Итальянский поэт данте. Данте Алигьери — Биография — жизненный и творческий путь

Данте Алигьери - величайший и известнейший человек, рожденный в Средневековье. Его вклад в развитие не только итальянской, но и всей мировой литературы невозможно оценить. На сегодняшний день люди часто ищут биографию Данте Алигьери в кратком содержании. Но интересоваться столь поверхностно жизнью такого великого человека, который сделал огромный вклад в развитие языков, не совсем правильно.

Биография Данте Алигьери

Говоря о жизни и творчестве Данте Алигьери, мало сказать, что он был поэтом. Область его деятельности была очень обширна и многогранна. Он интересовался не только литературой, но и политикой. Сегодня Данте Алигьери, биография которого наполнена интереснейшими событиями, называют богословом.

Начало жизни

Биография Данте Алигьери началась во Флоренции. Семейная легенда, которая долгое время являлась основой семейства Алигьери, гласила, что Данте, как и все его родственники, был потомком великого римского рода, который заложил предпосылки к основанию самой Флоренции. Это предание все считали правдивым, потому как дед отца Данте состоял в рядах армии, которая участвовала в Крестовом походе под командованием Великого Конрада-Третьего. Именно этот предок Данте был посвящен в рыцари, а вскоре и трагически погиб во время битвы против мусульман.

Именно этот родственник Данте, которого звали Каччагвида, был женат на женщине, происходящей из очень богатого и знатного рода - Альдигьери. Со временем имя известного рода стало звучать немного иначе - «Алигьери». Один из детей Каччагвида, который впоследствии стал дедом Данте, часто терпел гонения с земель Флоренции в те года, когда гвельфы постоянно вели битвы с народами гибеллинов.

Основные моменты биографии

Сегодня можно найти множество источников, которые рассказывают о биографии и творчестве Данте Алигьери кратко. Однако такое изучение личности Данте будет не совсем верным. Краткая биография Данте Алигьери не сможет передать всех тех, казалось бы, неважных биографических элементов, которые так сильно повлияли на его жизнь.

Говоря о дате рождения Данте Алигьери, никто не сможет сказать точное число, месяц и год. Однако принято считать основной датой рождения время, которое назвал Бокаччо, будучи другом Данте, - май 1265 года. Сам же писатель Данте писал о себе, что родился под зодиаком Близнецов, что говорит о том, что время рождения Алигьери - конец мая - начало июня. О его крещении известно то, что это событие имело место в 1266 году, в марте, а его имя при крещении звучало как Дуранте.

Образование Данте Алигьери

Еще одним важным фактом, который упоминается во всех кратких биографиях Данте Алигьери, стало его образование. Первым учителем и наставником молодого и еще неизвестного Данте стал популярный писатель, поэт и в то же время ученый - Брунетто Латини. Именно он заложил первые поэтические знания в юную голову Алигьери.

И сегодня неизвестным остается факт, где получил свое дальнейшее образование Данте. Ученые, изучающие историю, в один голос говорят о том, что Данте Алигьери был очень образован, знал очень многое о литературе времен античности и средневековья, хорошо разбирался в различных науках и даже изучал еретические учения. Где мог получить такие широкие знания Данте Алигьери? В биографии поэта это стало очередной загадкой, которую почти невозможно разгадать.

Долгое время ученые со всего мира пытались найти ответ на этот вопрос. Множество фактов говорят о том, что Данте Алигьери мог получить столь обширные знания в университете, который находился в городе Болонье, поскольку именно там он проживал некоторое время. Но, поскольку прямых доказательств данной теории нет, то остается только предполагать, что так оно и есть.

Первые шаги в творчестве и испытания

Как и у всех людей, у поэта были друзья. Самым близким его другом стал Гвидо Кавальканти, который также был поэтом. Именно ему Данте посвятил огромное количество произведений и строк своей поэмы «Новая жизнь».

В это же время о Данте Алигьери узнают как о достаточно юном общественном и политическом деятеле. В 1300 году его избрали на пост приора, но уже в скором времени поэт был изгнан из Флоренции вместе со своими товарищами. Уже на смертном одре Данте мечтал оказаться на родной земле. Однако на протяжении всей его жизни после изгнания его ни разу не пустили посетить город, который поэт и считал своей родиной.

Годы, проведенные в изгнании

Изгнание их родного города сделало из Данте Алигьери, биография и книги которого наполнены горечью от разлуки со своим родным краем, скитальца. Во времена столь масштабных гонений во Флоренции Данте уже входил в ряды известных поэтов-лириков. Его поэма «Новая жизнь» к этому времени уже была написана, а сам он усердно трудился над созданием «Пира». Изменения в самом поэте были очень заметны по дальнейшему его творчеству. Изгнание и долгое скитальчество оставили на Алигьери неизгладимый отпечаток. Его великое произведение «Пир» должно было стать ответом уже принятым в обществе 14-ти канцонам, однако оно так и не было окончено.

Развитие в литературной стезе

Именно во время своего изгнания Алигьери пишет свое самое известное произведение «Комедия», которая стала называться «божественной» лишь спустя годы. Изменению названия сильно посодействовал друг Алигьери - Бокаччо.

О «Божественной комедии» Данте до сих пор ходит множество легенд. Сам Бокаччо утверждал, что все три кантика были написаны в разных городах. Последняя часть - «Рай», была написана в Равенне. Именно Бокаччо и говорил, что после того, как поэт умер, его дети очень долгое время не могли найти последние тринадцать песен, которые были написаны рукой великого Данте Алигьери. Эта часть «Комедии» была обнаружена лишь после того, как одному из сыновей Алигьери приснился сам поэт, который и поведал, где находились рукописи. Столь красивая легенда на самом деле не опровергается на сегодняшний день учеными, потому как вокруг личности этого творца существует очень много странностей и загадок.

Личная жизнь поэта

В личной жизни Данте Алигьери было все далеко неьидеально. Его первой и последней любовью стала флорентийская девушка Беатриче Портинари. Познакомившись со своей любовью еще во Флоренции, будучи ребенком, он не понял своего чувства к ней. Встретившись с Беатриче спустя девять лет, когда она уже была замужем, Данте осознал, насколько сильно он ее любит. Она стала для него любовью всей жизни, вдохновением и надеждой на лучшее будущее. Поэт всю жизнь был застенчив. За свою жизнь он говорил всего два раза с возлюбленной, но это не стало для него помехой в любви к ней. Беатриче не понимала, не знала о чувствах поэта, она считала, что он просто высокомерен, потому не разговаривал с ней. Именно это и стало причиной того, что Портинари однажды почувствовала сильную обиду на Алигьери и вскоре перестала с ним разговаривать вовсе.

