Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения
■ Е.Захарченко
Конфликты, возникающие в школе, не только обуславливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профессиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протекания и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.
Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования считалась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные сообщения СМИ о всевозможных конфликтах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют. Тем более что многие взрослые люди, вчерашние школьники, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии. Многолетние наблюдения свидетельствуют о тесной взаимосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. Причем каждая из сторон - участников конфликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца. Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлежность, другая - на эмоционально-возрастную отнесенность.
Плоды непонимания и отчужденности
Вот лишь один пример. Учительница начальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одноклассника предложила наказать обидчика следующим образом.
Дети, поднимите руки, кого Миша обидел. В кого он плевался и обзывал плохими словами?
В ответ поднялось несколько рук.
А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?
Дети разом плюнули в сторону Миши. Сила коллектива сработала.
Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, - сказала учительница.
Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. (Впрочем, не только он, но и одноклассни- (ки, ставшие по воле учителя участниками этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные
Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.
Иногда дети сами создают ситуации, в которых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции определяют характер внутреннего настроя учителя не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдельных учеников.
В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с криком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим телом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики поступок учителя одобрили, а другие посчитали его «лохом».
Чувствовать ребенка и понимать
ответственность за его судьбу
Для того, кто связал свою судьбу со школой, значение конфликтных ситуаций состоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только актуализация целей, задач и функций педагогического процесса, но и становление самого учителя как профессионала.
Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязаемое явление и приобретает межличностный смысл.
Показательно, что конфликтные педагогические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повседневной жизни. В моей родительской практике был случай, когда собственный восьмилетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового характера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома. Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предложил ему помочь собрать вещи, а затем вызвался проводить в «дальний путь». Ситуация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки. Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходительно одобрял или решительно отказывался. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули причины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят такого кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись. Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.
Педагогической наукой и практикой накоплен достаточный материал, позволяющий не только распознавать, анализировать и классифицировать школьные ситуации, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разработанной схеме. Здесь мало знать возрастные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», понимать свою ответственность за его судьбу, за развитие его индивидуальности. Реальная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения определенной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педагогического творчества.
Глубокий и всесторонний анализ педагогической ситуации исключает возможность применения педагогических рецептов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержание и способы организации педагогического процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые возникают независимо от воли и сознания учителя. Вместе с тем возникновение некоторых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внутренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса). Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая учеников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.
Такая возможность может представиться учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конфликта, вовремя давать объективную оценку происходящему, стремиться к обсуждению проблем, а не замалчивать их. Это поможет сократить наметившуюся дистанцию между учителем и учениками, а следовательно, предотвратить ухудшение отношений. Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, является улучшение отношений и взаимопонимания участников.
Многолетний опыт работы в школе убеждает меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реальные причины, видеть трудности их разрешения и осознавать необходимость овладения способами их предупреждения.
Простые и сложные ситуации
Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем разделять их на простые и сложные. Первые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учеников через разумную организацию их поведения. В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (
Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития; конфликтной ситуации. Первую фазу инициирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного процесса или стиль устоявшихся отношений. Вторая фаза обусловлена наличием ответной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит дальнейшее развитие событий. Третья фаза характеризуется способом разрешения конфликта. Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ранее сложившихся отношений.
Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:
ограниченная возможность учителя прогнозировать характер поведения учеников на уроке;
неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;
оценивание учителем не отдельного поступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к ученику, попытка связать отрицательный поступок с действиями его родителей или образом жизни семьи в целом;
отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.
Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негативные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрицательные качества его самого или его родителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.
Учителя часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовленностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного материала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.). Сегодня к числу причин, порождающих конфликтные педагогические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при котором учителю приходится учить детей тому, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий. Как следствие, источники информации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются. В резул ьтате уч ител ь утрач и - ваетпрежние позиции единственного носителя учебной информации и дополнительными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жизненное неблагополучие, состояние общего климата, сложившегося в педагогическом коллективе.
Кроме того, в погоне за результатом многие учителя допускают проявление излишней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в общении с родителями, коллегами по работе. Все это также влечет за собой возникновение конфликтов.
Неслучайно большинство из разрабатываемых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учителю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.
В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного контакта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического процесса, а следовательно, предупредить возникновение конфликтных ситуаций, способных его затормозить.
Нет готовых рецептов, но есть разные способы
Опыт исследования школьных конфликтов убеждает в том, что рецептов, устойчиво гарантирующих их позитивное разрешение, не существует. Предлагаемый нами способ решения конфликтных педагогических ситуаций направлен на организацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положительный ход событий. В основе такого поиска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максимами, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами. В занятиях со студентами педагогического вуза мы в качестве практических упражнений предлагаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встречаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальнейший ход событий. Для этого используем такую анкету.
