Известный русский драматург 19 века село останкино. Страшные сказки останкино

Останкино - один из интереснейших микрорайонов нашей столицы. В недалеком прошлом это -большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и Культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташкова в межевой книге по Московскому уезду за 1558 г. и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташкове своей жене, а затем одному из своих опричников - «немчину» Орту. В 1584 г. оно принадлежало дьяку В. Я. Щелкало- ву, а с 1617 г.-князю И. Б. Черкасскому". Предок рода Черкасских черкесский князь Семен Андроеович в XVI в. приехал на службу к московским государям", за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 г., в селе уже была красивая каменная церковь св. Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1743 г. деревня Осташкове, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью кн. Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможи, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует несколько предположений, но они являются неубедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок "розовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI в.) Останкино имело форму Осташково, Которое никак не связано со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и является ярким примером так называемой народной этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца, например Ивановское, Колычеве, Тропарево и др. Иногда село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Но ни одна из вышеназванных фамилий владельцев Останкина - Черкасские, Шереметевы, известных и знаменитых в свое время, ни название церкви не стало именем этого села.

В XV-XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие название по имени того, кому они принадлежали, вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остан (Останка, Останок) или Осташ (Остатка, Остаток). ЭТОТ ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня или Останкина (от имени Остаток или Останка). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени -Остан (Останка) и Осташ (Остаток) образованы от одного греческого имени Бвстафий. Со временем название Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII в., тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия дереВни Осташково в село Останкино.

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем , внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе редкие качества: тонкий художественный вкус, большой ум, широкое образование, к тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче Екатерины Ш. Детищем его ума, художественного вкуса и богатства и стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 г. по 1799 г., к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских н заграничных зодчих, таких как Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и др. Дворец производит сильное впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет внутреннее убранство дворца, выполненное руками крепостных. Здесь много разных украшений на дверях и окнах, резных ваэ, люстр и канделябров. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель - все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Ив ФранциН и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ - сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец, был изнурительным, нередко сопровождался наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно выполнено задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности И воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это - храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских вал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо иступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной краСоТе» **. \ 25 Шамурин Ю. Подмосковные, М., 1914, с, 51.

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусств, для театра и для этой замечательной актрисы. П. Н. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Он придумал легенду о «благородном» происхождении П. И. Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, пришедшего когда-то на службу к Шереметевым. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования. Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица (1922 г.) в Останкине и аллея Жемчуговой (1970 г.) в Кусковском парке.

Увековечена и память крепостного архитектора Аргунова, который повседневно был связан со строительством^ дворца в Останкине: в 1966 г. 4-й Останкинский проезд бйл переименован в ул. Аргуновскуго. Фамилия Шереметевых тоже сохраняется в географических названиях Москвы и Подмосковья: ул. Шереметьевская (недалеко от ), известный аэродром Шереметьево.

Новая история Останкина начала бурно развиваться после 1959 г., когда на базе трех выставок (промышленной, сельскохозяйственной и строительной) была открыта постоянно действующая Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). В 1964 г: рядом с ВДНХ появилось мемориальное место, увековечивающее замечательное событие в жизни советского народа и всего человечества-- полет человека в космос. В небо взметнулся 100-метровый обелиск, на вершине Которого находится серебристая ракета. Здесь же гранитная фигура основоположника космонавтики - К. Э. Циолковского. От обелиска тянется аллея героев, первых летчиков-космонавтОв, которые осваивали космос. В аллее установлены их бронзовые бюсты, а также гранитный бюст выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения, именем которого названа одна т улиц в Останкине,- академики С. П. Королева. Здесь же, в Останкине, на берегу пруда, напротив знаменитого дворца находится и известная всему миру Останкинская телебашня.

На вопрос Откуда произошло название "Останкино"? заданный автором Ўлия Шиян лучший ответ это в существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину) , Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.
Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д. , отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы) , известных и знаменитых в свое время.
В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня? » - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.
Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos, обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI- XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер) , Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне - Лев Толстой: здесь в 1910 году скончался великий писатель) , Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас») , Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село) , а также некоторые другие - своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником - личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.
Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда произошло название "Останкино"?

«Оста́нкинский» - район в Москве . Расположен в Северо-Восточном административном округе . На территории находится Останкинская телебашня , проходит монорельсовая дорога . После присоединения Шереметьевского района включает ВВЦ и Ботанический сад РАН .

На территории района Останкинский многие названия связаны с историей освоения Космоса. Улицы академика Королёва, Кондратюка, Цандера названы в честь первопроходцев в космонавтике, здесь же расположен и Дом-музей академика С.П.Королёва.

В 15 научно-исследовательских и проектных организациях сосредоточен огромный научный потенциал, обеспечивающий исследования и проектирование в самых различных областях знаний. Крупнейшими из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. На территории района успешно работают крупные промышленные предприятия строительного комплекса.

Современной достопримечательностью района стал принятый в эксплуатацию в апреле 1999 года торгово-деловой центр "Останкино" на 1000 рабочих мест, спроектированный и возведенный на самом высоком современном техническом и эстетическом уроне. Комплекс оснащен самым современным торговым и складским оборудованием. Здесь предусмотрено размещение предприятий сферы услуг, кафе, детские комнаты и помещения для устройства различных праздничных мероприятий района.

Также в районе находится кадетская школа №1783 "Московский Кадетский Корпус Героев Космоса"

История района

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост .

Южные границы района Останкинский образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года . В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее «немчину» Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы. После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили «церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди».

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.

Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково -> село Останкино.

Речка Копытовка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод «Калибр» и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII - первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами. Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - «воксая» - павильон с залом для танцев и маскарадов. При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение. В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в усадьбе Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось. «Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением», - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну. Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нём с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость. Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Сегодня

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской Железной дороги.

Останкинский район, являющийся одним из центральных районов Северо-Восточного административного округа города Москвы, занимает площадь 1240 га. На территории района проживает 55,1 тыс. человек. Промышленная зона занимает 160,8 га, площадь жилой застройки 14,3 га. Жилой фонд района включает 174 строения, общей площадью 1009 тыс. кв. метров.

В районе расположены крупные общественные объекты федерального и городского значения, промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты. Это - Телевизионный технический центр, ВВЦ, Главный Ботанический сад РАН, ОАО «Калибр», ОАО «Калибровский завод», Типография «Гознак», Типография №2, ОАО «Звездный», институты «Кулон», «Гинцветмет», «Проектмашдеталь» и другие. В районе расположены ОАО «Альфа-банк», ОАО «Автобанк», 5 филиалов Мещанского отделения Сбербанка РФ, 3 отделения связи. На территории Останкинского района находятся:

28 учреждений образования (3 высших учебных заведения, 6 общеобразовательных школ, 2 гимназии, 2 прогимназии, 1 профессиональное училище, 1 художественно-педагогический колледж, 1 художественный лицей, 12 детских дошкольных учреждений);

4 медицинских учреждения, в том числе 2 ведомственных;

4 учреждения культуры;

276 предприятий потребительского рынка.

Работа управы строится в соответствии с разработанной и утвержденной программой социально-экономического развития района, в основу которой положены Постановления Правительства Москвы, направленные на перспективное развитие города, округа, района. Приоритетными направлениями программы социально-экономического развития района являются следующие:

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на улучшение качества содержания жилого фонда, создание наиболее комфортных условий проживания населения микрорайонов;

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.