Как перепрограммировать мозг правильно мыслить для материализации. Как запрограммировать мозг на большие заработки? Программирование мозга: техника

Современная наука обещает, что вскоре мы сможем по собственной воле перепрограммировать свои эмоции. И для этого не потребуется приборов из научной фантастики, имплантов или генетических модификаций. Один из самых эффективных способов перезагрузки мозга – практика внимательности. Старший корреспондент отдела здоровья и науки агентства Reuters Шэрон Бегли (Sharon Begley) написала на эту тему две книги: “Тренируйте ваш мозг, изменяйте ваш мозг” и “Эмоциональная жизнь вашего мозга”. Вторая книга написана Бегли в соавторстве с нейроученым Ричардом Дэвидсоном, одним из ведущих мировых экспертов по эмоциональной нейронауке и практикам медитации. О последних проектах Дэвидсона Бегли и рассказывает в этой статье .

Перевод © Анастасия Гостева

Google меняет мозг. Компьютерные игры меняют мозг. Если мы общаемся с людьми на основе сострадания, это также меняет мозг.

И если вы подозреваете, что этот список может расшириться, например, за счет приготовления супа с фрикадельками, то вы не одиноки. Огромное количество серьезных научных исследований свидетельствуют о том, что мозг взрослого человека может изменяться в ответ на ту деятельность, которой занимается человек, и на тот образ жизни, который он ведет. Но существует опасность, что эти данные затеряются – по крайней мере в сознании широкой публики – на фоне гораздо менее научных, но более броских заявлений. (Впрочем, конкурсное жюри все еще предпочитает Google, игры и разговоры, и мне кажется, у супа пока что нет шансов прорваться в шорт-лист).

Стыдно смотреть, как что-то настолько важное с научной точки зрения, как нейропластичность – способность мозга взрослого человека устойчиво менять свою структуру или функции – становится настолько популярным и затасканным, что почти начинает утрачивать свое подлинное значение.

Нейропластичность действительно может облегчить страдания. Медики и психотерапевты уже используют в своей работе техники, основанные на принципе нейропластичности – идет ли речь о физической терапии, которая меняет часть мозга таким образом, что она берет на себя функции другой части мозга, разрушенной инсультом, или о терапии, основанной на практике внимательности, которая успокаивает мозговые контуры, ответственные за обсессивно-компульсивное расстройство. Но как далеко мы можем зайти в попытках изменить структуру мозга?

Возможно, очень далеко – вплоть до полной эмоциональной перезагрузки: мы можем попытаться использовать нейропластичность для того, чтобы изменить наши эмоциональные реакции на жизненные взлеты и падения. Ведущий эксперт по эмоциональному мозгу нейробиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина называет это “нейронально-инспирированной поведенческой терапией”. Речь идет о терапии, при которой мы можем определить, какая мозговая активность лежит в основе той или иной эмоциональной черты – например, тенденции постоянно впадать в гнев – а затем изменить эту мозговую активность при помощи специально разработанных психических упражнений. В результате, по словам Дэвидсона, мы получим “более здоровый эмоциональный стиль”.

Этот проект пока что находится в зачаточном состоянии, но уже есть признаки того, что гипотеза работает. В своих исследованиях Дэвидсон сфокусировался на том, чтобы определить, какие шаблоны мозговой активности являются типичными для тех или иных проявлений нашего эмоционального стиля – например, как мы поддерживаем позитивные чувства. (Пора признаться – я была соавтором книги Дэвидсона “Эмоциональная жизнь вашего мозга”, вышедшей в 2012 году). Люди, немного знакомые со структурой мозга, могут предположить, что эти шаблоны будут связаны с лимбической системой – эволюционно более старым отделом, который включает в себя амигдалу – две структуры, напоминающее по форме миндальные орехи и ответственные за чувства тревоги и страха.

Но дело в том, что если бы эти шаблоны были связаны лимбической системой, в которой возникают мощные инстинкты выживания, нам вряд ли улыбнулась бы удача. Попробуйте заставить себя обрадоваться или расстроиться или вызвать любую другую сильную эмоцию. Непросто, да? Не знаю как вы, но если я чувствую себя несчастной и кто-то советует мне “взбодриться”, я готова его поколотить.

К счастью, на самом деле эмоциональные контуры мозга связаны с его мыслительными контурами, которые гораздо более доступны для нашего сознательного волеизъявления. И это стало одним из самых важных открытий Дэвидсона: “когнитивный мозг” является также и “эмоциональным мозгом”. В результате, активность в определенных когнитивных отделах посылает сигналы в отделы, ответственные за возникновение эмоций. И хотя вы не можете просто приказать себе почувствовать определенную эмоцию, вы можете незаметно подкрасться к вашим эмоциям при помощи мыслей и – повлиять на них.

Проще всего это понять на примере. Дэвидсон обнаружил, что эмоционально гибкие люди – способные восстанавливать эмоциональный баланс после неудачи, а не погружающиеся в тревогу, злость, депрессию или любую другую негативную эмоцию – обладают сильными связями между левой префронтальной корой и амигдалой. Левая префронтальная кора посылает сигналы торможения в амигдалу, в сущности “призывая” ее успокоиться. В итоге негативные чувства, возникающее благодаря активности амигдалы, постепенно сходят на нет, и вы не погружаетесь в трясину отчаяния и негодования.

А люди, у которых эмоциональная гибкость, наоборот, оставляет желать лучшего (включая тех, кто страдает от депрессии, и кого может уничтожить любая мелкая неприятность) обладают гораздо более слабыми связями между левой префронтальной корой и амигдалой. Это может быть связано как с низкой активностью самой префронтальной коры, так и с тем, что между ней и амигдалой существует меньшее количество нейронных связей.

Нейронально-инспирированная терапия может усилить эмоциональную гибкость за счет усиления активности левой префронтальной коры – так, чтобы она посылала более продолжительные тормозящие сигналы в амигдалу. Дэвидсон считает, что один из эффективных способов добиться этого – практика внимательности. Эта практика предполагает, что вы наблюдаете ваши мысли и чувства объективно и незаинтересованно, без оценок и суждений, как свидетель.

Эта разновидность психического тренинга дает “необходимые ресурсы для того, чтобы взять паузу, наблюдать, с какой легкостью ум преувеличивает серьезность неудачи, отмечать происходящее как интересный психический процесс и сохранять устойчивость, не погружаясь в бездну отчаяния”, рассказывает Дэвидсон. В результате у вас создаются более сильные связи между левой префронтальной корой и амигдалой, и после эмоционального спада чувства страха, печали и им подобные окажутся гораздо менее выраженными.

Еще один способ усилить контуры, поддерживающие эмоциональную гибкость – это тренинг когнитивного перепросмотра, во время которого вы подвергаете проверке точность ваших “катастрофических” мыслей. (“Я отстал от графика на несколько дней! Меня уволят!”). “Когда мы анализируем подобные мысли, это напрямую активирует префронтальную кору, что, в свою очередь, приводит к торможению сигналов, поступающих в амигдалу”, – объясняет Дэвидсон. (Именно на этом принципе основана буддийская практика аналитической медитации, о которой очень много пишет в своих книгах Далай-лама. – прим. пер. )

Дэвидсон также обнаружил, что у людей, которые обычно настроены позитивно и ощущают себя спокойными и благополучными, активна не только левая префронтальная кора, но и прилежащее ядро (nucleus accumbens). Это структурная группа нейронов, расположенная глубоко в мозге и являющаяся частью мезолимбического пути, участвующего в системе формирования чувства удовольствия, радости, но также вознаграждения и мотивации. (Прилежащее ядро получает информацию от дофаминовых нейронов вентральной зоны и глутаминовых нейронов префронтальной коры, амигдалы и гиппокампа. В результате в этой зоне происходит анализ сенсорной и эмоциональной информации и формирование поведенческих ответов на мотивирующие раздражители. – прим. пер. ). У людей с устойчиво негативным взглядом на мир прилежащее ядро мало активно и обладает очень маленьким числом нейронных связей с левой префронтальной корой.

Как и почти все эмоциональные структуры мозга, прилежащее ядро находится вне зоны прямой досягаемости для мыслей; вы не можете активировать его одной лишь силой воли. Однако Дэвидсон верит, что возможно использовать нейронные связи между прилежащим ядром и левой префронтальной корой, которая как раз может изменяться под нашим прямым воздействием. Левая префронтальная кора отвечает за планирование, формирование образа будущего и само-контроль.

По словам Дэвидсона, когда мы помещаем себя в ситуации, где нам необходимо развивать предусмотрительность, мы усиливаем нашу префронтальную кору, а она в свою очередь может стимулировать активность прилежащего ядра. Например, вы можете намеренно создавать ситуации, когда вас манит немедленное вознаграждение – обычно очень хорошо работает запретная еда, но это может быть и что-то приятное или забавное, если речь идет о работе – а вы сознательно противостоите этим соблазнам.

Каковы пределы нейропластичности? Честный ответ – мы пока не знаем. Но оказалось, что когда в прошлом нейроученые высмеивали способность мозга к серьезным изменениям – например, его потенциал менять шаблоны активности в коре для того, чтобы восстановить подвижность тела после инсульта – они были неправы. В одном из недавних исследований убедительно доказывается, что мозг достаточно пластичен для того, чтобы изменяться в ответ на когнитивные требования, которые принципиально новы с эволюционной точки зрения.

Ученые из Стэнфорда установили анатомические координаты отдела мозга диаметром примерно 5 мм, который отвечает за нашу способность видеть цифры. Мозг выделил специальную “недвижимость” лишь для того, чтобы обрабатывать данные о 5 или 24. “Так как никто не рождается с унаследованной способностью узнавать цифры, это впечатляющая демонстрация того, как контуры нашего мозга меняются в ответ на образование и культурные нормы”, – говорит нейроученый из Стэнфорда Джозеф Парвизи (Josef Parvizi)

И если нашему мозгу достаточно постоянно сталкиваться со значками “70%” скидки в витринах и номерами на общественном транспорте для того, чтобы развить специальный нейронный контур для обработки этой информации, то совершенно очевидно, что мы пока что находимся лишь в самом начале пути, и нам еще только предстоит узнать и понять много нового о силе нейропластичности и о том, как мы можем это использовать в своей жизни.

Иногда у людей не хватает сил встать и начать что-то делать. Они пишут письма, спрашивают, что да как. А я не отвечаю. Зачем. Всего-то, что им надо сделать - перепрограммировать мозги. Вот, в этой статье пара хороших техник как усилить привлекательность своего будущего и как избавиться от внутренних голосов, которые мешают двигаться вперед.

Лениво жить? Пора перепрограммировать мозги.

Читая следующее письмо не стройте ожиданий. Ответ СООВСЕМ не такой, как Вы могли бы себе предположить.

Здравствуйте Геннадий!

Мне нравится Ваш сайт (давайте на, мне кажется, так лучше).

Я давно уже понял, что путь к себе - это реальный шанс стать счастливым, а я, к сожалению, уже не так молод, как хотелось бы. Уже более 6 лет пытаюсь найти свой Путь, много читаю, есть и кое-какие достижения. НО. До сих пор я не могу поставить перед собой Цель, цель, которая выдергивала бы меня из постели каждое утро, будоражила, одним словом, - мотивировала.

Прочитал твою статью и поймал себя на мысли, что я и фантазирую как-то с трудом, с оглядкой. Ну вот, например, хотелось бы быть богатым, чтобы не ходить каждый день на работу, не чувствовать дамоклова меча своей зависимости от работодателя.

Хотелось бы иметь искренне любящую тебя женщину. Красивую. И любить самому. Хотелось бы быть здоровым, бодрым, жизнерадостным. Жена и дети в эти мои фантазии как-то не входят (стыдно, но это так).

Представляю себя в этой ипостаси: и ничего. Особой энергии, прилива бодрости и сил я при этом не чувствую. Такое ощущение, что вообще моя суть придавлена какой-то толстенной броневой плитой.

Осознаю, что большая часть моей жизни уже прожита, а в глубине души ехидненький голосок: . И постоянно какая-то апатия, скованность, равнодушие. Особенно, когда надо серьёзно подумать о себе. Мозги наливаются свинцовой тяжестью, хочется спать или находятся другие дела, кажущиеся более важными, - или кто-то мешает, или нет времени, или не то настроение и т.д.Тело как после разгрузки вагона с мукой (по молодости подрабатывал грузчиком, да и то не было таких ощущений: разгрузим вчетвером 60 тонн муки, поужинаем, - и на танцы).

В молодости, я сейчас это вспоминаю, - было ощущение какой-то беспричинной радости, лёгкости. Потом всё куда-то ушло:Наверное, было отчего: чувствовал, что учусь не там; влюбился очень сильно, а она вышла замуж за другого; к тому же стали сильно пить родители, ну и др.

Как-то потерялся я в жизни, всё искал философию жизни, а в годы моей молодости философия была одна - коммунистическая. Это сейчас (слава Богу!) много книг по психологии - читай, не хочу!

Но самое главное - живу в каком-то оцепенении, равнодушии к себе или тихой жалости, хотя умом я понимаю, что МОЯ ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ БЕЗВОЗВРАТНО!

Как это бывает во сне: хочешь убежать от кого-то, а не можешь, - всё делается вяло, медленно, с тормозом...

На этом закончу.

Геннадий, если найдёшь время - ответь. Если не сможешь, ну что ж, я не в обиде.

