Изменяется качество. Закон перехода количественных изменений в качественные

Раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количеств. изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лить путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии) » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 385) . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к . «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., ПСС , т. 29, с. 256) . Переход явления из одного качеств. состояния в другое есть уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Единство и противоположностей) . Скачок включает в себя снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон) .

Переход одного явления в другое есть количеств. и качеств. изменений, проходящих через промежуточных фаз. При этом различные изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот переход выступает во времени как постепенное, а со стороны качественных - как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является .

В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некрый определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет - в космич. процессах и сотни тысяч лет - в образовании видов животных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей ранее количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или социальная революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена перехода, напр. рождение и организма. Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, которые включаются в процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химич. свойства атома или молекулы.

Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. , обязывая изучать и с качеств., и с количеств. сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ. развитии - от субъективистского авантюризма.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС , т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966 ; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий « » и « », М., 1972 ; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979 ; Основы марксистсколенинской философии, M., 19805; Материалистич. . Краткий очерк теории, М., 1980.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

(кратко -переход количества в качество) - закон материалистич. диалектики, раскрывающий один из наиболее общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Согласно этому закону, изменение качества (специфики, природы) данной вещи или явления, т.е. переход, или скачок, от старого качества к новому совершается тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. величины, или границы меры. Этот закон на идеалистич. основе был впервые в полном виде сформулирован Гегелем. Содержание закона материалистически переработали Маркс и Энгельс.

Осн. закона - качество, количество, . Категория качества применяется для отображения единства таких характеристик, как относит. вещей, их структурность, черты различия и сходства между ними. Понятие о качеств. определенности приложимо к уровням и видам материи, к формам движения материи, к определ. состояниям тел (напр., агрегатные и аллотропич. состояния веществ), к этапам развития объекта (напр., две стадии капитализма). В процессе познания любая выступает соответствующей стороной в виде качественно определ. объекта или предмета исследования. Качеств. определенность объекта проявляется для познающего субъекта в совокупности свойств, к-рые обусловливаются как внешними, так и внутр. связями и взаимодействиями объекта и среди к-рых выделяет существ. св-ва, объединяет их в упорядоченную совокупность.

Категория к о л и ч е с т в а исторически возникла на основе сравнения качественно однородных св-в или частей целого и их отношения друг к другу или к целому; в математике количества и количеств. отношений выражается с помощью понятий числа, величины, множества, функции (см. Количество в м а т е м а т и к е). Количеств. формы и отношения в познании могут полностью отвлекаться от качества вещей; в силу этого одни и те же формы могут применяться в изучении самых различных качеств. образований. Однако сами количеств. формы и отношения содержат в себе качеств. моменты и определения.

Более глубоко качества с количеством выражается в категории м е р ы. Определение меры включает в себя два момента, связанные с двумя аспектами рассмотрения качества. Во-первых, качество может рассматриваться в готовом, ставшем виде; тогда описывается с помощью системы количеств. зависимостей, математич. отношений, напр. в виде определ. системы уравнений. Мера в этом смысле представляет собой соответствие системы закономерных связей, выражаемых с помощью математич. отношений, тому или иному качеству. Эта математич. отношений (или законов) характеризует структуру вещей. Второй момент в определении меры относится к процессам о б р а з о в а н и я качества, т.е. к переходам от старого качества к новому. В этих случаях мера вещи представляет собой тот интервал количеств. изменений их св-в (параметров), в пределах к-рого сохраняется вещь, ее качеств. определенность, ее . В физике эти границы меры фиксированы в виде констант. Энгельс писал, что "...константы физики в значительной своей части суть не что , как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, – где, следовательно, количество переходит в качество" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 387). Особый для познания представляют те процессы перехода к новому качеству, содержанием к-рых является р а з в и т и е. Таким процессам присущи черты необратимости, диалектич. отрицания, появления новых возможностей изменения объекта. Наиболее характерны такого рода переходы для биологич. эволюции (процессы видообразования) и социального развития; для последнего точками меры являются моменты революц. ситуации.

Указанное понятие меры вплотную подводит к пониманию качества с т. зр. с и с т е м н о -структурного подхода. В этом случае качеств. определенность вещи выражается в ее динамической (или статич.) структуре, к-рая, в свою очередь, выражается с помощью системы законов. Наиболее адекватное структуры достигается тогда, когда она может быть выражена через аппарат и методы математики.

Процесс перехода (скачок) от старого качества к новому. Многообразие скачков. Достигнув определ. пороговой величины (границы меры), количеств. изменения объектов приводят к процессу перестройки их внутр. структуры, в результате чего образуется качественно новая система, характеризующаяся, кроме общих (сходных) со старой, новыми закономерностями своего строения, функционирования и развития, т.е. новой относительно устойчивой динамич. структурой. Процесс перехода к новому качеству есть поэтому переход от системы одного рода устойчивости и характера организации к другой, он включает в себя как перестройку связей между компонентами (и подсистемами) системы, так и изменения в составе элементов системы или и то и другое вместе. Новое качество, характерное для новой системы, обладает новой мерой, новыми возможностями количеств. изменений.

Внутр. содержанием процесса П. к. и. в к. является взаимодействие попарно противо-положных (полярных) сил, сторон, св-в, процессов и тенденций изменения. В точках перехода взаимодействие противоположных (по отношению к сохранению или изменению объекта) сил достигает крайней остроты, предела, за к-рым нарушение устойчивости ведет к процессам разрушения системы, перестройки ее в качественно новую. Типы, формы и взаимодействия ("борьбы") противоположно направленных сил зависят от изменения внешних и внутр. условий. Внешние по-разному влияют на это взаимодействие в зависимости от степени устойчивости и относит. самостоятельности (изолированности) той или иной конкретной системы. В одних случаях качеств. преобразования системы происходят в результате энергетич. воздействий извне (напр., при бомбардировке нейтронами атомов и молекул, при повышении интенсивности их теплового движения). В др. случаях эти преобразования являются результатом изменения структуры внешних связей; таковы качеств. изменения живых организмов при изменении условий их существования или изменения, происходящие с человеком при изменении социальной среды. Один из осн. механизмов, обусловливающих приведение данной системы к состоянию наименьшей устойчивости, т.е. к границе меры, состоит в том, что у различных элементов и подсистем различных уровней данной системы существуют различные точки меры, т.е. "мерность" системы оказывается внутренне различной и иерархированной.

Характеру противоборствующих сил, тенденций и противоположно направленных св-в данного объекта соответствуют существ. величины (параметры) количеств. изменений, обусловливающих характер или скачка; их позволяет определять наиболее эффективные методы и средства осуществления П. к. и. в к. в обществ. жизни, в частности методы революц. переустройства общества или искусств. преобразования объектов в процессе материального произ-ва ( веществ в химич. производстве и т.п.). В неживой природе существ. величинами ("характеристич. параметрами") являются физич. величины, прежде всего величины массы и энергии связи. В живой природе по мере ее усложнения, помимо физич. взаимодействий, все больший удельный вес приобретают отражат. процессы – процессы передачи и переработки информации. Еще более значит. роль процессы обмена информацией (опытом прошлых и живущих поколений), ее переработки играют в обществе; уровень обществ. развития определяется не только уровнем развития производит. сил, но и организацией обществ. отношений, включающих духовную общества (к-рая может рассматриваться как получение, хранение, передача, переработка информации). Т.о., в понятие качества в живой природе и обществе входят не только физич. величины, но и характеристики, производные от понятий отражения и информации. А это существенно отличает природу скачков в живой природе и обществе от скачков в неорганич. природе.

