Как оценить эффективность обучения сотрудников. Оценка эффективности обучения персонала на предприятии

В настоящее время любой более или менее дальновидный работодатель уделяет повышенное внимание обучению своего персонала. Это не удивительно, учитывая стремительное развитие подходов к управлению бизнесом, появление бюджетирования, системы управления менеджментом качества, системы сбалансированных показателей и т.д. Не отстают и производственные технологии, требующие от технического персонала первоклассное знание нового оборудования и технологий. Системы продвижения товаров на рынок и продаж развиваются еще более стремительно. Все это не оставляет иного шанса работодателю для сохранения занимаемой доли рынка и в конечном итоге всего бизнеса, как постоянно повышение образовательного уровня своих подчиненных. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях явного отставания образовательных программ учебных заведения (как средних, так и высших) от динамично меняющихся рыночных требований. Получается так, что молодой специалист, вчерашний выпускник учебного заведения приходит на работу со знаниями «вчерашнего», а чаще даже «позавчерашнего дня».

В итоге работодатель просто обречен на вложение средств в обучение персонала. В общем-то, проблем нет. Бизнес - это и есть вложение средств, но с целью получения в последующем прибыли. Иначе это уже не бизнес, а благотворительность.

Вот тут то и начинаются проблемы, связанные с трудностями оценки эффекта от обучения. Действительно все мы на словах, умозрительно понимаем, что эффект есть, но вот выразить его и рассчитать часто не можем. Можно конечно до хрипоты спорить, что не все должно определяться экономической эффективностью. Не спорю, однако экономическая оценка проводиться должна! Для чего, спросите вы? Да хотя бы для того, чтобы отделить благотворительность от бизнеса. Можно тратить миллионы на пустое обучение персонала, не дающее никаких экономических эффектов, по сути занимаясь бестолковой благотворительностью. Не лучше ли при этом отдать эти деньги детскому дому? По крайней мере, в таком случае наша благотворительность принесет кому-то пользу.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что затраты на обучение, которые в настоящее время достаточно значительны, должны быть оценены с точки зрения экономической эффективности данных вложений. И на основе этого должно приниматься обоснованное управленческое решение о дальнейшем использовании данных средств.

Однако, практика показывает, что сказать в данном случае значительно проще, чем сделать! Действительно оценивать сложно. Есть четко определенные первоначальные вложения, иными словами стоимость обучения, но нет методик, показателей и критериев оценки полученного экономического эффекта. Проще сказать: сложно оценить экономическую отдачу от обучения.

В общем можно сформулировать несколько принципов, в дальнейшем определяющих логику изложения предлагаемого подхода.

1. Экономическую эффективность необходимо оценивать всегда, так как по своей сути это инвестиции в развитие бизнеса (в данном случае в трудовой потенциал). Соответственно и подходы к оценке должны быть схожими с оценкой инвестиционной привлекательности. Иными словами, в ряде случаев нельзя ждать эффекта здесь и прямо сейчас.

2. Оценка должна проводится до и после обучения. До обучения мы определяемся: а стоит ли? После обучения получаем результат: а надо ли было?

3. Вариантом не остаться у «разбитого корыта», хотя и вариантом весьма сомнительным, остается действующая практика заключения договоров, обязывающих сотрудников после обучения отработать на предприятии определенное количество лет (часто 1-3-5 года). В противном случае вернуть затраченные на обучения средства пропорционально неотработанному по договору времени. Почему вариант сомнительный? Во-первых, никак не мотивирует человека к использованию новых, приобретенных знаний и, во-вторых, не определяет эффективность его работы.

4. Как следствие из выше сказанного, эффективность вложений в обучение персонала должно определяться повышением эффективности работы сотрудника в результате обучения.

5. С чего начать? Начать необходимо с четкого категорирования целей обучения. Иными словами, например, вы как специалист, занимающийся подготовкой кадров, формируете план обучения на следующий год. Как вы это делаете? Признайтесь честно! Что подразделения в своих заявках написали, то в план и попало. Затем при утверждении бюджета 30-50% «срезали» (у кого как) и все, оставшихся выучили. А попробуйте, спросите у руководителей ваших подразделений (прежде всего направляющих на обучение ИТР) чего они ждут после обучения, зачем они планируют потратить деньги организации. Вы в лучшем случае получите весьма расплывчатые ответы. А почему? Я отвечу вам! В своем большинстве механизм обучения специалистов (ИТР) используется как способ нематериального стимулирования угодных или отличившихся перед непосредственным руководителем сотрудников. В целом, наверно, и это не плохо, но опять же не снимает вопроса об оценке эффективности данного действия.

Итак, в начале нам необходимо категорирование планируемого обучения по целям. В данном случае следует выделить следующие варианты:

1. Обучение приведет к повышению производительности труда вследствие освоения новых профессиональных навыков, подходов.

2. Обучение приведет к освоению новой профессии, должности. При этом обязательно должно планироваться совмещение профессии, должностей. Например, обучение слесаря на электрогазосварщика с последующим совмещением профессий или обучение специалиста отдела организации труда и заработной платы на бухгалтера по учету заработной платы с последующим совмещение данных должностей.

3. Обучение, после которого сотрудник займет вышестоящую или другую должность.

4. Обучение сотрудников, которое определяется законодательно и контролируется органами Ростехнадзора.

5. Обучение необходимо вследствие установки нового оборудования. Иными словами, персонал должен научится на нем работать. Иногда правда бывает, что персонал и без обучения может работать на новом оборудовании, но при этом не достаточно эффективно. В таком случае мы получаем 1 вариант, приведенный выше.

Как представляется автору, который впрочем, не претендует на абсолютную истину и даже готов поспорить, все другие цели обучения носят больше характер нематериальной мотивации персонала и в рамках данной статьи рассматриваться не будут. Хотя, опять же экономически можно оценить результаты для организации и такой мотивации персонала.