Для поэта это был сильный удар, ведь именно под действием той самой любви, которую он чувствовал к Беатриче, он написан большую часть своих произведений. Поэма Данте Алигьери «Новая жизнь» была создана под действием слов приветствия Портинари, которые поэт расценивал как удавшуюся попытку обратить на себя внимание любимой. А свою «Божественную комедию» Алигьери и вовсе полностью посвятил своей единственной и неразделенной любви к Беатриче.

Трагическая потеря

Жизнь Алигьери сильно изменилась со смертью возлюбленной. Поскольку в двадцать один год Биче, как ласково называли девушку близкие, была выдана замуж за богатого и влиятельного человека, то остается удивительным тот факт, что ровно через три года после замужества Портинари внезапно умерла. Существует две основные версии смерти: первая заключается в том, что Биче умерла во время тяжелых родов, а вторая - что она была сильно больна, что в итоге привело к летальному исходу.

Для Алигьери эта потеря была очень большой. Долгое время не находя своего места в этом мире, он не мог больше чувствовать симпатию к кому-либо. Исходя из осознания своего непрочного положения, через несколько лет после потери любимой женщины Данте Алигьери женился на очень богатой даме. Этот брак был создан исключительно по расчету, а сам поэт относился к жене абсолютно холодно и равнодушно. Несмотря на это, в данном браке у Алигьери было трое детей, двое из которых со временем последовали по пути отца и серьезно увлеклись литературой.

Смерть великого литератора

Смерть настигла Данте Алигьери внезапно. В 1321 году в конце лета Данте отправился в Венецию, чтобы, наконец, заключить мир с известнейшей церковью Святого Марка. Во время своего возвращения в родные края Алигьери вдруг заболел малярией, которая и убила его. Уже в сентябре, в ночь с 13 на 14 число, Алигьери умер в Равенне, так и не попрощавшись с детьми.

Там же, в Равенне, Алигьери и был похоронен. Известный архитектор Гвидо да Полента хотел построить очень красивый и богатый мавзолей для Данте Алигьери, однако власти не позволили этого сделать, потому как поэт огромную часть своей жизни провел в изгнании.

На сегодняшний день Данте Алигьери захоронен в красивейшей гробнице, которая была построена только в 1780 году.

Самым интересным фактом остается то, что всем знакомый портрет поэта не имеет никакой исторической основы и достоверности. Таким представлял его Бокаччо.

Дэн Браун в совей книге "Инферно" пишет очень много биографических фактов о жизни Алигьери, которые действительно признаны достоверными.

Многие ученые считают, что возлюбленная Беатриче была выдумана и создана временем, что такой личности никогда не существовало. Однако объяснить, как в таком случае Данте и Беатриче смогли стать символом огромной и несчастной любви, стоя на одной ступени с Ромео и Джульеттой или Тристаном и Изольдой, никто не может.

Первой любовью в биографии Данте Алигьери стала Беатриче Портинари. Но она скончалась в 1290 году. После этого Алигьери женился на Джемме Донати. Одной из первых повестей Данте Алигьери была «Новая жизнь». В 1300-1301 годах Алигьери носил титул приора Флоренции, а в следующем году был изгнан. При этом его жена осталась жить на старом месте, он не звал Джемму сопровождать себя. За всю дальнейшую жизнь Алигьери больше ни разу не приехал во Флоренцию.

Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал трактат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем – читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до конца своей жизни. Произведение состоит из трех частей – Ад, Чистилище, Рай. Среди других сочинений Алигьери: «Эклоги», «Послания», поэма «Цветок», трактат «Монархия».

В 1316 году стал жить в Равенне. Скончался Данте Алигьери в сентябре 1321 года, заболев малярией.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321)

Великий итальянский поэт эпохи Раннего Возрождения Данте Алигьери родился в середине мая 1265 года во Флоренции. Родители Данте были коренными флорентийцами и принадлежали к небогатому и не очень знатному феодальному роду.

Из сохранившихся в архивах документов известно, что Алигьери владели домами и участками земли во Флоренции и ее окрестностях и считались семейством среднего достатка.

Отец Данте Алигьеро Алигьери, вероятно юрист, не брезговал ростовщичеством и по флорентийскому обычаю давал деньги в рост. Он был женат дважды. Мать Данте умерла, когда поэт еще был ребенком. Ее звали Белла, полное имя Изабелла. Отец Данте умер до 1283 года.

Восемнадцати лет от роду Данте стал старшим в семье. У него были две сестры - одну звали Тана (полное имя Гаэтана), имя второй история не сохранила. Впоследствии с племянником Данте от второй сестры - Андреа ди Поджо был знаком Боккаччо, который получил от Андреа и записал ценные сведения о семье Алигьери. Был у Данте еще младший брат Франческо, который в 1302 году тоже был изгнан из Флоренции, но позднее вернулся и даже помогал Данте материально.

Поскольку жизнь и творчество Данте во многом оказались определены политической ситуацией на его родине, необходимо кратко рассказать о том, что происходило в Италии XIII века.


Страна была раздроблена на множество феодальных государств, в их число входили и так называемые города-коммуны. За верховную власть над ними боролись римский папа, император Священной Римской империи (в империю входили преимущественно германские территории) и французский король. В процессе этой борьбы население Италии разделилось на политические партии. Гвельфы поддерживали власть папы, гибеллины - власть императора. Флорентийские купцы, игравшие в жизни города решающую роль, торговали преимущественно с католической Францией, с ней же были связаны главные флорентийские банкирские семейства. Торговая Флоренция была гвельфской, иначе можно было навлечь на себя отлучение папой от церкви и потерять связи с Францией. Помимо всего прочего партия гвельфов была разделена на белых гвельфов, которые выступали за независимость Флоренции от папы, и черных гвельфов - сторонников папской власти. Род Данте традиционно принадлежал к партии гвельфов, а сам Данте со временем стал белым гвельфом.

Предполагают, что Данте учился в школе правоведения в Болонье, где познакомился с творчеством местного поэта Гвидо Гвиницелли, основоположника нового в поэзии «сладостного стиля». Гений Данте во многом сформировался под влиянием Гвиницелли.

Данте и Беатриче. Первая встреча

О молодых годах поэта можно узнать из его автобиографической повести в стихах и прозе «Новая жизнь». Здесь юный поэт рассказал историю своей любви к Беатриче. По свидетельству Боккаччо, Беатриче была дочерью богатого и уважаемого гражданина Фолько Портинари (умер в 1289 году) и впоследствии стала женой Симоне де’Барди из влиятельной семьи флорентийских банкиров. Впервые Данте увидел девочку, когда ему было девять лет, а ей восемь. Для средневековой Италии, когда брак двенадцатилетней девочки и тринадцатилетнего мальчика был в порядке вещей, возраст их встречи вполне соответствовал срокам полового созревания. (Любопытно, что в творчестве Данте цифра 9 стала символом Беатриче. Всякий раз, когда в его произведении появляется цифра 9, надо искать в тексте тайный смысл.) Глубоко затаенная любовь поэта питалась лишь редкими случайными встречами, мимолетными взглядами возлюбленной, ее беглым поклоном. В июне 1290 года Беатриче умерла. Было ей двадцать четыре года.

