К и росси его работы. Краткая биография карла росси

Когда говорим о красоте Петербурга, то чаще всего вспоминаем Дворцовую площадь, площадь Искусств, площадь Декабристов (Сенатскую), ансамбль площади Островского, улицу Зодчего Росси. Именно здесь мы ощущаем неповторимый архитектурный облик Петербурга. Все эти архитектурные ансамбли созданы выдающимся петербургским архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Росси родился в 1777 году в артистической семье, где любили и почитали искусство. Его родители - прославленная в Европе балетная пара - были приглашены в Петербург, где нашли свою вторую родину. Проживала семья в Павловске. С юных лет Карл Росси учился у архитектора В. Бренны. В те времена Бренна работал в Павловске под руководством Ч. Камерона и в Гатчине у В. Баженова. Молодой Росси непосредственно на практике соприкасался с творчеством ведущих мастеров того времени, учился у них. Он внимательно присматривался к творениям ведущих зодчих, старался проникнуть в тайны их мастерства. Так в кругу лучших мастеров, непосредственно участвуя в чрезвычайно ответственных работах, Росси получал практическое художественное и архитектурное образование.

В 1796 году, вскоре после восшествия на престол Павла I, Бренна становится первым архитектором императорского двора и ему поручаются все более ответственные работы, а самое главное - строительство новой императорской резиденции - Михайловского замка. В столь крупных работах Бренна, конечно, не мог обойтись без своего талантливого ученика. По просьбе Бренны молодого Росси приняли на службу в Кабинет - учреждение, которое ведало строительством и ремонтом всех правительственных зданий и дворцов. 30 декабря 1796 г. специальным указом Росси зачислен в Кабинет «с чином губернского секретаря и состоянием при архитекторе Бренна помощником». Вскоре ему было присвоено звание «архитектурного помощника» с удвоением денежного оклада. Однако не только поддержка Бренны, а прежде всего талант и огромное трудолюбие, которое отмечали все современники, проложили молодому архитектору дорогу в жизни. Точно не известно, чем конкретно Росси занимался на строительстве Михайловского замка, но участие его в строительстве сомнению не подлежит.

После смерти Павла I Бренна получает отставку. Вместе с ним из Кабинета увольняют и его помощника Росси. Однако уже через неделю его снова зачисляют в штат Кабинета и спустя некоторое время увеличивают денежное содержание. В 1802 году Бренна уезжает за границу. Вместе с ним для совершенствования образования едет и Росси. За границей Росси посетил ряд европейских стран, был в Париже, успешно занимался во Флорентийской академии в Италии, изучал величественную архитектуру Древнего Рима и эпохи Возрождения, а также теоретические трактаты зодчих того времени. В 1805 году молодой архитектор возвращается в Петербург. Он полон творческих сил, мечтает о произведениях монументальных и грандиозных.
В марте 1806 году Карлу Ивановичу присваивают звание архитектора и увеличивают оклад до 2000 рублей. Но, несмотря на официальное признание его талантов, сколь-либо ответственных работ в столице ему не поручают. Росси успешно проектирует и строит здание театра на Арбатской площади в Москве, и вскоре его переводят в бывшую столицу. В Москве тридцатилетний Росси начинает самостоятельную практическую архитектурную деятельность. Там сразу оценили талантливого и трудолюбивого молодого зодчего, и вскоре его так характеризуют высшему начальству: «по вкусу своему и прилежанию он обещает со временем быть лучшим архитектором в России». В Москве Росси становится ведущим зодчим. Именно там он приобретает первый практический опыт градостроительных преобразований. К сожалению, ни одно из сооружений не сохранилось - все они пострадали или были уничтожены во время пожара Москвы в 1812 году.

В начале 1809 года Росси поручают реконструкцию путевого дворца в Твери, и он на несколько лет переезжает в этот губернский город. Переделка дворца была связана с переездом в Тверь сестры Александра I Екатерины Павловны, вышедшей замуж за принца Ольденбургского, который был назначен Тверским, Новгородским и Ярославским генерал-губернатором. Став административным центром трех губерний и местом обитания членов царской семьи, город обретает новую жизнь, а в его архитектурной биографии наступает период расцвета, связанный с творчеством Росси.