Итак, как оценить эффективность для определенных нами выше вариантов:

1. Данный вариант актуален, когда, например, существуют новые подходы к работе или ее организации на действующем оборудовании, которые необходимо в процессе обучения перенять. Тогда в общем виде экономический эффект будет определяться как:

где S - экономический эффект, руб., ΔP - прирост выработки продукции в единицу времени, тн, C - цена единицы произведенной продукции, руб./тн., Q - затраты на обучение, руб.

2. В случае освоения новой профессии, должности. Экономический эффект будет определяться как:

где S - экономический эффект, руб., Z d - заработная плата действующего работника, руб., Z z - заработная плата замещаемого сотрудника, руб., 0,3хZ d - доплата за совмещение профессии, как правило, составляет 30%, руб., Q - затраты на обучение, руб.

3. В случае замещения после обучения вышестояшей или другой должности. Экономический эффект будет определяться как:

где S - экономический эффект, руб., Q p - затраты на подбор нового сотрудника, руб. Сюда следует включить гонорар кадрового агенства или собственные затраты на подбор (заработную плату с отчислениями специалиста по подбору, а также затраты на организацию его рабочего места). Q - затраты на обучение, руб.

4. В случае обучения сотрудников в соответствии с требованиями законодательства экономический эффект предлагается определять как экономическую оценку последствий не проведения данного обучений:

,

где S - экономический эффект, руб., H - штрафные санкции, ΔP n - недовыработка готовой продукции за период времени запрета эксплуатации оборудования необученным персоналом, т.н, C - цена единицы произведенной продукции, руб./тн., Q - затраты на обучение, руб.

Конечно, в данном случае оценку можно и не проводить и руководствоваться принципом: «Требования законодательства должны быть неукоснительно выполнены!» Это действительно верно - с законом лучше не шутить! Однако, российская практика хозяйствования часто говорит об искренней любви некоторых руководителей все же поиграть в непонятные игры с законодательством. Вот на такой случай и рекомендуется провести экономическую оценку, чтобы руководителю убедительно доказать на примере полученных миллионов вероятного ущерба.

5. В случае, когда обучение необходимо вследствие установки нового оборудования, также можно ничего не оценивать, так как и так все понятно. Однако, если руководство настаивает на том, что учить никого не надо и в процессе работы они все освоят, тогда предлагаем следующий подход:

,

где S - экономический эффект, руб., ΔP - прирост выработки продукции в единицу времени после обучения, тн. Для плановых расчетов рекомендуется взять как разницу между фактической выработкой и номинальной, указанной в паспорте оборудования. C - цена единицы произведенной продукции, руб./тн., Q - затраты на обучение, руб. При оценке фактической эффективности можете добавить еще и затраты на ремонт, возникшие вследствие неквалифицированных действий необученного персонала.

Во всех формулах левая составляющая это доход от недопущения каких-либо затрат, а правая - затраты на реализацию альтернативного варианта. Разница будет являться экономическим эффектом. Тут правда возникает вопрос: «Затраты на обучение (правая составляющая формул) единовременные, а за какой период брать доход (левая сторона формул)?» Здесь возможно множество вариантов, но опять же обращаясь к практике хозяйственной деятельности отечественных предприятий, можно сказать, что рассматривать экономический эффект за период более 2-3х лет смысла не имеет. Во-первых, достаточно быстро устаревают технологии производства и через 3 года возможно потребуется проведение технического перевооружения, во-вторых, учитывая нестабильность рынка труда, через 3 года у вас за счет текучести персонала может поменяться весь рабочий состав и потребуется новое обучение. В-третьих, полученные после обучения теоретические знания и навыки (неиспользуемые каждый день) забываются достаточно быстро. В-четвертых, «закапывать» средства на обучение на срок более чем 2-3 года в современных динамично развивающихся условиях рынка автору кажется не дальновидным.

Кстати у вас может получиться, что проведение некоторого обучения для организации экономически не выгодно и возможно (при условии отсутствия других определяющих условий) от него следует отказаться.

Подводя итог, следует сказать, что вообще предлагаемые формулы оценки нельзя рассматривать как догму. Они могут претендовать лишь на наиболее часто встречающиеся в практике случаи. Жизнь же значительно богаче и к каждому случаю будет необходим индивидуальный подход экономической оценке эффективности обучения персонала.

Мансуров Р.Е., кандидат экономических наук, Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань) © Мансуров Р.Е. , 2011 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Оценка эффективности обучения на производственном предприятии

Чтобы квалификация сотрудников производственных компаний соответствовала современным требованиям, их обучение и развитие должно быть встроено в общую систему управления персоналом. Каждому работнику необходимо постоянно принимать участие в обучающих программах.

Своевременное, регулярное обучение персонала особенно важно для тех предприятий, где ведутся работы повышенной опасности. Выполняющие такого рода работы сотрудники должны соответствовать требованиям законодательства: быть компетентными в вопросах охраны труда, пожарной безопасности, технической эксплуатации машин, механизмов и пр. Значит, для них нужно обеспечить особую подготовку, развитие необходимых навыков.

На нашем предприятии каждый, кто выполняет работы с повышенной опасностью, проходит специальную подготовку. Сначала проводится собеседование для определения наличного уровня знаний; по результатам первичной оценки разрабатывается индивидуальная программа профессионального обучения . Прежде чем приступить к самостоятельному выполнению работ, сотрудник обязан пройти:

  • первичный инструктаж;
  • специальную/профессиональную подготовку в соответствии с индивидуальной программой;
  • стажировку на рабочем месте;
  • первичную проверку знаний (экзамен);
  • этап работы в качестве дублера (для оперативного и оперативно-производственного персонала);
  • первичные противоаварийные и противопожарные тренировки.

