Как будто вечен час прощальный. Архивные смальты поэтической мозаики поэта рубцова

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.

Описания природы в начале романа как тон общего замысла

Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички… обтреханные, на плохих клячонках»….

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое». И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

«все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось т лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

«понемногу ослабевая, исчезали его размышления».

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

«за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами».

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

как» можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе».

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

«Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звезды».

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

«в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком».

Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.

Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»

Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

«Утро было славное, свежее, «- пишет Тургенев. Тишина и покой природы («легкая пыль лежала на ней — дороге — , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою»).

Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

(«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска»).

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»).

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Природа и описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров. Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

(«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

И.С.Тургенев – признанный пейзажист мировой литературы. Он гениально изображает психологию природы: она живет, дышит, меняется, гармонизируя с чувствами и переживаниями его героев. Тургеневские пейзажи имеют философскую направленность и часто символичны, связаны с вечными темами.

Несмотря на ярко выраженную проблематику «Отцов и детей», пейзажу в произведении отводится важная роль.

В 60-е годы основные противоречия либералов и демократов касались крестьянского вопроса. В третьей главе автор показывает все еще крепостническую Россию, о которой так пылко спорят «отцы» и «дети». Тургенев описывает поля крестьян, убогие пастбища, запущенные леса и водоемы. В деревне - низенькие избы с прохудившимися крышами, поскольку солома съедена скотом в период бескормицы. Рисуя невеселый крестьянский пейзаж, автор ясно подчеркивает нищенское состояние народа. Эта картина гораздо живописнее, чем долгие рассуждения о нелегком крестьянском быте. При виде такого опустошения даже Аркадия осознает необходимость преобразований в стране. «Но как их исполнить, как приступить?..», - задает он себе вопрос.

Эта же проблема стала вызовом для всей эпохи.

Пейзажи Тургенева пронизаны любовью к народу, к родине. Радостный весенней ландшафт с пробуждением природы после долгой спячки вносит надежду на скорое обновление жизни в стране. Самостоятельные пейзажные зарисовки подчинены композиционно основной идее произведения. В одиннадцатой главе через описание чудного летнего вечера автор показывает, насколько сильно природа влияет на душевное состояние человека, является источником эмоций, мыслей, воспоминаний. Автор как бы скрыто полемизирует с героем-материалистом уверенным, что «природа не храм, а мастерская».

В некоторых эпизодах пейзаж подчеркивает чувства тургеневских героев. Описание «белой зимы с жестокой тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом…» в финале повествования гармонирует с настроениями Аркадия и Кати, Николая Кирсанова и Фенечки, соединивших браком свои судьбы. Все эти картины и короткие зарисовки пронизаны реализмом и поэтичностью. Чувствуется в них безграничная любовь к родной природе, выраженная через точно подобранные слова. В заключительном аккорде романа через описание пейзажа автор раскрывает жизнеутверждающую правду, неиссякаемую мощь природы, ее вечную красоту.

Таким образом, созданные Тургеневым картины природы исполняют разные функции, но все они наполнены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом романа.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роль природы в романе «Отцы и дети»

С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.

Первый пейзаж в романе “Отцы и дети” -- во время поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино -- несет на себе определенную социальную нагрузку. Он не только вводит читателя в суть дел в имении Кирсановых. Этот пейзаж также исторически конкретен: с помощью нескольких фраз Тургенев смог изобразить все проблемы России в эпоху перед отменой крепостного права в 1861 году. “Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках. Исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей -- и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”. Можно предположить, что жизнь крестьянина сравнивается с “безотрадной, бесконечной” зимой.

Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек. И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Этот прием позволяет Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые, но в то же время наиболее интересные черты характера героя.

“Так размышлял Аркадий. А пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки. Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления. Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”.

О внутреннем мире Аркадия можно сказать кратко, так как настроение героя и основной эмоциональный тон уже заданы и определены описанием майской природы. Итак, один из наиболее тонких приемов тургеневского психологизма -- изображение эмоционального состояния героев через аналогию с состоянием, “построением” природы.

У Тургенева часто пейзаж ставит последнюю точку в повествовании, как бы подводит эмоциональный итог всей жизни героев. Таков пейзаж не только в романе “Отцы и дети”, но и в романе “Дворянское гнездо”.

В “Отцах и детях” заключительный момент эпилога (XXVIII главы) -- описание природы сельского кладбища -- является окончательным доказательством несостоятельности базаровской теории. С помощью природы автор выносит окончательный вердикт нигилизму: все его принципы несостоятельны (не выдерживают проверки жизнью) и будут погребены, как один из их носителей -- Базаров, и лишь природа будет вечно напоминать о “великом спокойствии”, “о вечном примирении и о жизни бесконечной”.