«Новая жизнь» прославила имя Данте. Эта книга стала первой лирической исповедью в мировой литературе, книгой, впервые рассказавшей искренно, трепетно и вдохновенно о великой любви и великой скорби живого человеческого сердца.

Вскоре после смерти Беатриче Данте женился на Джемме из влиятельной семьи магнатов Донати. Брак был уговорен еще в 1277 году между родителями. Сам поэт ни разу не упомянул о Джемме в своих произведениях. Мы знаем только то, что семейство супруги принадлежало к партии черных гвельфов - злейших врагов Данте. От этого брака у поэта были сыновья Пьетро, Якопо и, предположительно, Иоанн (имя последнего встречается в документах только один раз - в 1308 году), а также дочь Антония, ставшая впоследствии монахиней в равеннском монастыре Сан Стефано дельи Оливи под именем Беатриче.

Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции. Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов, и с 1295 по 1301 год поэт принимал активное участие в политической жизни города, он даже участвовал в военных походах флорентийцев на соседние города гибеллинов. Черных гвельфов Флорении при Данте возглавляла семья Донати, белых гвельфов - банкиры Черки.

5 ноября 1301 года при активной поддержке армии брата французского короля Филиппа IV Красивого - Карла Валуа - и римского папы Бонифация VIII власть во Флоренции захватили черные гвельфы, а белые гвельфы подверглись казням и ссылкам. Данте в эти дни не было в городе, и о заочном приговоре к изгнанию он узнал в дороге в январе 1302 года. Благодаря тому что жена поэта была из рода Донати, большая часть имущества Данте перешла к ней и ее детям, то есть осталась у семьи поэта, но позже дело Данте было пересмотрено - его приговорили к «сожжению огнем, пока не умрет». Больше Данте во Флоренцию не вернулся.

В первые годы изгнания Данте нашел приют поблизости от Флоренции в городе Ареццо, который в то время был убежищем изгнанных из Флоренции гибеллинов. Гибеллинские эмигранты готовили военное вторжение во Флоренцию и пытались вовлечь Данте в подготовку интервенции. Данте - белого гвельфа - сблизило с гибеллинами сходство политических лозунгов. Но вскоре поэт понял, что гибеллинская эмиграция - это сборище политических авантюристов, переполненных лишь честолюбием и жаждой мести. Данте порвал с ними, отныне он отверг гражданские распри и стал «сам для себя своей партией».

Поэт поселился в Вероне, но, рассорившись с местными властями, вынужден был кочевать по итальянским городам. Он побывал в Брешии, Тревизо, Болонье, Падуе. Со временем Данте удалось заручиться покровительством верховного капитана гвельфской лиги Тосканы маркиза Мороелло Маласпина из Луниджаны. К этому периоду относится цикл его стихов «О Каменной Даме». Предполагается, что посвящены они новой возлюбленной Данте - Пьетре из рода Маласпина.

Увлечение это длилось недолго. Биографы рассказывают, что в 1307 или 1308 году поэт совершил поездку в Париж для усовершенствования своих знаний и выступал на диспутах, удивляя аудиторию начитанностью и находчивостью.

Считается, что Данте принялся за главный труд своей жизни, «Божественную комедию», около 1307 года. Основной темой задуманного произведения должна была стать справедливость - в жизни земной и в загробном мире. Свою поэму Данте назвал комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности) и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная» в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 году в Венеции.

Поэма состоит из ста песен приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и делится на три кантики - Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой. Первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер «Божественной комедии» - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл.

В 1307 году в результате продолжительных интриг французского короля на папский престол под именем Климент V был избран француз Бертран, который перенес папский престол из Рима в Авиньон. Началось так называемое «Авиньонское пленение пап» (1307-1378).

27 ноября 1308 года императором Священной Римской империи стал Генрих VII. В 1310 году он вторгся в Италию с целью «всех примирить». Тысячи итальянских изгнанников устремились навстречу императору, который объявил, что не отличает гвельфов от гибеллинов и всем равно обещает свое покровительство. Был среди них и Данте. Многие города - Милан, Генуя, Пиза - открыли императору свои ворота, но гвельфская лига в центральной Италии не пожелала признать Генриха. Возглавила сопротивление Флоренция.

В эти дни Данте написал трактат «О монархии», в котором стремился доказать, что: а) только под властью вселенского монарха человечество может прийти к мирной жизни; б) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром, а следовательно, вселенским монархом должен быть император Священной Римской империи; в) император и папа получают власть непосредственно от Бога, следовательно, первый не подчинен второму.

В августе 1313 года, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался. Смерть императора вызвала радость во Флоренции и глубокую скорбь Данте и других изгнанников.

После этих трагических событий Данте на время исчез из поля зрения биографов. Известно только, что он жил в Ассизи и в монастыре Санта Кроче ди Фонте Авеллано, где целиком был поглощен работой над «Божественной омедией». Затем поэт перебрался в Лукку, к какой-то даме по имени Джентукка.

В эти годы Данте было предложено вернуться во Флоренцию при условии, что он согласился бы подвергнуться унизительному обряду покаяния. Поэт отказался и 15 октября 1315 года вновь, уже вместе со своими сыновьями, был заочно осужден флорентийской сеньорией на позорную казнь.

Данте поселился в Вероне под покровительством вождя североитальянских гибеллинов Кан Гранде делла Скала, которого прославил в «Божественной комедии». В молодости Кан Гранде де Скала (1291-1329) получил титул императорского викария в Вероне и стал главой гибеллинской лиги в Ломбардии, «одним из наиболее сильных и никогда не изменявших своих убеждений поборником императорской власти в Италии».

О причинах, побудивших Данте покинуть двор Кан Гранде и переселиться в Равенну, можно лишь догадываться. Правитель Равенны Гвидо да Полента был любителем поэзии и даже сам писал стихи. Он-то и пригласил Данте в свой город.

Это было счастливейшее время в жизни Данте. Поэт любил гулять со своими равеннскими учениками в леске из пиний между Равенной и Адриатикой. Этот лесок, впоследствии воспетый Байроном, напоминал и сад земного рая, и пастушескую Сицилию из эклог Вергилия. Здесь Данте закончил третью часть «Божественной комедии». Существует предание, что последние песни «Рая» были утеряны, но однажды ночью к сыну поэта Якопо явилась тень Данте и указала тайник в стене, где была спрятана рукопись.

Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Данте Алигьери (1265-1321)

В мировой литературе есть имена, которые всегда будут столпами, маяками, символами величия и божественности таланта. Это Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин… На этих гениях как бы стоит само здание цивилизации.

Италия XIII века представляла собой поле постоянных распрей и битв. Страна была раздроблена, шла яростная борьба между гвельфами и гибеллинами. Флоренция, родина Данте, причисляла себя к гвельфам. Все, кто уходил из-под власти императоров Священной Римской империи, предпочитая протекторат папы, а также королей и принцев французской крови, становились гвельфами. Гибеллинами же становились феодалы и городские патриции, а также целые города, как Пиза, торговавшие с Востоком и конкурирующие с Флоренцией. Еретические движения, ненавидящие папу, стали союзниками гибеллинов.

4 сентября 1260 года гибеллины наголову разбили вооруженные силы гвельфов. Изменник-флорентиец Бокка дельи Абати отрубил руку своего знаменосца, и флорентийцы бежали. Реку, багровую от крови флорентийцев, люди помнили потом десятилетия. Данте в детстве слышал много рассказов об этом коварном предательстве и о кровавой реке. Потом в «Божественной комедии» он поместит предателя в самые глубокие бездны ада: поэт задевает ногой вмерзшую в лед голову — в ледяной могиле на вечные муки осужден изменник дель Абати.

Данте родился в мае 1265 года. Флоренция в это время находилась под папским интердиктом (отлучение от церкви). В городе не звонил ни один колокол.

Данте с детства гордился тем, что он происходит из рода Элизеев, основателей Флоренции. Предок, крестоносец Качагвида, сражался с сарацинами под знаменами императора Конрада. Данте считал, что именно от него он унаследовал воинственность и непримиримость. От рода Боллинчоне, фанатичного гвельфа, поэт унаследовал политическую страстность.

Отец Данте был юристом. Матери будущий поэт лишился в младенчестве. Отец умер, когда Данте было восемнадцать лет. Образование он получил сначала классическое во Флоренции, потом в Болонье в университете изучал высшие науки — этику Аристотеля, риторику Цицерона, поэтику Горация и Вергилия и языки.

В одиннадцать лет его обручили с шестилетней Джеммой Донати. Он женился на ней только уже после смерти Беатриче — знаменитой возлюбленной Поэта.

Беатриче — «дающая блаженство» — была ли она на самом деле или это поэтический вымысел? Биографы Данте разыскали в архивах Флоренции сведения о том, что жил тогда во Флоренции богатый банкир Фолько Портинари и была у него дочь, которую и воспел Данте. Она умерла в 1290 году. Это все, что мы о ней знаем. Сам поэт сообщает только то, что впервые ее увидел, когда девочке было девять лет. Она была моложе его на несколько месяцев. Зато Данте много говорит о своих чувствах: «в самой сокровенной глубине сердца» родилась в нем любовь к девочке. Она была одета «в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». «Владыка любви — Амор» завладел сердцем мальчика. «Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. И я видел ее, столь благородную и достойную хвалы во всех делах, что, конечно, о ней можно было сказать словами Гомера: „Она казалась дочерью не смертного, но бога“».

Это была тайная жизнь души мальчика, она заставляла его уходить «в себя», жить своим внутренним миром — все это развивалось в нем поэтический талант.

Любовь Данте к Беатриче через девять лет примет почти космический масштаб. Он увидит в ней Божий промысел и будет находить особый смысл в цифрах, окружающих их встречу. «Число три является корнем девяти, так что без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а творец чудес в самом себе — Троица, т. е. Отец, Сын и Дух Святой — три в одном, то следует заключить, что эту даму (Беатриче) сопровождало число девять, дабы все уразумели, что она сама — девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица».

Эти учено-схоластические рассуждения отражают дух того времени, но они и достаточно смелы — ведь поэт сравнивает простую смертную с божественной Троицей.

Через девять лет Данте увидел Беатриче, «облаченную в одежды ослепительно белого цвета». «Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении… она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства… когда я услышал ее сладостное приветствие… я преисполнился такой, радостью, что, как опьяненный, удалился от людей, уединяясь в одной из моих комнат…»

В этом возрасте у поэта начались настоящие муки любви. Все видели, что он влюблен. Скрыть это было невозможно, день и ночь он думал о возлюбленной. Выход это чувство нашло в поэзии.

Все в памяти смущенной умирает —

Я вижу вас в сиянии зари,

И в этот миг мне бог любви вещает:

«Беги отсель иль в пламени сгори!»

Лицо мое цвет сердца отражает.

Ищу опоры, потрясен внутри;

И опьяненье трепет порождает,

Мне камни, кажется, кричат: «Умри!»

И чья душа в бесчувствии застыла,

Тот не поймет подавленный мой крик.

Таких пронзительных сонетов о своей любви Данте напишет немало. Его любовь переживет Беатриче. Некоторые источники сообщают, что Беатриче вышла замуж за банкира. Но любовь поэта от этого не уменьшилась. Наоборот, она вдохновляла его на новые прекрасные сонеты. Беатриче умерла в 1290 году — для Данте ее смерть стала равносильна космической катастрофе. Данте проплакал год после смерти Беатриче. Все свои чувства он излил в книге «Новая жизнь».

После смерти Беатриче современники не видели поэта улыбающимся.

Поэт не закончил в Болонье университет, в котором учился, — причиной тому могла быть и ситуация в семье, и любовь к Беатриче, и что-то другое.

Дальше жизнь Данте складывалась драматично. Гвельфы, к которым относилась семья поэта, поделились на белых и черных: белые встали в оппозицию к папе и невольно сблизились с гибеллинами, а черные были сторонниками папы и сблизились с неаполитанским королем. Над Флоренцией появился огненный хвост кометы, напоминавшей крест. Все посчитали это предзнаменованием войн, несчастий, разорения.

Белые проиграют политическую борьбу — а Данте относился к белым — папа Бонифаций VIII поставит целью подчинить себе Италию и склонить перед престолом императоров и королей. Данте потом назовет его «князем новых фарисеев» и бросит в нижние бездны ада.

Папа Бонифаций VIII назначил во Флоренцию губернатором владений церкви принца Карла, брата французского короля Филиппа Красивого. В городе начиналось преследование белых, грабежи и поджоги домов. Черные гвельфы образовали свое правительство. Данте попал в списки политических преступников. Его обвинили в хищении, в незаконных доходах, в сопротивлении папе и Карлу. Городской герольд под звуки серебряных труб перед домом Данте провозгласил, что оный Алигьери приговаривается к изгнанию и конфискации имущества. А если вернется, то «пусть его жгут огнем, пока не умрет».

