться , то есть учить себя . Уроки – исследования считаю составной частью в этом процессе.

Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания .

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик» . Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке - исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» .

Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

    постановку проблемы,

    повторение теории, посвященной данной проблематике,

    подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,

    обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ

По дидактической цели - урок изучения нового материала, по содержанию элементов иссследовательской деятельности - урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока : помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии; отработать навыки написания (знаков. формул и т. д.).

Педагогические задачи урока : познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока.

1. Определение задач урока, мотивация учащихся.
2. Постановка проблемы.
3. Определение темы и цели исследования.
4. Выдвижение рабочей гипотезы.
5. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
6. Формулирование вывода по результатам исследования.
7. Подведение итогов урока.
Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.