    Допуск к самостоятельной работе оформляется только после проведения всех необходимых обучающих мероприятий (этот период может занять до девяти месяцев). Кроме того, для работников предусмотрено периодическое (раз в три-пять лет) повышение квалификации в лицензированных специальных учебных заведениях. Все требования к квалификации и программам обучения для выполнения работ повышенной опасности подробно описаны в государственных нормативных документах.

    Для успешной работы людям нужны дополнительные знания и новые профессиональные компетенции. Требования к уровню знаний персонала развивающегося предприятия повышаются постоянно, поэтому эйчары должны уметь своевременно выявлять потребности в обучении.

    Существует много методов выявления потребностей в обучении; выбор того или иного зависит от особенностей компании и ее возможностей. Мы используем следующие:

  • анализ результатов собеседования при приеме на работу;
  • анализ результатов деятельности в период адаптации (испытательного срока);
  • анализ результатов годовой оценки;
  • планы изменения технологий;
  • анализ перспективных планов;
  • анкетирование и интервьюирование руководителей и сотрудников компании.

    Полученные с помощью различных методов данные помогают провести анализ качества человеческих ресурсов предприятия (так называемый кадровый аудит ).

    При определении потребности в обучении сотрудников следует, прежде всего, исходить из:

  • целей компании и перспективных планов ее развития (определяют руководители высшего уровня);
  • данных о реализации этих планов и возникающих при этом проблемах (формулируют руководители среднего звена);
  • самооценки работников.

    Программы повышения квалификации персонала должны быть сориентированы на достижение перспективных целей развития бизнеса, а специализированное обучение - на решение конкретных производственных, технологических или организационных проблем и повышение качества выполнения работниками поставленных перед ними функциональных задач. В то же время важнейшую роль в повышении эффективности обучения играет стремление самих сотрудников к профессиональному совершенству.

    Задачами службы персонала на этапе определения потребности в обучении являются:

    1. Анализ информации.

    2. Методическая помощь руководителям и работникам подразделений.

    3. Организация учебных мероприятий (рис. 1 ).


    На нашем предприятии обучение планируется по результатам годовой оценки персонала : для каждого сотрудника инженерно-технического состава и руководителей разрабатывается индивидуальный план развития (ИПР), где указаны необходимые компетенции - «корпоративный минимум». За составление ИПР и реализацию предусмотренных в нем мероприятий отвечают сотрудники HR-подразделения.

    По опыту прошлых лет мы видим, что важными условиями эффективности программ обучения являются:

  • оперативность их выполнения: если между составлением плана и реализацией обучающих мероприятий проходит полгода, обучение теряет свою актуальность;
  • применение современных подходов и методов обучения;
  • эффективное использование выделенных денежных средств.

    Для оптимизации процесса обучения и развития на протяжении планируемого периода мы разработали процедуры, которые 1) обеспечивают успешную реализацию ИПР сотрудников, 2) повышают уровень организации образовательных программ и 3) позволяют оценить эффективность обучающих программ.

    Что это за процедуры? Прежде всего - новый регламент для тщательного выбора провайдеров образовательных услуг. В процессе поиска тренинговых компаний мы анализируем опыт и репутацию их специалистов, оцениваем качество предлагаемых услуг (в том числе и по отзывам их клиентов). Ключевой критерий выбора (при прочих равных условиях) - возможность адаптации программы под нужды нашего предприятия. При этом каждая программа (курс, тренинг) обязательно согласовывается с руководителем структурного подразделения, а при необходимости - корректируется с учетом его пожеланий.

    До начала обучения мы оцениваем потребность в нем каждого сотрудника. Руководители подразделений оценивают квалификацию своих подчиненных по таким показателям:

  • качество работы;
  • производительность труда;
  • наличие необходимых навыков и знаний;
  • принятие и выполнение делегируемых руководителем полномочий (надежность);
  • самостоятельность в выполнении функций (независимость).

    приложение 1


    рис. 2

    На основе этих оценок определяется необходимость развития у конкретного работника тех или иных компетенций. Сотрудники также оценивают свою потребность в обучении (приложение 1 ): ответы на вопросы анкеты помогают конкретизировать задачи и направления обучения, оценить перспективы дальнейшей «трансляции» новых знаний в конкретном подразделении, прояснить ожидания в отношении результатов учебных программ.

    После обработки анкет специалист отдела по работе с персоналом встречается с сотрудниками, для того чтобы люди смогли аргументировать свои пожелания, уточнить условия и сроки обучения. По результатам собеседования вносятся корректировки в ИПР, а также принимается решение о том, какая именно обучающая программа необходима сотруднику в данный период времени. Свои рекомендации по организации обучения специалист по обучению представляет линейному руководителю подразделения или топ-менеджеру.

    По завершении курса обучения следует этап оценки эффективности обучения . За основу мы взяли методику Киркпатрика* (рис. 2 ), которую адаптировали к потребностям нашего предприятия.

    _______________
    * Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick) - американский исследователь, в 1959 году разработавший четырехуровневую систему оценки эффективности обучения персонала. Подробнее см. в статье Г. Базаровой «Оценка эффективности тренинга».



