История янычар. Структура и жизнь янычарского войска

5 984

В XIII веке оттесненные монгольскими завоевателями тюркские кочевые племена поступили на службу к сельджукскому султану, получив от него небольшое феодальное владение на границе с Византией и создав свой эмират. После распада султаната в XIV веке правителем эмирата стал Осман I, давший свое имя новому государству, прославившемуся завоеваниями с участием особых отрядов регулярной пехоты – янычар.

Ени чери – новое войско

Новое Османское государство за несколько лет завоевало владения Византии в Малой Азии. Захватив Дарданеллы, турки приступили к покорению Балканского полуострова.

Османская армия представляла собой сброд различных кочевых племен, вышедших из глубин Азии и уверовавших в могущество Магомета. Осада византийских крепостей требовала больших сил дисциплинированной пехоты. Но ни один свободный турок-кочевник, привыкший воевать конным, не желал драться пешим.

После безуспешных попыток создать пехотные соединения из мусульманских наемников султан Орхан организовал в 1330 году отряд пехотинцев из тысячи пленных христиан, принявших ислам. Стремясь сделать такие отряды ударной силой в войнах против гяуров («неверных»), султан постарался придать им религиозный характер, связав с дервишским орденом Бекташи, аналогично европейскому образцу военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хаджи Бекташи на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов, назвал того «ени чери» («новым воином») и дал свое благословение. Так у янычар появился головной убор в виде шапки с прикрепленным сзади свисающим куском ткани.

Янычарская пехота стала основной силой османской армии. При султане Мураде I (1359-1389 годы) окончательно сложился способ ее комплектования. Отныне корпуса рекрутировались из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. Набор детей в янычары превратился в одну из повинностей христианского населения империи – девширме (налог кровью). Особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине пятую часть всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая доля султана) для службы в янычарском корпусе.

Сыны султана

Всех отобранных мальчиков подвергали обрезанию и обращали в ислам. На первом этапе их посылали для воспитания в семьи турецких крестьян и ремесленников в Малую Азию. Там они осваивали турецкий язык, мусульманские обычаи и приучались к разным видам тяжелого физического труда. Через несколько лет их зачисляли в подготовительный отряд янычарского корпуса. Эта стадия обучения продолжалась семь лет и состояла из физической подготовки и тренировок во владении многими видами оружия. К 20 годам юноши становились настоящими «воинами ислама».

По достижении 21 года их отвозили в казармы янычар. Новобранцы выстраивались на площади, и дервиши, их будущие духовные наставники, принимали у них клятву на преданность исламу. После этого бывшие рабы становились рекрутами элитного войска султана. Муштра была суровой и безжалостной, боевая учеба происходила под барабанную дробь. Под влиянием свидетельств очевидцев в Европе родился миф о непобедимости турецкого войска.

Янычары называли себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны заботились о них, лично вникая в их обучение и быт, и часто использовали в дворцовых конфликтах и при подавлении мятежей.

Янычары не брили бороду, им запрещалось жениться и заниматься хозяйством. Величайшей святыней у них почитался медный котел. У каждой сотни был собственный котел, стоявший посреди бивака либо во дворе казармы. Перед котлом новобранцы приносили клятву верности султану и здесь же секли провинившихся. Сотня, которая теряла свой котел на войне, считалась обесчещенной. Янычары полагали, что лучше смерть, чем такой позор.

Прием пищи каждый раз превращался в сложный ритуал. В мирное время торжественная процессия сопровождала котел с пищей от кухни до казармы. Затем воины рассаживались вокруг котла. Здесь же они проводили свободное время по вечерам. Европейцам такой ритуал не был понятен, но для янычар в нем заключался глубокий смысл. Котел был гарантией того, что они будут накормлены. Ворота Мясного базара в столице украшала гордая и выразительная надпись: «Здесь султан кормит янычар».

Чернь, ставшая элитой

В период расцвета Османская империя простиралась от Гибралтара до Каспийского моря и от Трансильвании до Персидского залива. Ее столицей стал Истанбул (Константинополь), взятый турками в 1453 году. Янычары, чья общая численность достигала почти 200 тысяч, осаждали крепости и разбивали направленные против них отряды крестоносцев, завоевывая славу непобедимых воинов. Их атаки сопровождались музыкой, которую исполнял оркестр на медных трубах, барабанах и литаврах, наводя панический ужас на врагов. Янычарская капелла стала прообразом военных духовых оркестров многих армий.

