Как научиться слышать свой голос. Интуиция: учимся слушать свой внутренний голос

Кручусь с боку на бок в постели, уставшая от гудения мыслей в голове, от бесцельно прожитого дня и долго мучаясь от бессонницы… Легкое дуновение забирает мое сознание, и замолкает гудение мыслей и . Долгожданный сон...

Вдруг в самый умиротворенный момент очень отчетливо и внезапно мужской голос окликает меня по имени и что-то спрашивает.

«А?! Что?!» - вскакиваю в ужасе. Тело дрожит, сердце выскакивает из груди. Не понимаю, что происходит... Липкий пот приклеил меня к мятой простыне.
Так происходит каждую ночь. Страшно ложиться спать. Тяжело специально оттягивать время сна из-за боязни внезапных непонятных голосов. Пугает, напрягает, не дает покоя.

Ощущение сумасшествия

Я была одной из тех, кто способен «общаться с людьми» не открывая рта. Даже не обязательно присутствие самих собеседников. Я разговаривала с ними в своей голове. Иногда они сами говорили без моего «приглашения».

У меня была «способность» воспроизводить музыку, не включая ее в реальном режиме. Она в моей голове. То кружит с размахом классическая, то орет и грохочет рок. Хаотичное смешение внутренних диалогов вперемешку с музыкой вызывало жуткий дискомфорт. Голова от этого становилась тяжелой, гудящей, будто в голове пчелиный рой из озвученных мыслей.

В моей квартире происходили странные вещи. Из раза в раз были слышны шорохи или звуки падающей посуды, скрип двери. Или громкий мужской голос мог позвать меня из кухни. Когда я приходила на кухню, голос вновь звал, но уже из комнаты…

В какой-то момент я осознала, что слышу голоса в голове. Звуки и голоса настолько были реалистичны, что пугали. Мое сознание отказывалось верить, но учащение случаев с многоголосьем в голове заставляло разбираться, что происходит. И чем больше я думала об истреблении голосов, тем громче и интенсивнее внутри прокручивались бесконечные диалоги.

По ночам мне снились сны. Шумные, глумливые, раскатистые. Слышала голоса и невнятное гулкое сопровождение. Неясно было в полусне, где действительность, где сон.

Голосовые галлюцинации

Спрашивала у некоторых близких знакомых, бывают ли у них такие состояния. Пыталась себя успокоить, думая, что каждый нормальный человек слышит подобное и ничего необычного в этом нет. Расспросив пару-тройку знакомых, я поняла: слышу голоса одна. И не сыскать в мире человека, который поймет меня и скажет: «Я сам такой» , - и поведает мне потайную правду возникновения голосов.

Становилось проблематично разговаривать с людьми. Как только я задавала вопрос собеседнику, тут же переставала слышать ответ: внутренний диалог возобновлялся и абсолютно не давал шансов сосредоточиться. Человек говорит - отвечает мне, а я в это время смотрю сквозь него и уже давно веду внутренний разговор. Иногда внимательный собеседник видел мое равнодушие, отключение из беседы и благополучно ретировался.

Кому понравится общаться с человеком, который вас не слушает. Очевидны причины избегания знакомыми моей персоны. Иметь прекрасный слух и не слышать людей. Это вызывало у меня большие внутренние противоречия. Слышать голоса в голове, но не реальных людей.

Слышу голоса в голове: что делать

Рассказать кому-то, посоветоваться о том, что слышу голоса, - все равно, что признаться в своей одурелости. Все равно, что сказать: «Я чудаковата, слышу голоса. Вы меня не сторонитесь, пожалуйста. Просто я немного “шизанулась”!»

День за днем прокручивались в голове сотни диалогов, множество из них реально звучали. Я даже отвечала вслух на вопросы, которые мне задавались. Со стороны это смотрелось, как диалог без одного собеседника. А как же? Я должна ответить на возникшие вопросы - меня ведь спрашивают…

Общеизвестно, говорящих с собой и слышащих голоса зачисляют в «списки» сумасшедших. Во всяком случае, с головой у них точно непорядок. Я больна - душевно больна, - единственное, что возникло и закрепилось в моем понимании.

На сегодняшний день у меня нет ни внутренних назойливых диалогов, ни голосов. Пропали они навсегда. Сон нормальный и достаточный. Появилась энергия жить, совершать дела. Для апатии нет места. Удалось найти ту сферу деятельности, которая наполняет пустоты звукового вектора, дает толчок для умственной работы. Которая, кстати, приносит огромное, неописуемое удовольствие. Наконец, я живу.

