К общим чертам относятся. Черты характера: примеры

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

Александр Александрович Зиновьев. Родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии - умер 10 мая 2006 года в Москве. Советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ, писатель.

Член КПСС в 1953-1976 годах. В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: «Я диссидентом никогда не был… Меня упорно зачисляли в диссиденты».

В последние годы жизни - критик глобального капитализма.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе", - писал А. Зиновьев о себе. ("Завтра", 1993, №2)

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

(р. 1922) - логик, социолог и писатель. Доктор филос. наук (1960), проф. (1964). Участник Великой Отечественной войны, военный летчик, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил филос. факультет МГУ (1951), аспирантуру (1954). В 1955-1976 работал в Ин-те философии АН СССР, преподавал логику на филос. факультете МГУ (1963-1976), был зав. кафедрой логики (1965-1967), членом редколлегии жур. «Вопросы философии» (1965-1975). Иностранный член Финской, Итальянской и Баварской академий наук.
Впервые у нас в стране З. систематически занялся проблемами многозначной логики, предложил оригинальную теорию логического следования, исключающую парадоксы. Разрабатывал принципы и средства логического анализа языка науки, выдвинул идею т.н. комплексной логики, соединяющей , гносеологический и онтологический . Результаты логических исследований З. изложены в кн.: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная » (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая » (1972), «Очерки комплексной логики» (2000). В логике и методологии науки З. достиг успехов, высоко оцененных в профессиональной среде. Из шести его монографий тех лет пять сразу же были переведены на англ. или нем. языки, что было тогда явлением исключительным. З. создал сильную научную школу, занимавшуюся проблемами современной логики (теория логического следования, логика оценок, деонтическая логика , силлогистика, приложения идей и аппарата логики в физике и др.).
В 1976 З. опубликовал в Швейцарии большой роман «Зияющие высоты», рассказывающий о жителях г. Ибанска, с энтузиазмом и вместе с тем не без насмешки над собой строящих «прекрасный новый » под универсальным названием «изм». Книга, являющаяся талантливым сатирико-социологическим описанием медленно, но неуклонно разлагавшегося коммунистического общества, получила мировую известность. Данный З. анализ стиля мышления, строя чувств и образа действий индивидов позднего коммунизма до сих пор остается непревзойденным по своей глубине и конкретности.
После выхода книги З. был лишен всех наград, степеней и званий, уволен с работы и оказался вынужденным уехать с семьей за рубеж. С 1978 проживал в Мюнхене, занимался литературной и научной деятельностью. Удостоен премии А. Токвиля за лучшую книгу по социологии (1982, кн. «Коммунизм как », рус. пер. 1994), национальной литературной премии Италии (1992, кн. «Живи») и ряда др. престижных международных премий. Научный «Коммунизм как реальность», излагавший основы разработанной З. теории реального коммунизма, был охарактеризован известным социологом и советологом Р. Ароном как единственная действительно научная книга о советском обществе. З. опубликовано большое научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции (частично переизданы в сб. «Без иллюзий», 1979; «Мы и Запад», 1981; «Ни свободы, ни равенства, ни братства», 1983). В этот же период им написана серия социологических романов и повестей: «Светлое будущее», 1978, «В преддверии рая», 1979, «Желтый дом» в 2 т., 1980; «Гомо советикус», 1982; «Пара беллум», 1982; «Нашей юности полет», 1983; «Иди на Голгофу», 1985 и др. З. создает своим творчеством новый жанр - социологический роман (социологическую повесть), в котором научно-социологические понятия излагаются в художественной форме.
Кризис, в который вступил Советский Союз к сер. 1980-х гг., З. истолковывает как кризис коммунистической системы, кризис управления, для преодоления которого не подходят такие сугубо зап. методы, как рыночная и либерализация (кн. «Горбачевизм», 1988; «Катастройка», 1988; «Смута», 1994; «Посткоммунистическая Россия», 1996 и др.). С началом горбачевской перестройки З. расширил исследовательскую тематику, обратившись к изучению зап. пути развития, или западнизма (кн. «Запад», 1995; «Глобальный человейник», 1997).
В начале 1990-х гг. З. восстановлен в гражданстве и в званиях. В 1999 вернулся в Россию. Преподает на филос. факультете МГУ.
Роман «Зияющие высоты» рассматривался коммунистическим режимом сквозь призму противостояния коммунистической и антикоммунистической (буржуазной) идеологий. З. отводилась роль антикоммуниста, с которой он , однако, никогда не соглашался; он никогда не считал себя и диссидентом. Согласно З., коммунистическое не является каким-то «вывихом» или тупиком истории, а представляет собой, как и , естественное состояние общества. Коммунизм универсален, хотя и приобретает в разных странах разную форму. Традиционное марксистское (полного) коммунизма и социализма является надуманным, хотя и удобно с идеологической т.зр. То, что осуществилось в Советском Союзе, и есть , и др. коммунизма нет. Коммунизм вырастает из обычных коммунальных отношений людей, подчиняющихся таким правилам, как: меньше дать, больше взять; меньше риска, больше выгоды; меньше ответственности и больше почета, и т.п. Коммунистическое общество, не являющееся (в отличие от национал-социалистического) тоталитарным, способно устойчиво существовать только в форме, напоминающей советский коммунизм 1930-1950-х гг. Коммунизм имеет неоспоримых преимуществ перед капитализмом. Коммунистическое общество построено на началах коллективизма, что придает отношениям людей особую теплоту, оно гордится собой, уверенно смотрит в будущее, обеспечивает своим гражданам приемлемую социальную защищенность, освобождает их от необходимости постоянно беспокоиться о проблемах экономики, политики, идеологии и т.д. Несомненные успехи, достигнутые коммунистической Россией, остаются высшей точкой во всей ее истории.
В фундаментальной монографии З. «На пути к сверхобществу» (2000) подробно рассмотрены методологические и логические основы его социологической концепции, сформулирован категориальный аппарат, позволяющий охватить ход истории в целом, обобщенно суммируются, уточняются и развиваются теория реального коммунизма, теория западнизма, современные тенденции развития человечества. Центральной в концепции З. является законов социальности, которые он называет законами экзистенциального эгоизма. Они выработаны людьми как средства защиты от самих себя и отличаются от норм морали и права. «Его предшественниками в этом вопросе... можно было бы считать Макиавелли с его трезвым анализом искусства государственного правления, Гоббса с гипотезой о естественном состоянии войны всех против всех как исходном пункте и постоянной основе государственно организованного социума, Мандевиля с его «Басней о пчелах» и выраженной в ней мыслью о том, что благо складывается из частных зол» (А.А. Гусейнов). Человечество в процессе эволюции проходит три стадии: предобщество, общество и сверхобщество. Переход от общества к сверхобществу, представляющему собой постцивилизационную стадию, является основной тенденцией развития человечества в 20 в. Этот переход протекает в двух эволюционных линиях, ожесточенно борющихся между собой: линии коммунистического типа, опирающейся по преимуществу на коммунальный жизнедеятельности, и западнистской линии, в наиболее чистом виде воплотившейся в США и странах Зап. Европы и реализующей преимущественно деловой аспект жизнедеятельности человека. В борьбе этих линий к . 20 в. победил Запад, хотя об окончательности его победы остается открытым. Россия идет теперь по зап. пути, потеряв многое из своего былого могущества и величия. На стадии сверхобщества складывается единый, глобальный «человейник», истории переходит из естественно-исторической в планово-управляемую. Сверхобщество устанавливается как Запада; незападные народы и страны будут занимать подчиненное и периферийное положение.
«У меня нет никакой позитивной программы социальных преобразований, - пишет З., - но не потому, что я не способен что-то выдумать на этот счет, а в принципе. Любые положительные программы социальных преобразований имеют целью и отчасти даже результатом построение некоего земного рая. Но построения земных раев всякого рода показывает, что они не устраняют жизненных проблем, драм и трагедий» (Русский . М., 1995).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович" в других словарях:

    - (р. 29.10.1922) спец. в обл. логики и методологии науки, социолог, публицист, писатель. Род. в Костромской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1951), асп. (1954). В 1955 1976 в ИФ АН СССР. В 1963 1975 работал по совм. на кафедре логики филос. ф та МГУ,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1922) русский философ и писатель. С 1978 живет в ФРГ. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических социологических романах Зиновьева, являющихся как бы главами единого незамкнутого повествования (Зияющие высоты, 1976; Желтый… … Большой Энциклопедический словарь

    Зиновьев, Александр Александрович - ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (родился в 1922), русский философ и писатель. С 1978 живет в ФРГ. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических социологических романах, являющихся как бы главами единого незамкнутого повествования (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зиновьев. Александр Александрович Зиновьев Александр Зиновьев Дата рождения: 29 октября 1922(1922 10 29) … Википедия

    - (р. 1922), философ и писатель. В 1978 выслан из СССР, лишён советского гражданства. Жил в ФРГ. В 1999 вернулся в Россию. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических «социологических романах» Зиновьева, являющихся как бы главами… … Энциклопедический словарь

    Александр Александрович Зиновьев Александр Зиновьев Дата рождения: 29 октября 1922 Место рождения: деревня Пахтино Чухломского района Костромской области, РСФСР Дата смерти … Википедия

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович - (29.10.1922,1 д. Пахтино Чухломского р на Костромской обл. 10.05.2006, Москва) логик, философ, социолог, писатель и публицист. Участник Великой Отечественной войны. В 1939 г. поступил в Московский ин т истории, философии и литературы (МИФЛИ),… … Русская Философия. Энциклопедия

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович - (р. 1922) российский мыслитель социолог, логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее противоречивых фигур как в российской, так и западной социальной мысли. В творчестве З. выделяются три разных периода: 1) до публикации… … Социология: Энциклопедия

Прежде чем приступить к классификации и перечислению черт характера, необходимо понять, что же такое характер. По-гречески «характер» – это отличие, примета, знак. С точки зрение психологии характер – это некий набор личностных свойств, которые определяют действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.

Есть такая древняя поговорка: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Это изречение кратко и емко отражает место, которое занимает характер в жизни и судьбе человека. Поэтому так важно знать о том, какие бывают черты характера у людей, чтобы научиться разбираться в их влиянии на разрешение разных, а особенно конфликтных ситуаций.

Классификация черт характера

Условно черты характера можно разделить на три основные группы:

  • эмоциональные;
  • волевые;
  • интеллектуальные.

По направленности воздействия черты также разделяются на следующие подгруппы:

  • отношение к внешнему миру – людям и обществу;
  • отношение к себе лично;
  • отношение к деятельности – обучению и труду.

Самые основные черты характера, особенно те, которые относятся к эмоциональной группе, формируются в раннем детстве – на этапе становления психики ребенка и зависят от множества факторов. Не последнюю роль играет природная предрасположенность человека, на которую оказывают влияние наследственные признаки и темперамент. Но основное воздействие оказывает окружение.

Именно в детстве закладываются положительные и отрицательные черты характера человека в процессе приобретения им опыта взаимодействия с внешним миром. Затем, на протяжении всей жизни продолжается формирование отдельных черт, и могут появляться новые. И если вначале этот процесс происходит на бессознательном, рефлекторном уровне, то с обретением осознанности, и в зависимости от ее уровня, у человека появляется выбор. Когда этот выбор осознается, открывается возможность для преобразования характера, что иначе принято называть личностным ростом.

Основные черты характера

На сегодня существует несколько сотен определений различных черт характера. Причем они могут уживаться в одной личности в самых разных сочетаниях. В зависимости от направленности воздействия такие черты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия их влияния. Поэтому очень трудно утверждать со стопроцентной уверенностью, что вот это – плохие черты характера, а это – хорошие. В большинстве случаев имеет смысл говорить о неких совокупностях свойств, которые в определенной ситуации могут оказать большое влияние на последствия решения тех или иных проблем, определяемые как позитивные или негативные, что опять же будет в определенной степени субъективным мнением.

И все же попробуем составить перечень основных черт характера, формирующихся на ранних стадиях развития и потому относящихся скорее к эмоциональной группе, условно разделив их не на плохие и хорошие, а, скажем, на позитивные и негативные черты характера человека, как это принято считать с общественно-моральной точки зрения.

Негативные черты характера

Злость. Это эмоциональная черта, которая может выражаться в негативном отношении любой направленности – к себе, людям и даже к работе. Если это не периодическая, а постоянная реакция, скорее всего ее корни находятся в глубокой детской обиде.

Гордыня. В религии такая черта даже считается одним из тяжких грехов. Потому что человек, в котором это качество проявлено очень сильно, теряет способность к адекватной оценке и правильным решениям. Такой человек в итоге приносит вред и окружающим, и себе.

Эгоизм. Эта отрицательная черта, которая концентрирует и порождает целое множество других. По сути, она может стать квинтэссенцией всех неблаговидных черт характера, но, как правило, оказывает негативное влияние в направлении отношения к другим людям, тогда как по отношению к себе субъективно считается позитивной.

Ревность. Эта черта характера связана с эгоизмом и гордыней, поскольку предполагает наличие чувства собственничества и оказывает разрушительное воздействие не только на других, но и на себя, поскольку ревность – слепа и потому способна толкать на очень плохие поступки.

Жадность. Может иметь разные формы: жадность к славе, деньгам, вещам, еде, удовольствиям и т.п. Толкает человека на неблаговидные поступки и вызывает отторжение окружающих.

Зависть. Человек, одержимый завистью причиняет вред, прежде всего себе. Ведь, как говорится, зависть – съедает изнутри, точит как червь. Может принести также большой вред объекту зависти, если обладатель такой черты вознамерится каким-либо способом восстановить кажущееся неравновесие в свою пользу.

Жестокость. Эта черта в любой форме приносит только разрушения и страдания тем, на кого будет направлена. Психологи считают, что она является проявлением безволия. Можно добавить, что часто жестокий человек руководствуется страхом и неуверенностью в себе.

Позитивные черты характера

Считается, что все черты характера имеют свой антипод. Поэтому давайте посмотрим, какие бывают черты характера, являющиеся противоположными тем, которые перечислены выше.

Доброта. В отличие от злого человека, с добрым хочется общаться. Доброта подразумевает также такие черты как бескорыстие и участие. Не потому ли добрых людей так часто пытаются использовать для своих целей те, у кого преобладают негативные черты характера? Подумайте об этом.

Смирение. Некоторым не нравится это качество, поскольку почему-то считается рабским. На самом деле это очень хорошая черта, которая может творить чудеса – например, останавливать разрушительные конфликты, сводить на нет распри и бесполезное выяснение отношений.

Альтруизм. Это полный антипод эгоизма. Эгоисту никогда не понять альтруиста, а вот альтруист поймет, выслушает, простит и даже поможет. Удивительная черта, которая является исчезающим видом, а зря.

Доверие. Пожалуй, оно является самым точным антиподом ревности, хотя некоторые утверждают, что ее антипод – любовь. Но именно доверие, а не доверчивость – тот спасительный мост между любящими людьми, который способен соединить их и дать истинное счастье общения друг с другом.

Щедрость. Если она распространяется по всем направлениям, это будет уникальная личность. Эта черта характера – благословение для окружающих, и если она от всего сердца, то и для своего обладателя.

Доброжелательность. Несмотря на то, что эта черта связана с добротой, она относится скорее к внешним проявлениям в отличие от зависти, которая всегда тайная. Доброжелательность благословляет и притягивает, если она искренняя и является чертой характера, а не показухой.

Милосердие. Одна из лучших черт характера человека. Можно смело утверждать, что на милосердии, как одной из форм вселенской любви, зиждется этот мир. Развивая эту черту, человек обогащается духовно.

Другие черты характера

Существует множество других черт характера, которые могут относиться к эмоциональным, волевым или интеллектуальным. Они вырабатываются уже в период взрослой жизни и основываются на жизненном опыте. Так появляются любознательность и вдумчивость, решительность и самостоятельность. При этом сильные стороны характера могут усиливать как позитивные, так и негативные черты. Например, напористость в сочетании со злостью может привести к разрушительному воздействию, а в сочетании с добротой – к спасению другого человека. Не зря говорят, что, сколько людей, столько характеров и на самом деле, даже зная многие свойства характера конкретного человека, невозможно на сто процентов предсказать его поведение в конкретной ситуации.

Можно ли изменить черты своего характера

Менять свои черты имеет смысл только в позитивном направлении. Ведь в конечном итоге все позитивные черты ведут к созиданию и совершенствованию, а негативные к разрушению и уничтожению. Но для этого необходимо сначала прийти к осознанию того, что негативные черты действительно имеются, и тем самым усложняют жизнь индивидуума. А это удается очень немногим.