Как называется последняя космическая станция. Какая высота орбиты МКС? Орбита МКС вокруг Земли

12 апреля грядет день космонавтики. И конечно же, было-бы неправильно обойти этот праздник стороной. Тем более, что в этом году дата будет особенной, 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Именно 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой исторический подвиг.

Ну а без грандиозных суперсооружений человеку в космосе не обойтись. Именно таковым и является Международная космическая станция (англ. International Space Station).

Габариты МКС - невелики; длина - 51 метр, ширина вместе с фермами - 109 метров, высота - 20 метров, вес - 417,3 тонны. Но думаю всем понятно, что уникальность этого суперсооружения не в его размерах, а в технологиях используемых для фукционирования станции в открытом космосе. Высота орбиты МКС составляет 337-351 км над землей. Скорость движения по орбите - 27700 км/ч. Это позволяет станции совершать полный оборот вокруг нашей планеты за 92 минуты. То есть, каждые сутки космонавты, находящиеся на МКС встречают 16 рассветов и закатов, 16 раз ночь сменяет день. Сейчас экипаж МКС состоит из 6 человек, а вообще за все время функционирования станция приняла 297 посетителей (196 разных людей). Началом эксплуатации Международной космической станции считается 20 ноября 1998 года. И на данный момент (9.04.2011) станция находится на орбите уже 4523 суток. За это время она достаточно сильно эволюционировала. Предлагаю убедиться Вам в этом, просмотрев фото.

МКС, 1999 год.

МКС, 2000 год.

МКС, 2002 год.

МКС, 2005 год.

МКС, 2006 год.

МКС, 2009 год.

МКС, март 2011 года.

Ниже приведу схему станции, из которой можно узнать названия модулей а также увидеть места стыковки МКС с другими космическими кораблями.

МКС является международным проектом. В нём участвуют 23 государства: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург(!!!), Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Ведь осилить в финансовом плане строительство и поддержания функциональности Международной космической станции в одиночку не под силу ни одному государству. Подсчитать точные или даже приблизительные затраты на строительство и эксплуатацию МКС не представляется возможным. Официальная цифра уже перевалила за 100 млрд долларов США, а если прибавить сюда все побочные затраты, то получится около 150 млрд долларов США. Это уже сейчас делает Международную космическую станцию самым дорогостоящим проектом за всю историю человечества. А исходя из последних договоренностей России, США и Японии (Европа, Бразилия и Канада пока в раздумьях) о том, что срок эксплуатации МКС продлен минимум до 2020 года (а возможно и дальнейшее продление), то суммарные затраты на содержание станции возрастут еще больше.

Но предлагаю отвлечься от цифр. Ведь помимо научной ценности есть у МКС и другие достоинства. А именно, возможность оценить первозданную красоту нашей планеты с высоты орбиты. И совсем необязательно для это выходить в открытый космос.

Потому как, есть на станции своя смотровая площадка, застеклённый модуль "Купол".

Работы по международной космической станции (МКС, в англоязычной литературе ISS – International Space Station) начались в 1993. К этому моменту Россия имела более чем 25-летний опыт эксплуатации орбитальных станций «Салют» и «Мир», располагала уникальным опытом проведения длительных полетов (до 438 сут непрерывного пребывания человека на орбите), а также разнообразными космическими системами (орбитальная станция «Мир», пилотируемые и грузовые транспортные корабли типа «Союз» и «Прогресс») и развитой инфраструктурой для обеспечения их полетов. Но к 1991 Россия оказалась в состоянии тяжелого экономического кризиса и уже не могла поддерживать финансирование космонавтики на прежнем уровне. В это же время и, в общем, по той же причине (окончание «холодной войны») в тяжелом финансовом положении оказались создатели орбитальной станции «Фридом» (США). Поэтому появилось предложение объединить усилия России и США в осуществлении пилотируемых программ.

