Как легко запомнить падежи стишок. Русский язык

    Нас в школе учительница по Русскому языку и литературе учила запоминать падежи следующим образом: Иван рубит дрова, Варвара топит печь. Соответственно каждое слово - это падеж. Надо сказать запомнилось с первого раза и наверно уже не забудется.

    Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку. Это еще со школы помню. На всю жизнь.

    В русском языке имеются всего шесть основных падежей, (которые отвечают каждый на свой вопрос) -

    Именительный (кто? что?)

    Родительный (кого? чего?)

    Дательный (кому? чему?)

    Винительный (кого? что?)

    Творительный (кем? чем?)

    Предложный (о ком? о чем?)

    Вроде бы не сложно, но у многих учащихся, имеются проблемы с запоминанием их названий, и у меня в школе были, в том числе..) Есть некоторые предложения помогающие быстро запомнить падежи русского языка. Вот они, на любой вкус, пользуйтесь и тренируйте память..)

    Иван родил девчонку велел тащить пеленку.

    И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.

    Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

    Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

    Имя Родители Дали Винительным Творцом Предложили.

    Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.

    Чтобы весело и с удовольствием запомнить падежи русского языка, есть мультик в стихах про свинку. Посмотреть его можно . А вот целый урок на 20 минут о склонении имен существительных (а это и есть изменение по падежам).

    Ирина Родила Девочку Веру Толстую Пузатую

    Быстро запомнить падежи русского языка это довольно легко и весело!

    Взять хотя бы этот вариант, он мне больше всего запомнился в детстве.

    Смотреть нужно по первой букве.:

    С легкостью мы можем придумать и свои способы запоминания. Так развивается и наша фантазия. Вот вам мои примеры, которые придумала буквально за пару минут:

    И ди, Р азуйся, Д очка, В озьми Т е П азлы.

    И Р ом, Д а В ино Т еперь П ить.

    И тог: Р азбил Д ревнюю В азу. Т еперь П лати!

    Кстати, выучить падежи можно и с помощью различных игр. Так информация намного лучше укладывается в памяти, игра учебе никогда не помешает! Игры могут быть как словесными, так и компьютерными.

    Мы делали из картона табличку. на ней писали

    И.п кто? что?

    Р.п. (нет) кого? чего?

    Д.п.(дать) кому? чему?

    В.п (винить) кого что?

    Т.п (творить) кем? чем?

    П.п (говорить) о ком? о чем?

    Плюс предложение: Иван родил девчонку велел таскать (а не тащить) пеленку.

    И еще ускоренно говорили как считалку:кто что кого чего кому чего кого что кем чем о ком о чем.

    Табличка до сих пор перед глазами, а прошло черт знает сколько лет (мне 23). Так что думаю она будет эффективна.

    Мы в детстве так запоминали: Иван родил девчонку велел тащить пеленку , каждая первая буква слова обозначает начальную букву падежа. иван - именительный, родил - родительный и т.д.

Падежи – неотъемлемая часть речи, без которой невозможно изучение русского языка. Это та самая база, которую должен знать каждый без исключения. Ведь без знания падежей невозможно правильно говорить, и тем более невозможно правильно писать.

К сожалению, одно только осознание важности не делает информацию более легкой для восприятия и понимания. У многих школьников возникают сложности в процессе обучения, и родителям приходится задаться вопросом: как запомнить падежи?

Команда IQ Клуб с удовольствием поделится с вами методикой, как легко запомнить падежи. Методика разработана опытными учителями и подходит специально для детей младшего школьного возраста.

Легко и быстро запоминаем падежи с IQ Клуб

Всего в русском языке существует целых 6 падежей, вот они:

Быстро запомнить падежи позволит короткий стишок. Вы наверняка слышали его, помните со школьных времен. Что ж, пришло время передать знание своему ребенку!

Стишок поможет запомнить правильный порядок падежей. Обратите внимание ребенка на то, что каждое слово начинается с той буквы, с какой начинается падеж.

Теперь разберем каждый падеж отдельно. Объясните ребенку, что чтобы склонять слово по падежам, нужно задавать вопросы. У каждого падежа свои вопросы.

Именительный падеж

Самый простой падеж, запомнить его легко, так как слово не изменяется. Вопросы: «Кто? Что?».

  • Кто? Слон.
  • Что? Яблоко.

Родительный падеж

Чтобы возвести слово в родительный падеж, нужно задать вопрос: «Нет кого? Нет чего?».

  • Нет кого? Кошки.
  • Нет чего? Вазы.

Если запомнить не получается, попробуйте другой вопрос. Он похож на название падежа: «Вы родители кого? Вы родители чего?».

  • Вы родители кого? Девочки.
  • Вы родители чего? Куста.

Дательный падеж

Вопрос дательного падежа также привязан к его названию: «Дать кому? Дать чему?».

  • Дать кому? Лошади.
  • Дать чему? Ножницам.

Винительный падеж

И снова самый простой способ запомнить вопрос винительного падежа – понять, что вопрос соответствует названию: «Винить кого? Винить что?».

  • Винить кого? Мальчика.
  • Винить что? Лимон.

Творительный падеж

Еще один падеж, вопрос которого звучит, как название: «Сотворен кем? Сотворен чем?».

  • Сотворен кем? Динозавром.
  • Сотворен чем? Деревом.

Предложный падеж

Чтобы задать вопрос предложного падежа, нужно использовать предлог. Обратите внимание, что название падежа как бы подсказывает это. Вопрос: «Говорить о ком? Говорить о чем?».

  • Говорить о ком? О маме.
  • Говорить о чем? О елке.

Самый простой и легкий способ, как запомнить падежи: практиковаться. Назовите любое слово, которое придет на ум, задавайте вопросы и склоняйте его. Просклоняем, например, слово «олень».

Мы надеемся, что теперь вам и вашему ребенку понятно, как запомнить падежи. Команда IQ Клуб желает вам успехов в учебе и отличных оценок. А еще мы приглашаем пройти развивающие курсы, например, по развитию памяти или скорочтению, чтобы дополнительно улучшить успеваемость.

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку... помните?

А помните названия падежей?))) Помните..? молодцы))) Именительный, родительный, ........................ А зачем они нужны нам были? Знаете?.. ну это другой вопрос и большая тема.

Эта смешная фраза про Ивана не что иное, как пример мнемотехники - приема запоминания. То есть при запоминании создаются искусственные ассоциации. В данном случае про Ивана - глупость несусветная, она то и запоминается.

Еще пример мнемотехники? Вот. Как запоминать комбинации цифр: каждой цифре присваивается одна буква: 1 - Р аз, 2 - Д ва, 3 - Т ри, 4 - Ч етыре, 5 - П ять, 6 -Ш есть, 7 - С емь, 8 - В осемь, 9 - З (Д уже есть, а девятка напоминает букву З), 0 - Н оль. Далее к номеру подставляй буквы и придумывай словосочетание (между согласными вставляй гласные), которое из головы у тебя уже точно не вылетит. Например, номер 526-21-37 - ПДШДРТС - «ПойДеШь ДРаТьСя?».

Вот еще пример механического запоминания. Уже не бессмыслица вроде, а целое стихотворение.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Ничего не навеяло?))) Оскомина? воспоминания до дрожи... или улыбка? Да.. оттуда же.. русский язык родной и богатый.

Чего только не придумают, чтобы запомнить незапоминаемое))) Про фазана еще.. ну, это физика...

Но специалисты советуют все же запоминать осмысленно. Это во много раз эффективней механического запоминания.

Несложное упражнение, которое можно практиковать везде: «смотри как фотоаппарат, слушай как магнитофон». Представь что ты - фотоаппарат, который сделал снимок увиденного, или магнитофон, который записал разговор. Или вообще - видеокамера, которая делает и то, и то. Затем отведи взгляд или закрой глаза, сконцентрируйся и начинай восстанавливать в подробных деталях все, что увидел и услышал. А после осмотри обстановку еще раз и пойми, что упустил, а что нафантазировал. Такое регулярное занятие серьезно улучшит твою внимательность и память.