  • Предисловие
    1 РАЗРАБОТАНА Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
    ИСПОЛНИТЕЛИ:

    Алябьева И.И., инженер-электроник отдела менеджмента качества

    Соколовская Е.Н., бизнес-аналитик отдела менеджмента качества
    ВНЕСЕНА Рабочей группой по созданию и внедрению системы менеджмента качества образования
    2 УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора

    от 02.11.2012 №256


    3 ВВЕДЕНА ВЗАМЕН МИ 3.6-02-2010 (версия 01)

    © БГУИР
    Настоящая методическая инструкция не может быть тиражирована и распространена без разрешения учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

    Издана на русском языке


    1. Назначение и область применения 4

    2. Нормативные ссылки 4

    3. Термины, обозначения, сокращения 4

    4. Общие положения 5

    5. Оценка результатов обучения 7
    Приложение А Алгоритм оценки результативности обучения 9

    Приложение Б Анкета оценки обучения (заполняется сотрудником) 10

    Приложение В Анкета оценки обучения (заполняется руководителем) 11

    Приложение Г Оценка результативности обучения сотрудника 12

    Приложение Д Отчет об оценке результативности обучения сотрудников подразделения за год 13

    Лист регистрации изменений 14

    Лист согласования 15
    1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
    Настоящая методическая инструкция является документом системы менеджмента качества университета. Предназначена для оценки степени результативности обучения персонала и применяется в структурных подразделениях в целях обеспечения требований пунктов 6.2.2(b,c); 7.4.1, 7.4.3 СТБ ISO 9001-2009.

    Настоящая методическая инструкция распространяется на все структурные подразделения университета, направляющие сотрудников на обучение, повышение квалификации, переподготовку и др. виды обучения и самообразования и обязательна к применению для руководителей всех уровней.


    2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    1. СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

    2. СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования.

    3. СТБ ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

    4. ТК РБ 4.2-МР-17-2003 Методические рекомендации по организации постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.

    3 ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
    В настоящей методической инструкции применяются термины и определения по СТБ ИСО 9000–2006, а также следующие термины с соответствующими определениями:

    Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

    Компетентность – выраженная способность применять знания и умение.

    Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

    4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    4.1 Комплексная оценка результатов обучения формируется по завершению всех этапов процесса обучения работника и предопределяется четкостью поставленных целей на каждом из этапов обучения, включающих:

    1) определение потребностей в обучении (анализ потребностей организации, связанной с компетентностью, анализ прочих потребностей в обучении работника, анализ готовности, мотивации, способности работников к обучению и самообразованию);

    2) проектирование:


    • четкая постановка конкретной цели обучения;

    • разработка плана-графика и сроков обучения сотрудников подразделения;

    • планирование, при необходимости, согласование учебных программ;

    • выбор форм и методов обучения – курсы, семинары, консультации, инструктаж, заочное, дистанционное обучение и пр.;

    • анализ обучающих организаций (внешних или внутренних поставщиков обучения – преподавателей, тренеров и пр.);

    • выбор методов мониторинга и контроля;

    • методы и формы оценки результатов/итогов обучения поставщиком обучения;

    • планирование финансирования обучения;

    • вовлечение сотрудников/работников как активных участников процесса обучения;

    • предусмотреть возможности улучшения реализации потребностей в обучении
    3) проведение обучения;

    4) оценка результатов обучения.

    Рисунок 1 – Цикл обучения

    (ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Руководящие указания по обучению)



    4.2 Анализу требований к поставщику обучения (внутреннего или внешнего) подвергается:


    • уровень компетентности преподавательского состава;

    • опыт работы в данном секторе услуг;

    • программа обучения, отвечающая поставленным целям и ожидаемым результатам;

    • используемые образовательные технологии;

    • стоимость обучения;

    • критерии и методы оценки результативности обучения в целях определения: достижения поставленных целей, ожидаемых результатов, оценки приобретенной компетентности обученного сотрудника, оценки удовлетворенности потребителей (обучаемого сотрудника, руководителя СП данного сотрудника);

    • формы оценки и сертификации.

    4.3 Выбор поставщика обучения фиксируется/регистрируется и завершается оформлением соглашения/договора на обучение с отражением всех тем, сроков, стоимости, условий, полномочий и ответственности применительно к процессу обучения, порядка разрешения споров и пр. статей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (для внешнего поставщика обучения).


    4.4 Завершение обучения документально оформляется в виде записей по обучению.

    5 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
    5.1 Основной целью оценки результатов обучения является подтверждение достижения целей обучения в целом, включая оценку результативности обучения.

    Используемый метод оценки результативности обучения –анкетирование (комбинированное, двухуровневое).

    При необходимости развернутого анализа можно пользоваться многоуровневой моделью Д. Киркпатрика, Дж. Филлипса (дополнительно учитывающий экономический показатель), однако необходимо оценить целесообразность и оптимальность выбора данных многоуровневых моделей с соотнесенными затратами.
    5.2 Оценка проводится за краткосрочный и долгосрочный периоды.

    При оценке за краткосрочный период обрабатывается информация обратной связи от обучаемого (о практической ценности обучения, методах обучения, используемых ресурсах, а также знаниях и навыках, приобретенных в результате обучения) (приложение Б) и непосредственного руководителя обученного сотрудника (приложение В) о практической ценности обучения и предложенных аспектов для улучшений.

    Критерии результативности:


    • удовлетворенность обучающихся;

    • приобретения обучающимися знаний, навыков и подготовки;

    При оценке за долгосрочный период проводится оценка информации обратной связи от обучаемого (о практической ценности обучения, методах обучения, используемых ресурсах, а также знаниях и навыках, приобретенных в результате обучения) (приложение Б) и непосредственного руководителя обученного сотрудника (приложение В) о практической ценности обучения и предложенных аспектов для улучшений; оценка улучшений в работе обученного и использование предложенных им аспектов для улучшения.

    Оценка проводится на основе следующих критериев:


    • удовлетворенности обучающихся;

    • приобретения обучающимися знаний, навыков и качеств;

    • удовлетворенности со стороны руководства;

    • влияния на организацию (по результатам анализа предложенных аспектов для улучшений);

    • процедур мониторинга процесса обучения.

    5.3 Процесс оценки включает сбор данных, анализ и оценку результативности обучения, подготовку отчета по оценке (приложения Г, Д).