Скачки могут классифицироваться по многим основаниям (по характеру противоречий, по механизму скачков, по способам и средствам их осуществления и т.д.). С т. зр. механизма П. к. и. в к., наиболее существенно скачков двух типов, к-рые условно называют скачками "взрывного" типа и постепенными скачками. При первом типе П. к. и. в к. имеет место резко выраженная граница между подготовит. фазой количеств. изменений и фазой самого скачка, обнаруживающаяся в большей интенсивности, скорости процессов, в значит. величине неустойчивости состояний второй фазы. Этот перехода отличается тем, что процесс перестройки организации системы протекает не путем поочередного изменения ее подсистем, а охватывает всю систему в целом, включая все ее подсистемы определ. уровня. К таким переходам относятся процессы образования новых химич. соединений и превращения сложных веществ, переходы тел из некоторых физич. состояний в другие, явления атомного взрыва, политич. революции в обществе и др. Такие скачки могут включать в себя и скачки в пределах подсистем данной системы; существ. характеристики этих подчиненных скачков отличны от характеристик скачка системы в целом. В этой связи Ленин отмечал, что следует "... отличать кусочек от целого", "... противопоставлять коренные условия действительного переворота тем частичным штопаниям, которые нередко сбивают борцов с истинно-революционного пути" (Соч., т. 9, с. 342). Второй тип переходов характеризуется более тонким и сложным отношением между качеств. и количеств. изменениями. Превращение старой системы в новую совершается здесь в процессе накопления количеств. и качеств. изменений ее отд. подсистем и элементов при изменении общего направления развития системы под влиянием внутр. и внешних условий; нек-рые св-ва постепенно усиливаются, перерастая из несущественных в существенные для всей системы. Точки перехода имеют менее выраженный и даже скрытый характер, нередко охватывая нек-рую область значений. Др. особенность этого типа скачков – наличие промежуточных стадий и форм, имеющих между собой черты, общие для старой и новой систем. Напр., в условиях России после 1917 г. нельзя было "... сложить сразу и составить одним ударом формы организации нового общества" (там же, т. 27, с. 374), переходный период от капитализма к социализму "... распадается на ряд еще более мелких переходов" (там же, т. 30, с. 307). Переход от социализма к коммунизму занимает целую историч. эпоху. При естеств. отборе из множества отклонений св-в и признаков индивидуального организма в последующих поколениях закрепляются те, к-рые более соответствуют новым условиям существования. Момент расхождения (расщепления) генеалогич. ветви и является началом скачка, образования нового биологич. вида. Постепенный переход путем изменения направления развития имел место и в процессе антропогенеза.

Закон П. к. и. в к. обусловливает ряд методологич. требований к науч. познанию. Это прежде всего требование рассматривать количеств. и качеств. изменения в единстве, в неразрывной связи. В противном случае скачки и возникновение новых качеств становятся необъяснимым "чудом", считаются божеств. откровением (см., напр., работу англ. философа-неореалиста С. Александера – S. Alexander, Space, time and deity, v. 1–2, L., 1920; , v. 1–2, L., 1927). С др. стороны, количеств. и качеств. изменения нельзя метафизически отождествлять друг с другом. Такого рода отождествление можно, напр., обнаружить в выдвигаемых совр. правыми социалистами доктринах "врастания капитализма в " и "социализации капитализма", в к-рых процесс перехода от капитализма к социализму представляется в виде частичных преобразований, реформ, оставляющих неприкосновенными капиталистич. строй и его экономич. основу – частную на средства произ-ва. Поводом для смешения качеств. превращений и количеств. изменений нередко служит их нек-рая относительность, особенно в многоуровневых системах. В таких системах при сохранении качества системы в целом практически непрерывно происходят скачки более мелкого масштаба, относящиеся к ее подсистемам и элементам. Примером скачка подчиненного порядка является постепенный переход от первой стадии капиталистич. развития (свободной конкуренции) к монополистич. стадии. По отношению к осн. качеству скачки подчиненного порядка выступают в виде количеств. изменений, ибо существ. св-ва (параметры) системы остаются при этом неизменными. Именно с такого рода относительностью (имеющей характер конкретной истины) связано отсутствие "абсолютных разграничительных линий" между самими качеств. различиями.

Др. методологич. требование, вытекающее из закона П. к. и. в к., состоит в том, что науч. познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логич. и математич. операций сведéния и выведения, когда преследуется объяснить нек-рые св-ва новой системы (напр., для объяснения устойчивости нек-рых биохимич. соединений в клетке привлекают данные квантовой химии). Но смешение понятий методологич. сведéния с логич. и математич. приемами сведéния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

Большой науч. представляет выявление специфики действия закона П. к. и. в к. в сфере познават. деятельности. В пределах чувств. отражения и эмпирич. уровня познания существуют многочисл. качеств. переходы, определяемые движением по предмету исследования. Наиболее существенны здесь переход от ощущений к , от эмпирич. уровня познания – к теоретическому, от эмпирич. данных – к выдвижению гипотез, от гипотез – к теориям; все эти переходы можно рассматривать как диалектич. скачки. Скачками являются, конечно, науч. открытия, революц. перевороты в науч. мысли. В различных науках на начальных этапах исследований применяются т.н. качеств. методы, к-рые позволяют определить качеств. различия и специфику предметов исследования глобально, без точного знания их количеств. соотношения. Таковы методы качеств. анализа в химии и физике. Качеств. методы широко применяются в различных разделах совр. математики (напр., качеств. дифференц. и интегро-дифференц. уравнений в математич. анализе). Дальнейшее познания состоит в том, что качество все более глубоко и точно начинает исследоваться количеств. методами с применением аппарата математики.

Эффективность применения математики зависит как от степени теоретич. зрелости спец. наук, так и от совершенствования самих математич. методов, позволяющих отобразить все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений.