15 марта 1993 генеральный директор Российского космического агентства (РКА) Ю.Н.Коптев и генеральный конструктор научно-производственного объединения (НПО) «Энергия» Ю.П.Семенов обратились к руководителю НАСА Д.Голдину с предложением о создании МКС. 2 сентября 1993 председатель правительства Российской Федерации В.С.Черномырдин и вице-президент США А.Гор подписали «Совместное заявление о сотрудничестве в космосе», предусматривавшее создание МКС. В его развитие РКА и НАСА 1 ноября 1993 подписали «Детальный план работ по Международной космической станции». В июне 1994 между НАСА и РКА был подписан контракт «О поставках и услугах для станций «Мир» и МКС». В итоге дальнейших переговоров определилось, что в создании станции, кроме России (РКА) и США (NASA), участвуют Канада (CSA), Япония (NASDA) и страны Европейского сотрудничества (ESA), всего 16 стран, и что станция будет состоять из 2-х интегрированных сегментов (российского и американского) и собираться на орбите постепенно из отдельных модулей. Основная работа должна быть закончена к 2003; общая масса станции к этому времени превысит 450 т. Доставка грузов и экипажей на орбиту осуществляется российскими ракетами-носителями «Протон» и «Союз», а также американскими многоразовыми кораблями типа «Спейс Шаттл».

Головной организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американским сегментом является ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С.П.Королева, по американскому сегменту – компания «Боинг». Техническую координацию работ по российскому сегменту МКС осуществляет Совет Главных конструкторов под руководством президента и генерального конструктора РКК «Энергия» академика РАН Ю.П.Семенова. Руководство подготовкой и проведением запуска элементов российского сегмента МКС осуществляет Межгосударственная комиссия по обеспечению полетов и эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов. В изготовлении элементов российского сегмента принимают участие: Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» им. С.П.Королева и Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, а также ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Российская академия наук, организация «Агат» и др. (всего около 200 организаций).

Этапы строительства станции.

Развертывание МКС началось запуском 20 ноября 1998 с помощью ракеты «Протон» функционально-грузового блока (ФГБ) «Заря», построенного в России. 5 декабря 1998 состоялся старт космического шаттла «Индевор» (номер полета STS-88, командир – Р.Кабана, в составе экипажа – российский космонавт С.Крикалев) с американским стыковочным модулем NODE-1 («Юнити») на борту. 7 декабря «Индевор» причалил к ФГБ, перенес манипулятором и пристыковал к нему модуль NODE-1. Экипаж корабля «Индевор» выполнил на ФГБ (внутри и снаружи) монтаж аппаратуры связи и ремонтные работы. 13 декабря произведена расстыковка, а 15 декабря – посадка.

27 мая 1999 стартовал шаттл «Дискавери» (STS-96) и 29 мая состыковался с МКС. Экипаж перенес на станцию грузы, выполнил технические работы, установил на переходной модуль пост оператора грузовой стрелы и адаптер для его крепления. 4 июня – расстыковка, 6 июня – посадка.

18 мая 2000 стартовал шаттл «Дискавери» (STS-101), 21 мая состыковался с МКС. Экипаж осуществил ремонтные работы на ФГБ и монтаж грузовой стрелы и поручней на внешней поверхности станции. Двигателем шаттла осуществлена коррекция (подъем) орбиты МКС. 27 мая – расстыковка, 29 мая – посадка.

26 июля 2000 осуществлена стыковка служебного модуля «Звезда» с модулями «Заря» – «Юнити». Начало функционирования на орбите комплекса «Звезда» – «Заря» – «Юнити» общей массой 52,5 т.

С момента (2 ноября 2000) стыковки с МКС корабля «Союз ТМ-31» с экипажем МКС-1 на борту (В.Шеперд – командир экспедиции, Ю.Гидзенко – пилот, С.Крикалев – бортинженер) начался этап эксплуатации станции в пилотируемом режиме и проведения на ней научно-технических исследований.