Данте никогда не вернется во Флоренцию, его жена Джемма останется одна с тремя детьми на руках.

Данте отошел от политической жизни. «Ты станешь сам себе партией», — решил он. Друзья обвинили его в предательстве. Скоро он стал чужаком почти для всех.

Двадцатилетняя изгнанническая жизнь далась поэту тяжело:

…как горестен устам

Чужой ломоть, как трудно на чужбине

Сходить и восходить по ступеням.

В 1303 году поэт переезжает в Верону, потом странствует по северу Италии, затем живет в Париже, где служит бакалавром Парижского университета. Он пишет трактаты «Пир», «О народном красноречии», «Монархия»…

А самое главное — в эти годы он создает произведение, которое прославит его имя в веках, «Божественную комедию». Значительную часть этого труда он пишет в горном бенедиктинском монастыре. Потом опять будет жить в Вероне, а дни свои на земле поэт закончит в Равенне, где на голову Данте правитель Равенны возложит лавровый венок.

Данте умер от малярии в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Он похоронен в греческом мраморном саркофаге, сохранившемся с античных времен. Через сто пятьдесят лет архитектор Ломбардо построит над ним мавзолей, который и теперь возвышается в Равенне. К нему не зарастет народная тропа — приезжают люди со всего мира, чтобы почтить память создателя великой «Божественной комедии».

Свой поэтический труд Данте назвал «комедией» согласно нормам античной поэтики — в ней так называлось произведение с благополучной и радостной развязкой. Произведение Данте начинается с «Ада», а заканчивается «Раем»

Пушкин сказал, что «единый план (Дантова) „Ада“ есть уже плод высокого гения». План поэмы — три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой по тридцать три песни. Ад — огромная, уходящая вглубь воронка, разделенная на девять кругов. Там мучаются грешники. На самом дне Люцифер. Чистилище — мощная, уходящая конусом вверх гора, ее окружает океан. В горе семь ступеней. Поднимаясь по ним, грешник освобождается от грехов. В раю девять небес. Последний — Эмпирей.

Поэму Данте начинают с того, что на середине жизненного пути («Земную жизнь пройдя до половины») он заблудился в лесу, и перед ним предстали три страшных зверя — волчица, лев и пантера. Все это аллегории. Лес — жизнь, звери — страсти человеческие лев — властолюбие, волчица — корысть, пантера — с точки зрения христианской морали, это страсть к телесным наслаждениям, к плотским грехам.

Кто выведет из леса жизненных заблуждений? Разум. Разум явился Данте в образе древнего римского поэта Вергилия, который показывает ему, чем грозят человеку его страсти — они отправляются в Ад, потом в Чистилище, чтобы очищенный от пороков Данте предстал перед чистой своей возлюбленной Беатриче в Раю, чтобы та подвела поэта к трону Бога, который олицетворяет высшее нравственное совершенство.

Вот такой гениальный план, такая композиция.

По пути Вергилий и Данте видят многое: вот у самого входа в Ад толпа стонущих людей. Кто они? Они равнодушные. Они не творили ни добра, ни зла. «Они не стоят слов: взгляни, и мимо!» Здесь все те, кто жил до Христа. Они не знали Божьей благодати. Во втором круге Ада вихри и бури. Здесь мучаются те, кто предавался телесным наслаждениям. Здесь Семирамида, «грешная блудница Клеопатра», Елена Прекрасная — «тягостных времен виновница». Ведь из-за ее сатанинской красоты была многолетняя Троянская война. Тут и Ахилл, великий воин, он поддался любовным соблазнам…

Сладострастники, чревоугодники, скупцы и расточители, еретики, насильники над ближними и их достоянием, насильники над естеством (содомиты), лихоимцы, сводники и обольстители, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздоров, предатели родины… — все грехи представлены в Аду.

Вот как описывает Данте мучения алхимиков, поддельщиков металлов:

В меня вонзились вопли и проклятья,

Как стрелы, заостренные тоской;

От боли уши должен был зажать я.

Какой бы стон был, если б в летний зной

Собрать гуртом больницы Вальдикьяны,

Мареммы и Сардиньи и в одной

Сгрудить дыре, — так этот ров поганый

Вопил внизу, и смрад над ним стоял,

Каким смердят гноящиеся раны.

Мой вождь и я сошли на крайний вал,

Свернув, как прежде, влево от отрога,

И здесь мой взгляд живее проникал

До глуби, где, служительница бога,

Суровая карает Правота

Поддельщиков, которых числит строго.

Едва ли горше мука разлита

Была над вымирающей Эгиной,

Когда зараза стала так люта,

Что все живые твари до единой

Побило мором, и былой народ

Воссоздан был породой муравьиной,

Как из певцов иной передает, —

Чем здесь, где духи вдоль по дну слепому

То кучами томились, то вразброд.

Кто на живот, кто на плечи другому

Упав, лежал, а кто ползком, в пыли,

По скорбному передвигался дому.

За шагом шаг, мы молчаливо шли,

Склоняя взор и слух в толпе болевших,

Бессильных приподняться от земли.

Я видел двух, спина к спине сидевших,

Как две сковороды поверх огня,

И от ступней по темя острупевших.

Поспешней конюх не скребет коня,

Когда он знает — господин заждался,

Иль утомившись на исходе дня,

Чем тот и этот сам в себя вгрызался

Ногтями, чтоб на миг унять свербеж,

Который только этим облегчался.

Их ногти кожу обдирали сплошь,

Как чешую с крупночешуйной рыбы

Или с леща соскабливает нож.

«О ты, чьи все растерзаны изгибы,

А пальцы, словно клещи, мясо рвут, —

Вождь одному промолвил, — не могли бы

Мы от тебя услышать, нет ли тут

Каких латинян? Да не обломаешь

Вовек ногтей, несущих этот труд!»

Он всхлипнул так: «Ты и сейчас взираешь

На двух латинян и на их беду.

Но кто ты сам, который вопрошаешь?»

И вождь сказал: «Я с ним, живым, иду

Из круга в круг по темному простору,

Чтоб он увидел все, что есть в Аду».

(Перевод М. Лозинского)

В одном из последних кругов они встречают учителя Данте Брунето Латини, который здесь находится как преступник против естества, то есть содомит. Данте воскликнул:

Горек мне сейчас

Ваш отчий образ, милый и сердечный,

Того, кто наставлял меня не раз.

Среди тиранов поэт поместил Александра Македонского. Там же Аттила. Тираны мучаются в кипящем потоке.

