Занятие по развитию речи в средней группе: «Играем вместе»
Цель занятия:
Обогащать словарь детей существительными, глаголами.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.
Учить образовывать новые глагольные формы с помощью приставок рас -; по -; (бежать – разбежаться, играть – поиграть).
Упражнять в согласовании предлогов в, на, с существительными: (игрушки стоят на полке).
Учить составлять сложносочиненные предложения с союзам но (У меня нет игрушечной куклы, но есть машинка).
Воспитывать у дошкольников умение обмениваться игрушками, договариваться, выслушивать друг друга.
Оборудование: мяч, картинка «Играем вместе», игрушки по количеству детей.
Ход занятия по развитию речи в детском саду
Беседа – диалог.
Дети, чем вы больше всего любите заниматься в саду?
Что вам не нравится делать в детском саду?
Во что вы играете с удовольствием?
Какими игрушками можно играть в одиночку? (вместе)
Я поняла, что вы любите делать больше всего. Вы любите играть, можно сказать еще поиграть. (Повторение слова). (Я люблю играть).
Дидактическая игра «Образуй новое слово»
Я предлагаю вам поиграть со словами. Мы должны изменить слово так, чтобы оно начиналось с помощника-приставки по - и со -. Вот послушайте, как я начну, а потом вы будете продолжать: брать, греть, гнуть, рвать и т.п.
А теперь будем менять слово с помощью слова-помощника – раз, рас.
Рисовать-разрисовать, смеяться, бить, говорить, мыть, спрашивать, искать, давать, смотреть, грузить.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит».
С проговариванием детьми текста и имитированием движений.
Солнышко светит,
Дудочка играет,
Рыбка плывет,
Челнок по морю гребет,
Правым веслом загребает,
Левым веслом загребает,
Как птица в небо влетает.
А теперь выберете себе одну игрушку, объединитесь в пары. (Воспитатель предлагает детям сесть в круг, игрушки положить перед собой)
Сейчас мы будем учиться составлять предложения со словом но. (У меня нет игрушечного мяча, но есть кукла).
Дети в парах обмениваются игрушкой.
Физкультминутка «Превратимся в машины».
У каждой машины
Проверим мы шины (Приседания)
Мы качаем, мы качаем,
Свои шины надуваем (Наклоны вперед)
Не бывает аварий у нас,
Потому что есть шины про запас (Повороты влево-вправо)
Стук – дзинь, стук – дзинь,
Ездим, ездим целый день.
А вот и наши гаражи,
Заезжаем – поспеши. (Садятся)
Воспитатель: Пора складывать игрушки. Куда мы положим кубики, кукол, посуду? (Каждый ребенок убирает свою игрушку и говорит: (положи куклу в кровать)
Беседа с детьми по рисунку «Играем вместе»
Что делают дети? Как можно заменить слово «играют»? Что происходит между мальчиками/девочками. Какие слова нужны для того, чтобы попросить игрушку у другого ребенка? Антон, что нужно сказать, когда кто-то хочет поиграть игрушкой, которой играешь ты? Как договориться об обмене игрушкой?
Теперь вы можете сказать: я буду делиться игрушками с друзьями? (Повторение с детьми: «Теперь я буду делиться игрушками»).
Игра «Мышки».
Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры: Воспитатель становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры: «Выберем мышек (выбирают 3-4детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова в него вбегать. А мы будем с вами мышеловкой. Дети ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут – вот напасть!
Берегитесь вы, плутовки!
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.
Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался в кругу, считается пойманным и становится в круг.
Рефлексия.
Какие новые слова вы сегодня запомнили? Что удивило вас? Что запомнилось больше всего? Кого сегодня надо похвалить?
Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи: Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным. Развивающие задачи: Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей. Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Конспект
Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
По теме: «Путешествие в Волшебный лес»
В средней группе № «16»
(возраст детей 4-5 лет)
Ширгаева Е. Г.
Воспитатель
г. Советский, апрель 2017 г.
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Вид: сказка.
Тип: итоговый.
Количество детей: 10 человек
Цель : выявить уровень знаний детей средней группы.
Задачи :
Образовательные задачи:
- Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умения подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Материалы: экран, проектор, презентация к образовательной деятельности.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи , продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Насти К., помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Методы:
Словесные
Наглядные
Практические
Приемы:
Игровой
Сюрпризный момент
Поощрение.