Научные и технические эксперименты на МКС.

Формирование программы научных исследований на российском сегменте (РС) МКС было начато в 1995 после объявления конкурса среди научных учреждений, промышленных организаций и высших учебных заведений. Было получено 406 заявок от более 80 организаций по 11 основным направлениям исследований. В 1999 с учетом проведенной специалистами РКК «Энергия» технической проработки реализуемости полученных заявок была разработана «Долгосрочная программа научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на РС МКС», утвержденная генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Ю.Н.Коптевым и президентом Российской академии наук Ю.С.Осиповым.

Основные научные и технические задачи МКС:

– изучение Земли из космоса;

– изучение физических и биологических процессов в условиях невесомости и контролируемой гравитации;

– астрофизические наблюдения, в частности на станции будет большой комплекс солнечных телескопов;

– испытание новых материалов и приборов для работы в космосе;

– отработка технологии сборки на орбите крупных систем, в том числе с использованием роботов;

– испытание новых фармацевтических технологий и опытное производство новых препаратов в условиях микрогравитации;

– опытное производство полупроводниковых материалов.

Одним из величайших достояний человечества является международная космическая станция, или МКС. Для ее создания и работы на орбите объединилось несколько государств: Россия, некоторые страны Европы, Канада, Япония и США. Этот аппарат свидетельствует о том, что можно добиться многого, если постоянно сотрудничать странам. Об этой станции знают все люди планеты и многие задаются вопросами о том, на какой высоте летает МКС и по какой орбите. Сколько космонавтов там побывало? А правда ли, что туда пускают туристов? И это далеко не все, что интересно человечеству.

Строение станции

МКС состоит из четырнадцати модулей, в которых располагаются лаборатории, склады, комнаты отдыха, спальни, хозпомещения. На станции даже имеется спортзал с тренажерами. Весь этот комплекс работает на солнечных батареях. Они огромны, величиной со стадион.

Факты об МКС

За время своей работы станция вызывала немало восхищений. Этот аппарат является величайшим достижением человеческих умов. По своей конструкции, назначению и особенностям его можно назвать совершенством. Конечно, может быть, лет через 100 на Земле начнут строить космические корабли другого плана, но пока что, на сегодняшний день, этот аппарат - достояние человечества. Об этом свидетельствуют следующие факты об МКС:

  1. За время своего ее существования на МКС космонавтов побывало около двухсот. Также здесь были туристы, которые просто прилетели посмотреть на Вселенную с орбитальной высоты.
  2. Станцию видно с Земли невооруженным глазом. Эта конструкция является самой большой среди искусственных спутников, и ее легко можно увидеть с поверхности планеты без какого-то увеличивающего устройства. Есть карты, на которых можно посмотреть, в какое время и когда аппарат пролетает над городами. По ним легко отыскать сведения о своем населенном пункте: увидеть расписание полета над регионом.
  3. Для сборки станции и поддержания ее в рабочем состоянии космонавты вышли более 150 раз в открытый космос, проведя там около тысячи часов.
  4. Управляется аппарат шестью астронавтами. Система жизнеобеспечения обеспечивает непрерывное присутствие на станции людей с момента ее первого запуска.
  5. Международная космическая станция - это уникальное место, где проводятся самые разные лабораторные эксперименты. Ученые делают уникальные открытия в области медицины, биологии, химии и физики, физиологии и метеонаблюдений, а также в других областях науки.
  6. На аппарате используются гигантские солнечные батареи, размер которых достигает площади территории футбольного поля с его конечными зонами. Их вес - почти триста тысяч килограмм.
  7. Батареи способны полностью обеспечивать работу станции. За их работой тщательно следят.
  8. На станции есть мини-дом, оснащенный двумя ванными и спортзалом.
  9. За полетом следят с Земли. Для контроля разработаны программы, состоящие из миллионов строк кода.

