К числу механизмов межличностного познания относятся. Факторы, влияющие на меру и степень приписывания

Выделяют интерпретацию воспринимающим своего опыта общения, идентификацию, атрибуцию и рефлексию других людей. Эмпатию мы тоже относим к той категории.

В основе механизма интерпретации (соотнесения) лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Механизм идентификации в данном случае подразумевает отождествление себя с другим человеком.

Механизм каузальной атрибуции предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения других людей. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Также замечено, что успех люди чаще всего считают своим достижением, а неудачу - влиянием обстоятельств.

Механизм рефлексии другого человека. Рефлексия - это способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе. Рефлексия в процессе общения получила название социальной рефлексии (способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к рефлексии и познанию других людей.

На функционирование механизмов межличностного познания влияют условия восприятия человека человеком. К ним относятся ситуация, время и место общения.

Социальная перцепция - это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; установление эмоциональных отношений.

На процесс социальной перцепции влияют определенные характеристики наблюдателя и наблюдаемого и адекватность оценок, на которых строится отношение наблюдателя к наблюдаемому.

К характеристикам наблюдателя, влияющим на процесс социальной перцепции, можно отнести его индивидуальные, половые, возрастные, национальные, профессиональные, полоролевые различия, состояние здоровья и опыт общения. Наибольшее значение имеют его психологические качества и система установок.

Среди характеристик наблюдаемого основополагающим может быть внешний облик, включающий в себя физический и социальный аспекты.

К механизмам, влияющим на адекватность представления о воспринимаемом, относятся функционирование внутренней структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

К механизмам межличностного познания относят механизмы интерпретации, идентификации, атрибуции и рефлексии.

30. Теория каузальной атрибуции
Теория каузальной атрибуции (от лат. causa – причина, attribuo – придаю, наделяю) – это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.
Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;

ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;

причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.
По данным исследований Гарольда Келли, в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем, он может преимущественно избирать один из трех типов атрибуции:

личностную атрибуцию, когда причина приписывается лично совершающему поступок;

объектную атрибуцию, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

обстоятельственную атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.
Человек, анализируя поведение другого человека, приписывает его поступкам внешние, ситуационные причины (внешняя атрибуция) или внутренние, диспозиционные причины (внутренняя атрибуция) в зависимости от ответов на следующие вопросы:
Исследования показали, что в процессе жизни у человека формируются каузальные представления, каузальные ожидания и каузальная схема.
Каузальная схема – это концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин поведения других людей. Она строится на трех принципах:

принципе обесценивания, когда роль главной причины события недооценивается, вследствие переоценки других причин;

принципе усиления, когда преувеличивается роль конкретной причины в событии;

принципе систематического искажения, когда существуют постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин поведения людей.
Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, какая из каузальных схем сработает в каждом конкретном случае.
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют отличающиеся виды атрибуции, т. е. разную степень «правильности» приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:
1) подобия – согласия с мнением других людей;
2) различия – отличия от мнений других людей;
3) соответствия – постоянства действия причины во времени и пространстве.
В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977 г.) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т. е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутриличностных) причин, влияющих на поведение другого человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.
Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснять совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя. Общая закономерность состоит в том, что по мере значимости случившегося события испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях конкретного человека). Если использовать понятие фигуры и фона (гештальтпсихология), то процесс атрибуции можно объяснить тем, что попадает в поле зрения наблюдателя в качестве фигуры. Так, в одном эксперименте испытуемые просматривали видеозапись дачи показаний подозреваемым в ходе допроса. Если они видели только подозреваемого, то воспринимали признание истинным. Если в поле зрения попадал еще и детектив, то испытуемые (наблюдатели) склонны были считать, что подозреваемого вынудили признаться i.
Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен и еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Г. Келли суммировал их следующим образом:

1-й класс – мотивационные ошибки, включающие в себя различного вида «защиты» (успех – себе, неуспех – обстоятельствам);

2-й класс – фундаментальные ошибки, включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.
Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках:

«ложного согласия» (когда «нормальной» интерпретацией считается такая, которая совпадает с «моим» мнением и под него подгоняется);

связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях «легче» проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним);

возникающих из-за большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям, из-за легкости построения ложных корреляций и т. д.
Ошибки атрибуции, по данным Г. Келли, объясняются тем, что человек при объяснении причин поведения другого человека руководствуется принципами ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения. Первый из этих принципов действует, когда в наличии одна причина, три остальных – тогда, когда причин в наличии много.
Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, с которой он совпадает по времени (т. е. ковариантен). Речь, в данном случае, идет все время не о том, какова действительная причина события, а только о том, какую причину приписывает событию, поступку сам наблюдатель.
Если причина не одна, то человек руководствуется при интерпретации:

или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она «усиливается» в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия;

или принципом обесценивания, когда при наличии конкурирующих причин одна из причин дезавуируется самим фактом наличия альтернатив;

или принципом систематического искажения, когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик.
Процесс атрибуции, определяемый особенностями субъекта восприятия, проявляется и в том, что одни люди склонны, в большей мере, в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается. Другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания.
Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая - из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети намеренно делали ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий, тем не менее, приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные – «нелюбимым».
Это соответствует идее Ф. Хайдера, который говорил, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т. д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» – хорошие. Наряду с этим, в теории каузальной атрибуции установлен факт контрастных представлений, когда приписывание «плохому» человеку отрицательных черт выполняет функцию повышения самооценки наблюдателя, как носителя положительных черт.

Механизм интерпретации - заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации - это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции - приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное - причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное - причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека - осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Механизмы межличностного познания

Механизм интерпретации – состоит в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из базовых механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта͵ условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации должна быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определœенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определœенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На базе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Механизмы межличностного познания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Механизмы межличностного познания" 2017, 2018.

Основные понятия. Общение начинается с восприятия человека человеком, часто с одновременным формированием межличностных отношений, включающим и психологическое воздействие. В прикладном плане эффективность формирования межличностных отношений и оказание психологического воздействия на партнера по общению может быть затруднено, если межличностное познание не было успешным. Изложенное обусловливает логику рассмотрения названных проблем в психологии общения.

Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов общения является наиболее изученной. Результаты зарубежных исследований по ней представлены в работах Г. М Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева, Л. А. Петровской, П. Н. Шихирева, В.Н. Кунициной и др. Межличностное познание в западной социальной психологии осуществляется в рамках когнитивистской ориентации. В настоящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Ростовском государственных университетах.

В последние годы отмечается повышенный спрос на научно-популярную литературу по познанию партнера по общению. В центрах физиогномической диагностики, тренинговых группах по обучению желающих «читать человека как книгу» программы обучения часто упрошены для повышения диагностических возможностей личности (В. А. Лабунская, 1997).

Социальная перцепция включает восприятие социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человека человеком» стало недостаточным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Как равнозначные научные выражения используются «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание». Часто упоминаются психологически-бытовые словосочетания «распознавание людей», «чтение лиц», «физиогномика»,

В процессе восприятия человека важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности - свойству личности, позволяющему ей успешно улавливать малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, вбирающая некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензитивность связана со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по определению А. А. Бодалева - это «различительная точность» (Бодалев, 1982). Теоретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение (по А.А.Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцировании ее от общих характеристик групп (Емельянов, 1985).



Социально-психологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности навыков и умении, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, формировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий. Принято считать, что отношение к людям и себе оценивается труднее, чем к объектам материального мира и ситуациям.

Межличностная компетентность представляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической компетентности, но ограниченное межличностными контактами.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения (Емельянов, 1985).

Системный подход в межличностном познании. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход к этому процессу (Ломов, 1999), элементами которого являются субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека человеком (Рис. 2).

Рис 2. Системный подход к межличностному взаимодействию

Субъект межличностного восприятия (познания), являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками Он может выступать в роли общающегося (наивного психолога, человека с улицы и пр.), участника эксперимента (организатора, испытуемого и пр.), профессионального психолога и т.д.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик Будучи активно действующей личностью, объект стремится из учить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу (Крижанская, Третьяков, 1990).

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема.

Процесс познания - это неодновременный акт. Кроме познания, он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда - элементы коммуникации и взаимодействия.

Субъект межличностного познания. Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины по сравнению с мужчинами точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

Возраст. На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния (Бодалев, 1995), Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить.

Национальность. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т. е. через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической субкультурой. «Характер восприятия в межнациональном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складываются между ними, как представителями разных наций, более нюансирован, чем в однонациональной среде» (Хабибулин, 1974, с. 87). Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о воспринимаемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристики темперамента влияют на процесс познания другого человека. Экспериментально было установлено, что чем выше экстравертированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мнению ряда исследователей, экстраверты - смотрят, интроверты - думают. Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния (Бодалев, 1995). Экстравертов в других людях в первую очередь интересует внешняя сторона поведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими им самим. Часто в других людях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда информацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неинтересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и позволяет успешнее оперировать ими при характеристике воспринимаемого человека.

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте, понимать самого себя, других людей и прогнозировать их поведение. Социальный интеллект имеет общую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональными основами нравственности. Его можно определить как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э. Торндайк) и «практически-психологический ум» {Л. И. Уманский) (Емельянов, 1985).

Социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлексивном осмыслении действительности и поведения людей, способности к анализу-синтезу психологической информации и развитом воображении. Он позволяет успешнее познавать внутренний мир личности, дифференцировать ее межличностные отношения и прогнозировать се поведение в различных ситуациях,

Психическое состояние. Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдохнул, сосредоточенный или рассеянный, - эти и другие психические состояния бессознательно сказываются на формировании образа воспринимаемого. Изложенное подтверждается многочисленными экспериментами (Бодалев, 1995).

Состояние здоровья. Как свидетельствуют результаты исследований по психиатрии и медицинской психологии, состояние здоровья воспринимающего сказывается на процессе познания других людей. Так, например, невротики по сравнению с шизофрениками точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.

Установки. Широко известен эксперимент А. А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением им фотографии одного и того же лица давались разные установки. При установке «преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу» с «бандитским подбородком», «опустившегося» и пр., а при установке «герой» они описывали «молодого человека с волевым и мужественным лицом» и т. д. (Бодалев, 1995). Из зарубежных экспериментов известны полярные характеристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором - как финансовый инспектор.

Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно-жесткой (эффект ожесточения) до мягкой и доброжелательной (эффект снисходительности) В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отрицательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.

В работе М А. Джерелиевской с помощью техники оценивания фотоизображений выявлялись связи между кооперативно-конфликтным поведением и категориальными структурами визуальной психосемантики личности (Джерелиевская, 2000).

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных социальных групп Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он воспринимает окружающих.

