Как адаптировать ребенка к школе советы психолога. Адаптация детей к школе

Начало школьных занятий - это новый этап в жизни маленького человека. Как подготовить его ко взрослой жизни, помочь ему сориентироваться в новом мире под названием «школа»?

Об этом рассказывает Елена Изотова, главный детский внештатный невролог комитета здравоохранения Волгоградской области.

Новые правила

С того момента, когда ребёнок переступает порог школы, для него начинается совершенно новая жизнь. Кардинально меняется режим дня: раньше малыш делал то, что хотел: гулял, спал, кушал. Родители подстраивались под его желания. Теперь же в его жизни появятся слова «должен» и «надо». И родителям нужно подготовить его к этому, настроить на серьёзный лад. Иначе начало нового жизненного этапа станет для первоклашки серьёзным испытанием.

Главное отличие школьного возраста от дошкольного - большая умственная нагрузка. Кроме того, он теперь много времени проводит в большом коллективе. Здесь, в отличие от детского сада, - конкурентная среда, ребёнку нужно выделиться среди своих товарищей, научиться соревноваться и побеждать, кроме того, нужно заниматься и дома. Всё это - совершенно новые виды деятельности. И готовиться к этому нужно заранее.

Ребёнок должен знать, что он теперь большой, он должен ходить в школу, делать уроки - это его основная обязанность. Объясните ему, для чего вообще нужно учиться - быть грамотным, уметь считать. Можно даже рассказать о том, что, получив эти знания, он, став взрослым, сможет выбрать себе специальность, обеспечивать семью. Всё это вполне можно донести даже до детсадовца в доступной форме.

- Не слишком ли большой груз ответственности взваливается на маленького человека? Не грозит ли это стрессом?

Психика ребёнка отличается пластичностью, он не будет фиксироваться на этих сложностях, если не заострять на них внимания. Но родителям всё-таки нужно месяца за три, за полгода, начать готовить будущего первоклассника к новой жизни, настроить, предупредить его о том, что в школе будет нелегко. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину»: заинтересовывайте ребёнка, но при этом приучайте к дисциплине.

Максимальное время для уроков – полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет

А чтобы избежать перегрузок, необходимо в первую очередь отрегулировать режим дня - он будет заметно отличаться от детсадовского. После занятий у младших школьников обязательно должен следовать обед и непременно дневной сон. Он эффективнее, чем ночной: известно, что 20 минут дневного сна заменяют час ночного. Таким образом снимаются стрессы, притухают яркие впечатления.

Не нужно сразу усаживать ребёнка за домашнее задание, принцип «сделал дело - гуляй смело» здесь не работает. Отправьте вашего первоклассника поиграть на свежем воздухе. И только после этого - за письменный стол. Максимальное время для уроков - полтора часа. Ребёнок не должен сидеть за уроками по три - пять часов, это очень большая нагрузка, и пользы от этого не будет. Первое время проверяйте, как ваш школьник выполняет домашнее задание, контролируйте, помогайте ему втянуться в школьный ритм. Поощряйте его за любые успехи. Это играет гораздо большую роль в процессе обучения, чем наказание. Известно, что до семи лет ребёнок вообще не понимает, за что его наказывают: должна работать только позитивная мотивация.

Усталости нет?

- Какие тревожные симптомы, связанные со здоровьем первоклассника, должны насторожить родителей?

Первый тревожный симптом - это гиперактивность. Ребёнок в отличие от взрослого при переутомлении не чувствует усталости. Мы понимаем, что нужно отдохнуть, полежать, расслабиться, отвлечься. Ребёнок же реагирует по-другому: двигательная активность у него повышается. В разговоре он начинает перепрыгивать с одной мысли на другую, становится импульсивным, не может сосредоточиться на чём-то одном, довести дело до конца. Нужно присматриваться к ребёнку, проследить, как изменилось его поведение при повышенных нагрузках. Бывает, что при утомлении появляются и тики: ребёнок моргает, открывает рот, передёргивает плечами. Если это приобретает навязчивый и постоянный характер - нужно обратиться к врачу. Но эти же признаки могут свидетельствовать о переутомлении. Так в организме включается компенсаторный механизм: взрослые, когда раздражаются, могут накричать. Малыш накричать не может и начинает моргать глазами. Иногда ребёнок говорит: «Я моргну - и мне легче». Такие компенсаторные движения в лечении не нуждаются: нужно пересмотреть режим дня, больше времени уделять отдыху.

В школе ждёт ещё одно важное испытание: организм начинает испытывать сильную нагрузку на позвоночник. Сидение вообще для нашего организма - антифизиологическое состояние, отсюда и проблемы с позвоночником (болезнь цивилизации).

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был удобный стол и стул, свет должен падать слева, под ногами стоять скамеечка. Проследите, чтобы сидеть ребёнку было удобно. А вот корпеть долго за учебниками не нужно: 30 - 45 минут - и 15 минут перерыв.