    Отчет по оценке обучения включает в себя следующее:


    • заявки на обучение (в соответствии с планом обучения работников структурного подразделения;

    • критерии оценки, описание источников и методов;

    • анализ собранных данных и интерпретацию результатов;

    • выводы и рекомендации по улучшению.
    Отчет об оценке результативности обучения сотрудников подразделения за год передается в отдел кадров университета не позднее 15 января года следующего за отчетным.

    Заполненные и обработанные анкеты оценки обучения хранятся в структурном подразделении до окончания отчетного периода.

    При обнаружении несоответствий необходимо применение корректирующих действий.

    Данные отчета являются входными данными для процесса мониторинга, основной целью которого является обеспечение объективных свидетельств результативности процесса обучения и удовлетворения требований организации в обучении. Мониторинг предусматривает анализ всего процесса обучения на каждой из четырех стадий (рисунок 1).

    Методы мониторинга могут включать в себя анкетирование, тестирование, консультирование, наблюдение и сбор данных.

    Алгоритм оценки результативности обучения приведен в приложении А.

    Приложение А

    Алгоритм оценки результативности обучения

    Приложение Б

    Анкета оценки обучения (заполняется сотрудником)

    Участник обучения (ФИО)______________________________________________________

    Структурное подразделение, должность __________________________________________

    Тема обучения ________________________________________________________________

    Дата обучения _____________Место проведения ___________________________________

    Учебное заведение_____________________________________________________________


    1. Оцените результативность обучения по 5-бальной шкале (5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо)

    Критерии оценки обучения

    Оценка

    Примечание

    1. Соответствие содержания курса обучения ожиданиям

    2. Актуальность для Вас полученных знаний (своевременность)

    3. Новизна полученной информации (современность)

    4. Соответствие содержания курса программе обучения

    5. Понятность изложенного материала

    6. Темп проводимых занятий

    7. Удовлетворенность используемыми технологиями обучения

    8. Практическая ценность материала, применимость для работы

    9. Удовлетворенность полученными материалами

    10. Насколько обучение способствовало совершенствованию личных качеств?

    Общее количество баллов

    Оценка обучения сотрудника, Осотр, % :

    (Осотр = общее кол-во баллов х 100) / 50

    2. Ваши предложения по улучшению деятельности (сотрудника, подразделения, университета) с учетом полученных при обучении знаний:


    3. Оцените качество преподавания по 5-бальной шкале (5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо)


    Критерии оценки качества преподавания

    Оценка

    Примечание

    1. Доступность изложения материала

    2. Используемые технологии обучения (практические задания, работа в группах, использование современных технических средств)

    3. Оценка уровня компетентности преподавателя

    4. Коммуникабельность преподавателя, умение наладить контакт с аудиторией

    Общее количество баллов

    Оценка качества преподавания, Кпр, % :

    (Кпр = общее кол-во баллов х 100) / 20

    4. Ваши пожелания по совершенствованию преподавания _____________________________________________________________________________5. Ваше желание дальнейшего обучения: а) по тематике проведенного обучения Да / Нет

    б) по другой тематике Да / Нет

    __________________ ________________

    Дата Подпись

    Приложение В

    Анкета оценки обучения (заполняется руководителем)
    Структурное подразделение_____________________________________________________

    Руководитель (ФИО)___________________________________________________________

    Участник обучения (ФИО), должность____________________________________________

    Тема обучения (семинара)_______________________________________________________

    Когда и кем проводилось обучение _______________________________________________


    Критерии оценки

    Оценка

    Замечания

    1.Практическая ценность знаний, полученных при обучении для подразделения, университета

    2.Ценность внесенных сотрудником предложений по улучшению работы сотрудника/подразделения/ университета

    3.Насколько обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы навыков

    4.Насколько обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы личных качеств

    Общее количество баллов

    Общая оценка, Орук, %

    (общ. кол-во баллов х100) / 20

    2. Какие еще знания, умения необходимы сотруднику для успешного выполнения его должностных обязанностей: ваши предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных на семинаре знаний:

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Какое обучение еще необходимо для данного сотрудника (по какой тематике):

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения в университете:_________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    __________________ ________________

    Дата Подпись

    Приложение Г

    Оценка результативности обучения сотрудника

    Сумма весовых коэффициентов равна 1.


    Графа «Значение критерия» заполняется:

    1. по разделу 1 Анкеты (для сотрудника) Приложения Б

    2. по разделу 1 Анкеты (для руководителя) Приложения В

    Результативность критерия определяется как произведение Весовой коэффициент х Значение критерия (%)

    Приложение Д

    Отчет об оценке результативности обучения сотрудников подразделения за ______________ год
    1. Основание проведения обучения____________________________________________ план-график обучения на ___ г., приказ №___ от _____, пр. основание
    2. Критерии оценки результативности:
    1) Доля персонала, прошедшего обучение:

    Р 1 = К 1 /К 2 100, %

    К 1 – количество обученных работников,

    К 2 – общее количество работников, запланированных по плану-графику обучения
    2) Оценка результативности обучения сотрудниками:

    Р 2 = ∑О сотр /кол-во анкет, %
    3) Оценка результативности обучения руководителями подразделений:

    Р 3 = ∑О рук /кол-во анкет, %
    Общая результативность обучения сотрудников:
    Робщ = ∑Р i / кол-во анкет, %

    3. Оценка качества преподавания:
    К = ∑К пр /кол-во анкет, %

    К пр – показатели оценки качества преподавания (из анкет обучения, заполняемых сотрудниками)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________ __________________ ______________________________

    Дата Подпись ФИО


    ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

    изме-нения

    Дата внесения изменения, дополнения и проведения ревизии

    Номера листов

    Шифр

    документа


    Краткое содержание изменения, отметка о ревизии

    ФИО,

    подпись


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Для любой организации обучение сотрудников не может быть самоцелью. Обучение персонала, как и другие звенья системы управления коллективом (подбор кадров, мотивация, стимулирование, контроль), должно быть направлено на реализацию общей цели, т. е. обеспечение результативной работы и активного развития организации.

    Еще на этапе подбора кадров организация получает сведения, позволяющие наметить действия по обучению и повышению квалификации сотрудников. Отношение руководителей организации к обучению работников связано с пониманием того, какую выгоду в результате получит организация и какие затраты на обучение персонала она понесет.

    Выгода организации от обучения персонала:

    • Возможность успешно справляться с проблемами, связанными с новыми направлениями деятельности, повышать конкурентоспособность.
    • Снижение текучести кадров, повышение престижа организации.
    • Приобретение персоналом навыков адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и, соответственно, укрепление позиций организации.

    Польза от обучения для работников:

    • Повышение удовлетворенности в своей работе.
    • Повышение квалификации, компетентности, самооценки.
    • Возрастание карьерных перспектив в своей организации и за ее пределами.

    Затраты на повышение квалификации персонала на предприятии

    Обучение сотрудников не только приносит выгоду, но и связано с определенными издержками. Затраты, связанные с обучением персонала, могут быть прямыми и косвенными.

    • Прямые: оплата работы преподавателей, учебных материалов; оплата аренды помещений.
    • Косвенные: выплата зарплат обучающимся сотрудникам, освобожденным от работы; выплата премий сотрудникам, выполняющим работу отсутствующих коллег.

    Эффективность обучения персонала

    Анализ эффективности обучения сотрудников компании – важный этап в работе системы управления предприятием или учреждением. Оценивать эффективность обучения необходимо, чтобы определить, получает ли организация от этого какую-либо пользу, и являются ли применяемые в организации формы обучения результативными.

    Мониторинг эффективности обучения персонала позволяет своевременно принять меры по улучшению качества обучения, коррекции форм и методов обучения. Оценка эффективности обучения персонала в каждой конкретной организации требует выбора наиболее подходящих методов оценки. Высчитать финансовые показатели эффективности обучения сотрудников достаточно сложно, особенно там, где люди занимаются умственным трудом.

    Традиционными методами оценки эффективности обучения сотрудников являются тестирование, наблюдение, самоотчет, статистический анализ и др. Среди нетрадиционных методов зарекомендовали себя методики:

    — Д. Киркпатрика (оценка по 4 уровням: реакция, научение, поведение, результат);

    — Дж. Филипса (оценка с применением формул, позволяющая измерить отдачу на вложенный в персонал капитал);

    — М. Ги (бипараметрическая оценка) и др.

    Обучение и переподготовка кадров будут эффективными, если затраты на них в будущем окажутся ниже издержек организации на улучшение производительности труда с помощью других факторов и затрат, связанных с ошибками в подборе кадров.

    Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгодами для компании от работы обученного сотрудника проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются:

    • - затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства;
    • - финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде;
    • - достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок;
    • - польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы .

    Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.

    Оценка эффективности обучения является важным этапом в работе по организации обучения персонала организации. Можно выделить следующие цели определения эффективности:

    • - узнать, изменился ли у сотрудников настрой на работу;
    • - оценить глубину усвоенных сотрудником знаний;
    • - понять, рационально ли вложены деньги в обучение сотрудников;
    • - оценить экономический результат, который получила компания, проведя обучение персонала.

    Выбор времени оценки может влиять на конечный результат обучения:

    • - оценка перед началом программы обучения;
    • - оценка в последний день тренинга;
    • - оценка через некоторое время после проведения обучения.

    В последнее время все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти инвестиции должны принести отдачу в виде повышения результативности труда работников, получения дополнительной прибыли.

    Экономическая эффективность обучения работников оценивается на основе анализа общей суммы и структуры затрат и анализа результатов реализации конкретных программ обучения. Эффективность обучения определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов согласно схеме (рисунок 1) .

    Оценка эффективности программ обучения является заключительным этапом управления развитием персонала в современной организации. Различают количественные и качественные методы оценки результатов обучения. При количественном методе результаты обучения оцениваются по таким показателям, как:

    • - общее число обучающихся;
    • - численность обучающихся по категориям;
    • - виды форм повышения квалификации;
    • - сумма денежных средств, выделенных на развитие.

    Количественный учет результатов обучения необходим для подготовки социального баланса предприятия, но он не позволяет оценить эффективность профессиональной подготовки, ее соответствие целям предприятия.

    Качественные методы оценки результатов повышения квалификации позволяют определить эффективность обучения и его влияние на параметры производства. Выделяют четыре основных способа качественной оценки результатов профессионального обучения:

    • 1. Оценка способностей и знаний в процессе или в конце курса обучения.
    • 2. Оценка профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации.
    • 3. Оценка влияния обучения на параметры производства.
    • 4. Экономическая оценка.

    С помощью первого способа можно определить степень овладения профессиональными знаниями и навыками. В процедуре оценки участвуют, как правило, только преподаватели и слушатели; здесь может использоваться классическая форма экзамена, «проверочные ситуации» и т.д.

    Оценка профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации проводится непосредственным руководителем обучавшегося через определенный промежуток времени (полгода, год) после обучения, в течение которого полученные знания интегрируются с уже имеющимися, выявляется их ценность, устраняется эффект «энтузиазма», который может проявиться непосредственно по завершении обучения. С помощью этого способа можно определить степень практического использования полученных знаний .