В XVI веке началась военная деградация янычарского войска. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилось в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и воинскими качествами прежних дней. Причиной этого стал отход от изначальных принципов его комплектования. В янычарское войско стали принимать детей знатных турок, которые не были подготовлены к тяготам службы. Было отменено безбрачие. Женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. В итоге корпус превратился в наследственный институт. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами и вымогательствами.

Охота на львов

К концу XVIII века турецкие войска начали терпеть многочисленные поражения. Хорошо обученная русская армия громила их на суше и на море. Янычарская пехота не хотела ни учиться военной тактике, ни осваивать новое вооружение. Послы Бонапарта, заигрывая с турецким султаном Селимом III, подарили ему пушки на колесах, а Михаил Кутузов, бывший после ранения послом России в Турции, сообщал императрице о слабости янычар.

Понимая, что надо реформировать армию, султан пригласил французских военных советников и в одном из кварталов Истанбула тайно стал готовить новые войска − «низам-и джедид». В это время Бонапарт начал походы в Европу, а затем двинулся на Россию. Турция спокойно реформировала свою армию.

14 июня 1826 года янычарам было ультимативно объявлено, «что впредь не видать им баранины, пока не изучат строевых порядков по примеру армий европейских гяуров».

– Мы не гяуры, и мы не станем позориться! – ответили янычары и вытащили свои котлы из казармы. На площади появились пляшущие дервиши-бекташи, отрывая рукава от своих лохмотьев на головные повязки янычарам. В ожидании еды те «рассеялись по улицам, грабя и нападая на всех людей, кто им попадался навстречу». Бравурно и дико играли оркестры.

Султан Махмуд II приказал вывести из казарм новые хорошо обученные войска с пушками. Тысячи янычар были расстреляны картечью на площади. Многие попрятались в подвалах, на чердаках и даже в колодцах, но их всюду находили и убивали. Целую неделю подряд палачи султана работали без отдыха: рубили головы, вешали, удушали шнурками, рассекали янычар на множество кусков. Очевидец писал: «Несколько дней на арбах и телегах вывозили мертвые тела янычар, которые были брошены в воды Босфора. Они плавали по волнам Мраморного моря, а поверхность вод так была покрыта ими, что трупы даже препятствовали плаванию кораблей…»

В заметках историков, описывающих Оттоманскую империю, довольно часто упоминается «армия в армии» - специальные войска, подчинявшиеся непосредственно султану. Кто такие янычары, как образовался такой вид войск, можно узнать из этой статьи.

Экскурс в историю

Янычары известны с середины 14 века, когда властью султана Мурада I были организованы подразделения турецкой элитной пехоты. Значение слова «янычары» - "новое войско" (в переводе с турецкого). Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.

Избранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей. Им запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.

О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь. Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение.

Лучшие из лучших

Янычары наделялись рядом привилегий. Начиная с 16 века они имели право заводить семью, заниматься различными ремеслами и торговлей в невоенное время. Особо отличившиеся воины награждались лично султаном. В числе даров были драгоценности, оружие и щедрое жалованье. Командиры янычарских рот в течение многих лет занимали высшие военные и гражданские должности турецкой империи. Гарнизоны-оджаки янычаров располагались не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах турецкого государства. К середине 16 века янычары перестают принимать в свои ряды чужаков. Их звание передается по наследству. А янычарская гвардия становится замкнутой общественно-политической кастой. Эта внутренняя, достаточно независимая сила участвовала в политических интригах, возводила и низвергала султанов и играла огромную роль во внутренней политике страны.

Форма янычаров

О том, кто такие янычары и каково их место среди других видов турецких войск, свидетельствуют высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой - кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.

Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.

Под цвет кереи были и шаровары - длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины.

Военные оркестры

Хоругви имели и свои собственные оркестры, и свою музыку. Такие оркестры назывались янычарскими капеллами. Главным отличием такой капеллы был барабан - в два раза больше, чем в оркестрах других пехотных полков. В капелле участвовало шесть и более музыкантов, иначе называемых сурмачами. Современники описывают янычарскую музыку как «варварскую» и «ужасную».

Конец янычаров

Белорусские янычары прекратили свое существования после поражения Станислава Радзивилла. После ряда военных неудач он отступил за границу. А его личная армия была распущена, также был демобилизован и янычарский отряд.

Более трагическая участь ждала их турецких собратьев. В Оттоманской империи все знали, кто такие янычары. В отличие от Речи Посполитой эти воины не принадлежали к личной гвардии султана, а существовали как закрытая военная каста, вплоть до 1826 года. Тогда турецким султаном Махмудом II был издан приказ об уничтожении янычаров. Так как в открытом бою шансы победить опытных воинов были ничтожны, султан пошел на хитрость. Более 30 тыс. человек заманили в ловушку на Ипподром и расстреляли из пушек картечью. Так закончилась эра янычаров, и ушло в прошлое их военное искусство.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

Армия рабов

У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.
Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

Подготовка

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

Львы ислама

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

Одна семья

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.
Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.

Распад

Привилегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.
С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

«Ужасные турки». Этот стереотип на протяжении столетий мешал изучению Османской империи и ее армии. Страх перед турками глубоко укоренился в сознании западного человека. Он был порожден войной между христианской Европой и ее ближайшим исламским соседом. Войной, которая длилась веками. С ней связаны и некоторые явления европейской культуры, причину возникновения которых сейчас уже мало кто назовет. Например, традиционные костюмы клоунов в европейских цирках с их мешковатыми штанами и остроконечными колпаками являются карикатурными отражениями турецкой моды.

И сегодня в трудах некоторых уважаемых историков можно встретить утверждение, что у янычар любовь к семье, дому, родине была заменена фанатичной религиозностью, бездумной покорностью, а также страстью к грабежам и хорошеньким мальчикам. При этом любые более или менее «благородные» причины их военных успехов начисто отрицаются. Свидетельства же современников тех событий рисуют совсем другую картину, противоположную этим заявлениям.
Османские войска в битве при Чалдыране в 1514 г. (из рукописи 1525 г.). Оружие четырех пехотинцев древковое, с длинными наконечникам и крюком. Двое из этих пехотинцев носят красные янычарские шапочки гвардии Силахтаров, которые обычно сражались верхом. На остальных белые шапки, обычные для янычарских джамаатов. Следует также обратить внимание на богато расшитые туники двоих пехотинцев. Возможно, это свидетельствует об их офицерских рангах.
Халкондил, греческий комментатор начала XV в., будучи непосредственным свидетелем действий янычар, приписывал успехи турок их строгой дисциплине, прекрасному снабжению, заботе о поддержании путей сообщения. Он отмечал хорошую организацию лагерей и вспомогательных служб, а также большое количество вьючных животных. В конце XVI в. Рене де Люсинье приводил 17 причин военных побед османов. Среди них были любовь к войне, наступательная тактика, отсутствие интереса к постоянным укреплениям, хорошая подготовка солдат, строгая дисциплина, использование военных хитростей наряду с лобовыми атаками, прекрасные командиры и пренебрежение развлечениями. Австрийский посол Бусбек добавляет к этому чистоту и порядок в полевых лагерях, в которых невозможно было встретить ни азартных игр, ни пьянства, ни сквернословия.

В то же время в них наличествовали хорошо оборудованные уборные. Кроме того, в турецкой армии существовала особая служба водоносов, которые сопровождали войско в бою и помогали раненым. В состав этой внушительной силы входили и янычарские подразделения. Они были частью полков капыкулу - личной гвардии султана, набиравшейся из рабов или заключенных. Янычары во многом отражали особенности османского общества, на вершине которого находилась военная элита и социальная мобильность в котором была значительно выше, чем в европейском. Вдобавок и отношение турок к Европе напоминало отношение американцев XIX в. к Западной границе - как к стране приключений, действий и возможностей.

Одна черта янычарского корпуса делает его трудным для понимания со стороны европейца - тот факт, что янычары рекрутировались из рабов. Но и этот факт следует рассматривать в общем контексте. Византия и другие христианские государства, расположенные на Балканах, обычно обращали в рабство захваченных в плен мусульман или язычников.

Госпитальеры, вобравшие в себя квинтэссенцию Крестовых походов, просто убивали попавших в плен турок. Каталонские наемники пошли еще дальше - они вырезали всех турок старше десяти лет. Турки, со своей стороны, следовали традиционной исламской практике не причинять вреда пленным, не достигшим 20 лет. Однако от обращения их в рабство они никогда не отказывались.

Исламское право шариат запрещало правителю обращать в рабство своих христианских подданных. Османская система отличалась от того, что существовало прежде. В ней рабы для несения воинской службы набирались внутри государства. Система девширме, то есть «набора детей подданных», была источником людей для элитной пехоты и конницы, а также гражданских чиновников. Она сложилась в ранние годы существования империи, основой которой стала странная смесь, состоявшая из неортодоксальных религиозных верований, турецких племенных обычаев и византийских традиций, присущая османской культуре на протяжении всей истории ее существования. Относиться к янычарам исключительно как к «рабам-солдатам» 4 было бы неправильным: слово кул, т. е. «раб», несло в себе больше уважения и достоинства, чем презрения. Даже в XVII в. звание кул считалось более почетным, чем «подданный».

Ранняя история янычар теряется в тумане мифов и легенд. Государство османов было первоначально лишь одним из крохотных турецких бейликов (княжеств), располагавшихся к началу XIII в. на территории Анатолии. Османы жили рядом с коренными землями Византии, и вместе с другими турецкими бейликами они приняли участие в первом вторжении турок в Европу. Османское государство стало прибежищем для воинов, крестьян и горожан, бежавших от монгольского нашествия. Военные успехи привлекали все новых добровольцев, и в 1362 г. Мурад принял титул султана, тогда как его предшественники именовались беями или эмирами. На несколько столетий проблемой Османской державы стало соединение традиций воинского сословия гази, в которое вскоре вошли янычары, с традициями улемов, которые были представителями классической исламской цивилизации. В добавление к этому в XVI в. империю накрыла волна ортодоксального ислама суннитского толка. Это произошло сразу после завоевания турками арабского Среднего Востока. Даже при беглом взгляде на карту становится понятным, что империя представляла из себя конгломерат почти изолированных регионов, разделенных пустынями и морями. Но при этом у османов было одно огромное преимущество - традиция религиозной терпимости, которая позволяла султанам и их янычарам держать лоскутную империю под своим контролем.

Терпимость приносила хорошие результаты - в ислам перешли многие сектанты (такие, как богомилы Боснии), которых раньше подвергали преследованиям. Их примеру последовали и многие евреи. Это дало им возможность войти в элиту общества, чего не могло случиться во время христианского правления. Сохраняя христианские военные сословия и предоставляя возможность новой карьеры при переходе в ислам, османы собрали у себя большую часть греко-византийских и славянских элит. Последние, в свою очередь, вскоре начали оказывать значительное влияние на развитие османских воинских традиций.

Византийская пехота (фрагмент росписи на итальянском сундуке середины XV в. «Взятие османами Трабзона»). На ранних византийских изображениях внешний вид пехотинцев несколько отличается, однако здесь, скорее всего, приводится точное отображение поздневизантийского костюма и вооружения. Следует отметить явное сходство их высоких шапок с теми, которые носила ранняя османская пехота.

Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства в начале 14 в. породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии (akinci). После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан Орхан (1326–1359) организовал в 1330 отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам (1000 чел.). Стремясь сделать его ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать ему религиозный характер, связав с дервишеским орденом Бекташие; возможно, он ориентировался на модель христианского военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов (причем так, что часть его свешивалась на затылке), назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью Бекташие, а Хачи Бекташ – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.

В середине 14 в. потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана Мурада I (1359–1389) в 1362 изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. К началу 16 в. такая практика превратилась в обязательную повинность, наложенную на христианское население балканских провинций, прежде всего Албании, Греции и Венгрии: каждый пятый/седьмой год (в поздний период еще чаще) особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая «доля султана») для службы в янычарском корпусе.

Эта система, вскоре ставшая почвой для крупных злоупотреблений, вызывала явное и скрытое сопротивление со стороны покоренных христианских народов: от восстаний и бегства за пределы Османской империи до разнообразных уловок, когда родители использовали лазейки в законодательстве, в частности запрет брать женатых и принявших ислам (женили мальчиков еще во младенческом возрасте, обращали их в мусульманскую веру). Турецкие власти жестоко подавляли попытки возмущения и сокращали число легальных способов уклонения. В то же время часть бедных родителей с готовностью отдавали своих детей в янычары, желая дать им тем самым возможность вырваться из нищеты и избавить семью от лишних ртов.

Schweizer G. Die Janitscharen: gemeine Macht des Türkenreiches. Salzburg, 1979
Goodwin G. The Janissaries. London, 1997
Сергеев В.И. Янычары: Меч ислама: Искусство войны начала XIX в. нашей эры. Ростов-на-Дону, 2000

Найти "ЯНЫЧАРЫ " на