В девятом круге, самом страшном, находятся предатели родины, предатели друзей. Среди них первый убийца на земле — Каин. Все они вмерзли в ледяное озеро Коцит.

С помощью небесного ангела и дракона Гериона путешественники достигают центра Ада — здесь средоточие мирового зла и уродства — Люцифер.

Люцифер имеет три головы, в каждой из которых — по грешнику, три самых страшных преступника: Иуда, предавший Христа, Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря.

Начинается подъем по Чистилищу. К Раю. Здесь тоже конкретные люди, конкретные судьбы.

В Раю Данте встречает Беатриче. Устами возлюбленной он корит себя за то, что шел иногда «дурной стезей», что устремлялся к «обманным» благам.

Данте доходит до Эмпирея, вершины Рая. Здесь живут Бог и ангелы и блаженные души. Тут все невещественно, Бога узреть нельзя. Образ Бога — это мысль Бога в ее лучезарности, всемогуществе и необъятности.

На читателей неизгладимое впечатление производит прежде всего «Ад». О Данте слагались легенды, женщины боялись его лица и бороды, покрытой якобы пеплом ада.

Тысячи художников писали картины на дантовские сюжеты. И наши великие соотечественники испытали влияние Данте.

Они ликуют, эти звери,

А между тем, потупя взгляд,

Изгнанник бедный, Алигьери,

Стопой неспешной сходит в ад.

(Николай Гумилёв)

Микеланджело никогда не расставался с поэмой Данте — читал и перечитывал всю жизнь. Пушкин читал и перечитывал:

Зорю бьют. Из рук моих

Ветхий Данте выпадает.

На устах последний стих

Недочитанный затих…

Дух далече улетает.

(А. Пушкин)


* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Дуранте дельи Алигьери (Durante deli Alighieri, 26 мая 1265 – 14 сентября 1321) – всемирно известный итальянский мыслитель, поэт, писатель и богослов. Данте считают не только великолепным писателем своего времени, создавшим знаменитую «Божественную комедию», но и основателем итальянского литературного языка, поскольку именно он стал впервые использовать устойчивые литературные выражения в своих произведениях.

Детство

Доподлинно неизвестно, к насколько знатному и аристократическому роду принадлежал Данте, поскольку рукописей того времени сохранилось лишь единицы, и определить происхождение писателя ученым не удаётся до сих пор. Известен лишь тот факт, что предки Алигьери, скорее всего, являлись основателями Флоренции. В рукописях, дошедших до наших дней, сохранилось упоминание прадеда Данте – Каччагвиде, ─ который был посвящен в рыцари и участвовал в крестовом походе Конрада III.

Он погиб в одной из битв против мусульман, после чего был посмертно причислен к аристократам. Немного известна и личная жизнь Каччагвиды. По мнению ученых, фамилия «Алигьери» была взята именно от его жены, принадлежавшей к семье ломбардских аристократов. Первоначально фамилия находилась в форме «Альдигьери», но впоследствии, скорее всего из-за трудности в произношении, она трансформировалась в «Алигьери».

Неизвестна также и точная дата рождения Дуранте. По свидетельствам Бокаччо, великий писатель и мыслитель родился в ночь с 13 на 14 мая. Тем не менее сам Алигьери никогда не указывал точной даты рождения, а лишь вскользь упоминал, что при рождении находился под знаком Близнецов. Именно поэтому точным является лишь имя, данное ребенку при рождении – Дуранте.

С самого детства ребенка обучали всему необходимому родители. В пятилетнем возрасте был нанят специальный преподаватель – Брунетто Латини, – который стал обучать Данте не только чтению и письму, но и ряду точных наук. Помимо домашнего обучения, Дуранте, скорее всего, посещал античные школы и перенимал опыт сразу нескольких преподавателей. Но, к сожалению, о том, в какие учебные заведения ходил мальчик и кто являлся его учителем, также неизвестно.

Юность и начало карьеры общественного деятеля

В 1286 году Данте, покинув семью, уезжает в Болонью, где поселяется в небольшом домике вместе с лучшим другом – поэтом Гвидо Кавалькати. Первоначально оставалось загадкой, как Алигьери смог покинуть семью, которая на протяжении многих лет заботилась и опекала его.

Однако затем были найдены записки Дуранте о том, что в 1285 году друг попросил его переехать с ним в Болонью, где планировал поступать в университет. Чтобы не отставать от товарища, будущий поэт решил не оповещать семью о своем отъезде, и летней ночью просто исчез из дома, отправившись в своё первое самостоятельное путешествие.

Закончив университет в 1296 году, Данте решает стать общественным деятелем. На тот момент он уже обладал достаточными связями и не раз выступал перед широкой общественностью, призывая к тем или иным действиям. Многие друзья Дуранте свидетельствовали о том, что у молодого человека был исключительный талант ораторского мастерства, несмотря на то, что сам он никогда не признавал за собой такого дара. Однако буйный и упрямый характер Алигьери очень часто становился причиной конфликтов оратора с местной властью, что впоследствии закончилось для Данте ссылкой из Флоренции, куда он уже более не смог возвратиться.

В 1300 году Данте Алигьери был избран приором. С этого момента он получает достаточно обширные полномочия вплоть до написания своих собственных законов. Энтузиаст решает всерьез взяться за дело и «слегка» переделать бытовавший в течение многих лет строй во Флоренции. Алигьери издаёт несколько указов и законов, начинает активно собирать жалобы с горожан, что, естественно, не остаётся незамеченным местной властью. Через пару месяцев после назначения, Данте и его партию белых гвельфов, которая состояла в основном из верных друзей и товарищей писателя, с позором изгоняют и запрещают возвращаться в город.

Писательская карьера

После того, как Данте попрощался с карьерой общественного лидера и оратора, начинается самый тяжелый и депрессивный период в его биографии. Находясь в ссылке, Данте чувствует себя не только униженным, но и ненужным более человечеству. Его поэзия, которая ранее была легкой, воздушной и позитивной, приобретает горькие нотки неволи, ненависти и грусти по родному городу (и даже семье).

В это время на свет появляется аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канонам под названием «Пир». В нем Данте не только открыто критикует существующий во Флоренции правительственный строй, но и обвиняет власть во всех бедах народа, насмехаясь над глупостью и наглостью чиновников. Но, к сожалению, “Convivio” – именно так переводился на итальянский «Пир» ─ так и не был дописан до конца, поскольку Алигьери счел его чрезмерно пафосным и грубым. Произведение обрывается на 14-й главе, после чего идёт лишь несколько строчек и многоточие.