    Определение влияния обучения на параметры производства может рассматриваться как основной оценочный уровень, связывающий результаты обучения с требованиями функционирования и развития производства. Показатели влияния обучения на параметры производства могут быть выражены в физических величинах численности персонала, коэффициентах (отходов, брака, текучести кадров) и т.д. Однако в настоящее время не разработаны комплексные методы анализа, которые позволяют точно определить степень влияния обучения на каждый отдельный фактор.

    Экономическая оценка результатов обучения основана на целесообразности осуществления инвестиций в человеческий капитал. В качестве критерия целесообразности осуществления инвестиций в человеческий капитал принимается размер приращения дополнительного чистого дохода после реализации программ обучения. В этом случае :

    • - если приращение больше нуля (D
    • - если D > C, то инвестиции в данную программу являются нецелесообразными и необходимо искать другие сферы приложения капитала.

    Целесообразность программы по обучению персонала прямо пропорциональна сроку возможного использования полученных знаний.

    Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку ее результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях используются косвенные методы:

    • - тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся;
    • - наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
    • - наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
    • - оценка эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

    Критерии оценки эффективности обучающих программ должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются в службу управления персоналом, руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения.

    С помощью такой информации возможно совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.

    Исследователи выделяют два наиболее известных метода оценки эффективности обучения :

    • - ROI (Return On Investment, Fillips, 1996);
    • - 4-уровневая модель, разработанная Дональдом Кирпатриком.

    ROI (от англ. return on investment) - финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже - в виде дроби. Этот показатель может также иметь следующие названия:

    • - прибыль на инвестированный капитал,
    • - прибыль на инвестиции,
    • - возврат,
    • - доходность инвестированного капитала,
    • - норма доходности.

    Показатель ROI является отношением суммы прибыли или убытков к сумме инвестиций. Значением прибыли может быть процентный доход, прибыль / убытки по бухгалтерскому учёту, прибыль / убытки по управленческому учёту или чистая прибыль / убыток. Значением суммы инвестиций могут быть активы, капитал, сумма основного долга бизнеса и другие выраженные в деньгах инвестиции .

    Дональд Киркпатрик рассматривает оценку как неотъемлемую часть цикла проведения обучения, который включает 10 этапов:

    • - Определение потребностей.
    • - Постановка целей.
    • - Определение предметного содержания.
    • - Выбор участников обучения.
    • - Формирование оптимального расписания.
    • - Подбор соответствующего помещения.
    • - Подбор соответствующих преподавателей.
    • - Подготовка аудиовизуальных средств.
    • - Координация программы.
    • - Оценка программы.
    • - Оправдать существование отдела обучения, показав, какой вклад делает этот отдел в достижение целей и задач организации.
    • - Принять решение о том, продолжать или прекратить тренинговую программу.
    • - Получить информацию о том, как улучшить тренинговую программу в будущем.

    Киркпатрик считает, что в большинстве случаев оценка проводится для того, чтобы понять, как повысить эффективность тренинга, какими способами можно его улучшить. В связи с этим предлагается ответить на следующие 8 вопросов:

    • - В какой мере содержание тренинга соответствует потребностям участников?
    • - Является ли выбор преподавателя оптимальным?
    • - Использует ли преподаватель наиболее эффективные методы для поддержания интереса участников, передачи им знаний, формирования у них навыков и установок?
    • - Являются ли условия для проведения обучения удовлетворительными?
    • - Устраивает ли участников расписание занятий?
    • - Способствуют ли аудиовизуальные средства улучшению коммуникации и поддержанию интереса участников?
    • - Была ли координация программы удовлетворительной?
    • - Что еще может быть сделано для улучшения программы?

    Отметим, что все вопросы кроме первого и последнего сформулированы автором как закрытые (предполагающие ответы «да» или «нет»). С точки зрения формулирования вопросов задания для проведения оценки такая форма вопросов хороша далеко не всегда.

    Киркпатрик считает, что в большинстве случаев оценка ограничивается использованием анкет по окончании тренинга - изучением непосредственной реакции слушателей на обучение. Он называет эти анкеты «листами для улыбки» (smile-sheets), имея в виду, что чаще всего участники используют анкеты для выражения благодарности. Более сложная и глубокая оценка не проводится, потому что:

    • - ее не считают срочной или важной,
    • - никто не знает, как ее провести,
    • - руководство не требует этого,
    • - люди чувствуют себя в безопасности и не видят нужды «копать» глубже,
    • - есть много вещей, которые для них более важны или которыми они предпочитают заниматься .

    Четыре уровня, по Киркпатрику, определяют последовательность проведения оценки обучения (тренинга). Он пишет: «Каждый уровень важен и влияет на следующий за ним уровень. При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больше времени, но при этом позволяет получить более ценную информацию. Ни один из уровней не может быть пропущен просто потому, чтобы сконцентрировать на том, что тренер считает наиболее важным» (надо заметить, что многие специалисты не согласны с этим утверждением Киркпатрика). Вот знаменитые четыре уровня по версии автора:

    • 1. Реакция (Reaction);
    • 2. Научение (Learning);
    • 3. Поведение (Behavior);
    • 4. Результаты (Results).

    Реакция. Оценка на этом уровне определяет, как участники программы реагируют на нее. Киркпатрик называет это оценкой удовлетворенности потребителей. В случае, когда обучение проводится внутри фирмы, реакция участников не всегда интерпретируется как удовлетворенность потребителей. Дело в том, что участие в таких тренингах бывает обязательным. У людей просто нет выбора. Руководство компании определяет необходимость данного тренинга и обязывает сотрудников принимать в нем участие. Казалось бы, в этом случае, нужно говорить о реакции руководства. Киркпатрик подчеркивает, что и в этом случае реакция участников является очень важным критерием успешности тренинга, как минимум, по двум причинам.

    Во-первых, люди так или иначе делятся своими впечатлениями от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно, она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.