Что бы вас ни тревожило, дайте себе шанс, приходите на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке .

Галина Поддубная, воспитатель


Раздел:

Уровень развития современной российской психиатрии: нафтизин при гайморите. Хорошо, что лоботомию и электрошоковую терапию не применяют.
Дело в том, что каждый конкретный случай сугубо индивидуален, а подход унифицированный.
Подход должен быть комплексным и личностно-ориентирвоанным, включать в себя работу не только фарм-направления, но и психотерапию, и генетику, и др.
Лечить исключительно снотворным и нейролептиками - я считаю, варварство.
А содержание проходящих лечение? В лечебнице (клинике) - хуже, чем в тюрьме. И я сейчас не о принудительном лечении по решению суда.
Знаете, что происходит с теми, кто отказывается подписать согласие на лечение? Их всё равно лечат. Лечат насильственно до тех пор, пока бедолаги не подпишут Согласие.
И хорошо, если есть обеспокоенные родственники.
Вернусь к условиям содержания. Конечно, чем больше финансируется клиника, тем свежее краска на стенах и питание качественнее, но, скажите, вы что-нибудь слышали об изоляторах? Пациенты в них проводят долгие недели, месяцы, а некоторые - даже годы, глядя в потолок в компании таких же несчастных. Отсутствие вентиляции и вынужденность справлять нужду в ведро накладывают свой отпечаток не только на физическое, но и на психо-эмоциональное состояние. Яркое освещение круглыми сутками способствует активации раковых клеток. А редко открываемая дверь и наглухо закрытые зарешёченные окна отнимают не только и без того ограниченную свободу, но и шанс спастись в случае пожара и иного происшествия.
Да и в общих палатах не намного лучше.
Теперь обратимся к последствиям работы персонала.
Врачебный обход осуществляется раз в неделю. Большинство пациентов при приёме нейролептиков (особенно длительном) начинает ощущать побочные действия. Чтобы их снять, врач после обхода назначает какой-нибудь холинолитик, снимающий только часть побочных. А побочные самые разнообразные: от банального тремора до недержания. Срок привыкания к "таблетке от таблетки" сравнительно короткий. Пациент продолжает мучиться до следующего прихода врача, звать санитара, сестру, вымаливать чудо-пилюлю. Но никаких таблеток так и не получит, разве что укол сильнодействующего снотворного, после которого страдальца привяжут к кровати на несколько суток.
Кстати, я очень удивился, когда узнал, что смирительные рубашки не в ходу.
Человеческое тело несовершенно и может напоминать о себе в самый неподходящий момент, например, зубной болью или невралгией, когда человек находится в психиатрической больнице. И ему очень повезёт, если помощь окажут на следующий день после обращения. Не стоит забывать о выходных, государственных праздниках и отпусках.
Хотелось бы упомянуть о жёсткой дозировке связи с внешним миром. Телефон, компьютер - под запретом, телевизор (если есть) - в строго отведённый узкий промежуток времени.
В заключение затрону несколько приятных мелочей:
при отказе от перорального приёма лекарств - внутримышечно принудительно;
украшения нельзя, исключение - крестик нательный на тоненькой ниточке;
половая жизнь не поощряется;
экспериментальное применение препаратов может проводиться "методом тыка".
Неправильно принуждать невинных пациентов, граждан, людей к незаслуженным страданиям, а требовать полного излечения, выздоровления и достойной полноценной жизни правильно.
Здоровья и благополучия вам, вдумчивый читатель!

(Время чтения ответа - около 5 минут)

Обычно, на этот вопрос отвечают идеями Выготского и Уотсона о микродвижениях голосовых связок, сопровождающихся внутренним голосом, но я считаю, что эти объяснения отталкиваются от предположения, что люди, говорящие что слышат внутренний голос действительно что-то слышат. Но какое поведение подразумевается под "слышать" и чем отличается "слышать внутренний голос" от просто "слышать голос"? Я считаю, что мы говорим о внутреннем голосе не потому что существует нематериальный голос или из-за микродвижений голосовых связок, а потому что проще говорить о событиях, которые уже произошли или еще не произошли, так, как будто они происходят прямо сейчас, но "в голове". Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично. Сейчас объясню.

Я считаю, что "слышать" это "вести себя так, как будто есть источник звука", т.е. я говорю "Я слышу", когда могу в ответ на вопрос "А откуда звук?" указать источник в пространстве. Фраза "Он слышит звук" появляется, когда поведение меняется в присутствии источника звука, который можно убрать и вернуть поведение обратно. Например, я говорю "Он слушает музыку" (подразумевая под этим, что расположение "говорить, что он слушает музыку" совпадает с расположением моего тела в пространстве и времени) когда кто-то залипает в окно или не отвечает на мои реплики с воткнутыми наушниками, которые похожи на работающие (подключены к телефону, а телефон выглядит как работающий). Я не говорю "Он слушает музыку", когда в ушах отключенные от телефона наушники или когда человек с наушниками разговаривает со мной (понятно, что применение фразы "Он слушает музыку" не ограничивается только этими ситуациями, но возьмем их в качестве примера). Слышать звук - это вести себя как будто есть звук в присутствии источника звука.

Соответственно, "слышать голос" можно понимать как частный случай "слышать звук" (также как частный случай это "слушать музыку"), т.е. вести себя как будто есть голос в присутствии источника голоса. Я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда Джон после какого-то звука ведет себя так, будто этот звук связан с Джейн (например, зовет ее; говорит, что это была Джейн). Я говорю "Я услышал голос Джейн" когда "слышать голос Джейн" (вести себя так, будто звук связан с Джейн (искать ее, звать, говорить, что это была она)) совпадает во времени и пространстве с моим телом.

Я считаю, что "слышать внутренний голос" означает "вести себя так, будто есть голос, когда источник голоса отделен от поведения не в пространстве, а во времени". "Слышать внутренний голос" от "слышать голос" можно отличить только по деталям контекста - я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда есть Джейн, которую я могу попросить замолчать и поведение Джона изменится. В случае с "Джону послышалась Джейн" Джон ведет себя так, будто слышит голос Джейн, но нет Джейн, которую я мог бы попросить замолчать, чтобы поведение изменилось. В тоже время, такая ситуация не требует для объяснения отсылаться к ненаблюдаемому голосу в голове Джона.

Почему Джон ведет себя как будто слышит голос Джейн в отсутствие Джейн? Разберем поведение, которое подразумевается под "слышать голос Джейн". Например, я иду рядом с Джоном и вдруг он говорит, что голос Джейн заставляет его вернуться домой. Нужно ли для объяснения этого поведения говорить, что действительно был какой-то ненаблюдаемый голос (Джейн в этом время на другом конце города), который спровоцировал Джона сказать мне, что Джейн заставляет его вернуться домой и пойти домой? Необязательно, это поведение может быть понято, если посмотреть на контекст более широкий не в пространственном (как в случае когда источник звука находится далеко от поведения), а во временном плане.

Например, когда Джон ссорится с Джейн и уходит на улицу - по возвращению Джейн ругает его за то, что он убежал от разговора, соответственно, когда я зову Джона на улицу - он выходит, потому что на попытки отказаться я отвечаю уговорами, но рассказывает мне, что Джейн когда он вернется будет его пилить, чтобы я все же разрешил ему пойти домой и ведет себя как будто Джейн уже его пилит когда я пытаюсь поспорить с тем, что Джейн будет его пилить, потому что 1) это помогает убедить меня, 2) разговоры о Джейн провоцируют поведение, как будто Джейн здесь, потому что слово "Джейн" и события, связанные с Джейн связаны между собой. Соответственно, фразу "Ваня, извини, я домой, я прямо слышу, как она будет меня пилить если я еще погуляю" можно понять как "Ваня, я сейчас веду себя как будто Джейн уже здесь и пилит меня, поэтому я пойду домой, чтобы снизить частоту пиления". Отсылка к внутреннему голосу может быть проанализирована без отсылок к нематериальному внутреннему голосу, ее можно понять как отсылку к материальному голосу, который прозвучал когда-то давно или прозвучит в будущем.

Картинка ниже показывает различие в контексте, провоцирующем разговор о "реальном" и "воображаемом" голосе. Я говорю о реальном голосе, когда вижу голос, контролирующий текущее поведение, рядом с текущим поведением (например, говорят "Иди домой" и я иду домой - поведение и голос находятся почти в одном времени, но в разных точках пространства). Я говорю о воображаемом голосе, когда вижу текущее поведение, а голос, который его контролирует либо еще не раздался, либо раздался давно (см. картинку).

Еще пример. Звук из колонки "реален", потому что если выключить колонку ("убрать звук") - поведение сразу же изменится (если при включенной колонке человек танцует, а при выключенной перестает танцевать - мы говорим, что звук реален). Звук мыслей "воображаемый", потому что неясно, что сделать, чтобы "включить" или "выключить" его, т.е. сделать так, чтобы появилось поведение, соответствующее другим мыслям или отсутствия мыслей. Например, если человек танцует и я не вижу вокруг колонки, которую можно выключить, чтобы он перестал танцевать - я говорю, что у него в голове играет воображаемая музыка. Но есть ли смысл говорить, что в его голове играет какая-то музыка если все, что я вижу это что человек ведет себя, как будто где-то играет музыка? Я не вижу никакой музыки и не могу отличить "танец под воображаемую музыку" и "танец под реальную музыку", посмотрев на само поведение, я прихожу к такому выводу по отсутствию внешнего фактора, на который можно воздействовать чтобы изменить поведение. Это сомнительный критерий, потому что как "танец под реальную музыку" можно объяснить работой колонки (внешним фактором), так и "танец под воображаемую музыку" можно объяснить внешним фактором (например, в рекламе на улице в компании людей за танцем следовали улыбки и смех, поэтому в компании друзей я начинаю танцевать, они улыбаются и смеются). Никакой "воображаемой музыки" для объяснения этого поведения не нужно. Танец в отсутствие звука может быть понят в терминах событий, которые произошли раньше или произойдут позже.

Похожая логика применима и к кажущимся крайне сложными для объяснения без "воображаемого" звука случаев - например, для случаев, когда человек сидит и "слушает мысли". Кажется, что это поведение невозможно объяснить без признания, что звук мыслей нематериален или попыток сделать вид, что он материален, просто у нас нет оборудования, чтобы его зафиксировать (Выготский пытался прибегнуть к такой тактике), но подобное медитативное поведение можно объяснить внешними материальными событиями - например, что "слушание мыслей" это просто неподвижное сидение с закрытыми глазами, которое обозначается словом "слушание мыслей", потому что если сказать "я сижу неподвижно с закрытыми глазами", то это вызывает вопросы ("хаха зачем ты так сидишь?"), а самоотчет о мыслях, которые "слышатся", контролируется задаваемыми вопросами и ситуацией (например, "О чем ты сейчас думаешь?" провоцирует "О том, о чем я сейчас думаю" или "Ни о чем" или "Что поесть на вечер" или еще кучей вариантов, которые контролируются историей взаимодействия вербального поведения и среды, а не "ненаблюдаемыми" мыслями, находящимися внутри головы).

Резюмируя, я говорю о "реальном" голосе когда текущее поведение можно объяснить текущими событиями. Я говорю о внутреннем голосе когда текущее поведение нельзя объяснить текущими событиями; чтобы объяснить его нужно отсылаться к событиям, отдаленным во времени, а не только в пространстве. Практика каждодневного общения поощряет говорить о реальном голосе, который уже прозвучал или еще не прозвучал, как о находящемся в голове, потому что если объяснять свое поведение через подобные сложные пространственно-временные связи - наша речь станет ужасно перегруженной. Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично.

Практически каждый человек знаком со своим внутренним голосом, но далеко не каждый знает что такое на самом деле внутренний голос (интуиция?), и когда к нему можно прислушиваться, а когда нет.


В различных психоаналитических и психотерапевтических школах (течениях) Я-состояния называют по-разному, обычно, на практике, у человека рассматриваются три части «Я»: 1) Я-стереотипное, контролирующее, критикующее — Родительское «Я»; 2) Я-рациональное, логичное, реальное — Взрослое «Я»; 3) Я-иррациональное, фантастичное, архитипичное — Детское «Я» (оно же творческое, креативное, интуитивное).

Каждый легко может осознать, а после некоторой тренировки (наблюдения за собой и другими), и опознать свои внутренние голоса практически в любой жизненной ситуации, в том числе, и в вымышленной, не реальной.

Например , вы просыпаетесь утром по будильнику на работу, в школу, универ, но вам неохота вставать, и вы как бы слышите внутренний голос «Ребенка» — может не ходить, прогулять, надоело все…поспать бы еще… Но тут же появляется голос внутреннего «Родителя» — я тебе прогуляю, ну ка быстро из постели и на работу… Далее включается во «внутренний разговор» Взрослое «Я»…оценивает ситуацию здесь и сейчас, тестирует реальность, выстраивает прогнозы на ближайшее будущее, и принимает окончательное решение — «встаю и иду на работу»…

Все это происходит быстро, и в реальности, буквально, вы можете и не слышать эти внутренние голоса (диалог) — если, конечно, у вас нет шизофрении и вы не принимали психотропные препараты, психоделики — скорее, вы их можете почувствовать, заметить по своему поведению и некоторым мыслям.