Космонавты

С декабря 2017 года экипаж МКС состоит из следующих астрономов и космонавтов:

  • Антон Шкаплеров - командир МКС-55. Он дважды был на станции - в 2011-2012 и в 2014-2015 гг. За 2 полета он прожил на станции 364 дня.
  • Скит Тингл - бортинженер, астронавт НАСА. Этот космонавт не имеет опыта космических полетов.
  • Норишиге Канаи - бортинженер, астронавт Японии.
  • Александр Мисуркин. Первый его полет был совершен в 2013 году длительностью 166 суток.
  • Макр Ванде Хай не имеет опыта полетов.
  • Джозеф Акаба. Первый полет совершил в 2009 году в составе «Дискавери», а второй полет был осуществлен в 2012 году.

Земля из космоса

Из космоса на Землю открываются уникальные виды. Об этом свидетельствуют фотографии, видеосъемки астронавтов и космонавтов. Увидеть работу станции, космические пейзажи можно, если посмотреть онлайн-трансляции со станции МКС. Однако некоторые камеры бывают выключенными, что связано с техработами.

20 ноября 1998 года ракетой-носителем «Протон-К» был запущен первый функционально-грузовой модуль будущей МКС «Заря». Ниже опишем всю станцию по состоянию на сегодняшний день.

Функционально-грузовой блок «Заря» - один из модулей Российского сегмента Международной космической станции и первый модуль станции, запущенный в космос.

«Заря» была запущена 20 ноября 1998 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. Стартовая масса составляла 20,2646 тонн. Через 15 дней после успешного запуска к «Заре» в рамках полёта шаттла «Индевор» STS-88 был присоединён первый американский модуль «Юнити». В течение трёх выходов в открытый космос «Юнити» был подключён к системам электропитания и коммуникации «Зари», смонтировано внешнее оборудование.

Модуль был построен российским ГКНПЦ им. Хруничева по заказу американской стороны и юридически принадлежит США. Система управления модулем разработана харьковским ОАО «Хартрон». Проект российского модуля был выбран американцами вместо предложения компании Локхид, модуля «Bus-1», благодаря меньшим финансовым затратам (220 млн долл. вместо 450 млн долл). По условиям контракта ГКНПЦ также обязался построить дублирующий модуль, ФГБ-2. При разработке и строительстве модуля интенсивно использовался технологический задел по Транспортному кораблю снабжения, на основе которого ранее уже были построены некоторые модули орбитальной станции «Мир». Значительным преимуществом этой технологии было полное энергетическое снабжение за счёт солнечных батарей, а также наличие собственных двигателей, позволяющих маневрирование и корректировку положения модуля в пространстве.

Модуль имеет цилиндрическую форму с шарообразным головным отсеком и конической кормой, его длина насчитывает 12,6 м при максимальном диаметре 4,1 м. Две солнечных батареи, габариты которых составляют 10,7 м х 3,3 м, создают среднюю мощность в размере 3 киловатт. Энергия сохраняется в шести аккумуляторных никель-кадмиевых батареях. «Заря» оснащена 24 средними и 12 малыми двигателями для корректировки пространственного положения, а также двумя крупными двигателями для орбитальных манёвров. 16 баков, закреплённых снаружи модуля, могут содержать до шести тонн топлива. Для дальнейшего расширения станции, «Заря» имеет три стыковочных узла. Один из них находится на корме и в настоящее время занят модулем «Звезда». Другой стыковочный узел расположен в носовой части, и занят в настоящее время модулем «Юнити». Третий пассивный стыковочный узел используется для стыковки кораблей снабжения.

интерьер модуля

  • Масса на орбите, кг 20 260
  • Длина по корпусу, мм 12 990
  • Максимальный диаметр, мм 4 100
  • Объем герметичных отсеков, м3 71,5
  • Размах солнечных батарей, мм 24 400
  • Площадь фотоэлектрических элементов, м2 28
  • Гарантированная среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28 в, кВт 3
  • Масса заправляемого топлива, кг до 6100
  • Длительность функционирования на орбите 15 лет

Модуль «Юнити» (Unity)

7 декабря 1998 шаттл «Индевор» STS-88 - первая строительная миссия, выполненная НАСА по программе сборки Международной космической станции. Основной задачей миссии была доставка на орбиту американского модуля «Юнити» (Unity) с двумя стыковочными переходниками и пристыковка модуля «Юнити» к уже находящемуся в космосе российскому модулю «Заря». В грузовом отсеке шаттла находились также два демонстрационных спутника MightySat, а также аргентинский исследовательский спутник. Эти спутники были запущены после того, как экипаж шаттла закончил работы связанные с МКС, и шаттл отстыковался от станции. Полётное задание было успешно выполнено, в ходе полёта экипажем было осуществлено три выхода в открытый космос.

«Юнити», англ. Unity (в переводе с англ. - «Единство»), или англ. Node-1 (в переводе с англ. - «Узел-1»)- первый полностью американский компонент Международной космической станции (юридически первым американским модулем может считаться ФГБ «Заря», который был создан в Центре им. М. В. Хруничева по контракту с компанией «Боинг»). Компонент представляет собой герметичный соединительный модуль, с шестью стыковочными узлами, по-английски называемыми англ. nodes.

Модуль «Юнити» был выведен на орбиту 4 декабря 1998 года, в качестве основного груза шаттла «Индевор» (сборочная миссия МКС 2А, миссия шаттла STS-88).

Соединительный модуль стал основой для всех будущих американских модулей МКС, которые были присоединены к его шести стыковочным узлам. Построенный компанией «Боинг» в цехах Центра космических полётов имени Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, «Юнити» стал первым из трёх запланированных подобных соединительных модулей. Длина модуля составляет 5,49 метров, при диаметре 4,57 метра.

6 декабря 1998 года экипаж шаттла «Индевор», присоединил модуль «Юнити» через туннель-переходник PMA-1 к ранее запущенному ракетой-носителем «Протон», модулю «Заря». При этом, в работах по стыковке применялась роботизированная рука «Канадарм», установленная на шаттле «Индевор» (для извлечения «Юнити» из грузового отсека шаттла и для подтаскивания модуля «Заря» к связке «Индевор»+«Юнити»). Окончательная стыковка двух первых модулей МКС осуществлялась включением двигателя корабля «Индевор»

Служебный модуль «Звезда»

Служебный модуль «Звезда» - один из модулей Российского сегмента Международной космической станции. Второе название - Служебный модуль (СМ).

Модуль был запущен на РН «Протон» 12 июля 2000 года. Пристыкован к МКС 26 июля 2000 года. Представляет собой основной вклад России в создание МКС. Является жилым модулем станции. «Звезда» на ранних этапах строительства МКС выполняла функции жизнеобеспечения на всех модулях, контроля высоты над Землёй, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного порта для грузовых кораблей «Прогресс». Со временем многие функции передаются другим модулям, однако «Звезда» всегда будет оставаться структурным и функциональным центром российского сегмента МКС.

Этот модуль первоначально разрабатывался для замены отработавшей свой срок космической станции «Мир», но в 1993 годубыло принято решение использовать его как один из основных элементов российского вклада в программу Международной Космической Станции. Российский служебный модуль включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трёх космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка. Кроме того, служебный модуль может стыковаться с грузовым кораблём «Прогресс», который раз в три месяца доставляет на станцию необходимые припасы и корректирует её орбиту.

Жилые помещения служебного модуля оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа, имеются персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, кухня, стол для приема пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.

Модуль «Звезда» оснащен средствами пожарообнаружения и пожаротушения, в состав которых входят: система обнаружения и оповещения о пожарной ситуации «Сигнал-ВМ», два огнетушителя ОКР-1 и три противогаза ИПК-1 М.

Основные технические характеристики

  • Стыковочные узлы 4 шт.
  • Иллюминаторы 13 шт.
  • Масса модуля, кг:
  • на этапе выведения 22 776
  • на орбите 20 295
  • Габариты модуля, м:
  • длина с обтекателем и промежуточным отсеком 15,95
  • длина без обтекателя и промежуточного отсека 12,62
  • диаметр максимальный 4,35
  • ширина с раскрытой солнечной батареей 29,73
  • Объем, м³:
  • внутренний объем с оборудованием 75,0
  • внутренний объем обитания экипажа 46,7
  • Система электроснабжения:
  • Размах солнечных батарей 29,73
  • рабочее напряжение, В 28
  • Максимальная выходная мощность солнечных батарей, кВт 13,8
  • Двигательная установка:
  • маршевые двигатели, кгс 2×312
  • двигатели ориентации, кгс 32×13,3
  • масса окислителя (тетроксида азота), кг 558
  • масса горючего (НДМГ), кг 302

Первая долговременная экспедиция на МКС

2 ноября 2000 года на российском корабле «Союз» на станцию прибыл её первый долговременный экипаж. Три члена первой экспедиции МКС, успешно стартовав 31 октября 2000 года с космодрома Байконур в Казахстане на корабле «Союз ТМ-31», произвели стыковку с сервисным модулем МКС «Звезда». Пробыв четыре с половиной месяца на борту МКС, участники экспедиции вернулись 21 марта 2001 года на Землю, на американском космическом челноке «Дискавери STS-102». Экипаж выполнял задачи по сборке новых компонентов станции и в том числе подключение к орбитальной станции американского лабораторного модуля «Дестини». Также они проводили различные научные эксперименты.

Первая экспедиция стартовала с той же стартовой площадки космодрома Байконур, с которой 50 лет назад отправился в полёт Юрий Гагарин, чтобы стать первым человеком, полетевшим в космос. Трёхступенчатая трёхсотдесятитонная ракета-носитель Союз-У подняла корабль «Союз ТМ-31» и экипаж на околоземную орбиту, спустя примерно 10 минут после старта дав возможность Юрию Гидзенко начать серию манёвров сближения с МКС. Утром 2 ноября, около 9 часов 21 минуты по всемирному координированному времени корабль пришвартовался к стыковочному узлу сервисного модуля «Звезда» со стороны орбитальной станции. Спустя девяносто минут после стыковки, Шеперд открыл люк «Звезды», и члены команды впервые вошли в комплекс.

Их первоочередными задачами были: запуск устройства разогрева пищи в камбузе «Звезды», настройка спальных помещений и установка связи с обоими ЦУПами: в Хьюстоне и подмосковном Королёве. Экипаж связался с обеими командами наземных специалистов с помощью российских передатчиков, установленных в модулях «Звезда» и «Заря», и передатчиком на сверхвысоких частотах, установленном в модуле «Юнити», который использовался до этого в течение двух лет американскими диспетчерами для управления МКС и считывания системных данных станции, когда российские наземные станции находились вне зоны приёма.

В первые недели, проведённые на борту, члены экипажа активировали главные узлы системы жизнеобеспечения и расконсервировали всевозможное станционное оборудование, портативные компьютеры, спецодежду, офисные принадлежности, кабели и электрооборудование, оставленное для них предыдущими экипажами шаттлов, которые провели ряд транспортных экспедиций снабжения к новому комплексу за прошедшие два года.

Во время работы экспедиции была обеспечена стыковка станции с грузовыми кораблями «Прогресс М1-4» (ноябрь 2000 г.), «Прогресс М-44» (февраль 2001 г.) и американскими шаттлами Endeavour (декабрь 2000 г.), Atlantis («Атлантис»; февраль 2001 г.), Discovery («Дискавери»; март 2001 г.).

Экипажем проведены исследования по 12 различным экспериментам, в числе которых «Кардио-ОДНТ» (исследование функциональных возможностей организма человека в космическом полете), «Прогноз» (разработка метода оперативного прогноза дозовых нагрузок от космического излучения на экипаж), «Ураган» (отработка наземно- космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф), «Изгиб» (определение гравитационной обстановки на МКС, условий работы оборудования), «Плазменный кристалл» (исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации) и др.

Обустраивая их новый дом, Гидзенко, Крикалёв и Шеперд готовили почву для длительного пребывания землян в космосе и обширных международных научных исследований, по крайней мере, на следующие 15 лет.

Конфигурация МКС во время прибытия первой экспедиции. Модули станции (слева направо): КК Союз, Звезда, Заря и Юнити

Вот такой получился короткий рассказ о первом этапе строительства МКС, который начался уже в далеком 1998 году. Если интересно с удовольствием расскажу о дальнейшей постройке МКС, экспедициях и научных программах.

12 апреля грядет день космонавтики. И конечно же, было-бы неправильно обойти этот праздник стороной. Тем более, что в этом году дата будет особенной, 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Именно 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой исторический подвиг.

Ну а без грандиозных суперсооружений человеку в космосе не обойтись. Именно таковым и является Международная космическая станция (англ. International Space Station).

Габариты МКС - невелики; длина - 51 метр, ширина вместе с фермами - 109 метров, высота - 20 метров, вес - 417,3 тонны. Но думаю всем понятно, что уникальность этого суперсооружения не в его размерах, а в технологиях используемых для фукционирования станции в открытом космосе. Высота орбиты МКС составляет 337-351 км над землей. Скорость движения по орбите - 27700 км/ч. Это позволяет станции совершать полный оборот вокруг нашей планеты за 92 минуты. То есть, каждые сутки космонавты, находящиеся на МКС встречают 16 рассветов и закатов, 16 раз ночь сменяет день. Сейчас экипаж МКС состоит из 6 человек, а вообще за все время функционирования станция приняла 297 посетителей (196 разных людей). Началом эксплуатации Международной космической станции считается 20 ноября 1998 года. И на данный момент (9.04.2011) станция находится на орбите уже 4523 суток. За это время она достаточно сильно эволюционировала. Предлагаю убедиться Вам в этом, просмотрев фото.

МКС, 1999 год.

МКС, 2000 год.

МКС, 2002 год.

МКС, 2005 год.

МКС, 2006 год.

МКС, 2009 год.

МКС, март 2011 года.

Ниже приведу схему станции, из которой можно узнать названия модулей а также увидеть места стыковки МКС с другими космическими кораблями.

МКС является международным проектом. В нём участвуют 23 государства: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург(!!!), Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Ведь осилить в финансовом плане строительство и поддержания функциональности Международной космической станции в одиночку не под силу ни одному государству. Подсчитать точные или даже приблизительные затраты на строительство и эксплуатацию МКС не представляется возможным. Официальная цифра уже перевалила за 100 млрд долларов США, а если прибавить сюда все побочные затраты, то получится около 150 млрд долларов США. Это уже сейчас делает Международную космическую станцию самым дорогостоящим проектом за всю историю человечества. А исходя из последних договоренностей России, США и Японии (Европа, Бразилия и Канада пока в раздумьях) о том, что срок эксплуатации МКС продлен минимум до 2020 года (а возможно и дальнейшее продление), то суммарные затраты на содержание станции возрастут еще больше.

Но предлагаю отвлечься от цифр. Ведь помимо научной ценности есть у МКС и другие достоинства. А именно, возможность оценить первозданную красоту нашей планеты с высоты орбиты. И совсем необязательно для это выходить в открытый космос.

Потому как, есть на станции своя смотровая площадка, застеклённый модуль "Купол".