С уважением, Александр.

Темы статьи: лень, психологические техники

Ответ мой:

Александр, Вам просто стоило бы пройти хотя бы небольшой курс по НЛП. Уверяю Вас, несмотря на то, что НЛП (нейро-лингвистическое программирование) пугает своим названием и невзирая на то, что в последнее время в Интернет-рассылках стало модно говорить, что, НЛП - РАБОТАЕТ, что я Вам сейчас и продемонстрирую, а вместе с Александром опробуйте и Вы, мои Дорогие Читатели и Практики, я уверен.

Упражнение будущее>.

Итак, когда Вы смотрите в свое будущее, Вас там ничего не привлекает. Ну, что ж... Бывает. Если все Ваши перспективы туманны и расплывчаты, да еще и такие маленькие как фотография в паспорте, что может там привлекать?

Сейчас читаем инструкцию, а потом пошагово выполняем. Пошагово, значит, сделав шаг один, делаем шаг два и так далее к результату.

Шаг 1. Смотрим, что имеем.

Первым делом давайте посмотрим, что Вы там видите перед своим внутренним взором, когда думаете о своем будущем. Ну-ка, прямо сейчас обратитесь в себя и осознайте, что возникает у Вас перед глазами, когда Вы обращаетесь к будущему?

Сейчас нам не важно, о чем эти картины, важнее как они выглядят. Например, возьмем фотографию Вас в детстве, но она такая пожелтевшая от времени, что Вы похожи не на младенца, а на маленького старичка. Для того, чтобы Вы стали опять младенцем (на фото, конечно), что надо сделать? Убрать желтый налет, навести резкость, отретушировать фотографию, другими словами. Да? То же самое проделаем с нашими внутренними картинами.

И еще объяснение, я исхожу из открытия, которое сделали создатели НЛП, оно говорит, что мы, люди, используем внутренние картинки, звуки и ощущения для записи своих мыслей о прошлом, настоящем и будущем. Так уж мы устроены, с позиций НЛП. От этого и будем плясать.

Итак, обращаемся к своим внутренним образам, которые возникают тогда, когда Вы задумываетесь о своем будущем, и делаем ревизию:

  1. На каком расстоянии от Вас находится изображение, которое Вы видите мысленным взором? Запомните это расстояние.
  2. Картина (картинка) маленькая, средняя или большая?
  3. Картина в рамке или без?
  4. Картина цветная или серая или черно-белая?
  5. Движение есть или нет? То есть это фильм или застывшее изображение?
  6. Изображение объемное, как в жизни, или плоское, как на фотографии?
  7. Вы видите все со стороны, и себя, может быть, в том числе или Вы находитесь как бы прямо в воображаемой картине?
  8. Изображение резкое, четкое или размытое и не резкое?

Темы статьи: лень, психологические техники

Осознали, что имеете? И, я еще раз повторяю, нам пока не важно, что там на Вашей картине. Нам важно, как это выглядит. Это разное - и. Понятно?

Шаг 2. Экспериментируем и настраиваем.

А теперь пробуем немного (или много) поменять структуру Ваших образов. Изменяя то, что я буду предлагать, обращайте внимание на свои чувства. Если изменения структуры вызывают у Вас приятные ощущение, нарастание их, значит, мы движемся в верном направлении.

Какие-то изменения будут вызывать в душе, а какие-то нет. Те, что вызывают, мы запоминаем.

  1. Попробуйте мысленно придвинуть образ к себе, затем отодвинуть от себя. Поместите его верхний правый угол. Не в самый верх, а в том направлении.
  2. Измените размер образа. Сделайте его побольше. Еще больше. Что чувствуете? А если сделать чуть поменьше? Что в душе происходит? Какие изменения приятнее, те и оставляем.
  3. Теперь разберемся с рамкой. Она есть или нет? Если есть, попробуйте стереть ее или снять, может быть, разобрать на части. Что получается? Что чувствуется?
  4. А теперь добавим в образ красок. Таких, чтобы он еще более походил на сцену из жизни.
  5. Возможно, Вам сейчас будет удобно добавить объема, а может быть, он и сам уже появился.
  6. А теперь добавьте движения и отреагируйте его скорость так, чтобы приятности в душе стало еще больше.
  7. Отрегулируйте резкость и четкость.

Как теперь выглядит Ваше внутреннее видЕние? Вам оно нравится? За душу? Если нет, мистики никакой. Просто надо отрегулировать параметры изображения. Это так же, как с телевизором. Плохо видно - удовольствия никакого. Еще раз пройдитесь по тем особенностям, которые я указал, и настройте их так, чтобы в результате.

Шаг 3. Принимаем решение.

Возможно то, что Вы увидели в своем будущем после того, как настроили свой образ, Вас не сильно вдохновляет. Обратите внимание, сейчас я говорю о том, что изображено на Вашем внутреннем изображении. О той информации, которую оно несет.

Предположим, Вы видите себя в будущем бедным, несчастным и больным. Предположим!:-). При этом стоит понимать, что Ваше видение будущего не есть само будущее. То, что Вы видите, создано Вашей фантазией, а не будущей реальностью. Этого еще нет, другими словами и не обязано быть. Это лишь фантазия. Если она Вам не нравится, Вы не обязаны ее разглядывать.

Итак, если после изменения внутренних образов Вы пришли к выводу, что такое будущее Вас не вдохновляет, даже если оно и выглядит красочно (понятна разница между и, значит, Вам просто-напросто нужно изменить обратно все то, что Вы исправили в настройках своей картинки. Сделайте опять ее маленькой и т.д. По мере того, как Вы будете ее уменьшать, делать плоской и все такое прочее, Вы почувствуете, как уходит. Легче становится по мере того, как изображение меняется.

Что делать теперь? А поищите внутри себя другие образы будущего. Такие, где Вы побеждаете, где у Вас все хорошо, где Вы здоровы и счастливы, и настройте их по предложенной выше методике. Сразу почувствуете, что и жить хочется и жизнь вообще хороша.

И последнее, как можно чаще вспоминайте и разглядывайте образ своего прекрасного будущего. Настраивайте его, делайте таким, чтобы он Вас вдохновлял и у Вас будет ради чего вылезать из теплой кроватки. Вот и весь секрет. Просто образы не настроены:-) .

Ах, да, чуть не забыл, :-) . Проверьте, Вы видите картинку со стороны или находитесь прямо в ней? Если в ней, то выйдите из нее, то есть вообразите, что Вы видите себя со стороны в этом замечательном будущем. Так все и оставьте. Почему? Вы же еще не там. Если Вы будете ассоциированы, то есть находиться прямо в мечте о будущем, то и ощущение будет возникать такое, что мол:-) . А ничего на самом деле-то и нет. Поэтому будущее разглядываем диссоциировано, видим себя там, и стремление возникает.

Темы статьи: лень, психологические техники

Когда и для чего лучше применять это упражнение.

Первое. Если Вас мало мотивирует Ваше будущее, попробуйте изменить то, как Вы его видите, то есть яркость, четкость и все то, что я выше описал.

Второе. Если у Вас бывают ситуации, то есть Вы не можете в чем-то разобраться, осознайте, какой внутренний образ стоит перед Вашим взором и настройте то, как он выглядит.

Третье. Если что-то в Вашем будущем Вас совсем не радует, измените характеристики изображения. Как только оно станет тусклым, маленьким и невзрачным, сразу все плохое исчезнет.

При этом стоит помнить, что Вы лишь меняете свое отношение к своему будущему. Само будущее в результате этих действий не изменится.

То есть если Вы видите, что какие-то Ваши действия могут Вас привести к, стоит обратить внимание на сами действия, а не менять отношение к.

То, что я Вам предложил, есть самая простая и работающая техника из курса. Она работает у ВСЕХ. Все люди видят внутренние картинки, правда, не все это замечают. Иногда люди заявляют, что не умеют представлять. Умеют, просто не тренировались делать это сознательно. Вот и потренируйтесь.

Ну-с, на этом пока закончим с визуальными образами и перейдем к аудиальным.

Скажите, Вам Ваша не напоминает комнату, куда вызывают нерадивых сотрудников для того, чтобы хорошенько? А у меня раньше так было. Как только подумаю о чем-то, так сразу и начинается: , .

Иногда меня донимал голос моего отца, иногда совершенно не знакомые люди поселялись в моем мозгу и сверлили меня с утра до ночи. И, что самое интересное, просто не работает. Я им, а они с удвоенной силой продолжают. И ладно бы их речи отличались хоть каким-то разнообразием, так нет, долдонят одно и то же.

Были, конечно, у меня и разговорчивые, но нас сейчас интересуют именно те, кто талдычит одно и тоже.

Техника, которую я Вам предлагаю, позволяет изменить мешающие голоса и сделать их поддерживающими.

Шаг 1. Подумайте о чем-то, что сделать хочется, но почему-то не можется.

Шаг 2. Осознайте, слышите ли Вы своим внутренним слухом что-то?

Темы статьи: лень, психологические техники

Хочу заметить, что не надо пугаться этих голосов. Это не галлюцинация, и Вам еще не пора в психушку. Просто мы так устроены, что можем разговаривать сами с собой мысленно, в том числе и спорить, и самого себя переубеждать, и доказывать.

Внутренний голос можете рассматривать как самого себя, разговаривающего с самим собой, только голос почему-то изменился и на Ваш не похож, а напоминает, например, голос отца или матери, или еще кого. То есть это не они с Вами разговаривают, а Вы сам с собой. Хорошо?

Итак, если осознали, что какой-то голос Вас разубеждает и пытается отговорить от начинания, хорошо, можно применять технику дальше. Если никаких голосов нет, тоже отлично, значит, Вам эта техника для этой Ваши задачи не подходит. Вам нужно что-то другое.

Посмотрите здесь: www.sydba.ru/press.php . Если там нет, напишите мне, возможно, я в скором времени подберу для Вас упражнение и в этот раздел выложу.

Тут будьте внимательны. Мы люди творческие и придумать себе можем что угодно. Не хотелось бы, чтобы Вы начали придумывать себе то, чего нет.

Есть такое понятие - пассивность, то есть, вы активно никаких усилий не предпринимаете, а просто наблюдаете. Вы же не пытаетесь изменить Музыку, когда слушаете ее на кассете. Вы просто слушаете, и все. Так и здесь. Слушаем свой голос (или голоса).

  • Если он (они) вступают (или пытаются вступить) с Вами в диалог, это упражнение не подходит.
  • Если голос твердит одно и тоже - вот он-то нам и нужен!:-)

Шаг 3. Разбираемся, что, собственно, мы слышим.

На этом шаге от нас требуется составить характеристику того, что мы слышим. В этом упражнении неважно, что конкретно говорит голос. Для нас важно то, как он это говорит.

Анализируем:

  • Голос мужской или женский (если два, работайте с одним, а потом с другим, то есть, по очереди);
  • Скорость голоса (замедленная, нормальная, убыстренная);
  • Модуляции (то есть, звук монотонный, или как выразительный);
  • Откуда звук приходит (справа, слева, снизу, сверху и т.д. относительно Вас. Понятно, что изнутри, но направление же есть. Может быть, центр?);
  • Громкость голоса (тихо, средне, громко);
  • Характер звучания (чисто - с помехами);

Шаг 4. Производим изменения.

Для общего понимания. Эти голоса воздействуют на Ваше самочувствие. Говорят же, что слово - это сила. Вот Вы на своем примере в этом и убеждаетесь. Если человеку с утра до вечера твердить, что он дурак, высока вероятность что он им станет, чтобы только заткнулись. :-).

А ведь если Вы сами себя подбадриваете или это делает кто-то, то частенько. Бывает? Это мы сейчас и сделаем.

И еще, я исхожу из идеи, что мы с Вами хозяева своего внутреннего мира. Нет никаких шаманов, которые специальными шаманскими технологиями транслируют нам прямо в мозг. Это просто не в меру расшалившееся воображение и фантазия, которые выразили себя вот в такой вот форме - голоса. Понятно, что есть еще внутренняя склонность к победе или поражению, но мы сейчас в глубину не лезем. Нам хватит тут работы.

Если речь голоса монотонна, сделайте ее выразительной и даже утрируйте посильнее. Чтобы не просто, а так, знаете, с ехидцей, с поддевкой и с вопросом в конце. Будет смешно. Побалуйтесь с выразительностью голоса. Или наоборот, сделайте его очень, не выразительным, как серая моль пусть будет:-).

Переместите источник звука в другое место и посмотрите, что получается. Легче? Нет? Возвращаем на место.

Тоже самое сделайте с громкостью и характером сообщения. Измените их и оставьте те изменения, которые облегчают:-).

Шаг 5. Закрепляем результат.

Если Вы все сделали верно, то упал, и жить стало легче. Теперь Вам нужно научить каждый раз, как только подобный голос будет появляться, производить нужные нам изменения. Для этого Вам понадобится осознанность.

Что такое осознанность? В контексте нашего разговора это умение замечать то, что. Ведь обычно как: человек чувствует, что настроение плохое и все. Ручки опустил. По дивану размазался. А нам нужно что? Осознать, что и где происходит, и изменить происходящее. Согласитесь это просто? Нет?! Просто ВЫ еще мало тренировались:-).

Иногда легче и веселее изменить ограничивающий голос с помощью следующих нехитрых шагов. Вы же можете тремя разными интонациями сказать следующую фразу: ?

  • Скажите ее так, чтобы человек сразу понял, что с ним все кончено. Мысленно скажите.
  • Произнесите ее так, чтобы он сам усомнился в том, что он дурак.
  • Скажите ее так, чтобы он задумался, дурак ли он.

Темы статьи: лень, психологические техники

Можете? Конечно, можете. Русский язык богат и могуч, особенно в плане многозначительности.

Итак, предположим, внутренний голос пытается убедить Вас, что у Вас ничего не получится. Он так и говорит, например, и талдычит, как заевшая пластинка. А мы ему в конце фразы знак вопроса добавим и улыбочку в голос. Ну-ка, попробуйте, согласитесь, смысл сообщения уже изменился. Голос уже сомневается в том, что раньше говорил, а Вы себя чувствуете лучше. Есть такое дело? Вот и замечательно.

И опять же, Вам требуется осознанность. Как только голос этот услышали, сразу же изменили его интонации и сделали поддерживающим.

И еще одну технику хочу Вам предложить. Да что там хочу. Предлагаю:-). И даже не предлагаю, а настойчиво требую, чтобы Вы ее сразу же в ближайшем будущем и опробовали.

Предположим, используя выше предложенные упражнения, Вы ограничивающие, сдерживающие голоса изменили. В результате техники все пропало и стало тихо. А после выполнения упражнения в голове сейчас какой-то клоун издевается над нашими сомнениями. Урод!!!:-).

А хотелось бы Вам, чтобы в нужный момент за Вас болел целый стадион и каждый болельщик верил бы, что у Вас все получится и Вам свою веру передавал? Ну, не стадион, так пара добрых и заботливых рук, выраженных в форме дружеских голосов иногда не помешают. Пожалуйста. Их есть у меня:-).

Выберите себе трех человек, включая себя, если захочется, поддерживающие голоса которых в нужный момент помогут Вам. Пускай это будут Мистеры Х и У, а также Мисс А.

пускай шепчет: , а будет ласково произносить: .

Дальше, как хороший режиссер, репетируем с Мистерами и Мисс их речь. Добиваем качественных, душетрогательных интонаций в нужное время и в нужном месте. Объясните им, по какому Вашему сигналу им надо начинать свою роль.

После того как с актерами закончили, надо подобрать музыкальное оформление. Выбираем музычку помощнее. Такую, чтобы из кожи вылезти хотелось и: Репетиция!

Актеры скандируют, шепчут, говорят! Музыка ревет! А у Вас рот до ушей, а в душе огонь. Как в песенке. А тут Вы сам себе друг. Здорово? Пользуйтесь на Счастье.

Ваш Геннадий Павленко.

Теперь опишу собственно технологию управления собою.

Первый этап – это глубокое расслабление. Оно позволяет отрешиться от тревожащих мыслей. Сначала, пока только учишься расслабляться, мысленно надо следить за мышцами сначала лица, потом шеи, туловища, рук, ног. Не следует только обращать внимания на глаза, иначе вы будете испытывать напряжение – ведь глазные яблоки движутся в том направлении, о котором вы думаете. Позднее, уже научившись, достаточно просто захотеть расслабиться и представить себе образ, способствующий расслаблению (например: «Я лежу в мягком гамаке в потоке солнечного света и теней от листьев»). И если учиться расслабляться желательно лежа, то потом достичь расслабления можно в любой позе – тогда срабатывают только те мышцы, которые нужны для ее поддержания.

Второй этап – дыхание. Расслабившись, надо несколько раз глубоко вдохнуть. Это окончательно изгоняет посторонние мысли. Мозг настраивается слушать ваши команды и выполнять их.

Третий этап – упражнение в том, чего нет. Вы приказываете рукам и ногам почувствовать тепло, а на лице – ощутить легкий прохладный ветерок. Если вам это удалось – значит, вы подчинили себя себе, и можете задавать команды. Кстати, они должны быть короткими – ведь это программа, состоящая из коротких инструкций. Вы проводите программирование мозга как компьютера.

А что же можно себе приказать? Да всё, что надо, вплоть до «выздороветь до завтра». Как себя программировать, покажу на простейшем примере.

Вы боитесь проспать.

Не надо думать о том, что вы проспите, или что обязательно надо уснуть, или что времени для сна осталось мало.

Последовательность команд должна быть примерно такой.

Мне надо встать в семь часов утра. Сейчас три часа ночи. Времени вполне достаточно, чтобы выспаться. Я проснусь ровно в семь часов. Когда я проснусь, я медленно посчитаю от пяти до одного. За это время мой организм проснется. Я встану отлично отдохнувшей. А сейчас я медленно считаю от одного до пяти. Когда я досчитаю до пяти, я буду хотеть спать, я засыпаю.

  • Перевод

Простите, реформаторы образования – нам всё ещё нужны зубрёжка и повторение

Я была капризным ребёнком, росшим на лирической стороне жизни, и относилась к математике и науке так, будто они были симптомами чумы. И потому странно, что я превратилась в человека, ежедневно имеющего дела с тройными интегралами, преобразованиями Фурье и, жемчужиной математики – уравнением Эйлера. Сложно поверить, что из матофоба я превратилась в профессора прикладных наук.

Однажды один из моих учеников спросил, как мне это удалось – как я изменила свой мозг. Мне хотелось ответить – чёрт возьми, с трудом! Я всё-таки заваливала экзамены по математике и физике в начальной, средней и высшей школах. Я записалась в класс для отстающих по математике после того, как отслужила в армии, в 26 лет. На выставке примеров нейропластичности у взрослых я была бы первым экземпляром.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте открыло мне дверь в технические науки. Но эти тяжёлые взрослые изменения в мозгу открыли мне взгляд изнутри на нейропластичность, связанную со взрослым обучением. К счастью, моя докторская по системному проектированию, во время которой я постигала точные науки, технологии, технические науки и математику (STEM – Science, Technology, Engineering, Math), и моё последующее исследование на тему человеческого мышления, помогло мне понять недавние прорывы в неврологии и когнитивной психологии, связанные с обучением.

В последовавшие за получением мною докторской степени годы через мой класс прошли тысячи студентов – выращенных в начальной и средней школе с верой в то, что понимание математики через активное обсуждение является талисманом обучения. Если вы можете объяснить, что вы выучили, другим – допустим, нарисовав картинку,- тогда вы, наверное, действительно это поняли.

Примером этой техники, «сфокусированной на понимании», и объектом подражания стала Япония. Но из обсуждения часто пропадает конец истории: в Японии также изобрели и метод обучения «Кумон», который основан на запоминании, повторении и зубрёжке для достижения школьником отличного владения материалом. Эту интенсивную программу послешкольного обучения предпочитают тысячи родителей в Японии и во всём мире, дополняя совместное обучение детей большим количеством практики, повторений, и с умом разработанной системой зубрёжки, с целью обеспечить им прекрасное владение материалом.

В США концентрация на понимании иногда заменяет, а не дополняет более старые методы обучения, которые, как подтверждают учёные, работают с естественными процессами мозга, изучающего такие сложные вещи, как математика и точные науки.

Последняя волна реформы обучения математике включает «Общее ядро» – попытку назначить жёсткие общие стандарты по всем США, хотя критики и говорят, что эти стандарты не соответствуют достижениям других, более продвинутых стран. Внешне у стандартов есть некая перспектива. Предполагается, что в математике ученики должны иметь равные возможности в концептуальном понимании, практических и процедурных навыках.

Дьявол, как обычно, в мелочах реализации. В сегодняшнем образовательном климате запоминание и повторение STEM-дисциплин, в отличие от изучения языка и музыки, часто расцениваются, как недостойные занятия, тратящие время учеников и учителей. Многие учителя давно считают, что понимание концепций в дисциплинах STEM имеет наивысший приоритет. Конечно, учителям легче вовлечь учеников в обсуждение математических тем (и этот процесс при правильном руководстве может сильно помочь в понимании задач), чем корпеть над выставлением отметок за домашние задания. В результате, хотя процедурные умения и свободное владение предметом должны преподаваться в тех же дозах, что и концептуальное понимание, часто этого не происходит.

Проблема с концентрацией только на понимании состоит в том, что ученики, постигающие математику и точные науки, часто могут нахвататься основных понятий о важной идее, но её понимание быстро ускользает без его закрепления через практику и повторение. Хуже того, ученикам часто кажется, что они понимают что-то, в то время, когда это не так. Такой подход часто может принести лишь иллюзию понимания. Как недавно сказал мне один из неуспевающих учеников, «Не пойму, почему я так плохо справился с заданием. Я ведь в классе всё понимал». Ему казалось, что он всё понял, и возможно, что так и было, но он не использовал понятое на практике, чтобы оно закрепилось в мозгу. Он не выработал процедурного владения или способности применять знания.

Между обучением спортивной дисциплине и обучением математике и точным наукам есть интересная связь. Когда вы учитесь наносить удар клюшкой для гольфа, вы доводите удар до совершенства при помощи практики в течение нескольких лет. Ваше тело знает, что нужно делать, просто когда вы подумаете об этом – вам не нужно вспоминать все компоненты сложного взмаха для удара по мячу.

Точно так же, когда вы понимаете, почему вы что-то делаете в математика, вам не нужно каждый раз объяснять себе одно и то же. Вам не нужно носить с собой 25 шариков, выкладывать их по 5 рядов в 5 столбцов на столе, чтобы убедиться, что 5 х 5 = 25. В какой-то момент вы просто это знаете. Вы запоминаете, что при умножении одинаковых чисел в разной степени вы можете просто складывать степени (10 4 x 10 5 = 10 9). Используя эту процедуру часто и в разных случаях, вы обнаружите, что вы понимаете, почему и как она работает. Лучшее понимание темы происходит из создания в мозгу осмысленного шаблона.

Я выучила всё это насчёт математики и насчёт самого процесса обучения не в классе, а по ходу течения моей жизни, как человек, в детстве читавший Мадлен Ленгль и Достоевского, изучавший языки в одном из ведущих мировых языковых институтов, а затем резко поменявший свой путь и ставший профессором технических наук.

Будучи молодой девушкой, страстно желавшей изучать языки, и не обладавшей нужными деньгами и навыками, я не могла позволить себе оплачивать колледж. Поэтому я после школы пошла в армию. Мне нравилось изучать языки в школе, и казалось, что армия – как раз то место, где человек может получать деньги за изучение языков, посещая высоко ценящийся языковой институт Минобороны – место, где изучение языков превратили в науку. Я выбрала русский, поскольку он сильно отличался от английского, но был не таким сложным, чтобы изучать его всю жизнь и дойти в итоге до уровня 4-летнего ребёнка. Кроме того, «Железный занавес» притягивал меня – не могла ли я использовать знание русского, чтобы заглянуть за него?

После армии я стала переводчиком на советских траулерах в Беринговом море. Работать на русских было интересно и увлекательно – но также это была внешне приукрашенная работа мигранта. Во время сезона добычи рыбы ты ходишь в море, зарабатываешь неплохо, периодически напиваешься, а затем возвращаешься в порт в конце сезона и надеешься, что тебя снова наймут в следующем году. Для русскоговорящего человека была практически только одна альтернатива этому – работа на АНБ. Мои армейские контакты подталкивали меня к этому, но у меня не лежала к этому душа.

Я начала понимать, что хотя знание другого языка – это хорошо, это был навык с ограниченными возможностями и потенциалом. Из-за моих возможностей склонять слова по-русски мой дом не осаждали. Если только я не была готова терпеть морскую болезнь и периодическое недоедание на вонючих траулерах посреди Берингова моря. Я не могла не вспоминать об инженерах из Вест-Поинта, с которыми я работала в армии. Их математический подход к решению проблем явно был полезен для реального мира – более полезен, чем мои неудачи с математикой.

Так что, в 26 лет я, уходя из армии и оценивая возможности, вдруг подумала: если я хочу заняться чем-то новым, почему бы мне не попробовать нечто, что открыло бы мне целый новый мир перспектив? Технические науки, например? А это значило, что мне предстоит изучить новый язык – язык счисления.

С моим плохим пониманием простейшей математики, после армии я занялась алгеброй и тригонометрией по курсу для отстающих. Пытаться перепрограммировать мозг иногда казалось глупой идеей – особенно, когда я смотрела на лица моих более молодых одноклассников. Но в моём случае, а я ведь изучила русский в зрелом возрасте, я надеялась, что некоторые аспекты изучения языка можно применить в изучении математики и точных наук.

Изучая русский, я старалась не только понимать что-либо, но и достигать беглости в этом. Беглость в таком обширном предмете, как язык, требует такой степени знакомства, которую можно выработать только повторяющейся и различающейся работой с различными областями. Мои одноклассники, изучавшие язык, концентрировались на простом понимании, а я старалась достичь внутренней беглости со словами и структурой языка. Мне недостаточно было того, что слово «понимать» означает «to understand». Я практиковалась с глаголом, постоянно использовала его в разных временах, в предложениях, а затем понимала не только то, где его можно использовать, но и где его использовать не нужно. Я практиковалась над быстрым извлечением из памяти этих аспектов и вариантов. Посредством практики можно понимать и переводить десятки и сотни слов с другого языка. Но если у вас нет беглости, то когда кто-то быстро выплёвывает вам кучку слов, как в обычном разговоре, у вас не возникает понятия о том, что этот человек говорит, хотя технически вы вроде бы понимаете все слова и структуру. И вы, конечно, не можете говорить достаточно быстро для носителей языка, чтобы им было приятно слушать вас.