В изгнании было написано наиболее известное произведение мыслителя – «Божественная комедия». По утверждениям Бокаччо, Данте создавал её очень долго, поэтому точных сведений и датировок не существует. Дело в том, что на тот момент Алигьери был вынужден постоянно путешествовать по Италии в поисках лучшей жизни. Известно, что начало «Комедии» он создавал в Вероне, находясь под покровительством Бартоломео дела Скала, затем переехал в Болонью, где услышал радостную для себя новость: Генрих VII собирается в Италию. Решив, что теперь его жизнь наладится, Алигьери возвращается в родной город и даже успевает показаться местной власти, заявляя, что теперь он сможет вернуть все свои гражданские права. Однако в 1313 году Генрих VII неожиданно умирает, а власти, воспользовавшись обстановкой, подтверждают ссылку Дуранте, добавляя к ней смертную казнь за повторное возвращение на родину не только самого поэта, но и всех его родственников.

С 1316 года Данте Алигьери находится под покровительством синьора города Равенна. Здесь поэту разрешают не только творить и создавать новые песни «Божественной комедии», но и выступать в качестве общественного деятеля (естественно, под присмотром самого синьора). Жизнь начинает потихоньку налаживаться, но в 1321 году, отправившись в качестве посла в Венецию для заключения мирного договора с республикой Святого Марка, Дуранте сильно заболевает. По приезде в Равенну оказывается, что поэт болен малярией, и в ночь с 13 на 14 сентября того же года он скоропостижно умирает.

Личная жизнь

В 1274 году, в девятилетнем возрасте, Данте Алигьери увидел в саду дома невероятную по своей красоте Беатриче Портинари – дочь садовника. Начинающий поэт так сильно полюбил юную красавицу, что даже посвящал ей стихотворения, но всё это оставалось строжайшей тайной, а встреча влюбленных произошла лишь спустя девять лет, когда Дуранте увидел Пеатриче уже в статусе замужней женщины. Бокачче нередко упоминал о молодых влюбленных в своих трактатах, называя их Ромео и Джульеттой своего времени.

Уже в более зрелом возрасте Алигьери женился на дочери своего политического оппонента – Джемме Донати. Точной даты их женитьбы неизвестно, поэтому ученые не берутся утверждать о том, что пара прожила в браке долгие годы. Однако известно то, что Джемма родила поэту троих детей, которых тот сильно любил, в отличие от собственной жены (супруга никогда даже косвенно не упоминалась в работах Данте).

Флоренцию порой называют «городом Данте» — так или иначе поэт оставил свой след в этом городе. Следы почитания автора «Божественной комедии» встречаются практически на каждом шагу: церковь, названная его именем, памятные таблички на домах, где он жил… Но вместе с тем, жизнь и смерть знаменитого флорентийца таят в себе еще много загадок и тайн.

Несколько малоизвестных фактов об Алигьери

  • До сих пор не выявлена настоящая дата рождения Данте. В церковных документах нашлась только запись о крещении, да и то под именем Дуранте (полное имя поэта – Дуранте дельи Алигьери). Ранее фамилия звучала как Альдигьери, но позже ее сократили.
  • История Данте и Беатриче знакома каждому романтику . Еще 8-летним мальчиком он влюбился в светловолосую соседку Беатриче Портинари, и это чувство он пронес через всю свою жизнь. Любовь была чисто платонической, но это не мешало Алигьери обожествлять возлюбленную и посвящать ей свой литературные труды.

    За всю жизнь Данте и Беатриче вживую общались лишь дважды , но этих впечатлений Данте хватило, чтобы пронести любовь через всю свою жизнь. Не желая быть раскрытым в своих чувствах, Дуранте оказывал знаки внимания другим женщинам, и это не укрылось от взора Беатриче. Они оба переживали из-за своей стеснительности и невозможности быть вместе.

    Когда в 1290 году Беатриче скончалась, родственники Данте всерьез опасались за его рассудок – поэт целыми днями плакал, горевал и писал сонеты, посвящая их своей умершей возлюбленной.

  • Несмотря на свою любовь к Беатриче, Данте женился на другой – но это был скорее политический ход, нежели веление сердца. Его избранницей и спутницей на долгие годы стала Джемма Донати, родившая поэту троих детей (Якопо, Пьетро и Антонию). Однако ни один из своих сонетов поэт не посвятил супруге.
  • В 1302 году Дуранте дельи Алигьери с позором был изгнан из города по сфабрикованному против него делу об антигосударственной деятельности (из-за принадлежности Алигьери к партии «белых гвельфов»), а также по делам о взяточничестве и финансовых подлогах. Кроме того, что семья Данте уплатила огромный по тем временам штраф, имущество поэта также было арестовано.

    Семья не могла последовать за ним – Джемма с детьми осталась . Родного города Данте, к сожалению, больше не увидел. Скитаясь по разным городам, поэт был вынужден остановиться в Равенне, где и провел остаток своей жизни.

    Парадокс состоит в том, что по прошествии времени власти Флоренции простили ему заслуженные и незаслуженные грехи и позволили вернуться на родину, но Данте этого так и не сделал.

  • Перед смертью Dante Alighieri закончил самое известное свое творение – «Божественную комедию». В одной из поездок по Венеции поэт подхватил малярию, которая ослабила и без того измученный организм. У Данте сил хватало только на то, чтобы бороться с болезнью, но противостоять ей он не смог – в 1321 году Данте скончался.

    Две части «Божественной комедии» — «Ад» и «Чистилище» – на то время были уже распространены, поэт дописывал последнюю часть – «Рай» – уже за несколько дней до смерти. Когда после похорон дети поэта прибыли в Равенну, они не смогли отыскать последние, заключительные стихи «Рая». Спрятаны они были самим Данте, который жил в вечном страхе ареста, и поэтому постоянно перепрятывал написанное. Сыновья хотели отыскать рукопись, чтобы продать ее и выручить хоть какие-то деньги – семья очень нуждалась и жила в бедности долгие годы.

    Старший сын Якопо писал позже в своих воспоминаниях, что стихи не могли отыскать в течение восьми месяцев, пока однажды ночью сам Данте в белоснежных одеждах не явился ему во сне.

    Отец указал сыну на стену в одной из комнат и сказал: «здесь вы найдете то, что долгое время никак не можете отыскать». Проснувшись, Якопо сразу же бросился к указанной стене и в неприметной нише нашел искомую рукопись.

Наверняка вы слышали о знаменитом и красочном ? На страницах нашего сайта расскажем о традициях этого праздника.

Из достопримечательностей Флоренции можно также выделить палаццо Медичи Риккарди. вы узнаете, чем знаменит этот старинный дворец.

Читайте все о Римском форуме, и почему это сооружение в Риме так популярно среди туристов со всего мира.