Однако в “Отцах и детях” природа играет не только эстетическую, но и идейную роль.

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

Природа в “Отцах и детях” становится объектом для полемики не столь явной, как полемика об аристократии или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев романа.

Так, Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности.

Заметим, что природа у Тургенева часто лечит душевные раны героев, помогает им справляться с трудностями, тяжелым душевным состоянием. Базарову же такого утешения и примирения через природу с жизнью не дано -- природа как бы мстит ему за равнодушие. (Когда ему было плохо, “он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя.”.) Но Тургенев показывает, что Базаров еще не совсем “пропащий” человек, в его душе еще есть место прекрасному. Так, в разговоре с Аркадием на сеновале он вспоминает осину из своего детства, в разговоре с отцом он говорит: “Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась”. Уже то, что он заговаривает об этом, позволяет считать, что его душа не так черства, как он старается показать.

Не один Базаров в романе проходит проверку природой. Задушевное к ней отношение характерно, например, для Аркадия, что, по мнению Тургенева, выгодно отличает его от Базарова и показывает, что суровость нигилизма для Аркадия была лишь подражательной маской, а на самом деле он очень мягкий и душевно чуткий человек.

В отношении к природе сопоставляются братья Кирсановы. Поэтическая природа летнего вечера аккомпанирует размышлениям и чувствам Николая Петровича. Он чутко чувствует и глубоко понимает природу. Он долго бродит по вечернему саду, всей душой ощущая его очарование: “Он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустью, с этою тревогой.” А вот для душевного состояния Павла Петровича та же самая природа предстает уже по- другому. Она не рождает для него никакого эмоционального отзвука: “Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски - сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа”.

Таким образом, в произведениях Тургенева пейзаж -- это не только прием, позволяющий создать определенное эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек

Философский смысл пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Мне не нужно ни богатой природы,

ни великолепной композиции,

ни эффектного освещения, никаких

чудес, дайте мне хоть лужу грязную,

да чтобы в ней правда была, поэзия,

а поэзия во всем может быть -- это

дело художника.

Третьяков из письма художнику А. Г. Горавскому;

ок. 1861 года

Искусство почти всегда отражает действительно происходящие исторические события. Весь ХIХ век, в особенности вторая его половина, связан с духовно нравственными исканиями, как в душе человека, так и в общенациональной жизни, с поиском новых жанровых форм. И художник старался встать «с веком наравне.» (Пушкин). Именно поэтому во второй половине ХIХ века, времени критического реализма, искусство становится выразителем передовых. интересов общества. Таким образом, в живописи впервые появляется русский национальный пейзаж.

«Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин, надпись на эскизе одной из картин). Выбирая самые что ни на есть прозаические виды, русские художники второй половины ХIХ века (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев) старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обыкновенном ее состоянии. Русский пейзаж в литературе появился гораздо раньше. Занял он прочное место и в литературе второй половины ХIХ века. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.

Экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

«Нет, -- подумал Аркадий, -- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы.., но как их исполнить, как поступить?» Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.

Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины, Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений. Если Аркадий рад «чудесному -- сегодняшнему -- дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение:

Быть может, в мысли нам приходит

Среды поэтического сна

Иная, старая весна...

«Евгеий Онегин», гл. УII)

Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге... -- на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштабности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, / Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой -- «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» -- создает впечатление искусственной жизни. действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане -- осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.

Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая в страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба», Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.

Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так, Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Описанием летнего вечера (в УI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека. «Как хорошо. Боже мой!» -- думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней».

Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром «экою глупостью». А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа -- все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь. Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж -- это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью. Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.

Это поэзия трагическая, основанная на том ощущении «собственного ничтожества», которое так «смердело» Базарову. Скупые и злые реплики Базарова на эту тему развернуты и доведены в «Довольно», как и в «Призраках» до ясности и отточенности философских определений и афоризмов. Представление о жизни как о трагикомической борьбе человека с «неизменяемым и неизбежным», мотивы тщеты и суетности человеческих стремлений к счастью звучат в этих повестях еще сильнее, чем в прежних, но, так же как в прежних, они уравновешиваются ничем неистребимым стремлением «бежать за каждым новым образом красоты, ...ловить каждое трепетание ее тонких и сильных крыл» Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. - М.,1981. Т. 7. - С. 226..