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятельности предполагают разный объем общения с людьми. Общественные профессии (педагоги, юристы, переводчики и пр.) активно формируют социально-психологическую компетентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией раскрыта во многих экспериментах (Бодалев, 1970; Кукосян, 1981).

Личностные особенности. Понимание себя и адекватная самооценка влияют на процесс познания других людей. Экспериментально установлено, что лица, уверенные и объективно относящиеся к себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе люди часто воспринимают окружающих лиц как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним (Бодалев, 1995). Самокритичность позволяет более адекватно воспринимать окружающих людей. Авторитарные испытуемые по сравнению с демократически расположенными высказывают более жесткие суждения о воспринимаемых лицах. Люди, которые по психической организации являются более сложными и сенситивными, глубже и обстоятельнее описывают и оценивают воспринимаемые лица.

Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастроенность между субъектом и объектом, что обусловливает определенные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может привести к позитивной оценке воспринимаемой личности.

В зависимости от видов ощущений, по которым к людям поступает основная информация (при восприятии человека человеком), нейролингвистическое программирование классифицирует людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. «Визуалы» предпочитают зрительно фиксировать информацию о воспринимаемом человеке. «Аудиалы» больше внимания обращают на содержание речевых высказываний партнера по общению. «Кинестетики» через состояние своего тела и различные движения партнера стремятся изучить его и эмоционально прочувствовать состояние объекта.

Человек как предмет познания. Восприятие и понимание человека нашло отражение во многих экспериментальных работах Представляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруппировать многие характеристики воспринимаемой личности. В этом плане основополагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включающий в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик предполагает антропологические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

Антропологические особенности физического облика включают рост, телосложение, голову, руки, ноги, цвет кожи и пр. Как показывают результаты исследований, воспринимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный выводе возрасте, расовой или этнической принадлежности, состоянии здоровья и других особенностях объекта.

Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Воспринимая их, субъект делает определенные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота может свидетельствовать о психической напряженности воспринимаемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания (пользуется платком, отворачивается в сторону и пр.), является показателем его культурного уровня.

Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Осанка - это манера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и головы. Различают стройную, подтянутую, сутуловатою, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности - вялую и бодрую. Наиболее точно оценивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т д. По ней воспринимающий может определить состояние здоровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние, возраст, черты характера (уверенность в себе, высокомерие, смирение, угодничество и пр.) и некоторые свойства темперамента.

Поза - это положение тела в пространстве. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психическое состояние, этническое происхождение и т. д (Лабунская, 1985; Бодалев, 1995; Штангль, 1996).

Походка - это манера ходить, поступь человека. В походке находят отражение темперамент (темп ходьбы - быстрый или медленный), физиологическое самочувствие (усталость, бодрость и др.), род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (виноватая походка) и т. д. {Бальзак, 1996). Психосемантика походки является малоисследованной проблемой.

Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения, контакт глаз [В научной литературе функциональные, паралингвистические, экстралингвистические и проксемические способности, а также касания и контакт глаз называют невербальными средствами общения, или экспрессией человека (Лабунская, 1999).] Разные исследователи в названные понятия вкладывают различное содержание.]. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвижения.

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количественные характеристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное выражение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний является междисциплинарной и сложной. Для распознавания выражении чаше всего используется подход П. Экмэна, состоящий из шести основных программ - радость (счастье), гнев (решительность), страх, страдание (грусть), презрение (отвращение) и удивление (рис. 3) и Р. Вудвортса, состоящий из четырех программ: удовольствие-неудовольствие, внимание-пренебрежение. Однозначные и сильно выраженные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Количественные характеристики эмоциональных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности (степень их выраженности) (Уайтсаид, 1997, Изард. 1999).


Рис. 3. Эмоциональная шкала П. Экмэна

Рис. 4. Эмоциональная шкала Р. Вудвортса


Идентификация эмоциональных состоянии по мимике заключается в сличении формируемого образа воспринимаемого человека с хранящейся в памяти воспринимающего системой социально-психологических эталонов экспрессивных выражений лиц

К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общности В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимающего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. Если объект восприятия принадлежит к неизвестной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непонятны для воспринимающего или будут по-другому истолковываться (Рюкле, 1996, Пронников, Лацанов, 1998, Вилсон, Макклафлин, 1999)

По направлению взгляда объекта, времени и частоте фиксации на окружающих его лицах можно определить отношение объекта к ним. Если же добавить сюда разворот туловища объекта, прищуривается он или подмигивает партнеру по общению, то все это в совокупности дает дополнительные возможности для его познания Изложенное больше относится к европейской культуре, так как в восточных странах смотреть в глаза человеку, как правило, не принято.

Тактильные особенности включают различные прикосновения (рукопожатия, поглаживания, похлопывания, поцелуи). По ним можно определить темперамент объекта межличностного познания, уровень его эмоционально-волевого регулирования, отношение к собеседнику, с которым он общается, культурный уровень, этническую принадлежность и пр.

В практическом плане представляет интерес последняя работа П. Экмана «Психология лжи», в которой раскрываются многочисленные эмпирические референты обмана и дается техника их распознавания (Экман, 1999).

Социальный облик включает социальную роль, социальное оформление внешности, проксемические особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностные особенности.

Социальная роль - эго поведение человека по нормам, обусловленным данным обществом, в соответствии с ожиданиями его представителей. Несмотря на формальные требования к выполнению социальной роли (Бобнева, 1978; Берн, 1996, Шибутани, 1998, Андреева, Богомолова, Петровская, 2001), объект может варьировать свое поведение в достаточно широком диапазоне, тем самым проявляя свои индивидуальные особенности.