Где похоронен поэт

С захоронением Алигьери тоже связано немало мистического . Похоронен он был в церкви Сан-Франческо в Равенне. Спустя несколько лет флорентийские власти решили вернуть в город прах именитого горожанина и послали людей в Равенну, чтобы те привезли мраморный саркофаг с телом поэта.

Однако всех ждал немалый сюрприз : когда саркофаг привезли во Флоренцию, то оказалось, что он пуст. Папе преподнесли две версии произошедшего: первая версия гласила, что останки были похищены неизвестными, а согласно второй – за собственным телом явился сам Дуранте. Как ни странно, но Папа Лев Десятый поверил именно последней версии.

Оказалось, когда жители Равенны поняли, что вот-вот будет выполнена мечта знатного флорентийца Лоренцо Медичи (ставшего впоследствии Папой Львом X), они проделали дыру в мраморном саркофаге и попросту выкрали тело именитого итальянца.

Останки были перезахоронены в секретном месте, о котором знала лишь небольшая группа монахов-францисканцев. Вскоре место захоронения было утеряно.

Останки поэта были обнаружены случайно , при реставрационных работах в старой часовне Браччиофорте (в 1865 году): рабочие наткнулись в одной из стен на нишу, где покоился простой деревянный гроб. Когда вскрыли гроб, чтобы удостовериться, что он не пуст, то кроме тела была обнаружена вложенная в гроб записка некоего Антонио Санти – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кем был этот Антонио Санти и как он смог обнаружить останки – для науки так и осталось загадкой.

Найденные останки похоронили с великими почестями , и до сих пор тело флорентийского изгнанника покоится в небольшой часовне в Равенне.

Но на этом мистика не окончилась . Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт.

В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, извещавшая о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.

Откуда взяться праху, если тело Dante не подвергалось сожжению? Конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте – в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло. Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не Дуранте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.

Экскурсия по знаменитым местам во Флоренции

Путешествуя по Флоренции, можно составить собственный туристический маршрут, так или иначе связанный с автором «Божественной комедии».

  • Дворец (Старый дворец). Был построен герцогом Козимо Медичи в качестве основной резиденции герцога. Впоследствии Медичи переехал в более просторное здание Палаццо Питти. В этом дворце, Палаццо Веккьо, на первом этаже находится посмертный слепок с лица автора «Божественной комедии», сделанный в XIV веке.
  • Церковь Dante Alighieri. На самом деле церковь носит имя Святой Маргариты ди Черри, но жители Флоренции неофициально переименовали в церковь Dante из-за близости ее к дому, где жил поэт. Находится церковь во дворах, неподалеку от собора Дуомо.

    Церковь эта весьма непритязательна как внешне, так и внутри , в ее убранстве отсутствует настенная роспись и какие-то украшения. Кстати, именно в этой церкви находится могила единственной любви Dante – Беатриче.

    Предприимчивые местные жители говорят, что во Флоренции (по аналогии с Вероной) существует своя романтическая традиция – приносить к могиле Беатриче любовные записки с просьбой о помощи в делах сердечных.

  • Дом-музей Dante Alighieri. Простое двухэтажное здание. Однако этот дом не является оригинальным – в середине XIX века площадь, где стоял дом семьи Алигьери, были реконструирована, и дома на ней снесены либо перенесены в другое место. Благодаря тому, что Данте был во Флоренции весьма популярен, с помощью многочисленных архивных источников удалось установить точное место, где стоял дом семейства Алигьери. В 1911 году была построена копия дома Данте.

    Историки и архитекторы воссоздали дом той эпохи , многие предметы (монеты, предметы быта, оружие) действительно принадлежат эпохе Средневековья, но к самому поэту они никакого отношения, увы, не имеют. Зато имеются многочисленные копии его рукописей, иллюстрации, сделанные им самолично к ряду глав «Божественной комедии».

  • Осмотреть его можно в любой день, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.

    Адрес дома-музея: Via Santa Margherita, 50122 Firenze

    Входной билет стоит 4 евро, для детей и льготных категорий граждан – 2 евро.

  • Баптистерий Сан Джиованни. Это то самое здание в фильме, отделанное бело-зеленым мрамором, где профессор Лэнгдон нашел украденную маску в купели для крещения. Кстати, той самой, где когда-то крестили самого Дуранте – это исторический факт.

В той или иной степени все эти места были упомянуты в книге Дэна Брауна «Инферно» и в одноименном художественном фильме.

Посмертный слепок с лица Данте находится во Флоренции, в Палаццо Веккьо (Старый дворец). Это роскошное здание на площади Синьории хранит немало исторических раритетов, и маска – в их числе.

Посмертная маска Данте Алигьери изготовлена сразу после смерти поэта , в XIV веке. Хотя некоторые историки до сих пор сомневаются в ее подлинности, поскольку посмертные маски в то время делали только правителям, да и то с XV века.

Посмертная маска Алигьери изготовлена из гипсового пластыря по приказанию правителя Равенны.

Некоторое время после похорон Dante она хранилась в часовне Равенны, где был установлен его мраморный саркофаг.

Но так как поэт всей душой любил Флоренцию и стремился в нее, несмотря на запрет властей, решено было передать посмертную маску в его родной город. Сделано это было в 1520 году.

Владельцами предсмертной маски Данте были разные люди – сначала маска попала к скульптору Джамболонья, который позже передал ее ученикам скульптора Пьетро Такка.

До 1830 года владельцем маски был скульптор Лоренцо Бартолини , который преподнес ее английскому художнику Сеймуру Киркапу. Киркап известен тем, что является автором копии фрески, на которой изображен Данте (копия хранится сегодня в музее Борджелло). После смерти Сеймура Киркапа его вдова передала маску итальянскому сенатору Алессандро Д’Анкона. В 1911 году сенатор Д’Анкона передал посмертную маску Алигьери в Палаццо Веккьо, где она находится по сей день.

Хранится маска в деревянном футляре, на фоне красной ткани. Футляр с маской находится в небольшом зале, между Залом настоятелей и апартаментами Элеонор.

Адрес дворца: Palazzo Vecchio, Piazza della Signoria, 50122 Firenze, Italy

Маску можно осмотреть вместе с другими достопримечательностями дворца ежедневно с 9 до 19 часов. В летнее время (высокий сезон) время работы дворца для туристов продлевается до 23 часов.

Самое лучшее время для посещения дворца – с 18 до 21 часа (в летнее время). В это время во дворце нет практически никого из посетителей, и можно не спеша прогуливаться по дворцовым залам в тишине, наслаждаясь знакомством с раритетами.

Стоимость билета во дворец – 10 евро .

Во время экскурсии по дворцу можно взять аудиогида, его стоимость – 5 евро.

Добраться до площади Палаццо Веккьо можно автобусом С1 (остановка «Галерея Уффици» или С2 (остановка «виа Кондотта»).