Одновременно со строительством в Твери Росси выполняет работы для Ярославля, Рыбинска и других городов.
Началась Отечественная война 1812 года. Все силы страны были направлены на борьбу с Наполеоном. троительство прекратилось практически повсюду. В 1814 году Росси возвращается в Петербург. Но именно в Твери он сформировался как мастер градостроительного искусства. А в Петербурге талант зодчего заблистал в полную силу.

Петербург 1814 года - это столица могущественного государства, победившего наполеоновскую армию. С триумфом возвращаются из Парижа русские войска. В городе и пригородах начинается бурное строительство, возводятся новые общественные и административные здания, строятся и реконструируются дворцы для членов императорской семьи. Росси принял самое деятельное участие в этих работах, а затем и возглавил их. 1816-1832 годах - самый блестящий и необычайно плодотворный период деятельности зодчего, период, когда им были созданы все наиболее известные его творения, вошедшие в золотую сокровищницу русской и мировой архитектуры и принесшие Росси заслуженную славу. В 1816 году он становится первым придворным архитектором, а вскоре членом организованного тогда Комитета строений и гидравлических работ.

Этот Комитет определял всю архитектурно-градостроительную политику Петербурга, его еще называли «Комитетом красоты». Росси стал там признанным лидером. Ему поручают наиболее ответственные работы. Именно он реконструирует и отделывает крупнейшие дворцы, создает новые дворцово-парковые комплексы. Он возводит многочисленные постройки в парке Павловска, жилые и казенные дома в этом городе, отделывает ряд помещений Павловского дворца, работает также в Гатчине и Ораниенбауме.

В Петербурге реконструирует усадьбу Аничкова дворца, строит там служебные корпуса и павильоны, реконструирует сам дворец и отделывает его интерьеры. С блестящим мастерством отделывает Росси интерьеры Зимнего дворца, в том числе и знаменитую Военную галерею 1812 года. Он создает удивительной красоты дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове. Восхищение вызывает созданный архитектором ансамбль Михайловского дворца.

Зодчий реконструирует Дворцовую площадь, превратив ее в одну из красивейших в мире, преображает Сенатскую, создает Суворовскую и Румянцевскую площади. Росси строит и крупнейшие административные здания северной столицы: здание Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов с его знаменитой Триумфальной аркой - памятником Отечественной войны 1812 года, министерства внутренних дел и народного образования, проектирует здания Сената и Синода. Росси создает уникальный театральный ансамбль площади Александрийского театра, включающего здание Публичной библиотеки (сейчас Российская национальная библиотека) - ныне площадь Островского.

Росси реконструирует территорию Михайловского замка, его Манеж и службы, превратив замкнутый в себе комплекс в прекрасный, открытый городу ансамбль. Он проектирует единую архитектурную застройку целых улиц и площадей, возводит много сооружений. Работы у архитектора так много, что он отклоняет предложение участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве.

Честность, принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми Карл Иванович лично распоряжался. И никогда он не стремился извлечь из этого выгоду для себя. Более шестидесяти миллионов рублей - невиданная по тем временам сумма - прошло через его руки, и ни один рубль из этой суммы не стал источником его обогащения. Громадные заказы были предметом зависти, и против Росси всегда плелись интриги. Это было одной из причин того, что талантом и трудолюбием архитектора широко пользовались, но продвигать его не стремились, и официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его заслугам. Росси до последних дней оставался в невысокой должности коллежского советника, коим был еще в Твери. В 1822 году Флорентийская академия присвоила Росси звание профессора, но ни академиком, ни профессором русской императорской Академии художеств ведущего зодчего Петербурга так и не сделали. Но Росси к этому и не стремился. Главным делом его жизни была архитектура.