Закон П. к. и. в к. имеет огромное науч. и практич. значение в связи с анализом проблемы перехода от социализма к коммунизму. Сам по себе этот переход представляет скачок всемирно-историч. масштаба и в своем результате охватывает все осн. стороны жизни совр. общества. В свою очередь, осуществление этого скачка предполагает целую совокупность скачков меньшего масштаба, различающихся как по сферам обществ. жизни, к к-рым они относятся (переход к коммунистич. материальной базе произ-ва, формирование гармонически развитой личности, расширение социалистич. демократии и т.д.), так и по уровням социальной системы, на к-рых реализуются эти скачки (скачки междунар. масштаба, связанные с укреплением мировой социалистич. системы; скачки в масштабе гос-ва, в масштабе отд. социальных групп и т.д.). Науч. руководство обществ. развитием требует учета и анализа всех этих разнообразных скачков и отыскания оптимальных форм и способов их реализации. Теоретич. перехода от социализма к коммунизму опирается на два ряда обстоятельств: он учитывает реально существующие противоречия обществ. развития и отыскивает такие пути и формы перехода, к-рые обеспечивают разрешение этих противоречий; во-вторых, общая линия перехода к коммунизму опирается на сознательно формулируемые обществом цели движения. Общее всех этих проблем предполагает построение целостной модели социального организма в двух планах: как модели актуально существующей социальной системы и как модели общества будущего. Совокупность этих моделей и создает теоретич. базис науч. управления обществом. Такие модели должны строиться совокупными усилиями всех обществ. наук.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 37, 44, 128–32; его же, Диалектика природы, там же, с. 360, 385–90, 547–48, 564, 567–71, 573–74, 600, 608–09; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 97, 111, 279, 358; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 388; т. 2, М., 1956, с. 610; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, Собр. соч., т. 1, М.–Л., , с. 144–90; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.–Л., 1930; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; Дудель С. П., Законы материалистич. диалектики, М., 1958; Свидерский В. И., К проблеме многокачественности явлений, "Вестн. ЛГУ. Серия экономики, философии и права", 1958, No 17, вып. 3; Лем Г. П., О переходе от старого качества к новому в обществ. развитии, М., 1958; Зародов К. И., О формах перехода различных стран от капитализма к социализму, М., 1959; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960, гл. 3; Овчинников Η. Φ., Качество и , "ВФ", 1960, No 6; Πахомов Б. Я., О характере качеств. изменений, "ФН" (НДВШ), 1962, No 4; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963, гл. 1, § 6, 7, гл. 2, § 1; Ρозенталь М. М., Ленин и диалектика, М., 1963; Украинцeв Б. С., Ковальчук А. С., Чертков В. П., Диалектика перерастания социализма в

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ

КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Качество - это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других. Качество как философская категория служит для обозначения специфичности вещей, явлений окружающего нас мира.

Качество есть то, что делает предметы или явления тем, что они есть, данными, а не другими. Так, говоря о форме движения материи, мы отмечаем в ней такие стороны, которые придают ей специфику, указывают на ее отличие от других форм движения материи. Жизнь как известно, есть способ существования белковых тел, основной функцией которых является обмен веществ путем питания и выделения и которые обладают также такими свойствами, как раздражимость и сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение и размножение.

Общественные явления также всегда носят определенный характер, отличающий каждое из них от других общественных явлений. Так, говоря о феодализме, капитализме или о социализме как об определенных формах общественной жизни, мы выделяем то существенное, особенное, что раскрывает характер каждого общественного строя и тем самым отличает один общественный строй от других. Признаки социалистического общества - такие, как общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации, распределение произведенных продуктов по количеству и качеству труда, товарищеское сотрудничество и социалистическая взаимопомощь трудящихся в процессе производства, - указывают на коренные отличия социалистического общества от обществ, базирующихся на частной собственности на средства производства, на эксплуатации человека человеком.

Качество обнаруживает себя через свойства в процессе взаимосвязи предметов и явлений, а органическое единство свойств образует данную качественную определенность предмета или явления. Однако качество и свойство неравнозначны. Качество есть целостная характеристика вещи или явления, тогда как свойство раскрывает вещь или явление с какой- либо одной стороны.

Качество одних предметов или явлений обнаруживается во взаимодействии их с другими предметами или явлениями. Качество не есть нечто такое, что существует самостоятельно, независимо от самих предметов или явлений. "...Существуют не качества, - указывал Энгельс, - а только вещи, обладающие качествами..." .

Качество указывает на границы, отделяющие одни предметы и явления от других. Однако необходимо иметь в виду, что эти различия не абсолютны, "Центральным пунктом диалектического понимания природы, - писал Энгельс, - является признание той истины, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение..." .

Относительный характер качественной определенности вытекает из природы самой материи, ее непрестанного движения и изменения, перехода от одних форм существования к другим. Например, различные сорта пшеницы одного и того же вида или различные породы крупного молочного скота или свиней качественно различаются друг от друга, но в то же время они имеют и общие видовые черты. В еще большей степени это можно сказать о различных видах животных и растений, входящих в один и тот же род, и т.д. Как ни разнятся между собой животные и растительные организмы, но и в них есть очень много общих свойств, объединяющих их как живые формы материи в отличие от неживых. Материя качественно многообразна, но и едина.

Многообразие форм качественной определенности связано с многообразием форм движения материи, ибо каждое качество связано с определенной формой движения. Так, общепринятое в науке деление явлений природы на физические, химические и биологические указывает на три качественно различные формы движения материи.

Качество объективно присуще предметам и явлениям. В противоположность метафизическим и идеалистическим философским системам, считающим качество субъективной категорией, зависящей только от человека и его ощущений, диалектический материализм считает качество объективно реальным.

Говоря о красном, теплом, твердом и различных других свойствах предметов или явлений, мы лишь выражаем объективно присущие предметам и явлениям качественные определенности. Ощущение - это субъективный образ объективно существующих предметов, в ощущении отражаются объективные свойства воспринимаемых предметов.

Из того факта, что качество предметов отражается в ощущениях, некоторые философы делали и делают вывод, что все качества или некоторые из них суть не больше, как наши субъективные ощущения. Так, еще английский философ XVII в. Джон Локк разделил все качества на так называемые первичные и вторичные. Цвет, звук, вкус Локк считал вторичными, субъективными качествами, существующими постольку, поскольку существует человек. И лишь такие качества, как протяжение, фигура, непроницаемость, движение, покой, Локк считал первичными, имеющими объективное значение, неотделимыми от самих предметов. Положение Локка о субъективности вторичных качеств есть идеалистическое положение, стремящееся доказать зависимость качеств материального мира от человеческого сознания.

Наиболее резко субъективистское понимание качества выступило у таких представителей субъективно-идеалистического направления в философии, как Беркли, Юм н их последователи, Мах, Авенариус и другие махисты. Сводя предметы и явления материального мира к комбинации или комплексу ощущений, субъективные идеалисты тем самым и качества предметов рассматривали как свойства человеческого сознания. Идеологи современного американского империализма, представители различных субъективно-идеалистических направлений в Америке и Европе также отрицают как объективный характер качественной и количественной определенности предметов н явлении, так и закон перехода количественных изменении в качественные. Так, английский философ Фейблеман в своей книге "Христианство, коммунизм и идеальное общество" заявляет, будто "качество связано с ощущением, а количество - логическое понятие и говорить об их переходе - бессмысленно".

В действительности качества вещей объективны, они неотделимы от самих предметов реального мира, отражаемого вашим сознанием.

Такова качественная определенность предметов и явлений. Что же представляет собою количество?

КОЛИЧЕСТВО - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества; так, молекула одной вещества может отличаться от молекулы другого различным числом одинаковых атомов, например кислород (О2) и озон (О3), Атомы отличаются один от другого количеством входящих в их состав электронов, протонов и нейтронов. В общественной жизни также наряду с качественной стороной есть и количественная сторона. Так, один тип общества отличается от другого не только характером производственных отношений, но и уровнем развития производительных сил, темпами роста промышленности, размером личного и национального дохода и т. д.

Утверждение в СССР социалистического способа производства означает не только коренное изменение характера производственных отношений (смену капиталистических производственных отношений - отношений господства и подчинения - социалистическими производственными отношениями - отношениями сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации работников), но и невиданный в истории но объему и темпу рост промышленности и сельского хозяйства, невиданный подъем благосостояния и культуры трудящихся.

Количественная сторона предметов, явлений чрезвычайно многообразна. В одном случае количество выступает как число, и мы говорим: десять, сто или тысяча машин. В другом случае оно означает степень сравнения, и мы говорим, например, о более высокой производительности труда. В третьем оно выражает пространственные отношения: высоту, длину, ширину и т. д. Количество указывает и на многие другие отношения.

Каждый предмет или явление имеет свою, характерную для него, количественную определенность. Так, каждому химическому элементу присуща своя количественная характеристика: свои атомный вес, свой заряд, свой атомный объем и т. д. Каждый общественный строй характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и т. д.

Количество, как и качество, объективно; оно неотделимо от самих предметов, явлений. Нет количества вообще, а сеть предметы, обладающие теми или иными количественными характеристиками. Понятия числа и фигуры, говорит Энгельс, взяты не откуда-нибудь, а только из мира действительности. Прежде чем сложились у людей понятия числа и фигуры, должно было существовать определенное количество однородных предметов, должны были существовать вещи, плюющие определенную форму.

Количество нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к предметам и явлениям, количество, как и качество, выражает их существенную сторону. Температура является для воды неотъемлемым свойством ее физического состояния; определённое соотношение количества водорода и кислорода характерно для ее химического состава. Однако до определенного предела количественные изменения не вызывают изменения качества предмета. Так, повышение температуры воды от 0° до 100° (но Цельсию) не изменяет агрегатного состояния воды. В общественных явлениях известные количественные изменения также не влияют на качество. Так, капиталистический характер предприятия не изменяется от замены одного капиталиста акционерной компанией.

Всякое качество имеет много количественных градации, например оттенки цветов. С другой стороны, количество полно качественных различий. Так, единица выступает как самое простое число, и вместе с тем она содержит в себе многообразие. Она - основное число всей системы положительных и отрицательных чисел, выражение всякого числа, возведенного в нулевую степень, значение всех дробей, у которых числитель и знаменатель равны между собой, и т. д.

Таковы общие черты количественной определенности предметов и явлений.

ЕДИНСТВО КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СТОРОН ЯВЛЕНИЙ. Количество и качество - диалектически взаимосвязаны друг с другом; в объективной действительности качество и количество неотделимы друг от друга. Это органическое единство качественной и количественной определенности составляет меру данного предмета или явления.

Понятие меры отражает тот факт, что каждый предмет, каждое явление имеют свое соотношение количества и качества.

Мерой выражаются границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которых предметы, явления остаются сами собой. Так, для льда при обычном атмосферном давлении мерой является температура ниже 0° но Цельсию, для жидкого состояния воды - температура от 0° до 100°, для кипения при нормальном атмосферном давлении - 100°.

Мерой для стадии яровизации растений является определенная температура, действующая на растение в течение определенного времени. Так, установлено, что озимая пшеница "новокрымка" при прочих необходимых условиях (влажности почвы и т. п.) для прохождения стадии яровизации нуждается в температуре равной 0° в течение 35 дней.

Моменты перехода от одной меры к другой в философской литературе называют "узлами" или "точками" перехода из одного состояния в другое, а всю цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим называют "узловой линией меры". Энгельс отмечает такие, например, узлы, поворотные пункты в развитии природы, как переход от механики масс к механике молекул, от обыкновенного химического действия к химизму белков (жизни).

Исторически последовательная смена одного общественного строя другим: первобытнообщинного - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодального - капиталистическим и капиталистического - социалистическим, так же есть не что иное, как конкретное выражение перехода количественных изменений в качественные в процессе общественного развития.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, как же протекает, осуществляется процесс перехода количественных изменений в коренные, качественные.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ В ПРИРОДЕ. В природе, писал Энгельс, все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения. "Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, - что имеет место почти всегда, - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела" .

При этом качественные и количественные изменения в природе всегда происходят в результате взаимодействия предметов и явлений. "Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне" .

Так, изменения физических свойств предметов представляют собой качественные изменения, вызванные количественными изменениями. Например, постепенное нагревание металла сначала не влияет на его физическое состояние, но как только температура достигает известна границы (для меди - 1 083°С, для свинца - 327°С), совершается резкий переход в новое физическое состоящее: твердый металл становится жидким. "Одним словом, - пишет Энгельс, - так называемые константы физики есть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное {изменение} прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество" .

То же можно сказать и о химических свойствах. Химию, говорит Энгельс, можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Например, два атома азота и один атом кислорода дают соединение, называемое веселящим газом (N2О). Два атома азота, взятые с пятью атомами кислорода, образуют азотный ангидрид (N2О3) - твердое тело.

Великий русский ученый Менделеев обнаружил, что с изменением такого количественного признака, как атомный вес, меняется качество химических элементов. Это открытие позволило Менделееву составить периодическую систему элементов и предсказать свойства тех из них, которые в то время еще не были открыты наукой. Дальнейшее изучение свойств элементов показало, что их отличия в атомном весе связаны с отличием в величине положительного заряда ядра, численно равного порядковому номеру элемента, а количественные изменение положительного заряда на единицу ведут к качественным изменениям, к переходу от одного элемента к другому. Так, положительный заряд ядра атома водорода равен единице, гелия - двум, лития - трем, бериллия - четырем и т. п.

Диалектическая закономерность перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.

Биология доказывает, что развитие живых форм нельзя сводить только к постепенным накоплениям незначительных изменений. Виды животных и растений представляют собой взаимосвязанные звенья в развитии органической природы. Грани между видами, несмотря на их относительность, указывают на те качественные различия, которые отделяют один вид от другого. Поэтому образование новых видов есть переход от старого качественного достояния к новому.

Раскрывая диалектическое единство единичного и общего, прерывного и непрерывного, единства количественных и качественных изменений в развитии животных форм, один из творцов научной биологии К. А. Тимирязев, справедливо говорил, что "совокупность органических существ представляет несомненную цепь, но именно цепь из отдельных звеньев, а не непрерывную нить..." . В другом месте, подчеркивая объективный характер единства прерывного и непрерывного в развитии жизни, К. А. Тимирязев писал: "Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою" .

Примером перехода количественных изменений в качественные может служить также образование клеток из живого вещества, не имеющего клеточной структуры.