«Поставьте себя на место каждого из участников конфликта и постарайтесь дать объективные ответы на вопросы:
Как исход ситуации отразился на самочувствии учителя?
Как исход ситуации отразился на самочувствии ученика?
Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?
Что ученики - участники конфликта рассказали своим родителям?
Что ученики - свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?
Какова реакция родителей учеников - участников конфликта?
Какова позиция родителей учеников - свидетелей конфликта?
Что изменилось в отношении ученика к учителю?
Что изменилось в отношении учителя к ученику?
Что изменилось в отношении родителей к учителю?
Чью сторону в происходящем заняла администрация школы?
Как исход ситуации отразился на протекании педагогического процесса? И др.
Для отработки навыков самостоятельного выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого розыгрыша. Студенты с большим воодушевлением принимают условия данного вида практической работы. В качестве ориентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принципы. Следование этим принципам способно, по нашему мнению, предотвратить возникновение конфликтов или помочь найти оптимальный выход. Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее тебя; предъявляй ученику требования, соответствующие реальному уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по отношению к себе.
И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета
Журнал «Директор школы» №1/2008
Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.
В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга.
По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.
Пример конфликтной ситуации между учениками можно хорошо проследить на примере известного художественного фильма «Чучело». Там главная героиня становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Чтобы девочка не делала, к ней уже крепко прикрепилось обидное прозвище — чучело.
К сожалению, подобные ситуации довольно часто встречаются и в реальной жизни. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе.
Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность.
Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников.
Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более, что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой.
Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.
Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока.
Также идут в ход различные насмешки – приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом – список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка.
Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе.
Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников.
То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально, тем более, если школьник учится уже в старших классах. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками.
Конфликты ученик – ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник увел девушку либо не дал списать во время контрольной – причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное – несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту.
Конфликт меду учениками – довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?
Причины конфликтов в школе
Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.
А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.
Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:
- взаимные оскорбления и сплетни
- предательство
- любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
- борьба за одного парня или одну девочку
- отсутствие взаимопонимания между детьми
- неприятие отдельной личности коллективом
- соперничество и борьба за лидерство
- неприязнь «любимчиков» учителей
- личные обиды
Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.
Предупреждение конфликтов в школе
Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.
После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.
Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.
Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.
Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.
Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.
Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.
Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.
Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.
Виды и особенности
Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.
В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.
Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:
- Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
- Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
- Конфликты между педагогом и родителем школьника .
- Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
- Проблемная ситуация с участием посторонних .
Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.
Причины и пути разрешения конфликтов в школе
Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.
В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:
- При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
- При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.
Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.
Ученик – ученик
Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.
Почему возникают
- Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
- Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
- Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
- Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.
Пути решения
В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:
- Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
- Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».
Ученик – учитель
Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:
- Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
- Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
- Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.
Почему возникают
Среди общих причин конфликтов можно выделить:
- Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
- Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
- Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.
Пути решения
Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:
- Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
- Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.
Учитель – родитель ученика
Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.
Почему возникают
Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:
- Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
- Педагог не умеет найти подход.
- Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.
Учитель выдвигает свои претензии:
- Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
- Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.
Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.
Пути решения
Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.
Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.
Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.
Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».
Способы профилактики школьных споров
Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.
- Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
- Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.
В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.
Видео: Конфликты в школе
Часть 1. Конфликты между школьниками.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Особенности конфликтов между школьниками.
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций . При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).
Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.
Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.
В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет), подростковый (10-11 - 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт . В ходе конфликтов с окружающими ребенок, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик - ученик» возникают в таких ситуациях:
- из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
- из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
- в связи с борьбой за лидерство - 7%;
- из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
- в связи с общественной работой - 6%;
- у девочек - из-за парня - 5% .
Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.
Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
- подлость и предательство - 30%;
- подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%;
- личная обида - 15%;
- ложь и высокомерие - 12%;
- соперничество между одноклассниками - 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;
- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;
- все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;
- в агрессивности ученика виновата семья - 8%;
- агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%;
- агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;
- агрессивность - плохая черта характера - 1%;
- в классе были агрессивные ученики - 12%;
- в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
- курение - 50%;
- употребление спиртных напитков - 44%;
- грубость, хамство в общении - 31%;
- употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;
- ложь - 15% ;
- неуважение учеников друг к другу - 13%;
- распущенность в половой жизни - 10%;
- мелкие кражи - 10%; драки-10%;
- хулиганство - 10%;
- наркомания - 6%;
- издевательства над младшими и слабыми - 6%;
- азартные игры (на деньги) - 3%.
Особенности конфликтов в школьных коллективах.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.