Денег Росси всегда не хватало, у него была большая семья, на ее содержание уходило все заработанное. Более того, несмотря на обилие заказов архитектор всегда находился в долгах. Мечта Росси построить свой дом, иметь своегнездо так и не сбылась. На ее воплощение всегда не хватало ни времени, ни денег.
Интриги и недоброжелатели сделали свое дело. В 1832 году, в самом расцвете своей творческой карьеры, но изнуренный напряженной работой, конфликтами с начальством и давнишней болезнью, чувствуя невозможность продолжать работу в создавшихся невыносимых условиях, Росси подает в отставку. Отставка знаменитого зодчего была принята без возражений, и архитектор был официально «уволен от всех занятий».
Никогда не прося ничего для себя, Росси не забывал о людях, которые с ним работали, и всегда старался, чтобы их заслуги были оценены.

После выхода в отставку Росси продолжает работать. Он создает проект застройки Михайловской улицы, раскрывающей ансамбль площади к Невскому проспекту. Официально уволенный, он привлекается как эксперт в различные комиссии, занимается ремонтом Таврического дворца. В 1849 году зодчему поручают ремонт построенного им же Александрийского театра. Работы уже завершались, когда Росси, заразившись холерой, свирепствовавшей тогда в Петербурге, заболел и скончался. Это случилось 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у семьи знаменитого архитектора не было. Пришлось обратиться за государственным пособием. Только после длительных хлопот несовершеннолетним детям архитектора, которые остались без средств к существованию, была назначена пенсия. Похоронен Росси на Волковском кладбище. В 1940 году его прах был перенесен в музей-некрополь Александро-Невской лавры.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский

Родился в в артистической семье. Его мать, итальянская балерина, приехала в Россию, когда будущему архитектору было 10 лет. Первоначальное образование получил в мастерской В. Бренны, участвовал в работах по реконструкции дворцово-паркового комплекса в Павловске и дворцово-паркового комплекса в Гатчине .

В 1795 году поступил в Адмиралтейское ведомство чертежников в чине сержанта, а через год переведен в ведомство по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий помощником В. Бренны. Участвовал в строительстве комплекса Михайловского замка по проекту Баженова.

В 1802-03 годах совершил поездку во Франции и Италию для совершенствования образования, занимался во Флорентийской академии. По возвращении в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге. В 1806 году получил звание архитектора. Участвовал в составлении альбомов «Образцовых проектов» жилых домов (1809-12). В 1809 году назначен старшим архитектором Кремлевской экспедиции в Москве, занимался реставрацией и строительством зданий в Кремле, преподавал в архитектурной школе. Московские постройки Росси не сохранились.

С 1811 года работал в Твери. В 1814 году вернулся в Петербург, работал главным архитектором Павловска. С 1816 году определен в Комитет для строений и гидравлических работ. С этого момента начался период расцвета творчества Росси. В эти годы архитектор занимался преобразованием центра города .

В 1818 году он приступил к строительству дворцово-паркового комплекса на Елагином острове , законченного в 1822 году. В этом ансамбле уже заложены все те черты, которые определяли характер его творчества.

Следующей грандиозной работой было создание Михайловского дворца (1819-25) и Михайловской площади — сейчас это ансамбль Русского музея. Создавая комплекс дворца, Росси спланировал весь прилегающий район города – от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль.

При всей четкости и простоте объемного решения черты парадности, монументальности свойственны этому сооружению. Под руководством Росси постепенно сформировался коллектив, состоявший из помощников зодчего, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков и паркетчиков. Это позволяло быстро и слаженно разворачивать крупные градостроительные работы.

В 1819-29 годах Росси возвел ансамбль Главного штаба , смело решив трудную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь . Еще одной грандиозной планировочной работой Росси было создание Александринского театра . Черты триумфальной приподнятости характерны и для этой постройки зодчего. Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Объемное решение здания отличается собранностью и лаконизмом. На фасадах применен большой ордер. Театр был целиком выстроен из несгораемых материалов.

Росси в 1929 завершил формирование Сенатской площади , создав здания Сената и Синода .

Участвовал в разработке ззаконодательного документа «Проект каменных и деревянных строений в Петербурге» , утвержденного в 1830 году.

Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси представляют вершину градостроительного искусства. Градостроительные ансамбли Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

«Именем Карла Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. Карл Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX века. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу» М. Тарановская.

Росси Карл Иванович - (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775–1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси.

Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 – «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. (В. Рождественский о Росси)

Росси Карл Иванович

В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815–1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822), – с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда.

Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы – между Невским проспектом и Марсовым полем – послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825; ныне – Русский музей).

Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева.

Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829–1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, – тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси – как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца – рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Позднее ему дали лишь один значительный заказ – по перестройке зрительного зала Александринского театра.

Карл Иванович Росси - фото

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi) - один из наиболее выдающихся архитекторов XIX века, работавший в жанре русского ампира.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург , а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим - танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России . Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича - имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола - Павла Первого , который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске . Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский , Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов , поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора , занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке - том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у . В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву , чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий - как в Кремле , так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери . К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить - слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени - он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз - в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа . В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе - скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью.
Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.


Карл Иванович Росси автор самых главных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, формирующихся вокруг площадей, не считая отдельных зданий, многие из которых признаны архитектурными шедеврами. Судите сами: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Площадь искусств. Необходимо отметить огромное влияние победы в Отечественной войне 1812 г. на архитектуру того времени.

Биографическая справка:

Становление мастера К. И. Росси

Карл Росси родился 29 декабря 1776 г. в Неаполе (Италия) в семье артистов балета. В одиннадцатилетнем возрасте оказался вместе со своими родителями в Санкт-Петербурге, которые были приглашены выступать в Императорской труппе. Своё начальное архитектурное образование он получал у будучи его помощником. Два года обучался в Италии, работал на фарфоровом заводе в СПб. С 1808 по 1815 гг.. трудился в Москве.

Автор имперского облика Петербурга

Росси это единственный архитектор Петербурга работы которого мы привели не отдельными зданиями а целыми архитектурными ансамблями.

Дворцовая и Сенатская площади:

Росси трудно назвать зодчим в обычном понимании этого слова, он по сути сформировал новый имперский облик нашего города. Достаточно посмотреть на две главные площади Санкт-Петербурга Дворцовую и Сенатскую.

Поэтому приведём факты: Первым строилось здание Адмиралтейства (1806-1823 гг., арх. Захаров А. Д. ), следующим (1819-1829 гг., восточная часть здания ) и в завершении (1829-1834 гг.) . Все здания имеют арки и выполнены в едином архитектурном стиле классицизма.

С окончанием их постройки окончательно сформировался исторический, культурный, туристический и экскурсионный центр нашего города.

Фотографии:


Площадь искусств:

Самый яркий и пожалуй единственный пример авторской работы Полного Архитектурного Ансамбля Карла Росси, практически все здания площади выполнены либо самим мастером, либо построены (иногда перестроены) по его проектам.

Главное здание площади это конечно же , сейчас в нём располагаются и Здание Михайловского (сейчас им. Мусорского) театра и дом Голенищева-Кутузова () . Более подробная информация

Площади Островского и Ломоносова:

С 1828 по 1832 гг. зодчий создаёт единый «театральный» ансамбль состоящий из Театральной пл. (одно из названий пл. Островского), пл. Чернышёва (пл. Ломоносова) и Театральной улицы (ул. Зодчего Росси) соединяющей их.

Архитектурными доминантами архитектурного ансамбля пл. Островского являются Александрийский театр, и Императорская Публичная библиотека,( был возведён в 1873 г.). В здании бывшей Дирекции Императорских театров расположен музей

Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль:

Был полностью перестроен Карлом России с 1818 по 1822 гг., это была одна из первых крупных его работ в Петербурге. Многочисленные постройки на Елагином острове также принадлежат руке Великого мастера. Фактически его можно считать основным автором этого замечательного ансамбля.