Социальное оформление внешности (внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшении и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный, статус, материальное положение, национальность и пр. Показателем вкуса является умение человека одеваться с учетом возраста, особенностей своей фигуры. Наличие украшений, используемая косметика (особенно эго относится к женщинам) говорят об уровне их престижа для воспринимаемого (Сорины, 1998).

Проксемические особенности общения включают расстояние между общающимися и их взаимное расположение. Воспринимая расстояние между объектом и его партнером, можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. (Hall, 1959, 1966). Ориентация объекта восприятия по отношению к партнеру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, - все это в совокупности позволяет воспринимающему определить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта (Ниренберг, Калеро, 1990).

Речевые особенности связаны с семантикой, грамматикой и фонетикой. Воспринимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетические особенности, подтекст и др., воспринимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и другие особенности. Ярким примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, характер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей относит вышесказанное к экстралингвистике, а некоторые (Лабунская, 1999) - к просодике. Как показывают экспериментальные исследования, при восприятии экстралингвистических особенностей можно определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие моменты.

Особенности действии, совершаемых объектом. Человек наиболее полно раскрывается в процессе трудовой деятельности. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, в различных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает его ценности, профессиональные качества, отношение к работе, характерологические особенности и пр. По импульсивным действиям воспринимающий может определить некоторые свойства темперамента, уровень сформированности эмоционально-волевых качеств; по коммуникативным действиям - уровень сформированности навыков общения, природную предрасположенность к взаимодействию.

Характеристики физического облика объекта по сравнению с социальными особенностями более достоверны и проявляются раньше и ярче. В то же время наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.

При оценке и интерпретации психологических характеристик воспринимаемого субъекта важно учитывать полидетерминированность их проявления, многозначность происхождения сигналов, информирующих о физическом и социальном облике познаваемого человека. При этом целесообразно иметь в виду, что воспринимаемый объект может сознательно организовывать свою самоподачу (самопрезентацию), чтобы произвести на субъекта познания нужное впечатление.

Характеристика процесса познания человека. Данный процесс включает механизмы, искажающие адекватность представления о воспринимаемом, а также механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие.

Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого. В психологической литературе механизмы, влияющие на адекватность формирования представления о воспринимаемом человеке, называются по-разному: эффекты восприятия (Андреева, 1999), процессы познания, механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возможность объективного познания людей. Некоторые из них экспериментально выверены, большинство же, хотя и описаны в литературе, требуют дальнейшей проверки. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

Механизм функционирования имплицитной (внутренней) структуры личности. Имплицитная теория личности предполагает наличие у каждого человека сложившейся структуры, характеризующейся наиболее значимыми для него психологическими особенностями. Формирование этой структуры происходит последовательное детских лет и заканчивается в основном к 16-18 годам. В ней аккумулируется жизненный опыт познания людей (Кон, 1987, 1989: Бодалев, 1995). Появляющиеся позже элементы описания человека (личностные дескрипторы) «подстраиваются» в уже сформировавшиеся представления о людях. Имплицитная структура представлений о людях бессознательно влияет на процесс познания людей. В ней находит свое отражение жизненная позиция воспринимающего, его социальные установки и другие моменты, которые предопределяют восприятие и познание.

Влияние первого впечатления о воспринимаемом (механизм первичности или новизны). Его суть сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом. При первичном контакте у познающего по отношению к воспринимаемому проявляется ориентировочный рефлекс (Кто такой или такая? Что характерно для него или нее? Что можно ожидать от этого человека? и пр.) Первое впечатление, как правило, создается на основе характеристик физического облика (пол, возраст, фигура, экспрессия и т. д.), который по сравнению с социальным обликом является относительно более стабильным. Как свидетельствуют результаты зарубежных и отечественных экспериментов, при первом впечатлении фиксируются не только стабильные, но и сущностные характеристики объекта, что и обусловливает устойчивость первого впечатления. Глубина ориентировочного рефлекса по отношению к собеседнику постепенно увеличивается в период до 9 недель общения. По мнению А. А. Бодалева, более правильное понимание человека складывается у общающихся людей при не очень длительном и, главное, не очень тесном знакомстве.

Механизм проекции - перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Это подтверждают результаты многочисленных экспериментов, проведенных как за рубежом, так и в России, Например, испытуемые, у которых были ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно чаще, чем те, кто не обладал ими; при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к названным особенностям. У людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно {Бодалев, 1995).

Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. В процессе социализации человек учится классифицировать познаваемых людей, относя их к разным категориям на основе сходства и различия. У воспринимающего в прошлом, как правило, формируются обобщенные представления о познаваемых им людях (возрастные, этнические, профессиональные и прочие стереотипы).

Механизм стереотипизации играет двойную роль. С одной стороны, он облегчает познание воспринимаемых людей, заимствуя психологические особенности различных общностей и приписывая их оцениваемому человеку, а с другой, приводит к формированию неадекватного образа познаваемого человека, наделяя его типологическими особенностями в ущерб индивидуальным.

Механизм упрощения. Суть данного механизма- неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах. Это приводит к «сглаживанию» реально существующих противоречивых психологических характеристик личности. Тенденция к преувеличению однородности воспринимаемой личности позволяет уменьшить фиксацию проявлений полярных черт, качеств и других особенностей, что в конечном итоге искажает объективность формирования образа объекта познания.

Механизм идеализации. Данный механизм называют по-разному: «гало-эффект» и «эффект ореола». Его смысл заключается в наделении познаваемого объекта исключительно положительными качествами. При этом механизм проявляется не только в завышении положительных черт, качеств, но и в преуменьшении негативных психологических особенностей. Механизм идеализации тесно связан с установкой, которая является как бы пусковым моментом для запуска механизма идеализации. Механизм же, как правило, проявляется при первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом (Андреева, 1999).

Интересен эксперимент американского психолога А. Миллера, связанный с механизмом идеализации, описываемый В. Н. Куницыной. Он основывается на том допущении, что если человеку внешне нравится физический облик другого человека, то при его восприятии ему приписываются позитивные психологические особенности. Суть эксперимента заключалась в следующем. С помощью экспертов А. Миллер выбрал три группы фотографий, включающих красивых, обыкновенных и некрасивых людей. После этого он предъявил их мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и высказал просьбу описать внутренний мир каждого изображенного на фотографии человека. «Испытуемые оценили красивых как более уверенных, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и духовно богатых по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или обычных. Испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных» (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, с. 310).

Механизм этноцентризма. Этническая принадлежность приводит в действие так называемый фильтрующий механизм личности, через который пропускается вся информация о воспринимаемом объекте. Суть данного механизма - это пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к одной и той же национальности происходит, как правило, завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу - занижение или объективная оценка.

Механизм снисхождения. Он заключается в том, что окружающие люди оценивают объекты восприятия, как правило, положительно. Его отличие от механизма идеализации заключается в том, что рассматриваемый эффект уменьшает (смягчает) отрицательные качества воспринимаемых людей, но не наделяет их положительными характеристиками. По мнению В. Н. Куницыной, у женщин данный механизм более выражен (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001).

Механизмы межличностного познания. При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания откосятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах {Бодалев, 1995). Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру.

Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее место в процессе межличностного познания, функционирующему как осознанно, гак и бессознательно. При возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и пр.) механизм интерпретации личностного опыта становится осознанным. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

Механизм идентификации . Это понятие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком. В случае если механизм интерпретации не срабатывает, воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия сто жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению. «Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется постепенно, и развита она у разных людей неодинаково» (Бодалев, 1995, с. 245).

При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Представить его эмоциональную жизнь может человек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию, эмпатии.

Механизм каузальной атрибуции. Субъект использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности (Майерс, 1997).

Механизм рефлексии другого человека. Понятие рефлексии в межличностном познании включает осознание субъектом того, какой воспринимается объектом (Андреева, 1999). Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека и отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным). При восприятии объекта, если он соответствует ролевым нормам, срабатывает механизм интерпретации. Когда же формирующееся представление о воспринимаемом выходит за типологические и ролевые рамки и становится непонятным, то срабатывают более сложные формы механизма познания людей - идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека.

Обратная связь от объекта восприятия. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению.

Обратная связь предполагает постоянное слежение за объектом межличностного познания в различных пространственно-временных и социальных условиях и коррекцию процесса формирования образа воспринимаемого. В отдельных случаях обратная связь выполняет не только осведомительную функцию об объекте восприятия, но и корригирующую, которая информирует субъекта о необходимости изменить свое поведение для адекватного взаимодействия с ним.

Наиболее сложными и недостаточно разработанными в проблеме обратной связи являются критерии (признаки, эмпирические показатели, сигналы), отражающие, насколько адекватно субъект познает психические особенности своего партнера по общению.

Условия восприятия человека человеком включают ситуацию, время и место общения. Ситуация восприятия может быть нормальной, затрудненной и экстремальной (как отдельно для субъекта или объекта, так и вместе для них). Психологические характеристики воспринимаемых в разных ситуациях могут совпадать и не совпадать. Время суток, когда происходит восприятие человека человеком, в разной степени влияет на самочувствие общающихся и может вносить информационный шум в межличностное познание. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. Адекватное понимание воспринимаемого формируется в непродолжительный по времени и узнаванию период знакомства. При длительном и тесном контакте у оценивающих друг друга лиц могут проявляться снисходительность и фаворитизм (как к знакомым и друзьям) (Бодалев, 1995).

Интересный подход развивают Л. Росс и Р. Нисберт, утверждая, что в определенных условиях «власть ситуации» проявляется гораздо сильнее, чем личностные особенности людей. Вследствие этого имеет место фундаментальная ошибка атрибуции, заключающаяся в переоценке личностных черт и недооценке значения ситуации (Росс, Нисберт, 1999).

Уровень обобщения результатов исследований по проблеме восприятия человека человеком в России по сравнению с зарубежными подходами является более фундаментальным. В прошлом по проблеме межличностного познания проводились многочисленные исследования, в настоящее же время научный интерес к данной тематике значительно снизился. Большинство публикуемых работ основаны на результатах прошлых научных исследований (как российских, так и зарубежных) и носят сугубо прикладной характер (например, изучение человека в рыночных условиях).

Перспективными проблемами исследования при восприятии и понимании человека являются: механизмы межличностного познания людей; механизмы, искажающие формирование адекватного образа воспринимаемого человека; психологические особенности субъекта восприятия, влияющие на глубину и объективность познания других людей (способности личности к интерпретации поведения партнера по общению); критерии точности межличностного познания и др.

Перспективные прикладные проблемы, связанные с межличностным познанием, обусловлены социально-экономическими изменениями в нашей стране. Они проявляются в общении предпринимателей, социальных работников и представителей многих новых профессий. В настоящее время научных (не популярных) работ по этим проблемам очень мало.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К. М. РОМАНОВ

В последние годы интерес психологов к проблеме познания человека человеком заметно возрос. Одним из наименее представленных в разнообразном спектре направлений исследований, посвященных разработке этой проблемы, является направление, изучающее зависимость межличностного познания от особенностей совместной деятельности людей. Между тем решение этой проблемы имеет большое практическое и теоретическое значение. Как отмечает А.А. Бодалев , люди познают друг друга не ради праздного любопытства, а в силу требований тех задач, которые им совместно друг с другом приходится решать в жизни . В реальности люди встречаются не как объекты и субъекты межличностного познания, а как партнеры по общению и совместной деятельности. Данная ситуация межличностного познания является наиболее распространенной в жизни и исходной в генетическом плане. Люди открывали друг

друга не на основе теоретического созерцания, а в процессе и при посредстве совместной трудовой деятельности (К. Маркс).

В советской психологии изучение межличностного познания в связи с деятельностью людей было начато А.А. Бодалевым и его сотрудниками , . Однако в исследованиях этого периода не было определено реальное место деятельности среди других факторов, определяющих межличностное познание. Деятельность человека рассматривалась просто как одна из форм проявления его внутренней психологической сущности.

Позднее интерес к данной проблеме обострился в связи с разработкой теории коллектива. В качестве методологической основы конкретно-эмпирических исследований социальной перцепции был предложен принцип деятельностного опосредствования , . Деятельность стала рассматриваться в качестве основной детерминанты межличностного познания. Все остальные факторы, от которых так или иначе зависимо это познание, а также его механизмы и закономерности были поставлены в связь с деятельностью. Но поскольку этот принцип оформился в рамках социальной психологии, то он здесь и получил свою специфику. Она состоит в том, что деятельность понимается как групповая (совместная), а не индивидуальная. Соответственно и само межличностное познание изучается в связи с совместной деятельностью. Перед нами же стояла задача с позиций теории деятельности разработать общепсихологическую модель межличностного познания и показать зависимость межличностного познания от особенностей индивидуальных действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность с другими людьми.

Решение этих задач упирается в теоретическую проблему соотношения индивидуальной и совместной деятельности. Являясь родственными по своей общественно-исторической природе, они, тем не менее далеко не тождественны между собой. Первое существенное различие этих деятельностей касается их структурных особенностей. Хотя структура совместной деятельности и имеет некоторые аналоги со структурой индивидуальной деятельности, в общем-то это разные системы .

Другое важное различие касается их генетических отношений. Совместная деятельность является родовой и генетически более ранней по отношению к индивидуальной деятельности. Генетические отношения той и другой на примере формирования психики в онтогенезе показал Л.С. Выготский . Он выделял два плана деятельности: «интерпсихологический», т.е. внешний разделенный между людьми, и «интрапсихологический », т.е. внутренний план индивидуального сознания. Первый из них он считал генетически более ранним. Филогенетические отношения совместной и индивидуальной деятельности показал А.Н. Леонтьев. Совместная деятельность рассматривалась им как главное условие формирования индивидуальной деятельности и ее основной составляющей - сознательного действия .

На примере исторически ранних форм А.Н. Леонтьев в принципе показал и функциональные отношения между совместной и индивидуальной деятельностью. С одной стороны, совместная деятельность невозможна без действий отдельных индивидов, из которых она образуется. С другой стороны, действия каждого отдельного индивида возможны не иначе, как только в системе действий других индивидов, поскольку они обретают здесь свой разумный смысл.

Индивидуальная деятельность не растворяется в совместной, а входит в нее своим собственным содержанием, т.е. это две разные психологические реальности. Поэтому межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью людей, посредством которой они входят в эту совместную деятельность. Причем детерминация межличностного познания индивидуальной деятельностью - это далеко не одно и то же, что и детерминация его совместной деятельностью.

Рассматривая познание человека

человеком как одну из форм психического отражения, мы предположили, что к нему приложимы все основные положения, накопленные в общей психологии применительно к предметному (объектному) познанию. Мы рассматриваем межличностное познание как познавательную деятельность или систему познавательных действий субъекта, направленных на «вычерпывание » и последующую обработку информации о другом человеке или о самом себе и фиксацию ее в форме образов и понятий. Сами познавательные действия могут быть по форме как внутренними (собственно психическими), так и внешними (предметно-практическими). По своей структуре они являются опосредствованными специальными социоперцептивными средствами, в качестве которых выступают социальные эталоны и стереотипы, образы «я», образы других, каузальные схемы и др. Согласно этим представлениям, субъект межличностного познания является изначально активным. Причем он не только расшифровывает («читает») внешне наблюдаемое поведение другого человека - объекта познания, но и заставляет его демонстрировать это поведение, как бы обнажая в нем те или иные стороны своими реальными поведенческими актами (предметно-практическими, экспрессивными, речевыми).

Методика. Для выявления зависимости межличностного познания от особенностей действий людей, посредством которых они включаются в совместную деятельность, была разработана экспериментальная методика. Испытуемым, объединенным по двое, предлагалось выполнять краткосрочное совместное задание (на 25-30 мин), предполагающее координацию взаимных действий и общение. По окончании выполнения задания испытуемые в свободной форме должны были письменно охарактеризовать друг друга. С целью ограничения влияния прошлого опыта в каждую экспериментальную пару подбирались не знакомые друг с другом испытуемые. Кроме того, с помощью специальной ширмы были полностью исключены зрительные средства межличностного познания, с которыми связано большинство социальных эталонов и стереотипов, а значит, и социально-перцептивных автоматизмов. Такие методические ограничения позволили дополнительно выделить зависимость межличностного познания от характеристик деятельности.

Эксперименты проводились в лаборатории индивидуально с каждой парой испытуемых. В каждой серии приняли участие 55 пар испытуемых - студентов университета. Всего было выполнено три серии экспериментов, отличающихся между собой содержанием и характером выполняемых заданий. В I серии испытуемые осуществляли совместный поиск фигур геометрически неопределенной формы. Причем один испытуемый должен был вербально описывать заданную фигуру, а другой искать ее среди аналогичных . Во II серии испытуемые интерпретировали сюжетные рисунки - иллюстрации к сказкам, и в III серии выполняли психомоторное задание на модели гомеостата. Задания отличались между собой по следующим параметрам: содержание, сила мотивации, функционально-ролевое распределение партнеров, точность, временная ограниченность, средства деятельности и др.

В качестве методов обработки эмпирического материала были использованы: контент-анализ речевых характеристик, контент-анализ общения испытуемых, психологический анализ деятельности испытуемых, беседа. Для анализа речевых характеристик были введены такие категории: внешний облик, поведенческий облик, внутренний облик и отношение. Три первые из них были подразделены на более мелкие подкатегории (всего 33 категории).

Результаты и их обсуждение. Результаты эмпирического исследования показали, что межличностное познание определяется характеристиками той деятельности людей, в контексте которой оно осуществляется. Анализ впечатлений испытуемых друг о друге, возникающих в условиях разных заданий, показал отличие их между собой по таким параметрам, как содержание, структура, полнота, генетический уровень отражения. Например, в содержательном

плане все три серии обнаружили статистически значимые различия (по критерию χ 2 0,05 =3,84) по большинству категорий анализа речевых портретов (между I и II серией - 14 (42,4%), II и III серией - 23 (69,6%), I и III серией - 22 (66,6%).

Качественно-количественный анализ соотношения между структурно-содержательными особенностями впечатлений испытуемых друг о друге и характеристиками соответствующих экспериментальных заданий показал наличие тесной связи между ними.

Для выявления других особенностей межличностного познания мы рассмотрели соотношение серий по основным категориям анализа суждений (таблица). Такой анализ впечатлений испытуемых друг о друге имеет большое значение, поскольку за теми или иными суждениями лежат соответствующие им формы межличностного отражения. Суждениям категории «внешний облик» соответствует конкретно-чувственное отражение или межличностное восприятие, суждениям категории «внутренний облик» - обобщенное отражение или межличностное понимание, суждениям категории «отношение» - аффективное отражение.

I серия

II серия

III серия

количество суждений

количество суждений

количество суждений

Внешний облик

16,1

13,4

Поведенческий

25,1

26,3

44,7

облик

Внутренний

57,5

58,2

47,8

облик

Отноше ние

Всего

1593

1509

1230

Особый интерес вызвали суждения, отнесенные нами к категории «поведенческий облик». Традиционно их включали в категорию «внешний облик», поскольку в них фиксируются конкретные поведенческие характеристики другого человека. Как видно из таблицы, такие суждения занимают довольно большое место: от 25,1 до 44,7%. Мы считаем, что за этими суждениями лежит относительно самостоятельная форма межличностного отражения. От обобщенного отражения она отличается конкретностью и невербальностью , от конкретно-чувственного отражения - тем, что не связана непосредственно ни с одной из основных сенсорных модальностей. Генетически конкретно-инструментальное отражение является, видимо, наиболее ранним. Это доказывается прежде всего фактом прямой связи этого отражения с практическими действиями субъекта, посредством которых он вступает во взаимодействие с другими людьми.

Из таблицы видно, что впечатления испытуемых друг о друге, формирующиеся в условиях заданий «поиск» и «интерпретация», значимо отличаются только по категории «внешний облик» (χ 2 (1-2) =3,84<6,3). По всем остальным категориям, в том числе и по полноте, они обнаружили большое сходство. Это говорит о примерном сходстве их генетического уровня отражения. В условиях задания «гомеостат» отражение отличается меньшей полнотой (χ 2 (1-3) =3,84<40; χ 2 (2-3) =3,84<28,4) и более низким генетическим уровнем, поскольку для него характерна самая высокая представленность категории «поведенческий облик» (44,7%) и наиболее низкая представленность категории «внутренний облик» (47,8%).

Для выяснения вопроса о роли индивидуальной деятельности субъекта в познании им других людей - партнеров по совместной деятельности - мы выявили зависимость межличностного познания от функционально-ролевой позиции. Выполняя в экспериментах одну и ту же совместную деятельность, испытуемые занимали при этом разные функционально-ролевые позиции. Например, в условиях перцептивно-поискового задания один из испытуемых осуществлял вербальное описание фигуры, а другой должен был искать ее среди серии аналогичных. Такие ролевые отношения сильно отразились на

характере их впечатлений друг о друге они значимо отличались между собой по полноте, содержанию и структуре. В этой ситуации другой человек оценивался испытуемыми не абстрактно, а в конкретной функциональной позиции, которая открывалась им только через свою собственную функционально-ролевую позицию. По полученным данным 45% суждений испытуемых были связаны с конкретной ролевой позицией объекта оценки. Это говорит о том, что субъект познает других людей - партнеров по совместной деятельности - в той мере и так, в какой мере и как он входит в эту деятельность.

