Как избежать конфликта между детьми в школе. Карточки с примерами конфликтных ситуаций для психолого- педагогического тренинга«Приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций»

Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения

■ Е.Захарченко

Конфликты, возникающие в школе, не только обуслав­ливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профес­сиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протека­ния и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.

Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования счи­талась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные со­общения СМИ о всевозможных конфлик­тах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют. Тем более что мно­гие взрослые люди, вчерашние школьни­ки, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии. Многолетние на­блюдения свидетельствуют о тесной взаи­мосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. При­чем каждая из сторон - участников кон­фликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца. Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлеж­ность, другая - на эмоционально-возраст­ную отнесенность.

Плоды непонимания и отчужденности

Вот лишь один пример. Учительница на­чальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одно­классника предложила наказать обидчи­ка следующим образом.

    Дети, поднимите руки, кого Миша оби­дел. В кого он плевался и обзывал плохи­ми словами?

В ответ поднялось несколько рук.

    А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?

Дети разом плюнули в сторону Миши. Си­ла коллектива сработала.

    Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, - сказала учительница.

Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. (Впрочем, не только он, но и одноклассни- (ки, ставшие по воле учителя участника­ми этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные

Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.

Иногда дети сами создают ситуации, в ко­торых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции опре­деляют характер внутреннего настроя учи­теля не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдель­ных учеников.

В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с кри­ком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим те­лом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики посту­пок учителя одобрили, а другие посчита­ли его «лохом».

Чувствовать ребенка и понимать

ответственность за его судьбу

Для того, кто связал свою судьбу со шко­лой, значение конфликтных ситуаций со­стоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только акту­ализация целей, задач и функций педаго­гического процесса, но и становление са­мого учителя как профессионала.

Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязае­мое явление и приобретает межличност­ный смысл.

Показательно, что конфликтные педаго­гические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повсед­невной жизни. В моей родительской прак­тике был случай, когда собственный вось­милетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового харак­тера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома. Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предло­жил ему помочь собрать вещи, а затем вы­звался проводить в «дальний путь». Си­туация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки. Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходитель­но одобрял или решительно отказывал­ся. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули при­чины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят тако­го кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись. Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.

Педагогической наукой и практикой на­коплен достаточный материал, позволяю­щий не только распознавать, анализиро­вать и классифицировать школьные ситуа­ции, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разрабо­танной схеме. Здесь мало знать возраст­ные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», по­нимать свою ответственность за его судь­бу, за развитие его индивидуальности. Ре­альная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения опре­деленной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педаго­гического творчества.

Глубокий и всесторонний анализ педа­гогической ситуации исключает возмож­ность применения педагогических рецеп­тов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержа­ние и способы организации педагогичес­кого процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые воз­никают независимо от воли и сознания учителя. Вместе с тем возникновение не­которых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внут­ренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса). Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая уче­ников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.

Такая возможность может представить­ся учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конф­ликта, вовремя давать объективную оцен­ку происходящему, стремиться к обсуж­дению проблем, а не замалчивать их. Это поможет сократить наметившуюся дистан­цию между учителем и учениками, а сле­довательно, предотвратить ухудшение от­ношений. Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, являет­ся улучшение отношений и взаимопони­мания участников.

Многолетний опыт работы в школе убежда­ет меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реаль­ные причины, видеть трудности их разре­шения и осознавать необходимость овла­дения способами их предупреждения.

Простые и сложные ситуации

Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем раз­делять их на простые и сложные. Пер­вые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учени­ков через разумную организацию их по­ведения. В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное со­стояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (

Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития; конфликтной ситуации. Первую фазу ини­циирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного про­цесса или стиль устоявшихся отношений. Вторая фаза обусловлена наличием от­ветной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит даль­нейшее развитие событий. Третья фаза ха­рактеризуется способом разрешения кон­фликта. Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ра­нее сложившихся отношений.

Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:

    ограниченная возможность учителя про­гнозировать характер поведения учени­ков на уроке;

    неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;

    оценивание учителем не отдельного по­ступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к учени­ку, попытка связать отрицательный посту­пок с действиями его родителей или обра­зом жизни семьи в целом;

    отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.

Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негатив­ные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрица­тельные качества его самого или его ро­дителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.

Учителя часто сталкиваются с конфликтны­ми ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовлен­ностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного ма­териала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.). Сегодня к числу при­чин, порождающих конфликтные педаго­гические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при ко­тором учителю приходится учить детей то­му, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образователь­ный процесс новых информационных тех­нологий. Как следствие, источники инфор­мации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются. В резул ьтате уч ител ь утрач и - ваетпрежние позиции единственного носи­теля учебной информации и дополнитель­ными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жиз­ненное неблагополучие, состояние обще­го климата, сложившегося в педагогичес­ком коллективе.

Кроме того, в погоне за результатом мно­гие учителя допускают проявление излиш­ней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в об­щении с родителями, коллегами по рабо­те. Все это также влечет за собой возник­новение конфликтов.

Неслучайно большинство из разрабатыва­емых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учите­лю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.

В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного кон­такта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического про­цесса, а следовательно, предупредить воз­никновение конфликтных ситуаций, спо­собных его затормозить.

Нет готовых рецептов, но есть разные способы

Опыт исследования школьных конфлик­тов убеждает в том, что рецептов, устой­чиво гарантирующих их позитивное раз­решение, не существует. Предлагаемый нами способ решения конфликтных педа­гогических ситуаций направлен на органи­зацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положи­тельный ход событий. В основе такого по­иска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максима­ми, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами. В занятиях со студентами педагогического вуза мы в ка­честве практических упражнений предла­гаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встре­чаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальней­ший ход событий. Для этого используем такую анкету.

«Поставьте себя на место каждого из участ­ников конфликта и постарайтесь дать объ­ективные ответы на вопросы:

    Как исход ситуации отразился на само­чувствии учителя?

    Как исход ситуации отразился на само­чувствии ученика?

    Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?

    Что ученики - участники конфликта рассказали своим родителям?

    Что ученики - свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?

    Какова реакция родителей учеников - участников конфликта?

    Какова позиция родителей учеников - свидетелей конфликта?

    Что изменилось в отношении ученика к учителю?

    Что изменилось в отношении учителя к ученику?

    Что изменилось в отношении родителей к учителю?

    Чью сторону в происходящем заняла ад­министрация школы?

    Как исход ситуации отразился на проте­кании педагогического процесса? И др.

Для отработки навыков самостоятельно­го выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого ро­зыгрыша. Студенты с большим воодушев­лением принимают условия данного ви­да практической работы. В качестве ори­ентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принци­пы. Следование этим принципам способ­но, по нашему мнению, предотвратить воз­никновение конфликтов или помочь най­ти оптимальный выход. Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики ока­зываются умнее тебя; предъявляй учени­ку требования, соответствующие реально­му уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по от­ношению к себе.

И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета

Журнал «Директор школы» №1/2008

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.

В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга.

По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.

Пример конфликтной ситуации между учениками можно хорошо проследить на примере известного художественного фильма «Чучело». Там главная героиня становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Чтобы девочка не делала, к ней уже крепко прикрепилось обидное прозвище — чучело.

К сожалению, подобные ситуации довольно часто встречаются и в реальной жизни. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе.

Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность.

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более, что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока.

Также идут в ход различные насмешки – приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом – список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка.

Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе.

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников.

То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально, тем более, если школьник учится уже в старших классах. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками.

Конфликты ученик – ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник увел девушку либо не дал списать во время контрольной – причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное – несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту.

Конфликт меду учениками – довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?

Причины конфликтов в школе

Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.

А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • борьба за одного парня или одну девочку
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • личные обиды

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.

Предупреждение конфликтов в школе

Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.

После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.

Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.

Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Часть 1. Конфликты между школьниками.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Особенности конфликтов между школьниками.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций . При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет), подростковый (10-11 - 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).

Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт . В ходе конфликтов с окружающими ребенок, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик - ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство - 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
  • в связи с общественной работой - 6%;
  • у девочек - из-за парня - 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство - 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%;
  • личная обида - 15%;
  • ложь и высокомерие - 12%;
  • соперничество между одноклассниками - 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учени­ков повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;
  • источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;
  • все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;
  • в агрессивности ученика виновата семья - 8%;
  • агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%;
  • агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;
  • агрессивность - плохая черта характера - 1%;
  • в классе были агрессивные ученики - 12%;
  • в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

  • курение - 50%;
  • употребление спиртных напитков - 44%;
  • грубость, хамство в общении - 31%;
  • употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;
  • ложь - 15% ;
  • неуважение учеников друг к другу - 13%;
  • распущенность в половой жизни - 10%;
  • мелкие кражи - 10%; драки-10%;
  • хулиганство - 10%;
  • наркомания - 6%;
  • издевательства над младшими и слабыми - 6%;
  • азартные игры (на деньги) - 3%.

Особенности конфликтов в школьных коллективах.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.