Точно так же и в любой жизненной, в том числе стрессовой ситуации у человека возникает внутренний голос какого-то одного из эго-состояний РВД (Родитель, Взрослый, Дитя). Все зависит от того, какое Я-больше развито (наделено психической энергией , силой и властью) (тест РВД).

Стоит ли прислушиваться к внутреннему голосу, и к какому, если их три?
Конечно, слушать свой внутренний голос полезно, но нужно сначала научиться различать в себе субличности — Я-состояния (РВД). Это довольно просто, просто наблюдайте за собой: за своими мыслями, чувствами и поведением в различных жизненных ситуациях.

Да, порой довольно трудно определить в каком вы эго-состоянии в конкретный момент времени, особенно в критической, стрессовой ситуации. Но не беда, вы всегда можете проработать эту ситуацию позже, в своем воображении, ярко и красочно вспоминая прошедшую ситуацию, и просматривая ее в голове как видеоролик — в этом момент можно проанализировать, какой именно внутренний голос (РВД) вам что-то говорил и на поводу у какого Я-состояния вы пошли.

А так как ваши реакции в схожих ситуациях почти одинаковые (сказывается сценарий, программа жизни , зафиксированная в детстве), то вы легко можете прислушиваться к нужному и полезному внутреннему голосу, советчику и часто защитнику и помощнику.


Как различить внутренние голоса (РВД)?
Опознать какой именно внутренний голос сейчас говорит в вас, или кто с кем внутри вашей головы ведет диалог или спор — довольно просто, нужно только понять и запомнить как проявляется то или иное Я-состояние — их легче наблюдать у других, проецируя на себя.

Как вы уже поняли (см. выше), что внутренний голос исходящий от Родительского «Я» критикует, порицает, ругает, приказывает, запрещает, предвзято оценивает… Его «любимые» слова: надо, должен, нельзя, положено, делай — не делай, требуется, будь — не будь, и т.п. Иногда внутренний Родитель и разрешает и защищает, со словами можно…и осторожно, и т.п.

Любимые чувства и эмоции внутреннего Родителя — это гнев, злость, раздражение…иногда, умиление и радость…но редко…

Его поза и жесты, вместе с мимикой — угрожающие, надменные, высокомерные, доминирующие и т.д.

Внутренний Ребенок живет по принципу «ХОЧУ», поэтому Родительское Я-состояние и Детское являются по сути антагонистами — они часто противостоят друг другу, что может привести к конфликту внутри личности, а значит, к личностным и психологическим расстройствам человека, вплоть до неврозов и психозов.

Любимые слова детского Я-состояния — хочу-не хочу, буду-не буду…речь обычно укороченная, часто используются короткие фразы и междометия, типа Вау!, Класс!, Клево! «Супер!…Ох, Ах и т.п.

Остается Взрослое, реалистичное и рациональное эго-состояние, со своим внутренним голосом, кстати, это «Я» в гармоничной личности должно иметь право последнего голоса, т.е. принятия решения в той или иной ситуации.

Взрослое «Я» — безэмоционально и бесчувственно — как робот. Только сухая логика, интеллект и разум — подобие живого компьютера. Ровные жесты и позы, «каменная» мимика, спокойный и ровный голос… Выверенные, точные слова и фразы без «воды»… Например — «сколько время» — «пять часов»…

Это рациональное «Я» буквально воспринимает реальность, без детских выдумок и родительских стереотипов, без игнорирования ситуации «здесь и сейчас». Именно голос внутреннего Взрослого «Я» должен дать вам последнюю, решающую информацию, именно во внутреннем Взрослом вам нужно переработать голоса Родителя и Ребенка, включая требования и интуицию, и принять решение.

Однако, частая проблема в том, что у многих людей Взрослое Эго-состояние, которое, по сути, является арбитром между противоречиями Родителя и Дитя, не имеет необходимой силы и власти (энергии), поэтому люди часто попадают в психологический тупик и зависают в психологических играх , не зная какой внутренний голос слушать. Начинаются эмоционально-психологические, душевные страдания , уход в себя, апатия, пассивность и депрессии…в других случаях,

Чаще всего люди начинают прислушиваться к себе в моменты великих потрясений, потерь или больших неудач. Когда не остается времени и сил на то, чтобы как-то решить сложившуюся ситуацию, человек, наконец, обращается внутрь себя, к своим внутренним ресурсам, к своему внутреннему голосу, к себе настоящему. Но ведь можно и не ждать так называемого толчка. Можно и даже нужно слушать и слышать свой внутренний, сначала едва-едва прорывающийся наружу голосок, чтобы прожить жизнь, в которой ничего не хотелось бы потом менять.

Вспомнить про «внутреннего ребенка»

Всех с детства учат, как нужно жить, как правильно выйти замуж или искать жену, как и где учиться, как строить карьеру и как важно получить высокий статус в обществе. Но почему-то никто не учит, что у каждого понимание этого «правильно» свое. Внутри каждого человека с детства сидит затюканный этими правилами и рекомендациями маленький ребенок, который боится сказать что-то либо говорит, просто его не слышат. Важно вспомнить о нем, этом живущем внутри и грезящем, возможно, о чем-то несбыточном малыше и дать ему прорваться наружу. Он подскажет, чего бы хотелось ему и что, соответственно, сделает счастливым его взрослого обладателя. Если самостоятельно с помощью медитативных техник или настойчивых просьб выйти вызволить его на свет не удастся, можно обратиться за помощью к профессионалам – психологам или психотерапевтам, которые разбудят ту часть человека, которая отвечает за творчество.

Медитировать

Уметь уходить в себя также важно для возможности понять себя и услышать внутреннее Я или внутренний голос. Умение быть наедине с собой можно и нужно развивать. Многие люди не представляют жизнь без фонового сопровождения в виде разговоров, работающего вхолостую телевизора или магнитофона, радио или каких-то других шумовых эффектов. А ведь пробиться сквозь все эти преграды достаточно сложно, потому внутренний голос и глохнет, не успев донести истинные желания. Нужно уметь отвлекаться от всего, а потому важно овладеть самыми простыми медитативными техниками: просто сидеть или лежать в тишине, стараясь прогнать все мысли из головы и пытаясь воспринять истину. Продвинутые умельцы медитации могут задавать вопрос: «Чего я сейчас хочу?» и пытаться понять те образы и мысли, которые рождаются в это время в голове.

Разбирать сны

Если медитация пока недоступна, а все мыслительные процессы никак не прекращаются в утомленном мозгу, можно обратиться к подсознанию, которое также старается донести до каждого голос внутреннего Я. Проще всего понять, что творится в подсознании, через трактовку снов. Причем не обязательно читать сонники или вспоминать о толковании снов великого и ужасного З.Фрейда, который во всем видел сексуальную подоплеку, важно понять, что образы из снов значат конкретно для вас. Если возникает проблема с запоминанием снов, можно положить прямо у подушки листок с ручкой и едва проснувшись, записать хоть пару строк о том, что сейчас происходило в своей собственной реальности. Потом будет легче восстановить всю цепочку.

Вести дневник

Чтобы понять, что делает человека счастливым, нужно отслеживать свои эмоции и анализировать их появление. Можно завести дневник, в который не обязательно записывать поминутно прожитый день, а подмечать лишь то, что рождало наиболее сильные эмоции (и положительные, и отрицательные) в течение дня. Это позволит лучше понять себя, подмечать смену настроения и ее причины, услышать свой внутренний голос и, возможно, начать менять жизнь или свое отношение к ней.

Любить себя

Одно из самых важных умений для того, чтобы слышать свой внутренний голос, - это любовь к себе, которая включает доверие к себе и принятие себя. Очень важно адекватно относиться к себе, делать себе комплименты, принимать их от других с благодарностью, а не попыткой оправдаться или отказаться от них. Самокритика, безусловно, важное и нужное качество, но в разумных пределах. Хвалить себя тоже нужно уметь, причем за каждую мелочь, будь то потерянный в конце недели ненавистный килограмм или написание очередной главы будущего бестселлера. Доверие к себе – это, конечно, не слепое потакание своим сиюминутным желаниям, хотя иногда и это оправдано, а умение принять себя, свои мысли и свои чувства, даже если со стороны они кажутся нелогичными и неправильными. Жизнь дается только раз, так зачем проводить ее «правильно» для других, если можно провести ее «правильно» для себя?