Как определить родительный падеж от винительного. Отличие родительного падежа от винительного

Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.

Родительный падеж:

  • указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
  • отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
  • употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
  • указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
  • указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).

В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?

Винительный падеж обозначает:

  • действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
  • пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).

От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?

Выводы сайт

  1. Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
    Например:
    Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
    Посажу (что?) дерево. (В. п.)
  2. Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
    Например:
    Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
    Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.)
  3. Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
    Например:
    Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
    Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)

Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.

В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.

Значение падежей в русском языке

Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения - по числам и падежам. Так они осуществляют свою в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.

В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.

Склонение

К постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.

Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «-а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе - мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все (окно, горе, ложе), а в третье - только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.

Роль падежей

Каждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.

Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») - это обстоятельство, в остальных случаях - дополнение.

Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и А вот количественные - всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».

Не подлежат изменению по падежам

Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.

И. п.: в чашке что? - вкусный кофе

Р. п.: нет чего? - вкусного кофе

Д. п.: добавить к чему? - ко вкусному кофе

В. п.: хотеть что? - вкусный кофе

Т. п.: пахнет чем? - вкусным кофе

П. п.: думать о чем? - о вкусном кофе

Изменение по падежам вне правил склонения

Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.

Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».

Основная трудность

Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.

Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? - людей" ("вижу что? - книги" - так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? - людей" ("нет чего? - книг" - р. п.).

Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со К примеру, вижу кого? - ослА (вижу кого? - мамУ - в. п.), нет кого? - ослА (нет кого? - мамЫ - р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.

Инструкция

Для того чтобы определить падеж имен , необходимо, прежде всего, поставить вопрос к . Слова, относящиеся к именительному падеж у, на вопросы КТО? ЧТО?Если вы поставили вопросы КОГО? или ЧТО?, то перед вами имя существительное, употребленное в форме винительного падеж а.

Определите, каким является существительное.Если слово является подлежащим, т.е. главным членом предложения, то оно употреблено в форме именительного падеж а.Винительным падеж ом обозначается слово, которое является в предложении второстепенным членом, прямым дополнением.Например, предложите ребятам определить падеж в данном предложении.
Девочка пишет .Попросите их поставить вопросы , определить, каким членом предложения они являются. Они должны прийти к следующему результату. Слово "девочка" отвечает на вопрос КТО?, является подлежащим, значит употребляется в именительном падеж е. А слово "письмо" является второстепенным членом предложения, прямым дополнением. Оно отвечает на вопрос ЧТО? и, следовательно, употребляется в винительном падеж е.

Обратите внимание школьников на то обстоятельство, с или без него употребляется имя существительное.Слова в именительном падеж е употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

Стоит также при определении падеж а сравнивать окончания в . Так, в именах существительных первого склонения будут окончания А, Я, если они стоят в форме именительного падеж а. Соответственно, в винительном падеж е - У, Ю. Например, в у существительного первого склонения "стена" окончание А. Оно употреблено в именительном падеж е. Слово "стену" У. Значит, у него винительный падеж .

Падеж указывает на роль слова в предложении. Можно использовать фразу-помощник КТО ДЕЛАЕТ ЧТО для различения именительного и винительного падеж ей.

«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку» - первые буквы данной литературной несуразицы упорядочено оглашают список падежей. Существует шесть видов падежей: именительный , родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них говорит о временном состоянии того или иного имени существительного, которое может меняться в падежном виде. Определить вид падежа существительного несложно, следует только разобраться, на какой вопрос отвечает каждый из падежей.

Инструкция

Падеж именительный – начальный, настоящее звучание слова. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Если неодушевленное, например: окно, дом, книга, автобус, то оно на вопрос «что?», а если – одушевленное, к примеру, девочка, слон, мама, Рита, то соответственно, отвечает на вопрос «кто?». Это распределение по оживленности предмета будет касаться всех , именно поэтому у каждого падежа два вопроса. Пример 1. Человек (кто?) – одушевленное существительное падеже, машина (что?) – неодушевленное существительное в именительном падеже.

Родительный падеж, от слова «родить кого?» или «что?». Как бы забавно это не звучало, но именно так и нужно задавать вопрос. Ряд вопросов совпадают, поэтому и некоторые слова будут звучать одинаково, главное, поставить правильно падежный вопрос. Пример 2. Человека (кого?) – одушевленное существительное в родительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в родительном падеже.

Винительный падеж, отвечает на вопрос: «винить кого?» или « что?». В указанном примере происходит совпадение неодушевленного существительного, поэтому падеж определяется логически, по смыслу. Пример 4. Человека (кого?) – одушевленное существительное в винительном падеже, машину (что?) – неодушевленное существительное в винительном падеже. Но если по смыслу: купил машину (родительный падеж), а разбил машину (винительный падеж).

Творительный падеж звучит как: «творить кем?» или «чем?». Пример 5. Человеком (кем?) – одушевленное существительное в творительном падеже, машиной (чем?) – неодушевленное существительное в творительном падеже.

Предложный падеж - , ставящий вопрос, не созвучный со своим названием: «говорить о ком?» или «о чём?». Определить слово в данном падеже легко, так как у существительного в таком падеже всегда имеется . Пример 6. О человеке (о ком?) – одушевленное существительное в предложном падеже, о машине (о чём?) – неодушевленное существительное в предложном падеже.

Видео по теме

Полезный совет

Даже если вопрос падежа не совпадает со смыслом в данном предложении, его все равно следует задать для определения падежа существительного.

Связанная статья

Источники:

  • Опыт работы в школе
  • падежи пример слов

Совет 3: Как отличить родительный падеж существительного от винительного

Падежи русского языка - это категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении. Школьники заучивают наизусть названия падежей и их признаки, то есть вопросы, но порой возникают трудности. Например, когда нужно отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • Знания по русскому языку по школьной программе, существительные в винительном и родительном падежах,

Инструкция

В выделяют шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для определения падежа используют вспомогательные слова и вопросы. От этого зависит написание окончания слова. Очень часто путают родительный (нет: кого? чего?) и винительный (винить: кого? что?) , так как вопросы к одушевленным предметам задаются одинаковые: "кого?".

Задайте вопрос. Если вы сомневаетесь, задайте к существительному определяющий вопрос: "нет чего?" (для родительного) и "вижу что?" (для винительного). Если слово приобретает форму именительного падежа, значит, в данном случае это винительный. Например: мелкую рыбку (винительный : вижу что? рыбку, нельзя сказать: нет чего? рыбку).

Если вам нужно определить падеж, чтобы расставить окончания, подставьте вместо существительного слово "кошка" или любое другое, но обязательно первого . В зависимости от окончания определите падеж. Например: гордость за учителя - винительный падеж, потому что, подставляя на место существительного слово "кошка", получаем: гордость за кошку. Окончание "у" указвает на винительный падеж. Окончание "и" на родительный.

Проанализируйте взаимосвязь слов в . Родительный , как правило, соотношение части и целого (стакан молока), принадлежность к чему-либо (кофта сестры), его употребляют при сравнении (красивее королевы). Винительный используют для передачи пространственно-временных отношений (работать неделю), переход от действия на предмет (вести машину).

Обратите внимание

Винительный падеж обозначает полный охват объекта действием, определенное количество (выпить молоко), а родительный падеж - распространение действия на часть объекта (выпить молока).

Полезный совет

Неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного в родительном падеже: я увидел дом (винительный), в округе не было домов (родительный)

Источники:

  • Страница, посвященная грамматическим характеристикам имени существительного

В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.

Инструкция

Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, - именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»

Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец, следующими вопросами: «о ком?/о чем?», «в ком?/в чем?». Одним из вспомогательных слов этого падежа является слово «думаю».

Чтобы определить падеж , для начала нужно найти то существительное или местоимение, к которому оно относится. Определив падеж этого главного слова, вы узнаете и падеж прилагательного, так как всегда согласуются в роде, числе и падеже с теми существительными (), от которых они зависят. Например, «Коля съел большую грушу» существительное «грушу» употреблено в винительном падеже, поэтому падеж относящегося к нему прилагательного «большую» тоже является винительным.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает человека или предмет и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Существительные изменяются по падежам , которых в русском языке шесть. Чтобы падежи не путались между собой, существует строгая система правил и различий между ними. Чтобы уметь правильно и быстро определить винительный падеж, необходимо знать его вопросы, и для чего он применяется.

Инструкция

Чтобы никогда не ошибиться с падежом существительного, помните, что каждый из них имеет определенные для него уникальные вопросы, задав которые, вы получите соответствующий . Вопросы винительного падежа – это вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу что?» для неодушевленных существительных.

Кроме этого, выучите определения винительного падежа русского языка, а, точнее, случаи, когда он употребляется. Итак, винительный падеж обозначает передачу временных и пространственных отношений ( неделю, пройти километр); переход действия полностью на предмет (вести автомобиль, листать книгу). Очень редко винительный падеж в качестве зависимости от (обидно за друга).

Однако даже по правилам или окончаниям иногда очень трудно определить падеж, поэтому всегда пользуйтесь специальными вопросами. По своим вопросам винительный падеж частично совпадает с родительным и именительным. Чтобы не путать их, сделайте следующее: если перед вами , и оно отвечает на вопрос «кого?», который совпадает с , подставьте вместо него и задайте вопрос к нему. Если слово отвечает на вопрос «вижу что?», тогда перед вами винительный падеж.

В русском языке формы неодушевленных существительных второго и третьего склонения в именительном и винительном падежах совпадают. Чтобы не ошибаться в их определении, надо запомнить, что существительные в именительном падеже всегда выступают главным членом предложения, чаще – подлежащим, а винительный падеж всегда указывает на зависимость существительного от главного слова, то есть, существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения.
Например:
Топор рубит – щепки летят. (Топор, щепки – И.п.)
Если берешь топор в руки, помни, что придется щепки собирать. (топор, щепки – В. П.)

По принятой в русском языкознании терминологии, винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом». Сложность его определения возникает только при сравнении с именительным и родительным. Если возникают сомнения, стоит использовать проверенный школьный метод: поставить к существительному падежный вопрос:
(вижу) кого? – учителя, маму, слона, мышь (В. п.);
(вижу) что? – дерево, скамью, камыш, балкон (В.п.).
Различают именительный и винительный падежи также по наличию предлогов, употребление которых возможно только в косвенных падежах.
Например:
Мост построен по современной инженерной разработке. (Что? – мост, И. п.)
Пройти через мост оказалось непросто. (Через что? – через мост – В.п.)

Выводы сайт

  1. Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения.
  2. Вопросы именительного падежа — кто? что?
    вопросы винительного падежа — кого? что?
  3. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.