Ход ННОД.
- Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Мотивация к деятельности. (2 минуты)
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
- Ну что, поможем феям?
2 Основная часть.
Совместная деятельность взрослого и детей
(14 минут)
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з) , песенку жука (ж-ж-ж) , песенку ветра (ш-ш-ш) , песенка насоса (с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
- Песенку комарика: (З) -зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
- Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
- Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
- Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Молодцы, ребята!
4 задание «Один - много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Подскажи словечко»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием! Получите свои листочки. Идем дальше.
6 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом.
(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
7 задание «Какое что бывает»
Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
3 Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети смотрят на экран, на дереве появляются листочки.
Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
3.Рефлексия.
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области
«Художественно эстетическое развитие»
Воспитатель: Ерошевич Юлия Алексеевна первая квалификационная категория г.Ступино 2018г.
Цель ННОД: формировать умение детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая все правила безопасности.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области Задачи
Познавательное развитие Учить творчески подходить к решению проблемных задач, оценивать поступки сказочных героев, дать детям возможность побывать в роли персонажей, прочувствовать эмоции.
Развивать мышление, воображение.
Формировать познавательные действия и любознательность.
Социально-коммуникативное развитие Формировать способность сопереживать герою сказки, приходить ему на помощь
Воспитывать доброту и отзывчивость
Художественно-эстетическое развитие Формировать умения правильно держать ножницы и правилa безопасности использования ими, разрезать по прямой длинные полосы (нитки)
Речевое развитие Закрепить правильное произношение гласного звука У.
Физическое развитие Продолжать учить детей ходить по кругу, перестраиваться в колонну по два.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев
Словарная работа:
Материал:
- Кукла Аленушка и братец Иванушка
- Предметные картинки
- Макет дерево яблоня; печка
- Музыка «вместе весело шагать» ; «звуки природы (утро в лесу) » .
Совместная деятельность взрослого и ребенка:
- Чтение русской сказки «Гуси-лебеди» .
- Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.
- Дид. игра: «Хорошо-плохо» , «Кольца-Лулия» , «Лото» , «Четвертый лишний» .
- Ниткотерапия (выкладывании героев сказок) .
Методы и приемы, используемые в ННОД
- Словесные методы: объяснение, рассказывание, описание.
- Репродуктивные;
- Объяснительно-иллюстративные;
- Проблемно-поисковые;
- Учебно-познавательная деятельность
- Приём ТРИЗ и РТВ
- Метод бескнижного обучения В.Ф. Базарного по использованию коромысел.
Ход непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:
Дети:
Раз, два, три
В сказку попади.
Воспитатель:
Открыли глазки. Вот мы и в сказочной стране. Оказались мы с вами в дремучем лесу. Тихо в лесу, только слышно, как птицы поют. Давайте послушаем. (Дети слушают пение птиц) .
Сколько много здесь тропинок. А какие тропинки бывают?
Ответы детей: (длинные и короткие, широкие и узкие) .
Воспитатель:
Можно пойти по разным тропинкам. По широкой пойдёшь девочку встретишь. По узкой пойдёшь к печке попадёшь. Угостит она вас румяными, ржаными пирогами. (или по узкой пойдёшь к молочной речке с кисельными берегами попадёшь. Угостит речка кисельком с молочком) . По короткой пойдёшь к яблоньке попадёшь. Угостит она вас вкусными, лесными яблочками. А по длинной пойдёшь угодите сразу к Бабе Яге. Охраняют её дом на курьих ножках гуси-лебеди.
Здесь в конце дорожки
Ждёт в ступе Баба Ёжка.
В какую мы сказку попали.
Ответы детей: (гуси-лебеди) .
Воспитатель:
Ой в какой мы с вами дремучем лесу оказались. Давайте покажем какие здесь высокие деревья растут.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё ниже, ниже.
Дети выполняют движения согласно текста.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Ноги на ширине плеч, руки подняты вверх
Наклоны туловища вправо и влево.
Утих ветерок стало тихо в лесу.
Воспитатель:
Пора нам отправляться в путешествие по сказке. Давайте, пойдём по широкой тропинке к девочке. (Дети идут под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» и выстраиваются в две колонны) .
Посмотрите, сидит девочка на пенёчке и плачет. А как вы думаете, почему девочка плачет? Ответы детей (заблудилась, не может найти дорогу домой, ей страшно, она что-то потеряла, её кто-то обидел и т.д.) .
Плачет девочка от того, что гуси-лебеди унесли её братца. Давайте, поможем девочке вернуть братца.
Рассердилась Баба Яга, что нарушили её покой, взяла волшебные нити и запутала все тропинки, поэтому девочка и не может найти дорогу к домику Бабы Яги. (воспитатель отматывает клубочек и каждому ребенку даёт нить (крест на крест) , получается тропинка). Все тропинки запутаны, что же делать?
Ответы детей: (распутать ниточки, порвать их и т.д.)
Но чары Бабы Яги такие сильные, что нам и не справиться. Но мы с вами в волшебной стране. Давайте, произнесем волшебные слова:
У – У – У – волшебные нити уберу.
Не помогли волшебные слова, но это не беда. У меня есть волшебное зеркальце, оно нам поможет.
Зеркальце, оживи!
Да советом помоги!
Жили были братцы.
Этот братец самый сильный
Самый толстый и большой
Этот братец для того
Чтоб показывать его.
Этот братец самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот братец безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Какими-то загадками, говорит нам зеркало. А каких это братцах, она ведёт разговор?
Ответы детей: (пальцы на руке) .
Воспитатель:
Пальчики наши никогда не сидят без дела. Любят они трудится. А что умеют делать наши пальчики?
Ответы детей: (держать ложку, стирать бельё, умывать лицо, держать молоток и забивать гвозди и т.д.) .
Воспитатель:
Зеркальце, подскажи, как же могут помочь нам братцы-пальчики? Зеркальце говорит, что у них в чулане есть ножницы. Нужно ножницы взять и разрезать запутанные волшебные нити. А чтобы Баба Яга не смогла больше запутать тропинки, нужно ниточки разрезать на мелкие кусочки. А вот и полянка вдалеке есть. Давайте сядем.
Дети садятся за столы.
Чтобы наши пальчики хорошо поработали, нужно их размять.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Серебристый дождик.
Двор умытый, светлый, чистый -
Льётся дождик серебристый!
(Пальцами рук постучать по столу, изображая капли дождя) .
Золотое солнце
В облаках смеётся.
(Обе руки подняты вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны, изображая лучи солнца) .
И блестят росинки –
Яркие слезинки.
(Пальцы каждой руки указательный и большой сложить колечком) .
Дождик, дождик, поливай!
(Пальцами рук быстро постучать по столу, изображая капли дождя) .
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Покажи свою охоту:
Этому дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
(дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с мизинца) .
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать.
(дети энергично шевелят всеми пальцами) .
Прежде, чем брать ножницы, какие правила надо соблюдать?
Ответы детей:
Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранить.
Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.
Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.
Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.
Ножницами нельзя вырезать на ходу.
Ножницами нельзя играть, это не игрушка.
Воспитатель:
А теперь я вам покажу, как правильно держать ножницы. (педагог показывает, как правильно держать ножницы) .
Дети разрезают нитку на мелкие кусочки.
Вот мы с вами и разрушили чары Бабы Яги, распутали все тропинки. Побежала девочка к домику Бабы Яги, выручать своего брата.
А теперь все тихонечко встанем, чтобы не разбудить Бабу Ягу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
Какие вы у меня молодцы! Славно поработали. Разрушали чары злой Бабы Яги. Только все вместе мы смогли победить её, и помочь девочке. А ниточки волшебные мы возьмем с собой в детский сад. Они помогут нам украсить наши осенние открытки.
А теперь пора нам возвращаться в детский сад.
Закрыли глазки.
Раз, два, три
В детском саду окажись!
Вот мы с вами и в детском саду.
Релаксация.
В какой мы с вами сказке побывали?
А как вы думаете, почему у нас получилось помочь девочке?
Наше путешествие закончилось. Но помните, добро побеждает зло.
Цель. Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи.
Задачи.
1 . Выявить умения детей в изменении слов при помощи суффиксов.
2 . Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Употреблять эти существительные в именительном падеже.
3 . Развивать словарь детей.
4 . Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа : лесник, сторожка, лисятами, бельчатами, ежатами, волчатами, медвежатами, зайчатами, лапищи, носище, глазищи.
Предварительная работа : беседа «Кто, где живет?», беседа о диких животных и их детенышах, рассматривание картинок с животными.
Материал. Дорожка зеленая из бумаги, деревья весеннего леса, игрушки белка, лис, заяц, еж, картинки животных и их детенышей, 2 фланелеграфа, сторожка лесника, письмо лесника, воздушный шарик, диск с пением птиц, лесник персонаж.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом на коврике, рядом со стульчиками.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспит-ль. Ребята посмотрите к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.
«Здравствуйте мальчики и девочки. Приглашаю вас к себе в гости. Буду очень рад встречи с вами! Лесник»
Воспит-ль. Оказывается лесник, приглашает вас к себе в гости. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет? Как называется его домик?(сторожка).
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы).
Воспит-ль. Вы согласны пойти к нему в гости? А кто же поможет нам туда дорогу?
Ой, ребята смотрите лисичка. Давайте у нее спросим.
Лисичка, лисичка - покажи,
Лисичка, лисичка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Лиса (игрушка). Покажу, конечно. Но я сначала хотела бы загадать вам загадки про животных, которые живут у нас в лесу.
Воспит-ль . Давайте ребята сядем и послушаем, какие загадки нам загадает лисичка.
Загадки.
Кто в берлогу спать ложится-
Волк, медведь или лисица? (медведь)
Кто колючий словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)
Есть у нас такой обычай-
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы или волки? (волки)
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета (заяц)
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней (лиса)
Лиса. Молодцы, ребята! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу. А пока идите вот по этой весенней дорожке.
Дети держась за руки идут по зеленой дорожке за воспитателем.
Воспит-ль. Смотрите ребята, а вот и белочка. Давайте у нее спросим.
Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку
Белка (игрушка). Конечно расскажу, только сначала сделаем гимнастику, а гимнастика необычная она для глаз.
Гимнастика для глаз. «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Белочка. Молодцы. А теперь поиграйте со мной. Игра называется «Кто с кем?» Вышли на полянку разные животные, разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать. Ребята. Помогите мамам, найдите их детенышей. Скажите, кто с кем вышел гулять.
Лиса с кем вышла… лисятами,
Волчиха с кем... волчатами,
Зайчиха с кем... зайчатами,
Ежиха с кем... ежатами, медведица с кем... медвежатами,
А я белочка с кем пошла гулять... бельчатами.
Белка. Молодцы! Всем мамам нашли их детенышей. А теперь поиграйте со мной в игру, которая называется «Маленький-большой»
У ежика меленькие лапки, а у медведя большие… лапищи,
У ежика маленький носик. У медведя большой... носище,
У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.
Белка. Молодцы, ребята. Идите дальше по весенней дорожке, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
Воспит-ль. Ну, что ребята пошлите дальше по дорожке держитесь за руки, идите только по дорожке, а то потеряетесь.
Звучит музыка, идем по дорожке.
Воспит-ль. А вот и зайка. Ребята. Здравствуй зайка.
Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку
К лесник в сторожку?
Зайка (игрушка). Я покажу дорогу, только сначала давайте отдохнем, а то наверно вы устали идти.
Физминутка. Зайцы .
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Зайка. Ну, вот и отдохнули. А теперь поиграем. Игра называется «Кто кем был?».
Кем была лиса в детстве... лисенком.
Волк... волчонком,
Медведь... медвежонком,
Еж... ежонком,
Белка... бельчонком,
А кем я был в детстве... зайчонком.
Зайка. Молодцы! Ребята, а вы знаете, где животные живут в лесу.
Где живет медведь... в берлоге,
Волк... в логове, лиса... в норе,
Белка... в дупле.
Еж… в норе,
А где я живу... правильно у меня нет дома.
Зайка. Молодцы, ребята. Мне так понравилось играть с вами. Идите дальше вы встретите ежика, он покажет вам дорогу.
Звучит музыка. Идут по зеленой дорожке.
Воспит-ль . С зеленой дорожки не сходите, а то заблудитесь в лесу. Ой, ребята смотрите, а вот и ежик. Давайте у него спросим, как нам дальше пройти.
Ежик, ежик - расскажи.
Ежик, ежик - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Еж (игрушка). Расскажу и покажу, если ответите на мои вопросы.
Кто живет в лесу?
Как называются животные, которые живут в лесу?
А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
Ребята скажите, а чего нельзя делать в лесу?
Еж . Молодцы, на все вопросы ответили. Идите скорее к дедушке леснику он вас уже ждет.
Дети идут по дорожке к домику лесника. Воспитатель стучит по домику.
Выходит дедушка лесник.
Воспит-ль . Здравствуй, дедушка лесник. А мы к тебе пришли в гости.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали. Расскажите пожалуйста с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
Ответы детей.
Лесник . Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. А вот и угощение для вас.
Достает корзину с яблоками.
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Задоринка».
Тема: «Помоги другу».
Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в течении года.
Задачи :
Упражнять детей подбирать слова похожие по звучанию.
Развивать фонематический слух и слуховое внимание.
Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
-- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу.
-- Формировать умение согласовывать существительное с предлогами.
Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, понятно для детей отвечать на вопросы и задавать их).
-- Учить сопереживать любому персонажу, попавшему в беду.
Учить внимательно, слушать, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
Методы и приемы : словесный образец, игровые ситуации, объяснение, показ, художественное слово.
Материалы и оборудование : игрушка – персонаж Незнайка, мяч, конверт с заданиями.
Ход занятия :
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель:
Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! (стук в дверь, заходит Незнайка).
Воспитатель :
Дети, да это пришел наш старый друг Незнайка, и он чем -- то расстроен. Незнайка говорит, что он потерял конверт с заданиями, а ему нужно их срочно выполнить, чтобы сдать все экзамены в своей школе на отлично, и тогда он целое лето сможет со своими друзьями отдыхать на каникулах.
Воспитатель:
Незнайка, а твой конверт у нас в группе оказался, и ты все успеешь сделать (незнайка снова грустный). Что опять случилось? Ты забыл, как выполнить задание? Ну, это не беда! Мы с ребятами тебе поможем! Давайте же скорее открывать конверт и узнаем, что там за задания. Дети садятся за столы, воспитатель открывает конверт.
1 задание «Слова – друзья».
Я слажу тебе подушка, ты ответишь мне (лягушка)
Я скажу тебе мишка, ты ответишь мне (мышка)
Я скажу тебе забор, ты ответишь мне (мотор, топор)
Я скажу тебе зайка, ты ответишь мне (майка)
Я скажу тебе картина, ты ответишь мне (корзина)
Я скажу тебе грач, ты ответишь мне (врач)
Я скажу тебе рубашка, ты ответишь мне (букашка)
Я скажу тебе баран, ты ответишь мне (барабан)
Я скажу тебе пушка, ты ответишь мне (кружка)
Я скажу тебе ромашка, ты ответишь мне (бумажка).
2 задание «Собери сказку».
Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, все разрезанные, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказки.
Воспитатель: - Картинки все перепутались вам нужно их собрать и назвать, из какой они сказки. Дети по подгруппам собирают картинки.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. С этим заданием вы справились.
3 задание «Веселая бабочка».
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка).
4 задание
«Назови ласково»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Ребята, вы, наверное, уже устали? Давайте проведем физминутку.
Физминутка «Руки вверх и покружись» .
Задание 5 «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, плещется вода, дует ветер и т.д.), дети слушают и отгадывают, что это за звуки.
Задание 6 «Подскажи словечко».
На столе лежит конверт с карточками, на которых написаны незаконченные фразы. Воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Незнайка: - Отлично справились с заданием! Какие вы молодцы и все – то у вас получается!
Задание 7 «Скажи наоборот».
Воспитатель: Я назову слово, а вы подберите слово «наоборот».
Например, красивый – страшный.
(Большой – Близко –Добрый –Толстый –Жарко –Тяжёлый –Говорить -Мягкий).
Задание 8 «Скажи одним словом».
На столах картинки разной тематики на каждого ребенка (дикие животные, домашние животные, одежда, овощи, фрукты, продукты, транспорт, посуда, мебель, игрушки).
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Не устали?
Тогда следующее задание 9 «Один-много».
Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.
Карандаш.
Задание 10 «Какой звук звучит».
Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.
Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.
С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мёд вожу.
Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И всё под прибауточки: чок-чок, каблучок! Чуки-чуки-чуки-чок.
Воспитатель:
Ребята, мы выполнили все задания. Незнайка вам говорит всем спасибо, за помощь. Ребята, а скажите, что вам больше всего понравилось выполнять.
А что было самым интересным.
Давайте с Незнайкой попрощаемся и будем его ждать в гости с другими интересными заданиями.
Вы все молодцы! Спасибо вам!!!
А теперь можете идти и поиграть.