- Нужно ли менять рацион питания школьника?

Идеальным будет дробное пятиразовое питание, обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Меню составляйте по принципу пищевой пирамиды. Её основу составляют овощи, фрукты, цельнозерновые продукты - источники так называемых длинных углеводов (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), растительные жиры. На втором месте - продукты, содержащие белок. Далее идут молоко и молочные изделия. На самой верхней ступеньке пирамиды - жиры.

Закадычные друзья

- Как помочь первоклашке наладить отношения с одноклассниками? И нужно ли вообще вмешиваться?

Взаимоотношениями в коллективе, в обществе нужно заниматься всю жизнь. И начинается этот процесс с первого класса школы, в садике учить этому было не нужно. К шести - семи годам человек уже готов к тому, чтобы начать осваивать социальную роль в обществе. Ему необходимо общаться со сверстниками, именно сейчас появляются закадычные друзья: психика созрела для тесного и душевного общения. Если же возникают конфликты, попытайтесь объяснить ребёнку, что в споре, в конфликте часто виноваты обе стороны. Сейчас ваш ребёнок приобретает новый опыт общения, который впоследствии пригодится во взрослой жизни. И в этом ему также нужна ваша поддержка.

В целом, чтобы помочь первоклашке адаптироваться к школе, постарайтесь не впадать в крайности: сделайте так, чтобы ребёнок совсем не махнул рукой на занятия, но и в тоже время не перенапрягался, не подорвал здоровье, сильно не расстраивался из-за неудач. Это тоже задача родителей - объяснить, помочь, направить, создать условия.

Помните об индивидуальных особенностях: кто-то всё время будет стремиться быть первым, а кого-то нужно контролировать и направлять. Вселите в ребёнка уверенность в его силах, именно сейчас ему нужна ваша помощь.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным . Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

На этапе подготовки

Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад , посещал подготовительные курсы , спортивные или развивающие занятия - ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Еще один неоспоримый плюс - если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает . Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду - психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь - гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.

Первый раз в первый класс

Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота - самое главное.

Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома - тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни - стресс для ребенка . Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка - это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».

Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.

Обязательный и полноценное питание . Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.

Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться . Конечно, замечательно, если завтрак - привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого - обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда - индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.

Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье - бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.

Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.

Не перегружать . Первый класс - достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе , свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему , и он легко справляется с программой - тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, или кружках.

Помогать в организации . Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то , которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.

Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.

Наша мама- Жанна рассказывает : «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет - я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».

Адаптация первоклассников к школе.


Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливами, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Для первоклассников особенно важно:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе
- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
- развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Н.И.Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.
- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассникамии учителем.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе? Познакомьтесь с проблемами адаптации первоклассников к школе. Узнайте, как помочь ребенку адаптироваться к обучению и преодолеть все трудности. Ваш малыш только идет в детский сад? Прочитайте об .

Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

К физиологической адаптации относят несколько этапов:

  • «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:

Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации

Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.
Наиболее типичные проявления дезадаптации.


Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Физиологическая адаптация первоклассника к школе

Режим дня

Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. Например, найти знакомую пенсионерку, которая за 50-70 рублей в час согласится обихаживать ваше чадо, достаточно несложно.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня.

Важно, чтобы у ребенка оставалось свободное личное время, когда он может поиграть, порисовать, почитать вместе с вами интересную книгу.

Физкультура

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.

Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи.

А как же уроки физкультуры, разве их мало? Да, физкультура - дело неплохое. Но двух уроков в неделю мало, катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей.

Пара слов о зрении

Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки .

Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.

Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.

Почаще спрашивайте чадо, удобно ли ему сидеть за партой, все ли видно на доске. Очень и очень часто маленькие школьники, не видя написанного на доске, молчат, стесняясь признаться в этом учительнице. Так что это наше дело, дорогие родители - следить за здоровьем ребенка, за комфортностью пребывания его в школе - даже в мелочах! Вернее сказать, мелочей в первом классе нет. Все работает либо на здоровье, либо на болезнь.

Психологическая адаптация к школе

Даже у самых послушных детей в период адаптации к школе могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось.

Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом. На самом деле такое поведение ребенка - это реакция на стресс, связанный с поступлением первоклассника в школу.

Родителям в этот непростой для всех период адаптации к школе надо помнить золотое правило воспитания: "Ребенок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает".

Что могут сделать родители, чтобы облегчить адаптацию первоклассника к школе? Детские психологи А. Гиппиус и С. Магид дают следующие полезные рекомендации:

- "Не будем раздражаться сами, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: " У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?" Отвечает она: "Да старая я очень - немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы так попробуем!

Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Посмотрим вместе добрый старый мультик. Отправимся гулять, ведь стоит сентябрь, прекрасная золотая осень. Только не нужно "отдыхать" вместе у компьютера - это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры " в войнушку" с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом, потише, поспокойнее, поинтереснее.

И еще - никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность."