Как организовать дистанционное обучение в колледже. Задачи дистанционного обучения

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

Успешное внедрение дистанционного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения.

Во всем многообразии средств организации дистанционного обучения можно выделить следующие группы:

авторские программы (Authoring Packages ) - представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель здесь разрабатывает и создает учебные материалы. Как правило, подобные продукты разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки, с одной стороны, являются незаменимым средством для активизации учебного материала во время аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов; с другой стороны, отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования;

системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS ) - предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях, другие - на корпоративное обучение. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетности. Обучаемые могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения;

системы управления содержимым (контентом) (Content Management Systems - CMS ) - предоставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных с возможностью поиска по ключевым словам. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах;

системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS ) - сочетают в себе возможности двух предыдущих систем управления и становятся в настоящее время перспективными в плане организации дистанционного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах .

Системы управления обучением характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в интернет. С их помощью процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени.

Существует ряд систем LMS, осуществляющие обучение посредством сети Интернет. Рассмотрим основные программные платформы для организации дистанционного обучения :

1) ILIAS - свободная платформа обучения, позволяющая создавать методические и учебные материалы для дистанционного обучения, а также организовывать связи и выстраивать взаимодействие между учителями и учащимися, осуществлять тестирование и оценку знаний последних. ILIAS поддерживает русский язык. К сожалению, данная система не отличается быстротой вхождения, то есть система еще не столь интуитивно понятна. Она обладает красивым интерфейсом, поддерживает большое количество возможностей, но разобраться в ней сходу не так-то просто как учащемуся, так и преподавателю. Пользователю для работы необходимо учиться работать с ней, либо дорабатывать ее (адаптировать и упрощать) под собственные нужды .

Рис. 1. Демонстрационный режим ILIAS

2) ATutor - свободная платформа обучения, аналогичная системеILIAS от канадских разработчиков. Интерфейс системы несложный и вполне понятный. Система поддерживает русский язык, что является плюсом. Однако это не относится к документации . Стартовая страница LMS ATutor представлена на Рис. 2;


Рис. 2. Стартовая страница LMS ATutor

3) OpenELMS - это совместный проект, деятельность которого направлена на организацию и внедрение системы дистанционного обучения для использования в коммерческих и образовательных организациях. Данная платформа представляет собой свободно распространяемый программный продукт. Программное обеспечение LMS OpenELMS является как комплексным, так и принципиально легким в использовании . Стартовая страница LMS OpenELMS представлена на Рис.3;

Рис. 3. Стартовая страница LMS OpenELMS

4) Dokeos - это свободно распространяемый программный продукт, который используют международные компании, федеральные управления и университеты. Данная платформа создана для построения сайтов дистанционного обучения. Подойдет она скорее организациям, чем университетам, так как ориентирована на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия . Пример реализации лекции в LMS Dokeos представлен на Рис. 4;


Рис.4. Реализация лекции в LMS Dokeos

5) Sakai - это свободно распространяемая программная оболочка, которую разрабатывает и использует международное сообщество крупнейших ВУЗов. Это постоянно развивающийся проект. Программное обеспечение Sakai включает в себя множество возможностей по разработке курсов и организации системы управления курсами, а также управление прохождением документов, форумы, чаты, онлайн-тестирование . Стартовая страница LMS Sakai представлена на Рис. 5;


Рис.5. Стартовая страница LMS Sakai

6) Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - представляет собой свободную систему управления обучением. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения . Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе на русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из 200 стран мира. Пример стартовой страницы образовательного портала Алтайского Государственного Технического Университета (АлтГТУ) на базе LMS Moodle представлен на Рис. 6;


Рис. 6. Стартовая страница образовательного портала АлтГТУ на базе LMS Moodle

Система управления обучением Moodle - это система управления, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения. В то же время эта система выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули .

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Она позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.

Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей.

Наличие открытого сообщества, состоящего из более 50000 пользователей системы и более 3000 внедренных систем дистанционного обучения во всем мире, позволяет эффективно обмениваться опытом.