Этот подход, сосредоточение на беглости, а не на простом понимании, вывел меня на первое место в классе. Тогда я этого не понимала, но этот подход дал мне интуитивное понимание основ обучения и выработки экспертных навыков – кускование .

Кускование впервые было предложено в революционной работе Герберта Саймона при анализе шахмат. Кусочками служили различные мысленные аналоги шахматных шаблонов. Нейробиологи постепенно пришли к пониманию того, что эксперты, допустим, в шахматах, являются таковыми, поскольку могут хранить тысячи кусочков знания в долгосрочной памяти. Мастера в шахматах могут вспомнить десятки тысяч различных шахматных шаблонов. В любой области эксперт может вспомнить один или несколько хорошо связанных вместе кусков нервных подпрограмм для анализа и реакции на новую ситуацию. Такой уровень настоящего понимания и возможность использовать это понимание в новых ситуациях приобретается только из знакомства с предметом, полученного от повторений, запоминаний и практики.

Изучение мастеров шахмат, врачей скорой помощи и пилотов истребителей показало, что в стрессовых ситуациях сознательный анализ ситуации уступает место быстрой подсознательной обработке данных, когда эксперты обращаются к глубоко интегрированному набору мысленных шаблонов – кусочков. В какой-то момент осознанное понимание того, почему вы делаете то, что делаете, начинает только замедлять вас и прерывает поток, что приводит к принятию худших решений. Я была права, интуитивно ощущая наличие связи между изучением нового языка и математики. Ежедневное и непрерывное изучение русского языка возбуждало и укрепляло нервные контуры в моём мозгу, и я постепенно начала связывать вместе славянские кусочки, которые легко можно было вызывать из памяти. Чередуя изучение, практикуясь так, что я знала не только когда можно использовать слово, но и когда его использовать не нужно, или нужно использовать другой его вариант, я использовала те же подходы, что используют для изучения математики.

Изучение математики и точных наук во взрослом возрасте я начала с той же стратегии. Я смотрела на уравнение – для простого примера возьмём второй закон Ньютона, F = ma. Я практиковалась в ощущении значения каждой буквы: «f», то есть сила,- это толчок, «m», масса,- тяжёлое сопротивление толканию, «a» было радостным ощущением ускорения. (В случае с русским языком я так же практиковала произношение букв кириллицы). Я запоминала уравнение, носила его в своей голове и игралась с ним. Если m и a – большие, то что будет с f в уравнении? Если f большое, а a – маленькое, какое будет m? Как с обеих сторон сходятся единицы измерения? Играться с уравнением – как связывать глагол с другими словами. Я начинала постигать, что смутные очертания уравнения напоминали метафорическую поэму, в которой существовали всякого рода красивые символические представления. И хотя тогда я бы так это не выразила, но для хорошего изучения математики и точных наук мне нужно было медленно и ежедневно строить прочные нервные кусковые подпрограммы.

Со временем профессора математики и точных наук сообщили мне, что построение хорошо зафиксированных в памяти кусочков опыта посредством практики и повторения было жизненно важно для достижения успеха. Понимание не приводит к беглости. Беглость приводит к пониманию. Вообще, я считаю, что реальное понимание сложной темы происходит исключительно от беглости.

Вторгаясь в новую для меня область, становясь инженером-электриком, и, в итоге, профессором инженерного дела, я оставила русский язык позади. Но через 25 лет после того, как я в последний раз подымала стакан на советских траулерах, мы с моей семьей решили совершить путешествие по Транссибу через всю Россию. И хотя я с удовольствием ожидала давно желанного путешествия, я ещё и волновалась. Всё это время я практически не говорила по-русски. Что, если я всё забыла? Что дали мне все те годы достижения беглости?

Конечно, впервые зайдя в поезд, я обнаружила, что говорю по-русски на уровне двухлетнего ребёнка. Я искала слова, мои склонения и спряжения путались, а почти идеальный ранее акцент звучал ужасно. Но основа никуда не делась, и постепенно мой русский улучшался. Даже рудиментарных знаний хватало для ежедневных нужд. Вскоре экскурсоводы начали подходить ко мне за помощью в переводе для других пассажиров. Прибыв в Москву, мы сели в такси. Водитель, как я потом поняла, попытался нас обмануть, поехав в другую сторону и застряв в пробке, считая, что не разбирающиеся иностранцы спокойно выдержат лишний час счётчика. Внезапно русские слова, которыми я не пользовалась десятки лет, вылетели из моего рта. Сознательно я даже не помнила, что знаю их.

Беглость, когда она понадобилась, оказалась под рукой – и выручила нас. Беглость позволяет пониманию встроиться в сознание, и всплывать по необходимости.

Смотря на недостаток людей, специализирующихся в точных науках и в математике в нашей стране, и наши текущие техники обучения, и вспоминая свой собственный путь, с сегодняшними моими знаниями о мозге, я понимаю, что мы можем достичь большего. Как родители и учителя, мы можем использовать простые методы углубления понимания и превращения его в полезный и гибкий инструмент.

Я открыла, что наличие основной и глубоко выученной беглости в математике и точных науках – а не простого «понимания», чрезвычайно важно. Оно открывает пути к самым интересным занятиям в жизни. Оглядываясь в прошлое, я понимаю, что мне не обязательно было слепо следовать моим изначальным склонностям и страстям. Та же самая «беглая» часть меня, обожавшая литературу и язык, в результате полюбила математику и точные науки – и в итоге, преобразила и обогатила мою жизнь.

Люди все время спрашивают: «Как мне перепрограммировать свой мозг?» А вы что, киборг? Большинству людей не нужно перепрограммировать свой мозг, им нужно запрограммировать его первый раз. За время вашей жизни у вас было множество мыслей, которые появлялись автоматически, огромное количество каких-то событий, из которых и сложился ваш метод мышления. И поэтому некоторые люди говорят, что у них постоянно возникают какие-то негативные мысли, от которых они не могут избавиться. Или кого-то мучает какая-то плохая, навязчивая идея, что они не могут даже сосредоточиться.

Давайте поговорим о том, как появляются ваши мысли.

Если у вас есть какие-то негативные мысли или чувства, которые постоянно возникают, это те мысли, которые легкие. Сейчас объясню. Психологи любят разделять их на две системы. Первая - автоматические, неосознанные мысли и импульсы, которые появляются от вашего тела. И обычно ваш мозг говорит: «Слушай, мы уже думали об этом» или «Дружище, я хочу тебя от этого защитить». Именно такие мысли относятся к первому, легкому уровню. Ваш мозг обожает оптимизировать себя и ненавидит делать тяжелую работу. Поэтому он работает по принципу: Что мы уже знаем? Как мы может применить это к сложившейся ситуации? Поэтому, если у вас были какие-то страхи в прошлом и вы находитесь в похожей ситуации, ваше тело генерирует эти страхи и говорит мозгу: «Мужик, нужно сматываться». Но иногда эти мысли не помогают, хотя они и автоматические. Просто ваш мозг считает, что это самая легкая, известная тропинка.

И часть становления более взрослым, здравомыслящим человеком - это контролирование второй системы. Которая является осознанной частью нашего мышления. Это наша способность вырабатывать, контролировать и создавать наши мысли в моменте, не полагаясь на те мысли, которые просто автоматически появляются в нашей голове. Люди, которые достигли сногсшибательных высот, ведущие лидеры мира, сказали: «Мне нужно дисциплинировать свой мозг так, чтобы он поддерживал меня, даже когда он выдает те самые автоматические мысли. Я хочу чтобы они были позитивными, уверенными и сильными. Что-то, что ведет меня к более здравым решениям в моей жизни, а не просто пытается меня защитить.». И вы тоже должны научиться это делать.

Есть люди, которые страдают от повторяющихся, негативных мыслей и чувств. Причина, по которой они возникают заключается в том, что этим мыслям было дало слишком много внимания и значения, чем каким-либо другим мыслям. И эти мысли уходят только через долгий промежуток времени. И все это повторение, которое закрепляет их в разуме, заставляет мозг думать: «О, так это я знаю, держи, погрусти еще».

У этой медали есть положительная и отрицательная сторона. Отрицательная-если вы так и продолжите думать об этой негативной мысли, ваш мозг настроится таким образом, чтобы эта мысль возникала все чаще и чаще, причем автоматически. Положительная-мы можем использовать эту же схему, чтобы вселить позитивные мысли в наш разум.

Мы можем начать задавать себе позитивные вопросы и вырабатывать благополучные подходы к разными ситуациям. Если мы дадим этим положительным мыслям время и значимость, они закрепятся в нашем сознании и тогда мозг скажет: «Это я уже знаю, это просто», и выдаст вам нужные, позитивные мысли.

Полный контроль над вашим вниманием

Первая вещь, которую нужно сделать, это взять полный контроль над вашим вниманием. Замечайте, о чем вы сейчас думаете, причем в течение долгого времени. Вы должны думать: «О чем мои мысли сейчас? Помогают ли они мне? Или же они негативные и препятствуют появлению хороших мыслей?». Для большинства людей заниматься этим тяжело, потому что они никогда раньше этого не делали. Что я хочу чтобы вы начали делать, просто начните следить за своими мыслями, например, когда вы стоите в очереди или в пробке. Как только вы стоите в какой-то очереди, вы должны думать: «Так, я прочитал на сайте Витамарг, что мне нужно следить за своими мыслями. О чем сейчас мои мысли?». Просто проверяйте и замечайте, о чем вы думаете. Чем больше вы будете замечать свой поток мыслей, тем чаще вы сможете его прервать и перенаправить его. Первое - заметили, второе - перенаправили. Если мысль вас не поддерживает - перенаправили.

Сначала хотя бы просто спросите себя: «Какая была бы противоположность этой негативной мысли?». И вы начинаете думать о лучшем, позитивном исходе. И вы фокусируетесь на нем, и повторяете. Можно даже закрыть глаза и представить себе позитивный исход. Представьте себе это, думайте и чувствуйте, как будто это уже произошло. Как только ваш мозг захочет подумать какую-то легкую мысль, которая может быть неблагоприятной, тут же перенаправляйте его, потому что вам сейчас не нужны легкие, негативные пути, вы занимаетесь перепрограммированием своего мозга. Фокусируйтесь, думайте, представляйте, чувствуйте, потратьте на это время и силы.

Но такого не произойдет, что в один прекрасный день мы проснемся и у нас не будет негативных мыслей. Они есть у всех, кто-то нервничает из-за работы или отношений. И ваш мозг тоже может начать думать о всех этих негативных вещах, если вы где-то оступитесь, но он сразу же прервет эти мысли, потому что вы его так запрограммировали. Конечно, вы можете дать этой мысли время и энергии развиться, или вы просто остановите ее и заставите свой мозг думать о позитивном исходе. Заставляйте его. Вы чувствуете, что появляется негативная мысль. Остановите ее. Разбудите свой мозг, думайте о лучшем исходе и фокусируйтесь на нем, пока у вас перед глазами не будет четкой картинки и вы не будете чувствовать его.

Если это звучит слишком по-философски для вас и вы хотите узнать, как же это сделать, вот вам очень просто совет, как перепрограммировать ваш мозг. Напишите на листочке пять простых вопросов, которые вы будете спрашивать себя 3-4 раза в день. 5 позитивных вопросов, которые вы будете читать каждое утро и отвечать на них. Прочитали, ответили. Прочитали, ответили. Каждое утро. Потом в обед. Прочитали, ответили. За ужином. Прочитали, ответили. Пять вопросов: За что я могу быть очень благодарен сейчас? Как я могу удивить или пофлиртовать с кем-нибудь? Как бы я мог развлечься сейчас? Как бы я мог показать любовь или преимущество? Спросите себя утром. В обед. Вечером. Если вы будете делать это в течении 30 дней, вы заметите положительный сдвиг в вашей жизни. Просто вопросы. Но вы придаете им значение. Вы тратите на них время и силы. И ваш мозг начинает перепрограммировать себя и дает автоматические позитивные ответы на эти вопросы, которые вы можете контролировать.

Вторая вещь, которую вы должны сделать. Напишите три слова, которые описывают идеального вас. Например: счастливый, радостный и смелый. Впишите их себе в смартфон и сделайте напоминание, чтобы он жужжал у вас три раза в день. Он прожжужит, вы увидите эти слова и решите, я этот человек - счастливый, радостный и смелый. Даже если вы в плохом настроении, смартфон прожужжит, вы увидите и еще раз повторите, что вы счастливый, радостный и смелый.

Это звучит так просто, но люди все-равно не хотят дисциплинировать свой мозг. Если вы просто будете работать над своим мышлением, ваш мозг перестроится. Заставляйте свой мозг работать так, как вы хотите и как вам нужно.

Последнее, наш мозг настраивается не только через мысли, но и через действия, и поведение. Делайте те вещи, которые хороши для вас, действуйте более отважно и смело, учите себя быть увереннее. И ваш мозг поймет, что вы в одной команде, и что именно так и нужно делать. Вы реагируете на плохие ситуации иначе-по хорошему, потому что мы так уже делали. Относитесь ко всему добрее. Ваши действия настраивают мозг так же, как и ваши мысли.

Будьте человеком, которые думает позитивно и относится ко всему остальному с позитивом. И однажды вы проснетесь и почувствуете: «Я чувствую себя просто великолепно, я полон энтузиазма и заряжен!» Вот, что значит-жить полной жизнью.