Процесс образования клетки - это ряд накоплений, ряд промежуточных образований из живого неклеточного вещества. Постепенное изменение живого вещества под влиянием физико-химических внешних и внутренних факторов приводит к тому, что создаются новые качественные образования, возникает клетка, происходит переход количественных изменений в качественные.

Так естествознание подтверждает тот взгляд на развитие, по которому постепенное накопление мелких, незначительных, количественных изменений неизбежно приводит в конце концов к изменениям коренным, качественным.

Переход количественных изменений в качественные в развитии общества. История человечества неопровержимо доказывает, что и в общественной жизни развитие идет путем перехода количественных изменений в коренные, качественные.

Выясняя сущность капиталистической системы хозяйства, Маркс показал, что владелец денег только при том условии превращается в капиталиста, если сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей владельцу освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы. "Здесь, как и в естествознании, - отмечает Маркс, - подтверждается правильность того закона... что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия" .

Одним из проявлений закона перехода количественных изменений в коренные, качественные в общественной жизни является также смена одного способа производства другим, медленное накопление многообразных противоречий в период так называемого мирного развития и разрешение этих противоречий во время общественного переворота, во время революции. Так, в условиях капитализма сначала происходит процесс накопления элементов, или предпосылок, для революционной замены его социализмом (нарастание свойственных капитализму противоречий, рост пролетариата, рост его сознательности и организованности, постепенное накопление опыта революционной борьбы масс и т. д.), а затем наступает период коренных, качественных изменений, период революционного преобразования капиталистического строя в социалистический строй (свержение существующей власти и создание новой власти, замена старых производственных отношений новыми и т. д.).

Переход единоличных крестьянских хозяйств на путь колхозного социалистического хозяйства в нашей стране также может служить примером перехода количественных изменений в коренные, качественные. Уже на первой стадии колхозного строительства, когда производство в колхозах опиралось преимущественно на крестьянский инвентарь, объединение известного числа индивидуальных крестьянских хозяйств в одно общественное хозяйство, простое сложение крестьянских орудий производства означало качественное изменение в сельском хозяйстве.

Объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы привело не только к тому, что утвердилось новое качество, новый способ производства, но и к тому, что это новое качество повлекло за собой новые количественные изменения - расширение посевных площадей, повышение производительности труда и т. д.

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания в области идеологии. Так, в развитии философии ярким примером перехода количественных изменений в коренное, качественное изменение является возникновение философии марксизма, которое, будучи настоящей революцией в философии, не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления того запаса знаний, который был создан в процессе развития философии в домарксистский период.

Выясняя природу перехода количественных изменений в качественные, необходимо также иметь в виду, что новая качественная определенность предмета или явления, образовавшаяся в результате постепенных количественных изменений, обуславливает вместе с тем новую количественную определенность. В общественной жизни это выражается в том, что каждый новый способ производства, будучи новым качественным состоянием общества, неотделим от новых количественных проявлений. Так, например, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, быстрый рост благосостояния и культуры трудящихся СССР обусловлены не чем иным, как природой социалистического строя, его основным экономическим законом, его преимуществами перед строем капиталистическим.

Таким образом, переход количественных изменений в коренные, качественные изменения - это всеобщий закон, он проявляется и в развитии природы, и в развитии общества, и в развитии познания.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ. Марксистская диалектика исходит из того, что движение, развитие имеет двоякую форму: эволюционную и революционную.

В. И. Ленин писал, что действительная история природы и общества включает в себя различные тенденции: и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности.

"... С точки зрения диалектического метода, - говорит И. В. Сталин, - эволюция и революция, количественные и качественные изменения, - это две необходимые формы одного и того же движения" .

В предметах, явлениях всегда есть новое и старое. Эволюционная форма развития означает постепенное количественное изменение. Революционная форма развития - это переход в новое качественное состояние. Эволюция подготовляет условия для революции, а последняя завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе.

Существо двух форм движения в общественной жизни видно на примере борьбы рабочего класса России в период, предшествовавший революции 1905 г., и во время ее развертывания, а также в годы, предшествовавшие революции 1917 г., и в самом ходе Февральской и Великой Октябрьской революций. В предреволюционные годы пролетариат ограничивался отдельными выступлениями - забастовками, созданием профсоюзов и других пролетарских организаций, накоплением сил и их организацией. Это-- полоса более или менее "мирного" развития. В 1905 г. пролетариат взялся за оружие и пошел в решительную атаку на реакцию. Эволюция сменилась революцией. То же произошло в феврале 1917 г., а затем в классической форме в дни Октябрьского переворота.

Процессы перехода эволюционной формы движения в революционную имеют место и в жизни природы. Так, научная биология рассматривает эволюцию как накопление организмами под воздействием окружающих условий их жизни новых свойств, новых признаков. Эволюция подготавливает условия для образования нового вида, новой формы живой природы. Революционная форма движения в органической природе - это также скачки, повороты в развитии живых форм, переходы от одних стадий развития индивидов к другим, а также от одних сортов, пород, видов к другим.

Таким образом, эволюция соответствует количественным изменениям, происходящим в процессе развития, а революция - коренным, качественным.

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями Эта тема заслуживает особенно пристального внимания, поскольку, как мы увидим, изобретение алфавита послужило длительным стимулом для

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

32. Категории и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует внутренний «механизм» движения и развития вещей, показывает, с чего начинаются эти изменения и

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии Количество - это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

Глава двадцать третья ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Глава VI. РАЗВИТИЕ: ПРОЦЕСС ВЗАИМНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Три основных закона диалектики образуют систему, детерминирующую процесс развития материального объекта в целом. Знание этих законов дает целостную картину развития любого

Из книги Системная философия автора Телемтаев Марат Махметович

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

1.3. Закон и принципы развития. В системной философии деятельность человека или человеческого сообщества, группы людей рассматривается, как деятельность по выживанию, сохранению и развитию комплексного потенциала человека (человеческого общества). Будем считать для

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

6. Закон перехода количественных изменений в качественные Важное место в системе всеобщих законов диалектики занимает закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.В предыдущей главе уже было показано, как в ходе философских дискуссий 30-х годов были

Из книги автора

2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В противоположность метафизике марксистская диалектика учит, что мир представляет собой связное, единое целое, по отношению к которому каждое отдельное явление, каждая отдельная

Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей)

Законы диалектики.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить эту тождественность. Противоречие, борьба между едиными -тождественностью и отличием - приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Скачок присущ любой материальной системе – это переход системы от одного качества в другое. Скачок – это момент или стадия. Различают скачки:

По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

По времени протекания – скачок-взрыв и постепенный скачок, свойственный системам с гибкой структурой;

Одинарные и комплексные;

Коренные и некоренные скачки;

Глобальные и локальные;

Необходимые и случайные;

Прогрессивные, регрессивные и одноуровневые.

Закон единства и борьбы противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Изменение качества в своей основе – это прибавление или убавление вещества, энергии. Но существует и обратный процесс: качество в количество. При этом качество:

1. определяет характер и направление количественных изменений,



2. оказывает существенное влияние на скорость протекания количественных изменений,

3. определяет меру данного явления.

Таким образом, закон обусловливает качественные изменения количественными и в своей определяемости количества качеством. Качество – это свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Любая материальная система обладает значительным количеством свойств. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – на феноменологическом уровне, на сущностном уровне – качество – это целостность, тождественная внутренней определённости объекта.

Качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности.

Каждая категория дополняет друг друга и понимаема в совокупности качество через количество и наоборот (количество как степень развития качества). Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Мера – как взаимосвязь количества и качества.

Всякий предмет имеет:

Меру непосредственного бытия (например, жидкое состояние воды);

Субстанциональную меру (структурная организация системы: на химическом уровне вода – Н 2 О).

Мера выражается числом (безмерность это тоже мера, но деформированная в количественное отношение). Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса .

Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.

Формулировка и содержание закона

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности . Категория «качество » обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть . Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи - значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством .

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество - развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству .

При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике . Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества .

Примеры меры и скачка

В синергетике

В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р. Том, Франция; В. И. Арнольд , Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ

Каждая вещь обладает бесчисленным множеством свойств, которые указывают на ее сходство с другими вещами и на ее отличие от них. Свойства, присущие вещи, характеризуют ее с двух сторон: одни показывают то, что собой представляет вещь, другие выражают ее величину.

Совокупность свойств, указывающих на то, что собой вещь представляет, чем она является, составляет ее качество. Совокупность же свойств, характеризующих величину вещи ее размеры, составляет количество.

Каждый предмет обладает своим, присущим только ему качеством. Но он обладает не только этим специфическим качеством, но и бесконечным множеством других качеств, общих с другими предметами. Например, человек обладает качествами протяженности, тяжести, обмена веществ, наследственности и т. д. Эти качества характеризуют не только человека, но и другие тела, они, по существу, являются качествами материи вообще, вещества вообще, живого вообще и т. д. Когда говорят о качестве предмета, имеют в виду обычно специфическое качество данного предмета, которое у него всегда одно.

Наряду с качеством, каждая вещь обладает и количественными характеристиками, они обязательно имеют какую-то величину, какой-то объем, массу и т. д. В обществе, например, имеется определенная степень развития производительных сил и производственных отношений, количество населения, количество производимых продуктов и т. д.; химическое вещество может быть в количестве одной молекулы, 100, 1000 молекул, одного грамма, одного килограмма и т. д. Вода может иметь температуру 10 о С, 20 о С, 30 о С и т. д., здание может иметь 1, 2, 3 и т. д. этажа. По мере развития науки происходит переход от качественного описания явлений к выражению их в точной количественной, математической форме. Одно дело такая характеристика воды, как более холодная или менее холодная, и другое дело - точное измерение ее термометром.

Вплоть до начала XIX в. в физике преобладало качественное описание явлений электричества. В дальнейшем происходит познание количественных характеристик, отношений электрических явлений, выражаемых в форме, например, закона Ома, Джоуля, а еще позднее в 60 - 70 гг. в математической теории электрических явлений - электродинамики Максвелла.

Будучи связано с относительным покоем, качество всегда обладает определенной устойчивостью, количество связано с абсолютным движением, в силу чего оно постоянно меняется - возрастает, уменьшается. Однако изменения количественной стороны имеют определенные рамки или границы. То или иное тело можно увеличивать или уменьшать, но не безгранично, в частности, дойдя при делении до одной молекулы, мы получим новое качество. Об одной молекуле, в частности, нельзя сказать, находится ли она в жидком, твердом или газообразном состоянии. Далее, любой материал может выдерживать разнообразные нагрузки на растяжение, сжатие, сдвиг и т. п., но до определенных границ, перейдя которые материал разрушается.

Эти границы количественных изменений, возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет обладает определенной мерой, в которой выражается единство качества и количества.

Например, мера воды как жидкости при нормальном давлении выражается в температурных границах от 0 о С до 100 о С по Цельсию.

Если будет нарушен нижний предел (0"), вода превратится в лед, если температура превысит верхнюю границу - жидкость превратится в пар. Далее, натрий, как жидкость, существует в границах от 97 о С до 880 о С, железо - от 1 530 о С до 2 840 о С, вольфрам от 3 370 о С до 4 830 о С. Еще более жестко фиксирована мера в химических и ядерных процессах. Например, Н - атомарный водород, H 2 - новое качество - молекулярный водород, H 2 O - опять новое качество - вода.

В ядерных процессах увеличение заряда ядра на единицу дает новый химический элемент, увеличиться на 0,5 или другую часть единицы заряд ядра не может. Это элементарный заряд, и если он прибывает или убывает на единицу или другое целое число, то происходит возникновение нового элемента.

Границы меры могут быть и менее определенными можно с точностью, скажем, до одного километра установить, где кончается атмосфера и начинается межпланетное пространство, весьма растяжимы и неопределенны границы климатических зон, например, умеренной, субтропической, тропической. То же самое можно сказать о временах года: невозможно указать день, а может быть, неделю или месяц, когда кончилась осень, началась зима и т. п.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИИ

Как указывалось ранее, предметы, вещи не являются вечными, неизменными. Они изменяются, и это изменение происходит таким образом, что преобразование качества вещи обусловливается соответствующими количественными изменениями, выходом последних за рамки меры.

Допустим, что мы сообщаем какому-либо телу горизонтальную скорость на высоте двух километров. (Здесь мы пренебрегаем сопротивлением воздуха). Если эта скорость равна 1000, 2000, 7000 м/сек вплоть до 7910 м/сек, то оно упадет обратно на Землю.

Но если скорость достигнет 7911 м/сек, то тело не упадет на Землю, а превратится в ее спутника. Произойдет качественное изменение: земной полет превратится в космический. При дальнейшем увеличении скорости тело будет вращаться по все более вытянутым орбитам-эллипсам. При скорости 11 188 м/сек тело все еще будет вращаться вокруг Земли, но при скорости 11 189 м/сек произойдет новый скачок: тело оторвется от Земли *.

Как указывал Ф. Энгельс, величайший триумф этот закон празднует в области химии. "Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, весьма определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода" **.

* См.: А. А. Штернфельд. К закону перехода количественных измениний в качественные. "Вопросы философии", 1960, N 7, стр. 111.

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 387.

Блестящим подтверждением истинности закона перехода количественных изменений в качественные является периодический закон Д. И. Менделеева, согласно которому свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины их атомных весов.

Как и другие законы диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, т. е. он действует не только в природе, но и в человеческом обществе. Например, объединение отдельных самостоятельных товаропроизводителей означает не просто сумму их; оно приводит к возникновению нового качества - кооперации.



Глубокие качественные изменения, связанные с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, обусловливаются предшествовавшими количественными изменениями в развитии производительных сил, постепенным обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами.

До сих пор мы говорили о переходе количественных изменений в качественные. Но качественные изменения, в CBOIO очередь, приводят к новым количественным изменениям, т. е. не только количество превращается в качество, но и качество - в количество.

Если увеличение заряда ядра атома приводит к возникновению нового качества, т. е. нового элемента, то, в свою очередь, этот новый элемент обладает другими количественными характеристиками.

Например, увеличение заряда ядра атома натрия на единицу превращает его в магний. Но магний имеет другие количественные характеристики: если натрий одновалентен, то магний двухвалентен, он имеет другую точку плавления и точку кипения, иную плотность, у магния слабее выражены металлические свойства, чем у натрия, он менее химически активен и т. д.

Селекционеры выводят новые сорта растений и породы животных, которые, являясь новым качеством, обладают и иными количественными характеристиками. Скажем, увеличивается яйценосность у кур, скорость роста у свиней, овец, телят, количество зерен в колосе пшеницы и т. д.

В обществе возникновение новой общественно-экономической формации приводит к новым количественным характеристикам.

Например, при социализме более быстрый рост производительных сил, науки, культуры, иная общественная активность трудящихся, т. е. и здесь новое качество приводит к новому количеству.

Одно из основных направлений повышения эффективности производства в промышленности, говорится в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, - это "существенное повышение качества производимой продукции и, соответственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи. В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше - это почти всегда означает и больше. Один современный станок с программным управлением заменяет десяток станков устаревшей конструкции, один большегрузный автомобиль - несколько обычных грузовиков, один самолетный двигатель с повышенным ресурсом два-три двигателя прежнего типа" *.

*Л. И. Б р е ж и е в. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1971, стр. 73.

Если от отдельных примеров перейти к рассмотрению развития явлений на более длительном отрезке времени, то оно предстает перед нами как единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. Количественные изменения - это изменения, происходящие при сохранении данного качества и поэтому непрерывные. Но непрерывность изменений рано или поздно приводит к прерывности, к смене одного качества другим. Новое качество дает начало новым количественным изменениям и т. д.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает механизм развития.

Развитие живой природы представляет собой лестницу качественных ступеней: мелкие, накопляющиеся количественные изменения в рамках данного вида приводят со временем к образованию нового вида. Затем идет опять количественное развитие этого вида, которое приводит снова к качественным превращениям в другой вид и т. д.

СКАЧОК КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОДНОГО КАЧЕСТВА ДРУГОЕ

Переход количественных изменений в качественные совершается путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку, к новому качеству. Скачок есть процесс перехода количественных изменений в качественные, т. е. процесс перехода от старого качества к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.

Качественное многообразие существующих в объективной действительности вещей, явлений обусловливает многообразие скачков. Однако все скачки можно свести к двум видам: скачки, осуществляющиеся в виде взрыва, и скачки, осуществляющиеся в виде постепенного преобразования одного качества в другое. Вид скачка зависит как от характера меры, т. е. большей или меньшей ее определенности, так и от внешних условий. В том случае, если качество предмета жестко связано с определенным количеством, как это имеет место, например, в химических и многих физических процессах, то изменение качества происходит не путем постепенного накопления количественных изменений, а путем разового уничтожения старого качества и возникновения нового. При этом количественные и качественные изменения могут происходить одновременно.

Например, при радиоактивном распаде уменьшение заряда ядра на две единицы одновременно является и количественным и качественным изменением, превращением одного элемента в другой.

В химических превращениях изменение количества атомов в молекуле одновременно и сразу означает также и качественное изменение вещества.

В тех случаях, когда мера предмета допускает различные количественные характеристики, то качественное изменение наступает после предварительного накопления количественных изменений.

При этом сам скачок может происходить также путем разового уничтожения старого и возникновения нового. К этому типу скачков относится переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, упомянутый нами выше пример превращения земного полета в космический и т. п.

Скачки, в ходе которых новое качество появляется в результате разового и кратковременного уничтожения старого качества и возникновения нового, можно назвать скачками-взрывами.

В тех случаях, когда мера предмета менее определенна, процесс выхода за ее пределы, т. е. процесс скачка становится менее фиксированным во времени и пространстве.

Так, например, для того чтобы то или иное химическое тело превратилось в звезду, необходима минимальная масса, при которой внутри этого тела создаются такое давление и температура, когда становятся возможными термоядерные реакции превращения водорода в гелий. Тело, имеющее массу выше минимальной звезда, ниже - холодное тело (планета). Скачок здесь менее определен в смысле количества массы, давления.

Другой пример. Процесс превращения зимы в весну протекает постепенно. Это связано опять-таки с объективными менее определенными границами зимы и весны. Такие же по типу скачки имеют место при переходе от атмосферы к космическому пространству, от дня к ночи, от одного вида животных и растений к другому и т. д.

Во всех этих скачках переход от одного качества к другому происходит медленно. Этот тип скачка можно назвать постепенным скачком.

Таким образом, скачок в виде взрыва происходит в более короткое время по сравнению со скачком в виде постепенных изменений. Разумеется, кратковременность скачка в виде взрыва относительна. Во многих физических и химических процессах взрыв может длиться секунды или доли секунды, тогда как, скажем, в общественных явлениях скачок в виде взрыва может занимать месяцы и годы. Такими скачками-взрывами были Великая французская революция 1789 - 1793 rr., Великая Октябрьская революция 1917 г.

Скачок в виде постепенного качественного изменения отличается от постепенности количественных изменений. Скачок всегда длится меньше времени по сравнению с предшествовавшими ему количественными изменениями. Скачок есть переход от старого качества к новому, тогда как количественные изменения всегда происходят в рамках старого качества. Количественные изменения есть непрерывные изменения, а скачок представляет собой всегда перерыв постепенности, непрерывности.

Несколько слов о начале периода скачка и его окончании. Скачок начинается тогда, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Этот выход легко устанавливается, когда сама мера точно определенна. Например, атомарный водород Н, соединение двух атомов водорода означает выход за пределы меры и образование молекулярного водорода H 2 . Далее, увеличение скорости даже на 1 м/сек, как мы уже видели, превращает земной полет в космический. Если же мера в той или иной степени неопределенна, то неопределен и момент начала скачка. Это имеет место, например, при переходе зимы в весну. Но и здесь начало скачка - это начало превращения старого качества в новое, а его конец - завершение этого процесса. Таким образом, период скачка - это время, когда тело начало утрачивать одно качество, но не приобрело еще нового качества.

Различие между количественными и качественными изменениями, разумеется, не абсолютно. То, что в одном отношении является количественным изменением, т. е. не затрагивающим качество вещи, в другом отношении может быть качественным изменением. Для определения того, с качественным или количественным изменением мы имеем дело, следует всегда иметь в виду, о каком качестве идет речь.

Так, например, если мы будем рассматривать развитие природы, то переход от одной формы движения к другой является качественным изменением; изменения же внутри отдельных форм являются количественными. Вместе с тем в каждой из форм движения материи существуют качественно различные явления, и потому переход, скажем, от одноклеточных организмов к многоклеточным будет скачком, качественным изменением. По отношению к одноклеточному организму все различия в рамках многоклеточных организмов будут количественными. Если же мы возьмем качество в еще более узком плане, то среди многоклеточных организмов мы найдем ряд качественно различных типов. Так, хордовые качественно отличаются от низших типов животных, и в этом отношении все различия внутри хордовых, например, между бесчерепными и позвоночными будут количественными и т. д.

Поэтому когда ставят, например, вопрос, имеется ли качественное изменение при переходе от домонополистического капитализма к империализму, то на этот вопрос ответить однозначно нельзя.

Дело в том, что неясно, о каком качестве идет речь. Если имеется в виду капиталистическая общественно-экономическая формация, то здесь нет качественного изменения. Формация остается одной и той же. Если же речь идет о домонополистическом капитализме как качестве, то переход к империализму означает качественное изменение. Вместе с тем имеются качественные различия внутри каждой из фаз развития капитализма и соответствующие скачки.

Итак, то, что в одном отношении является количественным, в другом отношении - качественным изменением, т. е. скачком.

Имея в виду эту относительность, Ф. Энгельс писал, что "в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 586.

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Проблема качества и количества и их взаимосвязи была поставлена уже в древней философии. Интересны в этом отношении рассуждения, приписываемые Эвбулиду. Он спрашивал, например, своих учеников: составляет ли одно зерно кучу? Ему отвечали: конечно, нет. Ну, а два зерна? - Нет. А три, четыре, пять и т. д. зерен? На каком-то этапе количественного увеличения приходилось все же признать, что в конце концов мы имеем кучу зерен.

Или: становится ли человек лысым, если он потерял один волос? - Нет. А два, три, четыре и т. д. Когда же он становится лысым? И есть ли качественное различие между зерном и кучей зерен, лысым и нелысым? Древние философы не смогли правильно разобраться в этом вопросе и пришли к выводу, что качественные различия между предметами являются лишь кажущимися. Как в данных случаях, так и в других имеются лишь количественные различия: куча это и зерен, зерно - это куча из одного зерна. Лысый и нелысый также различаются лишь количеством волос. "Все течет, все изменяется" - говорил древнегреческий философ Гераклит. Это правильно, но в потоке, в изменениях вещей нельзя упускать момент относительного покоя, качественной определенности вещей. Иначе диалектика может превратиться в софистику.

Так, в частности, случилось с древнегреческим философом Кратилом, который, абсолютизировав изменчивость вещей, пришел к метафизической точке зрения - отрицанию качественных различий вещей. Если Гераклит говорил, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку, то Кратил утверждал, что и одного раза нельзя войти в одну и ту же реку. Все настолько текуче, что ни о чем нельзя сказать что-либо определенное, так как пока мы говорим, предмет уже стал другим. Поэтому, как говорит предание, он предпочитал не называть предмет, а указывать на него пальцем.

Древнегреческий материалист Демокрит сводил все качественные различия вещей к различным комбинациям атомов, не понимая, что количество может переходить в качество, что предметы природы, несмотря на то, что состоят из одинаковых частиц, качественно отличаются один от другого. Взгляды Демокрита были дальше развиты в механистических и метафизических системах философов нового времени.

Закон перехода количественных изменений в качественные был впервые сформулирован Гегелем. Гегель дал критику метафизических представлений и развил диалектические идеи о связи, взаимном превращении количества в качество.

Однако учение Гегеля было идеалистическим. В диалектике понятий, отмечал В. И. Ленин, Гегель лишь угадал диалектику вещей, не больше. С точки зрения Гегеля количество и качество как моменты саморазвития идеи существовали до материального мира и независимо от него. Количественные и качественные изменения в природе и обществе являются лишь несовершенным выражением диалектики категорий количества и качества.

Такое понимание этих категорий приводило к тому, что на место действительных связей природы выступала связь, измышленная философом, создавалась так называемая натурфилософия, в которой отношение между природой и мыслью было перевернуто, где мысль диктовала связи и законы природе.

С возникновением марксистской философии, где было впервые дано научное материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные, стали предприниматься попытки исказить и извратить взгляды марксизма по данному вопросу.

Так, например, метафизик Дюринг называет путаными и туманными представления Маркса о том, что количество переходит в качество, и при этом подсовывает Марксу следующую мысль: "так как, согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то "поэтому аванс; достигший определенной границы, становится капиталом", - следовательно, прямо противоположное тому, что говорит Маркс" *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 127 - 129.

С точки зрения марксистской диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные - закон самой действительности; люди лишь открывают, познают его. Причем сам закон не определяет, какое количество превратится в то или иное качество. Это конкретное знание вытекает не из данного закона, а из изучения конкретных обстоятельств.

Превращение денег в капитал происходит не в силу закона перехода количественных изменений в качественные, а в силу конкретных экономических обстоятельств капиталистического общества. Например, при социализме никакое количественное увеличение денег не превратится в капитал, хотя, разумеется, и здесь в полной мере действует закон перехода количественных изменений в качественные.

Что касается современных буржуазных философов, то их отношение к диалектике вообще и к закону перехода количественных изменений в качественные крайне отрицательное и даже враждебное. При этом используется далеко не оригинальный прием: извращение содержания закона и соответствующих категорий, а затем дается их "критика".

В этом отношении типичны рассуждения американского философа Леффа: "Термин качество есть результат условности или личного суждения". И в подтверждение этому он приводит такие примеры: "Не имеется никакого средства проверить, что высота в 6 футов есть длинное, однако, 5 футов 8 дюймов - короткое, или что обладать меньшим, чем какое-либо количество волос,- означает быть лысым" *.

Здесь Лефф приписывает диалектическому материализму утверждение, что закон перехода количественных изменений в качественные определяет такой переход на данном числе дюймов, волос и т. д. На самом же деле, как мы видели, конкретные формы перехода количественных изменений в качественные в каждом отдельном случае определяются не законом, а конкретными условиями. В частности, в случае постепенного скачка не имеет смысла искать точно определенный момент, в котором совершается скачок, так как он растянут во времени, пространстве и т. д.

"Конечно, - признает далее Лефф, - изменение включает переход границы. Например, чтобы стать высоким, толстым и т. д., должен быть достигнут пункт, когда мы может так сказать... Но это не говорит о том, что весь процесс является процессом внезапной революционной трансформации" **.

Читая эти "опровержения", видно, как мало автор заботится об элементарной последовательности и логике. Действительно, "диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас" ***. Можно признать, противореча себе, и качественное изменение, и переход границы, но ни в коем случае не внезапные революционные трансформации. Причем, "внезапные революционные трансформации" - это очередное извращение Леффа, ибо, с точки зрения диалектического материализма, революционные изменения всегда подготавливаются предшествовавшими эволюционными изменениями и не являются внезапными.

* G. L e f f. Tyranny of concepts. А Critique of marxism, Alabama, 1969, р. 69

** Там же, р. 71.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, действующим в природе, обществе и познании. Он раскрывает существенные стороны "механизма" развития как единства количественных и качественных изменений, непрерывности и прерывности.

Закон существует в объективной действительности, а правильное его отражение в сознании является одним из принципов диалектического метода, который ориентирует на понимание развивающейся действительности во всей ее сложности, и служит верным орудием в борьбе с метафизическими теориями реформизма, ревизионизма, анархизма.