О включенности в познавательный процесс собственной активности субъекта свидетельствует также факт ее представленности в речевых описаниях испытуемых, например: «Если я переходил на символический способ описана фигурки, она затруднялась в поиске», «Мне показалось, что это очень сообразительный человек», «Когда я затруднялся в поиске, ее описания не становились нагляднее» и др. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку количество таких суждений достаточно велико во всех трех сериях (от 13,8 до 23,3%). Испытуемые фактически не могли характеризовать другого, не характеризуя при этом и самих себя. Их собственная активность включалась в содержание отражения как его неотъемлемая составная часть.

Дальнейший анализ подобных суждений испытуемых позволил установить, что они отличаются между собой в зависимости от формы презентированной в них субъектной активности. Это может быть либо внутренняя психическая, либо внешняя практическая активность. Внутренняя субъектная активность представлена суждениями типа: «Мне кажется, что он добрый», «Я думаю, что это неглупый парень» и т.п. В этих суждениях подчеркивается сам факт причастности субъекта к отражению тех или иных свойств др угого человека, но при этом они не осознают, какова эта активность и как именно она связана с отражением. В содержательном плане в таких суждениях представлены главным образом обобщенные характеристики человека. Практическая субъектная активность представлена такими суждениями: «Когда я переходил на математический способ описания, она затруднялась в поиске», «Если я ошибался, она сильно нервничала» и т.п. В содержательном отношении в этих суждениях представлено конкретное поведение другого человека в связи с конкретным же практическим поведением самого субъекта. В них подчеркивается факт зависимости практических действий объекта от собственных практических действий субъекта.

Полученный материал говорит о том, что межличностное познание осуществляется не только посредством внутренних, но также и посредством внешних предметно-практических действий субъекта. С помощью последних субъект не только воздействует на других людей, но и познает их. Та поведенческая реальность, которая открывается субъекту в процессе взаимодействия с другими людьми (общения или совместной деятельности), не является для него некой данностью. Она производится его же собственными практическими (а также речевыми и экспрессивными) действиями, ориентированными на других людей. В этом состоит одна из основных когнитивных функций социально ориентированных практических действий.

О включенности в познавательный процесс социально ориентированных практических действий субъекта свидетельствует также факт снижения среднего времени совместного поиска одной фигурки в задании I серии (с 5,2 до 2,7 мин). Одной из основных причин сокращения времени поиска было снижение количества неуспешных действий. Так, при поиске первой фигурки среднее количество поисковых попыток равнялось 3, а при поиске последней фигурки - 1,6. На первых этапах выполнения задания действия испытуемых носили ярко выраженный пробующий характер. Они как бы прощупывали друг друга такими действиями, т.е. осуществляли практическую ориентировку. К концу выполнения задания действия партнеров становились более

уверенными и носили уже скорее исполнительный, чем ориентировочный характер.

Более глубокий анализ эмпирического материала позволил выявить и такие когнитивные функции социально ориентированных практических действий, как анализ, синтез, оценку, умозаключение. Рассмотрим для примера формальную схему некоторых практических познавательных действий: «Если мои действия характеризовались свойством «а», то его действия характеризовались свойством «б» или «Его действия характеризовались свойством «б», так как мои действия характеризовались свойством «а». Как видим, такие схемы ничем не отличаются от известных логических схем, с помощью которых описываются мыслительные действия. Все это существенно сближает внешние практические социально-перцептивные познавательные действия с внутренними психическими.

Отличительной особенностью этих познавательных действий является то, что их когнитивные функции вплетены в контекст пр актических действий субъекта. Есть основания предполагать, что социально ориентированные практические действия людей представляют собой генетически исходную форму социо-перцептивного познавательного действия. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную действительность и в материальное общение людей...» .

В этом отношении результаты нашего исследования совпадают с эмпирическими данными других авторов (И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.), развивают их теоретические положения и представляют собой их дальнейшую конкретизацию.

В заключение остановимся на вопросе о роли зрения в межличностном познании. Этот вопрос остается до сих пор неизученным, поскольку большинство исследовательских процедур построено таким образом, что зрение выступает основным средством познания другого человека. В условиях наших экспериментов испытуемые были лишены этого средства, что, однако, не послужило помехой при формировании их впечатлений друг о друге. Причем в их содержание входила не только характеристика поведения, внутреннего облика и отношения, но и характеристика внешнего визуального облика (от 6,7 до 16,1%). Это говорит о том, что зрение является хотя и важным, но не обязательно необходимым средством межличностного познания. Важнейшей особенностью межличностного познания в условиях исключения зрения является существенное возрастание когнитивных функций актуальной деятельности, в контексте которой оно осуществляется.

Таким образом, мы показали, что межличностное познание детерминируется не только совместной, но и индивидуальной деятельностью субъекта, по поводу которой и посредством которой он включается в совместную деятельность с другими людьми. Тем самым мы подтверждаем гипотезу об активно-деятельностной природе межличностного познания и конкретизируем принцип деятельностного опосредствования. Кроме того, было показано, что межличностное познание осуществляется при посредстве не только внутренних, но и внешних предметно практических действий субъекта.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 123 с. Вопр . психол. 1980. № 3. С. 20-31.

Поступила в редакцию 27. VI 1984 г.