Я до сих пор помню красоты Алтая. Была в настоящем походе 3 категории сложности. Выдержала, чем горжусь, хотя спортсменка та еще... Так про красоты.. Стояла на закате, смотрела на горы и старалась запомнить всю эту удивительную красоту. Тоже представила себя фотоаппаратом. И запоминала...

Ну, вернемся к русскому языку. Вот наткнулась сегодня на "прикольные" запоминалки. Отчего-то грустно стало.

Шесть падежей русского языка часто вызывают сложности у школьников при изучении. Бывает трудно запомнить последовательность падежей, а также вопросы, на которые они отвечают. Здесь на помощь приходят смешные стишки и фразы, с помощью которых можно быстро запомнить этот материал. Образы, заключенные в небольших стихотворениях и поговорках, бывают настолько яркими, что в большинстве случаев запоминаются на всю жизнь.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван - именительный падеж, Родил - родительный, Девчонку - дательный, Велел - винительный, Тащить - творительный и Пеленку - предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

И ван Р убил Д рова, В асилиса Т опила П ечь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" - "дочки", "нет чего?" - книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к дательному падежу

Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" - "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" - "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать - "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Именительный

подруга

вода

яблоко

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

Винительный

Кого? Что?

друга

подругу

воду

яблоко

Творительный

другом

столом

подругой

водой

яблоком

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Заключение

Главное при изучении падежей - не давить на ребёнка, а постараться объяснить ему правила в игровой форме. Смешные стишки и поговорки подходят в этих целях лучше всего. Снижение уровня стресса в ходе обучения приводит к улучшению памяти и упрощает запоминание материала.

При выполнении домашнего задания можно помочь ребенку усвоить материал с помощью личных ассоциаций, придумывая проверочные предложения и формулируя вопросы вместе с ним. Лучше всего запомнятся те проверочные фразы, которые ребенок придумает самостоятельно. Элемент игры при выполнении заданий позволит дополнительно развивать творческую сферу мышления.

Т. И. Распопова

Изучение основ грамматики русского языка ассоциируется у иностранных учащихся, в первую очередь, с усвоением системы русских падежей. В школьной и вузовской теории, согласно традиции, русские падежи выстраиваются в порядке: И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п., который запоминается благодаря известной фразе «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Однако с точки зрения эффективности и удобства преподавания традиционное расположение падежей оказывается ружьем, которое не стреляет, обучающийся не получает «зацепок», которые помогли бы ему осознанно повторить и впоследствии самостоятельно выстроить в сознании заданную логическую цепочку. А главное, все варианты расположения русских падежей не отражают реальной иерархии падежных функций в предложении. Функционально-семантический подход к системе русских падежей заставляет по-новому взглянуть на данное грамматическое явление, переосмыслить известный материал, выявить ряд закономерностей. Применение методики полевого анализа позволяет обнаружить участки наложения как формальных, так и функционально-семантических характеристик. Так, наблюдаются совпадения формальных показателей в следующих случаях:

Прежде чем перейти к рассмотрению того, как функционируют падежные формы в предложении, необходимо уточнить, какую именно модель предложения мы будем принимать за основную единицу обучения на начально-среднем этапе. Во всех известных нам учебных пособиях (напр., Аксенова, 1999; Журавлева и др., 1993; Миллер и др., 1998; Шведова и др., 1996; Хавронина и др., 1996) изучение русскому языку как иностранному начинается с моделей типа: Это дом. Это Антон и т. д., которые не содержат таких компонентов, как глагол и субъект, и, следовательно, не отражают основных, типических свойств русского предложения. Такой подход не только не дает иностранным студентам представления о семантико-синтаксическом устройстве русского предложения, но, напротив, дезориентирует учащихся, отвлекая их внимание на мелкие, частные случаи.

Более логичным представляется начинать обучение с модели, содержащей конструктивное ядро, т. е. сказуемое, и субъект (в другой терминологии — подлежащее), структура и семантика которого также играют важную роль в предопределении состава и строения того или иного предложения. Это высказывания типа: Антон читает. Мы идем. Банк работает и т. д.

В дальнейшем может происходить поэтапное наращивание предложения от центра к периферии, от конструктивного ядра к аргументам.

Вот пример наращивания простого предложения по принципу стихотворения «Вот дом, который построил Джек»: Антон читает. — Антон читает книгу. — Антон медленно читает книгу. — Антон медленно читает интересную книгу. — Антон медленно читает интересную книгу брату. — Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату в комнате. — По вечерам Антон медленно читает интересную книгу своему младшему брату в его комнате и т. д.

Если принять за точку отсчета именно функциональный статус участвующих в конструировании предложения падежных форм, можно заметить следующие закономерности:

  • в зависимости от контекста, функцию субъекта, помимо И. п., могут выражать В. п. (ср.: Антон радуется весне — Антона радует весна); Р. п. (ср.: Вчера Антон был дома — Вчера Антона не было дома); Д. п. (ср.: Антон любит музыку — Антону нравится музыка); Т. п. (ср.: Антон подписывает документ — Документ подписывается Антоном);
  • в определенных семантико-синтаксических условиях заместителями В. п. в функции объекта могут стать И. п. (ср.: Антон имеет машину — У Антона есть машина. Или: Рабочие строят школу — Школа строится рабочими) и Р. п. (ср.: Он читал статью — Он не читал статьи. Или: Он выпил воду — Он выпил воды);
  • В. п., Р. п. и Д. п. употребляются для обозначения направления движения в идентичных моделях предложения, часто после одних и тех же глаголов (ср.: Он вернулся в Воронеж из Москвы — Она вернулась из Воронежа в Москву; Я иду в университет — Я иду из университета; Я иду к другу — Я иду от друга);
  • П. п. и Р. п. используются для обозначения места в одних и тех же моделях предложения, часто после одних и тех же глаголов (ср.: Я был в ресторане — Я был у друга);
  • В. п., Р. п., П. п. могут выражать время, нередко в рамках одного синтаксического комплекса (например: Мы приехали сюда в среду 5 июня. Или: Мы приехали сюда в июне 1992 года) и т. д.

Как видим, одна и та же функция может выражаться разными падежными формами. Отмеченные закономерности помогают более полно и точно раскрыть реальную иерархию основных падежных функций в предложении.

Литература

  1. Аксенова М. П. Русский язык по-новому. Часть 1. — СПб., 1999.
  2. Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. — Л., 1977.
  3. Богданов В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. Учебное пособие. — Л., 1990.
  4. Журавлева Л. С., Шипицо Л. В., Нахабина М. М., Протасова Т. Н., Галеева М. М. Практический курс русского языка. Учебник для начинающих. — М., 1993.
  5. Миллер Л. В., Политова Л. В., Рыбакова И. Я. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник. — СПб., 1998.
  6. Мощинская Н. В., Мотовилова О. Г. Русский язык: быстро и эффективно. Пособие по русскому языку для иностранцев (начальный этап обучения). — М., 1993.
  7. Распопов И. П. К вопросу о второстепенных членах предложения // Проблемы учебника русского языка как иностранного. Синтаксис / Сост. В. И. Красных. — М, 1980.
  8. Распопова Т. И., Олейникова О. Н., Новикова Т. Ю., Эйтингон Е. В. Твой собеседник. Учебник русского языка для иностранных студентов-нефилологов. — Воронеж, 1997.
  9. Распопова Т. И., Сарафанникова О. А. Практикум по грамматике. Приложение к учебнику русского языка «Твой собеседник». — Воронеж, 1999.
  10. Хавронина С. А., Харламова Л. А. Русский язык. Лексико-грамматический курс для начинающих. — М., 1996.
  11. Шведова Л. П., Панова С. Ф., Прокудайло Т. Н., Киракосова Е. П. Пособие по русскому языку. — Ростов н/Д., 1996.
  12. Юрченко В. С. Предложение и слово. Проблема их соотношения в лингвофилософском плане. — Саратов, 1997.

Татьяна Игоревна Распопова кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка как иностранного подготовительного факультета для иностранных граждан Воронежского государственного университета. Окончила Воронежский государственный университет, в 1982 году защитила диссертацию в Ленинградском государственном университете. Автор около 80 публикаций по вопросам теоретической лингвистики и методики преподавания русского языка как иностранного.