    Во-вторых, если участники не будут реагировать позитивно, то у них не будет мотивации к научению. По мнению Киркпатрика, позитивная реакция не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности научения .

    Научение определяется как изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников в результате прохождения ими программы обучения. Киркпатрик утверждает, что изменение поведения участников в результате тренинга возможно только тогда, когда произойдет научение (изменятся установки, улучшатся знания или усовершенствуются навыки).

    Поведение. На этом уровне происходит оценка того, в какой степени изменилось поведение участников в результате обучения. Киркпартик указывает на то, что отсутствие изменений в поведении участников не означает, что тренинг был неэффективен. Возможны ситуации, когда реакция на тренинг была позитивной, научение произошло, но поведение участников в дальнейшем не изменилось, поскольку для этого не были соблюдены необходимые условия. Поэтому отсутствие изменения поведения участников после тренинга не может быть поводом для принятия решения о прекращении программы. Киркпартик рекомендует в этих случаях кроме оценки реакции и научения проверить наличие следующих условий:

    • - Желание участников изменить поведение.
    • - Наличие у участников знаний о том, что и как делать.
    • - Наличие соответствующего социально-психологического климата.
    • - Поощрение участников за изменение поведения.

    Говоря о социально-психологическом климате, Киркпатрик имеет в виду прежде всего непосредственных руководителей участников обучения. Он выделяет пять видов «климата»:

    • - запрещающий,
    • - обескураживающий,
    • - нейтральный,
    • - поддерживающий,
    • - требующий.

    Позиция руководителя, соответственно, меняется от запрета на изменение поведения до требования изменить поведение после окончания тренинга. Киркпатрик считает, что единственный способ создания позитивного климата - вовлечение руководителей в разработку учебных программ .

    Результаты. К результатам относятся изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. В качестве примеров результатов Киркпатрик приводит увеличение производительности, улучшение качества, уменьшение количества несчастных случаев, увеличение продаж, снижение текучести кадров. Киркпатрик настаивает на том, что результаты не следует измерять в деньгах.

    Он считает, что перечисленные выше изменения могут, в свою очередь, приводить к увеличению прибыли. Киркпатрик пишет: «Меня разбирает смех, когда я слышу, что профессиональные тренеры должны уметь показывать выгоду для клиента в терминах возврата на инвестиции в тренинг. То же самое я думаю о связи между тренинговыми программами и прибылью. Вы только представьте себе все факторы, которые влияют на прибыль! И можете добавить их к списку факторов, влияющих на возврат на инвестиции».

    По мнению Киркпатрика, оценка на этом уровне - самая сложная и дорогостоящая. Вот несколько практических рекомендаций, которые могут помочь в оценке результатов:

    • - если возможно, использовать контрольную группу (не проходившую обучение),
    • - проводить оценку через некоторое время, чтобы результаты стали заметны,
    • - проводить оценку до и после программы (если это возможно),
    • - провести оценку несколько раз в ходе программы,
    • - сопоставить ценность информации, которую удастся получить с помощью оценки и стоимость получения этой информации (автор считает, что проведение оценки на 4 уровне не всегда целесообразно в связи с ее высокой стоимостью).

    Чаще всего на практике используется метод, который соединяет в себе элементы этих двух моделей оценки обучения. Смысл данного метода заключается в следующем: последовательно оцениваются эффекты влияния обучающих интервенций на каждом уровне.

    Уровни оценки эффективности обучения

    Уровень оценки

    Тип результата

    Способы и методы оценки

    1. Уровень

    Мнение участников:

    понравилось или нет,

    позитивный настрой,

    готовность применять

    полученные знания,

    повышение сплоченности

    1. Оценочная анкета в

    конце тренинга

    2. Опросы участников

    тренинга, сделанные

    руководством компании

    2. Уровень

    усвоенных

    Получение конкретных

    знаний (т.н. учебный

    результат)

    Повышение

    профессиональной

    мотивации

    Преодоление устойчивых

    стереотипов мышления

    • 1. Экзамены
    • 2. Тесты
    • 3. Проектные работы
    • 4. Кейсы
    • 5. Цифровые замеры
    • (результаты

    предтренинговой анкеты

    сравниваются с

    результатами

    посттренинговой анкеты)

    3. Уровень

    изменения

    поведения

    Системное применение

    полученных на тренинге

    знаний на рабочем месте

    1. Включенное

    наблюдение за работой

    сотрудника, прошедшего

    обучение, на рабочем

    2. Сбор материала для

    аттестации, содержащего

    описание примеров

    эффективного и

    неэффективного

    поведения при

    исполнении должностных

    обязанностей

    3. Проведение

    специализированных

    интервью

    4. Оценка методом

    «360 градусов»

    4. Уровень

    Изменение результатов

    деятельности компании

    Изменение качественных

    показателей:

    Возросшая степень

    удовлетворенности

    клиентов

    • - известность компании
    • (имидж)
    • - улучшение

    психологического климата

    Уменьшение текучести

    Изменение количественных

    показателей:

    • - объема продаж
    • - нормы прибыли
    • - коэффициента

    рентабельности и др.

    Изучение

    удовлетворенности

    клиентов с помощью

    Анкеты клиента

    Заказное исследование

    об имидже компании

    Личные наблюдения

    руководства компании

    Отслеживание процента

    текучести кадров

    Расчет экономических

    показателей

    5. Уровень

    возврата

    инвестиций

    Возврат инвестиций в

    обучение

    Здесь необходим расчет

    финансовых

    коэффициентов, таких

    Отношение расходов

    на обучение к общим

    расходам

    Расходы на обучение

    одного работника

    Доход в расчете на

    одного работника за

    Можно сделать вывод, что оценка эффективности обучения персонала является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной организации.