Согласно многочисленным исследованиям возможностей различных программных платформ единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что, с учетом непрерывного совершенствования всех систем, Moodle сохраняет лидирующее положение и в настоящее время .

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Современные формы обучения: дистанционное обучение - «что у него внутри?» и «как оно работает?»

В своей Елена Ходак рассказала об особенностях современного дистанционного дистанционного обучения. В этой статье автор продолжает тему, описывая различные компоненты системы дистанционного обучения и этапы построения СДО в компании.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

    Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

    Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

    Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

    Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

    Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

    Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

    Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

    Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.

    Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.

    Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений

    Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможностьсоздавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)

    Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

    Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.

    Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.

    Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.

    Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.

    Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.

    Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.

    Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.

    Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные» СДО)

    Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».

    Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала

    Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.

    Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.

    Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».

    Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...

    Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

для педагогов

образовательных учреждений

Организация дистанционного обучения

с помощью

современных ИКТ

г. о. Новокуйбышевск, 2009 год

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г. о. Новокуйбышевск.

Составитель: , методист.

Ответственный редактор: , руководитель медиатеки.

Рецензенты:

Директор «Ресурсного центра»

Заместитель директора «Ресурсного центра»

Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр.

Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр., однако, необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.

Учебный материал должен быть доступен курсанту, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде.

В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

    собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации; инструкции по его освоению; вопросы и тренировочные задания; контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации.

Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию к учению. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых тенологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы создают дополнительные способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса (“презентация”), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.

В последнее время получают распространение средства “3D-технологий” в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т. д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес. Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов свойственных гипертексту позволяет успешно использовать её в образовательных целях.

4. Организация дистанционного образовательного процесса

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

    знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды; знание условий хранения и передачи информации внутри сети; знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними; знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов; знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций; знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета; умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети; умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит; умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на трёх уровнях:

    уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов; уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий курсантов, руководств и разъяснений, которые помогут курсантам спланировать свое рабочее время , сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.

Очень важно рассчитать оптимальную продолжительность курса обучения, т. к. его эффективность снижается при слишком длительной продолжительности. При модульном построении курсов имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.

Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с курсантами.

Педагог-куратор обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы .

Курсанты работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет курсанта более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если курсант по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между курсантами и преподавателями, между самими курсантами, а также между курсантами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы курсантов, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.

Обеспечение обратной связи между курсантом и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью курсантов, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые курсантам достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.

В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы курсантов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию курсантов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и курсантом, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к курсанту, а другая – от курсанта к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа курсантов, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от курсанта к группе, от группы к курсанту и т. д.

Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные (“статические”) и переменные (“динамические”) составляющие. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т. д.

К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.

Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства:

    учебные книги , пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; аудиозаписи; видеозаписи ; натуральные дидактические пособия; компьютерные программы учебного назначения.

Эти же средства обучения, но в электронном варианте (как правило, архивы), могут храниться на сервере сети и использоваться обучаемым в процессе работы.

Наряду с “классическим” построением дистанционного курса, в практике дистанционного образования могут использоваться и телекоммуникационные проекты. В проектах обучаемые могут принимать участие как индивидуально, включаясь в проект, разрабатываемый группой коллег, территориально разделенных и курируемой координатором учебного сектора, так и группой под руководством своего преподавателя. Деятельность обучаемых в рамках проектов наиболее эффективна, если ей предшествует определённый систематический учебный курс, подготавливающий обучаемого к участию в телекоммуникационном проекте.

В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские . Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования ставится во главу угла. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков курсантов.

Игровые . В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда участники (курсанты) принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. Игровые проекты, на наш взгляд, должны предваряться участием курсантов в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.

Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для курсанта, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т. д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Творческие . Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для курсантов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу курсантов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Детальная методика использования проектов в рамках дистанционного образования в настоящее время не разработана пока ни в методической литературе, ни в практике.

