Как характеризует кочубея его отношение к семье. Герои «Полтавы

История любви гетмана Мазепы и Мотри Кочубей.

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.
Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.
Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку - Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

П.Григорьев. Мазепа и Мария

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Резиденция Мазепы в Батурине.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.
Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Карта Батурин.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей - обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.


Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.
Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.
В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве - Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.
Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом - обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.


Французский засол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание гетмана: «Взгляд у него грозный, глаза блестящие, руки тонкие и белоснежные, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело германского рейтара, и он красивый наездник».

О МОТРЕ КОЧУБЕЙ


Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».
Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.
Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли.
В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.
Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! - пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. - Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».
По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.
Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Аллея в Любви парке Кочубеев.
Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.
Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.
Сколько она пробыла у Мазепы - непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Гетман целовал «беленькие ручки» и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.
Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.
Мазепа рекомендовал Мотре, от которой отвернулись все ее родные, идти в монастырь, «а я буду знать, что тогда с вашей милостью делать». Мотря сходила с разума, как писал сам Кочубей, «плевала» на отца и мать.
Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что... не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.
Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство - гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала.
Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я - хоть любишь, хоть не любишь меня - до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри - генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи́мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.
Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри.).Позже она вернулась на Украину.
По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.

СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА,
После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.
"Батурин держался несколько дней, - но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена - камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью! (…) „Жиночек и диточек“ - прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке - в Сейм побросали и потопили!"
- писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев.
Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри - разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина.

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.


Восстановленная резиденция гетмана Разумовского.


Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.


Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Памятник погибшим казакам в Батурине.


Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.
Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.

Курдиновский Вас. Василий Леонтьевич Кочубей в рассказе его современника 1708 г. - P С , 1 8 83 , т. 40, № 12, с. 499-504

К очубей Василий Леонтьевич - родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитою Диканькою), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника. Доверие Мазепы к Кочубею было настолько велико, что он ему первому рассказал о своем намерении отложиться от России. Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь Кочубея, Матрену ("Мария" пушкинской "Полтавы"), и хотел вступить с нею в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены Кочубея. Мазепе удалось соблазнить Матрену Кочубей, которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепою, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Мазепа действовал настолько тактично, что следователи ничего не могли открыть и уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Кочубей и Искра бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Между тем Петр, убедившись в лживости доноса, приказал выдать обличителей. В Витебске Кочубей и Искра подверглись жестоким пыткам, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 15 июля 1708 г. Искра и Кочубей были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви. Кочубей погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранится в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии. Жена Кочубея с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены.

Оцифровка и редактирование – Юрий Шуваев

ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ КОЧУБЕЙ

в разсказе его современника 1708 г.

Служа при Жуковской Покровской церкви, в которой погребены дети, внуки и правнуки Василия Леонтьевича Кочубея, казненнаго Мазепою, в которой также находится икона, поруганная шведами, и хранится священническая риза с оплечьем из боярскаго кафтана Василия Леонтьевича - я получил в 1875 году от князя Сергея Викторовича Кочубея, из его домашняго архива, рукопись 1748 г. с несколькими подробностями о жизни и казни Василия Леонтьевича Кочубея и его супруги.

Рукопись была написана устарелым почерком и языком минувшаго века; князь Сергей Викторович просил меня переложить разсказ на язык современный, что я и исполнил. Подлинник с переложением был тогда же мною отослан князю; у себя же я оставил копию с переложения, которую я, как буквальный перевод помянутаго разсказа современника о Вас. Леонтьевиче Кочубее, и представляю на стр. «Русской Старины».

На подлинной рукописи означено (как у меня отмечено) более поздним почерком и другими чернилами «1748 года».

Благочинный священник с. Жуки Василий Курдиновский.

19-го марта 1708 года, на память св. мучеников Хрисанфа и Дарии, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей и полтавский полковник Иоанн Искра выехали из села Диканьки на другую сторону Ворсклы, чрез слободские города, в Смоленск, куда спешили они к царскому величеству, избегая гнева и мщения клятвопреступнаго изменника Ивана Мазепы.

Еще 18-го марта, в четверток, подступали к Диканьке посланные от Мазепы, с приказанием схватить Кочубея: Гадячский полковник Стефан Трощинский с своим полком и с полком

500

волохов и кампанийский полковник Юрий Кожуховский с своим полком. Но они остановились на ночлег в Великих Будищах, недалеко от Диканьки.

Между тем в тот же день вечером привез письмо в Диканьку посланный из Хвастова (Фистов?), от Миргородскаго полковника, старый его слуга Андрей Лос. Узнав содержание письма, Василий Леонтьевич, нимало немедля, отправил в Полтаву слугу своего Ивана Завадовскаго за Иоанном Искрою, который ночью и приехал в Диканьку. В ту же ночь, за час до разсвета, простившись со всеми своими, Василий Леонтьевич с Искрою оставили Диканьку, переехав мост на реке Ворскле в селе Гавранцах, и прибыли в Краснокутск, где находился Ахтырский полковник. От царскаго величества приехал в Краснокутск поручик с указом, в котором предписано было «Искре одному явиться к Государю, а Кочубею оставаться в слободах». Из Краснокутска оба они, в сопровождении Ахтырскаго полковника, прибыли в Богодухов. Но в Богодухове другой офицер приехал от царскаго величества с приказанием - Кочубею и Искре - обоим явиться к государю.

Вслед за выездом из дому Василия Леонтьевича и Искры, вступил в Диканьку с своими войсками Трощинский с намерением схватитьКочубея и представить в Фистов к Мазепе; но, поискавши его везде, с неудовольствием возвратился обратно в Будищи и простоял там три дня - пятницу, субботу и воскресенье. В понедельник утром Трощинский опять вступил в Диканьку, и остановясь со всемисвоими войсками в новом дворе - на Ковалевке, послал волохов в старый двор, где находилась супруга Василия Леонтьевича, г-жа Любовь Кочубеева. В то время ея не было дома: на разсвете дня св. священномученика Василия Анкирскаго (тезоименитство сына и мужа) она в церкви слушала молебен о благополучном путешествии своего мужа. Узнав об этом, волохи вокруг церкви поставили караул, а старший волошин ротмистр, по имени Констанций, вошел в церковь с приказанием г-же Кочубеевой выдти из церкви. "Не выйду», решительным тоном сказала благородная госпожа, "лучше пострадаю у алтаря, как пророк Захария". Ротмистр понудительно и с угрозами вывел ее; и как только переступила порог церковный была схвачена в коляску и отвезена на Ковалевку к Трощинскому с невесткою своею, женою Василия Васильевича Кочубея, бывшею вместе с нею в церкви.

Приехав перед двор к Трощинскому, ее высадили, и она несколько часов простояла, ожидая доклада. Ожидая долго и напрасно возвращения докладчика, она решилась сама явиться к

501

Трощинскому, и мужественно протеснилась между лошадьми, которыми набит был двор.

Между тем Трощинский вышел на крыльце, в белом кафтане, без пояса, в желтых шараварах, будучи весьма пьян. Благородная госпожа Кочубеева кротко начала к нему свою речь: «за то ли вас прислал Мазепа с войском за моим мужем что он усердно и верно служил войску запорожскому в должностях писаря и судьи?»... Но Трощинский, не отвечая на ея речь ни слова, вдруг приказал волохам стрелять в нее. И едва успел Кожуховский, советник Трощинскаго, отчаянным криком остановить волохов, которые уже взвели курки в ружьях. Перепуганная совершенно госпожа Кочубеева за караулом была возвращена в свой двор, и вокруг двора поставлена была стража, также и в доме, и даже в ея спальне. А супруга Василия Васильевича Кочубей получила дозволение, забрав свое имущество, отправиться в Сорочинцы к своим родителям, где находился и ея муж.

На другой день утром Трощинский с своими советниками и прибывшим ночью от Мазепы послом отправились на старый двор, где, по его приказанию, все найденное имущество г. Кочубея, все ценныя вещи были уложены в ящики, а госпожу Кочубееву с одною служанкою, в крытом экипаже за караулом, отправили в Батурин. Здесь имущество оставили на Гончаровке, а Кочубееву поместили во дворе, в предместьи Батурина, где и прежде ея милость останавливалась. Потом чрез неделю перевели в старый двор, где отвели ей мрачную комнату, с запрещением выходить ей куда-либо, равно и к ней не велено никого допускать не только к дому, даже к забору. Два караула желдицкий и московский были приставлены к месту ея заключения.

В апреле месяце 1708 г., к светлому празднику воскресения Христова, Василий Леонтьевич Кочубей и Искра достигли уже в Смоленск и Витебск. Отсюда боярин Гаврило Иванович Головкин, князь Долгоруков и Петр Павлович Шаферов, тайный секретарь государя, препроводили их в Поречье; и здесь пытками допрашивали их в верности донесения на Мазепу. При первом допросе старику Василию Леонтьевичу нанесено четыре удара кнутом, и Искре - семь ударов; через неделю опять поновляли раны столькими же ударами кнутом. Месяцы май и июнь они продержаны в заключении, и потом отосланы водою в Чернигов; из Чернигова воевода Вениамин препроводил их в Киев, а отсюда в Белую Церковь к Мазепе, который стоял лагерем между Борщовым и Ковшаговым. Здесь 15-го июля 1708 года, в четверток, на па-

502

мять св. равноапостольнаго великаго князя Владимира, головы невинных страдальцев Кочубея и Искры скатились на одну плаху, и тела их лежали на местеказни, до конца литургии. Потом положены в деревянные гробы и впоследствии отосланы для погребения в Киев. Они покоятся в Киевопечерской лавре, на погосте, с правой стороны, близь трапезной церкви.

Неповинная кровь страдальцев сильно тревожила Мазепу, и он безсознательно бродил с своим войском по разным городам, - как наконец обнаружилось пред всем войском малороссийским, что он изменил пресветлейшему монарху и убежал к королю шведскому. Это было 17-го октября, на память прор. Осии и св. Андрея Критскаго, через четырнадцать недель после мученической кончины Кочубея и Искры.

При вести о сем Батурин заперся со всех сторон от его оставшагося изменническаго войска; из четырех ворот только одни береговыя, со стороны Сейма, были открыты. За неделю пред взятием Батурина прибыл туда светлейший князь Меншиков; но в город не вступал, а вышли для переговоров к его сиятельству начальствующий над войсками в городе Чечель полковник Сержецкий, эсаул Армацкий, сотник Батуринский, - и князь отправился обратно.

Пользуясь неурядицею в городе, невинная страдалица Любовь Кочубеева нашла возможность уйдти из места своего заключения, при помощи монахини девичьяго Новомлинскаго монастыря. Черница выезжала из города простою телегою с будкою. Кочубеева, одевшись в ея монашеское платье, а Искрина (жена Искры), находившаяся с нею, - в мужицкую одежду, с девками пешком вышли из города, а панича Феодора Васильевича (Кочубей) черница посадила к себе в воз, под видом черницы.

Опасаясь преследования, благородныя вдовы избрали путь на Митченки, Куреню, Ичню, Прилуку, Светличное, Чернухи, мимо Городища, на село Канцеляристов, Крутый Берег. В Снетине переехали реку Сулу и прибыли в Шишаки, - имение г. Петра Кулябки, зятя полковника Миргородскаго, свояка г. Кочубея. Здесь получив сведение, что супруга полковника Миргородскаго и Василий Васильевич Кочубей находятся в Сорочинцах, отправились туда, где и прожили несколько дней. Туда же прибыла г-жа Обыдовская, потому что у супруги Василия Васильевича в это время родился сын Павел. Прогостив по этому случаю недолго, все вместе выехали из Сорочинец; но за Сорочинцами разстались: г-жа полковница Миргородская, Василий Васильевич Кочубей, г-жа Обыдовская и Ломаковский

503

отправились в Крилов, а вдовы Кочубеева и Искрина направили путь в московския слободы: на Барановку, Опошне, Старые Млины, чрез Ворсклу, Врублевку и Коломак. Отсюда г. Захариевский уехал в Водолаги, а Кочубеева и Искрина укрывались в Ровнах близь леса в Искриной пасеке.

Там получили они, чрез г. Ивана Жученка, письмо, присланное от светлейшаго князя Меншикова, писанное в Конотопе, по взятии Батурина, который взят 25-го октября 1708 г., на память св. мучеников Маркиана и Мортирия. Письмо было на имя Василия Васильевича и в нем объявлялась великая милость государя, и предписывалось ему явиться в Глухов к его величеству с матерьею своею и вдовою Искры. Из ровенской пасеки г-жа Кочубеева послала слугу своего в Кременчуг за наименьшим сыном. Вслед засим скитающияся вдовы отправились на Свинковку; реку Ворсклу переехали в Семяновке и остановились в селе Жуках, в доме близкаго родственника их обеих, Жученка, на несколько дней. Но недолго они пользовались гостеприимством и покровительством Жученка. В мясопуст на Филиппов пост приехал в Жуки Яков Рогуля и объявил им об угрозах полтавскаго полковника Левенца, намеревающагося схватить их и препроводить к Мазепе.

В темную глубокую ночь они оставили Жуки. Переезжая в селе Петровке Ворсклу, были схвачены петровскими мужиками, которые, будучи пьяны, устремились на ночной поезд и, без всякаго распроса, хотели их убить. К счастию г-жа Искрина узнала петровскаго атамана, по прозванию Дригу; и он, разузнав великородных дам, сильным криком усмирил мужиков и дал им провожатаго в Коломак. Из Коломаки держали путь на Перекоп, Валки, Люботин и Харьков. В Харькове бригадир Феодор Васильевич г. Шидловский приютил беззащитных вдов в своем доме на две недели. Из Харькова отправились на Водолаги, отсюда трактовою дорогою на Валки, Краснокутск и Ахтырку в Лебедин, и здесь представлены были пресветлейшему монарху, там находившемуся, и удостоились подучить от него монаршия милости. Отсюда отправились в Тростянск и там проводили рождественские праздники, а 1-го января 1709 года прибыли в новую Водолагу к г. Ивану Захариевскому, где находилась и полковница Миргородская со всем своим семейством.

В это время уже шведския войска вступили в Украину и разорили Кодомак, и потому их милости не могли здесь оставаться внеопасности, и разъехались все чрез Харьков, Белгород и Сумы; госпожи Кочубеева и Искрина остались в имениях своих в

504

Ярославце, а полковница Миргородская с г. Иваном Водолажским - в имении своем, в Авдеевце.

Того же года летом июня 2-го 1709 г. русския войска стали против шведов между Жуками и Петровкою, под Полтавою, и пресветлейший монарх, при помощи Божией, победил шведов, и всех генералов, полковников и офицеров разбил и взял в плен.

1748 года.

Полтавский уезд,

Село Жуки.

малороссийский генеральный судья, служивший в гетманской канцелярии

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника.

Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал ее, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом ее родителей.

Как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепой был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников - полковника Ивана Искру и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д. М. Голицына .

Еще в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России. В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Мазепе сообщили о нем. Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру, священника Святайлу и своих свойственников и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова.

Казнь

Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.

Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью , где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик . Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.

Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила их находится возле Трапезной церкви. Рядом с этой могилой в 1911 г. похоронен убитый премьер-министр России Петр Столыпин .

Вскоре после смерти Василия совершилась измена Мазепы, о которой он предупреждал Петра I. Петр I, сознаваясь в ошибке своей и называя Кочубея «мужем честным, славныя памяти», тогда же приказал возвратить жене и детям несчастливца конфискованные имения с прибавкою новых деревень.

Герб Кочубеев

После осознания Петром I своей ошибки, к старинному родовому гербу Кочубеев - в красном поле золотые полумесяц, звезда и два ровноконечных креста - было прибавлено пламенеющее сердце в лазоревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» - возвышаюсь когда погиб…

Семья

  • Сыновья:
    • Василий, бунчуковый товарищ, с 1727 полтавский полковник (ск. 1743),
    • бунчуковый товарищ Федор.
  • Дочери:
    • Ганна (старшая) - жена племянника Мазепы Ивана Обидовского.
    • Мотря (младшая) - героиня любовной истории с Мазепой.

Образ в литературе и историографии

В.Л. Кочубей является одним из центральных персонажей в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Граф А. К. Толстой писал:

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. В начале XX века, накануне крушения Российской империи, образы Кочубея и Искры были популярны, окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников.

Память

В 1914 г. в Киеве установили памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В. А. Самонов..

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».

) - генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского . Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене. От него происходит аристократический род Кочубеев .

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочинённый Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника .

В начале 1690-х Мазепа подавил восстание Петрика на юге. Лидер восстания-канцелярист Петро Иваненко (Петрик) был женат на племяннице генерального писаря Василия Кочубея. Возможно, это послужило истоком вражды между ними.

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с 16-летней дочерью Кочубея Мотрей . Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей (что церковными законами приравнивалось к родительству). Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей. Однако девушка больше не хотела жить с родителями и повторно ушла жить к пожилому возлюбленному.

В 1706 году гетман первому сообщил Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от Российской империи . В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили, но за гетманом был учреждён негласный надзор. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Ему снова не поверили и Мазепе сообщили об этом доносе.

Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру и священника Святайлу и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова, который и передал новый донос царю Петру через киевского губернатора князя Д. М. Голицына .

Казнь

Окровавленная рубаха, в которой Кочубей был во время совершения казни, хранилась в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии, а сейчас находится в экспозиции «Уникальные предметы в собрании Полтавского краеведческого музея» Полтавского краеведческого музея .

Семья

Василий Кочубей был женат на Любови Фёдоровне (ум. 1722), дочери полтавского полковника Федора Ивановича Жученко , которая унаследовала после отца богатое полтавское село Жуки . Дети :

Образ в литературе и историографии

Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами, И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. Под влиянием поэмы Пушкина образы Кочубея и Искры окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников. Граф

Сын войскового товарища, К. род. около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, К. был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он уже был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем, и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил К. деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника. Доверие Мазепы к К. было настолько велико, что он ему первому рассказал о своем намерении отложиться от России. Между тем, Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь К., Матрену Васильевну («Мария» пушкинской «Полтавы») и хотел, разведясь с женой, вступить с ней в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены К. Тогда Мазепе удалось соблазнить Матрену К., которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. После этого старики К. некоторое время не бывали у Мазепы и писали ему негодующие письма, на которые он отвечал, обвиняя их самих в несогласии выдать дочь за него замуж и указывая на свое великодушное отношение к ним, так как он шестнадцать лет терпел их «поступки смерти годные». Тогда Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепой, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены К., был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Никанор, добравшись до Москвы, дал в Преображенском приказе подробные показания; над Мазепой был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1707 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, все же оставил Кочубеев в покое. Тогда они послали через своих соумышленников - полковника Искру (XIII, 370) и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, который был передан Петру через киевского губернатора, кн. Д. М. Голицына (IX, 48) . Последний назначил следствие, поручив его канцлеру гр. Г. И. Головкину (IX, 72) и тайному секретарю Шафирову. Мазепа действовал настолько скрытно и тактично, что следователи ничего не могли открыть, а напротив, уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Мазепа решился захватить К. и Искру; они бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Между тем, Петр, убедившись в лживости доноса, написал Мазепе ряд благосклонных писем и приказал выдать ему обличителей. В Витебске К. и Искру ждали жестокие пытки, так как Петр видел в факте доноса «некакия неприятельския факции», о которых и хотел разузнать. 24 апреля 1708 г. Головкин доносил Петру из Витебска: «так как К. зело стар и дряхл безмерно, того ради пытать его больше не решился, чтоб прежде времени не издох». Под пытками Искра и К. заявили, что их показание ложно, но и эти пытки не принудили их сказать что-либо о «неприятельских факциях», которых и в самом деле не было. Затем последовал новый ряд пыток, направленный к тому, чтоб К. выдал Мазепе скрытые им богатства. Наконец, 15 июля 1708 г. Искра и К. были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви. К. погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранятся в Покровской црк. с. Жук, Полтавской губ. Жена К. с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены, после чего Кочубеям были возвращены их имения, а также имения Искры. Матрена К. была в 1707 г. выдана замуж за генерального судью Чуйкевича, которого Мазепа успел склонить на свою сторону, а затем сослана, вместе с мужем, в Сибирь. По возвращении она умерла в монастыре. Прежние историки идеализировали личность К. Теперь взгляд на него изменился: им руководили чисто личные счеты, а не патриотизм. Автобиографическая записка К. напечатана в «Чтениях Моск. Общества Истории и Древностей» (1859, I).