В заключение, необходимо отметить, что настоящая лекция только знакомит с феноменом дистанционного образования. Обучение же технологическим основам организации дистанционного образования требует, как минимум, освоения методик:

    целеполагания и разработки критериев обученности; планирования и отбора содержания обучения, разработки методического аппарата; репрезентации в сети учебного материала; выбора форм сетевого взаимодействия преподавателя со слушателями; формирования критериально ориентированных инструментов контроля усвоения материала и разработки процедур их применения.

5. Основные технологии дистанционного обучения.

Система дистанционного образования должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и учащихся) максимально созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего - сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.

Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

· поддержка проектирования учебного материала;

· доставка учебного материала слушателям;

· поддержка "справочных" материалов;

· консультации;

· контроль знаний;

· организация общения слушателей.

Под Интернет-технологими в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.

При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:

1. Управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;

2. Технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба - провайдер.

Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.

Первый это размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету, тем самым образовательное учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.

Второй вариант - это использование внешнего источника в организации дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. - использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов - никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных уроков наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции (подписка на группы новостей).

Смешанные системы , которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

§ средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

§ через интерактивное WebTV и видео конференции;

§ через телеконференции Usenet, IRC.

§ через электронную почту и листы (списки) рассылки;

§ через web-страницы;

§ через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, которое позволяют имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети интернет,

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

· наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,

· наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,

· хорошей подготовки дистанционных уроков,

· наличие подготовленных локальных координаторов,

· систематическое проведение дистанционных занятий,

· моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

3. Связь учителя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

Для этого необходимо :

создать гипертекстовую структуру, объединив тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру.

создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту усвоения знаний;

создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить полноту усвоения теоретических знаний.

Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа.

Итак, роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования безусловно велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентированно на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система дистанционного образования позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. И хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации основанных на использовании Интернет-технологий.

Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры , лабораторные работы , практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Виртуальный класс

Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, работающую в сети (локальной или глобальной). В качестве примера Виртуального класса можно привести Internet-сервис KMExpert - это Система оценки знаний, позволяющая выполнять on-line тестирование, аттестацию и обучение сотрудников организаций и интернет-пользователей. KMExpert поддерживает самонаполняемую пользователями Базу Знаний, содержащую обучающие и контролирующие тесты из различных областей знания и экспертные результаты оценки знаний для этих тестов.

Примеры организации дистанционного обучения:

Здесь Вы можете ознакомиться с вариантами организации дистанционного образования :

http://scholar. urc. *****:8002/courses/Technology/index. html

http://www. *****/

http://www. edu. *****/library/main. html

http://www. sdo. *****/des01.html

http://www-windows-1251.edu. *****/

http://dlc. miem. *****/

http://ido. *****/

Литература:

«Основы дистанционного обучения», учебное пособие. Андреев в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г. "Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 "Концептуальная модель дистанционного образования" // Триместр - 1996 г., № 1 Шукшина дистанционного образования с использованием Интернет–технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008г. Полат и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , ; Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 200c.

Организация любого проекта начинается с четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — дистанционное обучение не может само по себе являться самоцелью. Действительные цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс следует сформулировать в первую очередь. Попробуем на основании опыта сформулировать некоторые из них, считая их объективными, не зависящими от точки зрения администрации отдельно взятого учебного заведения.

1. Индивидуализация обучения. Часто встречаемая в литературе (т. е. теории) цель. Иногда говорят об адаптивном обучении. В конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим. И в качестве инструмента индивидуализации выступают компоненты дистанционных технологий. К особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и глубину материала, мотивацию к обучению, предметную область, склонность к групповой работе и ряд других.

2. Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике цель. Суть - обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а обучение студентов по индивидуальному графику. Причем этот график может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.

3. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса. На сегодня в России, скорее всего, это наиболее реальный мотив внедрения дистанционного обучения. И, действительно, давно не является секретом средний возраст преподавательского состава высшей школы, постоянно снижающаяся квалификация (по различным причинам), увеличивающаяся почасовая нагрузка. Как преподавателю экономить свое время? Как привлечь преподавателей из других вузов, предоставив им льготные условия работы? При такой постановке вопроса дистанционное обучение едва ли не единственный выход из ситуации, к сожалению, наталкивающийся на естественный консерватизм как административного, так и педагогического персонала.

4. Увеличение качества обучения. Первое, что приходит на ум, когда произносятся эти слова, - новые технологии обучения. Пожалуй, эта цель - самая неконкретная и спорная. Множество эмоциональных аргументов - за и множество конкретных - против. Причем самый главный аргумент против - исторический опыт в виде бесчисленной череды конференций на протяжении десятилетий, целая "армия" профессоров, доцентов и программистов, считающих, что их технологии наилучшим образом подходят для этой цели. Но, тем не менее, использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т. п., являясь проявлением технического прогресса, должно, в конечном счете, при правильном использовании приносить свои плоды.

5. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях). Эта цель, пожалуй, самая прагматичная из всех. Действительно, если рассматривать обучение как один из видов бизнеса (платное обучение), то тогда должны ставиться бизнес-цели. В этом случае дистанционное обучение, как одно из средств, не признающее границ, экономящее время всех сторон и, в силу этого, приносящее, безусловно, больше денег в копилку образовательного процесса, приобретает особое значение. Например, предоставление образовательных услуг в тех сегментах рынка, где ранее доступ к сегменту спроса был затруднен удаленностью, стоимостью, либо неприемлемым режимом предоставления услуг (обучение с отрывом от производства или по фиксированному графику).

6. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания. Действительно, уникальные авторские учебные курсы, носителями которых являются преподаватели, исчезают со временем в никуда только потому, что не записываются или не архивируются. Разве это не может служить целью? Может и должно.

7. Удешевление компонентов учебного процесса. Одна из самых прагматично возможных целей. Может достигаться, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что, в свою очередь, определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем "жизни" таких материалов. Эта цель при наличии существующих сервисов типа электронной почты вполне и легко может быть осуществлена.

8. Мобилизация административного ресурса. В наших условиях эту цель можно сформулировать иначе - создание правильного административного ресурса. Зачастую исторически сложившаяся административная система является громоздкой, неудобной либо несоответствующей сегодняшним требованиям. Создавая на основе компьютерных технологий ей альтернативу, вы дополнительно стимулируете повышение эффективности старой администрации, ставя ее перед неизбежностью конкуренции с новыми технологиями.

Задачи дистанционного обучения

Задачи, в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом. Кратко рассмотрим их.

Соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении, иными словами, в какой степени изменения коснутся существующей организации учебного процесса и деятельности преподавателей. Систему дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя. В этом случае такие неотъемлемые компоненты учебного процесса, как учебная часть или деканат, окажутся вторичными по отношению к информационным ресурсам, средствам общения и системе тестирования.

Если система дистанционного обучения рассматривается как новая составляющая, альтернативная традиционному обучению, то, безусловно, в требования к создаваемой системе необходимо включить электронный деканат, синхронизацию курсов между собой, сбор статистики по учебному процессу и прочие традиционные функции деканата.

Организация доставки учебного материала обучаемым. Как правильно, оперативно и дешево организовать получение учащимися учебной литературы, требуемых для изучения материалов, тестов и т. п. в условиях удаленности учащихся от преподавателя и, возможно, от учебного заведения? В большой степени решение этой задачи соотносится с различными технологиями доставки информации и сопутствующими носителями информации - Интернет, интранет, ADSL, CD-ROM, видеокассеты, case-технологии, рассылка по почте полиграфической продукции и т. п. и аспектами их применения. На первый взгляд, выбор технических средств не так велик (если не брать экзотические решения, как правило, чрезвычайно дорогие), но, с другой стороны, даже ставший традиционным Интернет интегрирует все больше различных субтехнологий, учет которых необходим для правильного выбора решения. Решая задачу доставки учебных материалов, необходимо обратить внимание на то, какой тип информации преобладает - текстовая, графическая или иная, а также на объем информации, необходимый для адекватного обеспечения учебного процесса.

Сертификация знаний, существующая в традиционном учебном процессе в виде контрольных зачетов и экзаменов, реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом - интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически. Существуют и другие виды организации контроля и сертификации знаний, как-то: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. В этом случае мы говорим об организации обратной доставки материала от обучаемого к преподавателю. Здесь основной критической точкой является не столько организация самой доставки (существует достаточное количество технических средств и отработанных решений в этой области), сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого. Решение данной задачи - основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы дистанционного обучения. Можно предложить два типовых решения:

специальное выделенное место (учебный класс), обслуживающий персонал которого гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний;
личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.
Правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации, можно построить надежный учебный процесс.

Организация обратной связи с учащимися в ходе обучения. Если предыдущая задача однозначно была связана с проверкой знаний на тот или иной момент времени в процессе обучения, то в этом случае мы говорим о сопровождении (помощи) учащихся в ходе учебного процесса. Суть такого сопровождения - оперативная корректировка учебного процесса и его индивидуализация.

Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции.

Проведение учебного процесса. В этом случае следовало бы говорить о решении задачи гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам (субъектам) учебного процесса - учащимся, преподавателям, администрации. Каждый из них предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные, зачастую противоречивые требования.

Учащиеся могут предъявлять (возможно, неявно) требования к форме представления и характеру материала, к глубине проработки и скорости изучения материала, к частоте и характеру взаимодействия с преподавателем.

Преподаватель желал бы видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала, его актуальности и пр.

Администрации же требуется наличие актуальной статистики учебного процесса, отслеживания успеваемости, качества преподавания и обучения.

Этим не исчерпываются задачи, возникающие при проведении учебного процесса. Одна из самых сложных задач в налаживании системы дистанционного обучения - управление учебным процессом (деканат), которое включает набор учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и пр. По своей сути задача близка к задаче документооборота и может быть успешно реализована с помощью существующих специализированных систем.

Слагаемые дистанционного обучения

Основными слагаемыми при внедрении дистанционного обучения являются:

предмет внедрения;
форма обучения;
режим обучения;
технологические средства;
бюджет.
Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения того или иного уровня основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы и традиционной для учебного заведения схемы обучения. Ведь большинство людей интуитивно видит за внедрением новых технологий механический перенос традиционных способов организации учебного процесса на новую технологическую базу. Эту точку зрения нельзя не учитывать при организации дистанционного обучения, поскольку субъектами учебного процесса, как в роли преподавателей, так и администраторов, являются люди, рассматривающие дистанционное обучение как продолжение очного обучения и знающие свой предмет с точки зрения проведения традиционного учебного процесса. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения. Рассмотрим возможные варианты:

отдельно взятый учебный курс;
множество автономных учебных курсов;
взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории;
вся система дистанционного образования в целом.
От выбора того или иного варианта зависит очень многое.

В случае выбора в качестве предмета внедрения отдельного учебного курса затраты будут минимальными, само внедрение мотивируемся конкретным преподавателем и аспектами его работы со своими учащимися.

В случае развертывания системы дистанционного образования необходимо наладить всю технологическую цепочку обучения, начиная с поддержки отдельного дистанционного курса и заканчивая компонентами, связанными с подготовкой и оптимизацией расписания занятий, учетом различных форм обучения, всех типовых и нетиповых ситуаций, учетом успеваемости, взаимосвязи учебных курсов и пр. В общем, эта задача грандиозная и без воли и материальной поддержки руководства решена быть не может.

Следующим параметром являются формы обучения. Традиционно к ним относятся: очное, вечернее и заочное обучение. При дистанционном обучении существуют свои формы обучения. Учащийся и преподаватель существуют в учебном процессе как параллельно, используя средства коммуникации, и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (online), так и последовательно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline). Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо может быть построена как по одному принципу, так и по другому. Выбор формы будет определяться конкретными видами занятий, объемом курса и ролью преподавателя в нем.

Третий параметр - режимы обучения. К ним следует отнести режимы взаимодействия учащихся между собой как в рамках учебной группы, так и в рамках выполнения работ небольшими группами.

Следует ли объединять учащихся в учебные группы, как это традиционно делается, к примеру, в высшей школе? Либо стоит поддерживать индивидуальный график обучения? И тот и другой режимы не исключаются в компьютерных системах дистанционного обучения. Наиболее распространены режимы, связанные с учебными группами. Однако имеются успешные примеры обучения по индивидуальным графикам. Помимо этого, индивидуальное обучение возможно как в режиме, основанном на жестком графике (расписании), так и на постоянной синхронизации полученных знаний и учебной программы ("до тех пор, пока не выучит").

К технологическим средствам следует отнести те решения, которые затрагивают доставку учебного материала учащимся, организацию обратной связи и сертификации, общение преподавателя и учащихся и управление учебным процессом. Строго говоря, технические средства существуют практически во всех компонентах дистанционного обучения.

Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части. Первая определяет начальные вложения в развертывание системы дистанционного обучения (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов). Вторая - затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, аренда каналов, зарплата преподавателей и пр.). Естественно, что в зависимости от сложности задачи, которая определяется предметом внедрения, порядковые значения бюджетов для начальных вложений будут существенно различаться.

К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести не столько внедрение собственно системы дистанционного обучения, сколько конкретное "наполнение" системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов - свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов).

Другой аспект связан с режимом работы преподавателей, задействованных в обеспечении и сопровождении учебных курсов. Постоянно ли работает преподаватель? Нужен ли он для обеспечения процесса обучения? Нужен один преподаватель для поддержания курса или ему нужны ассистенты? Сколько? Является ли сопровождение дистанционного курса постоянным или осуществляется через определенные кванты времени (в начале-конце семестра)? Это те вопросы, на которые необходимо ответить при рассмотрении конкретного варианта дистанционного обучения.

Типовые проблемы дистанционного обучения

В заключение хотелось бы отметить проблемы, с которыми предстоит столкнуться при внедрении дистанционных курсов либо системы дистанционного обучения. К ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не является очевидным и чрезвычайно болезнен.

Консерватизм преподавательского состава - не менее трудная проблема. Она относится к числу организационных и может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Леность технического персонала, в чьи обязанности входит развертывание системы дистанционного обучения. Мы столкнулись с тем, что лица, в чью компетенцию входят технологические вопросы, уделяют неоправданно много времени обсуждению вариантов, вместо того, чтобы занять активную позицию. Поэтому для развертывания системы дистанционного обучения требуется компетентный человек.

Противодействие тех, кому поручено внедрение дистанционного обучения. Если преподаватель внедряет отдельные компоненты дистанционного обучения, то ему могут сказать, что это следует делать в рамках корпоративного стандарта учебного учреждения (а когда появится этот стандарт, никому не известно!), или что это методологически спорно. Если вы решаете проблему в рамках учебного заведения, то наверняка найдутся люди (как правило, толком ничего не делающие, но любящие поговорить), которые заявят о том, что все это ерунда и надо делать по-другому.

Необходимость постоянного сопровождения курса. Бытует мнение, что, после внедрения системы дистанционного обучения, ее сопровождения не потребуется. Это далеко не так. Вам придется убеждать окружающих в необходимости постоянных затрат для того, чтобы поддерживать и развивать направление дистанционного обучения.

Как бы ни были пессимистичны различные высказывания, тем не менее, уже сегодня существует достаточное количество внедренных систем дистанционного обучения. Каким образом удалось внедрить их? Нам думается, что удачным и гармоничным сочетанием потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения в традиционном учебном процессе. Не на последнем месте здесь находится энтузиазм "первопроходцев", которые, единожды вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring